[ятература-учебник жизни
		‘Дискуссия о преподаваний
литературы в. школе
		а новое, что внес наш писатель в сокр»
вищницу ‘русской и мировой художествен-
ной мысли, показать его вклад. Нужно
подчеркнуть, что мировое значение рус»
ской‘ литературы определяется  своеобра.
зием Исторического, развития России, вели.
кими революционными и освободительными
традициями нашего народа.

Дискуссия показала, что методика пре-
подавания литературы не удовлетворяет
возросшим потребностям школы. Характер-
но; что доклад одного из наиболее ‘видных
методистов проф.. В. Голубкова не выхо-
дил за пределы узко методических вопро-
сов и общих рассуждений.

Резко критиковал утвердившуюся мето-
дику изучения литературы проф. Г. Гуков-
ский (Ленинград).

На. дискуссии. неоднократно  высказыва-
лнсь пожелания привлечь писателей к ак-
тивной, творческой работе над учебника-
ми, хрестоматиями, монографиями. Серьез-
ный счет пред’явили учителя советским
литературоведам, работа которых оторва-
на от насущных нужд школы.

Итоги обсуждения были подведены ‘в
выступлении министра просвещения РСФСР
тов А Вознесенского.
	— Наша дискуссия, несомненно, имеет.
серьезное положительное значение, — ска-
зал миниетр. — Она дала много ценного,
	помогла нам полнее предегавить недостат.
„ки преподавания литературы.в школе, Вне.
‚сен ряд деловых предложений об улучше-
нии школьного преподавания. Однако на
многие важные вспросы дискуссия не дала,
к сожалению, достаточно убедительного
ответа. И докладчики, и участники обсуж-
дения выдвинули мало конкретных пред-
ложений о ‘перестройке’ программ и. учеб:
НИКОВ. : в

Министр дал анализ тех изменений в по-
становке преподавания, необходимость ко-
торых особенно. ясно выявилась на дискус-
сии.

Часть материала из \У класса следует
перенести в Ш и в Г\  классы, ликвидировав
разрыв между ТУ’ иУ\У классами. Программа
УГ и УЦ классов должна знакомить уче:
ников с лучшими произведениями класси-
ческой и советской литературы в истори-
ческой последовательности, с тем чтобы
школьникам, уходящим из семилетки в
жизнь, дать ясное представление о нашей
литературе. ›

Министр подверг крилике хрестоматий по
литературе младших классов, указав, что
материал, который они дают ученику, зна-
	чительно ниже Того, что Дает детям 2визнь.
	Отвечая на жалобы некоторых ‘учителей,
говоривших о перегрузке программы, тов.
А. Вознесенский сказал, что сокращать
программу — значит обеднять ee, лишать
молодежь радости ‘шире и богаче знать
нашу замечательную литературу. Решение
вопроса нужно искать в улучшении мето-
дов ‘школьного преподавания литералуры.

Особое внимание обратил министр на не-
обходимость борьбы с формалистической
методологией, элементы которой еще дают
себе знать. в практике нашей школы.

В результате дискуссии создана комис-
сия по переработке учебников и программ,
в состав которой вошли от Министерства
просвещения: А. Вознесенский; И Конда-
ков, Н. Соловьев, М. Шильникова, О.  Чел-
панова; от Союза советских писателей:
А. Фадеев, А, Макаров, А. Барто, С. Мар-
шак, В. Смирнова; от научных работников:
Т. Мотылева, Л. Тимофеев, Н. Бродский;
Н. Глаголев, А. Ревякин, Г. Гуковский,
Л. Плоткин, А. Дементьев. В. Голубков,
С. Смирнов, П. Краевский, Г. Бочаров,
А. Зерчанинов; ‘от учителей; И. Севастья-
нов, Е. ` Домбровская, А. Ямпольская,
Н. Гердзей-Капица, М. Салтыкова,
	Федорович В. МЛен цветет. “Рассказы.
204 стр. Цена 4 руб. 50 коп. /

Фраерман Р. Повести и рассказы.
464 стр. Цена 13 руб.

Черный О. Музыканты. Роман. 536 стр.
Пена 15 руб.
	Шторм Г. Флотоводец Ушаков. 352 стр.
Цена 10 руб.
Шебунин П. Мамаев Курган. Повесть.
	244 стр. Цена 7 руб.
	Четыре дня продолжалась дискуссия о
преподавании литературы в школе, орга-
низованная Министерством просвещения
РСФСР, Союзом советских писателей и
«Литературной газетой». В ней приняли
участие писатели, критики, литературове-
ды, учителя, методисты;

На совещании были заслушаны доклады
проф. Л. Тимофеева «Содержание и об’ем
курса литературы в школе», проф. В. Го-
лубкова «О структуре школьных программ
по литературе», дон. М. Краевского «О
школьных учебниках по литературе».

Доклады и прения показали, что препо-
давание литературы в школе, несмотря на
ряд несомиенных . успехов, все еще отстает
от современности.

Почти все выступавшие с одобрением
отозвались о том, что с нынешнего учеб-
ного года советская литература в старших
классах выделена в самостоятельный курс.
На ес изучение отводится “теперь вся про-
грамма Х класса. Однако, как отмечалось
в выступлениях доц. А. Дементьева,
учителя С. Гуревича и др., круг изучаемых
советских писателей все еще очевь ограни-
чен. Крайне бедно представлена советская
поэзия. Учащимся просто нечего заучивать
наизусть. Произведения Багрицкого, Твар-
довского, Исаковского изучаются бегло, в
обзорном порядке.

В программе ничего не говорится о писа-
телях, которые пришли в литературу за
последние годы. Прав был учитель С. Гу-
ревич, потребовавший, чтобы в программе
отводились специальные часы на ознаком-
ление учащихся с новинками современной
литературы.

Крупнейшим недостатком программы но
советской литературе А. Макаров считает
отсутствие -в ней темы социалистического
труда, Такие произведения. как «Время,
вперед!» В. Катаева, «Танкер «Дербент»
Крымова, не упоминаются даже в списках
книг для внеклассного чтения.
	Н. Скосырев и проф. Л. Климович гово-
рили о том, что, выходя из стен школы,
ученик должено представлять советскую
литературу как великую многонациональ-
ную литературу. у

В старых программах тщательно обходил-
ся вопрос идейной классовой характери-
стики писателя. В программах последнего
года появились такие формулировки, как
«идейная направленность произведения»,
«социальная обусловленность творчества»
и т. д. Но далыне этих общих туманных
определений составители не пошли. Ведь
главное, чего ждет учитель от програм-
мы, — это конкретного указания, в ка-
ком направлении раскрывать идейное содер-
жание того или иного произведения. А со-
временная программа, как это было отме-
чено проф. Л. Плоткиным (Ленинград),
учительницей М. Салтыковой (Ленинград)—
это ребус для учителя. Она не направляет
его работы, не идет дальше простого пе-
речня и формального описания’ отдельных
тем.

—Для того’ чтобы улучшить чикольную
программу, — сказал в своем выступлении
A. Фадеев, — нужно верно построить ее
идейно. Конечно, весь Х класс нужно по-
святить советской литературе, начиная с
Горького, ибо только наша литература рас-
крыла идеи советского патриотизма, соция-
листического гуманизма, братства народов.

Как же тогла нужно решать волрос о
программе ХХ века? Главным идейвым со-
	ная борьба революционеров-демократов. Бе-
линский, Чернышевский, Добролюбоз-—ми-
ровые корифеи материалистической эстети-
ки. Де появления эстетики Маркса и!

Панина почань сна р scTeTHuecKod Teo.
	ИЗДАТЕЛЬСТВО «СОВЕТСКИЙ ПИСАТЕЛЬ»
	Польна waren Ц ВОПРОСУ 0 ПРОИСХОЖДЕНИИ
		&..Обращаясь к Моку, Дюкло спросил:
— Можете ли вы, Жюль Мок, сказать, что
газета «Попюлер» не получает денег из-за
границы?

На этот вопрос Жюль Мок не дал ответа».

Из отчета о заседании Националь-
ного собрания Франции.
	Когда Жюль Мок, —
палач, Иуда, —
В Палате с речью выступал,
Все говорили: ну, откуда
У Мока в голосе = металл?
	Когда Жюль. Мок
весьма прилежно .
Американцев прославлял, т
Был по-особенному нежным
У Мока в голосе — металл.
	Когда Жюль Мок
своим подонкам

Стрелять в рабочих приказал,
Был по-особенному звонким
У Мока в голосе — металл...
	И вот вопрос ему поставлен:
Во всей политике cefinac,
В терроре,
в лжи, .
в расстрелах,
в травле,
Какой металл звенит У вас?
	Жюль Мок молчит.

Месье! Вниманье!
Orser готов. Ответ не нов.
Его испуг, его молчанье
Красноречивей всяких слов!
	Аюль Мок молчит. _
Месье! Вниманье!
Он этим ясно говорит:
Что у него звенит в кармане,
То и в политике звенит!’
	Немаловажно и другое:
Весь мир доподлинно узнал,
В какой стране и чьей рукою
Он ‘отчеканен, сей металл!
	Есть тот, кто лучше всех на свете
Осведомлён, когда и где
Металл заморский дан по смете

Журналам, партии, газете
Жюль Мока — Блюма — Рамадье,
	..Какой металл у них звенит,
Пусть мистер ‚Маршалл раз’яснит!
	ee wns a OP pes nes
		В. ДАНИЛЕВСКИЙ,
	действительный член Академии наук УССР
	Генеральский ‘бред
	ленно спешил», делая вид, что он-де
пришивает «носледнюю пуговицу» своим
солдатам, в то время как на востоке Co-
ветская Армия громила и истребляла фа-
шистские полчища.

Эйзенхауэр со злостью товорит о том,
что «название почти каждой малой стра-
ны Восточной Европы напоминает нам о
недостигнутых целях, о которых так тор-
жественно было заявлено в Атлантической
хартии еще до Пирл-Харбор».

Миллионы хомутов, заготовленных аме-
риканскими. капиталистами для населения
стран новой демократии, остались неис-
пользованными. Вполне. понятно, что разо-
чаравание велико: какие рынки потеряны,
сколько людей, обреченных 0 планам
Черчилля — Эйзенхауэра. на рабство,
строят сейчае свободную. жизнь без помо-
щи «комиссий добрых услуг» и прочих
орудий агрессии...

На генеральских плечах красуется тога
мира. Он выступает в роли Gopma за
«свободу от страха, несправедливости и уг-
нетения». На страницах книги непрерыв-
но сменяются звонкие фразы нового «жре-
ца свободы». У него хватает смелости го-
ворить от имени «голодных, бедных и уг-
нетенных». Он оказывается  ревнителем
борьбы за «уничтожение социальных и
экономических зол». Он выступает в роли
апостола «моральной честноети».

Beem этим туманом, хлесткими фра-
зами Эйзенхауэр надеетея обмануть массы
и заставить их принять то, что ‘он `пропо-
ведует по поручению своих хозяев. Имен-
но заставить, ибо он прямо и точно гово-
рит, что единственным критерием являет-
ся сила, кулак. этот господин пишет;
<Сложившиеся обстоятельства не оставля-
ют нам никакого выбора, кроме поддержа-
ния реальной значительной силы».  Взы-
вая к необходимости обеспечения (‘оеди-
ненным Штатам максимальной экономиче-
ской мощи н военной готовности, он твер-
	дит, что отказ от политики кулака и
экономического порабощения —= 9TO «HE
Только ГЛУПО, —— ЭТО преступно глупо».
	Далее в программе новоявленного под-
жигателя войны следует тезис: «Одна во-
енная готовность не является достаточным
ответом на вопрос». Что же тогда являет-
	ся лостаточным ответом’ На щите колум-
	бийского ректора намалеваны слова: «Фе-
деративное мировое правительство».
Захлебываясь от восторга перед мощью
	Соединенных Штатов, претендующих на
мировое тосподетво, Эйзенхауэр уверяет,
что «мир сейчае слишком мал для строгих
концепций о национальном суверенитете».
Призывая народы к отказу от напиональ-
ной свободы и независимости, он утверж-
цает, что этот отказ совсем не страшен,
что все будет очень хорошо, если народы
доверятея добрым дядям из США.

Господин Эйзенхауэр пыхтит и тужится
и30 всех сил, чтобы взорвать Организацию
0б`единенных Напий°и привести ей на
смену «Федеративное мировое  правитель-
ство», смысл которого — тосподетво аме-
рнканских монополий на земном шаре.

«Черчилль, главный поджигатель новой
войны, уже добился того, что липгил себя
доверия своей нации и демократических
сил всего мира. Такая же судьба ожидает
всех других поджигателей войны». Эти
слова товариша Сталина следует помнить
и автору книги «Ерестовый поход в Ев-
pone»,
		Переведенный господами е Уолл-стрита
в запасе генерал Дуайт Эйзенхауэр переба-
зировалея в «тихую заводь». Главноко-
мандующий англо-американскими — воору-
женными силами во время второй мировой
войны теперь командует студентами: ны:
не он ректор Колумбийского университета.

Видимо, все же Эйзенхауэр’ нисколько

не намерен на новом посту отказываться
от политики. Сменив меч на перо, он
выпустил книгу под названием «Крестовый
ноход в Европе» — своеобразную смесь
инсинуаций, порожденных разыгравшейся
манией величия, и лживого бреда..
_ В начале ноября в помещении музея
науки и индустрии, находящегося в глав-
HOM зданни рокфеллеровекого центра в
Нью-Йорке, открылась выставка. Цель ее
устроители определили весьма мирной
формулой: ознакомить американскую пуб-
лику с эволюцией производства и изда-
° вия книг в Соединенных Штатах. Однако
за этой мирной формулой скрывается отол-
телая пропаганда новой войны в интересах
утверждения мирового господства  амери-
канского империализма,
	В главном зале выставки специальный
стенд отведен «гвоздю» современной аме-
риканской печатной продукции. Генерал
Эйзенхауэр доволен: «гвоздем» выбран
«Врестовый поход в Европе». Вокруг этой
книги поднята шумиха. Этот «труд» уже
переведен на 10 языков и печатается по
частям в газетах многих стран мира.

Выполняя приказ американских монопо-
ant, Эйзенхауэр на свой генеральский лад
перепевает затасканную идейку о том, что
мир, якобы, стоит перед угрозой неизбеж-
ного военного столкновения.

Бонечно, тенерал отнюдь не забывает
при этом и о самом себе. Большая часть
ЕНИГИ =— свыше 500 страниц — посвя-
щена воспоминаниям о том, что совершил
Эйзенхауэр © момента вступления Созди-
ненных Штатов во вторую мировую войну.
Колумбийский ректор демонстрирует ,c06-
ственную персону то в генеральском мун-
дире, то в некоем голубином оперении с
OXHBROBOH ветвью мира в руках. Оказы-
вается, вся беда в том, что Советский
Союз не внял его призывам, Ведь это он,
тенерал Эйзенхауэр, в поте лица упорно
стремился установить мирное сотрудниче-
ство между CCCP и Соединенными  Шта-
тами, Он еделал, по его словам, все, что
смог, для устранения «угрозы всеобщему
	единству и миру» на основе «взаимной
веры и доверия между Америкой и Совет-
ским Союзом» в те дни, когда командовал
оккупационными войсками в Германии.

Закончив эти разглагольствования, гене-
рал. сбрасывает голубиное оперение и ме-
няет тон. Считая почему-то. доказанным,
что в интересах мира эйзенхауэры сделали
все необходимое, колумбийский ректор ве-
щает о перерастания «раскола между пра-
вительственными системами двух великих
держав... в создание в мире двух враждеб-
ных лагерей, разногласия между которы-
ми, в конечном счете, приведут к новой
опустошительной войне». ‘

Эйзенхауэр громоздит одну тлыбу лжи
на другую, пытаясь векарабкаться на
вершину этих новых геркулесовых  етол-
пов. Но напрасно генерал в отставке ду-
мает, что уже забыта роль, которую он
играл по указке американских финансо-
вых магнатов во время войны. Народы
мира никогла не забудут о том, как, ©
благословения Черчилля, Эйзенхауэр «мед-
		освободительное движение, которое Пол: 9-
товляло нашу революцию, породило самую
прогрессивную литературу.

— Если для IX класса, — продолжал
А. Фадеев, -—- главной является тема ре-
волюционной демократии и крестьянского
движения, то в УШ классе на первом ме-
сте должна стать тема — Отечественная
война 1819 года и декабристы. ‚ Война
против захватчиков, которая закончилась
побелой Россин, пробудила национальное
самосознание народа, вызвала освоболи-
тельное движение, деятельность декабри-
стов. На этом национальном под’еме и вы-
росло творчество Пушкина.

А. Фадеев указал на необходимость глу-
бокога социальнога подхода’ к явлениям
литературы и дал пример, конкретного раз-
бора отдельных произведений.

На. дискуссии был детально обсужден
вопрос об об’еме знаний по литературе,
которые получают ученики на протяжении
десяти лет.

С. Маршак и А. Барто подвергли крити-
ке хрестоматию’ для первоклассников. Ее
авторы разговаривают с детьми сюсюкаю-
щим языком, в надрывно-сентиментальном
тоне. Книги «Родная речь» мало знакомят
учащихся с классическими произведениями,
не воспитывают художественного вкуса
детей. ; /

Составители хрестоматий для начальной
школы игнорируют советскую детскую ли-
тературу. Отводя многие страницы уже
давно забытым третьесортным поэтам, вро-
де Аллегро (Соловьевой) или Аполлона.
Коринфского, они в то же время оставля-
ют за.пределами” школьных книг А. Гай-
дара, Б. Житкова, С. Михалкова и других.

Проф. В. Голубков и многие учителя го-
ворили с недооценке советской литературы
в программах‘ и хрестоматиях У—УП клас-
сов.

А. Фадеев, В. Смирнова, С. Маршак,
проф. Л. Тимофеев, проф. В. Голубков,
дон. Н. Кудряшов, учитель И. Севастья-
нов и многие другие резко высказывались
против так называемого «литературного
чтениях в \У—УП классах. ‹ Хрестоматии
этих классов представляют собой настоя-
щую окрошку из случайно подобранных
произведений, вернее, даже не произведе-

ний, а отдельных выхваченных ‘наугад от-
рывков. Нет никакой системы в располо-
жении материала.

А ведь большинство юношей и девушек.
заканчивают свое образование в УП клас-
се. Они выходят ‘из школы, так и не по-
лучив связного, последовательного пред-
ставления о русской литературе.

Необходимо уже в УГ и в УП классах
расположить материал в хронологической
последовательности, — таково было почти
единодушное мнение участников обсужде-
HUAL-

Интересным было выступление Т. Моты-
левой, посвященное важному вопросу, ко-
торый часто неверно трактуется в про-
граммах. .

— Нельзя сводить вопросе о мировом
значении русского писателя к простому
перечню тех, ‘на кого он влиял, как это
сплошь и рядом делается в школах, —
сказала она.—В программе, например, стоит
вопрос о влиянии Чехова на европейскую
и американскую новеллу и драматургию.
Что-ы ответить на него, нужно сослаться
на Пристли, Шервуда Андерсона, Колдуэ-
ла. Эти имена школьникам ничего не го-
ворят. Необходимо прежде всего раскрыть

АИТ АННАН
	Жуков Ю. На Западе после войны.
Записки корреспондента. 406 стр. Цена
 . руб. 50 коп.

Папаскири И. К долгой Жизни.
Роман, Литературная редакция Л. Пасын-
кова. 242 стр. Цена 7 руб. 50 коп.

Письменный А. Восточные меридиавы.
Рассказы и повесть. 296 стр. Цена 9 руб.

Платошкин М. Повести, 368 стр; Цена
10 руб. 50 коп.
	ФАКТЫ т
БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ
	j

НАЗАД В ТЮРЬМУ!
	Некий Уолтер Сюард, _приговоренный
22 года назад к пожизненному заключению
в тюрьме штата Индиана (США), усиленно
добивался пересмотра своего ‘дела и, на-
конец, недавно был помилован. Однако, по
сообщению журнала «Тайм» выйдя из
тюрьмы, Сюард был ошеломлен непомерно
высокими ценами и, решив, что не сможет
заработать на пропитание, упросил местные
власти вернуть его обратно в тюрьму.

)
	ВЕРХ ОПТИМИЗМА
	Как сообщает журнал «Кавалькеид», сын
Дьюи незадолго до’ выборов заказал ви-
зитные карточки, на которых рядом с его
	именем был указан новый адрес: Пенсиль-
вания-авеню, 1600, Вашингтон (почтовый
адрес Белого дома).
	БИЗНЕС ПО-КАНАДСКИ
	Стремясь сохранить на прежнем уров
не цены на картофель, канадское пра-
вительство закупило около 10 млн. буше-
	лен картофеля в приморских провинциях и   рии не было создано. Надо показать, что
	оставило его гнить на полях до полного
уничтожения.
	ГВОЗДЬ ПРОГРАММЫ
Некий Юлиус Леддин намерен создать
	в Австрии «реформистскую партию». Автор
	программы новой партии не выдвигает ни-
каких политических требований. Основным
пунктом программы является введение
принудительного брака’ для всех мужчин
	принудительного орака’ для всех мужчин
в возрасте.-от 30 до 65 лет с тем. чтобы!
	уменьшить число незамужних женщин.
	Австрийский канцлер Фигль поддержал
	программу «реформистской партии» и на-
	‹ Правил ее на изучение экспертов.
	Борян Г. Ереванские paccbeTM 132 стр.
Цена 5 руб.

„Стихи о Советской Apemu и ее людях.

Белорусские рассказы. Составил Il. Коб-
заревский. 324 стр. Цена 9 ‘руб. 50 коп.

Маяковский об — Америке. Стихи.
Очерки. Газетные интервью. Составитель
В. Катанян. 166 стр. Цена 6 руб: 50 кои.
	Новые кимли
	Приезд в Москву Жоржи Амаду.
	Но приглашению Союза советских писа- ского народа. Недавно в русском переводе
телей вчера в Москву приехал известный   вышла его книга «Земля золотых плодов».
	бразильский писатель Жоржи Амаду.
Жоржи Амаду — искренний друг совет-
	В Советском Союзе Жоржи Амаду наме-
рен пробыть несколько недель,

ЮЕБЕНЕИЕЕЕЕ! внавовививиниевовеничен СООТ СТТЕТЕТТО SOR SRA TSSOP SEEROTEHERAE PARES ESHA TEES SRREUERERERERRBOSESREREESE
		Ларри
	Недавно в Париже закрылся «Осенний
сзлон» ‘современной французской живопи-
си. Мы побывали там. В просторных залах
салона были собраны сотни полотен. Но
мы спрашивали себя: картины ли это?
Вот одна из них, принадлежащая кисти
Андрэ Маршана: огромная голая женщина,
нанисанная зеленой лягушачьей: ‚ краской;
два черных урода протягивают ей подобие
цветка. Это называется «Весна». Почему?
Неизвестно. Только больное воображение
могло родить такую картину. Создается
впечатление, будто автор. ее, художник,
убежал из дома умалишенных. Хоропю,
если бы такая «картина» была исключе-
нием, а то ведь почти все выставленные
в салоне вещи претендуют на подобного
рода «новаторство».

Правда, среди этой мазни,  оскорбляю-
щей человеческое достоинство, вотречают-
ся и реалистические полотна. Такова, на-
пример, картина «Парижанки на рынке»
Андрэ Фужерона: В ней нет загадок и по-
лунамеков. Есть смысл. И главное—прав-
да. Но за эту правду реакционная па-
рижская печать обрушилась на художни-
ка. Газета «Карфур» обвинила Фужерона
в ‘деградации», в отходе от поисков «вы-
сокого искусства» к будням жизни. Зато
6peq Mapmana об’явлен чуть ли не тени-
альным’ произведением,

Когда выходишь из салона, то иепьты-
ваешь такое чувство, будто выбрался из
грязной ямы, и невольно хочется вы-
мыться, освежиться.

Сейчас в том же помещении открыт
«Зимний еалон». Такое же множество кар-
	Тин, этюдов, натюр-мортов. Но как далеки
их сюжеты от действительной жизни со-
временной Франции! Не потому ли так пу-
‚= ето в холодных залах этой выставки?
Совершенно очевидно, что рядового фран-
цуза не волнуют «художественные» —вы-
крутасы, являющиеся о плодом больной
фантазии так называемых живописцев.
#3

* .

Cen Жермен xe Ups — wecro serpes
литераторов. Тут за столиками кафе
«Флор» можно увидеть людей, трызУщих
	«/итературная газета» выходит два раза
	в неделю: по средам и субботам.
	Неделю назад здесь состоялся Нацио-
	ские заметки
	кончик карандаша над раскрытым длок-
нотом или углубленных в чтение гравок,
пахнущих свежей типографской краской.
Тут же недалеко от бульвара Сэн Жермен
в маленьком подвальчике «Табу», на ули-
це Дофин, пб ночам собираются  «экзи-
стенсизлисты», последователи реакционно-
го литератора Сартра. :

«Клуб» экзистенеиалистов нарочито от-
делан таким образом, чтобы произвести
впечатление обветшалости, затхлости, ду-
хоты. У входа на грязном клочке бумаги
намалевано: «Входя сюда, забудь и вы-
брось самого себя». Члены этого клуба, об-
рашаясь к посторонним посетителям в
специально  отпечатанном проспекте, го-
ворят о себе:
	«Бы видите здесь танцующих девушек
в брюках и бродяг в одних рубашках. Это—
бедная молодежь, она растет в своей с0б-
ственной грязи, она заставляет приглашать
себя на выпивку и требует, чтобы за нее
платили. Это — молодежь подземелья, Лю-
бопытная плесень. ненависти,  ревноети,
глупости и вульгарной сексуальности.

Греческие юноши слушали наставления
Сократа. Экспрессиониеты ходили в тун-
нели холма близ Мулен де ля Галетт пить
белое винцо. Неудачников Сэн Жермен де
Прэ приучила № подземной жизни боязнь
бомбардировок. Мысль о том, чтобы соби-
раться в подземелье, пришлась им весьма
по вкусу».

‚Таково лицо экзистенсиалиетов, таково
их житейское кредо. Что касается их ли-
тературного направления и стиля, TO
они достаточно ярко выражены в клевет-
нической пьесе Сартра «Грязные руки» ив
книжонке. Бориса Виана «Я буду плевать
на ваши могилы», являющейся образцом
самой гнусной и самой извращенной пор-
нотграфии.

Заметим кстати, что эта книжонка про-
дается в киоске дворца Шайо, где среди
прочих вопросов. обеуждаетея вопросе 0
запрещении торговли и распространения
порнографических изданий...

Постоянными посетителями полвальчика
	«1абу» являются американские ‘туристы.
	Все, что там происходит, все, что там по-
ют и. сочиняют, делается в угоду амери-
канским туристам, которые приобщаются
здесь к современной франнузекой «куль-
туре» Сартра. и Виана. Для них же состав-
лены специальные путеводители по Па-
рижу на английском языке, в которых
районы увеселительных мест и заведений
помечены многозначительными значками ©
изображением сердца...

a

Сейчас в Париже носятся с Гарри Деви-
сом. Это американец. Он. об’явил себя
«гражданином мира» и приехал в Париж.
Пожил здесь некоторое время, потом, кот-
да кончилась виза и французекие власти
предложили ему вернуться в Америку,
Гарри Девис явился на территорию дворца
Шайо, раекинул там свою палатку и зая-
вил, что будет жить здесь и никуда отею-
да не уйдет. Он, дескать, решил стать
«гражданином мира» и не хочет призна-
вать никаких властей и правительств.

Парижекая полиция растерялась — как
быть с «гражданином мира»? Наконец, pe-
шили продлить ему визу до конца сессии
Генеральной Ассамблеи и поселить в 0д-
ном из дешевых отелей.

Но вокруг Гарри Девиса уже подняли
шумиху всякие жучки из лагеря экзи-
стенсналистов. «Гражданин мира» стал
последним криком парижекой моды. Ere
портреты помешают “Bp газетах. Его имя
печатается на афишах аршинными буква-
	ми. 10-0 уже написал декларацию
прав «гражданина мира».
Париж, конечно, не Нью-Йорк. однако:
	жулики и проходимцы водятся и тут. Биз-
нес здесь тоже умеют делать, порой даже
на пустом месте. Кроме того, модным ‘па-
рижским шалопаям, мечущимея в поисках
«идей», скандальная история Гарри Деви-
са пришлась по душе. Вокруг нее можно
попгуметь...

«Гражданин мира» был прицят Элеоно-
рой Рузвельт, которая воспользовалась
этим случаем, чтобы напечатать в газете
	стал полезным; -—— значит итти вместе в
народом, вместе с коммунистами.

’На-днях художник Андро Фужерон на
пресс-конференции заявил:

— Вак художник, как, гражданин, я
считаю жизненно необходимым работать
для мира. Я с вами, — и он протянул
руку председательствовавшему ` на пресс-
конференции коммунисту— писателю Дук
Аратону...
	VAHGKO влияние реакпии еще очень
сильно. Деятельность мракобесов; вроде
ночных  «радений» в кабачке «Табу»,
финансируется американцами, Парижские
кинотеатры заполнены американскими
картинами, пропагандирующими мораль
гангстеров. Специальное франко-американ-
ское соглашение от 16 сентября 1948 то-
да узаконило ежегодный прокат ‘во Фран-
ции 121 дублированного фильма и до
30 фильмов в оригинале. Вот типичные
названия американских фильмов, которые
демонетрировались в парижских  кино-
театрах на предыдущей неделе: «Bopos-
ка», «Хотите ли вы меня любить?»,
«Чудо тридцать четвертой улицы», «Али
Баба и сорок разбойников».

На книжный рынок выбрасываются
сотни брошпор,  раболепетвующих перед
долларом и атомной бомбой.

Сартрам есть еще на чьи вкусы стря-
пать гнусные книжонки. Маршанам есть
для вого писать свои’ картины. И «тграж-
данин мира» — сумасбродный американец
Девис — еще может делаться сенсацией
дня. Но это = умирающее. Эти люди
только кажутся живыми. От них веет
тленом и разложением.

При содействии иностранных понечите-
лей, предатели и мракобееы хотят  зако-
вать в цепи рабства французский народ,
отравить его разум и сознание. Но фран-
цузский народ достаточно силен. Ox
сопротивтяется наступлению реакции, он
борется за свою свободу. Он добъется и
духовного возрождения Франции.
	Г. ПЕТРОВ, В. ПОЛТОРАЦКИЙ.
ПАРИЖ, 7 декабря. (По телеграфу).
	Французы-—большие любители споров.   Нальный сезд в защиту мира и свободы.
	Б нем участвовало около 10 тысяч делега-
	Иногда —— до-  ТОВ от ОТ департамента Франции. Среди
	них были ученые, художники, писатели,
общественные и политические деятели,
представители современной французской
	Диспуты на разные темы устраиваются в
Париже почти ежедневно. Иногда — до-
вольно странные диспуты.

Недавно в зале Мютюалита состоялся
диспут на тему «о свободе духа». органи-
	«куль-  зованный сторонниками тенерала ле Гол-  ИНтеллигеннии — писатель ман ltaccy,
	секретарь ЦА французекой комнартии
Морие Торез, известный профсоюзный
деятель Бенуа Фрашон, вдова крупнейше-
го французекого ученого Поля Ланжевена,
генерал Пети, аббат Булье, Андрэ Марти
и многие другие.

Выступивший на этом c’esxe аббат
Булье сказал:
	— Л не коммунист, но я работал с
коммунистами в рядах Сопротивления, и
я не стыжусь, а горжусь этим.

На с’езде обсуждались политические и
экономические проблемы. Говоря о том,
что зависимое от США  правительетво
Франции ведет страну к разорению, като-
лический писатель Луи Мартен-Шоффье
заявил:

— Теперь стало ясно, что «план Мар-
шалла», который представляли нам в Ka-
честве «бескорыстного действия», направ-
ленного к восстановлению Европы, в пер-
вую очередь ставит своей целью преиму-
щественно восетановление военного потен-
циала Германии. .

В дни, когда в Генеральной Ассамблее
обсуждалея вопрое о запрещении атом-
ного оружия, тлава делегации CCCP
А. Я. Вышинский получил от ассоциации
научных работников Парижа меморандум,
в котором осуждалаеь преступная ‘поли-
тика подготовки атомной войны. Четверо
французских . ученых—Антуан Лакассань.
Жак Адамар, Шарль Могэ н Жан Орсель—
публично выступили против агрессивной
политики правительства США, которое
рассчитывает на «атомное оружие в каче-
стве средства навязывания своей воли
всему миру».

Люди науки, искусства, литературы все
больше и больше понимают, что итти впо-
ред, стремиться к тому, чтобы твой труд

Главный редактор В. ЕРМИЛОВ.
	ля. На диспуте выступала пестрая публи-
ка: бывший деголлевский министр Сустель,
ренегат Андрэ Мальро и другие.

Бак низко пал хотя бы тот же Андрэ
Мальро, некогда пытавшийся играть роль
прогрессивного литератора. Он ‘говорит о
духовном кризисе, который, по его мне-
нию, длится во Франции свыше 300 лет.
Мальро уверяет, что все рушится, вее
гибнет. Спасти Францию и человечество
может только один де Голль...

Мальро цинично призывает писателей
«наплевать на народ». Он считает, что
«подлинное искусство недоступно понима-
нию народа». Фашиствующие о молодчики
из охранных отрядов генерала де Голля
бешено аплодируют мракобесу Мальро...

‚Все гнилое и мертвое, фантазия болез-
ненного ума или свидетельства вырожде-
ния пользуются поддержкой правящих
ныне партий во Франции. И наоборот,
жизненное, честное, прогрессивное подвер-
гается преследованиям и гонениям. Это
кажется диким, невероятным, но тем не
менее ‘это так.

Художник Андро Фужерон написал
плакат, призывающий к миру. На илака-
те изображена  распростертая на земле
окровавленная девочка. На заднем плане
видны падающие атомные бомбы, Подпись
под рисунком гласит: «Во имя мира Фран-.
ция должна бороться против этого».
Фужерона пытались отдать под суд, а
плакат конфисковали. Факт, который не
нуждается в комментариях.

В реакционных газетах Парижа идет
систематическая травля прогрессивных
писателей. Кооперативное об’единение pa-
ботников кинематографии, выпустившее
два-три фильма, отображающих жизнь и
борьбу народа, задушено...

Н все-таки, несмотря на Все это, жи-
	mee parnnarnenuvin wnorar! pena  wneanawona. imnemoaneaeee Редакционная коллегий: Н. АТАРОВ, А. БАУЛИН, Б. ГОРБАТОВ
«Менд» статейку, направленную иротив   вое, правдивое, прогрессивное растет, А. КОРНЕЙЧУК, О. КУРГАНОВ, Л. ЛЕОНОВ А. МАКАРОВ’
предложений о сокращении вооружений... (движется вперед. М. МИТИН, Н. ПОГОДИН, А. ТВАРДОВСКИЙ, Л. WAY MAH.

рамм — Москва, Литгазета). Телефоны: секретариат — К5-10-40, отделы:
информации — К 3-19-30 отлел писем — К 042.9

литературы и искусства — К 4-76-02. внутренней жизни — К 3-37-34.

waINnaArToaninrrnn Ш fan ror weriira

25 Октября, 19 (для телег
й жизни — К 4-64-61, наукн и техники — К 4-60-02.
		‚› издательство — К 5-09-66 К 0-36-84
	а и ить.
Типография имени И. И. Скворцова-Степанова, Москва, Пушкинская площадь, 5.
	Адрес редакции н издательства: ул. 25 Октября, 19 (для телег
международной жизни — К 4-64-61 наук