14 апреля 1949 г., № 87 (1311).
	проверочные
	СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ

ПЕРЕД каждым полетом штурманы — отличники боевой и политической подго-
товки капитан А. Москвин и лейтенант А. Стукалов проводят тренировки на
бомбардировочной. аппаратуре, тщательно готовясь к выполнению летных заданий,
На снимке: лейтенант А. Стукалов (слева) и капитан А. Москвин на занятиях
			Путанипа и разнобой в авиационной
терминологии
		Из всех отраслей современной техниче-
ской литературы авиационная литература,
вероятно, сильнее всего Закорена ненужны-
ми иностранными терминами и случайны-
ми именами.

Трубку Пито знают все, а чем  знаме-
нит сам Пито, широко фигурирующий в
учебниках благодаря упомянутой трубке,
никому неизвестно. Так же обстоит дело и
с иностранцем. Пено. По непонятным при-
чинам это имя всетда сопровождает графи-
ки потребных тяг и мощностей, Весьма
сомнительна польза часто употребляемого
понятия «площадь милеля», вместо  кото-
рото легко можно сказать «поперечная
нлошадь». Зачем говорить 0б угле «танга-
жа». когла шоще и понятнее называть
	его углом навлона?
	ризапии случайных имен иностранного
происхождения, обладатели которых отнюдь
не могут претендовать на роль OCHOBOTIO-
ложников скоростной аэродинамики?

В 1938—1939 г. по инициативе
некоторых работников ЦАГИ  значи-
тельное количество авиационной ли-
тературы было выпущено в англо-
американских обозначениях (ом., например,
учебник проф. Bexposa «Динамическая
устойчивость самолета»). Этот непонятный
и необлуманный шаг продемонстрировал
прямое неуважение к классической школе
русской аэродинамики, основанной велики-
ми русскими учеными Н. Е. Жуковским и
С. А. Чаплытиным.
	Сейчае вопрое о пересмотре и уточнении
официальной авиационной терминологии
важен еще и потому, что бурное развитие
авиационной техники привело к созданию
новых понятий, обозначений. Вроме того,
авиапией стали вплотную заниматься уче-
	ные разных налравлений (представители
математики, механики, термодинамики
ит. д.).
	Путаница и разнобой в системе обюзна-
чений в нашей авиационной литературе
В значительной мере мешают изучению
НоРоЙй техники и должны быть рептительно
и быстро ликвидированы.
	Из сказанного следует, что настало вре-
мя переемотреть терминологию нашей авиа-
ционной литературы.

Этот столь важный вопрое нельзя pe-
пить в порядке «самодеятельности».
Необхолимю решением специальных  ин-
станций созлать соответетвующий автори-
тетный орган, куда войдут наши вущные
ученые и представители авиационной 0б-
щественности, которые и должны решить
эту актуальную задачу.

Кандидат технических наук, доцент,
инженер-полковник В. БОЛОТНИКОВ.
	ротехники. зеленым насаждениям обеспе-
чен хороший уход.

Авиаторы по-деловому взялись и за бла-
гоустройство  авиагородка.  Затотовляется
материал для изгородей, приступлено к ре-
монту тротуаров. Деятельно готовятся и к
ремонту служебных и жилых зданий,

В благоустройстве городка активное уча-
стие принимают комсомольцы,

Фото гвардии лейтенанта 1. Сквернюкова.
			только тот летчик отлично владеет авиа-
Ционной техникой, кто! ее серьезно изучил.
У такого летчика и мотор не будет терять
свою мощность, и самолет всегда будет из-
ходиться в образцовом‘ порядке.

В нашем подразделении служит легчик-
истребитель офицер Барковский. Опытный
авиатор, офицер Барковский отлично знает
конструкции мотора и самолета, особеп-
ности их эксплоатации.

Свои знания офицер Барковский повсе-
дневно передает подчиненным, учит свой
экипаж правилам грамотной эксплоатации
	материальной -чаети; лично контролирует
	работу ‘механика своего самолета. Не
случайно, что самолет офицера Барковекого
является  эталонным в подразделении, 4
члены экипажа обладают высокой техниче-
ской кульгурой. Не было случая, чтобы в
полете у офицера. Барковского отказал на
самолете мотор или какой-либо агрегат. В
этом заслуга не только механика, но и са-
Мото летчика, который умело экеплоатиру-
ет самолет и мотор в воздухе. В полете на
предельный радиуе офицер Барковский
всегла точно проходит маршрут, достигая
при этом экономии горючего. Когда наблю-
даешь за самолетом, пилотируемым офице-
ром Барковским, то по звуку мотора мож-
но легко определить, что он работает без
излишних нагрузок. Высокая техническая
культура помогает летчику  Барковскому
отлично влалеть истребителем, и не слу-
чайно этот офицер пользуется у летчиков
заслуженным авторитетом.

Таких летчиков, как офицер Барковский,
в нашей части много. Однако есть и такие,
которые имеют еще недостаточную техниче-
скую подготовку. Поэтому офицеры инже-
нерно-авиационной службы нашего подраз-
деления уделяют большое внимание прове-
дению классных занятий с летным соста-
вом по технической подготовке, помогают
летчикам в самостоятельной учебе.

Капитан авиационно-технической службы
Загородский и старшие техники подразделе-
ний создали хорошую учебную базу, обору-
довали наглядными пособиями класе для
технических занятий, что значительно
облегчило летчикам усвоение пройденных
тем.

Цериодически проводятся у нас конфе-
ренции, на которых наиболее подготовлен-
	ные техники, летчики и механики долят-
ся опытом эксплоатации самолетов.

Повышению технической культуры авиа-
торов уделяют много внимания партийная
и комсомольская. организации. Широко про-
пагандируя опыт летчиков — отличников
боевой и политической подготовки, партий-
ная и комсомольская организации сумели
заинтересовать изучением техники всех
летчиков, привить им чувство любви к са-
молету, прилежность и настойчивость в
овладении сложной авиационной техникой.
Так, например, мнотие молодые летчики, в
том числе и лейтенант Махаллиани, имев-
шие ранее непрочные технические знания,
благодаря повседневной упорной работе в
классе и самостоятельной учебе на послед-
них зачетах по конструкции самолета и мо-
тора. получили отличные оценки,
		Однажды, проверяя в. зоне на двухмест-
HOM истребителе технику ° пилотирования
летчика лейтенанта Махалдиани, я заме-
тил, что при выполнении «иммельмана»
летчик в верхней точке выводит самолет в
торизонтальный полет на предельно малой
скорости. Присмотревигиеь повнимательнее
на второй такой же фигуре к действиям
лейтенанта Махалдиани, я’увидел, что для
тарантии ст раскрутки винта он давал
сектор газа мотора полностью, оставляя
регулятор оборотов в прежнем положении.
Веледелвие этого летчик не снимал пол-
ной мощности мотора при пилотаже, те-
рял скорость и недобирал высоту на вер-
тикальных фигурах.

На земле, после полета, я спросил У
лейтенанта Махалдиани:

— Почему вы не набираете заданной
высоты на вертикальных фигурах и теряе-
те. скорость ниже предельной на выводе?

— Слабоват мотор, — ответил он мне.

Я об’яснил летчику, в чем истинная
причина занижения им летно-тазтических
данных своего самолета, & залем в полете
на этой же машине подтвердил свои выводы
на практике.

Друюй летчик, лейтенант Виноградов, не
соблюдая режима работы мотора, в полете
перегрел двигатель и был вынужден, не
выполнив залания, произвести посадку Ha
свой аэродром.

06% эти примера подтверждают, что мо-
лодые летчики не всегда правильно пред’-
являют претензии в авиационной технике.
Многолетняя практика доказывает, что при
грамотной эксплоатации налти отечествен-
ные моторы всегда дают установленную
для них мощность и безотказно отрабаты-
вают гарантированный заводом ресурс. Но
следует помнить, что двигатели не проша-
ют технически безграмотную эколлюатацию.

Инотда летчики, преимущественно молю-
дые, летая на закрепленных за ними само-
летах, в воздухе постоянно ощущают силь-
ное давление на ручку управления или
педали. Устранение этого явления отнимает
на земле три минуты времени. Но  мало-
опьтный летчик в силу нетвердых техни-
ческих знаний рассуждает: «Наверно, это
пройдет со временем, полетаю — привык-
ну». Сдавая самФлет, такой летчик обычно
говорит механику малозначащие слова:

— Посмотрите самолет. Что-то он тяжел
в управлении и плохо отрегулирован.

Механик, выслушав такое заявление, не
понимает, что ему надо сделать для того,
чтобы самолет стал легче в управлении,
Более того, механик может. подумать, что
самолет действительно тяжел, а исправить
этот недостаток он не может.

Приведенные выше примеры сзвидетель-
CTBYNT 0 м, чю летчик, как никто
друтой. должен обладать высокой техниче-
ской культурой, иметь хорошие навыки
не только в технике пилотирования, но и в
трамотной экоплоатации авиационной тех-
ПИБИ,

Быстрый рост авиационной техники, по-
стоянное ее совершенствование требуют от
легчика высоких технических знаний, без
козорых невозможно в совершенстве овла-
av, самолетом. Практика показывает, что
	‘осмотры самолетов
	Хорошо организованный и Правильно
	  преведенный осмотр самолетов, их воору-
		жения и оборудования является важным
средством обеспечения безотказной работы
авиационной техники. Чтобы правильно 01-
ганизовать оемотр самолетов, нужно в пер-
вую очередь умело его спланировать. -
	Бесьма важным фактором контроля ©о-
стояния самолета и его агрегатов является
0б’ем (вил) осмотра. Минимальным являет-
ся бсмотр в об’еме послеполетиого: › При
осмотрах полезно также производить На
выдержку проверку состояния ‘отдельных
масло- и бензофильтров и других агрегатов,
которые но регламенту должны проверяться
через определенные и значительные проме-
жутки времени, Такая проверка дает воз-
можность, с одной стороны, определить фак-
тическое состояние агрегатов. и, с другой,
выяснить, насколько своевременно выпол-
няютея регламентные работы.
	Большие возможности с точки зрения
повышения качества осмотра дает под’ем
самолета на козелки. Это позволяет тща-
тельно проверить одновременно состояние и
работу ряда ответственных узлов и агрега-
тов, как, например, механизмов под’ема и
выпуска шасси, герметичность воздушной
или гидросистем, регулировку  сигнализа-
ции шасси, тормозную систему и т, д.
	hak проводить осмотр?
	роль играют личная подготовленность офиз
цера к проведению осмотра и знание им
осматриваемой материальной части. Авто-
ритет проверяющего должен быть непрере-
каем. Лаже такая, казалось бы,  незначи-
тельная деталь, как умение безопгибочно
назвать размер ключа для данного pe
пления, имеет большое значение в деле
воспитания авиамеханика и моториста. Не
приходится говорить © том, что офицеру,
проводящему осмотр, надо в совершенстве
знать все атрегаты, их взаимодействие и
монтажные схемы самолета.
	Несколько слов © порядке записи неис-
правности, обнаруженной при оемотрах.
Обычно при осмотре кто-либо из членов
экипажа записывает в рабочую тетрадь де-
фект, обнаруженный проверяющим. Но если
заглянуть в рабочую тетрадь, то иногда
оказываелея, Что залисывают не де
фекты, а составляют план работы. Напри-
мер, одним проверяющим была обнаружена
течь бензина. Однако в табочей тетради
0б этом не было упомянуто. Запись гласи-
ла: «Подтянуть.. гайку». На первый
взгляд может показаться, что безразлично,
как будет записано, & на самом деле hop.
мулировка имеет существенное  значе-
ние. За записями о необходимости вы-
полнить ту или иную padory  скфы-
вакися самый дефект. Поэтому  необходи-
мо следить, чтобы записывался характер
дефекта. Эта запись в течение продолжи-
тельного времени будет напоминать меха-
нику о дефекте и тем самым послужит ему
уроком на будущее. А для этом нужно,
чтобы обнаруженная неисправность была
достаточно четко охарактеризована и тех-
нически грамотно сформулирована,
	энание летным и техническим составом
малериальной части, инструкций по ее
эксплоатации и обслуживанию проверяется
обычно на, зачетах. Приняв зачет, He-
которые на этом успокаиваются и счи-
тают, что экипажи достаточно подготовле-
ны. Детчики и механики также убеждены
в том, что они знают все им положенное:
«зачет, дескать, слал», Оказывается, эт
не совсем так. Многие простые вещи легко
забываются. Осмотры самолетов чередуют-
ся значительно чаще, чем зачеты, и если
при каждом из, них задавать три-четыре
вопроса по конструкции самолета и мотора
из инструкций и различных руководящих
документов, то это заставит летчиков и Ne-
хаников освежать свои знания, заглядывая
в соответствующую литературу.
	Умелый выбор времени осмотра может
также оказать больую помощь инженеру
в определении состояния материальной ч3-
сти и подготовленности своих подчиненных,
Думается, что инженер подразделения дол-
жен, как правило, проверять самолеты 1по-
сле того; как они уже осмотрены кем-либо
из подчиненных. Нроверив самолет после
механика, техника, инженер тем самым
определяет, насколько умело и серьезна про-
водилея осмотр. При этом можно ‘устано-
вить, какие ошибки допускает тот’ или
иной офицер или сержант при проведении
осмотра, разобрать эти ошибки и на них
научить других, как проводить 96 мотры,
Почти у каждого офицера, сержанта вырз-
батываетея своя методика осмотра, и если
проследить за их работой, то окажется, что
они всегда одинаково тщательно проверяют
одни и те же агрегаты и узлы, порой в3-
бывая © других.
	Цосле осмотров инженеру следует прове
сти разбор © детальным анализом ошибук,
допущенных техником или механиком.
Нужно настойчиво и кропотливо внедрять
правильный метод осмотра до тех пор, пока
не появится полная уверенность в том, что
весь личный состав тщательно произвохит
проверку состояния самолетов, не пропу-
ская «мелочей».
	Чишь хорошей организацией системы
осмотров можно обеспечить безотказную
работу авиационной техники.
	Инженер-майор Б. РАБИН.
	В, сожалению, отдельные офицеры неред-
ко производят проверку самолетов, не при-
меняя никакого инструмента. Полагаясь на
свой опыт, они утверждают, что в состоя-
нии обнаружить неисправности внешним
осмотром узла или агрегата. 910 ошибоч-
ное утверждение в конечном итоге приво-
дит иногла к тому, что, обнаруживая вто-
ростепенные медкие нарушения, не заме-
чают главного и наиболее существенного.
	Бывает, что нужных ключей в инстру-
ментальной сумке не оказывается, и вместо
TOM, чтобы отыскать соответствующий
ключ, авиамеханик иногда просто’ «обхо-
дит» гайку, откладывая до того случая,
котла нужный ключ окажется под руками.
Именно в трудно доступных местах и ©о-
членениях, требующих специального ин-
струмента, заключается главная опасноеть
недостаточного ухода. Поэтому проверять
эти места необхолимо более тшательно.
	Результат осмотра должен выявить со-
етояние всего самолета в целом, Инженер
или старший техник подразделения обязан
дать заключение 06 исправности самолета,
как боевого оружия. Для того, чтобы без-
опгибочно дать такое заключение, офицер-
руководитель должен иметь уверенность в
исправности всех агрегатов Kak BHHTOMO-
торной группы, так и специальното оботу-
дования и авиационного вооружения, Сде-
лать это при современном состоянии авиа-
ционной техники даже опытному. и хоро-
шо  похготовленному  эксплоатационнику
CIHOMY He под силу.
	№ сожалению, отдельные инженеры или
техники до сих пор еще пренебрегают по-
мощью соответствующих специалистов, пе-
реопенивая свой опыт` и знания.
	Обычно осмотр, проводимый руководя-
щим составом, привлекает внимание всего
технического состава подразделения. 91%
дает большие возможности офицеру-руково-
дителю обучить подчиненных правильной
методике осмотра. Каждый механик без-
условно заинтересован в том. чтобы его са-
молет при осмотре выглядел как можно
лучие. Наблюдая со стороны, как проверя-
ющий осматривает машину, какие дефекты
на ней обнаруживает, техники и механики
перенимают методику осмотра, привыкают
пользоваться нужным инструментом, изу-
чают конструкцию самолета’ и сами потом
проводят осмотр. более тщательно и грамот-
HO.

С точви зрения обучения личного co-
става методике осмотра очень большую

В связи с ростом скоростей современ-
ных самолетов весьма важной аэродинами-
ческой характеристикой стало отношение
скорости полета к скорости звука, В боль-
гинетве наших литературных источников
такое отношение именуетея числом Маха,
хотя- досталочных обоснований для этого
нигхе не приводится. Неоднократно можно
услышать прямые недоумения обучающих-
ся: по заслугам ли так возвеличен в аэро-
линамике Мах?
	Ь тому же необходимо отметить, что
материалы, издаваемые на английском
языке, называют упомянутое отноптение не
чиелом Маха, а числом Берстоу. ° Можно
встретить это обозначение и в нашей ли-
тературе (см., например, Я. Б. Зельдович
«Теория ударных волн и введение в газо-
тинамику», издание  Акалемии › наук,
1946 г.). Отсюда очевилно, чт происхож-
дение обоих обозначений носит случайный
характер.

Невольно возникает вопрос: почему
важное аэродинамическое понятие исполь-
зуется в литературе, выпускаемой нашими
издательствами, для чезаелуженной популя-
	Н-СКИЙ АВИАГАРНИЗОН. (По телеграфу
от наш. норр.). С наступлением весны BO-
	ины Н-ской авиачасти развернули работы
	по благоустройству и озеленению авиато-
родка. Под руководством старшего лейте-
нанта Тумашева личный состав службы
тыла подбирает деревья и кустарники для
посадки. 0с0бое внимание обращено на то,
чтобы точно выполналиеь требования ат-
	УЧЕБА ВОЗДУШНЫХ СТРЕЛКОВ-РАДИСТОВ
	радиосвязи офицеры Демидов, Иванов и
другие.
Учеба воздушных = стрелков-рахистов
	способствовала повышению их профессио-
нального уровня. Так, например, воздуш-
ный стрелок-радист гвардии сержант Бо-
рыкин раньше передавал только по 60—
10 знаков смешанного текста. Теперь Бо-
рыкин хорошо изучил материальную
Часть, усвоил основные сведения по  тео-
рии радиотехники и передает не менее
90 знаков текста в минуту: Немалых ус-
цехов в передаче и приеме добились
стрелки-радисты гвардии старшие сержан-
ты Стаценко, Шилов и другие.
	В итоге умело организованной учебы
стрелки-радисты стали более успешно вы-
полнять свои обязанности и во время учеб-
но-бюевых полетов.
	ПРИБАЛТИЙСКИЙ ВОЕННЫЙ ORPYT.
(Наш корр.). Класс радиосвязи размещен
в лвух смежных комнатах. В них рас-
ставлены столы с телеграфными ключами,
приемниками. Здесь же на щитке смонти-
рована принципиальная схема рации,
установлена действующая радиостанция,
имеется самолетное переговорное устрой-
ство и другие приборы по связи. Во всем
действующим  атгретатам подведен ‘TOK.
На стенах развешаны различные схемы,
диаграммы, плакаты. В этом хорошо 0обо-
рудованном классе ежедневно на протяже-
нии значительного времени занимались
стрелки-радиеты.
	Программа занятий’ включала изучение
	материальной части, основ радиотехники и
совершенствование практических навыков.

Занятия со стрелками-радистами прово-
лили опытные, хоротто полготовленные 10
		нием умножают боевую славу  чаюти,

— А вы, товарищ Алелеков, своим по-
ведением принижаете свое офицерское до-
стоинство и малаете честь подразделения,
честь всего коллектива офицеров, —— TM
ворил капитан, прямю гляля в лицо лей-
тенанту, стараясь повять, доходят ли ето
слова до сознания молодого» летчика.

Но лицо Алелекова не выражало ни
смущения, ни раскаяния.

. — На первый раз я ограничусь лич-
ным замечанием и внушением, & если еще
совершите проступок, строго накажу.

Нескотько дней Алелеков вел себя хо-
ропю, а потом снова стал нарушаль. поря-
док. Однажды он даже не явился на
классное занятие. Командир снова вызвал
em Kk ceée и на этот раз поверг
строгому наказанию. После отбытия вз-
казания лейтенант опять был вызван К
капитану для беседы. На этот раз лейте-
нант, глубоко прочувствовавший свой про-
CTYTIOR, дал слово исправиться и быть до-
стойным боевой славы своей части. Боль-
шую работу с молодым летчиком провела
и комеомольская организация. Теперь лей-
тенант Алелеков стал более  лисциплини-
рованным летчиком, @тремится добросове-
стной учебой, ревностным отношением №
воинскому долгу загладить свою вину.

Командиры звеньев — надежная 0108
й ближайшие помощники капитана Творо-
гова в обучении и воспитании летного с0-
etapa. Они не только самые  подготов-
ленные в высокодисцяплинированные лет
чики. но и умелые воспитатели своих п0л-
чиненных. Главный метод в их работе —
индивидуальный подход к людям, оено-
ванный на веестороннем изучении и 9т-
личном знании личных качество кажлого
воина,

В январе. этого: гота в звено старшего
лейтенанта Петрова прибыл летчик лейте-
нант Курочкин. Петров не только п0бее2-
ловал с ним. но и веесторонне ‘проверил
его полгтовку. совершил © ним вонтроль-
ный полет для проверки техники пилоти-
рования. Лейтенаят Курочкин оказался не-
	шШенству ют свое летно-тактическое и отне-

Boe мастерство, учатся умело ‘владеть
авиационной техникой. Но прежде чем
выпустить экипаж в полет, его надо х90-
рошю подготовить на земле. Опыт показы-
вает, что успех кажлого полета зависит
прежде веето от теоретических знаний и
практических навыков, от качества назем-
ной учебы, от правильного обучения и
воспитания летном и технического 50-
става.

Вот почему капитан Твороюв и строит
всю наземную учебу своих подчиненных в
неразрывной связи © их летной подготов-
кой. Классные занятия, тренажи и само-
стоятельная работа личного состава, под-
чинены здесь тому, чтобы обеспечить наи-
более успешное выполнение плана летно-
тактической и огневой подготовки экипа-
жей. Особенно большое внимание обраше-
но в подразделении на воспитание летно-
го и технического состава в духе высокой
дисциплины,  строжайшего выполнения
требований присяги, уставов и наеставле-
НИЙ.

Высокая требовательность, умелое  ис-
пользование дисциплинарных прав помют-
ли капитану Творогову добиться должного
порядка в подразделении, крепкой диенип=
лины и организованности среди подчинен-
ных, Он всегла поошряет воинов,  отли-
чившихея в учебе и несении службы, ив
то же время строго взыскивает с тех, кто
пытаелея нарушать воинекие порядки.

Цесколька месяцев назад в подрчзлеле-
ние прибыл молодой летчик лейтечант Але-
denon, (С первых дней свое  прейыва-
ния в подразделении лейтензат › держал
себя довольно развязно, Он пререкалея ©
старшими, не считалея е правилами внут-
реннего распорядка. Капитан Творогов вы-
звал к себе Алелекова и долто беседовал е
НИМ 0 сто повелении, Капитан паееказал
лейтенаюту о традициях чаети, в которую
он прислан служить, о лучших офицерах,
‚Которые своим усердием в учебе и поведе-
	3. Успех полета готовится на земле
	— В чем лолжна состоять подготовка
экипажа к полету по маршруту? — Штур-
ман части оглядывает офицеров, собрав-
шихся в классе, и через полминуты обра-
шается к одному из них: — Старший лей-
тенант Петров, ответьте вы на этот во-
прос.

Петров встает и дает подробный ответ.
Он говорит убедительно и ясно. Летчик
рассказывает. не только о том, в чем долж-
На состоять подготовка экипажа к марш-
рулному полету, но и о необходимости
тшательно проверять его подготовкх перед
вылетом. Чувствуется. что старший лейте-
нант — хоропю полготавленный офицер,
отлично знаютщий свою летную профессию,

Лейтенант Кралценко вызывается к до-
ске. Ему предложено начертить большой
участок морского побережья, недалеко от
которого расположена часть, указать за-
претные зоны, отметить самые высокие
горные верптины, лежащие в районе по-
летов. Лейтенант берет мел и уверенно
набрасывает контуры побережья...

Лейтенант Чукаев подробно отвечает на,
вопрос © способах восстановления отием-
тировки при потере ее вблизи государ-
ственной границы.

Ответы летчиков показали, что они хо-
рошо изучили правила безопаеноети поле-
тов. отлично знают характерные ориенти-
ры не только вокруг своего аэродрома, но
и на сотни километров от нем. Командир
подразделения капитан Творогов остался
оволен своими подчиненными, В резуль-
	тате сетотняпинеи проверки в журнале от-
	меток появятся новые пятерки,

Капитав Тэоромв во всей своей работе
по обучению и воспитанию летном соета-
ва, исходит из того, что успех каждого по-
лета готовится на земле,

— Полеты, — товорит ой — важней-
ший вид боевой учебы летчикоЕ. Выпол-
язя полетные задачия. авиаторы — совер
	` Окончание. Начало в №№ То и 76.
	петиное выполнение учебно-б0евых  зада-
ний и отличное несение службы получили
118 поошрений. Взысканий же за этот
период былое только три. За’ отличную еле-
танность звено имеет  благодарноеть от
старшего авиационного начальника. Сам
же командир звена Петров со своим вело-
мым лейтенаятом Алхимовым имеет бла-
голарноеть от командующего.

Успешно идут дела и в звене лейтенан-
та. Сивереа. Здесь особенно большое вни-
мание обращается на провеление предвари-
тельной подготовки, на обеспечение без-
опасности полетов.

Потротовка, к полетам рассматривается в

звене как один из важнейших видов на-
земной учебы. Она помогает летчикам си-
стематизировать и углубить знания, поту-
ченные на класеных занятиях, дает воз-
можноеть продумать и теоретически 0бос-
новать свой действия при выполнении
учебно-боевых заданий.

Подготовку к предстоящим полетам лей-
тенант Сивере начинает сразу же’ после
окоягчания очередного легного дня. Учтя
недостатки, которые были допущены лет-
чиками сегодня,  продумав замечания
командира подразделения, высказанные им
во время разборов полета, командир звена,
составляет план всесторонней подготовки к
выполнению полетного задания, которое
намечено на ближайший летный день. He-
ходя из этого плана, лейтенант Сивере и
строит свою работу с подчиненными, В ча-
сы, свободные от классных занятий, он
повторяет е летчиками соответствующие
темы из практической аэродияамики,  де-
тально отрабатывает навыки в работе с
арматурой. Если предстоят стрельбы по
ROHYCY, то проволится соответетвующая
тренировка в определении ракуреа цели н
дальности до нее. Вроме этого, летчики
получают индивидуальные задания для
выполнения в порядке самостоятельной ра-
боты.

Большое внимание команлир звена 0©б-
раацает на подготовку материальной части
к полетам. Здесь уже стало правилом. чо
каждый механик поеле проведения после-
полетного осмотр самодета составляет
план подготовки машины к очередному лет-
	ному дню. Без такого плана, олобренного’.
	Плюхо подготовленным летчиком, но у не
TO не лалилось с выполнением управляе-
MOH бочки, Из дальнейших бесед команди--
ру Уулалось выяснить, че однмклы De
выполнении этой фигуры ммаина у лей-
тенанта завиела, и он с трудом вышел из
создавшегося положения. Боясь зависания,
летчик теперь спешит как можно пыетрее
вывести машину из перевернутого  поло-
жения и в результате этой спешки выво-
дит самолет с большим зарыванием.

Отаршему лейтенанту Петрову  приш-
лось немало поработать < летчиком Ку-
рочкиным. Он прежде веето раз’яенил лет-
чику теоретические основы выполнения
управляемой бочки. ‘Занимался с ним в
классе, показывал на Maken, как вво-
длится самолет в данную фигуру и как вы-
водится из нее. Ароме этого, по совету ка-
питала, Творотова лейтенанту  Курочкину
было поручено еще самостоятельно  изу-
Чить этот вопрос. Летчик добросовестно
выполнил задание командира. Изучив со-
ответетвующую главу из учебника а9ро-
динамики, он глубоко продумал и усвоил
Теоретическое обоснование фитуры. Затем
старитий лейтенант Петров поднялся е лет-
чикюм в воздух и лично показал, как вы-
полняетея управляемая бочка. И только
после этого лейтенанту  Курочкину было
разрешено вылететь. в пилотажную  зояу’
для самостоятельного выполнения фигуры. _
Теперь летчик Курочкин четко и гразютно,

прежних нелочетов, выводит самолет.
из перевернутого положения,

Влумчивый,  инливилузльный — полхол
стариего лейтенанта Петрова к подчинея-
ным, умение не только дать им определен-
ную сумму знаний, нь и научить пра-
Вильно использовать теоретические зна-
BHR во время полетов положительно ска-
зываетея на боевой выучке личного е9-
става звена Летчики, теоретически хоро-
Шо подкованные в проиесее наземной уче-
бы, успешно совершают любые полеты,
справляются даже е самыми слежными за-
даниями командования.

Пожалуй. наиболее ярким показателем
умения воспитывать подчиненных  явля-
ютея данные 0 взыеканиях и поошрени-
ях в звене старшего лейтенанта Петрова.

последний гол летчики звена за Ye-

летчиком, прюсмотренного ‘и утвержденно-
го техником звена, ни один механик не
начинает подготовку материальной части.

— Главная вапа задача, — говорит
лейтенант Сиверс техническому — составу
своего звена, — постоянно поддерживать

материальную часть в полной  исправно-
сти, обеспечивать безотказную работу ©
в воздухе.

И надо сказать, что личный состав зве-
на успешно справляется с этой задачей,
Техники, механики и мотористы  всета
добросовестно обслуживают боевую технн-
Ry. JNO достигнуто прежде всего благода-
ря высокой требовательности командиру
звена и командиров экипажей, в резуль-
тате повседневного контроля за работой
технического состава. Здесь ‘вее летчики,
прежде чем сесть в самолет, строю и
придирчиво проверяют готовность мапетны
к полету.

Полразделение капитана Творотова дли-
тельное время являелея одним из лучших
не только в части, но и в соединении, До-
статочно сказать, что в течение двух лет
здесь не былое никажих летных проиеше-
ствий: Благодаря умелому руководетву ка-
нитана. Творогова своими полчинениыми и
	повсетневной деловой TOMO команлирам о
	звеньев ‘личный состав полразделения ус-
пешно выполняет приказ Министра Boopy-
женных CHI о повседневном повышении
своих военных, политических и техниче-
ских знаний, укретляелт Диециплину и по-
ряхок, совершенствует свое боевое мастер-
ство,

Однако неверно было бы утверждаль,
что похразделение калтитана Творогова —
	00разец совершенства. Зтесь
	РЕМ DLE ED АА Ь мното ФщЩЬ
недостатков и в проведении — класс-
ных занлтий и о0собенлю в организа-
	ции самостоятельной учебы летного соста»
ва. Нельзя, например, признать нормаль-
ным тот факт, что до сих пор ne BCE
командиры звеньев контролируют самосто-
ятельную работу своих подчиненных, ©1а-

Используют метод’ индивидуальных 3а-
дагий. Устранение этих недостатков зна
чительно повыент боевую выучку летного
состава, еще более укрепит боевую готов-
ность подразделения.
	Подполновник И. ПОРТЯННИН.