0 марта 1949 г., № 56 (1280),
	СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ
eer NO cet
	1 ворческий
	aes

«Аппарат Можайского составляет, по наше»
му мнению, громадный и окончательный»
шаг к разрешению великого вопроса пля.
вания человека в воздухе с желаемой в из-
вестных пределах скоростью... А; Ф. № =
жайскому припадлежит, по нашему  мне-
нию, заслуга репгить эту ‘залачу” на, прак-
THK. Основанный на законах механики те-
оретический анализ явлений, а главное все
то, что мы видели и что лично сообщено
А. Ф. Можайским, заставляет нас с боль-
шой вероятностью заключать о великой бу-
дущности сделанного им применения озна-
ченного пранципа...».

Алымов призывает, далее, русскую об.
щественность оказать максимальную пот-
держку изобретателю.
	Но и сам А. Можайский не силел еложа,
руки. Настоящий русский человек, энёр-
ТИЧный, волевой, стойкий перед неудачами,
он продолжает бороться. В обход решению
комиссии он добивается е помощью бывие-
го своего командира, а теперь морского
министра, С. С. Лесовского некоторых ас-
сигнований на постройку летательного ап-
парата. Можайский закладывает часть лич-
ного имущества, входит в долги, но начи-
нает изготовление частей самолета, их
сборку. Ему активно помогают замечатель-
ные русские мастера И. Голубев, Н. Ap-
сентьев и другие. Ему помогают и передо-
вые рабочие и инженеры Балтийского су-
достроительного зазола.
	Изготавливаемые детали переводятся в
Красное село, под Петербургом. Там в ол-
ном из бараков офицерской кавалерийской
школы начинается сборка самолета.
	Летом 1880: года А. Ф. Можайский вхо-
дит с прошением в департамент тортовли ^
ий мзнуфактур о выдаче привилегии Ha
воздухолетательный снапяд. 3 я
	3 ноября 1881 гола эту. привилегию _
выдают’ изобретателю. „После подробного
описания! самолета, в привилегии говерит-
ся, что «на сие изобретение прежде Роего
никому другому в России привет Bbi-
дано не было...».

Но э10 был не только первый в России
патент на самолет. Этот патент был пер-
вый в мире!
	Tem временем Можайский, произволя
дальнейшие теоретические расчеты и экс-
перименты, ‘уточняет чертежи частей и
агрегатов” самолета, ‘совершенствует ‘их.

Шаг за шагом продолжается ОА 23р0-
плана. *
	K лету 1882 года первый в мире азро-
план был готов. з
	День 20 июля 1882 roxa вошел 3
историю отечественной и мировой авиации.
как знаменательная дата. В этот лень   с0-
стоялея первый в мире полет ‘самолета.
	В присутствии ряда’ членов Русского
технического общества аппарат, созданный
Александром Федоровичем Можайским и
управляемый ем первым помощником ме-
хаником Иваном Никифоровичем  Голубе-
вым, разбежалея по накленному  деревян-
ному настилу, оторвалея от него и взвилея
8 воздух; Пролетев’ через вебе поле, само-
лет пошел на посадку. Перед самым при-
землением самолет вдруг накренилея, 34
дел за землю крылом и сломал его.
	Так за 20 с лишним лет до американцев
братьев Райт, которым‘ незаслуженно. при-
писывают заслугу создания первого аэр0-
плана, состоялся полет самолета, созданно-
го его’ действительных творцом —замеча-
тельным русским ученым. Александром De-
дорювичем Можайеким.
	Однако случайная поломка, самолета, да-
ла возможность противникам Можайского
	  осуществить ‘вон подлые замыслы и 1о-
	биться прекращения ‘дальнейпгих аесигно»
ваний  изобреталелю,

Новые трудности не оставовили мастито-
го изобретателя, которому шел уже 58-й
гол. Он немедленно приступзет к соэтанию
следующей, более совершенной конструкция
самолета. Мужественно преодолевает пре-.
	  пятотвия, которые ставят ему иностранцы _
	из Царских ведомств и консервативные рус-.
ские чиновники, раболепетвующие ° перед
всем иностранным. А. Ф. Можайский лич-
но проектирует превосходные и более мощ=
ные двигатели, чем прежние. Он вводит
различные конструктивные новшества и.
в самый аппарат.

Однако в. 1890 оду смерть mpeppasa
прекрасную жизнь этого замечательного
изобреталеля, не дав ему закончить его
новую работу,

Советские историки, опираясь на под-
линные документы госудалетвенных архи-
BOB, доказали неоспоримый приоритет рус=
ского изобретателя в деле создания само-
лета. Этим. нанесен еще один ‘собруши-
тельный удар реакционным «историкам» и
их пособникам—безродным  космополитам,
тиетно пытавшимся извратить историю.

Сегодня, отмечая 124-ю толовщину с
ДНЯ рождения А. Ф. Можайского, советские
люди с гордостью произносят имя этого
замечательного ученого.
	‚  = Инженер-майор С, ВИШЕННОВ,
	О. ee DRA SECKO MN. КУЛЬТ
АВИАЦИОННОГО, КОМА

ъ%

А

ЕЕ
a
	38 ды войны наши Воённо-Воздушные
Силы накопили богатейший ‘боевой опыт,
Сейчас, в дни мирной. учебы, перед, совет+
скими авиаторами поставлена почетная ги
ответственная задача — освоить и 06бога-
тить этот опыт с учетом непрерывно: раз-
вивзющейся авиационной техники и на-
учиться всему тому; что необходимо на
войне. То-есть речь идет о том, чтобы не
успокаиваться на достигнутом, а неуклон-
но повышать боеспособность и бобготов-
ность всех авиационных частей и подраз-
делений,

Решающая роль в этом деле принадле-
жит, конечно, нашим командным кадрам.
Помимо всех прочих качеств у авиационно-
го  командира должно быть высокое умение
обучать и воспитывать своих подчиненных.
(бучение. летного состава полетам Ha COB
	‚ременных самолетах, а технического соста-
	ва грамотному обслуживанию материальной
части является „ответственным. и слож-
ным делом. Оно, требует от каждого коман-
дира не только богатого профессионального
опыта, бнаний, но и прочных ›педагогиче-
ских навыков, высокой методической куль-
туры.

Как известно, методика включает. в. себя
способы и формы преподавания той или
иной науки, дисциплины, ©п0собы и формы
отработки тех или иных практических на-
sakes. Правильная’ методика: обучения
позволяет с минимальной затралой . вре-
мени и материальных ‘средетв. дать” мак-
симум’ знаний ги о навыков. - обучаемым.
Из 9100 видно; какое большое зна
чение имеет метохическая. культура. ля
авиационных командиров: которые призва-
ны изо дня в день. вовершенствовать боевое
мастерство своих подчиненных овладевать
современной авиационной техникой.

В истекмием, году советские авиаторы до-
бились. немалых успехов о в. овладении
боевой техникой и в повышении сво-
их. военных и ‘политических знаний.
Итоги боевой и политической  подготов-
ви минувшего ‘годы в нашей  частя
свидетельствуют. © TOM, чт - большинство
командиров = летных ^ подразделений в
основном ‘владеют о искусством  обу-
чения и воспитания своих ‹ подчиненных.
Но отдельные наши командиры еще не 06-
ладают. достаточными. , педагогическими . Ha-
выками, необходимой методической культу-
рой. И, как результат отсутетвия такой ме-
тодической культуры, в подразделениях
этих командиров ниже и показатели ‚боевой
подгомвки.

Вот наиболее характерный ‘в этом отно-
шении пример. На одном и том же’ аэрод-
роме базируются два авиаподразделения —
офицера Бабарыкина и офицера Костнико-
ва. Они имели одинаковые  учебно-боевые
задачи, располагали примерно равной по
количеству и качеству материальной ча-
«тью, т. е. Oba подразделения нахожились
в одних и тех же условиях. Однако сред-
ний годовой‘ налет каждого экипажа  нод-
разделения офицера Костникова примерно
вдвое большие, чем у экипажей подразделе-
ния, возтлаваяемого’ офицером”! Бабарыки-
ным. При этом офицер’ `Костников” добился
значительно более высоких показателей‘ не
только количественных, но и качествен-
ных.

Основная причина разности Этих итогов
заключается в’ том, ‘что’ ‘при’ подготовке
личного’ состава к ‹аюбому. полету. тов.
Костников умело применял самые разнооб-.
разные методы для глубокого изучения
экипажами данного упражнения или ком-
плекса упражнений, для отработки тех или
иных практических навыков, обеспечиваю-
щих успешное проведение предстоящего
летного дня. Исходя из конкретного полет-
ного Задания и учитывая уровень подго-
товки своего летного состава, а также
имеющуюся в его распоряжении учебную
базу, офицер Костников грамотно сочетал в
ходе предварительной подготовки самостоя-
тельную работу” офицеров с их классными
ззнятиями, работой на тренажной аппара-
туре и, наконец, с розыгрышем полета.

Офицер же Бабарыкин не уделял долж-
ного внимания методике при проведении
предварительной подготовки и в ходе ее
не исюльзовал всех имевшихся в его рас-
поряжении средств для закрепления тре-
буемых знаний и навыков у своего летно-
ro состава, Недостаточная ‘предвари-
тельная подготовка экипажей сказывалась
	сразу же, как только самолеты снимались
	со стоянки. Лишние минуты затрачивалиеь
на выруливание; взлет, сбор группы ий т. д.
Отсутствие строго продуманной и четко ‘от-
работанной на земле системы ` проведения
предстоящего летного ‘дня нервировало и
утомляло летный состав. В результате пла-
	новая таблица полетов ‘оказывалась ‘не-
выполненной и по налету. и по ‘качеству
отработки того’ или ‘иного ‘упражнения.
Говоря о методике проведения предвари-
тельной: подготовки,” ‘необходимо отметить,
TTO ALA Hac, ‘авиационных командиров,
имеет OCOG0e SHATeHHe  маркеистско-ленин-
ское положениего единстве теории и прак-
тики. ‘Что ‘означает это положение приме-
нительно к конкретным условиям нашей
работы, ‘нашей специальности? Как HON
представляется, ато означает: ’ во-первых,
всячески избегать в процессе предваритель-
ной подготовкл’ ‘общих. ‘отвлеченных от
конкретной летной задачи рассуждений:
	во-вторых, все теоретические знания, по-.
	зученные летным составом в. ходе предва-
рительной подготовки, должны быть’ им
глубоко: осмыслены с тем, чтобы ‘он cy-
мел ‘правильно и  полнобтью ^ приме-
нить их ‘на практике,  непосредетвен-
HO в полете; и, наконец, в-третьих,
кажлый полет должен совершенствоваться
и обогащать практические’ навыки экипа-
жа и закреплять его теоретические позна-
ния, активизировать его творческую мысль,
`` Уже одно 10, что предварительная полго-
‘товка к полету проходит ‘в очень сжатые
сроки, обязывает Hac ‘особенно серьезно
‘относиться ‘к методике ее’ проведения, ’ не.
  Устанно повышать эффективность класено-
‘групповых занятий, бамостоятельной рабо-
‘ты офицеров нал’ заданием, тренажа на г0-
“ответствующей аппаратуре и розыгрыша
полета. :

Как мы видим, предварительная . подго-
товка к полету включает в себя самые раз-
‘личные методы и формы‘ учебы. Коротко
остановимся на главных из них.

Доведение -x0 личного состава учебно-
боевой задачи и ознакомление его ‘с’ особен-
Ностями данного летного упражнения ^ про-
изводятея обычно в форме рассказа. (Такой
рассказ, как и всякий другой педагогиче-
ский прием,‘ преследующий определенную
учебно-воспитательную цель, должен” отве-
`Чать ряду ‘требований. Прежде. веего, ‘он
должен ‹яснох и четко передать ебдер-
жание (‚поставленной задачи и всех
особенностей  ее выполнения. Рассказ’ дол-
жен вестись в:етрогой логической последо-
вательности и ‘сосредотечивать внимание
слушателей на главных. моментах, обебпе-
чивающих успех выполнения задачи. Для
большей наглядности и убедительности та-
кой рассказ необходино сопровождать де-
монстрацией соответствующих схем, чер-
тежей, макетов и т. д. И, наконец, подоб-
вый рассказ должен воздействовать не
	только на ум слушателей, но и на их чув-
	ства. 9т0 значит, что командир обязан
убежденно доказать всю важность постав-
ленной задачи, пробуждая в каждом своем
подчиненном чувство высокой личной OT-
ветственности за ее выполнение.

В связи с тем, что все знания летчика,
штурмана и получаемое от командира поо-
читанное ‘из учебников. пастазлений, кур-
‘вов. должно быть глубоко и всесторонне
осознано, особенно большое. . значение
	приобретает, MOTOS. ‘самостоятельной. полго-
	oi

TOBRE. офицеров-двиаторов. Я
“Роль командира и его ‘штаба в органи-
зации продуктивной самостоятельной рабэ-
ты офицеров заключается, на наш ‘взгляд,
‚в следующем, Во-первых, командир и офи-
церы штаба обязаны показывать личный
пример в повышении» собственных знаний
‘и профессиональных навыков. Во-вторых,
командир и его-пиаб должны строго пла-
нировать каждому офицеру задания для
самостоятельного изучения и систематиче-
ски контролировать, Kak ORM им выпол-
няются. В-третьих, успех самостоятельной
‘Подготовки во многом зависит также от
TOTO, насколько хорошо оборудованы
классы, организованы консультации и
‚работа  библиотеки, где бы офицер мог по-
лучить кзалифицированное  раз’яснение,
НЫ литературный материал, 03-
_накомитьея с тем или иным наглядным
пособием. а.

Одной из главных особенностей повсед+
невной учебы летного состава является 10,
Что в ней отведено большое мёето работе
на тренажной аппаратуре се целью отра-
ботки определенных навыков. необходимых
для управления самолетом, Как сами тре-
нажные аппараты, так и характер упраж-
нений, выполняемых на них. весьма  раз-
нообразны. Тем не менее существуют все
же общие требования, которые необходимо
знать каждому авиационному командиру,
чтобы с ‘максимальной эффективностью ис-
пользовать имеющиеся У нас: тренажеры.
Первыми самым важным, условием продук-
тивности любого. упражнения на любом
тренажере является сознательность. произ-
	_ НАВСТРЕЧУ Х! С ЕЗДУ BAKCM
	ГАИ ЧА

водимых действий обучающимся. Если, ска-
Жем, летчик не понимаег, почему в’ таком-
то положении он должен действовать ру-
лями управления именно так, & не иначе,
желаемый результат He будет достиг
нут. Механически, натренированный  ‘1ет-
чик, конечно, сможет ‚иногда ., правильно
действовать, но как только он неожиданно
попадет в незнакомые условия, то может
растеряться и не будет знать, как ему по-
ступить. Поэтому. командир, приступая к
занятиям на тренажере, должен об’яснить
подчиненным значение и необходимоеть
Ого или иного действия, навыка, Кроме
TOTO, сознание важности работы на тренаж-
ной аппаратуре повышает у обучаемых ин-

терее к ней и делает ее цедеустремленной.

Эффективность упражнений на. тренаже-

‚ре. зависит также от их постоянства: и! Н0-

следовательнести, Иными, словами, каждое
очередное упражнение должно. последова-
‘тельно закреплять и совершенствовать 6т4-

рые навыки и дополнять их новыми, более.

сложными. Так, идя от знакомого к незна-
KOMOMY, OT простого к более
обучающийся! летчик постепенно увеличи-
вает своб самостоателеноеть er работе па

Гнимали моряки.

сложному,

Изобретатель первого в мире самолета
Александр Федорович °”Можайсклй pouty:
<Я,9. марта 1825, года, Блестяще ^ окбн-
чив в 1841 году морской корпусе, шест-
надцатилетний гардемарин поступает на
Балтийский флот. Много лет лолрял А: Ф.
Можайский служит на флоте; участвует Bo
многих ответственных плаваниях, в TOM
числе и кругосветных. Влумчивый, вее-
сторонние одаренный человек, глубоко o6-
разованный офицер. облалающий широки-
ми теоретическими и практическими зна-
ниями, Можайский со временем станозится
хоропю известен “из -флоте как способный
конструктор и знаток судостроения. OH
неоднокрално руководит постройкой  военз
ных кораблей е паровыми двигателями,
проводит их испытания.

В середине прошлого века большое число

русских изобретателей выступает с. проек-
TAMA летательных аипаратов. Особенно
активное участие в этом деле при-
Особенности профессия
вынуждали ‘их постоянно сталкиваться, с
вопросами, очень близкими к тем °вопро-

‚сам, которые возникали и перед воздухо-

плавалелями.

` Разумеется, что такой передовой и 9б-
разованный человек, как Можайский ne
	вает свою самостоятельноеть в работе па   Een сюяовев, как можайсвий, He
тренажере. Весьма ‘существенное значение   МОГ остаться в стороне от этих новых ве-
в поддержания ‘на оповлеленном уровие на-  ЯНий. Он неизбежно должен был с ними
	поддержании ча определенном уровне на-   “`` © пУйз9сяьНю долвен UbLE ¢ HANH
выков летчика ‘имеет постоянная повторя-   СТолкнуться. Так оно и получилось.
емость ‘соответствующих ‘упражнений на Впоследствии идея создания  летатель-
тренажерах и ‘непосредственно в воздухе.   50% аппарата настолько захватила A. ©.

Летчик “отрабатывает” на ‘тренажерах те   Можайского, желание.‘ принести ` ролине
	Четчик’ отрабатывает Ha тренажерах те MURAHCKOTO, желание: принести родине
ВЫЕИ Которые ему необхотимы тля уе-   Наиболыную ‘пользу стало так велико. чт9
	навыки, которые ему необходимы для ус-    обо ю пользу еталэ так велико, чт
пешного управления самолетом. А все сваи   ОН Решил пренебречь службой, блестящей
nafieraya pn Rnievra nemrae innucrnrap vw   MODSKOM каръерой и целиком посвятить
	денствия в воздухе летчик производит в} UPN MODBCPOH =H RGIEKOM = MOCBATHTE
строго’ ограниченное время. Отсюда и все    В0Ю жизнь осуществлению этой идеи.
деиствия на тренажере надо произвохить «Я желал быть полезным отечеству. и
	действия на тренажере
точно в такой же  последовательности и
динамике, Как они будут производиться
летчиком в воздухе. Таковы основные тре-
бования методики проведения занятий на

надо производить

нашей тренажной аппаратуре, и этими тре-°

бованиями должен ‘руководетвоваться каж-
дыЙй авиационный командир.

Летная работа советевих авиаторов по
своему ‘характеру—глубоко творческая рз-.

бота. Тем более. если иметь в виду слож-
ную и разнообразную технику, ° которой
мы должны ‘в совершенстве влалеть и уметь
применять 110 всем правилам  сталин-
ского военного искусства, Это обстоятель-
ство обязывает авиационных командиров
упорно и методически правильно развивать
В вебе творческие способности для услеш-
ного решения учебно-беевых задач.
Одним из наиболее действенных методов

активизации творческой мысли наших R0-.

манхиров является подготовка ими слецн-

альных докладов и рефератов по ‘различаым”

вопросам обучения и воспитания авиато-
ров, по наиболее важным вопросам  б0ево-
го применения  й  т: X. Работа над такими

докладами или рефератами: заставит их ав-.

торов всесторонне изучать и осмысливать

разрабатываемые вопросыги, кроме того, по-:

может. им овладеть искусством содержатель-
ного публичного   выступления, что для

«Я желал быть полезным отечеству и

‚решил заняться разработкой моего проек-

та, — писал позднее А. Можайский, —
для чего я оставил место служения, отка-
зался ог другого, тоже выгодного по с9-
держанию и карьере,..».

``А. Ф. Можайский начал свою работу ¢

глубокого изучения литературы, изучения

‚устройства птиц.  особенностей ‘их. полета.

`” В этой работе Александр Можайский по-
казал себя как вдумчивый и терпеливый
исследователь, как блестящий, эксперимен-
чатор.` Можайский путем многочисленных

‚наблюдений над различными птицами по-

лучил ценные практические результаты.
Эти исследования Можайского ‘на много
лет опередили подобные исследования ино-
странных. ученых Марея и Лилиенталя.
: зо

° Разумеется, эти работы были лишь на-
чальным этапом того многолетнего и упор-
ного труда, который посватил А. Ф. Мо-
жайский созданию летательного аппарата.
Этот замечательный русский человек был
настоящим ученым. Он знал. что перед ним
лежит очень трудный путь. Сведения, ко-
торыми в то время располагала наука в
области летательных апиаратов тяжелее
‘воздуха, были чрезвычайно скудными.

] Надо-было самому добывать эти сведения, и

he. Mines Sar fo omen eect me hee
	IEEE ЗЕ, 9

фазрабатываемые вопрюсыги, кроме того, No:
может. им овладеть искусством содержатель-.
ного публичного ‘ выступления, что ддя’
‘командира-воспитателя имеет больое знд-
К Е Л И

Исходя из конкретных. задач, которые
стоят сейчас перед нашими авиаподраздо-;
лениями и учитывая. опыт учебы
в истекшем году, He так давно NH
провели у себя занятия руководящего ©9-.
става. Цель этих занятий состояла в том,
чтобы   повысить методческую культуру
наших командиров в организации и прове-
дении всей ‘наземной подготовки летного.
состава. Вее те вопросы, о которых говори-
лось нами выше, ‘подвергались Ha этих
занятиях оботоятельному обсуждению и
изучению. В продолжение значительного
времени офицеры занимались под руковод-
ством опытных методистов-преподавателей
в классах, снабженных самыми различны-
ми наглядными о пособиямн и тренажными
анпаратами. Здесь они” прослушали ряд
лекций. о методике предварительной подго-
TOBRH на веех ее этапах; затем детально
ознакомились с проведением класено-груп-
повых занятий, применением наглядных
пособий, использованием тренажной апиа-
‘ратуры, организацией‘ самостоятельной пох-
‘TOTOBKH летного’ состава: ° Эти’ заня-
тия, несомненно. явились хорошей ‘методи-
ческой школой для всех руководящих
офицеров. И

‚ Методическая ‚ культура  авиадионных.
жюмандиров являетея олним   из решающих
условий успешного выполнения тех ог-
ромных задач, которые». стоят” сейчас пе-
‚ред нашими. авиационными частями... Поо-
тому повседневное повышение этой вуль-
туры есть наша прямая обязанноеть, нал
‚воинский долг.

ААА И

`кость определенного размера,

области летательных аппаратов тяжелее
‘воздуха, были чрезвычайно  скудными.
Надо.было самому добывать эти сведения, и
А. ФоМожайский с головойгушел ‘в науч:

ную работу. Он ставитумножеетво обытов,
‚разрабатывает методы расчетов, устанавли-
Раюнтие зависимоеть пох’емной силы и ло-

бового ‘сопротивления крыла ‘от его’ угла
установки по отношению к воздушному по-

току.

`` Постепенно ученый намечает конструк-
тизные формы будущего летательного ап-
парата. Но мысли А. Можайского этот ап-
парат. должен иметь крыло, корпус, в ко-
тором: бы размещался экипаж, и машины,
врашаюлтие воздушные винты, тележку для
разбега‘ перед взлетом. горизонтальные м
вертикальные рули. р
Проверку своих теоретических расчетов
п конструкторских замыслов Александр
Федорович решает произвести путем созда-
ния летающих моделей своего аппарата.
Ученому пришлось преодолеть множество
серьезных трудностей в решении этой зада-
чи. Но он был исключительно настойчив и
упорен в достижении цели, и успех цели-
ком окупил все труды. Модели Можайского
превосходно летали.
Но Можайскому и этого было мало. On
хочет лично убедиться в том, что плос-
движущаяся
с известной скоростью наклонно. к горизон-

ту, может поднять в воздух человека. Уче-

ный решает построить громадный змей —
своеобразный планер — и на нем поднять-
ся в возлух. После тщательных расчетов и
конструкторской разработки Александр Фе-
дорович принимается за постройку этого
змея. Наконец, он готов. И ученый совер-
пет весьма рискованный эксперимент:
на буксире за тройкой. весущихея
	Гвардии полковник М. РЕДЬКИН, —
	шает весьма рискованный ° эксперимент:
на буксире за  тройкой necymuxes
векачь под гору лошадей) Алексанлр Mo-
жайский ‘производит несколько успенных
пот’емов в возлух. Полобные опыты 34
	ToT OMOR B BOORYX. MOLOOHBIC ОПЫТЫ Jab
пранвцей. были повторены лишь дееять—
	Паровой ‘машины прочность большого
воздушного винта, построить новые летаю-
щие модели больших размеров, чем  преж-
ние. .
Ознакомление < этой mporpaMMol moxa3Hi-
	вает, чо ЭТО был документ выдающегося
научного значения. Нико в мире 10
А. Ф. Можайского и рял лет после него не
	выступал © таким планом научных работ в
	области звиации. «Маленькие плошали. на
	заднеи › Части крыльев» представляли
собой первые в мире элерны. . вторично
	«Изобременные» тридцать лет спустя Фаз-
	маном во Франции.

Получив часть средств на дальнейшую
работу, А. Можайский ставит ‘еше ры
опытов,  добиваетея новых успехов. Изго-
	тавливаемые им теперь более крупные ле-
	тающие модели способны уже. поднимать
некоторый груз. -

Вскоре в русеких газетах стали нояв-
лятьея восторженные статьи, описывавшие
работы А. Ф. Можайского. «На-лнях нам
	доБелось быть при опытах нал  летатель-
	ным аппаратом, придуманным нашим м9-
ряком г; Можайским, — писал 12 янва-
ря 1877 ‘тота в «Ероншталтеком вестнике»
	известный инженер-судостроитель полков-
	ПРИ
	ник 1, Богославекий. — Аппарат
помощи своих летательных снарядов
	нсмощи своих летательчых снарядов HE
только летает, бегает по земле. но может и
	плавать... Оныт доказал, что существовав-
	прие. дю сего времени препятетвия к плава-
нию в возлухе блестяше побежлены на-
	нию в воздухе блестяще побеждены
щим даровитым еоотечественником...».
	Б эти годы еще ряд русских ученых на-
чал производить аэродинамические  иссле-
дования. Д. И. Менделеев, М. А. Рыкачев,
В. Д. Спицын и многие другие достигли
	важных результатов в своих работах.
А, Ф. Можайский мог в своих трудах
	теперь использовать достижения деятелей
	фусской науки. Опираясь. на эти JOCTHRE-
НИЯ, On Mor быстрее двигаться вперед:
	Полученные: ученым. результаты о насто-
	просьбой” отпустить средства на  построй-
	KY большого летательного аппарата. «Са-
мые благоприятные результаты опытов над
модельками оставят вопрое неразрешенным
и потребуют подтверждения выводов над
болыним аппаратом, — пишет в докладной
записке Можайский.—...Почему осмелива-
Ch Просить... лать мне возможность цо-
	строить большой аппармтг, стоимость KOTO-
	ого опрелелена в смете, при сем прило-
	женной».
	НЫ
	Из чертежей и описания проекта можно
видеть, что самолет Можайского имел -все
основные элементы, присущие’ самолету
наиих дней: фюзеляж, крыло, силовую
установку и винты, горизонтальное и вер-
тикальное ‘оперение, = взлетно-посадочное
	Исследования показывают, ‘что самолет
Можайского в конструктивном отношении
намного превосходил самолеты более позд-
него времени, созданные: иностранными ин»
женерами: Адером, Максимом, бр. Райт и
др. Проект самолета A.  @. Можайского
представлял собой вылающиеся лостажения
	Для рассмотрения проекта А. Ф. Можай-
	ского была назначена новая комиссия.
	№ сожалению, дело сложилось так, что
почти никого из членов первой комиссии в
это время не было в Петербурге. Председа-
телем новой комиссии был назначен гене-
рал Герман Паукер, другиё члены ° комис-
сии также были иностранцы на русской
службе (генерал Герн, полковник ” Валь-
	служое (генерал Герн, но:
берг).
Комиссия Паукера заняла
	Лыжный поход по местам боев
	случайна. Спорт пропагандируют  злесь
повседневно, ярко, увлекательно, В каж-
дой казарме имеются плакаты с нормами
ГТО. Регулярно вывешиваются сообщения
0 сдаче норм авиаторами. Радиоузел части
систематически проводит’ епорРивные   пере.
	дачи. У микрофона выступают. победителя
	соревнований. ‚Они расёказываюг 6 том,
как добились высоких результатов,
	Самымй активными пропагавхиетами яв-.
	ляются комсомольцы. Они’ выступают за-
стрельщиками многих спортивных  начи-
наний. Первым сдал вормы на значок ГТО
1-й ступени и более половины норм 2-й
стулени секретарь комсомольской ‘органи-
зации части лейтенант Видяков.

У спортеменов родилась илея провести
в Честь XI сездь ВЛЕСМ лыжный
поход, по местам Goes, Бюро Kox-
сомольской организации подхватило  ини-
циативу лыжников. Предстоящему походу
было посвящено открытое `комсомольское
гобрание. В связи с тем, что в лыжной
прогулке пожелало принять участие много
молодежи, в том числе и новички в лыж-
ном спорте. лучшему лыжнику  млалиему
сержанту Казанкину было поручено mpose-
сти с ними тренировочные занятия, Он с
помошью других активистов обучал моло-
лдых авиаторов техняке ходьбы на лыжах,
передавал им свой опыт.

И вот наступил день лыжного похода,
Рано утром в месту старта сходились уча-
отники. Комеомольцы чт, Вазанвин, Нава-
		`9-СКИЙ АВИАГАРНИЗОН. {0т наш. корр.)
Завтра — день отдыха. Авиаторы  под-
оняют- kpenzenaa у asx, осматринёют
палки.

Из pagnopynopa льются звуки еси
музыки. Но вот московский диктор об’явил
перерыв. Им `воспользовалисьо на радиоуз+
ле гарнизона.

— Внимание, внимание! — услышали
авиаторы знакомый голос. —  НИмючинаем
0 порядке завтрашних ео сорев-
нований...

Внимательно слушают сообщение офи-
пёры, сержанты, рядовые. ©

Авиаторы этой части занимаются спор
том круглый год. Летний сезон был закон-
чен < хорошими результатами; все вои-
ны сдали нормы на! значок ГТО 1-й сту-
пени, а многие — и 2-Й ступени.

В спортивной летописи части записаны
многочисленные победы авиаторов. В ми-
нувшем году на гарнизойных соревновани-
ях воины авиачасти завоевали’ первые ме-.
сла по всем вилам спорта. За высокие ре-
зультаты на республиканских соревнова-.
ниях городошников авиаторы Japran a
Бормотов награждены грамотами. Лыжни-
ки Чладшие сержанты Казанкин, Навалов
и Суслин получили дипломы, Старшина
Хренов завоевал первенство во беге Ha
100 метров. Часть гордится своими чем-
пионами по легкой атлетике, баскетболу,
волейболу.

ПопулярностЕ спорта в этой чзети ие
	лов, Суслин помогали молодым физкуль-   Этого нужны средства; и ученый обращает-
турникам приладить лыжи, рассказывали о   <Я C ‘докладной запиской `в воздухоплава-
	режиме дыхания в походе. Секретарь ком-
сомольской организации Видяков еще раз
напомнил маршрут, предупредил о трудно-
отях, ¢ Котбрыми ‘вётретятся лыжники на

‚ Раздается команда: ©
— Приптовиться к старту!
Лыжники быстро ваняли свои места.

Взмах флажка, и спортемены устремились

вперед. Лыжня проходила по резко пере.
сеченной местности. 3a сосновым бором
протянулся овраг с крутыми склонами,
Здесь произошла минутная заминка: кто
первый покажет пример?

— 33 мной, товарищи! — вебело криЕ-
нул комсомольп Казанкин, с силой оттал-
киваясь палками.

Велед за опытных лыжником е горки
помчалиеь Молодые спортемены, Затем
лыжники форсировали небольшой перевал
A полошли к лесной. опумке у. города,
Здесь в годы минувшей войны наши чаети
разгромили немецкую групперовку. При-
вал. Завязалась беседа о минувших боях,
Атитаторы рассказали молодежи о  терои-

‘TRIDHYH комиссию военного

министерства
‹ просьбой предоставить пособие «для даль-
нейшего производства изысканий и опытов,
Rak над движением  проектированного...

1 енаряда: так ис для определения различных

данных, необходимых для рационального и
правильного устройства всех составных ча-
стей такого снаряда...». }
’ Для рассмотрения. проекта А. Ф. Можай-
ского назначается специальная. комиссия.
В ее составе — крупнейшие русские уче+
ные: ЛД. И. Менделеев. Н. ИП. Петров,
П. А. Богославский, Зверев и другие.

Комиссия собиралась дважды: 20 a 25
января 1877 года. Комиссия вынесла pe-
шение, в котором указала, что А. Ф, Мо-
жайский «в основание своего проекта при-
нял положения, признаваемые ныне за на-
иболее верные й способные привести к
благоприятным конечным результатам».

Комиссия рекомендовала военному мини-
стерству выдать А. Ф. Можайскому 3000
рублей на производство дальнейших иселе-
дований,

В разработанной А. Ф. Можайскам про-
	ческих делах советских воинов, мужест- грамме дальнейших работ намечалось
венно отстаивавтих родную. землю. производство Исследований для on

Обратно шли другим, ве менее интерес- релеления наилучшей формы воздушного
ным ‘маршрутом. Вее лыжники прекрасно! винта. размеров хвостового — опефения,
	выдержали первый экзамен. Большая и  действия . «маленьких площадей иа задней
трудная дистанция, была пройдена без 0т-  части крыльев на. повороты . зпарата»,
слающих, ^ 8 —~ , * Лалее намечалось испытать в , помощью
	стало лишить  можаиского возможности
продолжать работу. Герман Паукер,
Бак ныне’ установлено, выполнял этих
задание иностранных: генштабов, ‹ стремив-
шихся к тому, Чтобы приостановить ра-
‘боту русского изобретателя. < “

Ha заседании’ этой, с  позволе-
ния сказать, «комибсии» было принято на-
редкость наглое и невежественное решение.

Комиссия записала, что она «не нахо-
дит ручательства в том, что опыты над
снарядом г. Можайского, даже и после раз-
личных возможных в нем изменений, Mor
ли привести к полезным практическим ре-
зультатам, если не будет устроен им сна-
ряд на совершенно иных основаниях: ‘©
подвижными крыльями, могущими  изме-
нять не только ©вое положение относитель-
HO ГОНлолы, Но и Свою Форму в0 время
полета»,

В дальнейших асбигнованиях А. Ф. Мо-
жайскому было отказано. Военный ми-
	WHCTP, JaKe не разобравшись, скрепил не-.
	вежественное решение комиссии своей
подписью.

Это был тяжелый удар ддя изобретателя,
Можайский протестует. Его поддерживают
передовые, русские ученые. Известный кд-
раблестроятель профессор Алымов выступа-
ет в «Кронштадтском вестнике» в ноябре
	1878 года с тневной статьей. On пишет: