Это принадлежит. детям!
	ВОПРЕКИ РЕШЕНИЯМ
ГОРИСПОЛКОМА
	Наш школьный детокий дом № 6 в го:
роде Новочеркасске воспитывает 130 детей
погибших войнов,

Оргажизован он всего лишь 10 месяцев
назад в тесном здании бывшей школы
глухонемых, В детеком доме нет изолятора
с отдельным входом. Не имея комнаты для
игр, дети большую часть дня проводят в
коридоре, A, между тем, во дворе детежог
дома имеются два флигеля, занятые п-
сторонними жильцами.

сенью 1947 года, когда проходил
смотр готовности детдомюв к зиме, горис-

полком вынес решение © передаче о нам

двух флигелей во дворе. под изолятор и
служебные помещения. Решение это кз
выполнено. Начальника  житуправленая
®в. Тариченко это не беспокоит.

После долгих наших хлопот гориелол-
ком вынес вторичное решение. В’ отличие
от первого, на этот раз было намечено к
20 апреля с. г. передать нам только один
флигель.

Какова же судьба этого вторюго-—уре-
занного — решения?

Во флигеле живет подполковник в от
ставке Лях. Он попросту отказалея. 0680бо-
дить помещение. Вее местные организации
весьма почтительны RK нему, и подполков-
Ник, чувствуя это, считает себя. хозяином
во’ дворе. Он даже не разрешает в часы
своего отдыха детям играть во дворе.

Мы уважаем заслуги подполковника и
понимаем, что ему нужен покой, ню н20-
ходимо побчитаться и с воспитанниками,
‚которые в наем детском доме нашли свою
родную семью и хотят весело жить, учить-
вя, иметь комнаты для игр, занятий,
	Заведующая учебной частью
детского лома Е. ШВАРЦЕНБЕРГЕР
	а
	Посетители редакции
‘рассказывают
	Пужна беспристраствая
` экспертиза
	Инженеры А. Н. Журавлев в М. И.
Амельченко приехали из Гомеля. Они вы-
нуждены были срочно прибыть в столицу,
ибо волнующее их дело вступило в та-
	Равнолупие и схоластика
	_38 4 года член академии проф. А. Я.
THUAN Hansecas 2 ‘печатных лима 0
	‚. Аинчин написал 8 печатных листа «0
‚ формализме в преподавании математики» и
	подготовил еще одну работу в 3 печатных.
листа. Отарший научный сотрудник Hacer:
тута теорли и историй педатогики В. К. Бо.
бровникова за 4 года написала две работы,
00°ем которых составляет три с половиной
печатных листа.   i т

Мягко, очень мягко говоря, этого мало.
Слишком дорого обходится  тосударетву.
каждая строчка этих научных трудов,
слишком скупо производятся на свет эти
слречки. Конечно, научные труды измеря-
ются не килограммами исписанной бумаги,
а все же значение темы, удельный Bee
книжки или статьи должен находиться В
каком-то пропорциональном соответствии’ е
затраченными на него временем и средетва-
ми. Вель бюлжет Академии педагогических
наук в одном лишь 1947 году составил ни
много, HA Maio — 36 миллионов рублей!

‘Педагогическая наука должна проверять-
ся практикой — опытом жаени и школы.
В основе работы каждого“ из полутысячи
сотрудников академии должен лежать глу-
бокий н всесторонний учет того, что нуж-
но школе. Надо, чтобы актив учителей при
академии исчислялея ие единицами, а ты-
сячами. Нельзя, недопустимо; чтобы ZyI-
гие учителя, практические ‘работники
оставались в стороне ‘от науки, чтобы она
не интервсовалаеь ими, не слышала на-
CTCHURBOTO Голоса: жизЕи.
	Лкадемия педалических наук ne unmepecyemca школой
	; >
Ф. ВИГЛОРОВА
a
	доказательства, но среди этих . доваза-
тельств нет самого убедительного: «Я ви-
дел», «мой опыт мне подсказывает». 3a
каждым положением следуют цитаты из
журналов и газет, иной раз десятилетней
давностн.

Непосредственное наблюдение — 970 мо-
жет быть дороже для ученого, для иселе-
дователя в любой области? “Того, что ви-
дишь и слышишь сам, нельзя ‘заменить ни-
чем. Посешать исотисывать уроки —= эт9,
конечно, еще не научное — иселедование,
это лишь далекие подетупы к нему. lie
когда и этого не‘делают, когда все берет-
ся из третьих руБ, из чужих статей, но-
наелышке, тогда уже простое не приходит-
ся говорить о научном исследовании; вея“
кая теоретическая рабога, созданная на
такой основе, останется схоластической,
мертворожденной, и она ничего не даст то-
му, ради кого, написана, — ничего не даст
учителю.

Институтом истории и теории подагога-
вй подготоваена к печати работа ‘члена-
ворреспондента Академии педагогических
науЕ В. А. Рудика «Воспитание воли и
характера». - т

«...В деле воспитания воли, — читаем
мы В этой рукописи, — мы должны все-
мерно добиваться интенсивяого протекания
связанных с волевыми действиями  пред-
ставлений во всех их связях и взаимоот-
ношениях, т, к. это является HeOOxOAHMMM
условием воли».

’«При всей своей обусловленности, = —
читаем далее, — биологическими особен-
ностями организма, проявления темпера-
мента допуекают в‘значительной” отенени
возможность сознательного ‘контроля, что и
позволяет развивать mx B Е направ
лении».

Вак «добиваться»? Bar «развить В
должном направлении»? Ответа нет. Руко-
пись полна словесной шелухи, сухих рас-
суждений. В них нет ни школы, ни. детей,
нет заинтересованнюго, увлеченяого своим
делом автора, нет души. Это холодная; су-
Губо вабинетная работа.

Вопросы ввешкольного воспитания, пио-
нерекой и комсомольской работы все еще
остаюлея пасынками для Академий педаго-
гических наук. В началу 1945 года в Ин-
ституте истории и теории педагогики вы-
вристаллизовалось пять тем, посвященных
пнонерской и конеомольской работе в рай-
оне, но до сих пор еще ни один из запла-
нированных трудов не увидел света! А те
работы, которые подготовлены в лечати, в

точности повторяют недостатки, присущие
	книге 9. И. Мовосзона: факты, взятые из
третьих рук, WH цитаты, Цитаты... и 14
же категория долженствования: «Надо»,
«необходимо», «важно», — & как м
чтобы было как надо?

Да, конечно, готовых. рецептов в деле
воспитания не может и не должно быть.
Но почему же замечательный советский пе-
тагог А. С. Макаренко не боялея во мно-
	гих случаях говорить свое твердое «ла» и!
	«Нет», что-то решительно утверждать, &
что-то отвергать? Почему он не. считал,
будто практическим советом в деле’ BOCTH-
TAHA можно унизить педагогическую нау“
ку? Макаренко говорил, что нельзя наше:
учительство держать на постной пяще ка-
бинетных, абстрактных рассуждений. Юни-
TH по педагогике должны отражать жизнь
школы — живую, горячую, бьющую клю-
чом. Но то; что вышло в стет из недр Ака-
демии педагогических наук,’ оказалось
именно такой постной, нес’едобной пищей.
О5’яснение этому печальному положению
одно: педагогическая теория я дале-
ва от школы, от учитоля, от детей.

В «Шитературной газете» (№ 48,
1948 г.) практический работник—школь-
вый инепектоо И. А. Иомдин--говорит о
		это келейное учреждение, отстоящее от
школы дальше, чем от Северного полюса.
Это справедливый упрек. Перед нами плен
работы академии на 1948 год. В. этом плА-
не нет крупных исследований, которые
двигали бы вперед советскую педагогиче-
скую науку; многие темы надуманны и
несущественны, лишены жизненного, прак-
тического значения.

Бак известно, цифры’ иной раз бывают
врасноречивее слов: Вот что говорят 0
деятельности Академии педагогических на“
ук некоторые цифры: из 72 действитель-
ных членов и членов-корреспондентов
только 41 по плану 1948 года занят раз-
работкой отдельных Тем и проблем.
	Ha cepepe, B далеком становище,   где.
прежде и не слыхивали о грамоте, и в гор-
HOM ауле, и в глухом уральском селе —
повсюду, в больших городах и не намечен-
вых На карте селениях, учатся наши дети.
„< В ежбиреком селе Стеваниха учит ре-
Bar старая учительница Марая Вабильев-
wa Добромыедова, в далекой Хакассии во-
ров лет преподает Федор Васильевич Коно-
плев, в украинском селе Обтово Мария
Кирилловна Иваницкая за шестьдесят лет
работы на оставила на второй год ни. од-
ного ученака, Сколько 34 этим упорного
труда, сколько подлинной любви и творче-
ства, сколько исканий! Труд учителя —
зто чудесная, умная работа, требующая
громадных душевных сил, зоркости, прони-
хловения, H MEOTNe, многие люди, посвя-
тившие себя этому святому труду, работа-
ЭТ горячо, самозабвенно, поястине вула-
дывают в 6506 дело вею душу, подчас да-
we He подозревая, что они открывают но-
вые, еше не изведанные пути в Воспита-
Вни, обучении и познании ребенка.

А надо, чтобы они знали это, чтобы мог-

Wa поделиться друг © другом хорошей
мыслью, новой удачей, надо, чтобы откры-
тие одного обогащало всех. Но каким 06-
р330м учителю в Сибири узнать, что де-
Лавтся в московской школе? Как педагогу-
мобквичу узнать о том интересном и важ-
пох, 460 достиг учитель в Сибири? Вто
нзучает их опыт и на его основе подека-
зывает ‘вввму совётекому учительству но-
вые пути, новые методы работы?
, Естественно, обращаешься мыслью Е
Исадемии педагогических наук: вот кто
должен по крупацам собирать  драгоцен-
ный опыт, отыскивать его повеюду, —
потому что повсюду работают учителя  —
ийженеры детских душ, —* обобщать этот
опыт и открывать новые перспективы
Боле, педагогу. ,

Академия педагогических наук была ор-
енизована более четырех лет назад. Для
ого чтобы она могла широко развернуть
свою деятельность, ей была придана ееть
институтов: институты теории ий историй
нодагогики, методов обучения, пеихологии,
дофектологии, художественного воспитания
и т. д. Веего 7 институтов ©  многочис-
ленной — в 555 человек — армией науч-
ных работников,

Основание академии стало радостным,
значительных событием, Создание специ-
альной Академии педагогических наук 010-
ва подчеркнуло: в нашей стране все долж-
#0 быть сделано во имя ребенка, будуще-
го человека, для того чтобы он рое д0-
стойнымх тружеником и подлинным зодчим
хомиуниетического Завтра. Во mwa этого
лолжна неустанно творчески работать и
советекая педагогическая мысль.

Не сразу могли выйти в свето первые
труды академии: каждая область науки
требует кропотливого, углубленного иссле-
хования, Но теперь можно ‘подвести ‘пер-
вые итоги.

_ В спнске монографий, изданных Акаде-
мией педагогических наук, 15 pair.
Среди них: «Возвращение  ослепших ‘Е
трудовой жизни», «Глаз и его работа»,
«Ночное зрение», «Нарта», «Восотановле».
ние движения». Слов нет, всё это
важные темы. Многие из названных работ
по-настоящему хоролги и интересны. Й од-
нако этот перечень вызывает тревожное
чувство. Ведь если прислушаться к. Тому,
о чем говорят педагоги, что их волнует, то
сам собою сложится совсем другой спиеок.
`Как вести идейно-политяческое воспита-
mad учащихся? Как воспитывать  созна-
Tipsy диснанлину? Характер? Вак раз-
вивать материалистическое мировоззрение?
Как воспитывать патриотизм, интернацио-
нализм? Как создать правильную, тесную
Связь и взаимную помошь семьи и школы?
Как строить внешкольную работу?  Вак
должен работать классный воспитатель? И
еще десятки Подобных вопросов. волнуют
учительство. Ни одна из этих крупных не-
Хагогических проблем за четыре года He
решена в стенах Академин педагогических
наук. .
Чувство недоумения усиливается, когда
знакомишься © издаваемой академией пе-
тагогической библиотекой учителя. Тут
33 книжки — 06 устном счете, о том, как
повторять курс физики в 10 классе, кав
преподавать рисование, хоровое — пение...
Опять-таки, темы нужные, они принесли
учителю несомненную пользу, но разве
Могут они заменить книги по теории педа-
тогики?

Среди 33 книг только одна посвящена
зоспитательной проблеме — книга 9. И
Моносзона «Воспитание сознательной дис-
цинлины учащихся». За каждым теорети-
часким положением в этой книге слелуют
	оканчиваюштих в этом году высшие
	моладых спелео о а.
раньт (на 43 тысячи человек больше, чем в прошлом году),

ЕВ Ио ЕАО ЗЬ ЕСИ Те
	сртанов просвещеяния и здрёа-
		Анлижанского учительского икститута Узбек“
	Ф. Темиров, Х. Мусаева, М. Таги»
в кишлаках своей республики,
Фото С. Безносова (ТАСС).
		Свыше 1289 тысяч MOT,
учебные заведения

о ON

пополнят кадры промышленности, сельского хозяйства,

ee Baer   OK Or re
	воохранения. Почетное место среди них
НА СНИМКЕ: Выпускники-отличники
ской ОСР (слева направо): А. Ганиев, С
	ЗЕЕ оо ВЕЕТ осы < Л ма
ской ССР (слева направо): A. Pannen, С. Михманова, @.

холжаева. По окончании института они будут работать в
		ФЕЛЬЕТОН
	_В поисках здоровья
	ся чутко, в особенности-— при наряде. Пря-
мо набирайте Матова. .

Секретарша товарипа Я участли-
во нопросила рассказать подробнее — хо-
TH GTO сще подробнее можно поведать 0
машинке Д’Арсонваль? — и спросила:
	— А наряд у вас есть!

— Есть бумажка.

— Бумажка бумажке — рознь! Пола-
таю, такое дело может’ разренгить только
наш коммерческий директор тов. Хайвин.
Звоните без стеснения. Он человек отзыв-
чивый. Вот номер телефона. НИ
Хайкина...

Коммерческий директор отнесся сочув-
ственно, но сам, к сожалению, помочь не
мог, зато посоветовал:

— Вы знаете, как И товарища
Ерючкову? Она У нас заведующая сбытом
заволской аппаратуры. Вот вам. телефон,
	не интересовалась ими, He Слай 38   Лвз литератора — пышущий здоровьем
стойчивого голоса жизЕи. ий хворый, исхулалый — сидели в YIOT-

Тысячи ребят учатея в ФЗО и ремеслен-   ной комнате в Серзбряном переулке и пили
ных училищах. Работа с этими детьми тре-   чай (с мандариновым джемом). Беседовали
бует новых форм, потому Что В Таких они о том, что неожиданная концовка всег-
учебных заведениях условия не 16, Что В  та украшает любое произведение литера-
обычной средней: школе. Заинтересовалась   туры: они сошлись на одном — концовку
	пи Акалемия педагогических наук этой те-
мой? Нет. «Ночему?» — спробили мы В
Институте теории и истории педагогики
	секретаря партийной организации тов. Ши-
	банов» и услышали чудовищный ответ:
	— 910 не по нашему ведомству.

Каким канцелярским  скоросптивателем
вместо живой человеческой души надо ‹0б-
ладать, чтобы произнести такое! ‘Спраши-
вается, к какому же ведомству относятся
	ребята из трудовых резервов? Что же они,
	не дети? 0 развитии, 6 воспитании, о 0у-
дущем всех советских детей обязаны ду-
мать и заботиться в педагогическом «ве-
ломстве».  -

Другая проблема: раздельное обучение.
Несчетное множество вопросов возникает
в евязи с этим у учителей. ®

И вот люди ищут, пробуют, нередко
оттибаются. А какие ответы, какую пб-
мошь могут они найти в серий библиотеки
учителя или в журнале «Советская педа-
тонка»? Ничего, решительно ничего!

Еще насущный вопрос: вот уже. еколь-
Бо лет в советской школе проводятся эк-
замены, в частности серьезные, ответетвен-
пые экзамены на аттестат зрелости. hak
	НУЖНО ИХ ОТроить, Bak ГОТОВИТЬ Е НИМ
	учащихся? Тут еще много нерешенногм,
спорвого. А с другой стороны, опыт нз-
коплен богатый и интерееный. Hloweity он
до сих пор не` обобщен? :

Любопытная и многозначительная де
таль. В плане Академии  податогических
наук, который занимает 103 страницы,
	надо приуготовить уже тогда, когда автор
впервые окунул перо в чернила.
Коснулись басенных концовок Ёрылова,
Дмитриева и Хемницера, не обошли вни-
манием манеру 0’Генри и осудили его 3a
механические эффекты.
— Что ж вы морщитесь?—осведомилет
здоровый литератор. — Надоел разговор?
— 0, чт вы! Но вот беда, как толь-
ко увлекусь интересной беседой, шея дер-
гаетея, затылок наливает тяжестью.
‚ Здоровый покачал головой:
— Инервация сосудов мозга!  Посозе-
туйтесь е невропатологом. Несомненно, он
	вам предложит Д’Ареонваль на шейные
позвонки и шейные узлы. р
Знаменитый невропатолог согласился
	насчет позвонков и узлов и` препиеал Д’Ар-
сонваль.

— Вы, люди уметвенного труда, — то-
ворил он, — должны себя освежать дома
за письменным столом. Приобретите руч-
ной аппаратишко — и дело в шляпе.

Заведующий физиотераневтическими Ka-
бинетом, куда литератора направил невро-
палолог, подумал вслух: У него; мол; овой
аппарат, но дать ‘на длительное время ие
может. Эти вещи так редки!! Кажется, та-
	ким уникумом обладает его товарищ-врач.   тор немедленно
	На другой день литератор узнал, что
наклевывавлийся ‘уникум, увы, сломалея.
	^_^ — ТОлкниТееь по. - “министерствам
СССР и РСФСР. Запаситесь солидной 0у-
‘`магой вашего учреждения, Ведь ДАреон-
валь — не ларчик, который просто от-
врываелея и просто дается в руки...

— Машинистка  отпечатала бумажку —
обращение в Министерство  ‘здравоохране-
‘ния СССР, куда литератор предварительно
и позвонил.

—— — Вас “слушает министерство, — лю-
безно ответил женский голое. — Camo
министерство аппаратурой не занимается,
ею занимается Главное управление меди-
цинской промышленности. Звоните Ёри-
вогрузинский, 5, номер.....

Главное управление а про-
мышленности отозвалось мужским  голо-
сом:

— Д’Ареонваль? Понятия не имею!
Удивляетесь, что я неё осведомлен? Я еще
многого ‘не знаю! Позвоните к замеетите-
лю министра. Он с вами поговорит, з я
выдумывать не стану.  Ах, уже ш-
товорили с секретаршей зама? Звоните
тотда к начальнику технического отдела
тов, Хейфецду! Запишите телефон...

— Думаю, вам лучше всего звонить
прямо в Мединструментебыт, — доброже-
лательно сказал тов. Хейфец. — Запиши-

те телефон тов. Эдлиса. Вполне возможно:
	что OH для вас кое-что любезно и выде-
лит.

Тем временем литератор  позвония в
упровление делами Министерства  здраво-
охранения РОФОР.

Секретарша обиделась:

— Разве об этих машинках звонят к
министру? Позвоните в главк  министер-
ства — Росглавмеденай. Запишите  теле-
фон...

— Бакой же мы вам дадим аппарат, —
прозвучал ехилный вопрое из Росглавмед-
снаба, — если у нас только медикаменты!
Запишите-ка номер телефона и прямо зво-
ните в Медоборудование.

— А в Медоборудовании знают о
ДАрсонвале?

— Да вы понимаете, что спрашиваете?
Ведь там все оборудование, все медицин-
ские аппараты, там и мышь. не пробежит
мимо Д’Арсонваля. Кстати, там, на Коло-
бовеком переулке, толковейший _ работ-
Ник — товарищ Орлов, человек огромной
практики. Прямо стучитесь к нему.

На звонок литератора отозвался  соч-
ный, исполнительный мужекой голос:

— Говорит начальник отдела  физиоан-
паратуры Орлов. Ах, вы о Д’Ареонвале?
Сейчас, в данную минуту, в Москве ни-
коим образом ни в одном месте. не приоб-
ретете. Нет в продаже! Эти аппараты —
фондированные и в виду острого недостат-
ка в магазины не поступают. Был бы из.
быток, — совсем иной. разговор; a TO He-
ty! — Помолчав, тов. Орлов душевно ека-
зал: — Bee фонды на второй квартал вы-
делены целиком по республикам и обла-
стям, — единственная ваша надежда на
третий квартал, Имея наряд, прямо к нам
й обращайтесь. Советую — пришлите за-
ранее требованпе. Возьмем на учет. Вы
	напали на верный адрес; нам и звоните.
Есть?

— Есть! — безнадежно ответил лите-
ратор и позвонил в Министерство здраво-
охранения CCCP,

— Наряд будет? Если будет, звоните
прямо нз завод электрической аппаратуры:
Большой Николо-Воробъинекий переулок,
9/11, телефон... Директор Матов. Отнесет-
	её Е Е 1233. кабинетом посоветовал:
Аа АК 42-1 — Толенитлеск To.
	только однажды упоминается имя А. 0. Ма-
Еаренко, да и то в связи с изданием его
‘собственных сочинений. № всей  Аваде-

‘мии из 555 58 сотрудников только один”

‘Человек занимается наследием этого заме-
чательного педагога =— ето вдова Галина
`Стахиевна Макаренко. Никло не раз-

валь — He ларчик, кото
врывается и просто дается
Машинистка  отпечатал
обращение в Министерство
ния СССР, куда литератор
и позвонил.
— Bae’caviraer meaner
	отахиевна Макаренко. пивло не р
рабатывает начатого им, ‘никто не пы-
TACTCA уяснить, что именно устарело В
	его наследии, как связанное ¢ определен-
	ным историческим этапом, и что пролол-
KOT жить сегодня. никто ве осмыелива-
	ef его великолепной работы и талантли-
	вых прозрений в светв тех новых задач,
которые ежедневно, ежечасно ставит перед
педагогикой школа. Наследство замечатель“
ного советского педагога отнесли из. езгод-
няшней жизни в историю педагогики, но-
смотря на то, что Макаренко живет и в
напги дни бозвой, страстной жизнью. А его
изучают наряду с педагогическими воззре-
ниями протопона Аввакума! В этом тоже
выразилась оторванность Академии педа-
гогических наук от жизни,

- Почему Академия педагогических Hays
ничего не создала ва’ четыре года? Почему
она. превратилась в стороннего, холодного
наблюдателя и далеко отетала от непоеред-
стенных участников и тзорцов школьной
работы? }

Советская школа и учительство ждут от
Академии педагогических наук; от ве пре-
зидента И. А. Каирова ответа на этот `во-
0р06.
	наберите Арючкову и действуйте вообще   кую стадию, когда дорог каждый день.
			несомненно, заслуживает
имания. ‘Вот в Чем ero
	— ... Никоим образом и совершенно не   общественного внимания.
	так! — холодно отпарировала тов. №рюч-
	кова и учительно прибавила: — Где же
	вилано, чтебы производство продавало свое
производство? Попытайтесь купить через
	суть.

Отступая из Гомеля, немцы взорвали
крупнейший в Белоруссии элеватор. Его
железобетонный корпус, высотой в два-
лнатиэтажный лом. сместился с фундамен-
	Меливструментебыт. Обратитесь Е КоОнтТо- та и накренился под углом в 20 градусоз.
	Главный инженер’ Гомельского cTpdci-
	ре. Ей слаем аппараты, и контора реали-
	зуёт по разнарялкам. эвоните и прямо П0о-   тельно-монтажного управления тов. А. Н.
	Журавлев составил еще в 1946 году ори-
гинальный, технически смелый проект. вос-
становления элеватора,

Замысел был. разработан ‚ до деталей,
воплощен He только в чертежи, но и в
модель. Автор привез ее в редакцию
	cure эдтиса.

Тов. 4. И. Эдлие бовершенно демокра-
тически обещал быстро оформить бумаж-
‘ку, —приходате хоть сейчас. И литера-
‘тор немедленно  устремилея на Кривоко-
ленный переулок, в Мединструментебыт,
где и узнал, что. Тов. Эдлис отбыл.

В узкой комнате, украшенной медапиа-
ратурой. за столом сидел зам. директора
	тов. Вайнштейн. № документу, украшен-
ному фирменным знаком и многогранной
лиловой нечалью, зам. директора отнесся,
правда, © солидной хмуростью, щи ¢
достаточной снисхолительностью, С ‘мину-
ту он думал. С минуту 6кало серлие. посе-
тителя, точно сердца коснулся электрод
Д’Ареонваля. Затем зам. директора позво-
пил, оправился о наличии аппаратов, ску-
по поводил в воздухе карандашом и все
же, поборов скаредность, начертал в углу
документа:

«Магазин № 1, тов. Генделеву. Прошу
отпустить».

Итак, спасительная бумажка подписана,
и. бедный проситель, держа’ документ в
руке и поминутно взглядывая на него, как
взглядывает ребенок на пряник, поспешил
в магазин. “>

В магазине «Медицинское оборудование»
на Валовой улице он подошел к полкам,
над которыми внушительно сияли золотые
буквы: «Демонстрационный отдел».

На литератора сверкнула стеклом элек-
тродов шеренга ящиков. — машинка Д’Ар-
сонваль «120, 220». Паспорт сообщал, что
машинаа выпущена в свет в Москве, Глав-
инструментом, заводом электромедицинекой
аппаратуры «ЭМА».

Голова завружилась, ноги подотнулись.
Шитератор молитвенно взглянул на про-
	давщицу:
^ — Вумажку спустить прямо через мп-
нистерство СССР? Или еше прямее — че-
рез министерство РОФСР? }
— Если покупаете за наличные, —
сказала продавщица, — платите в кассу.
Простотой и бедностью ответа литера:
тор, обладавший вкусом, был  оскорблен.
Сосуды ero мозга были инервированы и
	Мединструментебыт,   «Литературной газеты» и ‘наглядно проде-
Эллис отбыл. _   монстрировал ‘процесс = восстановительных
	монестрировал . процесс“ восстановительных
работ. у ; - S

Эксперт научно-технического совета Ми-
нистерства заготовок тов. (М. Г; Головин
дал предложению Журавлева положитель-
ную оценку. В июле 1947 года оно было
одобрено техническим созетом. ,

Kasanoch 6h,—Bce? _

Увы, нет! :

В «Промзернопроекте» нашлись сомне-
вающиеся. Это были авторы нескольких
забракованных ранее проектов.

Пользуясь тем, что своя рука —
владыка, они отложили в сторону решение
‘технического совета министерства и при-
нялись спешно разрабатывать еще один
вариант восстановления элеватора, исполь-
зовав для этого «новейший опыт США»,
‘почерпнутый... из старых журналов.

Закончив в текущем году свой пятый
вариант, они решили окончательно дока-
нать давно олобренное предложение Жу-
равлева и послали его снова на заключе-
ние эксперту, но уже не Головину, а
своему постоянному ‘эксперту профессору
Бушкову. Последний был выбран именно
потому, что за две недели ло этого не кто
иной, как он, одобрил последний вариант
«Промзернопроекта».

Соперники Журавлева не ошиблись:
заключение второго эксперта было диа-
метрально противоположно заключению
первого. :

Оба проекта поступили снова Ha pac-
смотрение технического совета, где инже-
неру Журавлеву была предоставлена «ши-
рокая ‘возможность» высказаться в, про-
должение... 15 минут. Казалось бы, по-
скольку Журавлев докладывал, нужно
было пригласить на заседание и эксперта
М. Г. Головина. Его, однако, на заседание не
вызвали. Быстро перечеркнув первое реше.
ние, техсовет отдал предпочтение своей
министерской конторе, приняв ее вариант,
резко удорожающий стоимость восстанови-
тельных работ и, главное,  затягивающий
сроки их выполнения.

Никто не попытался серьезно, глубоко
вникнуть — почему эксперты  высказади
‚совершенно противоположные точки эрения

дений геологов, географов, геодезистов,
сейсмологов, геоботаников, археологов и
других ученых позволили профессору
Н. И. Николаеву нарисовать общую кар-
тину этих движений. По его схеме, но-
вейшие движения земной коры ‘имеют
сложный колебательный характер ‘и про-
исходят на всей поверхности материков
и на дне океанов. Поднятию земной коры
в одном месте соответствует опускание ее
в другом.

Теперь становится понятным,  почёму

старая дербентская каменоломня погрузи-
лась на дно Каспийского моря.
	Особый интерес представляет работа
профессора В. В. Белоусова, установив-
шего общие законы колебательных  дви-
жений земной коры и нарисовавшего кар-
тину этих процессов в прошлом и насто-
ящем.

Но как ни велики достижения Наших
ученых, многие важные: проблемы, связан-
ные с новейшими движениями земной. ко-
ры, остаются пока  неразрешенными. В
частности, антропологами давно  установ-
лено, что Австралия была заселена индо-
незийскими племенами еще в Te време-
на, когда не существовало мореплавания.
Как они попали туда? Быть может, когда-
то индонезийские острова и австралийский
материк были соединены сушей, позднее
опустивщейся на. дно океана?
	Пресноводные породы рыб, которые
встречаются в Амуре и для которых боле-
ная вода является абсолютно нежизненной
‘средой, попадаются. также. в реках Caxa-
	лина и Японии. Каким путем они _переа-.
	брались туда? Основываясь на исследова-
ниях советского ученого проф. Г. У. Лианд-
берга‚ можно предположить, что русло
Амура некогда проходило по суше, соеди:

нявшей материк с Японскими островами я
Caxanunom,

Дальнейшая разработка вопросов Новей-
	ших движений земной коры нужна не
только для решения задач истории, биогео-
графии и антропологии. С этими движе-
ниями связано распределение полезных ис-
копаемых, их надо принимать в расчет при
постройке крупных гидротехнических со-
оружений, при высокоточных ‘астрономо-
геодезических работах и. т. д.

Не случайно учение о новейших движе-
ниях земной коры, начатое великим Ломо-
носовым, получило у нас широкое разви“
тие, и мы намного опередили в этой обла-
сти зарубежные страны. В разработке stoi
важной ‘проблемы участвуют различные
учреждения нашей страны. Накоплен боль-
шой фактический материал, который, одна-
ко, полностью еще ‘неё систематизирован.

Недавно географическая секция Москов-
ского общества испытателей природы, по
инициативе академика В. А. Обручева,
профессоров Н. И. Николаева, И, С. Щу-
кина и В. В. Ламакина, организовала. все-
союзное совещание, посвященное изучению
новейших движений земной коры.

Совещание вызвало большой интерес
среди ученых, В его работах приняли уча-
стие представители 80 научных учрежде-
ний страны. На семи заседаниях выступили
крупнейшие ученые Союза — академики
В. Н. Сукачев, В. А. Обручев, А. Н. За-
варицкий, проф. Н. Н, Зубов, проф. В. А.
Варсанофьева и другие. Было заслушано
19 докладов.

По предложению академика В. А, 0Об-
ручева, совещание присвоило. учению о но-
вейших движениях земной коры название
неотектоники, выделив его, таким образом, в
самостоятельную ветвь геологической науки.
` Совещание решило, что разработку во-
просов неотектоники надо вести об’единен-
ными силами ученых различных отраслей
‘знаний. Намечается организовать комплекс-
ные работы в наиболез активных в тек-
_тоническом отношении районах.
			Учение о новейших
движениях земной коры
	Когла и как возникли океаны, образова-
„лись MaTepHKH, какие силы управляют
жизнью нашей планеты? Эти вопросы с
незапамятных времен интересуют людей,

Исследуя данные геологической с’ем-
хи Кавказского хребта, ученые пришли к
заключению, Что в том районе. сейчас
происходит неравномерное поднятие ‘всей
Горной системы. Высокоточная нивели-
ровка, произведенная гебдезистами между
Дербентом и Баку, подтвердила эту
мысль. Древняя береговая линия Каспия
поднимается здесь из года в год. Макси-
мальная величина поднятия за 20 лет дос-
тигает 36 сантиметров и’ точно совпадает
с продолжением оси главного Кавказско-
то хребта. . .

Одновременно — археологи обнаружили,
что каменоломня, которой пользовались
1.500 лет назад. во время ‘постройки Дер-
бентского ’ дворца, находится  сейчае на
nae Каспийского моря (на глубине “5-7
метров). Это уже служит доказательством
вовсе не поднятия, а погружения участка
суши. Чем об’яснить такое противоречие?

Освовываясь на геологичёском исследо-
звании Сибири и Европейской части СССР,
‘академик В. А. Обручев сделал важное
теоретическое обобщение. Он подтвердил
мысль, что земная кора сейчас” движегся
так же, как она двигалась и в более
отдаленные геологические периоды.

Анализ и сравнение результатов наблю-
	ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
2 ‘ — № 49
		шокированы в высшей степени. Вак так’! по поводу одного и того же проекта: Ни-
	Просто в кассу? А два министерства, a
Главупрмедпром, а  Росглавмедонаб? A
Медоборудование а Мединструментебыт?
А отдел физиоаппаратуры? А завод с его
двумя директорами и с его’ завебытом?
Нет, тут, в кассе, опсущалась явная за-
nama!
	— 410 ж, заверните!—произнее литера-   ТОВ.
	тор и глубоко вздохнул, прикрыл глаза ий
заметил фаталистически:—А я и нё знал,
что .есть, что существует в Москве единст-
венный островок спасения—ваш магазин!

— Ночему же влинственный? -— воз-
разила продавщица. — Есть и на Арбате,
угол Серебряного... вообще продается в

магазинах...
ыы
	38 столом,  сервированным банкой
мандаринового джема, машинкой Д’Арсон-
валь, ванильными сухариками, а также
другими предметами гостеприимства, хво-
рый литератор говорил здоровому:

— Вот вам и концовка моих поисков!
Каюсь, написал много романов. а челове-

‹а, руководящегося только силой привыч-
	Ки И полностью равнодушного к ближним,
	плохо знал. Вот теперь другов. дело! Те-
перь, когда ко мне проявляют  ваботли-
вость, я настораживаюсь и жду, жду
конца. Теперь-то я хорошо понял, что to-
лидность, авторитетность и непререкаемое
«всезнание» не стоят и ломаного гроша,
если не сопровождаются простым знанием
дела, добросовестной — осведомленностью,
желанием действительно быть полезным.
	‚ два министерства,  &  “ого н6 ‹взволновало — почему задержа-
Росглавмеденаб?. х ‘лась на год реализация одобренного тех:
а Мединструментебыт?   НИЧеским советом. предложения Журавлева.
	flaCh ва год реализация одобренного тех-
ническим советом. предложения Журавлева,

Возрождение огромного элеватора —
сложная техническая залача. Откладывать
ее решение нельзя. Инженер Журавлев,
а заодно с ним — главный инженер по
техническому надзору за строительством
тов. Амельченко, глубоко уверенные в ре-
альности однажды уже одобренного
проекта, требуют, чтобы он был серьезно
и беспристрастно обсужден. #7
		Окружное совещание
армейских писателей
	Газета Северо-Кавказского военного ок.
	сервированных < банкой РУГа «Красное знамя» провела на-днях окруж-

ава а
	че совещание начинающих армейских
писателей. Участники совещания заслуша-
ли доклады и лекции: критика И. Браилов:
ского — «Решения ЦК ВКП(б) о литера-
туре и искусстве и задачи советских писа-
телей», кандидата филологических наук
А. Костанова — «Пути развития созетской
поэзии», редактора газеты «Красное знамя»
полковника Мельянцева — «Задачи армей-
ских писателей» и другие.

работе совещания приняли участие
члены Ростовского отделения ССИ-писа-
тели В. Фоменко, А. Фарбер, В. Жак. Они
руководили работой семинаров по прозе и
поэзии. На семинарах были подвергнуты де-
тальному разбору рассказы участников ©о-
вещания: капитана Райкова, ст. лейтенанта
Климова, стихи ст. сержанта Беляйкина,
сержанта Ладоненко, рядового Черепанова
и других,