Б Союзе советских

nucamenci CCCP
	«Весна в Сакене»
	Секция ‘прозы обсудила’ повесть Георгия
Гулиа «Весна в Сакене», открывающую пя-
тую книгу журнала «Новый мир». Повесть
рассказывает © послевоенной жизни абхаз-
ского села Сакен, расположенного в дале“
ких горах. Фронтовик Кесоу возвращается
в родной колхоз, Война научила его много-
My -—— находчивости, выдержке, непримири-
мости к врагам. Но и в колхозе за войну
выросли новые люди, творческие работники,
Происходит своего рода обмен опытом меж.
ду фронтовиком и тружениками тыла,
Кесоу и другие передовики колхоза, удачно
сражаясь с пережитками прошлого, ведут
свой колхоз навстречу новой весне.

В вступительном слове Е. Златова гово-
рила о принципиально новом подходе ав-
тора к теме жизни братских народов. По-
истине Г. Гулиа открывает русскому чита
‘телю Абхазию, отрываясь притом от трз-
ДиЦиоННОГО любования ‘экзотикой, кстати
`давным-давно изжившей себя, но встречаю-
‘щейся еше’ у иных писателей. Г. Гулиа
‚иронизирует ‘над’ пережигками, потерявши-
ми в советской действительности корни, и
‘нам становится ясным, что и умыкание не-
весты, и неверие в новые методы ведения
сельского хозяйства и  собственнические
‘инстинкты — все’’это ‘отмирает, все это в
‚прошлом. А если нет-нет они и проявятся
сегодня, то выглядят смешным анахровиз-
мом. И конфликты повести, казалось бы,
завязывавшиеся на противоречии коллекти-
ва с этими пережитками, Г. Пулиа разруз
шает. — они не жизненны.

Однако, отбросив обветшалые конфлик-
ты, Г. Гулиа не подметил новых. Отсюда
путь героя повести слишком легок, герою
не с кем-и нес чем бороться. Это, по Мне»
нию Е. Златовой, придает произведению
ИЗЛИШНЮЮ ИДИЛлЛиЧНоСТЬ,

Главный недостаток в ‘целом хорошей
повести, по мнению Н. Москвина, заключа-
ется в умалении всей предыдущей жизни
села Cake до возвращения туда после
войны фронтовика. т

Ф. Левин не согласился с ним. Герой поз
вести—Кесоу приходит не на пустое место;
он не начинает сначала, В селе живут пе
редовые советские люди, которые и
электростанцию строить собираются, и кол.
хоз у которых в хорошем состояния,

Достоинства «Весны в Сакене» Д. Данин
видит в умении захватить описанием нам
неизвестного материала и уверить в досто-
верности рассказа. Ирония Г. Гулиа, счи-
тает Д. Данин, снимает идилличность повез
сти, так как ирония распространяется не
только на отрицательных, но и на положич
тельных героев.

В обсуждении приняли участие такжб
А. Караваева, Н. Шкляр, В, Гольцев, А: Деев,

Г. Гулиа поблагодарил собравшихся за
проявленный интерес к его повести и выра:
	зил признательность редакции журнала
«Новый мир» за творческую помощь.

a
	ПИСЬМО. В. РЕЛАКЦИЮ
	-`Приношу глубокую благодарвоств всем

организациям и товаришам за сердечные
приветствия по случаю моего 50-летия и
30-летия ‘рецакторской. издательской 4
литературно-общественной деятельности.
		il, SACHA,
директор издательства «Московский
	я я

НОВЫЕ ` МАТЕРИАЛЫ
_. О ЯНКВ КУПАЛЕ.
	МИНСК. (Наш корр.). В Минском архи-
обнаружены две папки, содержащие
	семьдесят рукописей Янки Купалы. Среди
этих зукописей оказали  рнылающтенеса
	этих рукописей оказались выдающиеся
стихи поэта — «Беларуси ордэнаносной» и
«Алеся Госци».

Как сообщила нам директор Минского
музея Янки Купалы тов. В. те му-
зей недавно обогатился новыми документа-
ми, представляющими большую ценность
для исследования творчества классика бе-
	лорусской литературы. В ‘числе этих до-
кументов — рукописи дореволюционного
сборника стихов Янки Купалы  «Шляхам
	жыцьця», поэм «Сон на Кургане». «Бонда-
ровназ, ‘комедии «Паулинка», черновики
стихов, написанных в годы Великой Оте-
чественной войны, письма поэта, воспомина-
ния о нем близких и друзей. .

Музей приобрел также документы, xa
рактеризующие отношение царского пра:
вительства к Янке Купале. Внимание по:
сетителей привлекает дело © конфискации
в 1908 г. первого сборника стихов поэта
«Жалейка». Исключительно ценными явля-
ются документы, иллюстрирующие враждеб-
ное отношение к поэту правительства бело-
панской Польши, а также роль творчества
Янки Купалы в национально-освободитель-
ном движении на территории Западной Бе-
лоруссии.

К шестой годовщине со дня смерти осно-
воположника белорусской советской литера-
туры подготовлен сборник стихов, посвя:
щенных Янке Купале поэтами Советского
Союза.

По решению Совета Министров Белорус:
ской. ССР, в этом голу начнется строитель
ство нового здания музея Янки Купалы.

A

ОДЗАЛЕВСКИЙ
			DIT 1: HPABBI
	Уолл-стрит приказал: —Льюи!

- Ф-
Г. ПЕТРОВ
4).
	Зазончившийся несколько дней назад в
Филадельфии с’езл республиканской партии
выдвинуя кандидата в` президенты США:
Торг за право быть выдвинутым шел нять
хней подряд. Филадельфия была сплошь
оклеена тысячами плакатов и воззваний, в
итаб-квартирах  нретендентов бесплатно
раздавались сладости, освежающие: напит-
ки и ‘даже найлоновые чулки. Огромный
резиновый слон — эмблема республикан-
ской партии — возвышалея над отелем
«Бельвю Статфорд», где. размещен был ее
национальный комитет. Город находился
буквально в плену у многочисленных аги-.
таторов, контрагентов, толкачей и дельцов,
зарабатывающих на предвыборной горячке.
Оторонники Тафта пустили в ход даже
живого слоненка, которого водили по ули-
пам’ Филадельфии не столько на показ,
сколько для рекламы...

Но’Тафту не помог ни слон, ни драк-
новекий антирабочий закон,  разработан-
ный Тафтом в.соавторстве с Хартли, в УР-
ду крупным монополистам. За бортом
остались также и сенатор Ванденберг, И
бывиий губернатор пигата Миннесота, Отас-
сен, и председатель: палаты представителей
Мартин. Уолл-стрит; финансирующий и
контролирующий республиканскую  пар-
тию, остановил свой выбор -на  Томасе
Льюи. :

Пока с’езд слушал однотонные хвастли-
вые речи в «заслугах республиканской

‚ партии», единственно способной якобы

установить образцовый ‘порядок внутри
страны и привести США на вершину ми-
ровой славы, — где-то в тиши и за пре-
делами зала заседаний действительно ре-
waked вопрос в . кандидате. И если на
с’езде республиканцев победил Дьюи, 1
это, произопьло вовсе не потому, что его от
‘других отличает своя политическая про-
грамма или у него больше, чем у его ео-
перников, личных. предпосылок к TOMY,
чтобы стать президентом. Дьюш победил
Только по той причине, что он больше, чем
остальные республиканекие кандидаты,
пользуется доверием крупных филавсово-
монополистических кругов, которые не-
прочь заменить нередко спотыкавшуюся
лошадь, впряженную ныне в президенг-
CRY вколесницу.. Г

Характерно, что выступавшие на с’езле
ораторы выражали политическую позицию
самых крайних агрессивных кругов и опол-
чились не только против покойного Франк-
лина Рузвельта и его «нового курса»; од-
новременно они достаточно резко выражз-
ли 6806 недовольство и нынешним прави-
тельством США, которое, несмотря на все
свой старания, видимо, все же ` полностью
_не удовлетворяет сеголняшним требованиям
и аппетитам Уолл-етрита.

Губернатор штата Иллинойс Дуайт Грин
в своей воинственной речи наиболее ярко
выразил политическую линию с’езда pcc-
публиканской партии.

Говоря 0 перелективах внешней поли-
тики, Грин заявил: «давно  испытанная
республиканская ‘традиция --заключаетея в
том, что американское влияние. должно
 Ty BCTHOBATHCA HOBCHOAY 33 р Hamed
страны... Я
	В переводе на общепонятный язык речь
Грина означает, что республиканекая пар-
тия, претендующая На то’ ’чтобы безраз-
дельно хозяйничать в. Белом- доме, намере-
па усиленно продолжать говку вооружений
и политику экспансии в целях зазоевания
американским империализмом  марового
господства. Именно Дьюн после его водвэ-
рения в Белый дом и преднолагается пору-
чить проведение в жизнь: этой авантюрн-
стической политики;

#3
x
	Сорокашестилетний Томас Эдмунд Дьюя
происходит из семьи местного республикав-
ского деятеля штата Мичиган. Окончив
школу, Дьюи поступил в Мичиганский уни-
верситет и по окончании его получил сте-
пень баккалавра искусств.

В течение двух лет Дьюи занимался в
Колумбийской юридической школе, одно-
временно выступая в церковном хоре. В
1925 году он становится юристом ив.
- 1931 году получает пост главного помош-
	В МИРЕ ПОЛИЦЕЙСКОЙ
«ДЕМОКРАТИИ»
	В мартовеком номере журнала «Лайф» ему
посвящена большая статья, в воторой. щед-
ро перечислены добродетели этого канди-
дата в президенты. В связи с этим нам
вепомнилаеь другая статья из того же жур-
нала «]айф», напечатанная в номере от
22 апреля 1940 года. В этой статье, так-
же посвященной Дьюи и как бы суммиро-

Se РС о аа, ес Е:

Это фото, помещенное в английской газете
«Рейнольдс ньюс», -—- наглядное доказательство
того,. какой надежной полицейской поддержкой
пользуются в современной Англии «фюрер» бри-
танских фашистов `Мосли и вся-его «партия».

На снимке: полицейские расправляются с про:
тивниками Мосли. выступившими на митинге про-
	® ДЖЕНТЛЬМЕНЫ В

Журнал «Солджер», орган британского
	военного командования, задался целью
составить своего вода инвентарный список
Basile аргументы,  выдвигавшиеея в TO
время против его избрания, говорилось
следующее: «В качестве, особоуполномочен-
ного по борьбе с бандитизмом и контрабан-
дой он хействовал, исходя из принципа—
«цель оправдывает средства», и часто пре-
небрёгал гражданскими свободами. Возни-
кают опасения, как бы Дьюи, будучи в
Велом доме. не пошел по стопам Гитлера».
	вылвигавшиеея в TO
брания, говорилось   тив его сторонников. ^ -

тивнивами зон, ему yew
	же RY DHALY «Лайф» рьяно выетупать 38 ского солдата. По уверению ‚редакции, ek
	удалось насчитать у любого из них. не 60-
лее й не менее, как восемналцать самых
«благородных и возвышенных качеств». На
этом. «основании» журнал. приходит к вы-
	ПОД   воду, что если английские военнослужащие
	кандидатуру Льюи. На его стороне пресез   удалось васчи
	Херста п Маккормика, Дюпон и Даллее,
семья Рокфеллеров и нефтепромышленник
Рентц. Соперник Льюи == Мартин, под
	ника окружного прокурор»  Нью-Иорка.
Участие в. нашумевших уголовных процёс-
сах приносит Дьюи некоторую. известность,
	а в 1938г году он становится окружным.
	прокурором Нью-Йорка.

Довольно быстрое продвижение по слу-
жебной лестнице все же не удовлетворяло
честолюбивого Дьюи, В. 1938 году он вы-
ставляет свою кандидатуру на выборах гу-
бернатора штата Нью-Йорк, но терпит. по-
ражение. Эта неудача ве обескураживает
Дьюи, — он мечтает о Kapbepe президен-
та США.

Ha с’езде республиканской партии в Фи-
ладельфии в 1940 году баллотировалось
13 кандидатов, в том числе Дьюи. На этот
раз Дьюи был забаллотирован, несмотря на
то, что местные республиканекие органи-
зации в различных штатах не стеснялись
в методах отстанвания его кандидатуры;
это вызвало: даже создание специальной ко-
мисени сената для проверки‘ источников но-
лучения средств, затраченных. во время из-
бирательной кампании. Тогда шестым. ту-.
ром голосования был выдвинут Уилки, 3a
спиной которого стоял Морган. Дьюи:усту-
пил, но спустя два года добилея традици-
онного промежуточного поста на пути в
Белый дом, — он стал губернатором mira
та’ Нью- Йорк.

Как известно, УилЕи не стал президен-
том. Но опыт борьбы © ним, видимо, кое-
чему научил Дьюй. Американская’ печать
указывала на то, что Дьюи ‘постаралея уста-
новить тесную‘ связь с «Национальной
ассоциацией промышленников». Могущесте
венный промышленный магнат Дюпон (ка-
питал концерна «Дюпон» составляет свы-
‘ше двух миллиардов долларов) становится
политическим покровителем Дьюин. Через
Джона Фостера Даллеса Дьюи устанавли-
вает контакт с руководящими кругами
Уолл-стрита, в том чиеле 6 семьей Рок-
феллеров. Генри Форд. также поддерживает
Томаса `Льюи. Именно тогда руководитель
профеоюза рабочих автомобильной про-
мышленности Томас назвал Дьюй «надеж-
ой реакции».

Заручивтись такого рода связями, Дьюя
	готовился к избирательной кампаний 1944
	гола. Вонкурентом его на этих вый pax
был Франклин Рузвельт. Й хотя, по ут-
верждению известного американского пуб-
лициста Джорджа Сельдеса, «республикан-
ская партия затрачивала наибольшее коли-
чество средств на подкупы и различные
другие махинации», — ей вее же не уда-
лось провести своего кандидата Дьюй в
президенты. Большинство американцев
проголосовало за Рузвельта и его полн-
тику.

Поражение Дьюи на выборах 1944 года
было все же представлено заинтересован-
ной прессой Херста—Маккормика * как п-
беда. Уже тюгда, несмотря на поражение,
ДЛьюн был. определен магнатами Уолл-стри-.
та для больного, «бизнеса», и вокруг него,
п» их приказу, начали создавать ореол
другой популярности. : :

Готовясь ® выборам 1948 roza, bron
соблюдавт некоторую осторожность и ино-.
гла прибегает к своеобразной  тапнетвен-
ности, чтбы не снизить опрометчивым
или чересчур откровенным высказыванием
свои шансы на конечную побелу. Все же
предвыборные речи Дьюй дают представле-
ние о его политических взглядах.

Он активно поддерживает  «доктрипу
Трумэна» и план Маршалла. Он подчеркя-
вает, что является сторонником аягло-бак-
сонского и запалноевропейского военного
союза. Дьюи ратует за увеличение воору-
жений и численности армии, за политику
экспансии.

Если в 1940 голу Дьюй, обвиняя Руз-
вельта, называл его «сторонником фанта-
стического сотрудничества с Россией», то
и теперь нерелко в своих речах он говорит
о «красной угрозе», допуская выпады .про-
тив Советского Союза и его внешней по-
UATHEH.
	Удивление, испытанное Белленджером, не
помешало ему весьма снисходительно от-
нестись к спекулятивной горячке, охватив-
шей британскую оккупационную армию. Ибо
	он—Белленджер — не видит ничего предо-
	судительного в том, ч19 - солдаты звания
возможным быстро и без труда сколотить
деньги»,

Нетрудно понять, что, после. такого заяв-
ления военного министра спекулянты в фор-
ме цвета хаки окончательно распоясались.
Оргия наживы приняла такие размеры, что
даже консервативная «Дейли мейл» обру-
шилась с резкой критикой на военные
власти. В статье, озаглавленной. «Бесчестье
для Британии», газета писала: «Начиная от
самых нижних чинов и до самых высших,
необычайная коррупция охватила войска.
Едва ли не ежелневно мы со стыдом чи-
таем о том, что британские офицеры обви-
няются в разложении, ‘грабеже или тому
подобных ‘преступлениях. «Скраунджинг» —
вот новое слово, специально созданное для
обозначения массового воровства герман-
ской собственности. Бандитизм и шантаж
стали частью повседневного существования
оккупационных сил. Такого рода поступки
делают имя’ Британии зловонным в Европе».

От своих мужей — «джентльменов. в ко-
стюмах цвета хаки» и «послов западноевро-
пейской демократии» — не отстают и их
жены. Вот как живописует их поведение
газета «Ньюс кроникл»: «Жены военнослу-
жащих английской армий неё упускают воз-
можности заняться легким грабежом. По-
гоня за антикварными вещами, драгоценно-
стями, мехами, мебелью является HX OCHOB-
ным занятием».

Таков повседневный «быт» английской
оккупационной армии в Германии в изобра-
жений самой английской печати; ‘таковы
нравы в среде «джентльменов в костюмах
цвета хаки», нравы, которые снисходитель-
но и покровительственно одобряются Wie
нами лейбориетского кабинета.
	Е. ВЛАДОВ
	давлением текстильного магната из Пен- и не являются «ангелами во ПЛОТИ», ТО во
сильваний Гранди.. уступил свои голоса. всяком случае должны ‘быть признаны, по
	меньшей мере, «джентльменами в костюмах
цвета хаки», «наилучшими ‘послами запад-
ноевропейской демократии».

Однако за последнее время некоторая часть
английской печати вынуждена была не
только переменить тон, но и далеко не ле-
стными словами охарактеризовать поведе-
ние английских солдат ‘и офицеров, нахо-
дящихся, в частности, в Германии. Так, на-
пример, лейбористская газета «Пипл», прав-
да, с большой неохотой, но все же проце-
ana сквозь зубы следующее признание:
<... наши войска и гражданский персонал
заложили основание необ’ятному черному
рынку в Германии, и одно небо знает, Как
	много они выкачали из Германии путем
обмана». Е
Итак «джентльмен в. костюме цвета
	хаки» стал одним из организаторов немец-
кого черного рынка. Очевидно, все восем-
надцать присущих ему качеств пошли анг-
лийскому солдату при этом на пользу.
	Но вот в незавидной роли защитника и
покровителя всей своры спекулянтов в
военных мундирах выступил бывший в то
время военным министром Белленджер. Он
признал совершенно открыто, что впервые о
спекулятивных операциях английских сол-
дат и офицеров ему стало: известно, когда
	Велед за Мартином отстунили перед. Дьюи   Мень
	и остальные = кандидаты-республикан-
цы. После того, как торг закончился в
пользу Дьюи, и сделка состоялась, с’езд
республиканцев продемонстрировал «един-
ство», единогласно выдвинув Дьюй канди-
датом в президенты.

Конечно, Дьюи еше не вошел в Белый
дом, но это не’ мешает его сторонникам
без всякого стеснения и во всеуслышание
начать делить шкуру «неубитого медведя»
и заняться распределением всякого рода
«портфелей». Американская пресса отЕры-
то говорит, что в случае победы Дьюи на
выборах в ноябре 1948 года Даллес полу-
чит давно желанный для него’ пост rocy-.
дарственного’ секретаря и вытеснит Мар-
шалла. В министры обороны прочат Эду-
апла Мартина, который обладает для этого.
всеми качествами-—юон и банкир, и гене-
рал одновременно. На пост: министра почт
и телеграфа претенлуют сразу три челове-
ка из числа руководителей. предвыборной
кампании в пользу Дьюи — Бэаунелл,
Джекл и Спрейг. у

Бралья Олеоп во газете «Нью-Йорк re-
ральл трибюн» от 24 июня прямо указы-
вали, что сторонники Дьюи купили под-
держку своего кандидата обещаниями пра-
вительственных постов и всякого рота «теп-
лых местечек» и выгодных сделок. Вот по-
чему промышленник Гранди серьезно на-
дается, что ему и его аппарату. «будет по-
зволено распределить более 100 тысяч #-
деральных постов в штате Пенсильвания».

Таковы политические нравы в Америке,
ге за доллары продается вее, вплоть до
поет президента.
	в Нользу Дьюи — Браунела,  он был еще финансовым секретарем воен-
	ного министерства. «Это удивило меня, —
заявил Белленджер, — хотя я и знал о лов-
кости британской армии в области совер-
шевия спелок и извлечения выгоды».
	ФАКТЫ БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ
	РУЗВЕЛЬТ ПОД БОЙКОТОМ
	Как сообщает «Дейли уоркер», ни один
кинотеатр в столице США не согласился
демонстрировать выпущенный в прошлом
году большой документальный фильм «Рас-
сказ о Рузвельте». Влиятельный вашингтон-
ский «Национальный пресс-клуб» отказался
содействовать показу фильма на экране.
		Журнал «Ньюс уик» опубликовал при-
знание члена комиссии по расследованию
антиамериканской деятельности Карла
Э. Мундта в том, что он органически не
выносит. красного цвета. Мунлт утверждает,
что при одном только прикосновении к ко-
же, окрашенной в красный цвет, или мебе-
	ли, покрытой лаком, на его теле появляет-
	ся нервная сыпь.

Такой рафинированности ощущений, по-
истине может позавидовать испанский бык
с арены цирка.
	ПО ГИТЛЕРОВСКОМУ ОБРАЗЦУ
	Несколько лет назад; в училище для ле-
вочек- правонарущшительниц (штат’ Канзас)
было насильственно ‘стерилизоваво свыше
60 учении. В нескольких других штатах
так же, как и в Канзасе, были приняты
специальные законы, позволяющие произ-
водить эту операцию. При жизни Рузвель-
та верховный сул США отменил эти зако-
ны, но сейчас, как с тревогой отмечала
газета «П. М.», снова поднялась усиленная
кампания за узаконение стерилизации. По-
борники ее публично утверждают, что этой
операции следует подвергать всех «не-
исправимых девушек», которые лгут, кра-
дут, убегают из дому, или попросту «в
‘наказание за аморальные поступки». Аме-
риканские вивисекторы бесстылно заявля-
	ют, что принудительная стерилизация
явится «могучим фактором» разрешения
социальных проблем и «искоренения
	пресгувности и беззакония».
	Сторонники Дьюий уверены в его победе   содействовать показу фильма на экране.
прелетояших в ноябре выборах, «так Лишь через год картину удалось продемон-
	назвачившие   об атмосфере,
	Ha прелетоящих в ноябре выборах, «TAR
как, — заявляют они, — на этот раз.мы
не’имеем- соперника». Суля по этим. заяв-
лениям, ни Трумэн, ни любой другой -кан-
дидат. демократов всерьез. ‘има нео прини-
мается. Олнако лемоклаты, - назвачивиее
	стрировать в небольшом только что открыв-
шемся кинотеатре. ››.

ЧЕРНЫЕ СПИСКИ ДЛЯ ПРОФЕССОРОВ
	Для того чтобы получить: представление
` атмосфере, господствующей сейчас в
	свой в’езл на 12 июля, едва ли уступят! Чили, следует лишь прочитать несколько
без боя Велый лом, в котором они нахо-   строк из статьи, напечатанной в газете
	«Диарио иллустрадо»:, автор статьи требу-
ет, чтобы имена профессоров, «рассказыва-
ющих в своих. лекциях (без прямого упо-
минания о коммунизме) о нищете одних, о
	дились 16 лет подряд.

Кроме того, на презилентеких выборах
1948 года, вопреки установившейся тра-
диции, выступает  кандилат от. третьей
партии США — Генри Уоллес. Эта. пар-
тия уже представляет внушительную силу.

Таким образом,  предетоящие выборы
президента США явятея не только очерел-
ной схваткай межлу несколькими финансо-
выми и промышленными кликами, прота-
окивающими своего кандидата в Белый
дом. Они будут и демонстрацией роста по-
литической сознательности и активности
передовых, прогрессивных слоев американ-.
ского общества, совершающегося на глазах
У всего мира, несмотря на бешеные усилия
реакции и все ве маневры.
	кандидат от третьей   богатстве других, об эксплоатации бедных,
	о паразитизме в эгонзме богачей и о тира-
нии, осуществляемой крупными промышлен-
никами по отношению к правительству», He-
	выборы   медленно вносились в черные списки.
	ДАЖЕ ЗВЕРИ НЕ ВЫЛЕРЖИВАЮТ
	‚ прота- Среди товаров, поступивших в Австрию в
в Белый   счет «американской помоши», имеются кон-
	сервы, приготовленные из рыбы, идущей в
самой Америке только на удобрения. Газе-
та «Фольксштимме» сообщает, что ни одно
питающееся рыбой животное венского з00-
парка, когда`его пытались кормить этими
консервами, не ‘дотронулось’ до’ американ-
ских подарков:
	строя, и тогда он платит хорошо»... Опыт   ну, рассуждения неизменно тяготеют к
«людей хоброй воли» Ромэн противопостав-   фашизму».
	В годы второй мировой войны, в самый
	ляет «злой воле» тех интеллигентов; Ke-
	торые не приемлют «игры капиталистиче-   трудный для Франпии период, Жюль Ро-
		  MBH не только не прекратил своей хдивер-
	Это произведение. от которого несет ду-   снонной деятельности, но еше ‘усилил ее.
	талистических ` разведок, есть
й холуйский миф; замысел
бразить самые ° продажные
вкапиталистичеекого общества,
‚ Якобы ‘ действующих uo
ме». Из всего «социально-
1» OTH лакей признают

Переселившиеь в 1940 году в США, он
прежде всего решил «представиться» аме-
риканекой публике. С этой целью и была
выпущена книжка «Семь тайн». «Европа

превращена в развалины. Скрывать более

нечего», — ‘пишет. Ромэн в предисловия
к «Семи тайнам». И, дейетвительно, он не
	только  барские кварталы Парижа. Веб,   СЕрыл ничего из того, что могло его реко-
что за пределами этого роскошного привала   Мендовать новым работодателям за окез-
космополитов — вся трудовая Франция,   Ном; он перечислил в своей книге все по-
рабочие кварталы, воспитавшие коммуна-   ДаЧки, все ливрен, полученные 4a гитле-
ров, одним словом родина, —етрашит их   DOBCKOH службе, Не забыты были даже
		и не существует для них. Рескошные квар-   ‘5ВчЗестемы всех оттенков»,
	Окончательная ‹американизация» воемо-
	талы — это «Рим»: народная Франлия —  Ромэна забросали эсэсовцы.
	просто «облаеть варваров», которые, того и
	гляди, вторгнутся в пределы Рима. Стара-   полятов породы Жюль Романа происходит
	HCb отделаться OF этого грозного видения,
герой Жюль Ромэна пытаютея внушить
	в последнем. прочитанном нами выпуске
	внушить   «Шюдей доброй воли» (том 24), озаглав-
	ий вышедшем в. конце
яя реально. не суще-
	простым людям Франции, что это они, Ha- ленном «Ботречи» ий
род, «живет здесь на бивуаках» и может   Войны, ` Здесь Франция
	быть согнан со своей земли хозяевами, как ствует вовсе. Она Служит лишь POCTHHE-
недостойный «елишком зрелой культуры». цей для прибывающих _ из разных концов
	«АОТЯ   американского».
	Том: за томом Жюль Ромэн. пропаганди-
рует эту «идею» расправы е французекям
народом и капитуляции перед агрессией.
Какой бы периол ни изображалея, мы
слышим все тот же фальшивый голое на-
цистекого  пропаганхиста, выполняющего
очередной приказ своего начальства. 0ео-
бую похвалу от кагуляров и нацистов за-
служила промюнхенекая пропаганда Жюль
Ромэна — его роман «Верлен».  «Петэну
чрезвычайно понравился «Верден»... Риб-
бентроп и Абец. тепло отозвались о моем
«Вердене» (Жюль Ромэн: «Семь тайн»).

Неудивительно в «Вердене» Ромэн вос-
хваляет `империалистическую войну, как
пролог & фашизму. Соверщенне справедли-
во писал 06 этой книге американский про-
грессивный журнал «Ньюмессес»: «Хотя
фактический материал относится к Верде-
	мира авантюристов. Один из них, Жаллез,
в’ездил Ha поклонение в США и возвра-
тилея во Францию‘ «мистическим бродя-
гой... в примесью чего-то американского».
Он прошел полный курс американского 0б-
раза жизни, меренял даже пошлые остроты
по адресу негров`и готов «проетить Нью-
Йорку see за его величие». Другой —
Аверкан, авантюрист того же международ-
ного стиля, но только ‘его. специальность —
финансовые аферы. Он прабывает из Лон-
дона. Понюхав возлух рабочих кварталов
Парижа, они прихбаят в состояние паника
и предлагают Aga выхода: либо диктатура
типа Муссолини, либо диктатура бизнее-
мена, Одним словом, к концу войны Жюль
Ромэн решил, ч\% пора обвежить европей-
ский фашизм с помощью «примеси. чего-то
	Во Франции °Жаллез чувствует с60я
	«иностранцем». Изображая его встречу с
дамой легчайшего поведения в шикарном
космополитическом кафе, Жюль Ромэн: пи-
шет: «То был момент, когда ЗЖаллез при-
мирился co своей эпохой». В этом космо-
политически-порнографическом упоений
Жаллез произносит на террасе кафе сле-
дующую тиралу: «Это место не имеет вебе
равных в мире... Здесь нулевой меридиан.
Злесь нация освобождена от самой веба.
Она служит лишь для усложнения цент-
рального орнамента мира». Здесь, говорит
он, вместо национальностей, есть лишь
«делегации», «отрешенные от места своего
происхождения» и «влюбленные в место
ветречи».

«Идея» ясна. Это—низведение родиаы
до уровня «места происхождения» и возве-
личение пекоего монопольного — «места
встречи», для которого национальное су-
ществование народов есть лишь «орна-
мент», легкая забава, услажлающая турк-
стов с долларами в кармане.

Нынешний французский космополитизм,
осатаневший под воздействием американ-
ского военного психоза, стал орудием ‹аме-
риканской партий» во французской лите-
ратуре. Так, Жорж Бернаное -прямо тре-
бует от франпузов признать Америку «ево-
ей дорогой родиной». Если, паче чаяния,
французы. не согласятся, то Бернанос про-
сит американцев «еыграть игру быстро и
открыто с помощью. превосходящих сил
американской авиации».

Босмополитичеекие  прислужники им-
периализма забывают, что замыслам их
хозяев ныне противостоит фронт народов,
связанных узами интернапиональной воли-
дарности и готовых отразить любые поку-
шения на национальную. независимость п
свободу, ° Простые. люди научились зорко
смотреть -не только за «боссами», но и за
их лаквами.
	` Главный редактор В. ЕРМИЛОВ.
	Космополитический фашист
	Известно раболепие французской черной,
	сотни перед всеми  застрельщиками
международных империалистических аван-
top — от Гитлера до нынешних ‘ американ-
	сьих протевдевтов ва мировое госцодетво.

Это раболение нальжило евою печать на
французскую буржуазную литературу. Ха-
рактерно, FTO  космонолитическая  про-
поведь  декадентово е 06060й энергией
была пущена в ход профапшиетекими
литературными груннками как раз 8
момент ззхвата власти  гитлеровнами.
Блеск нацистской секары осленил коемо-
Политов так же, как виоследетвий олеек

доллара. Французский журнал «Новый пэ-
рядов» в епениальном «Фоелании- г-пу
рейхоканплеру Гитлеру»: зихой 1933 года
почтительно извешал фюрера о сушеетво-
ваний Bo Франции пятой колонвы, «велу-
` шей незримутю работу, которая скажется
завтра... Мы булем вместе строить новый
порядок». Они заявляли о своей готовности
подчинить. «понятие родины»  расовому.
фактору; т. е. захватническим планам гит-
	перовцев, «Пеальный человек, — читаем
` мы в этой челобитной Гитлеру, — не мо-
жет’ охватить естественных жестом эти
	огромные и бесформеввые пространства,
эти территории-е абстрактными границами,
которые называются современными госу-
даретвами-напиями»., Космополитизм всег-
да противопоставлялея подлинным интер-
национальным связям народов. Не случайно
восмонолиты — ярые сторонники «амери-
` канской партии» во французской латера-
‘Type — являются ярыми. противниками
международной солидарности прогрессивных
сил.

`Путь французского космополитизиа мож-
но проследить в литературных и полити-
ческих похождениях известного мюнхения
оль Романа. Векоре поеле прихода к вла-
	«Литературная «газета» выходит два рага .
	в неделю: по средам и субботам. -
	сти гитлеровцев, в 1934 ‘году, Жюль Ромэн,
по примеру «Нового порядка» и прочих
профашистов, решил, что расечитывать ла-
1ее на «контакт с толпой — невозможно»,
HoaToMy- необходимо «установить контакт с
хозяевами толпы» (Жюль Ромэн. «Семь тайн
европейской судьбы»). Ж. Ромэн стал”тай-
	ным агентом Абеца и Риббентропа и раз`-
	езкал е их поручениями по Ввропе. СвоРго
патрона `Абеца Жюль Ромэн об’явил «не-
сомненно человеком доброй воли». В устах
литературного лакея гитлеровцев этот ти-
тул имел 060б0е значение. Как известно,
«Люди доброй воли» — название ‘много-
томной серий романов Жюль Ромэна о Фран-
пни XX века, составляющих его главную
литературную  продукнию 38 последние
15 лет. Причиелив к «людям 1обрей воли»
напиетов,  злейших врагов ° франпузекого
народа. Жюль Ромэн назвал: полличное, ро-
довое пуя своих героев. В его произвеле-
нив нет ни Франции, ни. ее истории. Идее
родины, нарола,. его истории, ero борьбы
Жюль Ромэн противопоставляет в. этом сочи-
нений историю некоей международной кос-
МОПОЛИТИЧРЕКОЙ Секты «Людей лоброй Bo
	ли». в Которую входят: убийцы ий RIED:
	(Бинет); «пацифиеты», связанные ¢ не-
мецким пинонажем (Лолерк), междунаред-
ный журналист Майкозен, состоящий на
службе императора Вильгельма, интерна-
циональные проститутки пера вроде Жал-
леза, поставляющего американцам паекзи-
ли на Созетекий Союз, просто. проститутки,
диверсанты, белогвардейны, Все они бродят
из страны-в страну в поисках кому
бы продаться, ибо, по Жлоль `Ромэну, «доб-
рая воля» есть готовность безропотно слу-
жить «хозяевам толпы», которых Ромэн
признает единственными” «жизнедеятель-
ными Центрами» истории. «Нужно только
принять правила игры капитазиствческого
	Адрес редакции и. издательства: ул, 2
	26 июня трагически погиб доктор филологи:
ческих наук, старший научный сотрудник
Пушкинекого дома и архива Академии наук
СССР Лен  Боривович Модзалевский, Сын
известного историка литературы и пушкиниста
Б. Л. Модзалевского, — Лев Борисович начал
работу в Академии наук более четверти века
назад 17Т-летним юношей, еще в бытность свою
студентом 1-го. курса Факультета общественных

наук Ленинградского государственного универ-

ситета. Человек, огромной эрудинии п киль,
	a А ‚ АЗЫ OU OK TB
туры научного труда, один из лучших спе.
циалиетов архивного дела в * вашей стране,
Л, Б. Модзалевский оставил более 100 печат.

а г.

OE RE ee a

них трулов по истории ‘русской литературы
и науки, Особенно много сделано им для изу-
чения жизни и Деятельности Нушкина, Ломо-
носова и Лобачевского. ‘

Осенью 1941 года, находясь в обажденном
Ленинграде, Л. В. * одзалевский принял уча-
стие в спасении величайших ваучных [ede
ностей Пушкинекого . дома и — Пулковской
обсерватории.

Преждевременная смерть талантливого уче.
HOro, поллинного natnuneas Te me wee ee Е a

XO. Tornuuunren we Pie 6TaHaTAMBOrO уче:
ного. подлинного патриота, достигшего раецве-
та творческих сил, вею свою жизнь посвятив-
шего изучению истории культуры нашей
Родины, — тяжелая утрата для советского ли-
тературоведения и историографии. Умер хоро-

ший, жизнерадостный друг, человек большого
сердца.
	С. Вавилов, И. Мещанинов, А. Еголин,
Н. Бельчиков, В. Бонч-Бруевич, Л. Плот.
кин, Б. Мейлах,` Т. ‚ Шаргородекий,
Н. Бродский, Д, Благой, Б. Томашев.
ский, 6, Эйхенбаум, С. Бонди, Т. Цяв-
ловская-Зенгер, А, Словимский, Н. Из-
майлов, Н. Ашукив, И, Новиков. В_ Ма.
	Bo а о, АР ЛА BF REA
нуйлов; И, Андроников, М, Беляев,

И, Зильберштейн, С. Макашин, М, Ашу-
кина-Зеятер, А. Дерман, И. Попов,

ee: oe
	И. Фейнберг,
	Н, Б. ГОРБАТОВ,
	В, А. МАКАРОВ,

«
	Редакционная коллегия; Н. АТАРОВ, А. БАУЛИ
А. КОРНЕЙЧУК, - О. КУРГАНОВ, Л. ЛЕОНОС
М. МИТИН, Н, ПОГОДИН, А. ТБАРДОВСКИ
	2 Октября, 19 (для телеграмм — Москва, Литгазета). Телефоны: секретариат = -К.5-
	международной жизни — К 4-64-61,
	‘осква, уитгазета). Телефоны: секретариат — `К.5-10-40, отделы: ‘литературы и искуства —
науки и техники и отдел писем — К 4-60 -02, информации — К 3-19-30. изпательство — K 4.9:
		литературы и искусства — К 4-76-02, внутренней. ж —К 3-37-
19-30, ата К 4-28-63, 2 yp изни — К 3-37-34,
		Типография имени И. И, Скворцова-Степанова, Москва, Пушкинская. площадь,