Наша воля _
‚К труду
		цивой и практической деятельностью
миллионов людей назвал товарищ Сталин
налти производственные планы, В истори-
ческой речи на совещании хозяйственников
Иосиф Виссарионович сказал: «Реальность
нашего производетвенного плана—это мил-
	ионы трудящихся, творящие новую жизнь.
	Резльность нашей программы — 910 жи-
вые люди, это мы с вами, наша воля к
труду, наша готовность работать по-новому,
наша рептимость выполнить план».
Большие и радостные чувства рождают
идущие со всех концов нашей земли 600б-
щения 06 успешном выполнении государст
венных планов. Сегодня кончается первая
половина третьего решающего года пяти-
летки, & тысячи коллективов в стране уже
	трудятся в счет планов последующих Me-
	сяцев. Передовой отряд народа — славные
МОСКВИЧИ —— задолго до ерока реализовали
план первого полугодия по валовой продук-
ции. Ленинградские стахановцы проелави-
ли себя новыми замечательными socTume-
ничми. Горняки Донбасса п металлурги
Урала, машиностроители Сябнри и лек-
стильщики Иванова, нефтяники Грозного и
бумажники Кондопоги добились в `минув-
шем‘ полугодии огромных успехов. В нашей
стране сейчас много людей, обогнавших вре-
мя. Герасим Запорожец и Наталья Дубяга,
Василий Матросов и Александр Тюренков,
Яков Троян и Анна Кувшинова и рядом с
ними сотни тысяч людей уже работают по
нормам будущих лет. :
	В стране социалистического планирова-
ния одинаково ‘успешно развиваются все
отрасли — и тяжелой, и легкой, и пище-
вой промышленности, растет жилищное
строительство, механизируется и облег-
чается труд. Неуклонно осуществляя меха-
низацию производства, стремясь  облег-
чить труд человека, наши заводы в перзой
половине третьего решающего года пяти-
летки выпустили значительно больше эке-
каваторов, электровозов, врубовых машин,
торных комбайнов, электропил, самосвалов,
нежели за те же месяцы прошлых’ лет.
Советские люди добиваются все новых и
новых успехов в борьбе за осуществление
пятилетки в четыре года.

В стихотворении «Американцы ухивля-
ются», посвященном выполнению первой
пятилетки в четыре года, Владимир Mas-
ковекий обращался к заокеанским хулите-.
лям пяталеток*
	Мистеры,
у вас
практикуется исстари
деньгой
окупать
строительный норов.
Вы
He поймете,
пухлые мистеры,
корни
рвения
	наших. коммунаров,
	ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!
	Ne 52 (2435)
	ОРГАН ПРАБЛЕНИЯ СОЮЗА
СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР
	формации, КУЛЬТУРНЫЕ,
рачительные хозяева.

-- Сегодня мы печатаем
статью писателя В: Юре-
занского «Торжество с0-
зидания». Техническая
	внига 0 втором рожде-
нии Днепрогэса вызы-
	Колхозники—
члены ученого совета
	`ХАРЬКОВ. (Наш корр.). Министерство

сельского хозяйства УССР. утвердило шесть
колхозников и колхозниц — передовиков
животноводства — членами ученого совета
Научно-исследовательского института жи.
вотноводства. Среди них четыре’ Героя Со-
циалистического Труда. у

Эти представители ‘колхозов вошли в
ученый совет, как новаторы в области по-
вышения продуктивности скота. Доярка
колхоза «Червона зоря», Сумской области,
Мария Савченка получила ‘наивысший в
республике удой молока от коров ‘новой
лебединской породы. Вместо 2.100 литров,
получаемых от каждой. «лебединки», тов.
Савченка вадоила по 6.008 литров.

Колхозники—члены ученого совета будут
совместна с научными сотрудниками инсти*
тута вести научную ° разработку новых
проблем животноводства’ и выступать в
колхозах с докладами о достижениях. со-
ветской зоотехнической науки,
` Недавно институт животноводства УССР
издал коллективные труды колхозников —
членов ученого совета; В брошюре «3a
шесть тысяч литров молока от каждой ко.
ровы» подробно описан опыт доярки М. Сав-
ченко. В брошюру «За 25 деловых поросят
от каждой свиноматки» включена работа
члена ученого совета Ульяны Баган—еви*
нарки колхоза имени Политотдела, Полтав:
ской области.
	———

Сезд писателей Якутии
	На-днях в гор. Якутске открылея второй
<’езд писателей Якутии. Председатель пра-
вления союза поэт Серафим Элляй в своем
вступительном ‘слове напомнил, что, про
шло более девяти лет со времени первого
езда писателей Якутии. Национальная
литература якутекого народа за эти годы
шагнула вперед. Последние произведения
якутоких писателей говорят 0б их творче-
ском и идейном росте, знаменуют решиз
‘тельный поворот к современности,

’_ С’езд заслушал довлал секретаря обкома
ВЕП(б) по пропаганде тов. Корякина о cox
‘стоянии и задачах якутской литературы.
  =
	Музей в Телави
	  ТБИЛИСИ. {Наш корр.). Члены ученого
совета при Курортном управлении Грузии
были удивлены, когда председатель прело-
ставил слово для доклада ‘по поводу ноз
вого курорта Александру — Мамулашвия
ли — директору Телавского музея: что
общего между музеем и курортами? Но
вот директор начал свой доклад, и ученые
услышали нечто совсем необычное,

— Олнажлы, — сказал Мамулашвили, $
в музей пришел старый пастух из селения
Алвани. «Пойдем, — потянул он меня за
рукав, — я покажу тебе воду. Когда-то
очень давно в ней искупался предводитель
тушин Торгва, раненный в бою с лезгина»
ми. Торгва был совсем плох, он умирал от
ран, но после купания выздоровел».

— Мы двинулись в путь, — продолжал
Мамулашвили. — На высоте 1.890 метров
мы увидели 11 горячих источников. Спустя
гол я верзулея сюда вместе с телавским
врачом Шалвой Леканозашвили и провел.
здесь две с лишним недели,

Мамулашвили прочитал заключение вра-
ча. Оказалось, что вола в источниках це
лебная, что ‘она излечивает сердечные Go<
	лезни, ревматизм, женские заболевания,
огнестрельные ранения.
Впоследствии. эти выводы врача под
	твердила научная экспедиция, и вопрос ©
создании нового курорта Торгвае Абано
был решен. : у

Любовно собирая памятники старины,
Александр Мамулашвили сочетает всю
деятельность созданного и возглавляемого
ИМ музея с задачами  социалистического
строительства, и эпизод с открытием но-
вого курорта — не случайность.

В одной из витрин музея можно уви-
деть образцы угля. Надпись на грузинском
и русском языках об’ясняет, что выходы
каменного угля прослежены в большинстве
ущелий Гомборских гор. Рядом с этой
витриной выставлен великолепный красный
и серый мрамор; Этот мрамор; добываемый
в верховьях горной реки Лопота,. можно
вилеть теперь в Москве на многих стан-
циях метро. .

Замечательно, что BCG эти экспонаты
появились здесь благодаря усилиям самого
же музея.

Мамулашвили долгие. годы работал В
Кахетии лесничим и сдружился ‘со мно»
гими старожилами края. Став директо-
ром музея. он не порывал евоих связей в
ними. Виноградари и пастухи рассказывают
ему о прошлом, oO тайниках, скрытых в
горных недрах, о целебных ‘источниках,
бьющих в расщелинах скал, о ‘случайных
находках на месте древних поселений.

Ученые, специалисты самых различных
отраслей знания. охотно откликаются на
зов Телавского музея. Действительный
член Академии наук Грузинской ССР Геор-
гий Чубинашвили, архитекторы тт. Цило-
сония’и Рчеулишвили возглавляли экспе-
дицию, организованную музеем для раско-
пок грузинской академий, существовавшей
в’ селении Икалто в ХИ веке. Установле-
но, что при академии была керамическая
школа, богатые. кузненные и „ железодела-
тельные мастерские. Неплохо сохранилась
давильня, принимавшая одновременно для
переработки более 1000 пудов винограда.

В пругом уголке Кахетии, у селения
Напареули, Мамулашвили нашел остатки
оросительного канала, построенного в на-
чале ХПИ столетия. Древние строители об-
ладали вылающимся мастерством.. Канал
перебрасывал в секунду полтора куби-
ческих метра воды из ‘одного ‹ ‘ущелья в
другое, питал. торговый центр Кахетии,
ныне разрущенный report Греми, орошал
4000 гектаров земли. Техническая идея
этого древнего сооружения частично заим-
ствована строителями нынешнего большого
	Аланского канала.
‘ И. ДУБИНСКИЙ

eee.

ИСТОРИЯ СЕЛЬСКОЙ
Школы
	КИЕВ. (Наш корр.). Учителя села Mom-
ны на Киевщине составили интересный
труд, посвященный ястории ‘их школы. Из
этого труда мы узнаем о том, как Мошны,
где до революции было почти 8.000’ негра-
мотных, стали селом сплошной грамотно»
	сти. И3 стен мошненской школы за годы
	советской власти вышло немало выдаю-
щихся государственных деятелей, ученых,
инженеров. Срели них — председатель
Президиума Верховного Совета УССР тов.
Гречуха, Герой Советского Союза подпол-
ковник Супрун и многие другие.

Столь же содержательна и значительна
история школы соселнего с Мошнами се-
ла Ломоватое. Историю своих ‘школ со-
злают учителя- и. во многих других селах

Советской Украины,
	заст множество сравнений, которые поме
гают понять величие веего содеянного ©о-
ветским человеком, человеком трула и по-
двига. Вот такие люди, которые целеуст-
ремленно, со стальной твердостью дейст-
вуют, выполняя пятилетку в четыре го-
да, — это и есть герой нашего времени.
Эти люди дважды защитили свою страну
от военной угрозы, отстояли ве и в эконо-
мических битвах.

Енига «Восстановление Днепровской ги-
дроетанции им. Ленина», 0 которой рас-
сказывается в статье «Торжество созида-
ния», может полеказать советекому писате-
лю новые темы, Таких книг у нас теперь
много, В самом деле, если собрать все из-
данные Профиздатом после войны записки
бывалых людей — мастеров труда Андрея
Куликова п Клавдии Зевовой, Марии Вол-
ковой и Пантелея Рындина, Марии Кали-
Ниной и Леонтия Борискина, Герасима 34-
порожца и Анны Кувшиновой,— какое sp-
вое созвездие советских биографий загорит-
ся перед нами, какая большая и коллек-
тивная воля к труду отражена в этих кни-
гах советских людей! Писатель не может
пройти мимо этих книг, мимо больших ха-
равтеров, отраженных в них.
	Долг литераторов -—— помочь и созда-
нию документальных повествований, подоб-
ных тому, которое напечатано в последней
книге журнала «Октябрь». Речь идет о за-
писках Паши Ангелиной «Люди колхозных
полей». Эта автобиографическая повесть—
материал. для больших раздумий, обобще-
ний и выводов. Таковы были в годы пер-
вых  пятилеток «Записки» И. Коробова,
И. Бардина, М. Мазая, «Рассказ о моей
жизни» А. Стаханова и других: «Люди с
чистой совестью» Ц. Вершигоры, «В крым-
ском подполье» И. Козлова, «От Путивая
до Карпат» С. Ковпака, опубликованные
после войны. Наше время — время пер-
вой послевоенной пятилетки — создает
благодатную почву для развития традиций
документально-художественной литературы.

Героя пятилетки мы хотим увидеть и в
очерке, и в романе, и в поэме, и_ в пьесе.
С большим интересом относятся советекие
люди к самому мобильному жанру своей
литературы, ее наиболее подвижному роду
оружия — очерку. Присуждением Сталин-
ских премий за очерки наряду с романами
и поэмами, повестями и пьесами нап на-
род нроявил свое уважение к очерку.
	В сожалению, несмотря на многочиелен-
ные декларации редколлегий разных жур-
налов, очерк пребывает еще на задворках.
Создается впечатление, что в редакциях не
знают о важнейших событиях  индустри-
альной, колхозной, культурной жизни стра-
ны, не планируют заранее поездок  писа-
телей в соответствии с наролнохозяйствен-
ным планом.

Если бы это было не так, по-иному вы-
глядели бы разделы очерков в журналах
«Новый мир», «Звезда», «Знамя». Самотек
и случайность отражены ва страницах, от-
веденных под. очерки. Какой журнал, кроме
«Октября», рассказал 06 индустриальных
битвах на плошалке «Запорожетали»? Вто
описал стройку «Азовотали» в третьем ре-
шающем году пятилетки? Вто лал картину
Мета и развития Магнитогорска? Вто по-
святил себя раскрытию темы скорости, вы-
сокой  произволительности,  «транспорти-
ровки опыта», показу людей — борцов co
«врелней пифрой» и «ередней нормой»?

И в планах издательств «Советекий па-
ватель», «Московский рабочий» и других
очерку не отведено достойное место. Даже
на планах Профиздата, который спепиаль-
Но призвав заниматьея изданием очерковой
литературы, лежит отпечаток случайности,

«Трудом конпентрированной энергии
миллионов», как писал Горький,  совер-
шаются в стране великие дела. Ускоряя
бег времени, шествует наш народ к комму-
низму. Пятилетка в четыре года! Этог ло-
зунг звучит от края ло края страны. Идет
великий бой за темпы, за качество работы,
за высокую производительность, бой за. то,
чтобы быстрее исцелить тяжелые раны,
нанееенные войной, превзойти довоенный
уровень, полнятьея на невиланные вэрши-
	НЫ Науки и Техники. И место писателя —
	там, гле идет этот бой, там, где во всей
широте и красоте раскрываются воля’ на-
рода к труду, ег решимость выполнить вее
задуманное, намеченное, предуказанное пла-
ном великого Сталина и партии больше-
виков —= партии неутомимых новаторов!
	и эпические песви’ войдут в специальный
сборник; выпускаемый к 100-летнему юби-
лею издания эпоса карело-финского наро-
да — «Калевалы».

$ Ленинабад, Колхозники сельхозартели
имени Сталина, Ганчинского района, Тад-
жикской ССР, построили школу-лесятилет-
ку. В злании оборудованы физическая и
химическая лаборатории, большой физкуль-
гурный и актовый залы.

$ Горькей. Кружки студенческого вауч-
ного общества Горьковского’ педагогическо-
го инетитута сдали в печать сборник «Пи-
сатели в городе Горьком». В сборнике соб-
раны материалы о пребывании в Нижнем
Новгороде А. М. Горького, Т. Г. Шевчев-
ко, а также зарубежных писателей—Анриа
Барбюса, Мартнна Анлерсена Нексе, Тео-
дора Драйзера и других.

Ф Калининград. В городах Калининграл-
екой области открылись книжные базары
для школьников. На площадях, в парках и
на стадионах продаются книги русских
классиков @ советских писателей.

$ Сталино. Около 3.000 шахтеров, ме-
таллургов и машиностроителей учатся в

заочных ‚высших учебных заведениях. В од-.
ном только шахтерском городе Енакиево.
занимаются на заочных отделениях вузов.
200 шахтеров.

$ Улан-Удэ. Бурят-Монгольское государ-
ствевное издательство выпустило, сборник.
«Звуки лимбы», в который включены произ-
ведения бурят-мовгольских поэтов на рус-
ском языке.

Ф Мурманск: Готовится к печати сбор-
ник сказок народностей Севера. В сборник
включены семь сказок народа саами, про-
живаюшего на’ Кольском полуострове.
Сказки обработаны MypMaHcKuM краеведом

Т. Комшиловым: :

Преступление против человечности
	Гоеполин. Бевин!.
	Есть ли, однако, нужда в представлении
всех этих неоспоримых доказательств? A
какое право имеете вы задерживать и
истязать тех детей, родители и родетвен-
ники воторых замучены немецко-фашиет-
скими захватчиками в тюрьмах и концла-
`герях, или пали в борьбе c фашизмом на
поле боя? Вто дал вам право лишать детей
этих мучеников и героев счастливого и
радостного будущего?

Никто не давал вам такого права! Вы
ничего не сможете сказать в свое оправ-
дание, если в вас когда-нибудь  просыпа-
Лось хотябы простое родительское чуветво.

Независимо от степени вашего знаком-
ства в человеческими понятиями и чувет-
вами, мы требуем возвращения роелителям
и родине:

116 латышеких детей, находящихся в
Любекеком приюте;

90 латышеких детей из полуразрушен-
ных замков Мюссена и Ролледорфе близ
Бад-Зегеберга:

овыше 30 детей из приют в дер. блин-
тенберг;

свыше 90 тетей из сиротского приюта
в гостинице «Гольф-отель» горбда Ханненк-
клее.

0т имени интеллигенции п всего латыш-
ского народа мы также требуем, чтобы
были разысканы и незамедлительно воз-
врашены на родину все патышекие дети,
отданные на воспитание в немецкие и дру-
гие. иностранные семьи, а также дети,
которые были вывезены в Америку, Анг-
лию, Канаду и другие страны.

Мы надеемся, г-н Бевин, что это откры-
тое письмо не останетея без ответа, полоб-
но некоторым другим. Мы налеемея, что
гнусному преступлению фашистских вар-
варов, еще более усугубленному вами, by-
дет положен конец. Bee латышекие дети
должны быть возвращены домой, где они
вновь услышат родную речь, звучание ла-
тышекой песни, увидят пвет родимого не-
ба, голубые просторы Рижского залива,
спокойную и величавую Даугаву, быстро-
течную Гаую, нивы Латвии и наши пре-
красные леса,

° Этого требуют и ждут не только все со-
ветские люди, ной все честные люля мира.
	Министру Иностранных Дел Великобритании Эрнсту Бевину
	тЫИШСЕИХ сиротах, перевезенных немцами
в Бад-Зегеберг из детского дома в Майори
80 время второй мировой войны. Половина
детей искалечена физичееки и психически.
Детские дома находятся в прямом ведении
британского Красного Epecta (The Sofe the
Children s Fond) w HMM руководят дирек-
тор Я. Рихарде и его помощники-—миес Ле-
мени и Доллинду.

Вместо того, чтобы вернуть этих детей
на родину, в родительский дом, где они 0б-
рели бы нокой и нормальные условия жиз-
BH, материнскую ласку и заботу близких
людей, персонал приютов проявляет <«тре-
BOTY» по поводу безуспешного размещения
детей «среди семей других национально-
стей (например, англичан), так как дети
значительно отстали в своем развитии по
сравнению с детьми. того же возраста, вы-
DOCUIMMH в семье».

Мы спрашиваем: разве это соответствует
общепринятым в цивилизованном мире
принципам человечности? Вы хладнокров-
но творите преступление перед человече-
ством. И вы пытаетесь оправдать свое пра-
	во на это преступление нелепыми утверж-
дениями 0 том, что якобы еше не доказано,
	вывезены ли дети, о которых идет речь,
из Латвии и имеют ли они там своих роди-
телей и родственников.

Но что может быть лучшим доказатель-
ством, чем сделанное в советской прессе
открытое заявление воспитательниц риж-
‚ских детских ломов Зельмы Витиный, Еле-
ны Мейнерте и Эумы Лапиньш (последние
двое были отправлены немпами вместе с
рижевим детдомом в Германию и верну-
Tub оттуда в конпе 1947 гола) о том, что
‘родители и родственники  полавляющего
большинства их воспитанников Живут в
	IE IIE EIS р о. р YG A ED

Мы говорим © сотнях других латышеких   Латвийской ССР? Помимо этого, советекие
детей, которых вы принуждаете жить в   органы репатриации располагают поимен-
ваших сиротских приютах. 17 сентября ными списками детей. вывезенных из Тат.

ле
	детей, которых вы принуждаете жить в
ваших сиротских приютах. 17 сентября
1947 года ваш представитель в Контроль-
ном Совете для Германии публично при-
знал, что В английской оккупационной. 30-
не находится около 400 детей «неизвест-
ных» ролителей. Некоторые разучиваютеся
	говорить на родном языке. Это — резуль-   фамилии, н
тат вашей «заботы». ‚Нам известно, что том, что они
	вы и до сих пор отдаете наших детей на   Латвии».
	снонечительство» тем, ETO хотел сделать
из них послушных рабов фашизма, — не-
MEHEAN виновникам страшной трагедий
этих летей.
	Мы’ © тревогой и негодованием узнали’
	также, что латышских и других советских
тетей вы отправляете не на родину, ге
WX BAYT матери, отщы и близкие родет-
венники, а в Америку, Канаду, Arran.
В 72-м номере газеты «Тевземе»,
издающейся в американской  оккуиа-
ционной зоне Германии на латышеком
ЯЗЫЕВ, ОТЕрыто сообщается, что много CH-
рот, в том числе около 50 латышеких, ли-
товеких и эетонеких детей, вывезено в
Америку. Ta же газета сообщает о 90 ла-
	вии. Да и упомянутая уже газета «Тевзе-
ме», которая, как вам известно, не отли-
чавтся симпатиями и доброжелательством
к Советской Латвии, вынуждена признать:
«Хотя дети частично имеют славянские
фамилии, HO данные свидетельствуют о
TOM, что они родились ло 1940 гола в
	Когда же, наконец. латышекие лети, на-
	ходящиеся в британской  оккупационнон
зоне Германии, будут возвращены родите-
дям и родине?

Этот вопрос не перестает волновать на-
селение Советской Латвия. Мы возмущены
тем, что трагическая судьба лалышеких
детей, насильно оторванных немецко-фз-
шистскими захватчиками от ‘родителей п
родины, не изменилась и после разгрома
гитлеризма, Только через три года после
того, как немецкие варвары похитили ле-
тей из детского лома в Майори (пригорол
Риги), мы узнали ст нашей  соотечест-
венницы Ирены Асарс-Филипповой, верпув-
шейся на родину из лагеря перемещенных
лиц в городе Нейштадте (английская окку-
пационная зона), что 120 из них нахоляг-
ся близ Любека, в сиротеком приюте. бри-
танекого Врасного Креста. Асарс-Фалин-
нова назвала фамилии пяти мальчиков,
чьи родители не погибли в немецких лаге-
рях смерти, возвратились на родину и
разыскивают евоих детей. Но потребова-
лось около четырех месяцев для TOTO, Tro
бы только четверо из этих пяти были воз-
вращены ‘английскими властями на роди-
ну, к их матерям.

Уже тот факт, что английские власти
годами скрывали от нас. наличие наших де-
тей в названном приюте, не мог не вы-
звать гневного голоса протеста латышеких
	матерей, отлов, сестер и братьев. Вакими
	25 словами выразить наш гнев по поводу
насильственной задержки остальных 116
латышеких детей в Любекском приюте
британского Врасного Креста!

_ Но мы говорим не только об этих детях.
	Проф. Федор БЛУМБАХС — почетный член Академии наук Латвийской
	СЕР; член Королевского общества
	астрономов в Лондоне с 199 по 1939 г
		Проф.
	женный деятель науки.
	Артур КРУМИНЬШ, проф. Арвид
	Тен se ors ee а

КАЛНИНЬШ  — действительные. члены Академии наук Латвийской ССР.
	Проф. Атис КЕНИНЬИ] — поэт
	Проф. Теодор ЗАЛЬКАЛНС — народный
	художник Латвийской ССР, действительный член Академии художеств Союза
ССР. Проф. Янис ТИЛЬБЕРГС — член Государственной Академии художеств
Латвийской ССР. Проф. Янис МИКЕЛЬСОНС — член-корреспондент Акаде-
мии наук Латвийской ССР. Проф. Лео СВЕМПС—председатель Союза хулож-
ников Латвийской ССР. Берта РУМНИЕЦЕ, Явис ОСИС — народные артисты
	‘Латвийской “ССР. Альфред АМТМАНИС-БРИЭДИТ — заслуженный деятель
искусств Латвийской ССР. Мирдза ШМИТХЕН— заслуженная артистка Латвий-
	ской ССР.
ПАНСИОН
	Маяковский писал; «На работе, в’ азро-
плане, в вагоне» ME, советские люди,
«Америку и догоним и перегоним».

И вот ныне во многах странах, на меж-
дународных выставках, люди © восторгом
отзываются о советских изделиях — were
ковых машинах и самоходных комбайнах,
тракторных плугах и зерносушилках, экс-
каваторах и линотипах, качественных ста-
лях и медикаментах, измерительных прп-
борах в предметах одежды. Миллионы пр
стых людей за рубежом видят, каких усие-
хов добился нарол, который не позволял
надеть нз себя цепи экономической зависи-
моста от капитализма и сам, без чьей-либо
помощи, взошел на вершины технического
прогрееса, удивляя мир своими творчески-
ми возможностями. С высот, достигнутых
5 исходу первой половины 1948. года, co-
ветские люди еще и еще раз убежлаются.
В том, какое значение имеет их трул для
Дела мира и прогресса и как велико между-
народное значение успенно осуществляе-
мых пятилеток. «История показала, что
пятилетка является не частным делом Сэ-
ветекого Союза, ‘а. делом всего межлународ-
ного пролетариата» (И. Сталин).

Советский человек, выполняющий пя-
тилетку, — герой нашего времени. «Что
это за люди породы редкой?..» — ло сих
пор изумляется мир. Это — представителя
нового поколения, васнитанного партией
большевиков, добивающиеся мощного рае-
цвета производительных сил своей сопиа-
листической Родины. Это — люди новой
	Ф Ашхабад. Из Ашхабада в Кара-Кум вы-
шла колонна мошных автомашин. Олна. из
них везет ва специально оборудованной
площадке 18-тонный- дизель для строяшей-
ся в центре пустыви. электростаниии. которая
даст энергию Дарвазинским верным рудня-
кам. Автомобилям предстоит пройтв в пес-
ках 350 километров. Для обслуживавия ав-
токоловны в пути выделен специальный са-
молет.

Ф Чимкент. Первый парк культуры и от-
дыха открыт в Голодной степи в районном
поселке Багара. Население поселка выса-
дило в парке более 50.000 деревьев — яб-
лонь, урюка, сливы, тополя, акаций.

$ Ростов. Седьмая ваучная конференция
сельских медицинских работников  состоя-
лась в станице Цымлянской. На конферев-
ции присутствовало 50 врачей, фельдшеров
и мелипинских сестер. Многие из них вы-
ступили с доклалом о научных работах, ко-
торые они велут на селе,

$ Ереван. Во всех районах Армении при
сельских культурно-иросветительных уч-
режлениях  оргавизуюгся краеведческие
кружки. Колхозники изучают в них при-
родные богатства, рельеф и климат своего
края.

@ Kees. По инициативе Министерства
вправоохранения Украины впервые в СССР
оборудовано несколько самолетов, на борту
которых находятся ренггеновские установки.
«Рентгеноанпараты. на крыльях», как  про-
звали их колхозники, обслуживают  ваибо-
лее отлаленные сельские’ местности респу-
блики.

$® Петрозаводск. Институт истории, язы-
ка а литературы карело-финской базы Ака-
демии ваук СССР готовит экспедиции ‘для
сбора` новых рун, сложенных сказителями
ча ‘современную тематику. Собранные руны
	ЭТИМ КЛАДОМ ВЛАДЕЕТ НАРОЛо
	Над решением этой проблемы сейчас рабо-
	Тают многие научно-исследовательские ин-

ституты,

Составляется проект ‘разработки откры-
тым способом весьма богатого. Лебединско-
го месторождения, где руда залегает на
сравнительно небольшой‘ глубине. Прежде
чем начать добычу руды, здесь необходимо
снять около 40 миллионов кубометров по-
ролы. покрывающей рудную толщу. Это
здвое превышает об’ем земляных работ
строящегося «Уральского Днепрогэса» —
Камской гидростанции. Веего же для пер-
вой   очереди разработки Лебединского ме-
сторождения необходимо разрыхлить и вы-
везти за пределы рудника около 200 мил-
лионов кубометров порол, покрывающих
руду. Решение задачи таких масштабов воз-
можно лишь при условии применения но-
вейшей техники механизации — вероятнее
всего гидромеханизации ‘добычи и транс-
порта пород. Для предварительного осу-
шения руды ‘потребуется вскрыть. месторож-
дение полземными выработками, создать
сложную систему всасывающих фильтров и
скважин, установить батарею мощных цент-
робежных насосов, которые булут выбрасы-
вать в, минуту такое количество воды, ка-
кое в эту же единицу времени несет, допу-
стим. главный приток Дона — Северный
Донен.
	— Наконец, — говорит ‘в’ заключение
тов. Шафаренко, —положительный опыт обо.
гащения жёлезистых кварнитов,  расволо-
женных ниже богатых руд, открывает ‘воз-
	можность попутной лобычи и обогашения
	этих кварцитов. Уже составлен проект обо-
гатительно-агломерационной фабрики по под-
готовке кварцитов к плавке и начато углуб-

ление шахт до горизонта ‹ залегания квар-
ПЦИТОВ.
	Только два рудника — Губкинский ий
Лебединский — могут обеспечить рудой не
один металлургический завол. Месторожде-
ния. же всего бассейна открывают перед
ним необозримые ‚перспективы развития.
	Курская аномалия перестала быть вагад-
Кой.
	ма «ХВШН:2» имеет принципиальное отли-
чие от всех зарубежных консгрукций Вме-
сто тысячи шпинделей она снабжена 104
вертикально врашающимися валиками, Ko-
торые, не повреждая куста хлопка, ‹ощу-
пывают» его и выбирают’ лишь созревшие
коробочки. /
Испытание «ХВШН-2», проволившееся ме-
ждуведомственной комиссией пяти  мини-
стерств, показало ее огромное  преимуще-
	ство. Обслуживаемая одним человеком, она
	заменяет собой труд десятков колхозников.
В ближайшее время ‘ташкевтский завол
	«Узбектекстильман» ‘имени Ворошилова
приступит к ‘серийному производству
«ХВШН:-9», , >
		Полтора. столетия волновала умы людей
‚тайна Курской магнитной аномалии. На
обширных. участках Среднерусской  возвы-
шенности магнитная стрелка решительно
отказывалась повиноваться законам земно-
го магнетизма - она вела себя’ злесь
всегда так же «сумасшедше», как во вре-
мя магнитной бури, ‘незримо бушующей
иногда на всем земном шаре,

Что же, в конне концов, заставляет маг-
нитную стрелку «сходить с ума» возле ть
хих курских дубрав?

Загадка полуторастолетней давности бы-
ла разгадана лишь в советское время. При-
чиной Курской аномалии оказались гранди-
озные залежи железосодержащих ‘пород.

Догадка 06 этих несметных. богатствах
мелькала у ученых и раньше, однако буре-
ние, предпринятое злесь еще в прошлом
веке, не дало никаких результатов. Как
заколдованный клад, руда не давалась в
руки. После’ Октябрьской революции, по
инициативе В. И. Ленина, была создана
Особая комиссия по изучению Курской
магнитной аномалии, возглавлявшаяся ака-
демиком И. `М. Губкивым.

Но невиданных масштабов исследование
вового железорудного месторождения ло-
стигло лишь в годы сталинских пятилеток.
Оценивая результаты этих ° исбледований,
академик Губкин заявил ва Международном
	геологическом конгрессе, происходившем в’
	Москве в 1937 году: «Разработка и ис-
пользование‘ руд Курской магнитной анома-
лии разрешает /ароблему железных руд и
снимает вопрос. об истощении запасов на
многие сотни лет в масштабе всего челове-
чества...»

В годы бурного индустриального разви-
тия страны был поставлен вопрос о ` про-
мышленном освоении нового железорудно-
го ‘района. ХУШ с’езл ВКП(б) принял ре-
шение приступить к строительству шахт в
районе Курской магнитной аномалии. Ha
Коробковском участке, в 28 километрах от
Старого Оскола, заложили первый экспери-
ментальный рудник им. академика Губки-
на. Добытая в процессе исследования ме-
сторождения железная руда.оказалась, луч-
	Через. несколько месяцев, к началу убор:
ки хлопка, на колхозных полях Узбекчста-
на, Грузии, Армении, Азербайджана и Ук-
	раины появятся новые — хлопкоуборочные
машины,
Создатель этих еще невиданных машив
	советский ^ конструктор „Леонид Розенблюм
посвятил изобретению их 12 лет, Все эти
годы т. Розенблюм, вместе с коллективом
инженеров и рабочих станции механизации
хлопковолства в узбекском городке. Янги-
	Юль, . конструировал идеально точную
машину, которая ‘собирала бы хлопок,
не повредив куста, и брала- «по выбору»
	лишь зрелые коробочки, ^ не ‘задевая ведо-
зревших. аа
	ше многих уральских руд, ее можно пла-
вить в естественном виде, без предвари-
тельного обогащения.

Что происходит в районе Курской магнит-
ной аномалии ‘сейчас? С этим  вопро?ом
корреспондент «Литературной газеты» об-
ратился к главному инженеру отдела’ капи-
тального строительства Главруды Министер-
ства черной металлургии тов. И. Шафа-
ренко.

— Заложенный до войны рудник ‘им,
 акалемика Губкина, — сказал тов. Шафа-
ренко, — был полностью разрушен’ гитле-
ровскими захватчиками, а шахты. затопле-
ны. Но едва из Курской области были из-
гнаны оккупанты, как вернувшиёся хозяе-
ва рудника -— рабочие, инженеры и техни-
ки — принялись за его — восстановление,

Трудно описать энтузиазм,  охватив-
ший горняков, когда они узнали, что о в
Законе о новой пятилетке записано: «Ор-
ганизовать добычу железной руды в’райо-
ве Курской магнитной аномалии... подгото-
вить промышленные. запасы для строитель-
ства. новых металлургических заводов на
Северном Урале, в Сибири, в’ Казахской
ССР-и в районе Курской магнитной анома-
лии». Они в удвоенной энергией принялись
за восстановление.

Пока’ монтировался дизель временной
электростанции, на рудник пришли два спе-
циальных энергопоезла. Заработали подклю-
ченные к ним мощные помпы. Прибывают
новые и новые эшелоны со ‘строительными
материалами ‘и механизмами. Уже очише-
ны ‘сгарые подземные выработки. Сменены
все крепления. Установлены‘. компрессоры.
Шахты огласились пулеметной дробью пер-
фораторных молотков. „.Проходчики прокла-
дывают новые подготовительные выработки.
	— В ближайшее время рудник. им. Губ-
кина превратится в большое промышленное
предприятие, — заявил далее тов. Шафа-
ренко. — На нем будут продолжаться экс-
периментальные работы по’ изысканию‘ но-
вых технических приемов, способных ‘пре-
одолеть напорное давление плывунных по-
род, находящихся поверх залежей рулы.
	ХЛОПОК УБИРАЕТ МАПТИНА
	Над созданием такой ‘машины около ста
лет тшетно трудились крупнейшие   амеря-
канские: специалисты. При всем разнообра-
зии конструкций все сони применяли один
й тот же принция горизонтально вращаю-
щихся шпинделей, на разных уровнях про-
низывающих куст хлопка. Ни одна. из этих
машин (а их ‘запатентовано за границей не-
сколько сот) не нашла ‘применечия. Даже
в тех случаях, когда какому-либо изобре-
тателю удавалось создать конструкцию, не
повреждающую кустов, машина, ^ имеющая
от 800 до 1000 шпинделей, столько же пе-
редач и множество деталей, стоила, слиш-
ком дорого. в была сложна в производстве.

Хлопкоуборочная машина тов. Розенблю-
	[10 Советскому Созу
	ХРОНИКА КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ