15 мая 1949 г, № 113 (1337)
	PA: AAAS AB
	садкя. Но Аниким ующел «затлязуть» вие-
ред. И команду одним тлазом  загляды-
вает B “POPOMEEB Y 10 запись: №

_ «Облачность 7 ‘баллов, высота 600
	метров, видимость 6 километров...»

Г «Надежный помощник, — думает
командир © своем бортрадисте и чуть уды-
бается. -— Значит, ‚ ухудшение Donn
только над последним ‘ (пунктом маршрута».

Належный помошник! — в эй но.
выкказанной мысли оценка похчиненного,

Да, старшина Аникин — надежный по-
хощнию, Но татим оностал благодаря забо-
там  своего воспитателя — командира ко-
рабля. Правда, Аникин, выросигий в кол
ходе; й 20” воен  службы имел горячее
желание изучить технику, был любознале-
лен и настойчив. в достижении пели,
Командир, воспитывая  нодчиненного, He
только развил эти ценные качества, но и
привил н0в0е — дисциилинированность, В
карточке взысканий и поошрений стариги-
HH Аникина, трафа поотрений с первой и
до последней строки заполнена четким по-
черкюм. Вот блатолаюноеть за отличную
связь в ответственном полете. Вот — 3a
образцовое несение караульной службы,
Дальше — за усертное- изучение  тех-
пики. И опять 38 безотказную связь в
сложных условиях’ полета, Это новое кд-
чеслво, воспитанное командиром, помогло
Аникиеу во всей полноте раекрыть своя
способности и стать отличником боевой и
политической подлотовки.

После окончания школы, прошло четыре
года, и все это время Аникин не перестает
раеширять свои знания. Вхдохновленный
любовыю к партии Ленина-— Сталина, к
Ролине, сознающий свою личную  ответ-
ственность 3& ее защиту, он с достойным
усердием изучает радиотехнику. А какое
упорство он проявляет в освоении
техники!.. Если ‘ему не удается, находясь
в наряде, присутствовать на занятиях, он
на друтой день обязательно придет ва по-
мошью к начальнику связи, достанет нуж-
ную. литературу и вечерами изучает про-
пушенные урока. В свободные часы при-
ходит в класс связи... Здеев он постигает
покусство настройки, ‘вникает в работу кз-
ждото маленького, но сложного  атрегата
современной фации, тренируется на приз
ем и перехачу,
	«жк ©

‚. Аникин по приказанию командира, Tepe
давал, радиограмму об успеттном заверте-
нии полета. Ее принимал дежурный pa-
дист, который лично знал Аникина и не
впервые «встречался в эфире» со старши-
ной. Прежние приемы не были так He
пряженны, каж сегодня. Количество передз-
ваюмых знаков в минуту достигало круп:
ной цифры. Дежурный ралист ` не выхер-
жал, обратил внимание товарищей;

—- (мотрите, gro делает... Eyes yeoe
	Ban...

Начальник связи, оказавитийся при эм
разговоре, подошел к дежурному радисту п
прислушался. к бойкии знакам, поступаю-
щим в наушники рапии. Он хорошо знал
Аникина, и эти четкие сигналы, стреми-
тельно мчавигиеся издалека, говорили требо-
	вательному мастеру 0 комеомольеком упор
	стве старшины в достижении намеченной
	ВОЛИ. и
Подполковник В. КУДРЯВЦЕВ,
	ко провели с личным составом беседы Ba
темы: «СОСР — родина радио», «Успехи
в радиофикации нашей страны», «Роль pa-
хио в Отечественной войне»; В комнате
политиросветработы оборулован красочный
стенд отличников учебы.

В стенной газете «Связист» широко по-
казываются успехи боевой и политической
подготовки подразделения. В клубе откоы-
та выставка, показывающая успехи named
страны в развитии ралиотехники.

Капитан Н_ ПРЕОБРАЩЕНСКИЙ.
	и иное упражнение, правильно оцени-
вать, побильно оно ему или нет.

Беседа проверяющего с летчиком после
окончания полета не должна быть поверх-
ностной. Между тем, иногда еще можно
столкнуться в практике обучения с тави-
	MH фактами. Иненеклюр проверил летчика
	в полете и обнаружил целый ряд. грубых
ошибок. И. вот совершена посадка, инепек-
тор подходит. к проверяемому и делает. свое
заключение. Это «заключение» ‹ выглядит
следующим образом: инспектор, загибая
пальцы, перечисляет лотушенные  оптибев
и при пилотаже в зоне, и на посадке, и
при взлете, а затем спрашивает:

— Понятно?

Летчик отвечает утвердительно. В его
летной книжке делается соответствующая
запись. На первый взглял, все обетоит бла-
тополучно;: совершен проверочный полет,
обнаружены промахи и недостатки, летчи-
EY даны указания 0б их устранении. Но
дает ли такой разбор желаемые результа-
ты? Разумеется. нет. Дело в том, 9%
инспектор Методичееки неверно подошел Е
	-. оценке проверочного полета, сам ло ROHS
	не ‘убедился, насколько глубоко летчик
понял причины, своих. ошибок. А ведь
иногда бывает, что ложный стыд застав-
ляет молодого летчика умолчать о TOM, что
он не усвоил того или иного элемента по-
	ета, плохо представляет его теоретически.
	Но. проверяемому кажется, что если он
заявит 06 этом прямо, то будет сочтен 38
неспособного летчика, и поэтому на вопрос
инспектора: «Понятны ли Ошиоки?» —
бодро отвечает: «Понятно». Инепежлюр же,
успокоентый этим ответом, считает свою
миссию выполненной. И. конечно, он бы-
вает искренно удивлен, узнав 0 том, чтов
следующем же полете летчиком допущены
прежние ошибки.

— Туго дается ему техника пилотиро-
вания, — говорит такой инспектор и C0-
вершенно не думает о том, что сам он в
значительной степени виноват в медленном
устранении этих. недостатков.
	Осуществляя! ‘поверку техники пилоти-
рования методически грамотно, е полным
сознанием ответственности за порученное
дело, каждый инспектор будет верно опре-
делять уровень фактической подготовлен-
ности летчика, избежит переоценки его
способностей. А такой об’ективный подход
позволит правильно осуществлять дальней-
шее воспитание и обучение авиатора.
	Герой Советского Союза.
гвардии подполковник Б. РИВКИН.
			РАССКАЗЫ: \
ОБ ОТЛИЧНИКАХ
УЧЕБЫ -

ные вешними волами, видит бойкое движе-
	ние на’ горотах. Ралоствое чувство напол-
	няет сердце -— всё, ч1о Делает” он; АНИ-
кин, есть частица, общего творческото тру-
да, которым живет советский нафод, строя
Ba cade земле бчаотанвый мир комму-
HESMA.

Глубоко сознавая свою личную  ответ-
отвенность, как ялен. лениноко-стазиноко-
го комсомола. Аникин показывает. пример
честного и добросовестного отношения к
служебным обязанностям,  неистощимую
настойчивость в боевой и. политической
учебе.

— Узнайте погоду по маршруту, _
слышит Аникин  толое Вомзнхира, Е

Бортрадист бойко работает ключом. Точ-
ки-тире мчался в эфире в далекому адре-
сату. Путь им преграждают незримые пре-
пятотвия. На языке радистов они называ-
ются помехами. Их так много, что необ’-
ятный небесный простор оказывается тес-
ным, как бы загроможденным для сигналов,
которые отправляет и принимает Аникин.
Мастерство Аникина в том и состоит, что
он умеет в кратчайший срок, несмотря на
различные помехи, отыскать нужную pa-
диостанцию, настроиться на волну и, пре-
одолевая все, что мешает работе, уверенно
держать связь.

Аникин налетал полторы тысячи часов.
И каждую минуту, проведенную в воздухе,
он был языком и ушами корабля, Вот и
сейчас командир приказал «узнать  пого-
ду», и Аникин «заловорил» с радиостанци-
ями, расположенными по маршруту, «вы-
слушал» ответы, и перед командиром по-
явилась лаконичная сводка:

«Облачность 10 баллов, высота — 300
метров, видимость — 6 км.».

Вематриваякь вперед, команлир не мо-
жет охватить глазом бесконечнюе воздуш-
ное пространство а летчику хочется
знать, что впереди. На помошь приходит
Аникин. Он периодически получает ©евод-
Ки о погоде, которые” передают в эфир на-
земные радиостанции, и докладывает их
комамлиру. После тажото доклада команди-
ру кажется, что глаза его видят гораздо
дальше, — так велика помощь  бортради-
ста. .

Воздушный корабль углублялея помаф-
перуту. Реже встречаются населенные пун-
RTE — самолет летит над малоориентирной
местностью. Штурман лейтенант Коваленко
	принимает решение определить действи-
тельное место корабля.

— Примите ралиопёленги, — приказы-
вает он радисту.
	Старниина Аникин настраивается на
нужную волну. На часах птурмана  ми-
нутная стрелка лишь незначительно слви-
нулась с места, & перед лейтенантом уже
лежат необходимые данные. Офицер Кова-
ленко произволит расчеты; и на карту, нА
Которой проложен  марирут, наносится
действительное место корабля. В 12б9-
те пигурмана все идет тладко — большую
помощь оказывает старшина: данные на-
земных радиостанций принимаются быстро
и точно.

Вот и последний пункт маршрута прой-
xen. Метеосводка, принятая Аникиным ло
полхола к нему, подтверждается: чем даль-
ще. тем погота становится хуже. У коман-
		МАСТЕРА СВОЕГО ДЕЛА
	manta Мухина. Они являются примерными
воинами в подразделени и учат молодых
связистов эксллоатации средств связи.

Недавно в подразделении  зажончитись
зачеты. Связисты получили хорошую
оценку за умение обеспечить  бесперебой-
ную радиосвязь во время полетов.

Хороптие показатели в боевой подготовке
связистов являются прямым результатом
большой политико-просветительной работы
партийной и комсомольской  ортанизаций
подразделения. Офицеры Залоров. Ковален-
	дят в его организме в. воздухе, особенно
при перегрузках и ускорениях во время.
выполнения фигур высшего пилотзжа.  По-
латать, что это не имеет прямого от-
ношения Е технике пилотирования,
— значит допускать грубую ошибку, ста-
новиться на путь формального подхода к
выполнению служебных обязанностей. Ин-
спектор по технике пилотирования должен
интересоваться абсолютно всем, что имеет
отноление в летной службе. Он должен
глубоко вникать во все виды о подготовки
летчика, будь то практическая  зэролина-
мика или экесплоатация материальной ча-
сти. Только при этом условии может ин-
спектор успешно разрешить главную зада-
чу — определить фактический уровень
подготовки проверяемого.

Проверке техники пилотирования в воз-
духе должно предшествовать детальное 03-
накомление с подготовкой летчика на зем-
ле. Инспектор обязан просмотреть летную
книжку, узнать у командира  подразделе-
ния, каковы летные качества проверяемо-
№, задать летчику Несколько вопробов по
практической аэродинамике, по эксплоата-.
ции самолета и мотора. Это помогает 216
на земле получить некоторое представлёние
о летчике, которото предстоит проверить в
полете.

Здесь уместно остановиться и на самом
процессе проверки в воздухе. Чтобы соста-
вить полное и правильное’ представление о
Технике пилотирования летчика, проверя-
OHH LOIN прелоставлять- ему в’. полете
максимум самостоятельности. Вмешиватьея
в управление следует только в тех случа-
ях, когда возникает утроза безопасности
полета или необходимо предотвратить та-
кую ошибку, которая влечет за собой на-
рушение правил техники  пилотиро-
вания. При этом, если нозволяют условия,
нужно заставить летчика самостоятельно
исправить допущенную им ошибку. После
этого следует показать правильное выпол-
нение того элемента полета, в котором эта
отибка призошла, и нотребовать повторе-
ния. После проверочного полета инспеклор
должен самым тщательным образом  про-
анализировать оптибки летчика и дать ис-
чернывающие указания O способах их уст-
ранения.

Так выглядит, на наш взгляд, методи-
чески правильная проверка техники нило-
тирования, нозволяющая давать об’ектив-
ное ‘заключение о летчике, об уровне его
теоретических знаний и о профессиональ-
ных навыках, Такой Подход дает возмож-
ность впоследствии, планируя летчику то
	ROMAIN экипажа возрвращалея из шта-
ба — через полчаса предетояа ’ вылет.
(Старшина ‘Аникин, бортрадист “ корабля,
первым заметил его приближение; Он лег-
ко спрыгнул с крыла и доложил:

— Рация испрзвйа... Все в‘ порядке...

— Хоропю, — сказал командир 4H CITpO-
сил: .

— А каЮ ‘антенна?

Аникин давно летает со своим команди-
‘ром. И он никогда раныше не задавал ему
такото вопроса. Обычно бортралист доло-
	рода  ам № т. и
‘дир, He расепранивая о Подфобностях, cae
дился в кабину. А сегодня спросил... Не

намек ли это на давнее происшествие, ко-.

торов Аникин до сих пор. не забыл?

т В прошлом. Тоду по’ его} вине самолет
‘ушел на задание с опозданием на тридцать
минут: Дело’ было так Машина еще не
успела. после взлета лечь нА Курс, как
внезанно прекратилась радиосвязь с зем-
лей’ Пришлось вернуться. на аэродром. На
земле’ обнаружили, что оборвалаеь’ антен-
на. Причину обрыва не могли выяенить. И
все же командир сурово взглянул Ha борт-
‘радиста и, ни ‘слова не сказав, отошел в
сторону, закурил. Аникину было обихно и

стыдно —— он ‘не доглядел, он один вино-

ват в задержке вылета. И сегодня, когда
командир спросил 06 антенне, Аники

вспомнил 060 этом случае и густо покрас-
нел.

‚ юмандир был в хорошем расположения
духа — сегодня в штабе, получая задание
Ha полет, он елышал из Уст командира
части высокую оценку своей летной ра-
боты. Она радовала и вхохновляла его. По
ПУТИ (к стоянке командир экипажа лумало
том. чтобы летать еще лучше. С отой
мыслью он выслушал доклад бортрадиета
й вспомнил невольно прюшлогоднее проис-
шествие; «А вдруг новый обрыв?..>. Вепом-
нил и спросил. И так же, как тогда, при
обрыве антенны, сурово посмотрел на Ани-
кина. Бортрадист молча  проследил за
взглялом командира, но в его глазах он пе
уловил упрека — скорее это было нано-
минатие 5 том. что в прелетоятем полете

ho =m мм мб Ot OS Bee Sob et oe oa oe So

ыы st C3 we foe CO OP a
		Аникин должен отлично держать связь.
	О полете старшина Аникин узнал вчера
вечером. А утром он пришел на стоянку с
радиомехаником Михайловым, и они вместе
тщательно осмотрели самолетную  радио-
станцию. Антенна проверялась строже, чем
когда-либо, — прошлогодний случай был хо-
ротим уроком. Важется, ничего не забыли
осмотреть, опробовать-—и крепления, и це-
почки изоляторов, и самый провод. Прове-
рили наличие запаеных ламп, предохрани-
телей. Потом Михайлов открыл тетрадь, и
старшина Аникин четко и уверенно напи-
сал: «Радиостанция принята в полной ис-
правности». Расписалея и поставил время.

‚Высокие мачты аэродромной ралиостан-
ции тонут в Мареве весеннего утра. Crone
	  и; самый аэродром скрывзется из глаз. Еще
	на земле, при запущенных ‘моторах, Ани-
‚вин окончательно проверил связную ра-
пию в лействии — она работала отлично.
Сейчас он пробует ‘ее в воздухе — на-
стройка точная, внук отменный. Рабочее
‚место в образцовом состоянии.
”Нееколько минут Аникин смотрит с вы-
соты на широкие просторы. Он видит
CTPOHEM, колхозные поля, еше’ обрамлен-
	Выполняя лервомайский приказ Мини-
стра Вооруженных Оил, связисты H-crom
подразделения добиваются новых успехов в
боевой и политической подготовка, Xopo-
ших успехов в овладении своей специаль-
ностью добились радисты сержанты Мухин,
торов, рядовые Аникин, Бормов, Туслаев,
Ожирельев. Они не только вами отлично
работают ‘на рациях, но и передают свой
опыт товарищам;

Знак «Отличный связист» украшает
грудь старшины Суворова и младшего ctep-
	проверкой его ‘теоретической подготовлен-
ности. Мало убедиться в том, что летчик в
контрольном полете хоропю выполняет рае-
чет и посадку. Нужно точно установить,
не является ди это случайноетью, что
Грамотный полет основан на шючных зна-
ниях теории полета’ и что’ каждое евое
действие в воздухе летчик хорошо умеет
обосновывать теоретически. Только призта-
ком подходе могут быть исключены случаи
переоценки летных качеств проверяемого.
Вонтролируя поеледовательность обуче-
ния и качество техники пилотирования
летного состава, инспеклор по технике пи-
лотирования должен обращать серьезное
внимание на то. чобы командир, обучаю-
щий авиаторов, был по-настоящему требо-
вательным. Как показывает практика, еще
He все наши  офицеры-руководители ‘в
должной мере обладают этим качеством. В
авиационном училище, например, нроизо-
шел такой случай. Вуреант Осовекий, вы-
полняя самостоятельный полет в зону, при
захоле па посадюу, вместо того чтобы ‘от
крыть кран кольцевания, включил вторую
скорость нагнетателя. Произошел перегрев
мотора, что привело к вынужденной по-
садке.
Когда стали расследовать этот полет,
выяснилось, что Осовекий считался в УЧи-
лище отличником. Kan me мог курсант,
совертивигий столь грубую ошибку, яв-
ляться  отличником. ‹ учебы? Дальнейший
Разбор происшествия показал, что вынуж-
денная посадка явилась следствием завы-
шения оценок куреанту. Осовскому.
Контроль за тем, насколько правильно
осуществляется проверка техники пилоти-
рования летного состава, является одной из
основных обязанностей‘ инепектора. `Тлав-
ная задача каждой проверки ‘техники пи-
лотирования — установление фактической
подготовленности летчика. Сделать это не
так просто, как может показаться Ha пер-
вый взгляд. Чтобы услешно решить эту
задачу, инспектор обязан. повседневно осу-
ществлять контроль за правильностью: оце-
нок знаний ‹ проверяемых летчиков! и их
умения управлять самолетом в воздухе:
Причем дело состоит в том, чтобы прове-
рить летчика не только по знанию прадти-
ческой зэродинамики, Наставления, инст-
рукций и приказов, регламентирующих
летную работу. Необходимо. проверять его
знания по материальной части. самолета и
мотора, спепиальному оборудованию и умо-
ние их эксплоатировать. Надо интересо-
ваться также, знаком ли летчик с теми
основными процесезми, которые происхо-
	Четчик-истребитель должен уметь ‘ без-
укоризненно пилотировать машину, хорошо
взаимодействовать в группе, искусно соче-
тать маневр и огонь, метко поражать воз-
дУШнНые цели.
	Чтобы в полной мере овладеть ‹ своей
специальностью; четчик обязан до автома-
тизма отработать свои действия пу
наземной тренировки и практических) he
zeros, те

Отним из эффективных методов боевой
подготовки летчиков является обучение по-
казом. Из практики учебы в мирных 17ел0-
виях мы убедились, что правильное ис-
пользование этого метода дает высокие pe-
вультаты, способствует повышению летной
культуры. ты

При обучении подчиненных се помощью

показа нужно строго учитывать уровень
индивилуальной летной полготовей каЖло-
	Го офицера, его личные качества. с10629-.
	HOCTH ‘и запас теоретических знании.
Именно так организуетея бозвая учеба в
налием позразлелении.
	Тод тому назад в мое звено притиел лей-
тенант Лукъяновекий. Изучив личные Ка-
чества этого летчика и  ознахомившиеь с.
YDoBwOM его подготовки, я пришел в вые‹-
AY, что лейтенант не обладает досталочны-
ми навыками в технике пилотирования. vr
этом свидетельствовал, например, так
	Факт. Лукьяновекому прелетояю  отрабо-
тать полет по коту. Получив разрешение.
	ну взлет, летчик плавно дал газ, и машн-
на оторвалась от земли. Лукьяновский
своевроменню произвел первый и второй
развороты, однако запоздал с третьим, &
затем слишком рано перевел машину в
планирование.  Руковолителю полетов
претилось потеказывать Лукьяновехому 10
ралио, как следует правильно  действо-
вать. Konia самолет приземлилея, я поло-
звал к себе лейтенанта и тшалельно  ра-
зобрал с ним ето оптибки. На разборе пюле-
тов они также были подробно проанализи-
рованы.

В следующем полете мною был применен
метох показа. Вылетев с Лукьяновским на
друхместной машине, я подробно юб’яснял
лейтенанту все свои действия, напоминал
< правильном построении маршрута, © м0-
менте производства третьего разворота,
указывал, как и когда нало убрать газ и
переводить малину в планирование. Сло-
вом, я добивался того. чтобы   Лукьянов-
ский хорошо уяснил себе, как надо дейст:
вовать в полете по кругу. Молодой летчик
внимательно наблюдал за моими действия-
ми.

После посадки я зарулил на линию
етарта для повторного полета. Теперь уп-
равление самолетом взял Лукьяновский, &
я контролировал ео и в нужных случаях
указывал лейтенанту, что и как слелует
сделать. На этот раз летчик пилотировал
увереннее и успешно выполнил упражне-
ние.
	Несмотря на то. что Лукьяновский ¢ 110+
	садкой справился неплохо. я ве же
рептил еще раз подняться ес ним в воздух.
Затем Тукъяновский совериил несколько
самостоятельных полётов на боевом <амо-
лете. Руководитель полетов не сделал ему
никаких замечаний.
	Чичный показ командира, детальный
разбор всех элементов полета помогли офи-
церу Тукьяновскому лучше ‘усвоить прие-
мы пилотирования при полете по кругу.
Задания © каждым днем усложнялись. На
первых порах летчик  дощускал иногда
оптибки во время полетов в зоне пилотажа,
Однажды, например, выполняя иммельман,
он не вылержал заланного напоавления,
	Я подробно разобрал вместе се летчи-.
ком весь его полет, вскрыл причину опгиб-
ки и наметил пути ее устранения. Дело B
TOM, что в начале фигуры летчик ие заме-
чал крена самолета ‘и ничего не делал для
сохранения направления.
	Мне, как командиру звена, пришлось не-
прерывно следить за учебой офяцера. Тео-
а ре занятия подкреплялись  прак-
тикой, рёнажем ga земле, Я-проводил с
ним занятия в классе-аэролинамики, с по-
мощью модели самолета разыгрывал все
элементы полета и порядок отработки фи-
гур. Немало времени было затрачено на
тренировку в кабине самолета. Наземная
подготовка помогла летчику глубоко 0смыс-
лить евоя лейстрвия в воздухе.
	Berope вместе с Лукъяновским я поле-
лел в зону пилотажа, Согласно заданию,
предстояло отработать петлю Нестерова’
и иммельман. Выполняя петлю, лейтенант
Лукьяновекий все-таки допустил  неболь-
шой крен. Я приказал ему повторить фи-
туру. Летчик сделал еще две петли, уже
не отклоняясь от заданного направления.
В последующих полетах лейтенант также
успешно выполнял задания. Теперь Лукь-
янорский в совершенстве владеет техникой
  THIOTHDR ANAS.
	  ОЭлао время этот летчик не выполнял
  векоторые упражнения по воздушной
-  стрельбь и тажело переживал свои неуда-
6 чи. В беседе со мною Лувьяновский при-
} знался, что при атаке цели он брал боль-
-  2ее упреждение и раньше; чем  требова:
  1065, отврывал огонь. В данном спу-
-  чае я также применил испытанный ме-
} тол показа Вначале © помощью тре-
1 нажа я научил летчика правильно про-
  изводить расчеты на стрельбу. Затем изу-
3. ЧВЛ © НИМ все 10, что обеспечивает TOE
в Ность поналания в цель. Серьезная и про-
в  думанная. теоретическая учеба и тренаж
-  на земле помогли летчику овладеть прие-
-   мами воздушной стрельбы. В юследующих
- полетах он хоропю стрелял 16 конусу.
-  Сейчас. этот’ офицер метко поражает 1в03-
- дупные цели. 3а` время пребывания в на-

шем звене он стал отличником боевой и
  политической полротовки.
	Нелегкий путь ‘совершенствования ма-
стерства прошел, и лейтенант Самохвалов,
Сперва ему не удавалея полет в-составе
труппы: Он невнимательно ‘относился к
сигналам ведущего, при разворотах то от-
ставал, 10 выскакивал вперед, связывая
этим действия лиутих летчиков.
	Я решил заняться © Сэмохваловым. Нь
маршруте, например, перед тем как сле-
лать разворот, предупреждал его по радио
© предстоящем маневре, & в других случа-
ях показывал, как производить тот или
иной маневр. Обучая показом, я не ско-
вывал ининиативу летчика, ° избегал из-
лишней опеки, внушал ему уверенность в
своих действиях. В последующих полетах
Я стал усложнять маневр и уже нё преду-
преждал Самохвалова по радио о предстоя-
щем развороте. Летнов мастеретво Самохва-
лова с каждым полетом росло и крепло.
Теперь ‘он уверенно держится ‘в строю и
является надежным ‘зеломым  команлира
звена.
	Такую же закалку а \ B звене и
лейтенант Легостаев.

Учеба, построенная на методе показа, 3а-
метно подняла качество летной подготовки
моих подчиненных. Воодушевленные стрем-
лением образцово выполнить задачи,
поставленные в первомайском. приказе  Ми-
	нистра Вооруженных Сил,‘ летчики erpe-
MATCH B летний период полетов  лобитьея
	новых успехов в учебе. - .
Лейтенант М. КОКОВ.
		Bp OEBAA ТЕХНИКА, обслуживае-
мая отличником боевой и полити-
ческой подготовки механиком самолета
старшим сержантом Бабичевым, всегда
действует безотказно. Выполняя приказ
  Министра Вооруженных Сил, старший
сержант   Бабичев совершенствует свое
мастерство. На снимке (слева направо):
капитан авиационно-технической службы
И. Дудзенко производит осмотр мотора
самолета, подготовленного ‘к полету
ставшим сержантом: Н,; Бабичервым.
	Фото. капитана. А. Дмитриева.
	АКТИВНЫЙ рационализатос
	° Более четырех ‘лет фаботает в Н-ском
подразделении -стафиий   отехник-лейтенаят
Ларцев. Неутомимый труженик и рациона-
лизатор, он пользуется уважением  веето
ичного состава подразделения.

Им предложена и осуществлена надеж-
ная контровка соелинений тяг сектора, га-
38. Это предложение полностью предотвра-
иает раз’единение тяг. Наиболее ценным
изобротанием офицер» ‘Ларцева является
прибор, позволяющий контролировать” дав-
ление в амортизационных стойках шасси
и костыля.

Отличник боевой и политической подго-
товки, старший техник-лейтенант Ларпев
ного внимания уделяет учебе авизепециа-
листов. Его  полчиненные  авиамеханизи
старины Тармолов, Гончарук, — стараний.
сержант ПШлешанов отлично  обслуживалот
боевую техники’.
	Лейтенант М. БОРИСОВ.
		Ло следам выступлений
„Сталинсного сонола“
	«НОВЫСИТЬ КАЧЕСТВО
ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ»
	Цод таким заголовком 16 апреля с. г.
опубликована в .«Ctanuncrom сокол»
статья майора, ©. Лушникова.

Политотдел 2-го Чкаловского авиацион-
	вето училища сообщил редакции, чт в!
		остатки, имеющиеся в работе социально-
	эвономическото цикла училища.
Статья майора Ф. Лушникова была 06-
суждена на совещании преподавателей и
собрании партийной отганизании социаль-
Но-экономического цикла.  Политотлелом
намечены конкрефные мероприятия по ус-
транению недочетов. В` частности, ‘усилен
контроль за качеством обучения ° куреан-
тов. Лекции по истории ВЕ (б) и курсу
партюлитработы. предварительно 006уж-
		заметки о технике пилотирования
	молете этого прибора нет, — чуть раздра-
	женно ответил Антимонов.
	2. О подлинной требовательности
		и обентивных
	Однажды в конце рабочего дня меня
вызвал к себе старший начальник.

— Вт Ч, товарищ Ривкин, —
сказал он, — несколько дней назад на
зэродроме команлир звена офицер Анти-
моноБ на посадке подломал, самолет. До-
кладывая о причинах, происшествия, коман-
дир ссылалея на неисправность материаль-
ной части. У меня нет оснований не ве-
рить летчику, однако я сомневаюсь, ви-
новата ли только материальная часть. , Ко-
роче: отправляйтесь ‚туда и обстоятельно
разберитесь в причинах летного наруше-
НИЯ.
	Я связался с офицером Антимоновым по
телефону. Чтобы получить возможность 33-
ранее оценить обстоятельства, при которых
произопкта поломка, я потосил его корот-
ко рассказать о случившемся,
	— Я должен был опробовать машину в
воздухе, — начал Антимонов. — Побеле
взлета при наборе высоты отказал: прибор,
показывающий Скорость. 9т0 произонло
сразу же, как только были убраны шасси.
Чтобы не подвергаться  излишнему риску,
я ретил итти на посадку...
	Дальнейшие события, по словам летчика,
развивались таким 06разом. Он поставил
тумблер шасси на выпуск; но шасси не
вышли. Тогда летчик стал выпускать их
аварийно. Когда нагрузка на рукоятку ле-
	белки аварийного выпуска возросла, Анти-.
		езлиться. На самом же деле шасси вышли 1
		— Знаете 470, —~ предложил я. —
	_ Пойдемте вместе посмотрим.
	Мы подошли к самолету Антимонова. Я
забрался в кабину и быстро осмотрел ар-
матуру. Можно нонять ‘мое _ удивление,
когда я увидел  целехонький ‘амперметр,
стоявший на ‘своем законном месте. Ключ
к разгадке был найден: Оказалось, что
Антимонов, мало летавший на’ этом еамоле-
те, просто-напросто нлохо знал ‘оборудова-
ние кабины и материальную часть. Выпу-
ская шасси аварийно, ° он перестал вра-
щать лебедку, едва почувствовав, что на-
грузка на рукоятку увеличилась. Конечно,
шасси вылпли неё полностью. ПНроконтроли-
ровать же их выпуск летчик не мог по
той простой причине, что не знал, как это
делается. Так произошла ошибка, повлек-
шая 3a собой летное нарушение.
	Большая доля’ ответственности 32 это
происшествие лежала на самом Антимонове.
Положившись на старый запае знаний, он
перестал работать над повышением своих
теоретических и специальных знаний, Ут-
ратил ряд профессиональных навыков. Все
это привело к такой грубой ошибке в в03-
духе, которую не простит себе и самый
молодой летчик.

Но в происшедшем летном нарушении
был повинен и проверявший технику пило-
тирования офицера. Не определив истинной
подготовленности летчика, явно завысив
оценку пилотирования, он способствовал
TOMY, что командир звена перестал забо-
титься © своем профессиональном росте. По-
винен в происшествии был и тот инженер,
который, принимая от Антимонова зачеты
по знанию материальной части, несерьезно
отнесся в выполнению своих прямых обя-
занностей и ограничился несколькими по-
верхноетными вопросами. Ведь если бы
командир или инженер заставили летчика
последовательно ответить на вопрос о. по-
рядке уборки и выпуска Шасси, они
сразу же обнаружили бы Te пробелы в
знаниях, которые привели Антимонова в
онтибке в воздухе.

Случай, о котором  раесказане выше,
еще раз подтверждает TY мысль, что
командир, контролируя технику пилотиро-
вания своего подчиненного, должен соче-
тать проверку. ето действий в воздухе с
	возразил я, — разве вы не можете конт-
релировать выпуск шасси ло’ амперметру?

— На’моем самолете aumrepuerps HET,
ответил офицер.

Мне оставалось только поснещить в ме-
сту неудачной посадки. Прибыв на 29ро-
дром, я тотчае же вызвал Антимоневь и
заставил его еще раз подробно, во всех де-
талях рассказать о полете. Ё сожалению,
ничего нового я не услышал. Как и в ра3-
воре по телефону, командир звена утвер-
ждал, что попытка воспользоватвея обоими
средствами выпуска шасси ни к чему не
привёла. Однако, когда. после посадки са-
молет был поставлен на козелки ив нри-
сутетвии Антимонова проверялась работа
и электрической и аварийной системы,
шасси безотказно, выпускались и убирались
тем и другим способом.
	Но эт еще не  раскрывало истинной.
причины неудачной посадки. Я начал ана-.
лиз летного нарушения. с более подробного
знакомства с самим летчиком. Офицера
Антимонова нельзя было отнести. к числу
неопытных авиаторов. Оз имел за плечами
несколько лет летной ‚работы. Верно, на
этом типе истребителя налет Автимонова
был невелик. Летная книжка офицера тоже
не помогла ответить на вопрое о причине.
поломки. Последняя оценка проверки тех-
ники пилотирования была хорошей, заче-
ты по материальной части Антимоновым
тоже были сданы. Так обстояло дело е
формальной стороны.
	Й все-тажи мне стало совершенно яс-
Но, что поломка произошла по какой-то
грубой омибке самого летчика. Но по ка-
кой именно? В чем ошибся Антимонов?` Я
вновь и вновь мысленно перебрал все де-
тали полета, сопоставляя свои соображе-
ния Сс рассказом летчика. Вепомнился не
совсем уверенный ответ офицера на  вопрос
0 том, как он контролирует вылуск шас-
cu. Я еще раз обратился к нему с вопро-
COM:

— Скажите, ‘почему вее-таки вы не
мотли проконтролировать выпуск шаеси по
амперметру?
	— Я же вам сказал, что на моем са-
	Даже при таком беглом рассказе о при-
чинах неудачной посадки одно оботоятель-
ство заставило меня задуматься. В летной
пралугике мне еще ни 133у не доводилось
встречаться © таким фактом, чтобы оба
средства выпуска шасси. — и электриче-
ское и аварийное — отказали одновремев-
HO.

— А по какому прибору вы  контроли-
руете уборку и выпуск наюси? -—спросия я.

— Ш шуму в наушниках, — ответил
АНТИМОНОВ.
	— А если шума в наушниках нет, —