” мая 1949 г., № 106 (1330).

CETOQHA-QEHbB PA
		мире ‘радиостанцию»..
Сталинской премии художника И. Сорокина.
	для конструирования всех современных
мощных радиолами во всем мире.

Таким образом, Советская страна яви-
лась родиной радиоветания и мощных ге-
нералорньЕх ‹ радиолами, без которых невоз-
можны ни полный переход на. незатухаю-
щие колебания и осущеетвление радиоте-
лефона, ни дальнейшее развитие техники
радио.

Строительство мощных ралиотелефонных
станций в Советском Союзе всегда, обгоня-
ло и превосходило заграницу.

Наши радиовещательные станции были
пе только самыми мощными, но в ©воем
устройстве веегда содержали оригинальные
передовые технические решения, которые
залем находили повторение за, границей.

Большую роль сыграло радиовещание во
время Великой Отечественной войны. Ilo
заданию товарища Сталина. была построе-
на новая сверхмощная радиостанция,
передовое техническое сооружение не пре-
взойлено ни одной другой страной.

Уже много лет назад. Советекий Союз по
суммарной мощности — радиовещательных
станций превзошел любую. другую страну
и удерживают за собой первенство. Еже-
дневно через наши станции ведутся пере-
дачи на многих десятках языков.

` Но нална Советекая страна, являясь ро-
диной радио, заняла ведущее место в ми-
ровой науке не только созданием ратноте-
лефона и мощных радиолами. Следующим
этапом развития радио явилось иснользо-
вание коротких радиоволн, которые облег-
чают осуществление сверхдальней  радио-
связи и позволяют применять направлен-
ное излучение. Советские  спепиалиеты“
много оделали и в этой облаюти.

Принциин построения советских коротко-
волновых направленных антенн был при-
нят в0 в6ем мире, В Германии они назы-
вались антеннами типа Телефункен, во
Франции— антеннами Ширекса и т. д., но
все они по существу выполнены по схеме,
предложенной и разработанной детально
налтими учеными М. А. Бонч-Бруевичем и
В. В. Татариновым.

Переходя к самым современным дости-
жениям радиотехники и ее практическому
применению, очень трудно даже крат:
ко перечислить все созданное советскими
специалистами — так оно велико и мно-
посторонние. Звуковое кино и телевидение,
ралионавитация и радиолокация, промыш-
ленное применение токов высокой чаето-
ты и радиотерапия — все это в той или
иной мере возниклю из начала, положен-
ного А. С. Поповым и развитого советеки-
ми специалисталеи,

Точное так же самая новая техника
ультракоротких волн, включающая гене-
рирование ультравыюокой частоты, COB-
ременные методы канализации и излуче-
ния ультракоротких волн, распростране-
  ние и отражение радиоволн,  усовершен-
ствование методов приема и усиления ра-

диосигналов — во всем этом советские
  ученые и изобретатели ихут в первых ря-
дах, являясь по справедливости достой-
ными продолжателями дела, начатого н&-.
шим соотечественником А. С. Поповым,

Не упоминая о многом пругом, следует
сказать о новых отраслях радио — радио-
локации и радионавигащии.

Явления, положенные в основу осуще-
ствления радиолокащии и радионавитащии,
‚ были обнаружены впервые А. С. Поповым
- в 1897 году, и тотла же им было выска-
зан предположение о возможности прак-
тическомх использования этих явлений.
. Нет ни одной области современной pa-
„  диотехники, основы которой не были бы
заложены изобретением А. С. Попова и ег
последователями,

Вое Это локазывает, что Россия являет-
ся ролиной радио и страной, в которой оно
получило небывало широкое развитие, как
только творческая мыель и труд стали
свободными. Ибо только в нашей стране.
Tie ученые окружены повеедневной 3afio-
той и поддержкой Советокога государства,
большевиетекой партии и лично товарища
Сталина. возможен подлинный расцвет
науки и техники.

Доктор технических наук,
профессор А, НУГУШЕВ.

om <>

мт
	НА СЛУЖБЕ АВИАЦИИ
	с ним бой, наземные посты наблюдения
наводили самолеты и подразделения с по-
мощью радио на самолеты врага,  преду-
преждали летчиков © возможности неожи-
данного наладения.

Великая Отечественная война, особенно
период широких наступательных действий
советских войск, потребовала от Военно-
Воздушных Cat наиболее четкой и сла-
женной работы. Случалось так, что
подразделение самолетов». находясь в в0з-
духе, перенацеливалось на другие об’екты
противника. Умелое применение радио-
	  средетв позволило командирам подразделе-
	ний вести воздушные бои во все возра-
стающих масштабах. Так. например, 3a
первые сутки сражения за Берлин было
произведено 17.500 самолетовылетов. Бое-
вые действия в таких больших маспитабах,
проводившиеся налиими Военно-Возхушны-
ми Силами, были бы немыслимы, если бы
авиация не обладала самыми современ-
ными радиосредетвами.

Бурное развитие авиационной техники
превратило радиосредства из вспомогатель-
‘ного вида оборудования самолета в важный
вил вооружения, без которого выполнение
ответственных задач, возложенных Ha
военную авиацию, немыслимо.

Опыты изобретателя радио А. С. Попо-
‘ва, проведенные им в 1897 году и изло-
женные в работе «06 опытах  электричен
ской сигнализадии без проводников на, мин-
ном отряде», обнаружили явление отраже-
ния электромагнитных волн от препятет-
вий, ветречающихея на пути их расшю-
странения. Это явление было положено в
основу дальнейшего развития радиотехни-
ки и позволило во время второй мировой
войны решать ряд важных задач.

Развитие реактивной техники Тезко
увеличило скорость самолетов, что не дает
возможности своевременно обнаружить их
приближение 6 помощью известных
средств: звукоулавливателей, оптических
приборов и т. п. С достижением же само-
летом звуковой скорости полета примене-
ние звукоулавливателей для обнаружения
таких самолетов вообще теряет всякий
CMLICI. .
	Используя явление отражения радиоволн,
	открытое А. 0; Поповым, и направленное
излучение эяектроматнитной энергии, Рас-
пространяющейся со скоростью света и
отражалщейся от встречных предметов,
стало возможным через приемное устройст-
во определить не только приближение са-
молета, но и его куре, высоту и расстоя-
ние до радиостанции.

Авиационная техника совершенствуется
с каждым днем. Большое место в повыше-
нии мощи боевого оружия, каким являет-
ся современный самолет, занимают радио-
средетва. Повеедневно овладевать  техни-
кой радиосвязи, достигать новых успехов
в боевой и политической  полготовке —
`лолг каждого воина сталинской авиации,
	Генерал-майор инженерно-авиационной
службы И. МАКАРОВ,
	образцово
	ученых, инженеров, техников и рабочих в
оды сталинских пятилеток вывел нашу
страну на первое место в мире по мощно-
сти радиостанций, оснастил наши Boopy-
женные Силы, и в частности авиацию, 3a-
мечательными радиосредствами.

В авиации радио выполняет различные
задачи: связь между самолетами, опреде-
ление места нахождения самолетов в’в03-
духе, привод самолетов на свой аэродром,
вывод самолета на цель ит. д. Решение
многих таких задач было выполнено впер-
вые в нашей стране.

Известно, например, как важно самоле-
ту строго выдержать направление полета,
не сбиться с курса. В связи с этим на
нем широко применяется радиополукомпас,
позволяющий самолету лететь в определен-
ном направлении от радиостанции или на
нее. Более сложным устройством, 10380
ляющим самолетам лететь по любому кур-
су, определяя свое положение по отноше-
нию в излучающей сигналы радиостанции,
является радиокомпас. Этот прибор был
впервые в мире разработан в Советском.
Союзе Н. А Корбанским в 1933 году. Им
же спустя два года была испытана  пет-
вая в мире радиомаячная система, позво-
ляющая получить визуальный отчет пе-
ленга самолета от радиомаяка. За, границей
полобная система появилась лишь в 1936
оду.

Жак на пример широкого  использова-

ния радионавигационных средств отечест-
венной конструкции, установленных Ha
самолете, земных радиостанций и Тадио-
маяков, можно указать на героические пе-
релеты героев-летчиков Чкалова, Байду-
кова, Белякова, Громова, Юмашева, Лани-
линь из Москвы в Америку через `Север-
ный полюс. Благодаря совершенным при-
борам самолетовождения эти перелеты
были проведены блестяще.
_ Достижения радиотехники в нашей стра-
‘не дали возможность советским конструк-
торам разработать и применить специаль-
ные приборы, позволяющие самолету про-
изводить посадку в темноте или тумане.
Такие приборы были также впервые разра-
ботаны в Советском Союзе.

К началу Великой Отечественной войны
наши Вооруженные Силы обладали совет-
шенными средетвами радиосвязи. Верхов-
ный Главнокомандующий  Генералиесимус
Совелского Союза товарищ Сталин, харак-
теризуя радиосвязь, как наиболее надеж-
ную форму связи и основное средство уп-
равления войсками в подвижных формах
современного боя, призывал воинов Совет-
ской Армии всемерно овладевать  радио-
средствами. Для авиации Тадио явилось
единственно надежным средством  ©вязи.

о Применение радио принесло неоценимую
услугу нашим авиационным частям, При
помощи радиоередетв командир руководил
воздушным боем е самолета или © земли,
радио помотало нашим. летчикам точно вы-
вести машину на цель и поразить ее, оты-
скать воздушного противника и завязать
		ние содержится
	ляции TORS в антенне, помехи на выходе
и др. Это дает ему возможность выявлять
и быстро устранять неисправности, вото-
рые могут возникнуть при экеплоатации.

Механик Розин. как заботливый хозяин,
ухаживает за ‘умформерамв — источника-
ми питания радиостанции. Для проверки
конлиционноети ‘умформеров механик  ис-
пользует вольтметр переменного напряже-
ния, по покаванию которого он узнает 06
исправности агрегата. В процессе работы
ломельные прастранства коллектора от
трения щеток забиваются угольной пылью.
которая, являясь проводником тока, может
вызвать замыкание секлий обмоток, . яко-

Олно из величайших открытий челове-
чества — радио;  изобретенное русским
ученым Александром Степановичем  Попо-
вым, ‘нашло самое  тазностороннее при-
менение. Радио связывает центры нашей
страны с е® самыми отдаленными уголка-
ии. Дорогие советскому человеку слова
«Говорит Москва» ежедневно слушают
миллионы людей нашей страны. К этим
словам прислушиваются и многочислен-
ные друзья Советского Союза, находящие-
ся далеко за его пределами.

Радио позволяет не только — смы-
шаль, но и видеть то, чо делается в ра-
хиостудии. Радио приносит большую поль-
зу в медицине, помогая излечиваль раз-
личные заболевания. Метеоролоти пользу-
ются ‘радиосредствами для предсказания
погоды, геофизики < помощью радио ведут
разведку недр, металлурги используют pa-
диомелюды для получения различных ©пл3,-
вов, для термической обработки изделий,
химики используют радио для изучения
свойств вещества, астрономы — для ио-
следования ралиоизлучений, посылаемых
-  солнцем, и т; д.

Весыма важную роль играет радио в
военном деле, Понимая важность своего
открытия, для военных пелей, А. С. Попов
в первые же голы применил свое изобре-
тение для беспроволочной связи между
морскими судами, произвел опыты  Тадио-
связи воздуцьюто шара с землей. Сейчас
уже нет ни одного Тода войск, где бы ши-
роко не применялось радио как средство
связи и управления войсками. Особенно
велико значение  радиосрелетв вы  авиа-
ции. Радио обеспечивает авиационным ча-
стям взаимодействие с сухопутными вой-
сосками, позволяет управлять с земли и с
воздуха отдельными самолетами и подраз-
делениями, выводить их на заданную цель
ит. д.

Олносторонняя  Тадиосвязь самолета с
землей впервые была применена незадолго
до первой мировой войны. В 1911 году
впервые в мире полковник русской армии
Сокольшюв установил  радиотелеграфную
установку на самолете. Односторонвяя ра-
диосвязь (самолет—земля) применялась до
1917 года. В 0 время на самолете уста-
навливали искровые передатчики, & на
земле для приема сигналов — приемники
@ кристаллическим детектором. Поскольку
радиоередства были несовершенны, ра-
хиосвязь поддерживалась всего на расстоя-
нии до 15 км.

Царское. правительство, ’ ориентироваз-
шееся на все иностранное, не развивало
своей радиопромышленности. Только после
Великой Октябрьской социалистической ре-
волюции стало возможным в наптей стране
создать свои ралиосредетва. Вожди налтето
народа Ленин и Сталин уделили самое
серьезное внимание развитию радиопро-
мыипленности. По их заданию были созда-
ны первые широковещательные станции,
разработаны лучитие в мифе фадиолампы,
тозволязиие  вести ралиопередачу на боль-
тие расстояния. Героический труд Halts
	Оборудова

Современная радиотехника такова, чм
управлять ею может только человек, у кото-
Тото хорошие праклические навыки с0че-
TRAGIC © глубокими теоретическими пюзна-
ниями. Таким именно и является механик
по ралио гвардеец Розин. Он вместе в ме-
хаником самолета всегда тщательно произ-
водит проверку экранировки и металлиза-
цию атрегалов и частей маптины, чтобы в
самолетных  радиоприемниках свести до
минимума помехи радиоприему.

Твардеец Розин умело применяет в сво-
ей работе контрольно-измеритетьные при-
боры, с помощью которых определяет чув-
ствительноеть приемника, глубину моду-
		«А. С. Попов демонстрирует адмиралу Макарову первую в
Репродукция с картины лауреата
	на самое изобоетение. В июне 1556 года,
т. е. спустя более год» после демонстра-
ции А. С. Поповым изобретенного им ра-
диоприемника и спустя три месяца после
демонстрации им же впервые в мире бес-
проволочной передачи, предприимчивый де-
лец итальянец Маркони делает  патент-
ную заявку на беспроволочный телеграф.
_ Маркони приводит в своей заявке ту же
схему радиоприемника Попова, которая
была уже 13 месяцев известна всему ми-
ру. Приоритет А. С. Попова, в изобретении
радио отетояла передовая русская обще-
слвенность.

А.С. Попов при жизни неоднократно
был отмечен за свой заслуги. 18’ августа
1900 года он был награжден большой 30-
лотой медалью и дипломом на Междуна-
родной электротехнической выставке в Па-
риже; в 1901 г. он был избран почет-
ным членом Русского технического обще-
ства и профессором  Электротехническото
инетитута, & залем в 1905 г. — лиректо-
ром этого же инетитута.

Несмотря на овои научные и практиче-
ские успехи и признание их, А. С. Попов
не мог пироко реализовать свое изобрете-
ние на родине. Напряженная работа по
усовершенствованию своих рахиоприборов,
большие усилия по внедрению их в Рос-
сии, тяжелая борьба с косностью царских
чиновников сильно подорвали здоровье
ученого. А. С. Попов скоропостижно скон-
чался на 47-м тоду своей жизни — 13
января 1906 года..

После смерти А. С. Попова, производетво
рациоаттаратуры в Россий почти  полно-
стью переходит в руки иностранных фирм.

Только Великая Октябрьская  сощиали-
стическая революция дала простор творче-
ским силам нашего народа и в тм чи-
сле развитию ралию в Советской стране,

denna wu Сталин, прозорливо оценив ре-
волюционное, прогрессивное значение  ра-
JMO, впервые применили его для связи ©
массами, сделав напту страну родиной pa-
диовецания. Впервые в мире, в ноябре
1917 гола, по радио прозвучали телеграф-
ные знаки «Всем, всем, всем...», известив-
шие начало новой эры в жизни людей.

Hama страна является родиной пражти-
ческого осуществления радиотелефовирова-
ния, которое в отличие от телеграфирова-
ния непосредственно доступно самым ши-
роким массам.

Молодое советское правительство, вожди
Hamer народа Ленин и Сталин принймали
все меры к развитию радиодела в Hamel
стране. В 1918 году в Нижний-Новгород
цо заданию. Ленина прибыла группа уче-
ных, основавшая Нижетородекую  радио-
лаборалорию. Это был первый радиоинсти-
тут, созданный советекой властью. В нем
собрались лучшие радиостециалиеты того
времени: Бонч-Бруевич, Вологдин; Лебедин-
ский. Рожанокий. Шорин, ‘Татаринов и
другие. Через пять лет там было разрабо-
тано и изготовлено пять тысяч радиолами
и был поставлен первый рекорд дальности
ралиотелефонной передачи. В результате
Нижегородская радиолаборзтория получила
мировую известность.

В 1922 мду т нас была закончена по-

B 1922 голу у нае была закончена по-
стройка радиовещательной станции мотщуно-
стью 12 квт. Эта станция в 10 время яв-
лялаюь первой в Европе и налболее мощ-
ной в мире.

Самым главным достижением того вре-
мени было создание генефалорной” ратио-
лампы мощностью более 1 квт.

Затем по заданию правительства, в Ни-
жегородокой радиолаборалории  разрабаты-
валотея и строятся в большом количестве
малые радиотелефонные станции с чем,
чтобы расширить сеть Тадиовещалтия в на-
шей стране

В 1926 году была построена в Москве
новая ралиостанция. Ha этой радиостан-
ции, в то время ©3м0й мощной в мире
(мошность 40 квт), былю применено мно-
TO нового, созданного советокими специа-
листами, Но самым значительным Wo BEX
была генералорная радиолампа мощностью
25 квт. В то время ни в Америке, ви в
Европе не’ было подобных достижений. Эти
AMT лолго применялись на радиостааци-^
ях Советского боюза и послужили основой
	Bo нторой половине ХПГХ века наука, 00
электуомалнитных явлениях сделала круп-
ные успехи. Изобретение  беспроволочного
телеграфа, нашим выдающимся  соотечест-
венником Аленсаниром Стетанювичем Лопо-
вым дало человечеству новую ‘область на-
уки и Техники — радио.

А. С Попов родилея 16 марта’ 1859
тода нь Урале. В 1882 году он блестятще.
закончил физико-малематический факуль-
тет Петербуртокото университета и занял
лолжность преподавателя в Минном ©фи-
церском класое в Крониитадле. Здесь им
был соэдан новый курс электротехники, и
к 1895 году, оду изобретения радио,
А. 0. Попов приобрел известность и авто-
ритет как крупный ученый.

А. С. Попов отличалея исключительным
трудолюбием и большой скромностью. Ему
было свойственно чуветво плубокого чал-
риотивма. А. 0. Попов товория: «Я — рус-
ский человек, и все свои знания, весь
свой труд, все свои достижения я имею
право отдавать только моей ролине..:»:

7 мая 1895 года А. С. Попов демонет-
рировал изобретенный им радиоприемник,
Ha который он принимал элеклромалнитные
колебания, возникающие при грозовых раз-
рядах, ибо в то время не было иных «ра-
диокопреспондентов». В связи с этим сам
Попов из скромности назвал свой радио-
приемник «прозоотметчиком».

Попов изобрел антенну и изготовил ее в
виде длинного медного провода, один ко-
нец которого юн присоединил к кохереру
(предшественнику детектора), a другой
оставил изолированным. Второй электрод,
кохерера, Попов заземлил. Всякий из нас
знает, что антенна и заземление: являют-
ся характерными и принципиально необ-
холимыми в устройстве радиоприемников.

Попов первым в мире применил усиле-
ние радиосигналов, 6e8 чего немыслим
вовсе современный радиоприем.

Таким обравом, радио открыл русский
ученый А. С. Попов, внеся тем самым
неоценимый вклад в мировую науку и
технику. Но грозоотметчик все HO AB-
лалея только промежуточным этапом в 1з-
боте Попова. Он ечитал. что после некото-.
рото усовершенствования” этот прибор емо-
жет применяться в «передаче сигналов на,
расстояние». Так это и был. В марте
1896 пола Полев впервые в мире проде-
мопстрировал на заседании Русского физи-
хо-химическото общества ралиюсвязь межлу
Двумя зланиями.

Весной 1897 гола Попову удалось уста-
новить связь между кораблем и берегом на
расстоянии в 640 м, а летом TOTO же года
—- на растоянии 5 км.

Через два года, осуществив дальнейтгие
усовершенетвования, сотрудник Попова
Рыбкин добивается увеличения дальности
передачи до 50 км.

В 1900 roxy Попов и Рыбкин осущест-
вляют прием сигналов ва телефон и изо-
бретают контактный детектор с пафой уголь-
сталь, который, заменив кохерфер, позволил
в еще большей степени усовертенствоваль
радиоприем и повысить ‘дальность дейет-
вия беспроволочного телеграфа.

В vou же 1900 году впервые в мире
радиосвязь была использована ‘для прак-
тических пелей. В конце 1899 rom у
o. Гогланд сел на камни русский броне
носеп «Генерал-адмирал Апраксин», Для
выполнения спасательных фабот необходи-
мо было установить связь. `

В короткий ерок А. С. Попов с помощью
Il. Н. Рыбкина и морских офицеров уста-
FOB две приемо-передаютщтие станции
беспроволочното телеграфа, которые  Ус-
пешно функционировали в чечение  не-

скольких месяцев. до окончания работ по
снятию бропеносца с камней,

Радиюприборы &. С. Попова строились в
кроншталтоких мастерских, Но лля даль-
нейшего развития этого дела в России в
-то время не было соответетвующей произ-
водетвенной базы. Развитие радио в. Рос-
сии стало тормозиться. В результате ра-

диотелеграфная аппаратура, изобретенная

в России. в Балу страну стала постав-

ляться из-за границы и часто плохого ва-

чества,
Borne того. появились притязания и

ры ааа

ep ON © о

red ee 5 а № ++

ме мно

к м 6 а >
	ря. А это в свою очередь может приве-
сти к тому, что умформер будет греться,
уменьшилея слыпимость, возникнут тре-
ски и помехи в радиоприемнике. Чтобы
этого’ не произошло, Розин заблаговремен-
нс прочищает стеклянной буматой коллек-
тор от натара и продувает сжатым вовду-
XOM ломельные пространотва, удаляя уготь-
НУЮ ПЫЛЬ.

Гварлеец Розин, верный своему воинеко-
му лолгу, обладает выкоким уровнем тео-
ретической подготовки, уровнем, достой-
ним замечательной  советекой радиотех-
	HAH

Майор И. КРЕСТОВСКИЙ,
	ВЫСОКИИ КЛАСС
	туре, как обелуживать материальную
Часть.

(собенно гордится тов. Савельев сво-
им воспитанником старииной Штурби-
ным, который на-днях получил звание
радиста первого класса. За образцовое
знание материальной части и умелый
уход за ней  комавдование об’явило
старшине Штурбину благодарность.

Только отличные оценки в боевой и
политической подготовке имеют бартра-
диеты лейтенант H. Соломников (слева)
и лейтенант А. Внигин (снимок 3).
Оба они участники Великой Отечествен-
ной войны, награждены многими орде-
нами и медалями Союза ССР.

Не так давно за успехи 8 OBza-
дении ралиотехникой Ч. Соломников и
А. Внигин получили нагрудные значки
«Почетный  раласт». Свой большой
‘боевой ‘опым. эти офицеры любовно и
настойчиво передают доугим воинам.
	Фото капитана А, ДМИТРИЕВА.
		H BAADRU туалисты сдавали зачеты
на класоность. Упорная боевая
учеба. регулярные тренировки по прие-

му и передаче дали высокие результа-
ТЫ.
		Этот успех — подарок
И-секой части к Дню радио.
	Среди отлично выдержавших ибпыт‘а-
ние— радист первого класс» старптина
А. Савельев и емо ученик радист второ-
о класса старший сержант П, Суха-
neB.
	Комсомолец тов. Сухарев за короткий
сток хорошо изучил вверенную ему ма-
теризльную часть и приобрел навыки
в работе со сложной аппаратурой.
	Сланы экзамены, но учео» продол-
жается. [Без повседневной тренировки
можно быстро утратить навыки. И мо-

‚ лодой радист старший сержант П. Су-
харев (снимок 1) ежедневно  трени:-
руетея в приеме и передаче.
	Многие воины подразделения, 06яза-
НЫ СВОЙ отличной подготовкой ‘По pa-
диотехнике опытному мастеру. старилине
А. Савельеву. Юму комамдование пору»
чает проводить занятия © сержантами
(снимок 2). Но и всвоболное от класс-
НЫХ 3an spn время Ta DHIAAY Савелье-
‘Ba часто можно вилеть срели ралиетов.
Он об’яеняет и поклзывает им, как ус-
транять неисправности в радиозипала-