5 мая 1949 г., № 104 (1328).
	СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ
	ПОДРАЗДЕЛЕНИИ капитана Г. Финеева хорошо оборудована комната

политпросветработы. На снимке: члены совета комнаты агитаторы комсо-
мольцы старшина Б, Роднаев, солдат И. Булавин и младший сержант В. Питирн-
мов за подготовкой к беседе на тему «Над картой Родины».
		ото гвардии лейтенанта П. Сквернюкова,

СЛЕТАННАЯ ПАРА.
	~~ Вам надо сначала несколько убрать
Газ, `а, затем взять принижение относитель-
Но ведущего. ых
	Пользуясь макетами самолетов, команлир
показал, как на пивипорали пл Е
	па. TREDOBAHHE должны pac-
полагаться машины ведомого и ведущего
по отношению друг к другу. ?

следующем полете лейтенант Сыто-
ЯВ Выполнял фигуры пилотажа уже
лучше. Дальнейшая тренировка, позволила
CMY совсем избавиться от прежних опти.
бок. ‘Так постепенно. отшлифовывалась тех-
ника пилотирования у молодого летчика,

учебе Маркевич неизменно соблюдал
принципи последовательного перехода от
простого к сложному. Постепенно ott ye-
ннял пойетные задания: лля Сыропятова.
и о *.
	EE EE EEE AEE

ириучал его к согласованным действиям в  .

Me rire we
	I ELE —

воздухе, м И.
— Пара должна понимать: друг друга в
воздухе 003 слов, по олним эволюциям са,
уолетов. В неразрывности пары — ключ
& победе в бою, — внушал старший лей-
	Два истребителя после разбега ютреми-
тельно врезаются в воздух. Через несколь
ко минут они появляются над аеродромом
и начинают выполняь фигуры нилотажа,
Какие бы эволюции ни; совершал первый
самолет, второй совершенно точно HX 30.
вторяет, следуя за первым в пеленге. Bpe-
менами кажется, что эт одна машина, —

та® слаженно действуют летчики в возду-
хе,
	At. ,

Ведущий делает резкий разворот, и ToT.
час же ведомый повторяет ту же эволю-
цию, не отставая при ‘этом ни на метр,
Бот оба самолета’ входят в’шике; и снова,
машины словно связаны друге другом
прочными нитядии.

— Слетанная пара! — говорит руково
димель полетов капитан Фокич, наблюдало-
щий з& полетом сталитего лейтенанта Мар-
кевича и ето ведомого лейсенанта, Сыро-
пятова. — Отличные летчики, - настоящие

мастера воздушного ‚боя! Правда,. эта, сле-

танносоть достигнута большим трудом. не-
	ПР ОЖ ИЕ РИФ AY Od и - ACH
Mt poe DUPPETCHO, HEMAIO NOTE pore,   TenarT своему BerOMOMY,*
„.Колла, летчик, Игорь Сыропятов pn

Командир. подразделения. раесказал Сы-
шел в подразделение, Muxaun Mapwesya! porgmey ЗС НИЯ, рвесвазал

TOON a ME AR ARS из YOCBHIX полетов,
bIT котором истреоители, прикрывазиние бом

оым уже командиром явена, имеющим оп
МИОТРИХ ПОЗИАЛИПНЕТУ бло Lat ann ne.

а ных боев. На его ‘счету Чис-   барлировщиков, подверглись атаке «Мессер.

MAC) пять сбитых немецких самолетов,   тытуову > Идя в, строю труппы, Марвояия

ее erty ania ion
heel Opa XHHKOH = NMOTH-   Jeba». On -Hemearen

. : . медленно бросилея на_в .

рования, умением метко вести о к : Ha. BbIDYT-

ПЛАЗА лена ла cece NOH В Ry И огнем пушек отеек самолет. против-
	водлухе, спосоюцостью адупически, прамотно
действоваль в бою;

— Будете летать в паре со мной, —
сказал Маркевич летчику Сыропяяову. —
Мои требования: быть внимательным,
дисциплин ированным, изучать теорию и
материальную часть, ве успокаиваться на
AOCTAMYTOM, точно выполнять устазы, на-
ставления и инструкиии.

Командир звена внимательно пригляды-
валея к лейтенанту, стараясь определить
характер летчика-истребителя, и через не-
которое время с удовлетворением отметил,
что у Сырюпятова есть и боевой задор и
твердая воля, & главное — горячая лю-
бовь к своей профессии, к прекраеной тех-
нике, которую вручила Ролина сталинским
соколам. Изучив сильные и слабые сторо-
ны летчика, старший лейтенант Маркевич
стал систематически обучать и  восбпиты-
Валь его,

Летая с Сыропятювым в паре, Маркевич
видел, что ведомый олетает на развороах.
Запазхывание замечалось и при выполне-
нии «горки». На пикировании’ Сыропятов
тавжю . запазхывал со снижением и нА
мгновение «накрывал» ведущего. В` возду-
хе Маркевич ограничивалея короткими за-
мечаниями Сыропятову, зато на  послепо-
летном разборе он подвергал его ошибки
глубокому анализу,

Олнажды во время разбора комайдир
подразделения взял в руки макеты самоте-
тов и стал показывать, в каком  ‘положе-
нии должен находиться ведомый по  отно-
шению к ведушему., о

— На Goenow. развороте, — говорил
старший лейтенант, — вы не  вылержи-
ваете заданной дистанции и интервала.
Из-з% запаздывания на вираже между
нами также появляется большой просвет.
В боевой обстановке подобные ошибки
чреваты серьезными последствиями. Й na
пивировании вы действуете ‘неправильно,
Веломый должен сохранять принижение
по отношению к ведущему, иначе оч «на-
кроет» его своим самолетом, ^

— Что же следует мне делать при вво-
де в пикирование? — слросил Сыропятов,
внимательно слутпавиший Rowan,
	а Жо Зи Е:

ника. «Месоер» отвернул в еторону, желая
скрыться от преследования, но ведомый
Маркевича, преградил врагу дорогу. Меткой
очередью «Мессершмитт» был подожжен.

Бозвые эпизоды, к которым чаето обра-
щалея Маркевич в разговорах ¢ Сыропято-
вым, подтверждали, чо слетанной паре не
страшны любые испытания. Маркевич вое-
питывал подчиненном в духе стойкости.
Сыропяямов упорно двигалея вперед в своем
мастерстве. Ето действия в воздухе стали
уверенными, он перенимал or своего
командира все лучшее, ценное.

В олном из учебно-боевых полетов Мад-
вевич и ето ведомый «прикрывали» 0б’-
ект. Блалодаря осмотрительноети они за-
метили «противника» первыми, набрали.
высоту и, таким образом, захватив ини-
циативу в свои руки, заставили его пв-
рейти к обороне. Лейтенант Сыропятов в
этом «0600» надежно прикрывал ведущего.

С течением времени лейтенант Сыроня-
тов стал зрелым, тактически подготовлен-
ным воздушным бойцом. Теперь ею имя
часто называют велед за именем старшего
лейтенанта Маркевича. 06% они — и ком-
мунист Маркевич и комсомолец Сыропятов
—— отличники боевой и политической под-
готовки. 0ба показывают глубокие знания
по всем дисциилинам, отлично выпотняют
учебно-боевые задания,

Старший лейтенант Маркевич и лейте-
нант Сыропятюв. проявляют заботу не толь-
ко о своей военной подмотовке, они He-
устанно расширяют свой политический
кругозор, глубоко изучают «Краткий куре
истории ВКП(б)». Boopymanch идеями
Ленина, =— Сталина, воздушные воины с
еше большей энергией совершенствуют
свое ‹ мастерство.

Когда в возлухе появляются самолеты
Маркевича и Сыропятова, товарищи с уло-
вольствием наблюдают. за слетанной парой.
За высоким искусством этих  летчиков-
истребителей виден большой и неутоми-
MBM, ралостный и влохновенный трух со-
ветеких патриотов, свято выполняющих
свой воинский долг. ^
	Старший лейтенант Е. СОРКИН.
	недостатки
	устранить

става. Факты показывают, что там, ге
плохо проводят ‹еминары групи, боль-
ше всего недостатков в организации и
проведении. политзанятий.

Имеелея немало случаев, когль занятия
проводятся абстрактно, поверхностно. На
них, не используются наглядные пособия,
яркие и поучительные примеры из хуло-
жественной литературы, из жизни своих
подразделений.

° Кое-где неправильно организуются само-

стоятельное чтение ‘материала, итоговые
беседы. Например, в групне, которой руко-
водит. капитан Суховерхов, ‚ самостоятельное
чтение организуется так: помошник DyKO-
водителя старший сержант Смирнов чи-
тает велух материал, ‘& руководитель груп-
ны дает пояснение. А вель основная цель
этого занятия-помочь солдатам и cep.
жантам лучше усвоить содержание темы,
привить им навыки самостоятельной рабо-
ты над книтой, научить правильно вести
затиеи прочитанного ими материала,

При проведении’ итоговой: бесеты: лейте-
	нант Свердлик задавал вопросы веей ауди-о
тории и после выступления двух-трех че.
	ловек переходил к новому’ вопросу. Выету-
паютщих руководитель не поправлял, оцен-
ки им не давал. Недоуменные вопросы так
ий оставались невыясненными.

Некоторые руковолители вместо того,
чобы поставить 3—4 наиболее важных
вопроса, и обсудить их на итоговой беседе
По теме, стремятся охвалить как можно
больше вопросов: И получается вместо
глубокого разбора поверхностное  сколь-
жение.

Об’яеняются эти недостатки, конечно,
не тотько низким качеством. проводимых
семинаров, но и тем, что в ряде случаев
отсулютвует должный контроль за  подго=
товкой руководителей групи. А’это приво=
AMT к тому, что некоторые из них забыва-
ЮТ 0 своем долге, безответственно относят-
ся к порученному ‘им, столь важному делу.
Например, старший лейтенант Чернов не-
редко’ проводит занятия без веякой подго-
товки.. Вместо рассказа по теме он просто
диктует отдельные места из учебника.

За плохую организацию ‘я проведение
занятий несет ответственность — прежде
всего сам руководитель группы. Но боль-
шая доля вины ложится и на командира,
партийно-политических работников части,
призванных руководить политическим по-
свещением своих подчиненных,  вонтроли-
ровать деятельность руководителей групп,
всемерно добиваться повышения качества
политических занятий,

Там, тде отсутетвуют должная забота и
контроль, —— там посещаемость политзаня=
тий низкая, бывают случаи срыва заня-
THE.

Все эти факты  свилетельствуют о том,
что недостатки в организадии и проведе-
нии политических занятий, имевигие место
в прошлом тоду, повторяются вновь. 0 та-
ким положением, безусловно, мириться ни
в коем случае нельзя.

К 1 оклября заканчивается учебный год
в системе политических занятий. Времен
ни осталось не так уж много. Командиры,
политработники, партийные и комеомоль-
ские организации должны принять все ме-
ры к тому, чтобы устранить имеющиеся
недостатки в ортанизации и проведения
политзанятий, решительно повысить их ка-
чество. При этом важное добиться ‘Toro,
чтобы коммунисты и комсомольцы всетла,
служили примером в политической учебе.

В летний период — Шри 06060
напряженной боевой учебы авиаторов-—не-
обходимо усилить  идейно-полилическое
воспитание личного состава. Политические
занятия должны проходить в течение вее-
го учебного тода равномерно. на высоком
илейном уровне и способствовать укрепле-
нию воинской дисциплины, боевого Ma~
стерства воинов-авиаторов, успешному pe-
шению задал, поставленных Tepe, ними.
Министром Вюотуженных Сил СОСР.

Подполковник В. СТАШИН.
Майсв П. ПАННРАШЧИН.
	Претворяя в жизнь решения ЦВ ВЬШ(5)
по идеологическим вопросам, требования
Министра Вооруженных Сил и директивы
Главною — Политического Управления,
командиры, политрабоники, партийные и
комсомольские организации — авиамастей
` Военно-Возхушных Сил многое сделали для
того, чтобы улучшить организацию  поли-
‘тических занятий, поднять их ` качество.
В результате политзанятия, как правило,
проходят. организованно, на высоком идей-
ном уровне, Н» было бы неправильно за-
Ерывать глаза на серьезные недостатки,
имеющиеся в организации и проведении
политзанятий, Отдельные ^^ руководялие
работники не улеляют должного внимания
этому важному участку идеологической ра-
боты.

Известно, что идейное солержание за-
нятий, глубокое усвоение учебного  мате-
риала солдатами, сержачтами и старшина-
ми зависят прежде вое от степени  1ео-
ретической и методической подготовки ру-
ководителей групп, от их умения  прове-
сти каждое занятие содержательно, в тее-
ной связи с конкретными Задачами, кото-
рые решают в тот или иной период  под-
разделение Значит. необходимо постоянно
заботиться об идейно-политичееком и кУль-
тупном росте руковолителей политзанятий,
© вооружении их методическим опытом,

Между тем имеются факты, свидетельет-
вующие & TOM, что в некоторых частях
Формально относятся -к работе с пропа-
тандистами. Политотдел Н-ското . авиаеое-
динения в начале учебного rola решил
провести методический сбор руковотителей
политзанятий. ПШохвальная инициатива.
Но организационно это мероприятие не
было обеспечено. На сборе  присутетво-
пало только 50 процентов весе состава
руководителей групп. Лекции и’ докла-
ды не были полтотовлены ках следует и
читались на низком идейном уровне. He
случайно поэтому здесь  енова повто-
ряются  протилогодние недостатки в поли-
тических занятиях.

Следует отметить также и то, что семи-
нары руководителей групи в отдельных ча-
сетях организуются и проводятся плохо;
они не стали еще. подлинной школой тео-
ретической и методической подготовки. На-
пример, в `Н-екой авиатемонтней базе ce-
	минары

проводятся в форме опроса руко-
	водителей политзанятий по отдельным BO-
просам В  друюй части капитан
Льысанов умудрился провести’ семинар cpa-
зу по трем темам и в течение одного часа.
Кое-где семинары опраничивают ‘обычный
инструктажем и «накачкой» пропагавти-
стов, Ясно, что все это не может способ-
ствовать повышению качества семинаров.

Большой недосталок некоторых  руково-
дителей семинаров состоит еще и в TOM,
что они не бывают на политических заня-
тиях и не устраняют оплибок  руководи-
телей групп на месте, не обобщают и не
распространяют лучитий опыт,

В частях имеется немало хороших
пропагандистов, умеющих вести занятия
живо и интересно, на высоком  идейном
уровне. Так, группа, которой руководит
лейтенант Сиверс, ежегодно получает на,
проверке отличную оценку. 910 ре-
зультат серьезной работы  руководите-
ля группы. Благодаря умелому, индиви-
дуальному подходу к людям лейтенант Си-
верс добился не только высокой успевае-
мости, но и действенности политических
занятий. Слушатели ето группы имеют ряд
поощрений за отличную службу и обеспе-
чение безаварийных полетов. Но вызывает
удивление то, что опыт этого лучшего ру-
ковотителя политзанятий в части до сих
пор не изучили и не распространили. Не
стал также достоянием других оный и лей-
тенанта Цыганкова, лейтенанта Шушина, и
многих других лучших руководителей по-
литзанятий.

Низкий теоретический и методический
уровень многих семинаров, отсутствие сме-
лой критики недостатков, имеющихся в
системе политических занятий, наносят
серьезный ущерб качеству политической
подготовки рядовото и сержавлекото с9-
	„Так учит. лейтенант Шарапов
	°’В Н-окой авиачасти серьезное внимание
уделяется физической подготовке личного
состава. При этом преелелуется цель не
	‚только физического развития авиаторов, но
	и воспитания у каждото из них волевых
качеств, необходимых для успешных дей-
отвий в боевой обетановке.

Лейтенант Шарапов тщалельно готовится
к каждому занятию, продумывает его ме-
тодику. Важдый проведенный им урок яв-
ляется шагом вперед в деле физического
воспитания авиаторов.

Занятия по физической подготовке лей-
тенант Шарапов обычно проводит в таком
порядке. Вводная часть урока, на которую
отводичлея 10 минут, посвящается ‘ходьбе,
бегу и вольным движениям. Залем руко-
водитель показывает новое упражнение и.
0б’ясняет, как его следует выполнять. В
заключение ‘устраиваются групповые иг-
ры: «отенка на стенку»,  «вотречная
эстафета» и др.

Вют как, например, проходило занятие,
на котором офицеры отрабатывали очеред-
ной комплекс на турнике и учились пры-
‘тать череа «коня».

Сперва лейтенант Шарапов продемонет-
рировал упражнение на турнике. Он делал.
это старательно и умело, желая вызвать у
обучаемых стремление так же красиво дей-
ствовать на снаряде. Затем он огал вынол-
нять раздельно элементы упражнения, соп-
ровождая показ кралкими 0б’яснениями.

— Теперь приступим к тренировке, —
сказал руководитель. — Лейтенант Сушко,
на исходное положение, шагом марш! —

Руководитель требователен к обучаемым:
Он внимательно следит за действиями вои-
HOB, подмечает каждый недостаток и не-
медленно. указывает на него, добиваясь
устранения ошибки. Заметив, что Сушко
неправитьыно сделал поворот на турнике,
руководитель оказал 0б этом офицеру. При
этом он не стал тратить время на 0б’яене-
ние и. показ приема, ‘так как ‘офицеры
уже знали, как надо ето выполнять. .

— В снаряду! — командует Шарапов.
	Из строя вышел старший  техник-лей-

тенант Барышников. Он правильно вытод-
ним упражнение.
_ Затем Шарапов приказал лейтенанту
Сушко снова повторить упражнение. Cyut-
к — хороший физкультурник. Он внима-
тетьно. следил за. действиями Барьиникова.
Теперь Супико четко и красиво поднялся
на, перекладину и успентню выполнил уп-
ражнение. ‘ ’

— К смаряду! — онова подает команду
лейтенант Шарапов.

Вперед выходит лейтенант  Калганов.
Следуя примеру товарищей, он’ образцово
выполняет упражнение, ®

Один за другим подходили офицеры к
турниюу. Многокралное повторение сложно-
г упражнения принесло пользу. № cepe-
дине урока офицеры научилиеь свободню и
легко выполнять все приемы.

Лейтенант [Шафалов большое значение
придает тренировке в прыжках через «ко-
ня», Лейтенантам Гладкову и Мироненко
сперва никак не удавьлось выполнить это
упражнение. Руководитель занятий путем
титательного разбора каждого элемента
упражнения научил обучающихся пра»
Вильно выполнять этот гимнастический
комнлекс.

В конце занятия руководитель подвел
итоги и указал на все замеченные им
недостатки,

— Нужно больше тренироваться в сво-
бодное время, — сказал он в заключение.
— 970 особенно относится к товарищам
Тлалкову и Мироненко, которым надо до-
полнительно заняться прыжками через
«коня». К следующему занятию они долж-
ны безукоризненно выполнять упражнение.

Так, проводит лейтенант Шарапов заня-
тия по физической подтотовке. Проявляя
выкокую требовательность к себе и обучае-
мым, он добивается желаемых результатов.
Повышение физической закалки авиаторюв
обеспечивает им успехи в боевой полтотов-
	Капитан А. БОДНАР.
	В классе воздушно-стрелковой подготовки
	Офицер, проводящий  консультажию,
имеет возможность, пользуясь наглядными
пособиями, доходчиво раз’яонить  отхель-
ные сложные вопросы теории воздушной
стрельбы. При оборудовании класса офи-
цер Жидков проявил много инициативы.
Здесь есть все, начиная от макетов само-
летов под различными ракурсами до смон-
тированной стрелково-пушечной  установ-
ви самолета.

Тетчики приходят на консультацию ©
ковютектами ранее прослушанных лекций
и, получив рав’яснение по интересующим
HX вопросам. делают дополнительные зати-

Ели зайти в классе  возлутно-стрелко-
вой   подготовки Н-окой авиачаети, To в
глаза, бросается большое количество разно-
образных натлядных пособий. Bee здесь
располагает офицеров-летчиков к продук-
тивным занятиям.

Оборудование класса, которое сделано
под рукбволетвом” старшем лейтенанта
Жидкова, помогает авиаторам  повыпиалть
свои знания по теории воздушной стрель-
бы и тренироваться в прицеливании.

Влас воздушно-стрелковой подготовки
служит не только местом проведения’ за-
нятий. Здесь регулярно проволятея  кон-
сультации, сюда приходят летчики и в
часы самостоятельной учебы.

ПЕРВЫМ ВЫПУСК РУКОВОДИТЕЛЕЙ АВИАМОДЕЛЬНЫХ
КРУЖКОВ ПИОНЕРСКИХ ЛАГЕРЕЙ
	Состоялся первый выпуск руководителей
авиамодельных кружков пионерских лаге-
рей. Двухмесячная учеба юных авиаторов
проходила при авиамодельной лаборатории
Московского городском комитета ДОСАВ
под руководством мирового ‘рекордемена
Михаила Васильченко, Почти все выпуск-
ники получили отличную оценку.

В первых числах мая авиамодельная ла-
боратория выпустит еще две группы руко-
водителей. Кроме’ тото, для домов пионеров
и детских технических станций будут под-
потовлены инструкторы = авиамодельного
спорта, заканчивающие в HacToamee время

учебу.
(ТАСС).
	призвание
	теоретических познаниях, горячем,  увле-
кающем слушателей задоре, с которым тот
приступил к новому для себя делу. Он
приободрил офицера:

— Не огорчайтесь, товарищ лейтенант.
Методика — дело наживное.

Старший начальник обратил внимание

За кафедрой стоял невысокого роста
лейтенант. Он говорил взволнованно и то-
ропливо, словно боялся, что не успеет
в отведенное для занятий время сказать
то, что наметил по плану, Преподаватель
часто подходил к Доске, брал мел,  нано-
сил на доску многозначные формулы. Речь
	Постепенно Аксаков стал замечать, Rak Важно отметить, что работа преполава-
	теля и курсантов над изготовлением учеб-
ных п0собий и тренажеров имеет большой.
пражтический смысл, Здесь, на -внекласс-
ных занятиях, курсанты закрепляют полу-
ченные знания, еще глубже познают элек-
тротехнику и радиодело, получают практи-
ческую сноровку и умение владеть апиа-
ралурой, которая установлена на самолете.

Творческая инициатива, стремление на-
ходить новые действенные средства _ обу-
чения и воспитания — характерная черта
педагогической практики лейтенанта Ак-
сакюва.

Педатогический труд не терпит рутинер-
ства. шаблона. Труд педагога — это по-
стоянный, вхохновенный и творческий 1о-
цесс, пытливое новалорство. Активность
курсантов на уроке —, непременное убло-
вие глубокого усвоения изучаемого мате-
риала. Лейтенант Аксаков добивается
этого не только наглядностью своих ypo-
ков, но и многими другими методическими
приемами. Для Toro чтобы курсанты тглу-.
боко и твердо усвоили тему, преподаватель
демонстрирует свой рассказ сначала на
опытах и действующих  макетах, затем
знакомит со схемами и подводит, таким 06-
разом, курсантов к ясному, непреложному
выволу, который затем диктуется для запи-
си. Урок получает стройную систему,
Преподаватель много внимания уделяет
курсантам в часы самоподготовки, прово-
дит во внеучебное время тренажи на ра-
диоаппаратуре, прививает будущим летчи-
кам глубокие знания и навыки,
	Работа. мололото преподавателя не отра-
ничивается уроками в классе. Аксаков дер-
жит тесную связь с партийной и  комсо-
мольекой организациями, выступает в учи-
лише с лекциями о переловой роли pyc-
	ских ученых в развитии науки ий радио-
техники, знакомит офицеров и курсантов с
новейшими достижениями з авиации.
	между ним и аудиторией устанавливаются
 незримые, но прочные нити взаимного по-
нимания, что ему удалось пробудить у
курсантов горячий интересе к военному де-
Лу и, в частности, к изучению  радио-
и электротехники. Он взял за правило
готовить к каждому уроку натлядные `по-
собия, разнообразитт, учебный процесс.

Аксаков сколотил вокруг себя Кружок
таких же, как сам, пытливых и неутоми-
мых любителей радиотехники из Числа
курсантов. Отличники учебы Пикулев, Вв-
pees, Бережной, Мохов и другие являются
надежной опорой преподавателя; охотно
помогают ему в работе. Вместе с ними Ак-
саков сконструировал для класса гранеля-
ционный микрофонный усилитель, смасте-.
рил В развернутом виде умформер, радио-
станцию,“ монтажную схему передатчика,
‘большой макет электронной лампы и сде-
лад много других нужных для обучения
курсантов пособий.

Последняя  рационализаторская работа
лейтенанта Аксакова внесла коренное усо-
вершенствование в учебный процесс не
только радиоцикла, но и классов самолето-
вождения, навигации. моторов, Дело в том,
Что смонтированные и развешенные по сте-
нам щиты, предназначенные FAs ‘показа
сложных физических процессов в электри-
ческих и ралиотехнических приборах, по
существу мало чем отличались от схем,
нанесенных на валман. Требовалось ожи-
вить эти учебные макеты, привести их
в действие. И эту трудную задачу Акса-
ков решил по-своему, Он подготовил не-
обходимые чертежи, ознакомил с ними кур-
сантов-ралиолюбителей, увлек их новой
интересной работой. — Удалось найти
Трансформаторное железо, медную шину,
разыскать недостающие детали в вышед-
гих из строя самолетных генераторах.
Сборка’ необычного комбинированного ге-
нератора проходила тю вечерам, Haxonen
все было готово, Генератор дал ток. Мерт-
вые монтажные схемы ожили, кома №
проводам впервые пробежала электриче-
ская искра. Сложные физические  про-
цеесы курсанты увидели в динамике, они
стали доступны для быстрого” восприя лия
и глубокого понимания, Пол руководством
преполавалеля в училище воспроизведена
радиостанция Попова,

НА ВОЗДУШНЫХ ТРАССАХ РОДИНЫ
	Щаются стоянки в промежуточных портах;
Полет из Москвы в Хабаровск сейчае за-
нимают 28 час. 10 мин.; из Москвы в Ал-
ма-Ата — 13 чае. 40 мин.; из Москвы в
Таликент — 11 час. 20. мин.; из Москвы
в Раку — 7 час. 45 мин. Стартуя утром
в Москве, самолеты в тот же день cosep-
шают посадку на аэродромах всех столиц
союзных республик.
	С 5 мая значительно усиливается воз-
душное сообщение, открываются новые
воздушные линии. Сибирь и Средняя Азия
связываются с курортами Крыма и Кавка-
за. Из Ташкента через день самолеты бу-
дут летать в Минеральные Воды и Адлер.
Пудет открыло прямое беспересадочное со-
общение, связывающее курорты Кавказа и
южного берега Черном моря с Ленингра,.
дом, Свердловском, Новосибирском, а такя
же многими столицами союзных республик.
	В курьерских поездах пассажир может
заказать‘ билет на, любой самолет, вылета-
ющий из Москвы. Значительно улучшается
культурное обелуживание пассажиров в
аэропортах, восстановлены азровокзалы в
Ростове-на-Дону и Минеральных Водах,
построены аэровокзалы в Адлере и Су-
хуми.

— Иоллеклив Гражданского Воздушного
Флота, — сказал в заключение тов. Бай-
дуков, — все сделает для TOM, чтобы
летняя навигация на воздушных ‘трассах
станы прошла образповю. ;
	ники и средств связи. Члены фадиоклуба
экспонируют изготовленные ими ROpOTKO-
волновые  приемо-передаточные станции,
приемники, звукозаписывающие установки,
радиолы, измерительную апнафатуру.

Юные радиотехники детской технической
станции ко Дню радио отправляют в поз
дарок колхозам Голодной степи детеклюрм
ные приемники.
	В беседе с корреспондентом «Сталинеко-
1% сокола» начальник Главного управле-
ния Гражданского Воздушного Флота, СОСР
тенерал-лейтенант авиации Г. Ф. Байдуков
раксказал:

— Сегодня во всех аэропортах. нашей
страны будет подняг флаг летней навя-
тации. Право поднятия флага  предостав-
ляется лучшим  стахановоким экипажам
транепортной и легкомоторной авиации.

Открытие летней навигации - работники
Гражданском Воздушного Флота ветре
чают в этом году в обстановке необычай-
ного трудового и политическом  нох’ема.
Успешно выполнен план воздушных пере-
в0зок четырех месяцев. С каждым днем
множался ряды стахановцев летных  под-
разделений, растет числю бригад отличного
качества в аэропортах й в ремонтных
прелириятиях ГВФ.

Широкую славу завоевал экипаж пасса-
жирского самолета «ИЛ-12», гле команди-
ром тов. Иванов, совершающий стаханов-
ские рейсы по возхуптной трассе Москва—
Хабаровск. За отличные показатели в ра-
боте этому экипажу вторичное вручен вым-
пел Совета Министров ОССР.

В этом году летнее расписание на в0з-
душных линиях Гражданского Воздупного
Флота введено раньше — 5 апреля. Основ-
ная задача, — сокращение времени нахож-
дения пассажиров в пути’ достигается тем,
Ч на всех важнейших магистралях вво-
дитея ночное движение самолетов, coRpa-
	Сегодня открывается летняя навигация
	ПОДГОТОВКА КО ДНЮ РАДИО
	его была насыщена различными 1°^7  \ уеакова на то, что любая лекция — на
ническими терминами. Видно было, какую бы она тему ни быль — должна
офицер отлично знает тему урока. Ho В  быть грежде веего глубоко идейной; насы-
	шена духом партийности, должна заинтере-
	совать слушателей,

Беседа опытного педалота произвела на
молодого офицера большое впечатление.
Аксаков понял, что ему доверяют  ответ-
ствонное и почетнюе дело, и, чтобы по-на-
стоящему справиться < этой залачей, на-
	  ле много работать и упорно самому учить-
	OH.
Мололой преподаватель стал  пытливо

присматриваться к товарищам по работе,
выслушивал замечания опытных  педахго-
гов, прочитал почти всю имеющуюся в
библиотеке училища методическую литера-
туру. Он познакомилея с произведениями
Ушинского, Макаренко и других выдаю-
щихся педагогов. Первые же уроки пока-
PAIN ому воЮ сложность педагогического
	зали OMY GO тол ПЮоЕЬ TN и
пруда. Мало, оказывается, иметь хорошие
знания. Надо уметь передать их другим,
быть лля слушателей не только учителем,
	но И воспитателем, показывать BO BCGM
	личный пример.
	положенное время он все-таки не уложал-
‹я, Кота кончилея урок,  преподавалель
вынужден был сделать оговорку:

— Я вам многого не успел рассказать,
товарищи кужанты. Нехватило времени.
Да вы, кажется, ничего и не записали.

Только сейчас он заметил, что раокры-
тыв тетради курсанфов были чистыми.

Так три гола тому назал прошел пер-
вый урок лейтенамта Аксакова в авиаци-
оном училише, куда он вюкоре после вой-
ны был назначен преюдавалелем. Присут-
слвозавший на уроке старший начальник,
отметив, что занятие былю перегружено’
излишними цитатами, слюжными формула-

ми, спросил Аксакова:

— Как вы думаете, поняли вас кур-
Санты?

Аксаков замялея, Он не ожидал такого
вопроса. Он готовился к уроку долго и
кропотливо, провел He  OLHY бессоняую
ночь над своими университетекими  кон-
спектами, переворошил десятки книг и
справочников. И неужели после этого урок
прошел бесследно. не оставил в- памяти
курантов знаний, которые TAR. горячю
стремилея передать им Аксаков?

Мною существенных ‘замечаний сдетал
тогда старший пачальник пю уроку моло-
ют преподавателя. Он отметил, FTO в
лекции 66 основах электротехники слело-
вало заострить внимание на переловой ро-
	ли русских ученых. Ч преподаватель
неумело строит рассказ, что У него отеут-
ствует стройная, _ продуманная система,
изложения, ITO B ущерб оеновному. глав-
ваму он отвлекается на. частные, воро-
стопениые вопроеы, не умеет распределять
	Бремя...
Вместе с том пачальнию решил ск

и о хоших сторонах преподавалеля,
	Аксаков горячо увлекся новым интерес-
ным лелом. День за лнем он собирал по
	крупицам методический опьт, анализиро-
	he

вал свои уроки, стремяев найти в них про-
	махи и ошибки, приходил на занятия В
CUBITHbIM педагогам. По нескольку раз он
	перелельвал конспекты своих лекций,
строго по времени  раеписывал кажлый
раздел темы, тшательно отбирал из 09-
	птирното материала самое яркое, основное,
стремилея отрелгитьея OT ву хого изложе-
ния и перейти в живому. образному, fOc-
тупному ДЛЯ восприятия курсантов pace
сказу, Каждый ‘урок требовал большой
творческой работы.

Упорный труд’ преподавателя над своим
совершенствованием не пропал бесследно.
	Бойна помешада аАвсакову закончить _ ТАШТВЕНТ. 4 мая. (ТАСС). Связисты и И
выешее учебное заведение. Ho on He бро-

о EK a ИЕР. ий: hlUws
	ем м Е. ЧА ERE eee ты

сил учебу, в частности, много работает в
области изучения средств ралиоевязи, по-
воедневно расширяет свой политический
кругозор. № этому обязывает молодого офи-
цера профессия военного педагога, в кото-
рой он нашел свое высокое призвание,

Майор Ф, ЛУШНИКОВ.

радиолюбители Узбекистана  готовятея ко
Дню радио. Во дворцах культуры, колхоз-
ных клубах проводятся лекции и беседы
об изобретателе радио великом русском
ученом А. С. Попове.

В Таликентеком ломе офицеров откры-
ваелея выставка ‘отечественной радиотех-