13 апреля 1949 г., № 86 (1310),

= eh ne aed СТАЛИНСКИИ СОКОЛ И
К 25-летию работы И. В. Сталина „ОБ ОСНОВАХ ЛЕНИНИЗМА*   ` Лауреаты Сталинских премий
РАС Ра
		НА большом письменном столе лежат
разноцветные конверты. В них —
теплые, задушевные письма автору романа
«Далеко от Москвы», удостоенному Ста-
линской премии первой степени. Василию
Николаевичу Ажаеву со всех концов Совет-
ского Союза пишут воины, рабочие, кол-
хозники, студенты,

Вот голубой конверт со штампом поле-
вой почты. В ‘нем — письмо воинов-гвардей-
цев. .

«Недавно в нашей части, несущей службу
далеко за пределами родной страны, —
сообщают они, — состоялась читательская
конференция по Вашему роману «Далеко
от Москвы». Солдаты, сержанты и офи-
церы дали высокую оценку Вашей книге, в
которой ярко и правдиво показаны образы
людей сталинской’ эпохи, строителей ком-
мунистического общества. По поручению
участников конференции благодарим Вас за
хорошую и полезную книгу».

Много писем В. Ажаев получает из авиа-

ционных частей.
° Читатели спрашивают писателя о’ том,
как он создавал свой роман, что послужило
материалом для книги, просят рассказать о
творческих планах.

Мы побывали у автора романа «Далеко
от Москвы». Лауреат Сталинской премии
Василий Николаевич Ажаев рассказал нам
о том, как он работал над романом, и по-
делился своими творческими планами.

— Роман «Далеко от Москвы»,— сказал
В. Ажаев, — я начал писать еще в годы
Великой Отечественной войны — осенью
1944 года. В основу книги легли личные
	о Формулы пригодятся для лю-
ми исторической обстановки. Марксиет-
ско-ленинскую теорию нельзя расемал-
ривать как катехизис, как символ веры,
как догму. Она не стоит на одном месте.
Она постоянно развивается и обогащается
революционной практикой. Овладеть марк-
систско-ленинекой теорией,  раз’ясняет
товарищ Сталин, — значит уевоить суще-
ство этой теории, уметь пользоваться ею
при решении практических вопросов рево-
люционного движения в различных истори-
ческих условиях. Овладеть маркенстеко-ле-
WAHCKOH теорией — значит уметь обога-
щать эту теорию новым опытом револю-
ционного движения, уметь обогащать ее HO.
выми положениями и выводами, уметь
развивать ее и двигать вперед, не останав-
ливаясь перед тем, чтобы, иеходя из суще-
ства теории, заменить некоторые ее поло-
жения и выводы, ставшие уже устаревши-
ми, новыми положениями и выводами, со-
ответствующими новой исторической обета-
новке.

Марксистско-ленинская теория есть не
догма; & руководетво к лействию.
			впечатления и наблюде-
ния. Я сам в прошлом
более десяти лет работал
на крупнейших стройках
страны, выполняя разно-
образную работу, начиная
от рядового строителя и
кончая начальником от-
дела управления круп-
ной стройки. Героический
труд строителей — рабо-
чих и инженеров вызвал у
меня желание написать о
них большое произведе-
ние.

Роман «Далеко от
Москвы» — не докумен-
тальная хроника. Работая
над ним, я ставил задачу
показать типичные черты
советских строителей, по-
казать поколение людей
сталинской эпохи, рас-
сказать о горячей любви
советского народа к сво-
ей социалистической Ро-
дине, о его самоотвер-
женном служении От-
чизне.

По роману «Далека от
Москвы» предполагается
создать цветной KHHO-
фильм. Сейчас тов. Ажа-
ев принимает участие в
работе над сценарием,
который пишет М. Па-
пава. Этот фильм будет
ставить кинорежиссер
Александр Столпер.

Затем Василий Николаевич сообщил нам,
что он собирается написать большой роман
о поколении большевиков, которые начи-
нали работать в годы первой сталинской
пятилетки, росли и мужали вместе с моло-
дой Советской страной. В этом романе
автор намерен показать не одну, а не-
сколько строек. Сейчас В. Ажаев рабо-
тает над книгой рассказов о сегодняшнем
дне. Ряд рассказов им уже написан. Кроме
этого, он пишет повесть о строителях и
ученых, которые разрешают проблемы
строительства в районах вечной мерзлоты.

В ближайшее время писатель собирается
побывать на крупнейших стройках Даль-
него Востока, где он встретится с героями
своих будущих произведений.

С чувством глубокой признательности
говорит Василий Николаевич Ажаев о на-
шей великой большевистской партии, вдох-
новляющей и направляющей творчество со-
ветских писателей.

— Трудно выразить. чувства благодар-
ности товарищу Сталину, нашей партии,
правительству, так высоко ценящих твор-
ческий труд советских писателей, — ска-
зал в заключение В. Н. Ажаев. — На-
граждение Сталинской премией вызвало у
меня необычайный прилив творческих сил.
Хочется работать еще лучше, еще плодо-

TBODHEE,
П. КОРЖ
	a ea
На снимке — лауреат Сталинской
премии В. Н. Ажаев за работой.
Фото Л. Чистяковой.
	26 атреля 1924 года начали печататься
в газете «Правда» лекции И. В. Сталина
«06 основах ленинизма». Это классическое
произведение товарища Сталина явилось
новым вкладом в марксистско-ленинскую
нвуку, дальнейшей разработкой теории
большевизма. В гениальном труде товарища
(талина «0б основах ленинизма» cre-
циальная глава посвящена  марксистеко-
ленинской теории. В главе «Теория»
товарищ Сталин разбирает три вопроса:
9 значении теории для пролетарского дви-
жения, о критике «теории» стихийности,
0 теории пролетарской революции.

Ленин и Сталин, большевиетская партия
придают революционной теорий величайшее
значение. Весь путь партии  больше-
виков, вся ее великая борьба за построение
коммунистического общества в нашей
стране освещены ярким прожекиюром марк-
систоко-ленинекой теории, которая являет-
ся величайшей  революционно-преобразую-
щей силой в развитии общества. Огромная
сила марксистеко-ленинекой теории состоит
в том, ЧТо Она, Дает возможность понять за-
коны исторического развития общества,
понять внутреннюю связь окружающих со-
бытий и предвидеть дальнейший ход этих
событий, Юе сила в 10м. что она дает воз-
можность теоретически осмыелить богатый
исторический опыт нашей партии по ‘созда-
нию первого в мире социалистического го-
сударства, дает рабочему классу и комму-
нистическим партиям всех стран. проверен-
ное опытом и практикой руководство в их
борьбе и тем самым избавляет их от блуж-
даний и ошибок в революционной деятель-
ности,

«Прежде всем необходимо знать, —
указывает товарищ Сталин, — что проле-
тарский социализм представляет не просто
философское учение, Он является учением
пролетарских масс, их знаменем, его почи-
тают и перед ним «преклоняются» проле-
тарии мира. Следовательно, Марке и
Энгелье являются не просто родоначаль-
никами какой-либо философской «школы»
— они живые вожди живого пролетареко-
о движения, которое растет и крепнет с
каждым днем».

Большевистская партия возникла на
прочной базе теории марксизма.  Больше-
визм, как политическое течение, правиль-
но выражает потребности рабочего дви-
жения в новую эпоху, в эпоху империа-
лизма и пролетарских революций. Основа-
тели большевизма Ленин и Сталин и их
ученики — это единственные марксисты,
которые развили и двинули втеред марк-
систекую теорию. Они обогатили марксизм
новыми положениями. соответствующими
	HOBOH исторической эпохе.
	осепобеждающая сила
идей Ленина -— (Сталина
	НИНИзЗМа и чревато большими опасностями
	ATH дела. «...теория, — учит товарищ
Сталин, — становится беспредмелной, ес-
	ли она не связывается < революционной.
пракликой, точно так же, как и практика
становится слепой, если она не освещает
себе дорогу революционной теорией».

Великая историческая практика, привед-
шая к победе социалистической революции,
к победе сопиализма в СССР, имела ре-
шающее значение в постижении законов
общественного развития. Маткенелекая на-
ука о законах общественного развития бы-
ла углублена блалолаля тем новым гени-
альным открытиям, которые сделали Ленин
и Сталин, руководя борьбой рабочего клас-
са в новых условиях эпохи победы сопиа-
лизма на одной шестой части земли.

Теория большевизма самым тееным 0б-
разом связана © жизнью и борьбой масс и
опирается на их практический оныт. Необ-
ходимым условием ускорения темпов раз-
вития социалистического общества яваяет-
ся все возрастающая политическая и 06-
щественная активность советского народа.
А эта активность зависит от роета ROMMY-
нистической сознательности масе, от пони-
мания массами политики большевистской
партии, которая зиждется на теории марк-
сизма-ленинизма,

Исключительное значение имела марк-
CHCICKO-ICHHHCKAA теория в деле разобла-
чения различных антимарксистеких, 01-
портунистических теорий, авторы которых
пытались  дезорганизоваль рабочий класс.
Без разоблачения  троцкиетско-зиновь-
евских, бухаринских «теорий» нельзя
было мобилизовать, организовать Mac-
сы и вдохновить их Ha — строитель-
ство социализма. Tak, В период
социалистического переустройства» сельско-
го хозяйства большевистской партии приш-
лось разгромить контрреволюнионную, рас-
считанную на реставрацию капитализма
бухаринекую «теорию» врастания кулака
в сопиализм.

Товарищ Сталин в работе «0б основах
ленинизма» разоблачил эту «теорию», про-
тивопоставив ей ленинскую теорию социа-
листическото переустройства, сельского х9-
зяйства_
	Не меньшее значение имеет теория
большевизма в деле преодоления пережит-
ков капитализма в сознании людей. Эти
пережитки тормозят развитие советского
общества. Вот почему наша партия a ee
руководители неустанно борются за чи-
стоту маркеиетеко-ленинокой теории, ©9-
циалистической идеологии. з& коммунисти-
ческое воспитание масс, как одно из pe-
шающих условий построения коммунисти-
ческого общества.

Ленинско-сталинская теория 0 возмож-
HOCTH победы социализма в нашей стране
	дала Н

артийи и советскому народу aAcHyIO
	перспективу, уверенность в победе. Эта
теория развязала ‘мощную инициативу,
энтузиазм масс. Великая цель рождала ве-
ликую энергию, умножала силы. Сталин-
ские пятилетки были конкретным вонло-
щением ленинизма. Они организовывали,
0б’елиняли миллионы устремлений в одну
волю, полчиненную единой пели—пюстрое-
нию социализма. Впервые в истории па-
учно обоснованные цели сознательного
переустройства всего общества привалили
и приволят в движение десятки миллио-
нов людей.

Марксизм-ленинизи — это высшая фор-
ма социалистического сознания. Советские
наука, искусство, литература,  политиче-
ское сознание и мораль советских людей
развиваются на идейной бязе  маркеизма-
ленинизма, как господствующего научного
мировоззрения, господствующей идеологии.
Марксизм-ленинизм, как самое передовое
научное мировоззрение, раскрывает вели-
чайшие просторы для дальнейшего расцве-
та нашей советской науки, советекого ис-
кусства, литературы.

Яркое подтверждение этого — поета-
новления Совета Министров Союза ССР о
присуждении Сталинских премий За выда-
ющиеся научные работы, выдающиеся
изобретения и коренные усовершенствова-
ния производственной работы, за выдаю-
щиеся работы в области литературы и ис-
кусства 34 1948 rox. Достижения нового
отряда лауреатов Сталинских премий, на-
считывающего более тысячи человек, —
свидетельство грандиозных — завоеваний,
осуществленных совелекими людьми под
руковолетвом большевистской партии.

Важнейшей качественной особенностью
марксистеко-ленинекой науки. одним из
глубочайших источников ее исключитель-
ного влияния на массы является ее воин-
ствующая партийность. Партийность озна-
чает научный, 0б’ективный подход к дей-
ствительности, ибо пролетариат  заинтере-
сован в правильном, истинном отражении
законов исторического развития. Глубокая
партийность марксистсеко-ленинской науки
дает возможность партии правильно оце-
нить всякие теоретические положения,
выдвигаемые во всех областях идеологии,
видеть в них проявление интересов тех
или иных классов и помогает вести беспо-
щадную борьбу © буржуазной идеологией,

Товарищ Сталин выдвинул перед пар-
тийными и советскими кадрами в качестве
одной из важнейших задач — задачу овла-
дения марксистско-ленинской теорией, ов-
ладения большевизмом. Но овладеть марк-
систско-ленинской теорией, учит товарищ
Сталин, это не значит заучить отдель-
ные положения из’ трув классиков
марксизма-ленинизма, полагая, что 3a-
	фей науки, как великий продолжатель де-
ла Маркса — Энтелка — Тенина.
Товарищ Сталин дал теоретическое 0босно-
вание путей и средств  победоносного
строительства социализма в нашей стране,
Он развил ленинскую идею индустриализа-
ции страны, разработал теорию коллекти-
визации сельского хозяйства. Сделанные
товарищем Оталиным глубокие теоретиче-
ские обобщения тех коренных изменений,
которые произошли в общественной струк-
Type COCP на основе победы  социализ-
ма, легли в основу новой, Сталинской
Конституции. Товарищ Сталин, опираясь
на учение Ленина, вскрыл законы перехо-
да от социализма к коммунизму и  наме-
тил конкретные пути построения коммуни-
стического общества в нашей стране.

Тажим образом, Ленин и его верный уче-
ник, друг и соратник товарищ Сталин под-
няли марксистскую теорию на новую сту-
пень в <оответствии с новыми условиями
исторического развития.
	«И именно потому, что Ленин и ленин-
цы двинули вперед маркеистекую теорию,
ленинизм является дальнейшим развитием
марксизма, маркеизмом в новых условиях
классовой борьбы пролетариата,  маркеиз-
MOM эпохи империализма и пролетарских
революций, марксизмом эпохи победы со-
циализма на одной шестой части земли».
у т, курсе истории ВЖШ(б)», erp.
	Марксистско-ленинская теория есть иде-
ология самого  протрессивного в истории
класса—пролетариата, Она является нау-
вой о пролетарской революции, © строи-
тельстве коммунизма. То обстоятельство,
чм. она являелея учением и знаменем мил-
лионов трудящихся, характеризует прин-
ципиально новое отношение этой револю-
ционной теории к действительности, к
жизненным интересам трудящихся Macc,
хараклеризует ее принципиально новую
роль и значение,

Рассматривая вопрос о роли обществен-
ных идей, теорий в развитии общества,
товарищ Сталин указывает, что эти идеи,
теории «приобретают тем большее значе-
ние, чем точнее они отражают потребно-
сти развития материальной жизни общест-
ва»,
Идеология буржуазии дает превратное,
извращенное представление о капиталисти-
ческом обществе. Только. маркеизм-лени-
низм является единственно научным, точ-
ным отражением потребностей развития ма-
териальной жизни общества в нашу эпоху.
Только эта теория вооружает трудящихея
научным знанием‘ законов _ общественного
развития. Марксизм-ленинизм с самого на-
чала своего существования ставил своей
задачей не просто об’яснить мир, открыть
законы развития общества, но и изменить
мир, построить новое, коммунистическое
общество. .

Революционная теория по своей внутрен-
ней природе, по своему существу, по свое-
му назначению является руководством
к действию. Марксистеко-ленинской теории,
как идеологии рабочего класса, присуща
действенная, ‘творческая  революционно-
преобразующая сила, благодаря которой опа
стала знамегем борьбы рабочего класса за
социализм, знаменем строительства комму-
нистического общества. Советский народ,
воспитанный в духе понимания целей и за-
дач, стоящих на нашем пути к коммуниз-
му, в духе знания средств и путей их осу-
ществления, с исключительным энтузиаз-
MOM принялся после войны за воестановле-
ние и дальнейшее мощное развитие народ-
ного хозяйства, за умножение производи-
тельных сил страны, за пол’ем материаль-
ного благосостояния трудящихся;

В убловиях социалистического строя
марксистеко-ленинская теория стала гос-
подствующей идеологией общества. 3a
ней стоит вся мощь нового общественного
строя, всея мощь социалистического госу-
дарсчва, большевистской партии, вея сила
десятков миллионов людей, овладевших пе-
редовыми революционными идеями и пре-
тРоряющих эти идеи в жизнь.

Илеи марксизма-ленинизма,  воплотив-
шись в жизнь, материализовавшиеь B HO-
вом общественном строе, стали еще
более могучей движущей силой обществел-
ного развития. В условиях социалистиче-
ского общества  марксизм-ленинизм, как
наука о строительстве коммунизма, являет-
ся теоретической основой всей деятельно-
сти Советского государства, большевистской
партии во всех областях жизни общества.
Матрксизм-ленинизм является силой cocH-
	дания, утверждения и развития новото.
Важнейшая особенность  марксиетеко-
‘тенинокой  т6вории -—— ее  неразрывная
	связь < революционной практикой. 1еория
только тогда превращается в преобразую-
щую силу, когда она связана с революци-
онной практикой. Теория, учит товарищ
Сталин, если она действительно является
теорией, дает практикам силу ориентиров-
ки, уверенность в работе, веру в победу
правого дела. Революционная деятельность
вождей большевистской ‘партии Ленина и
Сталина является образцом сочетания те-
оретической мощи с величайшим мастерет-
вом практического  революпионного дейст-

BUSA. $

Забвение революционной теории, отход
от принципов большевизма всегда вели и
ведут к потере революционной перспекти-
вы, к оппорпунизму, к перерождению,

В главе «Теория» товарищ Сталин отме-
чает, что стремление практиков отмахнуть-
ся от теории противоречит всему духу ле-
	Большевистская “партия ставит задачу
неустанного воспитания трудящихся в духе
советского патриотизма, в духе интернацио-
нализма. Поэтому партийные и советские
организации, выполняя указание партии,
развернули большую работу по коммуни-
стическому воспитанию трудящихся ——
строителей коммунизма.

Для идеолотичеекого вооружения кадров,
для вооружения их марксистеко-ленинской
теорией товарищ Сталин создал  гениаль-
ный труд — «Краткий курс истории Вее-
союзной Коммунистической партии (боль-
шевиков)». Появление  «Краткого курса»
явилось выдающимся событием в идейной
жизни большевистской партии, советского
народа, коммунистических партий всех
стран.

Товари Сталин изложил историю пар-
тии на базе развертывания основных идей
	марьсизма-ленинизма и показал, что исто-
рия ВКП(б) есть марксизм-ленинизм в’ дей-
етвии. Товарищ Сталин учит, что неоцени-
	мо велико значение марксиестеко-ленинской  .
	теории для успешной борьбы за коммунизм,
что без. передовой революционной теорий
невозможна победа социалистической рево-
люции, что, только овладев  маркоиетеко-
ленинской теорией и умело руководствуясь
ею в своей практической деятельности,
цартия рабочего класса в состоянии при-
вести трудящихся к коммунизму.

Великая революционная теория, которой
руководствуется в своей деятельности пар-
тия большевиков. имеет также громадное
международное значение. Опыт  больше-
вистекой партии являетея источником уве-
‘`ренности для компартий других стран в
их борьбе против империалистической pe-
акции. Теория и тактика большевистской
партии, указывает товарищ Сталин, при-
мдны и обязательны IA пролетарских
партий всех стран. «Большевизм, — учит
Ленин, —— годится нан ‘образец тактики
для всех».

Вольшевистская партия является образ-
Цом ‘подлинной интернациональной партий
рабочего класса. С первых дней своего су-
ществования она боролась против всех и
всяких националиетических групп и тече-
ний. Международное пролетарское движе-
ние интернационально по самому своему,
существу. Верность пролетарекому интер-
национализму о является долгом каждой
марксистской партии. Отказ от пролетар-
ко интернационализма ведет неизбежно
в лагерь империализма, как наглядно пока-
зывают пример предательства клики Тито
в Югославии.

В настоящее время компартии ряда стран
добилиеь серьезных успехов в борьбе про-
тив правых социалистов и других преда-
телей интересов трудящихся, за полити-
чеекое единство рабочего класса.

В Румынии, Болгарии, Польше, Чехо-
словакии, Венгрии уже созданы единые
партии рабочего класса. Идейной базой
единых рабочих партий является револю-
ционная теория большевизма, маркеистеко-
ленинекая теория.
	Гигантская созидательная работа совет-

ского народа в послевоенный период раз-.

вертывается в сложной международной об-
становке обострения борьбы между силами
социализма и демократии, с одной сторо-
ны, и силами империализма — с другой.
в обстановке обострения борьбы между
социалистической и буржуазной илеологи-
ями. В этих условиях большевистокая пар-
тия требует от коммунистов быть воору-
женными, как никогда, идеями ленинизма
и ни на минуту не ослаблять борьбы с
любыми проявлениями буржуазной идеоло-
гии. Партия учит последовательно и твер-
до осуществлять принцип большевистской

паргийности на любом участке идеологи:

ческой работы.

Партия требует неустанно вести боевую.

пропаганду марксистско-ленинской теории—
великого оружия духовного и материаль-
ного освобождения человечества. Марк-
сизм-ленинизм — единственная теория, ко-
торая не отстает от поступательного дви-
жения истории, слособна правильно 06-
общать события настоящего, научно пред-
видеть будущее и освещать партии и ра-
бочему классу путь борьбы за победу ком-
	Г. КОНЮХОВ.
		Теория большевизма выросла и окрепла
в схватках с оппортунизмом П Интерна-
ционала, который безраздельно тосподетво-
вал на арене международного рабочего дви-
жения в период между Марксом и Энгель:
ом, с одной стороны, Лениным и Сталиным
—‹ другой. В силу того, что ленинизм вы-
шел из пролетарской революции, в силу
о, что он окреп и вырос в борьбе соп-
портунизмом П Интернационала, он имеет
	исключительно’ боевой и революционный

характер.
Ленин и Сталин не только. возролили.
	ревюлюционное содержание марксизма, за-
муравленное оппортуниетами И Интерна-
ционала, но сделали крупный шаг вперед,
развив марксизм в эпоху империализма,
в новых условиях классовой борьбы: mpo-
летариата,

Будучи самым верным защитником и
проводником идей марксизма, Ленин ука-
зывал, что маркеисты вовсе не смотрят на
теорию Маркса, как на что-то законченное
и неприкосновенное, FO OHA, эта теория,
положила лишь краеугольный камень той
науки, которую марксисты должны  дви-
тать дальше, если они не хотят отстать
От ЖИЗНИ.

«Мы думаем, — пишет Ленин, — 970
для русских социалистов 9собенно необхо-
дима самостоятельная разработка теории
Маркса, ибо эта теория дает лишь общие
руководящие положения, которые приме-
няютея в частности к Англии инаме, чем
к Франции, к Франции иначе, чем к Гер-
мании. к Германии иначе. чем к России».
		Роман-` о. патриотических`
подвигах советских людей
	Роман Владимира Попова «Сталь и
шлак» начинается с описания событий,
происходящих на одном из больших метал-
лургических заводов Донбасса в первые
дни Великой Отечественной войны. Завод
получает первый фронтовой заказ на 9т-
ливку броневой стали. Коллектив мартенов-
ского цеха во главе со своим начальником
‘инженером Крайневым вкладывает в это
‘дело энтузиазм, творческое горение, весь
свой опыт, накопленный годами. И эта
борьба за сталь, полная творческого поры-
‘ва и вдохновения, заканчивается победой
‘коллектива цеха, Но это только первое
‘серьезное испытание для рабочих и инже-
_неров завода,
  Фронт приближается к Донбасеу. Фа-
шистская авиация начинает  систематиче-
ски бомбить город, направляя свой главный
удар на завод. Ho сталевары с полным со-
знанием своего натриотического долга’ не-
сут боевую вахту, продолжают безостаню-
вочно плавить сталь. Их волей, их усили-
ями завод до последнего момента продолжа-
ет жить и служить фронту. Автору уда-
лось показать несокрушимый моральный
дух советских людей, раскрыть их безгра-
ничную преданность Родине, их высокую
сознательность и идейность. Вак в прюцес-
се плавки сталь ‘приобретает необходимые
качества, так и люди, воспитанные боль-
шевистской партией, закаляются и мужа-
ют в суровых испытаниях войны, в борь-
бе против немецких захватчиков. Полны
волнующего драматизма сцены, в которых
запечатлена борьба советских патриотов
против гитлеровцев на оккупированной
фапеистами территории. Автор создает гал-
лерею обаятельных образов советских лю-
дей — людей несгибаемой воли и гранит-
ной стойкости, ведущих подрывную. дея-
тельность против врага.

В силу стечения обстоятельств инженер
Сергей Крайнев вынужден остаться в тылу
врага. Не зная еще о существовании под-
польной партийной группы, руководимой
коммунистом Андреем Сердюком, он в
одиночку начинает бороться против гитле-
ровцев. Взорвать любой ценой городскую
электростанцию, помешать немцам восста-
повить завод — вот цель, которая стоит
перед Врайневым. И ради нее он, выдавая
себя за бывшего белотварлейского офицера,
входит ‘в доверие немецкого командования.
На первых ‘порах ему удается расправить-
ся с изменниками Лобачевым и Мурзенко.
Но он чувствует, что его индивидуальная
борьба мало эффективна. Наконец, через
коммунистку Валю Теплову, бывшего се.
кретаря комсомольской организации марте-
HOBCKOTO цеха, Крайнев устанавливает
связь с подпольщиками и совместно © ни-
ми взрывает электростанцию.

Советские люди проявляют образцы бес-
етрашия и героизма. Старый машиниет
	деятельность подпольщиков. Образ Андрея
Сердюка олицетворяет собой партийное руз
ководетво партизанеким движением.

Правдивое отображение руководящей
роли большевистской партии, организовав
шей и вдохновившей советских людей на
борьбу с врагом, — главное  доетоинетво
романа «Сталь и шлак». Созданные Попоз
вым образы партийных руководителей Tae~
вого и Матвиенко предстают перед читатеч
лем как образы носителей воли и разума
большевистской партии, подлинных оргаз
низалоров и вожаков масс, вдумчивых в0с=
питателей, сочетающих требовательность в
людям с чуткостью и заботой о них. Герои
романа часто обращаются со своими завет
ными думами к большевистской партии,
к великому Сталину, безгранично верят
партии, возлагают на нее все свои на-
дежды и чаяния. В ответственный момент
своей жизни, перед выполнением боевого
задания Крайнев в задушевной беседе то
ворит Тепловой:

— Ты знаешь, Валя, то великое дело,
что делает товарищ Сталин, я всегда пред
ставлял себе как огромнейшую  плавку
стали. Он великий сталевар. Он так ру-
ководит сложнейшим процессом, что везь
народ становится стальным монолитом нез
бывалой твердости, и я чувствую, знаю —
близок тот день, когда вся фашистская нез
Чисть, этот шлак человечества будет выч
бропеен за, порог.

Этими мыслями и чувствами живут все
герои романа Попова, они окрыляют их и
вдохновляют на ратные и трудовые подз
ВИГИ.

На Урале, на крупнейшем в Европе ме-
таллургическом заводе, вместе co всеми
рабочими и инженерами самоотверженно
трудятся эвакуированные донбассовцы. В
рюмане хорошо передана атмосфера напря-
женного труда стахановцев, атмосфера не-
престанных творческих поисков новаторов
производства. Дать стране больше  етали,
‘усилить помощь фронту — этим благород_
ным стремлением живет весь огромный
коллектив завода. Применяя новые методы
работы, донецкий сталевар комеомолец Ша-
тилов добивается ускорения пяавки и вы-
дает тонны стали сверх плана. Начальник
цеха донбассовец Макаров повышает про-
изводительность печей. Примеру Шатилюва
следует старый потомственный уралец
Пермяков, который вступает с молодым
стахановцем в социалистическое соревнова
ние.

Роман «Сталь и шлак» — первое про
изведение Владимира Попова, инженера-
металлурга по специальности. Это  есте-
ственно отразилось на романе. Попов не
всегда соблюдает чувство меры, изображая
шреизводетвенные пропессы, церегружает
повествование излишними подробностями и
специальной технической терминологией,

Но эти отдельные недостатки вполне
устранимы при последующем переиздании
романа, и опти не могут заелонить главного,
что придает роману идейную и xXylome-
ственную силу, 10, что он пронизан неу-
кротимой верой в советского человека, го=
рячей любовью к нему и искренним воз
хищением его богатырекими деяниями и
	ПОДВИГаМиИ.
С. ЕЛИЗАРОВ,
	Менин и Сталин выступили великими но-
ваторами в общественной науке, отстояли
маркенстскую теорию от опошления и из-
вращения ее врагами, развили революцион-
ную теорию пролетариата, обогатив ее но-
выми достижениями ‘мировой науки и
культуры, опытом революционной борьбы
рабочего класса. Каждое выступление,
каждое произведение Ленина и Сталина яв-
ляются образцом творческого марксизма-
ленинизма Без творческого труда’ Ленина
и (талина марксизм не мог бы
остаться действенным, научным руковод-
ством пролетариата, Вожди революционного
пролетариата России — Ленин и Сталин,
применив маркеистское мировоззрение К
анализу общественных отношений в Рос+
сии, ее политического строя, ее идеологи-
ческого развития, дали‘ единственно пра-
вильный, научный ‘ответ на те вопросы,
Hal разрешением которых десятилетиямя
билагь русекая революционная мыель.

После смерти Ленина товариш Сталив
продолжает развивать далее MAPRCHCTCKO-
ленинскую теорию. В работах «0б основах
ленинизма», «К вопросам  ленинизма», В
«Кралком курсе истории ВЕП(б)», во мно-
тих других произведениях, речах, 0есе-
дах товарищ Сталин выступает, как кори-
	КНИЖНЫЙ КИ
	ато ПИР В а, ПН 7
1119 КИОСК В. ЧАСТИ   ДРУЖБА С КОМСОМОЛЬЦАМИ-СТАХАНОВИАМИ
	Н-ОКИЙ АВИАГАРНИЗОН, 12 апре-
ля. (По телеграфу от наш.  корр.).
Теоную связь держат KOMCOMODDIEE
	Н-ской авиачасти ‚с молодежью промыт-
ленных предприятий. Недавно они встре-
тились © молодыми  стахановцами завода
имени Сталина. Бригадир передовой на
заводе  вомсомольско-молодежной бригады
тов. Маючий рассказал авиалорам о мето-
дах работы бригады, 06  изобретателях и

киоска проявляют большую заботу 9 том,
чтобы авиаторы’ своевременно знакомились
с новыми выдающимися произведениями
советских писателей. За последнее время
воины приобрели пелый ряд книг советских
нислтелей — лауреатов Сталинской пре-
MHA. .

В книжном. киоске всегда можно купить
	тетради, блокноты, почтовую бумагу, кон-
	Майор Н. АЛЕКСАНДРОВ,
	В Н-ской авиачасти хорошо работает
книжный киоск Ваенторга.

В киоске имеются произведения класси-
ROB маркеизма-ленинизма, биографии
В. И, Ленина и И. В. Сталина. Хорошо
представлена также художественная лите-
ратура. Здесь можио найти избранные прот
изведения русских  писателей-клаесиков:
Пушкина, Тургенева, Тоголя, Островоко-
г, Некрасова, Белинского, Герцена, Черны-
шевского. Толстого, великого советского пи-
сателя М. Горького. Работники книжного
	НЙ Воробьев сжигает колонну немецких лап.

Комсомолец тов. Степанено прочитал ков, доставленных с фронта на завод для
стахановцам доклад на тему «Комсомол — ремонта. Его брат Федор выводит из строя
med Военно-Воздушного Флота». После   мощный сверлильный станок, срывая пуск

локлала участник Великой Отечественной   механического цеха. Оба они погибают
	войны тов. Батрак рассказал в  героизме
комеомюльнев-авиаторов, проявленном в
	в  ак ДОЗИсоТНыЫе СЫНЫ СВОИ ЕоДиНы.
В центре борьбы © ненавистным врагом
— коммунист вальцовщик Андрей Сердюк.

героизм
О:
	0орьбе против немецко-фалгистевих захват-   Опытный конспиратор, человек большой
И воли и мужества. он умело направляет