5 апреля 1949 г., № 79 (1303),
LL ee eS SSNs

_ Самолетовеждение весной

Переход от зимы к весне происходит не
в один день, & в течение известного про-
	межутка времени. Летный состав по пело-.
	MY ряду причин не может наблюдать: этот
пропеес во всем своём районе полетов’ и
поэтому не в состоянии установить, какой
вид будет иметь местность в тот или иной
отрезок времени. Летный состав о должен
быть постоянно готов производить полеты
‚и умело. осуществлять самолетовождение в
‘любых условиях визуальной ориентировки.
То обстоятельство, что в переходный пе-
риод условия визуальной ‘ориентировки в
каждом полете будут различными, пред’яв-
ляет повышенные требования к летному
составу в отношении знания им района
полетов и умения осуществлять самолето-
вождение с помощью компасной навигации
и радионавигации.
	Визуальная ориентировка не может слу-
жить надежным дополнением к инструмен-
тальному самолетовождению, если он» не
базируется на отличном знании района
полетов, то-есть его географических  O000-
бенностей, характера рельефа, рек, раети-
тельного покрова и т. д., особенно тех пред-
метов и признаков их, которые способны
изменяться в результате смены одного пе-
риюда года другим или которые изме-
HAWTCA под воздействием самого человека,
	Подтвердим это следующим примером.
Офицер Охай, готовясь к очередному по-
лету, освежил в памяти лишь названия и
расположение нагеленных пунктов, рек,
дорог и озер, а не ознакомился более ле-
тально с их географическими особенностя-
ми. Й вот что случилось во время полета.
Офицер Охай не учел пути, пройденного
самолетом на планировании, в результате
чего он оказался не около аэродрома, как
рассчитывал, а на значительном удалении
от него, Заметив внизу группу озер, он не
задумываяеь развернул самолет и взял
курс Ha свой аэродром. Летчик Охай хо-
рошю знал, что расстояние ют озер ло
аэродрома’ можно преололеть за несколько
минут, но по истечении этото времени он
не обнаружил под собой знакомого летного
поля. Только тогла летчик Охай понял,
что он взял неправильный курс, и начал
искать другие характерные ориентиры,
Выйдя на крупный населенный пункт, он
опознал его, определил свое местонахожде-
ние и только таким образом исправил
ошибку.
	Оптибка произошла потому, что летчик
Охай не знал отличительных признаков
ориентиров. Упомянутую группу озер он
принял за те озера, которые находились
вблизи от аэродрома и по своему очерта-
нию и расположению очень схожи. Только
отдельные признаки указывали на их раз-

‚ тичие. Если бы офицер хай знал эти
признаки, то он сразу бы определил, гле
находится, и не допустил бы подобной
опибки.
	Четчик и штурман должны четко разли-
чать постоянные признаки предмета или
ориентира и признаки, изменяющиеся в за-
висимости от времени ‘гола.
	Предположим, что летчик или штурман
начал изучать реку. Он должен. не
Только запомнить ев название и зани-
маемое положение в районе полетов, а по-
ДрЮбНО ОЗНАКОМИТЬСЯ <. 68 руслом; изгиба
MH, поворотами, берегами, местами  весен-
них разливов, их конфигурацией и харак-
тером всей поймы, с особенностями мостов,
перекинутых через нее, прилегающих. ло-
рот, рощ, лесов, через которые она проте-
кает, ручейков и речушек, впадающих в
нее. При таком изучении ориентиров,
если летчик с воздуха увидит эту реку,
он безошибочно определит ве < одного
Вгляла.
	В целях тщательного изучения района
надо широко использовать на занятиях и
во время самостоятельной работы физико-
географическое и климатическое описание
данного района, фотоснимки ориентиров я
отдельных ландшафтов.  ‘гипсометрические
карты и карты крупного масштаба, маке-
_ ты, воспроизводящие в точности ориентиры
и предметы, познакомиться со сведениями,

которые приобрели, летчики и штурманы,
давно уже летающие в 5т0м районе.
	‚ Приведу ‘пример из практики. При
	изучении реки, протекавшей через один из
районов полетов, летчикам указывали, что
На этой реке в данном районе имеется
	Мост. Летчики не знали  отличительных
	признаков этого мость и поэтому не
опознавали его и, чтобы уверенно осущест-
	вить полет, вынуждены были искать дру-
гие ориентиры. Залем этот мост был де-
тально изучен,  сфотографирюван, о точно
так же были изучены и другие мосты.
	ROMS летчикам об’яснили. что этот мост
	деревянный, что’ он являелся единственным
в этом районе, и показали‘им фотографию,
как он выглядит с воздуха и чем от-
тичаетея от других мостов, то мост стал
	лучигим ориентиром ‘для’ летчиков. Выйдя
	на него, они сразу определяли, под каким
курсом находится свой аэродром, соседний
населенный. пункт и т. 1.
	Некоторые летчики невнимательно’ 907-
ноеятея к изучению района: полетов и тех
изменений, которые происходят в. резуль-
талю смены периодов года. Так, например,
офицер Богачев; готовясь к полету. весной
прошлого года, не поинтересовался; какие
изменения произошли в. микротеографии B
переходный период. В результате тов. Бо-
гачев не успел оторваться от своего азро-
дрома, как уже, перестал опознавать -мест-
ность, потерял. детальную ориентировку и
вынужден был сесть на соседнем аэродро-
Me. у
	Визуальная ориентировка, как уже бы-
ло сказано выше, не самоцель, она лишь
дополняет основной 10606  самолетовож-
дения, установленный нашими  наставле:
ниями, и способствует успешному выполне-
нию задания. Олнако основное внимание
экипажа должно быть сосредоточено на
сохранении заданного режима полета, на
пунктуальном выполнении ‘штурманских
расчетов, что является залогом успешного
	выполнения каждого полета.
	СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ

“~ авиачасти. За отличное обслуживание самолета тов. Г. Ворошнин имеет
несколько . благодарностей от командования. На. снимке; старший  техник-
лейтенант Г.- Лобода (слева) осматривает перед‘ полетом самолет, ‘который обслу-
живает отличник боевой и политической. подготовки старший сержант Г. Ворошнин.
	Фото капитана А. Дмитриева,
	Нота Советского Правительства
по поводу незаконного изменения
западных границ Германии
	правительства «установят границы Термзн
нии или любой части ее, а также опред-
лят статут Германии или любого района,
который в настоящее время является qa
стью германской территории». Hs ator
следует, что изменение грании германской
территории, находящейся под контролем
четырех держав, может быть произведено
только по совместному решению  прави-
тельств СССР, ОША, Великобритании п
Франции, взявших Ha себя верховную
влаеть в отношении Германии.

В. соответствии с изложенным Советское
Правительство считает необходимым посла.
вить правительства Великобритании, СИА
и Франции в известность о том, что оно
считает незаконными изменения западных
границ Германии, произведенные прави.
тельствами Великобритании, США и Фран.
ции в нарушение «Декларации о пораже:
нии Германии».

Аналогичные ноты были направлены
министрам иностранных дел США и Фран.
пии советскими послами в Вашингтоне п
	Париже.
(TACC).
	Сообщение ТАСС
	4 апреля Правительство. Советского ! дум Правительства СССР о Северо-атланти-
Союза направило через своих послов пра-   ческом договоре, ранее направленный пра-
вительствам Италии, Норвегии, Дании и   вительствам США, Великобритании и до.
Исландии, приглашенным к участию в и опубликованный в советской печати
переро-атлантичееком  логоворе. меморан.!1 апреля. (ТАСС).
		Озеленим наши авиагородки
	Наступила весна. Перед воинами авиа-
тыла слоит неотложная залача — приве-
	сти авиагородки в образцовый культурный
вид. Одним. из важных мероприятий в этом
отношении являетея озеленение авиагород-
	техника. Ароме того, озелененные площади
обычно являются местом отлыха и различ-
	ных спортивно-массовых, мероприятий вои-
`нов-авиаторов.

Rak же следует проводить озеленение?

Для этой цели могут быть использованы
самые разнообразные деревья и кустарники
— липа, тополь, клен, лиственница, жел-
тая акация, береза. шиповник, облениха,
а в южных районах — пирамидальный TO-
поль, грецкий орех, шелковица, лох и др.
Для озеленения стен зданий можно peRo-
мендовать дикий виноград, хмель, жимо-
ЛОСТЬ, BLIOHOR.
	Успешно решить задачи по озеленению
можно лишь при условии, если вои-
ны авиатыла будут строго Е
требований агротехники.

Перед тем как приступить к. посадке
древесной растительности, необходимо хоро-
Шо подготовить почву. Лучшими почвами
считаются те, которые имеют достаточное
количество питательных веществ; а по. ме-
ханическому составу супесчаные, сугличи-
стые, с хорошим просачиванием воды. По-
садочные места для озеленения должны
быть подготовлены заблаговременно, ямы
следует выкопать за 3—5 дней ло посалки.
	Едва лишь почва просохнет OT талых
вод, производится посадка древесной расти-
тельности. Лучшее время для посадки —
период между боронованием зяби и .севом
ранних зерновых культур. В большинстве
	степных районов весенняя посадка произ-
	вюдится в первой половине апреля.
	При доставке посадочном материала не-
обходимо сохранять корневую систему во
влажном состояния, С этой целью дно ку-
зова машины выстилают мокрой соломой.
	строенные ЦАГИ, поднялись в воздух. С. А.
Чаплыгин сумел создать огромный коллек.
тив прекрасных конструкторов; глубоких
теоретиков, выдающихся  экспериментато-
ров, чьи работы помогли репить многие
важнейшие проблемы ‘авиационной Вауки и
техники. Все это. выдвинуло ЦАГИ как
крупнейший в мире, научно-исследователь:
ский авиационный центр.

В 1920: тду. б_ А. Чаплытин питаю
	Be ТЕ Е: EM AY Nl а; таплыгин пишет
работу «К общей теория крыла  ‘монопла-
	Е п УчЕАОН Горан о црыйа  МоНоПлЛа-
на», в которой обобщены очень важные
результаты, связанные е устойчивостью
	крыла. Идей этой работы юлучили новое
развитие в наши дни.

В 1921г. С.А Чаплыгин создает
«Схематическую. теорию” пазрезного кры-
ла», посвящая ее памяти своего ‘учителя
и друга Н. Е. Жуковекого. В этой работе
завлалываются основы современной теории
механизированного крыла. С. А. Чаплыгина
можно с полным основанием считать осно-
воположником этой важнейшей отрасли
аэродинамических исследований. Здесь. как
й в других работах, проявилось исключи-
тельное научное предвидение Сергея Алек-
сеевича, так как в это время практика
еще не ставила вопроса 06 увеличении
под’емной силы путем присоединения к
крылу добавочных частей — предкрылков.
закрылков, щитков.

В 1926 г. С. А. Чаплыгия в работе «0
влиянии плоскопараллельного ‘потока на
движущееся в нем цилиндрическое крыло»
впервые дает формулы для случая неуста-
новившегося движения крыла. Эти задали,
принадлежащие к труднейшей области
аэродинамики, были затем развиты в Tpy-
дах наших ученых Некрасова, Седова, Го-
лубева и других.

В 1933 г. Сергей Алексеевич Yanan
вместе с профессором Лаврентьевым — соз-
дает работу «0 пог’емной силе И сопро-
гивлении длинного плоского крыла в пред-
положении срыва с его верхней поверхно-
сти». В этой работе С. А. Чаплыгин дает
совершенно новые результаты, выходя - ва
рамки старой классической струйной Teo.
рии. В 30-х ‘годах С. А: Чаплыгин pe.
сколько раз возврашаелея к теории  раз-
резных крыльев и полипланов, развивая
полученные им результаты.

. Bulconog сознание своего долга и ответь
	сыпают слой влажной земли. Перед посал-
кой в дно ямы вбивают опорный кол, з^-
остренный в нижнем конце. Укрепленный
в яме кол по своей длине должен достигать
нижних ветвей посаженного дерева, К этих
кольям потом привязывают стволы. Заме-
тим, кстати, что постановка кольев поель
посадки не достигает цели. Перед посадкой
JepeBa на дно вырытой ямы насыпают пе-
регнойной земли, на которой расправляют
корни сажаемого дерева.
	Необходимо обратить внимание на глуби-
ну посадки деревьев. Сажать нужно так,
чтобы корневая шейка дерева находилась
на уровне земли. На практике иногла до-
пускают ошибку: либо деревья сажают ла
10—15 сантиметров глубже корневой шей-
ки, либо, наоборот, корневая шейка при по-
садке остается высоко Hal поверхностью
почвы. И в том и в другом случае деревья
ненормально развиваются и часто гибнут,
	После установки дерева в яму ‘туда под.
сыпают лопатой перегнойной земли, посте-
пенно приминают ее ногами и трамбуют (07
краев к центру) для устранения пустот,
могущих образоваться между корнями дез
рева.
	Затем делают приствольный- круг. и зем-
ляной валик, предназначенный для. задер:
жания воды как при полизке, так и при
выпадании атмосферных осадков.
	После посадки дерева землю  обилью
поливают волой, дерево подвязывают к
оторному колу мягкой тесемкай.
	Последующий уход за посаженными де
ревьями заключается в рыхлении почвы и:
 приствольного ‘круга не менее  пяти-тие-
сти раз за лето, а ‘Также периодической
`поливке водой.

Вюины-авиаторы должны проявлять WHE
циативу и энергию и широко развернуть
‘работы по благоустройству и озеленению
авиагородков. Следует помпить, что в каж-
дом авиагарнизоне имеются для этого ве
условия.

Цветущая зелень изменит облик, авнам-
родков и будет способствовать оздоровле-
НИЮ Жизни И быта, личного COCTABR A the
	мей военнослужащих, проживающих в
Звиагарнизонах.
	Инженер М. ПОЛТЕВ.
	В связи с решением, принятым прави-
тельствами Англии, США, Франции, Бель-
гии, Голландии и Люксембурга, об измене-
наи западных гранит Германии, Посол
в Англии Г. Н. Зарубин, по поруче-

нию Советского Правительства, направил
на Имя министра, иностранных дел следу-
	«Советекому Правительству стало из-
вестно из опубликованного 26 марта
	124) г. совместного _ коммюнике. прави-
тельств Великобритании, США, Франции,
Бельгии, Голландии ‘и’ Люкеембурта ‘ ретие-
ние правительств вьицеуказавных › го©у-
дарств 06 изменении затааных праниц Гер-
мании и присоединении части германской
территории к территориям Франции, Бель-
	гии. Голланлии и Дюксемоурга.
	ретекое Правительство считает необ-
	ходимым обратить внимание правительств
Великобритании Соединенных — Штатов
	Америки и Франции на то обстоятель®тво,
что в «Декларации 0 поражении  Герма-
вии», подписанной 5 июня 1945 года пра-
вительствами СОСР, США, Великобритании
и Фозниии ппроэеленно оказано что ЭТИ
	(Старший сержант” Г. Ворошвин —

бои ай Qa ааа Е ь.
	печати ШИРЕ ПРОПАГАНДИРОВАТЬ
ОПЫТ ОТЛИЧНИКОВ УЧЕБЫ
	Министр Вооруженных Сил в своем при-
казе, посвященном 31-й годовщине Совет-
ской Армии, поставил перед воинами зада-
чу: неустанно «...овладевать своим ору-
жием и боевой техникой, множить ряды
отличников боевой и политической  подго-
	В осуществлении этой большой и ответ.
ственной задачи огромную роль призвана
сыграть авиационная печаль. Газеты при-
званы умело и широко популяризировать
	эваны умело и широко шпуляризирават!
тех, кто в мирное время, не жалея сил.
	энергии, совершенствует свое боевое Mac-
терство, выполняет сз0й воинский долг.
Пример в этом показывает газета «Ста-
линский легчик» (редактор П. Шрюнин). На
ее страницах систематически выступают с
материалами 0б опыте своей учебы пере-
	доБыЫе летчики, Штурманы,  стрелки-ра-
дисты, Ценность этих статей и корреспон-
денций в том, ч10 ‹ кажлый -BORH Mower
	Ge pan yYTb

ИЗ НИХ

го полезного.
	яичный состав подразделения офицера
Заплавнева с честью выполняет приказ
Министра, неустанно повышает боевое
мастерство, настойчиво борется за крепкузо
воинскую дисциплину и порядок. Редакция
«Сталинского летчика» посвятила целую
страницу опыту воинов этого подразделе-
ния. Выступления командира подразделе-
ния офицера Заплавнева. лейтенанта Ры-
	бас, старшего техник-лейтенанта Спинына.
	сержанта Абрамова отличаются конкретно-
	стью, они насыщены поучительными при:
мерами и фактами.
	сержанта Абрамова беспокоило, что на
замену шланга пол’ема ноги шасси затра-
чивается много времени.
	«заменяя на-днях шланг, — пишет он—
_я решил сократить это время. Самолет на
козелок не ставил. Отвернул Нижнюю
тайку штока цилиндра, поднял его 4 yBH-
дел, что вполне можно привернуть
	дел,
шланг.
	Я поделился своим опытом с механи-
	ками, и они нашли его вполне приемле-
МЫМ. :
	ствовать боевое мастерство», гвардии Ka-
питана Сокольского «Программа воинекого
воспитания», напечатанные в других но-
мерах газеты, содержат богатый факти-
ческий материал, в живой форме повест-
	ВУЮТ 0 JAA BOHHOB-OTIMGHHROB,
	Заслуга «Оталинского летчика» состоит
в том, что его страницы, как правило, за-
полняются статьями военкоров. В автор-
ском активе газеты — командиры, полит-
работники, секретари партийных и комсо-
мольских организаций, рядовые летчики,
штурманы, стрелки. Их корреспонденции и
статьи выделяются живостью языка, глу-
боким знанием жизни частей, отражают
насушные задачи, над решением которых
	работают советские авиаторы.
	tM 1 СЯЦ. Напрасно искать здесь корреспонден-

Вскоре мне было дано. задание nogro-  anh uw erates ПАНА pm
	TOBHTb: K полету другой самолет. Было
	выявлено много дефектов, на’ устранение
которых требовалось около двух дней.

— А ведь можно закончить работу
раньше? — спросил я своего помощника.

— Конечно, можно, если работать ста-
рательно, — ответил он.

Мы спланировали свое время, распреде-
лили работу и дружно взялись за дело.
В итоге самолет был введен в строй в
течение дня». я
	Ворреспонденции майора Титова «Под-
держивать постоянную боевую готовность»,
старшего лейтенанта Родина + бовертен-

HAH HW статей, популяризирующих опыт от.
личников. Газета предпочитает стоять в
стороне от этого важного дела. Заметки,
которые ` изредка появляются о перело-
виках учебы, носят случайный характер.
В них нет опыта. обобщений.
	Авиационные газеты должны активно и
повседневно помогать командованию осуще.
ствлять задачи, поставленные в приказе
Министра Вооруженных Сил. С этим, ра:
зумеется, они успешно справятся лить при
‘Том условии, если тесно булут связаны с
жизнью частей и подразделений, если на
их страницах регулярно булут выступать
лучигие люди, пореловики учебы — твоо-
	цы переловоГго опыт&..
	Прюшалюй весной штуруан экипажа, стар-
maf лейтенант Кульвадювский считал, что
он отлично знает район и проложенный в
нем маршрут полета и сможет провести ca.
молет от взлета, до посадки «г. закрытыми
глазами». Поэтому в полете он не занимал-
ся штурманскими расчетами. не вел конт-
роля пути и даже не соблюдал элементар-
ных правил самолетовождения. В резуль-
тате такой самоналеянности и пренебреже-
ния экипаж потерял ориентировку и не
выполнил задания.
	Экипаж обязан тщательно и всесторонне.
	готовиться к любому полету, и особенно в
переходный период. При этом’ большое
внимание должно быть обрашено ‘на подго-
товку инструментальных средетв` самолето-
вождения: ‘компаеа, ‘приборов о радиона-
вигации и других ‘технических средств; а
также графиков поправок.
	эначительную трудность в. переходный
период представляют полеты на малых и
бреющих высотах, так как при этом огра-
ничен 0б3зор летчика и быстро сменяется
самая местность: из-за больших угловых пе-
ремещений. № таким полетам следует особо
тщательно готовиться. Маршрут полета
необходимо изучить до такой степени, что-
бы летчик или штурман точно знали и
мгновенно определяли вое наиболее харах-
терные ориентиры и их особенности, вы-
званные изменениями времени года. При
полетах на малой и бреющей высотах сле-
хует 0с0б0 выделить не только площалные,
но и вертикальные ориентиры, что в зна-
чительной степени облегчит экипажу ви-
зуальную ориентировкх.
	Некоторые летчики считают, что весна—
неблагоприятное время для летной работы.
Однако практика опровергает $10 мнение.
Если экипажи отлично подготовлены к. по-
летам и детально знают свой район, то и
этот период времени года с успехом можно
и нужно использовать для полетов. Успех
решает не время ‘года. а качество подго-
ТОвки авиаторов, их знания. опыт. мастер-
	Полковник До МИРОНОВ.

«Сталинский летчик» из номера в номер
публикует очерки 0 лучших воинах, мето-
диетах, поднимает на щит славы тех, кто
упорно и настойчиво учится военному делу,
оттачивает свое летное искусство,  пока-
зывает пример добросовестного несения
	Тематика очерков. о лучших воинах раз-
)бразна, Газета рассказывает о людях
	всобразна. Газета рассказывает о людях
различных специальностей, от труда кото-
рых зависит успешное проведение учебно-
летного задания.
	Газета последовательно и целеустремлен-
	HQ ноказываег дела вожаков масс — юу-
мунистов и комсомольцев, ‘их организую:
щую роль, ‘их личный пример в учебе.
«Каждый коммуниет должен быть отлич:
ником» — так называется передовая ста-
ThA, посвященная авангардной роли. членов
партии в учебе. Велед за передовой «Ста-
линский летчик» поместил отчет о  пар-
тийном- собрении одного из. подразделений,
на котором обсуждалея вопрос о задачах
‘Коммунистов в выполнении”. февральского
‚приказа Министра Вооруженных Сил. -
	№ сожалению, далеко еще не все газеты
ноняли свои задачи, вытекающие из при:
каза Министра” Вооруженных Сил. Перед
вами комплект газеты «Сталинский воин»
(редактор Б; Копелиович) за последний ме-
	мотора своего делз.   рргожами. мхом. брезент

сообщение «Результаты = теорэтических
исследований движения аэроплана». В этой
работе были заложены все основные поло-
жения современной теории крыла конеч-
ного размаха.

` После Великой Октябрьской социалиети-
ческой революции развернулась особенно
широко кипучая деятельность Сергея
Алексеевича. Великие преобразования,
осуществленные в нашей стране партией
_Тенина—Сталива, вызвали бурный  пот’-
‚ем научного й технического творчества,
Огромные задачи. поставленные перед мо-
лодой Советской республикой, требовали
непосредственного участия нцих ученых
в решении конкретных вопросов  восета-
новления народного хозяйства и социали-
‘стического строительства. С. А. Чаплыгин
— горячий патриот Родины -—- активно
‘включается в жизнь страны. Задачи, вы-
двигаемые практикой. занимают все боль:
Шее и большее место в его творчестве.
Одновременно с этим он выполняет огром-
ную организационную и административную
работу, создавая вместе с Н. Е. Жуковским
наши научные авиационные центры. Пос-
ле смерти Н. Е. Жуковекогм он становится
их руководителем, до конца своей жизни
являясь главой советской  зэродинамиче:
©5ОЙ Школы.

Выдающийся организаторекий талант
Сергея Алексеевича сразу выдвигает его в
Число руководителей по планированию и
проведению научно-технических исследо:

ва НИЙ, имевших огромное значение для мо-`

лодото социалистического государства. Сер-
пей Алексеевич избирается председателем
Центрального. научно-технического совета
при Выснем Совете Народного Хозяйства
(ВСНХ). После смерти Н. Е. Жуковского,
в 1921 году Чаплыгин становится  пред-
седателем коллегий ЦАГИ. С этою време-
ни и до конца своей жизни С. А. Чаплы-
гин является одних из руководителей
крупнейшем центра авиационной науки.
С работой в ЦАГИ связан и последний
период научного творчества Сергея Алек-
соевича. }
	Благодаря заботам партии и Советского
государства в исключительно короткое
время были ‘построены огромные, прекраз-
чо оборудованные аэродинамические лабо-
ратории, первые советские самолеты, по-

ствевности перед Родиной являлось источ-
ником творческого горения С. А. Чаплыти-
на. Глубокая любовь к Родине, стремление
отдать все силы делу ее технического про
гресса вдохновляли (. А. Чаплыгина нано.
вые и новые‘ научные достижения. (0. А,
Чаплыгив приходил к замечательным прак-
тическим результатам и сам был выдаю-
щимся организатором и строитедем.
Исключительные заслуги (С. А. Чаплы-
тина перед нашей Родиной были отмечены
самой высокой наградой советского прави-
тельства — присуждением 3 февраля 1941
года, ‘в день пятидесятилетия его научной

двятельности, звания Героя Социалистиче-
кото Труда.
	Работа в ЦАГИ определила и тематику
	евучно-исследовательских работ самого

Сергея Алексеевича, которые не прекра-
Щались, несмотря на крайнюю занятость
	„Ртанизационно-административной деятель-
ностью .`

Когда началась Великая Отечественная
война, С. А. Чаплыгин все свои силы 9т-
дал делу защиты Родины, делу разгрома
фашистских орд. Престарелый ученый в
ноябре 1941 г. ‹о всей энергией“ присту-
пает в, налаживанию нормальной работы
эвакуированных  лаборалорий ЦАГИ ив
проектированию и строительству новых,

8 октября 1942г. Сергей Алексеевич
Чаллыгин скончался, не дожив до страстно
ожидаемой им победы, в которую он верил
непоколебимо.

Научное наследство С. А. Чаплыгина, ога
ромно. Ем работы намного опередили рабо+
ты зарубежных ученых и вошли в золотой
Фонд мировой науки,

Аэродинамика после смерти Н. Е, Жуз
кавского получила в лице С. А. Чаплыгич
на достойного преемника, и оба они явля
ются ев общепризнанными творцами,

р ики нашей авиационной науки
самой передовой науки в мире, ученые,
конструкторы, инженеры являются достой“
ными продолжателями и преемниками Hae
следства и творческих традиций — выдаюч
щегося русского ученого С. А. Чаплыгина:

Кандидат технических наук
Б, ШУМЯЦКИЙ,
Кандидат технических наук
	OO KKM,
	Сегодня исполняется 80 лет со дня рож-
дения замечательного русского ученого, од-
HOTO Из основоположников современной
аэродинамики Сергея Алексеевича Чаплы-
гина. Классические работы С. А. Чаплыги-
нав области механики, математики и 8910-
динамики являются крупнейшим ‘вкладом в
отечественную и мировую науку.

С. А. Чаплыгин был выдающимея дея-
телем отечественной науки. Все свои силы
и энергию, весь свой могучий талант он от-
дал патриотическому служению народу.

Сергей Алексеевич Чаплыгин родился
5 апреля 1869 г. Уже в гимназические
годы выявились блестящие способности
ученого. Математика и физика являлись
его любимыми предметами.

В 1886 году, после блестящего оконча-
ния гимназии, Сергей Алексеевич  посту-
пает на физико-математический факуль-
тет Московского университета. Годы уче-
бы в университете совпали @ периодом,
когда на физико-математическом факульте-
	те вели преподавание блестящие  рус-
ские ученые — Жуковский, Тимирязев,
Столетов, Бредихин, Цингер, Богданов,
	Морковников и др. Особенно большое влия-
ние на Чаплыгина оказал «отей русской
авиации» Н. Е. Жуковский, ставший позд-
нее научным руководителем и старшим
другом С. А. Чаплыгина. Под влиянием
Н. Е. Жуковского и складывались научные
интересы молодого Чаплыгина.

Н. Е. Жуковский ставил своей целью
_ создание теории авиации — обоснования
возможности полета аппаратов тяжелее
воздуха и потому евои работы в освовном
посвящал аэрогидромеханике. Естественно,
UT) RK решению этих проблем им был
_ привлечен и С. А. Чаплыгин.

В 1890 г; С. А. Чаплыгив оканчивает
университет, получив золотую медаль за
динломную работу «0 движении тяжелых
тел в несжимаемой жидкости». Шо пред-
ставлению Н. Е. Жуковского Чаплыгин был
‘оставлен при университете для ведения
научной работы и преподавания. 0
этого времени начинается самостоятельная
	скимаемости. С ростом скоростей в авиа-
	ции аэродинамика несжимаемой жидко-
сти должна уступить место  аэродина-
мике сжимаемых сред — газовой ди-
намике, проблемы которой  значитель-
но сложней, многообразней и несрав-
венно трудней поддаются математичеекому
анализу, чем проблемы несжимаемой жил-
кости. Заслута С. А. Чаплыгина состоит в
том, что, преодолевая трудности, ему уда-
лось отыскать новые методы решения этой
проблемы. нашедшие широкое применение
В газовой динамике.

В декабре 1903 г. Чаплыгин избирается
профессором Московского университета,
Вроме того, он является профессором Мос-
ковского инженерного училища, преподает
в Московском высшем техническом  УЧи-
лище и, наконец, работает. на Московеких
выеших женских курсах,

Большое значение для авиации представ-
ляет его работа «0 давлении плоскопарал-
лельного` потока воздуха на преграждаю-
щие тела», написанная в 1910 году. В
работе предложена такая схема схода вих-
рей с крыла, которая по существу позволя-
ет учесть влияние вязкости. Поеле опуб-
ликования этой работы стало возможным
подечитать чиркулядию крыла. а, следо-
	К 80-летию со ‘дня рождения
		ваучно-исследовательская деятельность
С. А. Чаплыгина.

Первые же научные труды Чаплыгина
обратили на себя внимание. Они были по-
священы вопросам гидромеханики и были
написаны под прямым влиянием Н. Е. Жу-
ковского. Ё числу этих работ относится и
магистерская диссертация, защищенная в
1898 году. Оценивая эту рабату,. Николай
Егорович Жуковский писал: «Сочинение
С. А. Чаплыгина ‘представляет вполне’ са-
мостоятельный труд, который вместе с ‘его
прежними работами по тому же вопросу
являюея в литературе единственным ис-
следованием по геометрической интерпре-
тации движения TBEPAOTO тела в жидко-
сти. Можно  сказаль, что картина этого
сложного движения теперь рисуется. в во-
ображенийи только благодаря исследованиям
С. А. Чаплыгина».

Широта научных интересов Сергея Алек-
сеевича была весьма велика. Гидролина-
MUKA, аэродинамика, теория упругости, не-
бесная механика, прикладная и теорети-
ческая механика, интегрирование дифе-

ренциальных уравнений — вот далеко нё ! Вательно, используя теорему зкуковевого 0
	пол емной силе, определить под’емную си-
лу крыла. Метод определения циркуляции,
предложенный Чаплыгиным и Жуковеким,
лег в основу всей современной теорий
крыла. Эта же схема с успехом исполь-
зуется и в теории воздушного. крыла.

С. А. Чаплыгин заложил основы теории
обтекания лопаточных бешеток в своей ра-
боте «Теория решетчатого крыла». Методы
Чаплыгина были распространены на слу
	чай обгекания решетки большимв  скоро-
стями с учетом сжимаемости.

Развитие авиации требовало создания
	полный перечень областей, которым. по-
священы научные груды С. А. Чаплыгина.
Нз их основе были разработаны и ‚разра-
батываютея многие важнейшие вопросы
теории авиации.

В 1902 году, когда вопросы течения
газа с большими скоробтями еще не имели
прикладного значения, С. А. Чаплыгин сво-
ей замечательной работой «0 газовых erpy-
ях» заложил основы газовой динамики.

Трудно переоценить значение этой ра-
боты для современной авиации” В ней
ученый дал конкретное решение залач об
	истечении газа с большими лозвуковыми   такой теории, которая учитывала бы_вли-
	яние гюннов врыла ва аэродинамические
характеристики. 27 октября 1910 №-
да, те. 33 несколько лет до немецкого
	CROPOCTAMH и OD обтекании пластинки
	струей газа. Отличительной особенностью   характеристики.
	при движении газа с болыпимн скоростя:
	ми является необходимость учета его! ученого Прандтля, С. А. Чаплыгин сделал