РАСНЫЙ ВОИН
		10 бепраля: 1946 года, 1-35 (6733).
	Продолжение речи товарища 1. В: Сталина
	ошибки. Другое ` дело теперь, когда война
окончена, когда война сама проверила работу
наших организаций и руководителей и подвела
ей итоги. Теперь нам гораздо легче разобрать-
ся и притти к правильным выводам:

Итак, каковы итоги войны?

Существует один главный итог, на основе
которого возникли все другие итоги. Этот
итог состоит в том, что к исходу войны враги
потерпели поражение, а мы вместе с нашими
союзниками оказались победителями. Мы окон-
чили войну полной победой над врагами, — в
этом ‘главный итог войны. Но это слишком
общий итог, и мы не можем поставить здесь
точку. Конечно, разбить врагов в такой войне,
как вторая мировая война, какой не было еще
в истории человечества, это значит добиться
всемирно-исторической победы. Все это верно.
Но это все же общий итог и мы не можем
успокаиваться на этом. Чтобы понять великое
историческое значение нашей победы, необхо-
димо разобраться в этом деле более конкретно.

Итак, как нужно понимать нашу победу над
врагами, что может означать эта победа с точ-
ки зрения состояния и развития внутренних
сил нашей страны?

Наша победа означает, прежде всего, что
победил наш советский общественный строй,
что советский общественный строй с успехом
выдержал испытание в огне войны и доказал
свою полную жизнеспособность.

Как известно, в иностранной печати не раз
высказывались утверждения, что советский
общественный „строй является. «рискованным
экспериментом», обреченным на провал, что
советский строй представляет «карточный до-
мик», не имеющий корней в жизни и навязан-
ный народу органами Чека, что достаточно
небольшого толчка извне, чтобы этот «карточ-
ный домик» разлетелся впрах.
	Телерь мы можем сказать, что воина опро-`
	кинула все эти утверждения иностранной пс-
чати, как беспочвенные. Война показала, что
советский общественный строй является под-
линно. народным строем, выросшим из недр
народа и пользующимся его могучей поддерж-
кой, что советский общественный строй яв-
ляется вполне жизнеспособной и устойчивой
формой организации общества.
	Более того. Теперь речь идет уже не о том,
жизнеспособен или нет ‘советский обществен:
ный строй, ибо после наглядных уроков вой-
ны никто из скептиков не решается больше
выступать с сомнениями насчет жизнеспособ-
кости советского общественного ‘строя. Теперь
речь идет о том, что советский общественный
строй оказался более жизнеспособным и
устойчивым, чем несоветский общественный
строй, что советский общественный строй яв-
ляется лучшей формой организации общества;
чем любой несоветский общественный строй.
	Наша победа означает, во-вторых, что побе-
лил наш советский государственный строй, что
ваше многонациональное советское государ-
ство выдержало все испытания войны и дока-
зало`свою жизнеспособность.

Как известно, видные деятели иностранной
печати не раз высказывались в том духе, что
советское многонациональное — государство
представляет «искусственное и нежизненное
сооружение», что в случае каких-либо ослож-
нений развал Советского (Союза является
неотвратимым, что Советский Союз ждет
судьба Австро-Венгрии. ее.

Теперь мы можем сказать, что война опро-
вергла. эти заявления иностранной печати, как
лишенные всякого основания. Война показала,
что советский многонациональный  государ-
ственный строй с успехом выдержал испыта-
ние, еще больше окреп за время войны и ока-
зался вполне жизнеспособным государствен-
вым строем. Эти господа не поняли, что ана-
логия с Австро-Венгрией несостоятельна, ибо
наше многонациональное государство выросло
не на буржуазной основе, стимулирующей
чувства национального недоверия и националь-
ной вражды, а на советской основе, которая,
наоборот, культивирует чувства дружбы н
братского сотрудничества. между народами
нашего государства.

Впрочем, после уроков войны эти. господа
не ‚решаются больше, выступать с отрипанием
жизнеспособности советского государственно-
го строя. Теперь речь идет уже не о жизнеспо-
собности советского государственного строя,
ибо его жизнеспособность не подлежит сом-
	Можно ли утверждать, что перед вступле=
нием во вторую мировую войну наша страна
уже располагала минимально-необходимыми
_ материальными возможностями, потребными
для того, чтобы удовлетворить в’ основном
эти нужды? Я думаю, что можно утверждать.
На подготовку этого грандиозного дела. пона*
добилось осуществление трех пятилетних пла-
нов развития народного хозяйства. Именно
эти три пятилетки помогли нам создать эти
материальные возможности. Во всяком случае
положение нашей страны в этом отношении
перед второй мировой войной, в 1940 году,
было в несколько раз лучше, чем перед первой
мировой войной, в 1913 году.

Какими материальными возможностями рас-
полагала наша страна перед второй мировой
войной?

Чтобы помочь вам разобраться в этом деле;
мне придется изложить: здесь краткий отчет о
деятельности коммунистической партии’ в- об-
ласти подготовки нашей страны к активной
обороне.

Если взять данные за 1940 тод,/—канун вто-
рой мировой войны,—и сравнить их © данны-
_ми за 1913 год—канун первой мировой вой:
ны,—то мы получим такую картину.
	В течение 1913 года в нашей стране было
произведено 4 миллиона 220 тысяч тонн чугуна,
4 миллиона 230 тысяч тонн стали, 29 миллио-
нов тонн угля, 9 миллионов тонн нефти, 21 мил-
лион 600 тысяч тонн товарного зерна, 740 ты-
сяч тонн хлопка-сырца.
	Таковы были материальные возможности
нашей страны, с которыми она вступила в пер-
вую мировую войну.

Это была экономическая база старой Рос-
сии, которая могла быть использована. для ве-
дения войны. ‘

Что касается 1940 года, то в течение этого
года в нашей стране было произведено: 15 мил-
лионов тонн чугуна, т. е. почти в 4 раза боль:
ще, чем в 1913 году; 18 миллионов’ 300 тысяч
тонн стали, т. е. в 4 с половиной раза больше,
чем в 1913 году; 166 миллионов тонн. угля,
т.е. в 5 с половиной раз больше, чем в 1913
году; 31 миллион тонн нефти, т. е; в 3 с поло-
виной ‘раза больше; чем в 1913: году; 38 мил=
лионов 300 тысяч тонн товарного зерна, т. е.
на 17 миллионов тонн больше, чем в 1913 го-
ду; 2 миллиона 700 тысяч тонн хлопка-сырца,
т.е. в 3 с половиной раза больше, чем в 1913
тоду.
нашей страны, с которыми она вступила во
вторую мировую войну.

Это была экономическая база Советского
Союза, которая могла быть использована для
ведения войны. о

Разница, как видите, колоссальная,

_ Такой небывалый рост производства нельзя
считать простым и обычным развитием страны
от отсталости к прогрессу. Это был скачок,

°при помощи которого наша Родина преврати-
лась из отсталой страны в передовую, из аграр:
ной — в индустриальную.

Это историческое превращение было проде-
лано в течение трех пятилеток, начиная с 1928
года, —с первого года первой пятилетки. До’
этого времени нам пришлось заниматься вос=
становлением разрушенной промышленности и
залечиванием ран, полученных в результате
первой мировой войны и гражданской войны.
Если при этом принять во внимание то обстоя-
тельство, что первая пятилетка была выполне-
на в течение 4 лет, а осуществление третьей
пятилетки было прервано войной на четвертом
году ее исполнения, то выходит, что на превра-

‚ щение нашей страны из аграрной в индуст-
‘риальную понадобилось всего около 13 лет.

Нельзя не признать, что тринадцатилетний
срок является невероятно коротким сроком для
осуществления такого гранлиозного дела,
	Этим, собственно, и об’ясняегся, что опубли-
кование этих цифр вызвало в свое время в
иностранной печати бурю разноголосицы.
`Друзья решили, что произошло «чудо». Недо-
брожелатели же об’явили, что пятилетки яв-
ляются «большевистской пропагандой» и «фо-
кусами Чека». Но так как чудес на свете не бы-
вает, а Чека не так сильна, чтобы отменить
законы общественного раззития, то «общест-
венному мнению» за границей пришлось при-
мириться с фактами. a
	(Окончание на 3 странице).
	  нению. Теперь речь идет о том, что советский
  государственный строй оказался образцом
многонационального государства, что совет-
ский государственный строй представляет
такую систему государственной организации,
где. национальный вопрос и проблема сотруд-
ничества ‘наций разрешены лучше, чем в лю-
бом другом ‘многонациональном государстве.

Наша победа означает, в-третьих, что побе-
дили советские вооруженные силы, победила
наша Красная Армия, что Красная Армия ге-
ройски выдержала все невзгоды войны, на го-
лову разбила армии наших врагов и вышла
из войны победительницей. (Возглас с места:
«Под руководством товарища Сталина!». Все
встают, бурные, долго не смолкающие аплодис-
менты, переходящие в овацию).
	Теперь все признают, как друзья, таки
враги, что Красная Армия оказалась на высо-
те своих великих задач. Но не так обстояло
дело лет шесть тому назад, в период перед
войной. Как известно, видные деятели иност-
ранной прессы и многие признанные авторз-
теты военного дела за границей неоднократно
заявляли, что состояние Красной Армии вну-
шает большие сомнения, что Красная Армия
плохо вооружена и не имеет настоящего
командного состава, что ее моральное состоя-
ние—ниже всякой критики, что она может
быть и пригодится для обороны, но для наступ-
ления. непригодна, что в слулае удара со сто-
роны немецких войск Красная Армия должна
развалиться, как «колосс на‘глиняных ногах».
Такие заявления делались не только в Герма-
нии, но и во Франции, Англии, Америке.
кинула все эти заявления, как беспочвенные и
смехотворные. Война показала, что Красная
Армия является не «колоссом на глиняных но-
гах», а первоклассной армией нашего времени,
имеющей вполне современное вооружение,
опытнейший командный состав и высокие
морально-боевые качества. Не нужно забы-
вать, что Красная Армия является той самой
армией, которая на голову разбила германскую
армию, вчера еще наводившую ужас на ар-
мии европейских государств.

Следует отметить, что «критиков» Красной
Армии. становится все меньше и меньше. Более
того, в заграничной прессе все чаще и чаще
появляются заметки, отмечающие высокие
качества Красной Армии, мастерство ее бой-
цов и командиров, безупречность ее стратег
гии и тактики. Это и понятно. После блестя-
щих побед Красной Армии под Москвой и
Сталинградом, под Курском и Белгородом,
под Киевом и Кировоградом, под Минском и
Бобруйском, под- Ленинградом и Таллином,
под Яссами и Львовом, на Висле и Немане,
на Дунае и Одере, под Веной и Берлином, —
после всего этого нельзя не признать, что
Красная Армия является первоклассной ар-
мией, у которой можно было бы поучиться
многому. (Бурные аплодисменты).

Так. понимаем мы конкретно победу нашей
страны над ее врагами.

Таковы-в основном итоги. войны, -.

Было бы ошибочно. думать, что. можно до-
биться такой исторической победы без предва-
рительной подготовки всей страны к активной
	обороне. Не, менее ошибочно было бы полагать,
	что. такую подготовку можно провести в
короткий срок, в течение каких-либо трех-
	‘четырех лет. Еще более ошибочно было бы
	утверждать, что мы добились победы благо-
даря лишь храбрости наших войск. Без храб-
рости, конечно, невозможно добиться победы.
Но одной лищь храбрости недостаточно для
того, чтобы одолеть врага, имеющего много-
численную армию, первоклассное вооружение,
хорошо обученные офицерские кадры и
неплохо поставленное снабжение. Чтобы при-
нять удар такого врага, дать ему отпор, а
потом нанести ему полное поражение, для
этого необходимо было иметь, кроме беспри-
мерной храбрости наших войск, вполне совре-
менное вооружение и притом в достаточном
количестве и хорошо поставленное снабже-
ние—тоже в достаточных размерах. Но дла
этого необходимо было иметь и притом в до-
статочном количестве такие элементарные
вещи, как: металл—для производства воору-
жения, снаряжения, оборудования для пред-
приятий; топливо—для поддержания работы
предприятий и транспорта; хлопок—для произ-
водства обмундирования; хлеб—для  снабже-
ния армии,