ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ
а т в де ден ип ый ищи мощи раса
	Ne 98 (2481)
	> Зенова и Василий Матро-
Ht сов, Мария Волкова и
i Жонетантин Золотарев,
Анна Кузнецова и Миха:

ил Ушкалов — это мо-

ЭПОХИ _СкВИЧИ,: которые стали
выдающимися лидерами

воревнования,  признан-
ными вожаками. Шо их труду Павняются
сейчас сотни тысяч людей,

Несколько дней назад на об’единенном.
пленуме Московского областного и горэд-
ского комитетов ВВП(б) выступал в пре-
ниях по докладу 0 дальнейшем развитии
Подмосковного угольного бассейна мапти-
нист врубовой машины Иван Филимонов,
ИМЯ. которого названо во вчерашнем илеъ-
ме товарищу Сталину. Слова Филимонова
были словами рачительного хозяина про-
изводства, хозяина страны, заботящегося
о большом и малом, для того чтобы была
выполнена директива партии и правитель-
ства — увеличить в ближайшие годы до-
бычу угля в бассейне в полтора раза.
Глубокой содержательностью, целеустрем-
ленностью и силой внутреннего убеждения
отличалось выступление этого рабочего.
Большой идейный и культурный рост че-
ловека был отражен в речи рядового вруб-
машиниста. Таковы московские рабочие, п
такими их знают в нашей стране. Веюду
и везде они высоко держат знамя новой
советской эпохн.

Многие из тех имен, что названы были
в письме москвичей, можно увидеть на
обложках книг. Николай Российский,
Леонтий Бэорискин, Павел Быков, Анна
Кузнецова, Василий Матросов, Мария Вол-
кова, Илавдия Зенова, Алексей Салин,
Любовь Ананьева, Федос Шавлюгин высту-
пали в качестве авторов интересных нро-
изведений, говоривших о жизненном пути
Новаторов и об опыте их профессий. В со-
ветской страве, ‘где нет «коммерческих

таин», в стране, где торжествует социа-
листяческий план, открыт широкий обмен
	Энаменосем [ово
		Инициатива
сормовских инженеров
	Инженеров горьковского завода «Красное
Сормово» — кандидата технических наук
А. Кузнецова и А. Чадулина можно часто
видеть у станков рабочих Б. Пургаева,
В. Зыкова, Н. Литонова и А. Буслаева;
Инженеры знакомят рабочих с технологией
производства, учат их быстро и безошибоч=
но читать чертежи, составлять эскизы?
Часто после работы инженеры встречаются
CO своими подшефными — обсуждают ито-
ги их рабочего дня, помогают им разраба-
тывать новые рационализаторские предло-
жения. ;

Заводская партийно-техническая  конфез
ренция одобрила инициативу тт.. Кузнецо*
ва и Чадулина и призвала каждого инже-
нера и техника Сормовского завода взять
шефство над двумя рабочими. ‘На призыв
конференции первыми откликнулись инже-
нерно-технические работники тт. Славян-
ский, Казаков, Лопатин, Облов, ‹ Блохин,
Гаранин, Пузов.
	Патриотическое начинание уже приносит
свои плоды. Многие рабочие благодаря
шефству повышают квалификацию, приобре-
тают технические знания, систематически
перевыполняют производственные задания.
Сверловщик  паровозосборочного. цеха тов.
Куликов стал бригадиром, молодые рабо-
чие Кораблев, Перевезенцев и многие дру-
гие получили квалификацию.
	Следуя примеру инженеров А. Кузнено-
ва и А. Чадулина, 250 инженеров и тех-
ников «Красного Сормова» шефствуют над
450 рабочими своего предприятия,
	ее в
	0 012 TAN FF)
‘consroxin mcarean cep [  A\Ood1 fy А.
		Среда, 8 декабря 1948 г.
	емленио
	А. АВДЕЕНКО
+.
	С чувством великой гордости читает
страна письмо рабочих, работниц, масте-
ров, инженеров, техников, служащих Mo-
сдвы и Московской области товарищу
И. В. Сталину. О большой победе говорит
письмо москвичей, сдержавших слово,
данное вождю народов перед лицом Роди-
ны. 19 ноября промышленность Москвы
выполнила государственный план 1948
тода по выпуску валовой продукции, через
неделю выполнила тодовой план и про-
мышленность Московской области. Москва
и область дали много больше продукции,
чем за тот же период прошлого года. Пре-
вышен среднемесячный уровень производ-
ства довоенного 1940 года,

Люди Москвы в третьем решающем го-
ду пятилетки освоили выпуск новых епла-
вов и локомобилей, холодильников и мо-
торов, многих других машин, приборов и
инструментов. Труд вдохновенных людей
каждый день расптиряет каталог изделяй,
носящих марку «Москва».

Москвичи обещали товарищу Сталину
дать два миллиарда рублей сверхплановых
накоплений. Общенародное значение при-
обрело великое патриотическое движение
38 мобилизацию внутренних резервов, за
рентабельную работу предприятий, 3a
сверхплановые накопления, начатое по
инициативе, коммунистической  организа-
	rr А О т а ЛЕ О Ве а т

ЦИИ И трудящихся столицы. Москва пове-
	ла за 60008 все республики и края, все
города и области. И вот ныне столица ра-
портует: Есть два миллиарда сверхплано-
	вых накоплений в фонд дальнейшего
строительства, ускоряющего движение к
КОММУНИЗМУ!
		—вперед7
	социалистическим соревнованием вознесе-
ны на сияющие вершины человеческого
бытия.  Социалистическое ° соревнование
стало для всех нас насущной  повседнев-
ностью и великим праздником. И каждый
день благодаря соревнованию мы откры-
ваем и в себе, и друг в друге, и в недрах
земли. и в машинах весе новые и новые
	олагодатные силы, поднимающие  челове-
ка, народ, государство.
Московские ‘болыневики. московские
	стахановцы, ‘соревнуясь в б0рьбе 3a до-
срочное выполнение плана третьего реша-
ющего года послевоенной пятилетки, яви-
лись инициаторами великого  патриотиче-
ского движения —— за экономию, за 0е-
режное ° расходование народных средств,
сырья, топлива, материалов ‘и электро-
энергии, за сверхплановые сопиалистиче-
ские накопления. Москвичи первыми в
стране доказали, что там, где разумным
образом используется каждый рубль, каж-
дый килограмм топлива и сырья, — там,
как правило, выполняются и перевышол-
HAWTCH производственные нптаны.

Ilo копейке, по рублю создавали моск-
вичи сверхилановые накопления и дали
	государству два миллиарда рублей. Ubenia-
‘ние выполнено! Сколько прекрасного тру-
да, благородных чувств и мыслей вложи-
ли трудящиеся столины в это большое
дело!. Сколько новых йлаг для народа бу-
дет’ создано на сэкономленные деньги! Ум-
ножая  народные богатетва, москвичи ук-
‘репляют и. украшают нашу Родину,
возвеличивают советских людей — самое
великое, как говорил Горький, самое пре-
красное явление на земле...

Гениальные творцы’ народного ° сча:
-etpa — Ленин и Сталин, великая комму-
нистическая партия пробуждали и про-
буждают в каждом человеке лучшие, са-
мые светлые силы его души. Эти силы
проявляются в творческом, высоко-созна-
	тельном труде, в заботе 00 интересах го-
сударства. Й эти силы, вызванные в. ак-
тивной жизни, творят на советской зем-
ле чудеса.

Москвичи — в первых рядах  сорев-
нующихея за . пятилетку в четыре то-
ла. Первыми они сообщили великому
Сталину, всей стране о досрочном завер-
шении плана третьего рептаютщего года, о
TOM, что. сэкономили обещанные два мил-
лиарда рублей. И вновь они устремляются
вперед — за пятилетку в три с полови-
ной года. И мы знаем: москвичи умеют
держать слово. И мы верим: оно будет вы-
полнено. `

Сегодня. москвичи. Завтра ленинградцы-
Послезавтра —= уральцы,  торьковчане,
ярославцы, шахтеры Донбасса и Бузбас-
са, нефтяники Баку и Ишимбаева,— весь
трудовой народ нашей индустрии подведет
счет своим победам, с чувством радостно-
го волнения, во весь свой могучий голос
скажет:

— Третий решающий завершен  до-
срочно. К новым победам в новом году!
	DO многих странах, у многих Народов
сложилась в давние времена традиция, 06-
	вященная веками; печатать перед Повым
тодом рассказы, в которых совершается
что-нибудь сказочное, не похожее на будни.

У нас родилась своя, социалистическая
традиция: ее задолго до Нового. года в На-
шей печати начинают появляться письма
коллективов заводов и фабрик, колхозов
и совхозов, областей и республик. Письма,
в которых отражена прекрасная быль на-
шей жизни, чудесные дела наших людей,
подводящих итоги прожитому году, вету-
пающих в следующий гол еше задолго до
	того, как оторванл последний листок ka-
лендаря. ›
Вчера ‘было опубликовано письмо м0с-
	квичей, адресованное товарищу И. 6.
Сталину, письмо, обсужленное и принятое
на общих собраниях рабочих, работниц,
мастеров, инженеров, техников, служащих.
‚ Обсужденное и принятде!.. Более двух с
половиной миллионов человек участвовали
в этом грандиозном творческом  совеша-
нии —— явление, возможное только в Ha-
шем социалистическом обществе.

Много мы, советские люди, испытали на
своем веку великих радостей побед. И
никогда радость, уже созревшая, не затме-
вала радость рождающуюся. Всегда мы,
радуясь сегодняшней нобеде, закладывали
фундамент новой, завтрацтней. Вот и сей-
час, читая письмо москвичей, созерцаешь
крупным планом черты будущего нашей
столицы, гордый и прекрасный облик co-
циалистической Москвы, великого  города-
труженика, знаменосца новой советской
энохи.

Велика чудодейственная сила социали-
стического строя, беспредельны  грани-
	цы нашего роста и неисчерпаема народная.
	инициатива. То, что сейчас стало фактом,
еще менее года назад являлось мечтой.
Москвичи, как и весь наш народ, свои
мечты воплотили в социалистические 0бя-
зательства.
	Социалистическое обязательство!.. ha-
кой великий смыел вложен советским на-
родом в эту формулу, рожденную нашим
общественным строем!  Социалистическое
обязательство, — в нем благородные меч-
тания наших людей, священный долг пат-
риотов, воля и разум творцов нового мира.
Миллионы москвичей дали социалистиче-
ское обязательство — осуществить. ‘пяти-
летний план ло срока. Эт» идея быстро
овладела массами, дошла до сердца каж-
дого человека, стала выражением  народ-
ных надежл. Миллионы москвичей вообра-
жением своим созерцали в цельной и 3a-
конченной красоте то творение, которое
только начинало складываться под их ру-
ками. Они видели, как писал когда-то Пи-
	сарев. соприкосновение мечты с жизнью, и!
	они работали, сильно и добросовестно pabo-
тали, чтобы мечта стала реальностью, дей-
ствительностью,

Вчера вся страна и весь мир узнали,
что мечта москвичей превратилась в пре-
красную быль. Вынолнен  тодовой план
производства. по большинству важнейнгих
	видов промышленной продукции; & по мно-
гим видам — перевыполнен.

Заморские и заоксанекие «пророки» по-
сле войны вопили, что советекой стране
понадобятся десятилетия, чтобы  залечить
раны, нанесенные войной, и достигнуть
предвоенного уровня промышленного про-
изводетва. Москвичи вчера обнародовали:
уровень 1940 года по 0б’ему выпущенной
продукции превзойден за 10 месяцев те-
кущего года на 11,9 процента.

Почти все, что известно в номенклату-
ре мировой индустрии, создают и добыва-
ют москвичи на своих заводах, фабриках
и шахтах — уголь и торф, паровозы и
вагоны, автомобили и  металлорежущие
станки, экскаваторы и мостовые краны,
трансформатовы и тюбинги, автопокрыш-
ки и суперфосфат, бензин и цемент, элек-
тросчетчики и газовые плиты, шерстяные
ткани и швейные машины. Только в т6-
чение одного третьего решающего года
пятилетки москвичи создали новые виды
продукции, какой не было до войны, —
высококачественные марки сталей и епла-
вов, мощные грузовые автомобили, речные
катеры и тракторы, автопогрузчики и ле-
	бседви, дизели для бурильных станков,
точные измерительные приборы,  холо-
=
	АИЛЬНиИви, телевизоры.
Уголь — хлеб промышленности. Каж-
дый день подмосковные шахтеры ‘дают
угля в 2,9 раза больше, чем до войны.
Это они создали московским  сталеварам,
станкостроителям и  машиностроителям
благоприятные условия для роста инду-
стрии. На фундаменте успехов подмосков-
ных шахтеров введены -в 1948 тоду в
московской энергетической системе CBBI-
ше 200.000 киловатт новых мощностей.
Так встретили москвичи новый 1949 год,
ветретили уже в ноябре 1948-го!
	Окиньте мысленным взором грандиозное
поле деятельности граждан  столины, их
трудовые позиции! Миланоны рабочих
мест! И всюду, на каждом рабочем месте,
идет социалистическое соревнование. Оно
естественно, как воздух, которым ‘мы ды-
шим. Подойдите к мартеновской печи ста-
Чевара завода «Серн и ^ молот» Алексея
Овчинникова, к молотам Михаила Ушка-
лова и Ивана Гладкова, к станкам ope-
ховской ткачихи Марии Волковой, к па-
ровозу Константина Золотарева, к новому
дому каменщика Федоса Шавлюгина, — и
вы увидите людей великого социалисти-
ческого подвига и небывалой еще на зем-
ле дружбы и морали.

Социалистическое соревнование! Ha
протяжении многих лет служит нам этот
испытанный коммунистический  метох
строительства социализма. С его помощью
построили мы наш новый мир, мир соци-
ализма, мир народного счастья.
	Миллионы людей в советской стране
$ fg LET} --——-
	Земледелие на Памире
	НОВЫЕ РАБОТЫ ТАДЖИКСКОГО
ФИЛИАЛА АКАДЕМИИ НАУК CCCP
	Таджикский филиал Академии наук
СССР провел сплошное  геоботаниче-
ское обследование территории республики.
Собранные учеными материалы находят
широкое применение в  землеустройстве
Таджикистана. В 1948 году ботаники зано-
во разработали’ классификацию раститель-
ности республики. Установлено, что расти-
тельный Мир Таджикистана насчитывает
свыше пяти ‘тысяч видов олних только
	высших растений. гербарий, собранный Бо-
таническим институтом филиала, насчиты-
вает ныне около 25 тысяч образцов.
Богатство флоры резпублики обусловле-
но разнообразной географической обстанов-
кой. В Таджикской ССР находятся и высо-
когорные области «крыши мирах — Пами-
ра, и суровые пустыни, и районы велико-
лепных ореховых и фисташковых лесов, и
субтропики, и благодатные речные долины.
	Принципы классификации растительности
Таджикистана положены в Основу состав-
ляемой ныне крупномасштабной геоботани-
ческой карты всей Средней Азии. Вовоб-
новляется прерванная во время войны ра-
бота над составлением фундаментального
многотомного труда «Флора Таджикиста-
ва». 1

Ботанический сад филиала ведет работу
по внедрению в сельское хозяйство запад»
	ного ЦШамира неполивной культуры BHHO-
града, абрикосов, ягод, овощей и кормо-
вых растений. Десятки тысяч черенков и
посадочный материал, полученные го ме-
тоду И. В. Мичурина, систематически ne-
редаются колхозам.
	Б 1943 году биологические учреждения
Таджииского филиала будут работать. над
проблемой земледелия на восточном Нами-
ре. Намечены исследования новых кормо-
вых растений Вместе с колхозами будет
продолжена работа по организации непо-
ливных садов и виноградников в высоко»
горных районах. -
		Двадцать лет назад на торжественном опытом между трудящимися. И ЭТИ КНИГИ.
	сослужили огромную службу.
	пленуме Московского совета Алексей Мак-.  Новаторов
	CHMOBHY Горький товорил; «Я мог бы рас- Они освещали сотням тысяч стахановцев
сказывать вам; что я вилел злесь. в Мо-  Дорогу в высстам мастерства, завоеванным
		СЕве; и по дороге сюда, и что меня ден-
ствительно омолодило по крайней мере лет
на двадцать. А чуветвую я себя так пото-
му, что попал в атмосферу изумительного
напряжения, энергии, умного и здорового
творчества, которое, несмотря на трудно-
сти, вы осуществляете в такой небывалой
форме». Слова Горького всегда  остава-
лись характеристикой нормы’ поведения
гражданина советской столицы, который
и в труде и в бою служил примером всем
людям нашей социалистической Родины.
Эти слова проступают и пынё сквозь
каждую строку письма москвичей вождю
и вдохновителю наших побед — великому
Сталину.
	Иосиф Виссарионович Сталин в прош-
лом году назвал нашу столицу «знаменос-
цем новой советской эпохи». Москва —
знамя борьбы всех трудовых людей мира.
Она— образец строительства нового быта
трудящихся, нового  коммунистического
мира. И нет никакого сомнения в том,
что письмо Москвы 0 ве великой победе,
укрепляющей могущество советской земли,
дойдет ло умов и сердец трудящихся во
всем мире.

В опубликованном вчера письме
тону И. В. Сталину приведен боль-
шой перечень фамилий новаторов, вото-
рые подняты нашим свободным. социали-
стическим строем на большую высоту.
	Имена этих москвичей повторяются е YBa-
	жонием во всех концах нашей Родины.
Николай Российский и Леонтий Борискин,
Федосе Шавлюгин и Павел Быков; Влавлия
	лучшими из москвичей, доказавшими, ка-
вие огромные возможноети лает социали-
	стический строй, при котором является“
	возможность работать на себя, на свою
страну, на все общеетво, использовать все
	AUCTHARCHAA HaYRH, техники и КУЛЬТУРЫ.
	Великая коммунистическая явь прибли-
жается‘ благодаря труду советских людей.
Благородная патриотическая деятельность
москвичей, ‘° завершившаяся блестящей
победой; — это еще одна ступень по пути
K КОММУНИЗМУ,
	Но трудящиеся советской столицы не
останавливаются на достигнутом.  Знаме-
носец веегда должен быть впереди! И вот
теперь прозвучали новые обязательства:
сделать наступающий 1949 год — годом
дальнейшего мощного, под’ема столичной
индустрии и выполнить пятилетний план
по уровню промыпгленного производства в
три е половиной года.

Страна не сомневается в том, что слово
москвичей крепко и нерушимо. Основой
дальнейших успехов является руковод-
ство большевистской партии, великого
Сталина, сплотившее трудящихся в их
борьбе за победу социализма, поднявшее
творчество масс, влохновившее их, озарив-
шее их путь к новым побелам. Голос тру-
ловой Москвы дойдет до каждого советеко-
то человека, и каждый в нашей стране.
повторит слова народного поэта:
	Привет тебе, столица светлых дум,
Ты — Сталина могучий яркий ум.

Ты — светоч мира. Здесь берёт земля
Могущество и силу из Кремля.
	Учебники на языках
народов Севера.
	„ЛЕНИНГРАД. (Наш корр.). В Чукотском
национальном округе закончила свою’ раз
`боту экспедиция Государственного инсти-
тута языка и мышления им. Марра Акаде-
мии наук СССР. ``

Научные работники побывали в. районах
мыса Чаплина и в селениях: Наукан, Уэлен,
Яндогай, Аккани, Лорино, Мечигмен. С по-
мощью учителей местных национальных
школ они записали науканский и ратманов-
ский диалекты эскимосского языка и с9+
брали много материалов для составления
учебников на языках народов ` Севера.
Участники экспедиции готовят переводы
политической и художественной литерату-
ры на эскимосский и чукотский языки,
	Отдельные работы экспедиции уже вышли
из печати. Под редакцией академика И. И,
Мещанинова изданы «Очерки по синтаксит
су нанайского языка» В. Аврорина и «Очер-
ки но синтаксису чукотского языка» П. Скоч
рик. .

Институт им. Марра излал также «Очер»
ки по. синтаксису тунгусо-маньчжурского
языка» О. Суник и грамматику ненецкого
языка. составленную Н. Терешенко,
	——Ф<———
	РАИОН СПЛОШНОЙ РАЛИОФИКАЦИИ
	Нятьсот колхозов Московской области
радиофицированы в нынешнем году. В де-
сяти районах не осталось уже ни одного
колхоза без радиосети. Еще девять районов
закончат эту работу в ближайшее время.
А к концу пятилетки будет установлено
	` 225 тысяч новых радиоточек — столичная
	область станет областью спловтной радио-
фикации.

Инициаторами народного движения за

радиофикацию выступили колхозники Ком-
мунистического ‘района Московской обла-
сти. Секретарь райкома BKIH6)

Д. Обухов сообщил корреспонденту.
«Литературной газеты»:

— Трудящиеся нашего района’ 15 ок-
тября первыми. в области закончили ра-
диофикацию колхозов. Все население уча-
ствовало в этом походе — OH принял
подлинно всенародный характер.

В каждой сельхозартели были созданы
комсомольско-молодежные бригады.‘ Они.
заготавливали, транспортировали и устанав-
ливали столбы. Летом состоялось три об-
щерайовных воскресника. Большую помошь
оказали колхозам наши шефы — Кировский
район Москвы. Эта помошь чувствовалась
во ‘всем, начиная от материалов и обору-
дования и кончая выполнением самых
сложных работ.В колхозы приезжали целые
бригады с прелариятий Кировского ‚района—
инженеры, ‘техники, ‹ монтеры, приезжали с
грузовиками, инструментами, оборудованием.

Eme в июле председатель колхоза
	«Ивлево» Карповского сельсовета тов. Гуд-.
	ков ‘рапортовал о досрочном завершении.
радиофикации села. (А потом ежедневно
мы узнавали о новых достижениях колхоз-
ников, Было проложено более 450 кило-
метров радиолиний, установлено более 4 с
половиной тысяч радиоточек в домах кол-
хозников.

Популярность радио в селах Комму-
нистического района очень велика. Сейчас,
кроме регулярной трансляции Москвы,
ежедневно в 9 часов вечера ведет передачи
наш. местный радиоузел. Часто перед мик-
рофовом выступают  передовики сельского
хозяйства. Недавно, например, беседу про-
вела тов. А, Бардеева = знатный брига-
дир, депутат Верховного Совета РСФСР.
Она рассказала о том, как ей удалось соб-
рать по 35 центнеров пшеницы с гектара.

Используется радио и для пропаганды
мичуринского учения. Недавно в районном
центре — селе Рогачево состоялась на-
учная конференция. В ней участвовали
агрономы, бригадиры, звеньевые, перело-
вые колхозники. ИПриезжал научный ра-
ботник Всесоюзной  сельскохозяйственной
академии им. Ленина тов. Н. Телятников.
Тема конференции — внедрение мичурин-
ской агротехники в сельское хозяйство на-
шего района — живо интересовала всех
колхозников. И радио пришло ‘на помощь.
Регулярно передавались материалы конфе-
`ренции, доклады, выступления.

—= Телерь, — сказал в заключение
тов. Обухов, — каждая колхозная семья
нашего района ПУ голос Родины, го-
лос Москвы. у
	Ha втором с’езде писателей Украины
	в свет межлу первым и вторым сездами,
	отображают героический и славный путь
нашего народа, приведший его к великим
победам. Своими достижениями и успехами
мы в огромиой степени обязаны влиянию
великой русской литературы и литератур
братеких народов СССР.

— Дорогие друзья! — говорит А. Кор-
нейчук, заканчивая вступительную речь.—

На свой второй ©’езд мы пришли сплочен-

ные вокруг партии Ленина-—Сталина, ©
ясной целью и большой перспективой. Мы
пришли на свой второй с езд возмужалыми
и оботашенными опытом, вооруженные ве-
диким учением ленинизма, вдохновляемые
мудрым учителем нашим и вождем, това-
ищем ^ Сталиным.

“Tos. Корнейчук об’являет второй с’езд
советских писателей Украины открытым.
Слово предоставляется поэту П. Тычине.
Под аплодисменты зала предлагает он
кандидатуры членов президиума 6.6378.
Елиногласно избираются = во президиум
товарищи: Хрущев, Коротченко, Мельни-
ков, Гречуха, Корниец, Фадеев, Литвин,
Euumes, Корнейчук, Сергиевский, Соснов-
ский, Бажан, Сенин, Палладин, Тихонов,
Леонов, Горбатов, Панферов, Твардовский,
Ермилов, Прокофьев, Тычина,  Беспошал-
ный. Василевская, Гончар, Семичастный,
Лмитерко, Забила, Козланюк, Коныленко,
Иван Ле, Рылъекий. Wovepra, Малышко,

‚Некрасов, Панч, Первомайский, Рубан,

Рыбак, Сатюков,  СОкляренко,  Смолич,
Усенко, Михалевич, Бровка и Кулешоз
(Белоруссия), Дадиани (Грузия), Сарьян
и Тончан (Армения), Абульгасан  (Азер-
байджан), Гафур. Гулям (Узбекистан),
Кара Сейтлиев (Туркменистан),  Габит
Мусренов (Казахстан), Тильвитие (Литва)
Вотта (Эстония), Крученюк (Молдавия),
Чехов (Карело-Финская ССР). Гаджи 3а-
лов (Дагестан). Калгав (Чувашия), 30ло-
тарев (Якутия), Ванаг (Латвия), Г. Ами-
ри и Рашид Нагматая (Башкирия).

Долгой овацией с’езд встречает предло-
жение 06 избрании в состав почетного
президиума членов Политбюро ЦК ВЕП(б)
и Политбюро ЦЕ ВПСб)У.

Избраны секретариат, мандатная комис-
сия и Тедакпионная коллегия. Слово для
доклада «Состояние и очередные ‘задачи
украинской советской литературы» ‘предо-
ставляется А. В, Корнейчуку. Сокращен-
	ВИЕВ. (Наш корр.). В понедельник,
6 декабря, в Киеве открылся второй с’езд
советских писателей Украины.

(’езт открылея в зале заседаний Верхов-
ного Совета УССР. Республика предостави-
ла писателям ту высокую трибуну, на Ео-
торой избранники народа обсуждают тосу-
дарственные дела. .

(С’езд писателей ощущается в столице
Украины; как большой и радостный празд-
НИЕ КУЛЬТУРЫ.

Литература братеких республик Совет-
ского Союза сливается в единый мощный
поток советской литературы, самой пере-
довой в мире. В мужественным голосам
наших писателей прислушивается весь
мир. И среди этих голосов в полную силу
	звучит голое украинских советских писа-
	телей.

Ко второму с’езлу советских писателей
Украины обратились се письмом рабочие
харьковекого завода «Серн и молот»:

«С большой любовью й вниманием. сле-
дим мы за вашей работой, товарищи писа-
тели. Мы гордимся успехами нашей совет-
ской литературы. Й мы уверены, что вы
дадите народу новые прекрасные произве-
дения, достойные нашей великой сталин-
ской эпохи».

«Пусть герои пятилетки станут героями
ваших произведений!» — говорится в
письуе. .

Вдохновляющая сила, которая ведет
весь советский народ на подвиг и живет в
каждой книге, в каждом произведении на-
шей литературы, находит воплощение в
одном имени, равно дорогом для миллионов
людей, самоотверженно борющихея за
победу. коммунизма:

— Сталин!

Имя творца всех наших побед первым
прозвучало на с’езле. Под  несмолкающие
аплодисменты делегаты избрали товарища
Сталина почетным председателем с’езда.

Открывая @’езл, председатель правления
ССПУ А. Корнейчук сказал:

— Кажлый из нас считал и` считает
наивысшей евоей обязанностью,  наиболь-
шим счастьем служить народу свони твор-
чеетвом. работать для народа, быть верным
	й мужественным советским патриотом, рас-
крывать в художественных образах все
величие нового советского человека. Про-
изведения наших литераторов, вышедшие
	ная стенотрамма доклада печатается в се-
годняшнем номере нашей газеты.

В перерыве у витрин, в ЕоТорых ВЫ-
ставлены книги, созданные ‘писателями
Украины, встречаются президент Академии
наук УССР академик Налладин и инженер
Попов, выпустивший недавно талантли-
вую книгу «Сталь и шлак». Здесь секре-
тарь ПК комебмола Украины тов. Семича-
етный и народный художник СССР В. Ка-
сиян. Переплетенный в тисненую кожу
том, содержащий коллективную поэму, на-
писанную поэтами Украины и проелавля-
ющую великого творца и организатора
украинского советского государства И. В.
Сталина, рассматривают люди, украшен-
ные золотыми звездами Героев Сопиали-
стического Труда и Героев Советского
Союза. У витрины, в которой выставлено
сто томов лучших произведений украин-
ской советской литературы, изданной в
нынешнем году издательством «Радянський
письменник». остановились народные ар-
тисты СССР Тнат Юра и Наталья Ужвий...

А на делегатеких пюпитрах расклады-
вают «Литературный листок». выпущен-
ный одним из военных училащ и адреео-
ванный участникам с’езла, и декабрьский
номер журнала  <«Витчизна», в котором
напечатана автобиографическая повесть
одного из зачинателей колхозного движе-
‚ния на Украине Федора Дубковепкого, сти-
хи о никопольских трубопрокатчиках ПЦет-
ра Бибы, рассказ Ю. Смолича о дорожных
ветречах и бесолах ‘© колхозниками..

По окончании доклада первое заседание
с’езда закрывается.

я
	Вчера, 7 декабря, начались прения по
докладу тов. Корнейчука. В прениях вы-
стунили: П. Воронько. Л. Вышеславский,
А. Донченко (Харьков), А. Певаха, Н. 30-
лотарев (Якутия), JI. Dawa, И. Нехода,
Н. Строковский. С. Жрыжановекий, В. До-
	бровольский (Харьков). М.  Рыльскии,
П. Бровка  (Белоруесия). 10. Смолия.
Н. Рыбак. А. Малышко, -М№. Пархоменко
	(Львов), Ю. Яновекии‘ и другие.

Вчера в работах с’езда принимали уча-
стие тепло встреченный делегатами и го-
стями секретарь ЦЕ КИ(б\У тов. Н. С.
Хрушев, председатель Президиума Верхоз-
ного Совета УССР М. С. Гречуха и секре-
тарь ЦЕ ЕП(б)У К. 3. Латвин.

Завтра — продолжение прений.
	‚40 Советскому Corny
ХРОНИКА КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ
	$ Киев. Открылся филиал Московской
государственной  научно-технической’ биб-
лиотеки. Оборудованы читальный зал; ме»
тодический кабинет, создан ‘библиографиче-
ский отдел, установлен специальный. аппа-
рат для чтения микрокниг,
	<> Ереван. Совет. Министров. Армянской
ССР образовал юбилейную. комиссию по
проведению 150-летия со дня рождения
А. С. Пушкина. Председатель комиссии
	лауреат Сталинской премии поэт Аветнк
Исаакян.

+ Ленинград. Выставка ° «Советская
	художественная литература *за  рубежом»
открылась в Доме писателя имени Маяков-
ского. На стендах выставки представлено
около 1500 книг 250 советских писателей,
переведенных и изданных в 35 странах ми-
ра, а также отзывы иностранной печати
об эгих произведениях.
	+- Минск. Смотры художественной са-
	модеятельности, посвященные — 30-летию
Белорусской ССР, проходят в городах и
селах республики. В смотрах участвуют
	около 4000 хоров, балетных и драматиче-
ских коллективов, об’единяющих более
56.000 певцов, танцоров, чтецов, музыкан-
TOR,
	$- Брест. Колхозная школа мичуринской
агробиологии и передового опыта органя-
зована в колхозе «Победа», Высоковского
района, Брестской области. Первую лек-
цию «И. В. Мичурин — основатель пере-
довой советской  агробиологии» прочел
кандидат биологических наук М. Пеккер.

-4- Баку. ° Полное собрание сочинений
А. С. Пушкина на азербайджанском языке
намечено выпустить к 150-летию’ со дня
рождения великого русского поэта. Издает-
ся также ‘сборник публицистических статей
и произведений писателей Asepbafiaxana,
посвященных -- Пушкину.
		_ Мастера и рабочие—действительные: члены
	научного
	общества _
	увеличивающее производительность труда
в несколько раз, внедряется в производство.

Знатный киевский токарь В. Семинский
усовершенствовал способ чистовой обработ-
ки нежестких валов для экскаваторов. В
результате производительность труда на
этой операции увеличилась в 5—7 раз. На
заводе осуществлено более двухсот рацио-
нализаторских предложений Семинского. С
начала послевоенной пятилетки он выпол-
нил 15 годовых норм. За 11 месяцев теку-
mero года стахановен дал сверхплановой
пролукции на 100 тысяч рублей.

Мастера и рабочие — члены научно-инже-
нерного технического общества активно
распространяют переловые — стахановские
методы труда. Они пишут брошюры, высту-
пают с локлалами, дают технические ков:
сультации. ‘Ленинградский токарь-новатор
Г, Борткевич недавно побывал в Ярославле,
глё познакомил рабочих, инженеров и тех-
ников автозавола с методом скоростного
точения и продемонстрировал свои приемы
работы на токарно-винторезном станке.
	Научное инженерно-техническое общест-
во машиностроителей утвердило своими дей-
ствительными членами свыше 500 мастеров
и рабочих. Наряду < такими выдающимися
новаторами, как лауреат Сталинской премии
Н. Российский и ленинградский токарь-
скоростник Г. Борткевич, в члены общест-
ва приняты слесарь завола «Калибр» Е.
Жланов, мастер Московского карбюратор-
ного завода М. Жуков, токарь киевского
завода «Красный экскаватор» В. Семинский,
гокарь-карусельшик станкостроительного за-
вода имени Орджоникидзе И. Кирилин и

другие.
	4’; Х  АБ

Это — передовые люди. производства.
	Вместе с инженерами они совершенствуют
	технологию, изыскивают новые пути ПоВы-
шения производительности труда —` двига-
ют вперед советскую технику. :

‘Слесарь московского завода «Калибр»
тов. Жданов предложил новый эффектив-
ный метод нанесения делений на нониусном
барабане микрометра. Это предложение,