12 февраля 1949 г., № 35 (1259).
	тельства СССР на поту
	MPabuiebeiwe
	Москве, & вместе с тем и нот оотоввний.
товорить о ‘какой-либо дискриминации,

Что касается вопроса .0 «равенетве» и
«полнби Вавноправии»  веех ^. участников
Совёта, о котором” товорится в ноте Юю-
славского Правительства, то этот принцип
воегда находился в основе политики CCCP
и -стран народной демократии, Именно. no-
литика Югославекого. Правительства нару-
шает этот принцип, & попытка представить
ero как нечто новое в политике СССР и
стран народной демократии является лиш-
ним доказательством лицемерия Ютославч
кото Правительства.

‚  фОтославакое Правительство ставлто два
условия своего вступления в Совет. Эконо-
‘уйческой _ Взаимономощи,

°  Ро-первых, Югославекое Правительство
требует восстановить действие существую-
щих договоров с Югославией о, взаимопо-
мощи и дружбе, якобы нарушенных Совет-
ским Союзом _и странами народной демо-
кратии. Эта претензия Югославекого Пра-
вительства является насквозь фальшивой и
рассчитана на то. чтобы ввесли в заблуж-
дение югославский народ. На самом деле
не кто иной, как ТОгославское Правитель-
ство. нарушило эти договоры и обязатель“
‚тва, заменив старую политику дружбы ¢
СССР. политикой вражды,

Во-вторых, Югославское Правительство
требует прекратить кампанию, ведущуюся
‘будто бы против Югославии. Этё претен-
зия также насквозь фальшива и рассчита-
на на то, чтобы ввести в заблуждение юго-
славский парод, ибо Югославское  Прави-
тельство не может не знать, что никакой
кампаним против Югославии не ведется ни
Советским Союзом, ни странами народной
демократии, а ведется лишь критика враж-
дебной политики Югославсжого Правитель-
ства в отношении СОСР и стран народной
демократии. Ни для кого не тайна, чо
  Ютославское Правительство проводит мас-
совые репрессии и аресты против ютослав-
‚ских граждан, стоящих за дружбу с СССР
и странами народной демократии, Нельзя
квалифицировать эти массовые репрессии
‚и аресты иначе, как проявление вразуеб-
пой политики. в отношении СОСР и став
	СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ
	Пеустанно пропагандировать
приоритет советской ›
науки и техники
	ОБЗОР ПИСЕМ)
	чтобы показать успехи советских конот-
рукторов авиационного, оружия, создавщих
лучигие в мире авиационные пулеметы и
пушки. Изучая, — например, пулемет
«ШЕАС», руководитель занятия отмечает,
что этот пулемет по своей скорострельно-
CTH H начальной скорости выше любого
зарубежного образа, принятого на воору-
жение ВВС иностранных армий».
Большинство преподавателей для под-
тверждения своих мыслей приводят на 38-
нятиях много. фактического ^. материала,
ссылаются на опыт Отечественной войны,
стремясь дополнить рассказ конкретным
боевым эпизодом. Таким образом, урок ста-
новится ‘убедительным, живым, ярким.
Копитан звизционно-технической служ-
	(твбт Правитель
ЗИ кого
	1-0 февраля _ Министерство Иностран=
ных Шел Югославии передало Советскому
Посольетву в Белграде’ ноту Правительства
ТОгославии о ’ ПОВОДУ. собтоявшегося в
январе 1949 года`в Москве экономического
совещания представителей СССР, Болгарии,
Венгрии, Польши, Румыний И Чехослова-
кии и еоздания “Совета _ дкономической
Взаимопомощи этих, стран.

В своей ноте’ Югославекое Правительство
выражаег ‘удивление по’ поводу ‘непригла-.
шения Югославии участвовать в упомяну-
том. совещании. и заявляет, что тем самым
в отношении ЛОтославии совершен акт ди
скриминации; “иротиворечащий существую-
щим договорам, заключенным Югославией
с СССР и лругими странами —- участни-
цами совещания. ^ $

Заявляя, что решения совещания, в
особенноети принцип равенства и полного
равноправия всех государств, входящих в
указанный Совет, соответствуют его точке
зрения, Ютоелавское Правительство  счи-
тает, что на Этой основе оно могло бы
участвовать в Совете Экономической
`Взаимопомощи. При этом’ Югославекое Пра-
вительство в качестве условий своего уча-
стия в Совете Экономической  Взаимопо-
мощи выдвигает требование немедленно
приступить к выполнению всех обяза-
тельств по договорам СССР и стран народ-
ной ‘демократии с Югославией и прекра-
тить кампанию, направленную якобы про-
тив Югославии.

11 февраля Поверенный в делах СССР
в Югославии Г. П. Шнюков посетил Ми-
нистра Иностранных Дел Югославии г. Вар-
деля и вручил ему нижеследующий ответ
Советского Правительства Ha ноту Юго-
селавского Правительства:
	«Советское. Правительство ° рассмотрело
ноту. Правительства Федеративной Народной
Республики Югославии от 1 февраля
1949 года, в которой выражается «удив-
ление» по Поволу неприглашения Югосла-
вии участвовать в экономическом совеща-
нии представителей СССР, Болгарии, Вен-
трии, Польши, Румынии и Чехословакии,
имевшем место в январе этого года в
	О НЕПРЕРЫВНОСТИ
ЛЕТНОЙ ТРЕНИРОВКИ
	Управляя сложным комплексом  агрегаг“
тов современного самолета, летчик Вы-
полняет очень много различных действий.
Число их все болев возрастает! по мере из-
менений условий полета и насыщения его
пилотажем или упражнениями по боевому
применению. Поэтому летчик должен 4б-
падать прочными навыками, позволяющи-
ми четко, координированно работать рыча-
тами управления и мгновенно  резгиро-
вать на изменения обстановки,

Эти качества приобретаются не сразу, 4
вырабатываются повседневной трениров-
кой. Практика показывает. ‘Что: Дли-
тельные перерывы в: летной работе от-
ринательно сказываются на квалификации
авизтора. Чтобы постоянно поддерживать
на должном уровне свои профессиональные
качества, каждый летчик должен система-
тически тренироваться в воздухе и нё`зем-
ле.
	лейтенанты Васюков и Чеснов, тренажеры ©
используются ‘плохо. 06 этом убедительно пауки и
товорит практика обучения’ лейтенанта ВУ-  OB3

ницина. Часто у него бывали перерывы в ( ОР
полетах, во время которых ок не занимал” Раз’яснение преимуществ социалистиче-
ся тренажем. Немудрено, что, поднимаясь   ското строя, И TpMopuTera GTeue-
	ся тренажем. Немудрено, что, Пони   ского строя, пропаганда приоритета отече-
затем в воздух, Вуницин допускал промахи   ственной науки и’ техники, достижений
в технике пилотирования, неуверенно дер-  наших ` ученых, инженеров, изобретателей
жалея в строю при’ групповых полетах.   являются могучим средством воспитания
Следует заметить, что и командир  Э©Кад-  советского патриотизма, советской нацио-
	Следует заметить, что и командир эокад-
рильи и его заместитель &ало заботились
о проведении тренажей в периоды нелет-
ной погоды. ру

Иную картину мы наблюдаем `В э05зл-
рилье капитана Шалавина. Этот опытный,
всесторонне подготовленный офицер проду-
манно организует обучение летчиков И
постоянно добивается непрерывности в их
профессиональной тренировке. Планируя
петную учебу, капитан. Малавян бтремится

советского патриотизма, советской нацио-
нальной и военной гордости.
Поступающие в редакцию мнотрчиелен-

1 ные письма свидетельствуют. 0 том, что.

занятиях в авиашкблах и училищах, лек-
циях, докладах, беседах, во всей партийно-
политической ‘работе пропаганда  преиму-
ществ социалистического строя, нашего
приоритета в науке и технике заняла, 38
последнее время достойное место.

Интересным опытом делится в CcBOeM

И Е
	то ОВ & < ть  РАМОН р
908. 3 ПЕЛЬЮ ROMARAMD TETHOM WOK   H noCTABTS KEIO TUE, чтобы навыки, при-  «Преподаватели стремятся
разделения обязан методически праВИЛЬНО   обретенные в воздухе, поддерживались 1уе-

планировать и проводить  учебно-трениро-   нировкой на земле, что в

проводить   бы В. Ашурков в письме в редакцию рас
каждое занятие на высоком идейном   сказывает 0 том, что в школе младиих
свою. очередь   уровне, — пишет он. — Они насыщают   авиаспециахистов состоялись  предметно-

о о CHReITAnHeA. ROTODHIe WOMOTAL
	вочные полеты: Полетные задания следует
тавать, учитывая уровень подготовки лет-
чика, т. е. строг соблюдая принции пере-
хода от простого к сложному. ‹ Планируя
	являлось одним из: этапов полготовви
выполнению задания 8 воздухе:

Таким образом, командир эскахрильи ‹03-
дает все условия для тото, чтобы летчики
	и яркими примерами, показывающими ве-
личие нашей страны, являющейся родиной
многих замечательных открытий и изобре-
	преподавателям и инструкторам пересмо-

ama ham
	se паи

треть конспекты и методические. разрадот-
ки. дополнить их материалом, показываю-
	хода OT простого в Сноу. рт Г %   ag +

4 aeT все условия для того О ЛотчиАя   МОНА VAR ie eee aivpriveaeane oS MM i

индивидуальную подготовку, нужно ROOK Е НН, развивали‘ и_3а-  тений». не ° ф щим приоритет нашей науки и техники, 2
ваться непрерывности в тренировке, не 29-   репляли профессиональные навыки. Вла-  Тов. Малышев далее рассказывает о том,   тем самые повысить качество занятий.

eo pe Е ee, ели ом аа и . Лалее. тов. Ашурков подробно освещает
	пускать в летной работе больших переры-
вов, которые обычно. заставляют летчика
возвращаться назад. для восстановления
утраченных навыков.

Однако некоторые авиационные  Боман-
лиры не придерживаются этих правил. в
практике обучения. Например, летчика Ва-
сюкова, прибывшего в эскадрилью  штур-
MOBHEOB, долго готовили к самостоятельно-
му вылету. Наконец, заместитель команди-
ра эскадрильи канитан Миронов после кон-
трольното полета разрешил этому летчику
самостоятельно вылететь на боевом само-
лете. Но в плановой таблице очередного
летного дня полет лейтенанта Васюкова не
был предусмотрен. Tak прошла неделя,
зторая. Затем Васюкова снова посадили В
хчебный самолет. После нового контроль-
	какая болышая и кропотливая работа про-
делана офицерским составом по сбору и
систематизации материалов 0б открытиях,
изобретениях. деятелей отечественной на-
уки и техники. На. курсе подполковника
Цетручук, например, — имеются четыре
больших альбома, в которых собраны вы-
резки из газет, журналов, содержащие
краткие сведения о жизни и деятельности
корифеев авиационной науки и техники;
Н. Е Жуковского, Е. 9. Циолковекого,
С. А. Чаплыгина. В альбоме. посвященном
истории Воздушного Флота СССР, подобран
отличный материал, последовательно  ил-
люстрирующий достижения тех, кто создал
отечественную авиацию, начиная от пер-
вого изобретателя самолета русского ‚мор-
ского офицера А. Ф. Можайского и кончая
	тотворное влияние такого метода обучения
можно проследить ‘на успехах многих офи-
церов. Летчику Кирьянову приходилось ле-
тать относительно редко, но после каждого
вылета командир отмечал ем хорошую
технику пилотирования. 0б’яснялось это
тем, что во время перерывов в летной ра-
gore Кирьянов много и вдумчиво занимал-
ся на земле в кабине самолета-тренажера
и в классах, тде установлена тренажная
апиаратура. Эти занятия протекали. после-
довательно и организованно, под постоян-
ным наблюдением командира эскадрильи.
Как-то Кирьянов на протяжении двух
недель ни разу не поднимался в воздух.
Но за это время летчик глубже изучил ин-
струкцию по эксплоатации самолета и мо-
тора, просмотрел свои конспекты по
	„Далее: тов. ADLYPROS Bea соо
опыт проведения занятий одним из луч-
ких преподавателей школы техник-лейте-
	нантом Ланилиным: Успех тов. Данилина
	соетоит в том, что он тщательно готовитея
к каждому уроку, подбирает характерные
примеры для иллюстрации высказываемых
	eee ЕВ:

им положений, как правило, использует
	наглядные пособия, заботится, чтобы ма-
териал был изложен простым, понятным
языком. Преподаватель на ряде поучитель-
ных фактов показывает, какие  замеча-
тельные условия” создали  большевистская
партия, советское правительство для раз-
вития способностей и талантов наших. лю-
	Чтобы каждое занятие, -—— будь это’ урок
Ho социально-экономическим дисциплинам
	О eee ИЕ ОИ НА ЕО
или урок па теории авиации, теории

PACU Des > ee Е ЕР тора просмотрел свои RORCIER Ta
ного полета повторилась та же история: , . a

6 летчике abun ero НЫ He Е зэродинамике и воздушной навигации. Поч- талантливой плеядой советских конструк“ р A
т . ти каждый день под наблюдением коман-  торов самолетов и моторов, взращенных душной стрельбы, — было идейно целе-
устремленным и проводилось на высоком

Плетнева   большевистской партией, товарищем
Сталиным, уровне, преподаватель обязан много. тру-
ЕВ Ких нробхотимо прежле всего поза-

Ех о пы ний ча аа РЗ ча тт

в план. Перерыв в летной работе Васюкова 0
все увеличивался, и ему опять приходи- дира звена старшего лейтенанта
или самостоятельно он тренировался в 0б-
	диться. Ему необходимо прежде всего п08а-
сотиться 0 повышении своего педатогиче-
	еты © инс BTOpOM. a SR Dek RE За И ну ФФ. Такие Же альбомы изготовлены И Ea
лось ‘совершать пол тру зашении © зрматурй кабины — самолета. nen Mees АИ
	Cen KOH   и ее о 4. Они позволяют проследить,   оотиться 0 IBD ee Зе ео
: елал Васю- С -  других циклах. Они по ,
НИМ Rorga na aapoxpome muta yueono-Goebaa DB как развивалось отечественное авиацион-   ского мастерства, повседневно самому

ков за летний период учебы, а_ самостоя- бота, Кирьянов следил за действиями лета- а
- б : } ; еждают, что тьея, постоянно ис
тельно почти не летал. Несколько ра3 610   их экипажей обрашая внимание ual] Hoe вооружение, наглядно убеждают, — “on yaureed, Mme fume on Runee Rrex гОбЫТИЙ.
	знать pce TO HOBOS, чем заполнева наша
жизнь, что дают быстро развивающиеся
наука, техника, промышленность.
Многие товарищи в своих письмах пред-
патают чаще проводить лекции и беседы о
новых достижениях наших ученых, из0-
бретателей, демонстрировать . научно-пону-
	лярные фильмы, устраивать фотовитрины
советских конструкторов, лауреатов -
линских премий. Высказывается мысль ©
скорейшем созлании полноценных учебни-
	ков, раскрывающих во всей полноте за-
слуги наших ученых в области развития
	авиационной науки, воздухоплавания, Car
‘молето- и моторостроения, авиационного
‘вооружения и оборудования.
	нашей стране принадлежит приоритет в
изобретении и применении радио. и т. Д.

Партийная организация, возглавляемая:
инженер-майором  Болтенковым, провела
для актива цикл лекций на темы: «Совет-
ский Спюз — родина реактивной техни-
ки», «Попов — изобретатель радио» и др.
Авиаторы много сделали для того, что-
бы в частях и подразделениях, в учебных
классах была создана наглядная агитация.
Устроены стенды, посвященные перелетам
советских летчиков по Сталинским марш-
рутам, ‘нарисованы таблицы мировых ре-
кордов, принадлежащих нашим” летчикам.

«Наши преподаватели, — пишут майор
В. Меов и старший техник-лейтенаят
П. Фонф. — используют все возможности,
	Активная помощь
	т

Большую помощь в работе нашего орг-
бюро ДОСАВ оказывают офиперы-авиато-
ры. Они выступают перед рабочими, слу-
жащими и стулентами с лекциями и до-
вкладами по авиации.

Герои Советского Союза офицеры запа-
са бывшие летчики тт. Боняев и Соловь-
ев, являясь членами оргбюро ДОСАВ, ак-
тивно участвуют в их деятельности, Лет-
чик офицер Таран не раз выступал на
встречах молодежи с участниками минув-
шей зойны. Со студентами медицинского
института он провел беседу о действиях
авиации во время Великой Отечественной
войны и рассказал о своем боевом пути,

Немалую помощь оказывают  авизлофы

и лекторам общества. Так, офицер бкля-
ренко прорепензировал лекцию  «Автопи-
лот», подготовленную тов. Парузиным. Ма-
стер парашютног  споиа  Шимановокий
проконсультировал лекцию о развитии ¥
применении израшюта,

Недавно быта срганизована большая вы-
ставка, показывающая работу различных
специальных глужб по обеспечению поле
тов. На выютавке, где имелись отделы ме.
теослужбы, фоторазведки, параптютного де-
ла, авиасвязи ий др., побывало немало по-

`ботителей. Она повысила интересе к изу.

чению авиационной техники.
т С. СОБОЛЕВ.

фамилия появлялась в плановой таблице,
но по различным причинам полеты TO H
`лело срывались. В итоге лейтенант Ва-
сюков имеет малый налет и в 080ей пол-
тотовке значительно отстал от товарищей.
‹ Это — не единичный случай в эс5ад-
рилье, 6 которой идет речь. Примерно то
же произошло здесь и < лейтенантом Wee-
новым. В течение нескольких месяцев он
не поднимался в воздух ив значительной
мере утратил приобретенные навыки. Счи-
тая Чеснова недостаточно подготовленным,
комантио подразделения не включал его в
состав экипажей, совершазииих групповые
полеты. В то же время ничего не делалось
для Toro, чтобы подтянуть. Чеснова 20
уровня остальных летчиков. Привело это
х тому, что он He выполнил учебной иро-
граммы.
Правильно спланировать учебный про-
пес — значит дать равномерную нагрузку
каждому авиатору, добиться, чтобы не бы-
Ло отстающих, чтобы те, кто слабее нодго-
товлен, быстрее поднимались до УРОВНЯ
передовиков учебы. Правда, командир не
всегда имеет возможность избежать  пере-
рывов в летной практике отдельных авиа-
торов. Часто они вызываются нелетной по-
годой и другими, не зависящими от коман-
дира причинами. Значит ли это, что тре-
нировка летчик» в таких случаях должна
прекращаться? Конечно, нет. Она должна
продолжаться в другой форме — на земле.
Используя в полной мере тренажную ап-
паратуру, летчик в перерывах между поле-
тами может и должен поддерживать ранее
приобретенные профессиональные навыки.
Между тем, в эскадрилье, где служат

= Г СР

технику взлета и посадки. При этом ле
чик делился своими впечатлениями
командиром звена, и тот‘ соглашалея с в
суждениями или, наоборот, предбетёрег
его от ошибочных заключений. Критич
ский анализ действий других экипажа
также помогал Кирьянову  поддержива
летные навыки. Вюгда же после длител
ного перерыва лейтенант Кирьянов отп
вилея в контрольный полет, то показа
что он может самостоятельно пилотирова:
машину. - о

Капитан Шалавин придает больное зн
чение правильной организации учебно
процесса. Он хоропю знает уровень подг
товки подчиненных, сильные и  слабЕ
стороны каждого из них и при планиров
нии полетных заданий придерживается и
дивидуальнего подхода, строго  соблюда
принцип последовательного перехода
простого к сложному. Командир эскадрили
и командиры звеньев уделяют много вн
мания организации  тренажей, прич
они также учитывают уровень подготов:
и индивилуальные  обобенноети  каждо
летчика. Капитан Шзлавин приучает ле
чиков в часы: пребывания Ha  аэродро
наблюдать 3a действиями экипажей, нах
дящихеся в воздухе, критически оценива
выполнение ими взлета и посадки.

Далеко не случаен тот факт, ‘что в BT
эскадрилье нет отстающих летчиков, 4
учебно-боевая работа проходит здесь if
каких-либо летных происшествий. Про}
манно планируя полетные задания, оргае
зуя систематическую тренировку на зем.
т. е. соблюдая: последовательноеть в-_лете
тренировке, капитан Шалавин выращив:
умелых авиаторов.

Подполковник И. ДВОЙНЫХ,

Самолет профессора
	‘чиви. внесли
	Советские инженеры и летчики внесли
	Москве, и содержится утверждение, что   народной демократии.

тем самым в отношений Югославии совер-   Совет Экономической Взаимопомощи ‹0з
Mew «акт дискриминации», «противореча-   дан не для обычного ` экономического 0о-
ший» существующим договорам, заклю-   трудничества, которое, существует, скажем,
ченным Югославией ве СССР и другими   между СССР и Бельгией или Голландией
странами. —— Участниками вышеупомяну-   ло линии торговли. Совет Экономической
	Взаимопомощи. создан для широкого эконо-
мического сотрудничества стран, ведущих
в отношении друг друга честную и дру
жественную политику.

Советское Правительство считает  жела-
тельным участие Югославии в Совете Эко-
номической Взаимопомощи. Ho участие
Югославии в Совете Экономической  Взан-
мопомощи возможно лишь в том случае, если
Ютгославекое Правительство откажется 01
‘враждебной политики в отношении  ССОР и
стран народной демократии и вернетея к
старой политике. дружбы, Советское Пра-
вительство не сомневаекя Bp» TOM, FN
‘только. решительный разрыв, с политикой
вражды и переход на путь политики друж-
бы может соответствовать коренным  инте-
ресам югославских народов, интересам их
	того совещания,

Советское Правительство считает, что
приведенное выше, утверждение  Югослав-.
ского. Правительства является необоснован-
ным, поскольку само Югославекое Прави-
тельство, заняв враждебную позицию в от-
ношении СССР и стран народной демокра-
тии, исключило возможноеть участия Юго-
славии в Московском совещании,
	`Советекое НЧравительство считает необ-
ходимым отметить, что эта враждебная по-
зиция Югославекого Правительства в отно-
шений СССР находится в полном противо-
речии е советеко-югославским договором’ о
дружбе и взаимопомощи и с. теми ‘обяза-

тельствами, которые Югославия взяла ‘на.

себя по этому договору. Ири таком пойожез
нии у Правительства Югославии нет оено-
ваний ‘выражать удивление по поводу
неприглашения югославских  предетавите-

зрпславокое правительство откажется 01

‚враждебной политики в отношении: СССР и

стран народной демократии и вернется к
вительство не сомневаекя Be TOM, FN

только. решительный разрыв, © политикой
  вражды и переход на путь потитики друж-

экономического преуспеяния и независимо-

сти Ютославското государства».
	неприглашения югославских  представите-   сти Югославокого государства».
лей на указанное выше совещание в (TACC).

И ee eee eee eee
	270 благодарностей  [вещание отличников
	ЮЖНО-УРАЛЬСЕИИ ВОЕННЫЙ ОКРУГ

‚  В прошлом году воздушные воины нал
11 февраля. (По телеграфу от наш. корр.).   шей’части добились значительных yeules
270 благодарностей об’явлено за год ком-   хов в учебе.
сомольцам авиачасти, тде секретарем бюро
	=“ MM EMMA GUA лалададина Ц
старший лейтенант Завьялов. 970 —

редовиков боевой и политической подготова
кий показатель примерности soweowozsten ки был обобщен их ‘опыт учебы.
	в труде и учебе,

Большинство членов организация ВЛАСМ
Этой части- авиационные механики. Они
в совершенстве‘ освоили свою специаль-

ность, грамотно эксплоатируют материать-

ную часть, умело обслуживают каждый
учебный ‘вылет.  Вомеомольпами-меха-

‚‘товки штурман эскадрильи стариий

— rl М У У УФРАМЕЕ. SE УАЗ OF AU a,

Отличние боевой и политической подго
лей
тенант Разумов рассказал о том, как он
‘учится сам и учит своих подчиненных.
Основным методом совершенствования зна
ний этого офицера является самостоятелья
	учебный ‘вылет. Комсомольцами-меха-
никами за тод сэкономлено много’ горю-
were,

eT

и мало кто ожидал от нее чего-либо ново-

го. Одни лишь строители самолета были,

как воеёгда, здесь, терпеливо ожидая успе-
Ха. :   .

Нюхтиков, как всегда, промчалея по
бетонной дорожке, чуть оторвалея oT нев,
потом whnat pan рат Ш pOoNnavied 42 зом

ме составляет; план занятий, в

ний этого офицера является самостоятель“
ная учеба. Офицер Разумов по каждой те
‘котором
указывает узловые вопросы. Затем он под-
бирает литературу и, изучая ее, делает
выпиеки в специальную тетрадь. При
этом Разумов пользуелея не только треко-
мендованной литературой, но и статьями,
опубликованными в военных журналах, в
которых освещены вопросы изучаемой им
темы. Только после проработки всего этого
материала он составляет конспект.
	Благодаря такому методу самостоятель“
ной учебы офицер Разумов xopomo изу
чил свою специальность, Умело проводит
теоретические занятия с подчиненными,
широко использует схемы, экспонаты
агрегаты и друтие наглядные пособия.
	Офицер. Разумов немало внимания удез
ляет ‘подготовке молодых штурманов. Тв;
„молодые штурманы лейтенанты Осколонов
и Бритов, недавню прибывшие из школы,
под руководетвом старитего лейтенанта Рз=
зумова быстро овладели детальной ориен-
тировкой, освоили сложную ‚радиоаитара-
туру, находящуюся на борту воздушного
корабля, научились хорошо стрелять и
бомбить. -
	Наряду в непрерывным  совершенство-
ванием и повышением своих знаний и лета
ных навыков офицер Разумов много рабо-
тает над изучением маркеистско-ленинской
теории. ^
	На. этом же совещании поделился своим
опытом работы по подготовке  материалья
ной части в полету apmamexaume Commun.
	«То, что можно сделать сегодня, не от
кладьвай На завтра», — BOT  оеновное
	и мало кто ожидал от нее чето-либо ново-
Xa, ,

Нюхтиков, как всегда, промчался по
бетонной дорожке, чуть оторвалея от нев,
потом убрал газ, сел и вернулея к месту
взлета. Потом он осмотрелея по сторонам
и дал полный газ. Самолет помчалея. Бе-
тонные плиты взлетной полосы © нараста-.
юшей скоростью понеслись назад и вдруг
стали уходить вниз.

Чюди, стоявшие у знгаров, услышав
непривычно громкий рев «курицыных» м0-
торов, повернули толовы и начали уси-
ленно протирать глаза. Самолет был над
лесом и уверенно набирал высоту. Вот он
делает круг И затем точно приземляется у
посадочного знака.

У самолета мгновенно, точно из-под зем-
ли, выросла толпа, Строители и ремонтни-
ки осторожно сняли Нюхтикова © крыла
И от об’явшег их восторга’ в криками
«ура» стали подбрасывать вверх.

Под’ехавшее начальство выручило лет-
чика, не дало, чтобы ему на тадостях по-
мяли ребра , 0: :

Uno касается приказа, то он таки OC-
талея неподписанным. Телефонный звонок
© состоявшемся удачном полете: прекратил
жизнь этой «бумаги». =

Полеты продолжалиеь в  нарастающем
темпе. Во время испьыманий выяснились
еще кое-какие недостатки. Их уетранили,
И этот необычайный самолет стал так же
	ные теоретические выводы более важными,
чем данные эксиеримента. Для пущей убе-
дительности этот член комиссии достал из
портфеля толетую тетрадь математических
расчетов.
		34 эти рулежки и полскови, да И 34а не-
	MIURA Fee UE eee eee called > —=—__—e reeves

* обычайный «куцый» вид летчики, 100я-  у a будет хорошо ле-
решающий вклад в теорию и практику 7 ашина должна Уд орошо
создания самолетов «летающее крыло», или, (ИЗ РАССКАЗОВ щие короткие и хлествие ee rea тать, — спокойно возражал Нюхтиков.

зак их еще называют.  «бесхвостки» В О ЛЕТЧИКАХ-ИСПЫТАТЕЛЯХ) звали новый самолет «курицей  летч —- Почему же вы 40 CHX Hop He лета-

ne om
		Нюхтикова». А выражение «рулежки Ca-
молета» заменили новым: «обрул курицы».
„Время шлю. «Курица» все еще остёвз-
лась на земле, ее репутация изо дня в день
падала. Вое-кто стал  поговаривать, wT
игра не стоит свеч: надо, дескать, бросить
испытания и дело дать в архив.

Между тем Нюхтикор ощутил в машине
то «рациональное зерно», которое сю вре-
менем могло бы дать хороший плод. Jer-
Чик-большевих, он твердо знал, что успехи
никогда не приходят сами собой. Их надо
завоевывать, и подчас в очень упорной
борьбе.

— В эм и состоит в данном случае
мой партийный долг, —— возражал летчик-
испытатель тем, кто сомневалея в успехе.
— Я обязан поддержать хорошее начина-
ние и сделать все, что в моих силах, что-
бы добиться успеха.

И он трудилея < увлечением, изо всех
сил.
Нюхтиков перечитал кучу специальных
книг, ездил слушать лекции конетруктора,
рука об руку трудился с ним. С каждым
новым «обрулом курицы» летчик вое боль-
ше познавал машину и, внося нужные по-
правки, уверялея, что вот-вот она полетит.

Между тем вокруг «бесхвостки» разго-
релись споры. Одни считали рискованным
заниматься дальше самолетом и, опасаясь
возможных неудач, настаивали на том, что-
бы испытания прекратить. Мнение Нюхти-
кова и начальства, которому он непосред-
ственно подчинялся, было  противополож-
ным. На аэродром прибыла комиссия, что-
бы на месте, у самолета, решить его
судьбу.

— Машина способна только капотиро-
вать. & не летать, — говорил один из чле-
	— Почему же вы до сих ‘HOP не лета-
ли? Боитесь?

— Боюсь? —— Нюхтиков едва удержался
от резкостей,
	Он был смелый человек. Но эксперимен-
	татор — осторожный и терпеливый,

— Боюсь? — повторил он.—Нет, я не
боюсь летать и не боюсь упрека в труео-
сти. Меня прежде всего интересует маши-
на, ве судьба. Судьба вложенных в нее
народного труда и средств.

Летчик волновалея, но большим  уси-
лием воли сохранял спокойный тон.

‚— Знаете, как легко можно. погубить

новую непроверенную вещь? — продолжал

он. — Небольшая оплошность, случайная
авария — и можне надолго похоронить
ценную идею. Я знаю такие случаи. №
счастью, их не так уж мно. Как же могу
Я себе позволить лихачество, взлететь на
недоведенной машине и в результате ее
Угробить? Неужели сделаль это ради того,
чтобы меня не сочли трусом?

Спор еще некоторое время продолжался.
Комиссия уехала. Каждая сторона осталась
при своем мнении,

Член комиссии взялся затотавливать
«обоснованный» документ о том, что само-
лет летать не может и испытания, во из-
бежание неприятностей, надо прекратить.

А Михаил Нюхтиков вновь принялся 38
«обрулы» своей «курицы». Конструктор
производил нужные доделки, летчик  про-
верял, насколько хороши они.

Время шло и делало свое дело. Наетупи-
ла осень. Однажды в пасмурный холодный
день Нюхтиков, как обычно, пришел на
аэродром. В тот же час далеко от аэродро-
Ma секретарша вложила в папку своего на-
чальника проект приказа о прекращения
испытаний самолета профессора Беляева.
	1926 году Б. И. Черановский построил
машину «БИЧ-3». Она была первой в мире
летающей «бесхвосткой». В то время за
рубежом подобные машины только еще пол-
зали.

С тех пор советские самолеты тина «ле-
тающее крыло» беспрерывно совершенство-
вались. Это лостигалось ценой большого и
упорного труда.` Изыскивая наиболее ра-
циональные формы, конструкторы прида-
вали своим творениям необычный вид.
«Бесхвостки» имели то форму параболы, то
рапемии или же равнобедренного тре-
угольника.

Полеты на ® первых ‹ машинах такого
рода были сопряжены с серьезным риском:
«бесхвостки» обладали очень скверными
устойчивостью и управляемостью. В исмы-
таниям допускали лишь самых  искусных
летчиков-испытателей.

Прошло немало времени, прежде чем ин-
женерам и летчикам удалось добиться,
чтобы Эти необычные. сзмолеты стали в
воздухе такими же послушными, как са-
молеты нормальных схем.

Наибольший успех в этой области вы-
пал на долю конструктора Чижевекого. Ма
созданном им экспериментальном самолете
советские летчики первымн в мире вынол-
нили комплексе фигур высшего пилотажа. =

Самолет  «бесхвостка» профессора Бе-
ляева появилея на свет после многолетних.
изысканий, исследований, раечумв и экс-
периментов.

Новая «бесхвостка» впитала в еебя не-
которые достоинства старых и ‘Частично
была избавлена от недостатков, которые у
них имелись. В то же время она обладала
собственными достоинствами и недостат-
хами. В отличие oT других «бесхвосток»
	самолет профессора Беляева не был чисто   валось взлететь. Он лишь бегал по аэро- вюв комиссии, принадлежавший к TOMY) Нюхтиков возобновил свои  «обрулы».
вкспериментальным, Он имел. конкретное и   дрому, изредка подпрыгивая Ha пару  типу оторванных от жизни «ученых му-   Погода была плохой. Людей у ангаров было
довольно грозное предназначение, метров. wel», которые опибочно считают кабинет-   мало. К «курице» все давно уже привыкли,
	«Бесхвостки» прежде всеге оценивались
по тому, насколько они устойчивы и управ-
ляемы в полете. Большим  специали-
стом в этих вопросах был Михаил Нюхти-
ков. Ему и поручили новую машину.

Задание, которое получил Нюхтиков,
оказалось весьма сложным. Тетчику пред-
стоял теперь наиболее трудный за все
время работы в авиации экзамен. Однако
Нюхтиков обладал большим опытом и глу-
бокими знаниями. Он начал копить этот
опыт и знания еще в молодости, в быт-
ность сельским учителем. .

0б’ясняя ученикам законы физики,
Нюхтиков часто незаметно для самого себя
отклонялея от темы и с увлечением начи-
нал раесказывать про устройство. летаю-
щих моделей самолетов.

День, когда построенная Нюхтиковым мо-
дель самолета заняла первое место на’ок-
ружных соревнованиях, был переломным в
его жизни. Михаил Нюхтиков решил по-
святить свою жизнь службе в советской
авиации. Он блестяще окончил Вачин-
скую школу, осталея в ней инструктором,
вместе с Василием Степанчонком успепгно
провел ряд важных исследований, перешел
затем Ha ответственную работу летчика-
‘испытателя ‘и остался им навсегда.
  Важдый pa3, принимаясь за испытания
нового самолета, Нюхтиков переживал по-
нятное волнение: от ето работы, от точ-
HOCTH его оценки часто зависела судьба
опытной машины, судьба отромного вло-
женного в нее труда советских людей.

В данном случае летчик волновался бо-
лее обычного, тем более, что испытания
начались неудачно: самолету долго не улда-
		удобен в управлении, как любой обычный.   Равию 8B работе механика  (00-
Это подтвердили многие лётчики, испыты-   Ива. В своей рабочей тетради
завшие машину. этого ках раз и лобивал.   Механик › накануие записывает ве,
	что ему нужно сделать за день. ели при
выполнении задания Сошину непонятен кз-
кой-либо вопрос, 10 он обращается в
опытным товарищам, HO начатое деле
всетла доводит. до конца.
	Опыт показал, что подобные совещания
отличников содействуют улучшению учеб»
ного процесса и успешному выполнению
задач, стоящих перед частью, помогают
воспитывать передовиков боевой и поли“
тической подготовки, :
		ся Нюхтиков, когда он требовал  произво-
дить доделки.

ледует еще сказать, что летные НЫ
этого самолета были намного. выше, чем у
лучшего в то время бомбардировщика е Ta-
Кими же моторами.

Больше том, самолет профессора Беляева
оказалея первым в ‘мире удачно летавшим
самолетом подобиото типа. Все. известные
тогла машины за рубежом были в основ-
ном прыгающими, 3 не летающими.
	Инженер-майор С. ВИШЕННОВ.