Состояние и очередные задачи ук]

_ Доклад председателя правления ССПУ тов. A. E. Корнейчука на вт
	Союз писателей развернул широкую
работу по воспитанию. молодых. лате-
ратурных CHI. Только за десять месяцев
	нынешнего гола вышло евыще 20 KART MO-
	лодых писателей, впервые выступающих
в литературе. Таких’ маспетабов своего по-
	Коммунизм —
	Путь, пройденный нашей  литерату-
рой от первого нашего б’езда, определяет-
ся победой социализма, гигантскими успе-
хами в борьбе за коммунизм в нашей етра-
не; а в литературе — тесным сплочением
советских писателей вокруг большевист-
ской партии, которая научила и неутомимо
учит писателей сливать свой думы и меч-
	ты е думами и мечтами великого советского
	народа и ero авангарда — цартии
Ленина— Сталина. ›

Как делегат Украины, я. присутотвовал
на Международном . конгрессе деятелей
культуры во Вроцлаве, где собралея весь
цвет передовой демократической  интелли-
тенции, чтобы сказать свое слово в защиту
		Дорогие друзья! :

Прошло четырнадцать лет с того време-
НИ, когда состоялся первый е’езд совет-
ских писателей Украины. За эти четыр-
надцать лет, наполненных великими ‘исто-
рическими событиями, украинская совет-
ская литература и ее творцы — советскле
писатели прошли значительный путь, ок-
рыленный славным и мужественным тру-
дом для блата нашего народа — етроителя
социализма, во славу нашему вдохновите-
лю и организатору — партии большевиков.

Эти четырнадцать лет — яркий и ве-
личавый период в истории советской от-
чизны, в истории братской сталинской.
семьи народов. Он отмечен великим под’е-
мом непобедимых творческих сил и талан-
тов советских людей пол. мудрым руковод-
	ством нашего вождя и учителя, лучшего
друга советских литераторов — налшего
родного товарища Сталина. (Продолжщи-
	тельные аплодисменты).

Сегодня, начиная работу своего второго
с’езда, мы не можем не воскресить в па-
мяти, хотя бы сжато, все яркие страницы
нашей борьбы, труда и побед, годы же-
стоких боев се немецко-фашистекими 3a-
хватчиками. Все эти события неразрывно
связаны с советской литературой, ибо она
есть Часть великого народного дела, ибо
МЫ с вами, товарищи, вместе во веем на-
родом эти четырнадцать лет строили ‘пер-
Boe в мире социалистическое ‘госуларство.

`Великая Отечественная война раскрыла
неисчерпаемые источники мужества и от-
ваги нашего народа, и весь мир убедился
в чудодейственной и могущественной силе
советского строя, советского патриотизма,
в силе сталинской дружбы народов.

Советская Армия под водительством ве-
ликого Сталина спасла человечество от
рабства, спасла пивялизацию.

Сердца и помыслы свободолюбивых на-
родов обрашены к великому Сталину,
мудрому зодчему победы и мира.

Советские литераторы стоят  непоколе-
бимо и мужественно в рядах защитников
дела мира, прославляя, как сказал наш
молодой поэт Алекеандр Подсуха, «Генера-
лиссимуса мира и жизни» — нашего лру-
га, вожля и учителя товариша Сталина.
(Аплодисменты).
	завершая поелевоенную сталинекую пя-
			_бедимого советского государетва.
	Взгляните теперь на нашу республику!
Сияют огни Днепрогэва, «Запорожетали»,
выдают металл домны Дненропетровека, ра-
ботают шахты Донбаеса и Кривбасса. На-
	И колхозы И СОВХОЗы В ЭТОМ ГОДУ Дали уро-
		жай выше, чем в лучшие довоенные годы:
Bea советская страна гордится труловым
патриотическим подвигом нашего украин-
ского колхозного крестьянства, которое с
честью сдержало слово, данное великому
Сталину, — собрать высокий урожай и
досрочно сдать-хлеб государству.
Украинский народ достиг этих успехов
благодаря могучей сталинской дружбе на-
родов Советского Союза, благохаря той по-
моши и поддержке, которую народы всей
нашей Родины и, прежде всего, наш стар-
ший брат — великий русский народ—все-
тда оказывали и оказывают Украине.
Украинский народ достиг этих величест-
венных побед на всех участках своей жиз-
ни и труда благодаря. тому, это им
руководила и руководит мудрая боль-
шевистекая ‘партия. ‘Гений великого
Сталина озарял. и озаряет наши пу-
ти вперед, мудрость великого Сталина
была и есть тот животворный иеточ-
	НИЕ, B ROTOPOM черпает наш народ; Rak i
	уверен-
	все народы советской отчизны,
борьбе и победе, ясность пели,
	 HOCTBH В своих силах, непреодолимое стрем-
	HCHHe KR BCe НОВЫМ И новым — высотам.
Центральный Комитет Коммунистической
партий (большевиков) Украины, во главе
	полнения украинская литература еще ни-
Kora не знала,

Я с большой радостью © трибуны. с’езла
сердечно приветствую нашу смену, нашу
высокоодаренную литературную. молодежь.
(Апледисменты).
	наше знамя’.
	мсй воли построить в своей стране KOMMY-
нистическое общество.

Олной из ведущих тем нашей литерату-
ры ‘является тема партии. Отображение
организующей и руководящей роли боль-
шевистсвой партии мы видим во Многих
произведениях украинской советской про-
зы, поэзии, драматургии.

Нашим писателям нужно уметь по-пар-
тийному смотреть на окружающий мир, ви-
деть и оценивать все с. точки зрения на-
шей большевистской партии, единственно
верной и единственно правильной , точки
зрения.

В беседе ‹е труппой советсках  писате-
лей на: Арто у А. М. Горького товарищ
Сталин назвал писателей
«инженерами человече-
ских душ», TeM самым
призвав нае к выполне-
нию великой и почетной
миссии — формированию
нового сопизлистического
человека. Е

Если посмотреть на
произведения украинских
писателей, которые поя-
вились в годы после пер-
вого с’езда, нетрудно уви-
деть в них. реализацию
нашими писателями этих
сталинских указаний.
Социализм, вошедший в
‚ жизнь и быт нашего на-
рода, вошел и в нашу.
литературу, создал  но-
вые, неизвестные доселе
образы людей новой ком-
мунистической морали.

«..укреплять мораль-
но-политическое единство
‘советского общества и
дружественное сотрудни-
чество рабочих, кресть-
ян, интеллигенции, ук-
реплять всемерно друж-
бу народов СССР, раз-
вивать и  культивиро-
вать _ советский ‘патрио-
тизм» — этот призыв
товарища  Слалина в
его докладе на ХУ
©’езде. ВВШ(б) стал б0е-
вой программой литера-
туры в ее ‘борьбе за
построение коммунизма в нашей стране.

В годы Отечественной войны гениальные
мысли нашего великого Генералиесимуса
товарища Сталина, воплощенные в его
докладах, приказах и речах, определили
направление всей деятельности украинских
ихсателей- и на фронте и-в тылу. . ;

‚ Украинские писатели несли народу сло:
во большевистской правды, утверждая его
веру в победу, возвелячивали и проелав-
ляли геройство, мужество и бесстрашие,
‘преданность идеям партии Ленина —
Сталина, духовное богатство советского
человека, так полно и всесторонне рас-
крывшееся в пламени борьбы нашего наро-
да за свободу, счастье, независимость и
социалистический строй своей Родины.

‚ Трубачами победы были все наши луч-
шие поэты — и Павло Тычина. и Леоних

Первомайский, и Владимир Cocwpa, w
А. Малышко, и 1. Дмитерко, и. Павло
Увенко, и Cassa  Голованивекий, и
	М. Стельмах, и Ш. Дорошко, и И. Нехода,
	И В. В ьондратенко,. и  . Вышеславекий, и
	Б. Палийчук, и Г. Плоткин, и М. Тала-
лаевский, и С. Гордеев, и многие другие.
Их боевая поэзия звучала co страници
центральных газет, и фронтовых, и армей-
CRUX, И ДИВИЗИОННЫХ.

Веномним также _ страстные  сталья
	В. Василевекой, Я. Галана, А. Полторацко-’
	го, А. Михалевича, очерки Н. Рыбака,
В. Кучера, М. Тардова, Ивана Ле, военные
рассказы Ю. Смолича.

Шагая дорогами войны, писатели уже
тогда положили начало военной теме и в
большой прозаической форме. В самый раз-
гар Сталинградской битвы на ‘страницах
«Известий» была опубликована‘ повесть
В. Василевской «Радуга». Во время войны
была написана’ большая часть трилогии
«Путь звезлы» В. Собко. Жизнь советекого
	тыла показал Н. Рыбак в романе «Оружие
	‹ Нами».

Исторические слова товарища Сталина
06. освободительной миссии нашего народа
и Советской Армии в снасении народов Ев-
` репы от фашистского ига нашли евое яр-
кое воплощение во многих произведениях
украинеких писателей.

А разве не сталинекими словами о вдох-
новляющих образах наших великих пред-
ков, проявивших мужество и мудрость в
борьбе с иноземными захватчиками, поро-
ждены такие произведения, как поэма
«Данило Галинкий» Миколы Бажана или
пьеса «Ярослав Мудрый» Ивана Rouepra,
«Переяславская рада» Натана ‘Рыбака?
H passe не высокой сталинской оценкой
наших молодых талантливых советских
народных полководцев руководствовался
Тюбомир Дмитерко, создавая свою пьесу
«Генерал Ватутин»?

Так сталинские идеи, тенпальные ста-
линские мысли оплодотворяли нашу лите-
ратуру, делали ее глубоко правдивой, вы-
сокоидейной.

Я хочу от имени веех наших украин-
ских литераторов поблагодарять нашего
великого стратега, нашего вождя и учите-
ля 38 его огромную  отеческую помощь
украинским литераторам. Примите,
‚ говарищ Сталин, за это наше искреннее
‚украинское сердечное спасибо! (Бурные
‚аплодисменты, все встают).

POG HM Saka JCh
кадры
	врагом социалистической Украины и ук-
раинской советекой культуры.
Враждебные сопиалистичеекому ^ содер-
жанию украинской советской культуры,
украинские налионалисты пытались отор-
вать национальную культуру от социали-
	с верным ученивом и соратником великого
Сталина — H. ©. Хрущевым, всегда на-
правлял и’ направляет’ усилия миллионов.
украинских людей на завоевания истори-
ческих побед на пути к полному торжеству
идей Ленина— Сталина.
Наша литература, каки вся наша етра-
на, теперь, после войны, еще более расцве-
Мы пришли. на этот с’езд со значи-
тельными творческими победами, которые
достойно вплетаются в прекрасный венок
славы нашей чудесной цветущей респуб-
лики. Если сравнить сегодняшнее cocTos-—
ние нашей литературы с ее состоянием во
времена первого с’езда советских писате-
лей Украины, то следует сказать, что и
численно она намного выросла. Сегодня
У нас на Украине работают 263 писателя.
Олнако еще больше радует нае качест-
венный рост налией ‘литературы. Многие
украинские писатели награждены за лите-
ратурную деятельность орденами ` Совет-
ского Союза. Одинналцать украинских пи-
сателей удостоены самого высокого для
советского художника звания -— ‘звания
лауреата Сталинской премии. Сталинеки-
ми премиями отмечены произведения Пав-
ло Тычины, Миколы Бажана, Максима
Рыльского, Владимира босюры, Ванды Ва-
силевекой, Леонида Первомайского, Андрея
Малышко, Петра Вершигоры, Александра
Гончара, Виктора Некрасова; Алекеандра
Ворнейчука. Ра
Наша партия веетгда высоко оценивала
роль литературы, как могучего оружия
борьбы за коммунизм. Тов. А. А. Жданов
товорил, что хорошее, высокоидейное иро-
изводение писателя равно выитранной
битве или построенному заводу. Вдохнов-
ленные этим большим вниманием партии
и народа к нашей работе, грандиозными
успехами строительства коммунизма в на-
шей стране, украинские писатели испол-
нены теперь, как никогда, творческой
энергии, небывалого творческого порыва.
	В то время, как американские и англий-
ские империалисты.. реализуя свои коемо-
	политические, & по сути империалиетиче-
	ские лозунги, душат национальные вул5-
туры, преследуют. передовых, демократиче-
ских писателей, наполняют книжный ры-
нок мутным потоком ‘антигуманистических,
человеконенавистнических = произвелений,
в это самое время весь мир видит чудес-
ные плоды расцвета наших советеких на-
цпональных культур, красоту и здоровье
Hamel молодой, самой идейной и самой ие-
редовой в мире советской литературы.
«Только при советской власти украин-
ская напиональная культура получила пи-
рокие возможности для своего свободного
	развития и стала подлинно народной, со-!
	пиалистической. культурой. Успешно пре-
одолевая антинародные, буржуазные влия-
ния, украинская наука и искусство полу-
чают все большее признание среди наро-
дов Советекого Союза и за его пределами».
Эти елова тов. В: .М.. Молотова, , -CRA38H-
ные в день 30-летия. Советской Украпны,
находят. свое яркое подтверждение в се-
годлняшнем- с”езде, который демонетрирует
перед всем миром расцвет народной, со-
циалистической литературы Украины.
Наша литература продолжает” славные
традиции великих предшественников-—пев-

цов украинского народа Тараса Шевченко,
	Ивана Франко, Леси Украинки, Михаила
Вопюбинского, славные традиции револю-
ционных демократов и классиков великой
русской литературы. Но наши предшест-
венники не могли и мечтать O TeX BEICO-
ких идеалах, которыми исполнена нала
советская культура. о
На путь обогащения величественным
социалистическим содержанием  украин-
ская литература: -ветала вслед за вели-
кой русской литературой, которая первой
подняла знамя социалистической  литера-
туры творчеством Горького и Маяков-
ского. Е
	ашиской советской литературы.
		ВП(б)У; доклады и выступления тов. A, A,
Жданова по илеологическим вопросам и,
в частности, по вопросам литературы п
искусства, опубликованные на протяже-
нии последних нескольких лет, 60 всей
‘остротой обратили наше внимание Ha He-
обходимоеть беспощалной борьбы с аполи-
тизмом, безидейностью, ‘© рецидивами бур-
жуазного напионализма, низкопоклонотвом
перед Западом в творчестве наших худож-
ников, мобилизовали нас на дальнеишую
активную наступательную борьбу. 38
большевистскую партийность, за идеиную
чистоту нашей литературы. Большое зна-
чение, придаваемое литературе и ис
кусству нашей партией, требует от нас
о60бой ответетвенности, ‘как › передовых
бойпов идеологического фронта. Этого. тре-
бует от нас и современная международная
обстановка, характерная обострением борь-
бы сил реакции, империализма против BCE
возрастающих сил демократии и  социа-
ЛИМА.

Как известно, на вооружении междуна-
родной реакции, кроме уже испытанного
растленного оружия расизма, национализ-
ма, состоит также идеология буржуазно-
го космополитизма, фактически являющая-
ея идеологией империзлиетической агрес-
сии, идеологией угнетения народов и их
национальных культур.

Среди участников  гаагского  балагана
«0б’елиненной Европы», которым. дирижи-
ровал Черчилль и где звучали космополи-
тические речи, можно было видеть укра-
инских националистов-бандерорцев, поль-
еких националистов-андерсовцев, которые,
будучи изгнаны народами за пределы сво-
их стран, стали и впрямь  безродныхи
космополитами, «беспачпортными бродяга-
ми в человечестве». : :

Украинские буржуазные националисты,
отражающие интересы . ничтожной кучки
украянских капиталистов, помещиков п
кулаков, никогда не имели ничего общего
в подлинными интересами украинского
народа, его национальной культурой. В
своей ненависти в революционной Росепи,
к партии большевиков, -к трудящимся мас-
сам украинского народа они. веегда пре-
смыкались перед капиталистическим 9а-
палом. Е

На буржуазный Запад, на «пеихологи-
ческую Европу» ориентировались ввинет-
вующие трубалуры украинской контрре-
волюции — Винниченко и Хвилевой. В
то же время Хвилевой всячески поносил
творчество Шевченко и. Франко — великих
класеиков ‘украинского народа. _

Воспитательная работа большевистской
партии помогла той. насти старой yxpaun-
ской интеллигенций, которая’ была зара-
жена национализмом, избавиться от этой
тяжелой и опасной болезни: Принимая не-
посредственное участие в сопиалистиче-
ском строительстве, представители этой
‘Части интеллигенции постепенно освобож-
дались от многих капиталистических пе-
режитЕов и в том числе от напиовализма:
`Большая часть” старых интеллигентов;
когда-то носивших в себе микроб, нацио-
нализма, ныне является активный Уча:
стниками борьбы за коммунизм.

А между тем есть еще отдельные пиеа-
тели, которые и сегодня не преодолели в
себе окончательно — националистических
взглядов. В атмосфере безудержного mpe-
клонения перед их авторитетом часть наз
ших критиков не заметила, что в творче-
	стве этих писателей ожили прежние
взгляды, обнаружились репидивы буржу-
азного напионализма,. В подавляющем
	большинстве елучаев рецидивы эти тесно
переилетаютея с космополитизмом, с раб-
CRAM преклонением перед культурой бур-
жуазного запала. Это мы видим в пройз-
ведениях Юрия Яновского. ‚Вепомните его
«Роман Ма», биологический в своей оено-
ве, с емо вымышленными романтическими
героями; которые носят несуществующие
«международные» имена., То же. самое ви-
дим мы и в «Четырех саблях» и в «Ма
стере корабля». Культ биологизма, ‘неиз-
менности напионального характера, чело-
веческой природы сочетается в послево-
енном романе Ю. Яновского «Живая во
да» с пессимистическим скепсисом, с не-
верием в человека, цозаииствованными пи-
сателем из арсенала современной  реакцион-
ной литературы Запада,

Роман «Живая вода»; как известно,
подвергся острой и справедливой критике
на пленуме Союза советских писателей
Украины в сентябре прошлого года. На
этом пленуме были единодушно осуждены
также буржуззно-националистические про-
изведения И. Сенченко и националистиче-
ские рецидивы в некоторых произведениях
Максима Рыльекого. ^

Реализация постановлений ЦК BRII(6)
и ЦВ Е1(6)У о литературе ‚и искусстве,
выполнение решений сентябрьского пле-
нума ССПУ обусловили большую творче-
скую активизацию украинских советских
писателей, усилили их внимание к темам
современности, к темам животворящего со-
ветекого патриотизма и советской нациоз
нальной гордости. И тот большой творчез
ский под’ем, е когорым встретила наша
литература Ham второй с’езд, являет-
ся несомненным результатом той победо-
HOCHOH идеологической борьбы, которую
вела и ведет наша литература против ка-
ких бы то ни было пережитков буржуаз=

ной идеологии, за большевистскую пар-
ТИЙНОСТЬ. я
	ром с’езде писателей Украины
	стического строительства, направить ее по
буржуазному пути, оторвать от передовой
русской революционной литературы, ориен-
тировать на загнивающую RYABTYDY капи-
талистического Запада.

CG помощью большевистской партии и
лично товарища Сталина были разгромле-
ны буржуазные националисты и. тем еа-
мым был расчищен путь aaa расцвета на-
шей литературы. .-

В борьбе за советскую. украинскую
культуру нам пришлось также бороться и
против национального нигилизма, космопо-
литизма, отрицавшего национальную форму
и фактически игравшего на руку буржуаз-
‘ным националистам.

Нужно прямо сказать, есть у нас и те-
перь некоторые критики и писатели, ко-
торые под видом разных «архипередовых»
теориек фактически отрицают украинскую
национальную форму в литературе. Они
считают, что национальная форма — это
временная уступка отсталым людям, KOTO-
рые якобы не поднялись ло подаинного по-
нимания советекого искусства. Они утвер-
дают, что только язык отличает украин-
скую литературу от иных литератур брат-
ских народов, да и Т0, мол, это дело тоже
преходящее.

Неправильно понимая тениальное ста-
линекое определение единства  социалиети-
ческого содержания и национальной фор-
мы, эти товарищи скатываются нз пози-
ции, далекие от ленинизма.

Таким людям чужда гордость за слав-
ные дела нашей украинской нации, выве-
ленной Лениным и Сталиным, внервые з&
	вею свою многострадальную историю, на
	светлый путь равенства, независимости,
суверенности, на путь, породивший неви-
данную творческую энергию в украин-
ском народе и принесший ему честь, славу
и глубокое уважение народов-братьев на-
шей необ’ятной Родины. (Аплодисменты).

Таким людям чужда национальная гбр-
доеть украинцев за бурное развитие своей
молодой, украинской советской националь-
ной литературы и культуры.

Весь советский народ гордится огромным
вкладом украинских рабочих, колхозного
крестьянетва, ‘интеллигенции в дело по-
строения коммунизма в нашей отчизне.

Весь советский народ знает, что именно
на Украине зародилось стахановское дви-
жение, что на украинских колхозных по-
лях было положено. начало славному дви-
жению пятисотнип. Разве это не является
нашей национальной гордостью? Разве в
этих знаменательных фактах, каки во
множестве других, не раскрывается нацио-
нальный характер нового украинского
советского человека?

Украина не та, что была когда-то, н
мы не те украинны, и наш национальный
хараятер, сформировавшийся в советские
тоды, под благотворным влиянием идей
партии Ленина-—Сталина, не тот, ‘что был
когда-то.

Не видеть богатства и расцвета. нашей
национальной украинской советской куль-
‘туры, какого она не знала никогда пре-
‘иде, богатетва национальных форм’ этой
‘культуры, порожденного новым социали-
стическим содержанием, не ощущать в
произведениях нашей литературы и искус-
ства’ нового, национального характера
украинского народа.—это значит. скатитБ-
ся до полного непонимания  ленинеко-
сталинской национальной политики.

Выступая на юбилейной. сессии Верхов-
ного Совета УССР в день 30-летия Совет-
ской Украины, тов. В. М. Молотов ска-
зал:

«Великая Октябрьская социалистическая
  Pepoanonaa освободила. народы старой. Рос-
сии от ценей капиталиетического рабства.
Она открыла для народов всего мира путь
5 коммунизму; путь к свободной, ечаетли-
вой жизни.

Berea 3a русеким народом украинский
народ первым пошел по этому пути. Исто-
рической особенностью здесь было: то, что,
став на советский путь, украинский на-
род добился, наконец, осуществления сво-
ей вековой мечты, создав свое наппональ-
ное украинское государство и “положив
этим начало новой и, действительно, слав-
Ной эпохе своей истории. Таким образом,
под звездой Советской власти возникло
подлинно народное, социалистическое го-
сударетво — Советская Украина, вступив-
шая в дружную’ семью советеких наро-
дов».

То, что украинский народ первым по-
шел за великим русским народом по пути
в коммунизму, является нашей  наяболь-
шей национальной гордоетью. (Продолжи-
тельные аплодисменты).

Наш патриотизм неотделим от сталин-
ской дружбы народов; Украинский народ
исполнен чувства ‘глубочайшей братской
любви к великому русскому народу. Вот
печему в украинской затературе таким
высоким и светлым ореолом окружено имя
русского народа, вот почему тема нераз-
рывного единства” братских народов яв-
ляется излюбленной темой многих наших
писателей.

Перед нашей литературой стоит зада-
ча — помочь партии в деле КОММУунисти-
ческого воспитания трудящихся. Эта зала-
ча приобрела особое значение сейчас, ко-
гда наша етрача вступила в периол посте-
пенного перехода от социализма в комму-
низму. Постановления ПК ВКП(б) и К
	мира, против поджигателей новой войны.
И ч видел, как лучшие интеллигенты ми-
ра с великой любовью смотрели нд. нае, с0-
ветских интеллигентов. Они видят в нашей
стране, в нашей культуре подлинный све-
точ правды, мира и счастья народов, Ha
этом конгрессе . выступали предотавители.
	интеллигеннии порабощенных”. империализ-
	MOM стран и народов; © большим гневом и
возмущением говорили они о том,’ как
подавляется ангио-американекими ‘имие-
риалистами национальная культура Их
стран, как обрекается она в условиях им-
периалистической реакции на вырождение
и гибель.

Ия подумал тогда, что было бы с нашей
украинской литературой, национальной
культурой, если 6 не Ленин и Сталин!
	Великие вожди Шенин и Сталин возгла-
	вили борьбу нашего ‘народа за свобду и
независимость. Ленин и Сталин сделали
все, чтобы наша национальная культура
расцвела, чтобы въиие поднимался наш на-
род, сберегая все особенности националь-
ной культуры.

Сталин создал наше великое украинское
советекое государство, ввел его в семью
братеких народов, как равное среди рав-
НЫХ.

Мы хозяева своего государства, мы твор-
цы своей великой национальной культуры.

Душой нашей литературы стали комму-
ниетическая  илейность;, - большевистская
партийность. Коммунистическая идейноеть,
большевистская партийность обеспечивают
нашей литературе ее подлинно новаторекое
	звучание, ее мировое международное
	Возьмите лучшие произведения, напи-
санные нашими украинскими  советсками
писателями: «Партия ведет», «Чувство
единой семьи», «Сталь и’ нежность», поэму
«Похороны друга» Павло Тычины, «Bec-
смертие», «Отцы и сыновья», «Сталинград-
скую тетрадь» Миколы Бажана, «Радугу»,
«Просто любовь», «Когда загорится свет»
Ванды Василевекой, лучшие романы Юрия
Смолича, лучшие поэмы и стихи Владими-
ра Сосюры, Макеима Рыльекого, Леонида
Первомайского, Андрея Малышко, Любоми-
ра Дмитерко, Павла Беспощалного, Саввы
Голованивского, Натальи. Забилы, Павло
Усенко, романы и повести Ивана Ле, Петро
Панча, Семена Скляренко, Александра Ко-
пыленко, Алексея Десняка, Натана Рыба-
ка, Олеся Донченко, Александра Бойченко,
Петра Возланюка, Ваенлия Кучера, Анато-
лия Шияна, Александра Гаврилюка, луч-
шие пьесы Ивана Кочерги, драматический
портрет «Генерал Ватутин» Любомира
Дмитерко, публиниетику Яроелава Галана,
Алексея Полторацкого, очерки Ивана Во-
лошина, Александра Михалевича Юрия
Дольда, Василия Минко и других. Все эти
произведения нашли путь к читателю имен-
HO потому, что в них огображены новые
черты нашей действительноети, в НИХ мы
видим лучшие качества советских людей,
воспитанных большевистской партией.
Бойцами армин великого стратега наз-
вал большевиков П. Тычина. Вее писатели
чувствуют себя бойцами армии великога
стратега. Они славят в своем творчестве
великого стратега — Сталина, имя  Еото-
рого. стало символом нашего могущества,
нашей непобедимости. нашей непреодоли-
	5 идейной борьбе
Hala
	Творческие успехи нашей литературы.
вав и успехи всей нашей страны, завоз-
ваны нами в суровой и трудной борьбе.
Нам на Украине довелось вести беспощад-
ную; жестокую борьбу с украинским бур-
жуазным  национализмом, этим злейшим
	Вместе с народом в бою и труде.
	Тромвую славу прекрасной; цветущей
республики завоевала Советская Украи-
на в’ предвоенные годы. Такой же бога-
той, цветущей была и ее литература В
расцвете своих творческих сил пришла
она на фронт, отетаивая: честь, свободу и
независимость советекой Родины. На вой-
не, в жестоких битвах с врагом, в боевых
походах, плечом к плечу со своим народом,
она обогатилась большим жизненным опы-
том, стала более зрелой, прониклась бое-
вым, наступательным духом; прошла вели-
кую школу патриотической преданности,
большевиетской партийности, иенолнилаеь
еще большей верой в мошь и несокруши-
мость советского строя. в величие и бес-
	`смертие ‘всепобежлающих идей Ленина —
	Сталина. (Аплодисменты).

Больше половины украинских советских.
писателей в первые же дни  вероломного
нападения немепко-фантистеких ‘захватчи-
ков на нашу страну добровольно пошли на
фронт. 25 писателей погибли смертью
храбрых на полях войны и срехи’ них та-
кие известные. нашему читателю литера-
торы, как Алексей Лесняк, Яков Вачура,
Алекоандр Гаврилюк, Константин Гераси-
менко, Николай Трублаини и другие.

Я предлагаю почтить их память встава-
нием. (Все встают).

После войны в нашу литературу при-
шел большой отряд молодых писателей.
Наши молодые товарищи пришли к нам е
полей сражений, из цехов заводов, се кол-
хозных полей, чтобы показать читателям
величественный похвиг народа в дни вой-
ны и в дни мира, подвиг, непоередетвен-
ными Участниками которого они были.
Словно свежий и плодотворный ветер,
врывается в литературу их хуложествен-
ное слово. В нем бьется пулье живой жиз-
ни, в нем бурлаят большевистская страсть
активной борьбы за коммунизм.

Так пришел в нам Алексанхр Гончар —
недавно старший сержант Советской Ap-
мии, Участник освободительного похода по
	Печатается по сокращенной стенограмме.
	ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕГА
ро №983
	землям западной Европы, а сегодня—пи-
сатель, известный всему Советскому Союзу,
автор трилогии «Знаменоспых. ый

Так пришел к нам Виктор Некрасов —
в годы войны капитан саперных войск,
а сегодня, так же, каки Гончар, — из-
вестный писатель, лауреат Сталинской
премии.

Тав пришли в нам Леонил Серпилин —
автор повестей «Рассвет» и «После вой-
ны», недавний моряк Черноморского флота
Дмитрий Ткач — автор повести «Плема
вильных» и сборника рассказов «Моряки»,
военные Журналисты — Никита Шумило—
	автор сборника «Голубой зенит» и Вита-
imi Петльованный — автор сборника
«Двое», журналист, сотрудник газеты
	«Радянська Донеччина» Иван Рябокляч—
автор повести «Золототысячние»,  науч-
ный работник Владимир Добровольекий —
автор повести «Трое в серых шинелях»,
бывший начальник одной из шахт Донбас-
са Петр Ефимов — автор повести «Степь
Донецкая», инженер Енакиевского метал-
лургичеекого завода Владимир. Попов —
автор романа «Сталь и шлак»,

`Еще более бурный приток молодых сил
наблюдаем мы в поэзии. Hama молодая
поэзия сегодня характеризуется такими
именами, как, скажем, Платон Воронько—
поэт-партизан, Николай Руденко — уча-
стник героической обороны Ленинграда.
талантливый ноэт-лирик Наум Тихий —
бывший сержант, участник  Сталинград-
еких боев. Свовобразием своего поэтиче-
ского дарования все большее внимание
привлекает к себе поэт Александр Подсу-
ха. Наша критика и читатели все больше
товорят о Петре Бибе — молодом поэте из
индустриального Никополя, 06 Аркадии
Рывлине =— инженере киевского завода
«Ленинская кузнина».

Небывалый приток в литературу  моло-
дых талантливых еил является свидетель-
ством того высокого илейного и морального
пол’ема, с которым советский народ, руко-
водимый партией Ленина— Сталина,  одер-
жав веемирно-историческую победу в Ве-
ликой Отечественной войне, успешно вы-
‘полняет послевоенный сталинский план
‘построепия коммунизма,
	Украинская литература на пол’еме
	‚ Идея советского патриотизма, советской
национальной гордости, пафое большевист-
ской партийности, глубокое понимание
всемирно-исторической миссии советекого
государства и нашей советской культу-
ры — вот что определяет собою содержа-
ние лучших произведений современной
украинской советской литературы, каки-
ми мы по праву гордимся.

Показательно уже само количество но-
вых больших прозаических произведений.
За последние два года на Украине опуб-
ликовано около 25 романов и повестей.

Весной этого года, на нашей встрече ¢
Никитой Сергеевичем Хрущевым, он пря-
звал писателей написать произведения о
		ков, 00 их борьбе за торжество  социали-
стического земледелия. Наши прозаики
ARTHBHO OTRAMKEYIUCL Ha 9TOT призыв. В
	последнее время появился ряд. романов *и
повестей, среди которых прежде всего
следует отметить роман Семена Скляренко
«Хозяева» и повесть мололого прозаика
Ивана Рябокляча «Золототысячник».

В последнее время у нас появилось не-
сколько прозаических произведений о рз-
бочем классе.

«Сталь и шлак» В. Попова, «Тайта-
строй» Н. Строковского, «Горячие чувет-
ва» Я. Баша, «Племя сильтых» молодого
криворожекого писатела Шиттиа Толаа
	являются несомненным достижением  на-
шей. современной прозы.

В области исторического романа мы
	уме имеем ряд значительных  произведе-
ний. встретивших широкое признание г0-
hetero общественности: «Украина» Ивана
Ле, «Ошибка Оноре де-Бальзака» Натапа
Рыбака, «Петербургская пезнь» Алекганл-
	ОКОНЧАНИЕ ДОКЛАДА СМ. НА 3 СТР.