за новое,
	ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕЛИНЯЙТЕСЬ!
	№ 99 (2482)

ОРГАН ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА
СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР
	декаб
	Суббота, 11
	Закройщица Ольга муштукова
докладывает Ha коллегии
министерства
	Закройщица — ленинградской фабрики.
«Скороход» Ольга Муштукова выступила
инициатором нового движения в социали4
стическом ’соревновании. Она предложила
завести индивидуальные лицевые счета, в
которых ежедневно бы отражалось кон-
кретное участие каждого рабочего ‘в борь-
бе за сверхплановые накопления.

Почин Ольги Муштуковой, у станка ко-
торой появился первый лицевой счет, под-
держали не только в закройном, но и в
других цехах фабрики. 710 рабочих завели
индивидуальные лицевые счета. В фонд
	сверхплановых накоплений ежедневно нача-
ли поступать новые сотни и тысячи руб-
лей. Отвечая на призыв москвичей, скоро-
ходовцы обязались сэкономить до конна
‘года 8,5 миллиона рублей. Обязательство
`перевыполнено — сэкономлено 9 миллио-
нов рублей. Теперь коллектив «Скорохо-
да» принял решение довести до. конца года
сумму сверхплановых накоплений до !1—
12 миллионов рублей.

’ Новая форма сопиалистического соревно-
  вания за сверхплановые накопления откры-
вает большие источники экономии. Об этом
ги говорила в своем докладе на заседании
коллегии Министерства легкой промышлен-
Е СССР ленинградская работница Оль-

га Муштукова. Она познакомила участни-
ков заседания со своими методами работы,
а также осветила некоторые вопросы  тех-
нологии производства. -

Коллегия министерства одобрила инициа-
тиву Ольги Муштуковой и других стаха“
новок Ленинграда. Министрам легкой про-
мышленности союзных республик; началь-
никам главных управлений и директорам
предприятий рекомендовано всячески раз-
вивать новое движение.
	600 новых научных книг
	Издательство Академии наук CCCP pace
ширяет в 1949 году выпуск научной лите-
ратуры. В свет выйдет около 600 трудов
общим об’емом почти в 12.000 авторских
листов.

Много внимания будет уделено изданию
собраний сочинений классиков русской на-
уки — М. Ломоносова, Д. Менделеева,
И. Павлова, В. Докучаева, П. Чебышева,
В. Ковалевского. Выпускаются труды ака-
демиков А. Баха А Байкова, И. Губкина,
	А. Карпинского, В. Комарова, А. Крылова,
	А. Северцова, А. Ферсмана.
	нике и произволствв мы
	‚ 1147152)“.

9 .
против

консерватизма

не встречаем подчас
«умулренных  Фпытом»
консерваторов, упорно
противодействующих но-
вому?

В начале этого года
«Титературная газета»
выступила в защит)
труппы новаторов риж-
	ет г i — ne Oe Rw SOT

труппы Новаторов ри%-
Социал я ского стекольного заво-
все ив р В да «Саркандаугава», добившихся, вопреки
невиданные еше в ии seen создал   «вековому опыту», небывалых еще в миро-
ен  ди: По sg ан вой практике скоростей вытягивания стек-
ки и техники. Новые OMT ain ы, нау-  ла на машинах «Фурко». Распространение
нистического сознания 6 ди комму- этого опыта сулит удвоение производствен-

‚ свободные от ру-  ной мошности стекольной промышленности,

тины, дерзнов
тины, дерзновенные в своих замыслах, —   Но консерваторы из Главного управления
	творят чудеса во всех областях науки, тех-   стекольной промышленности задерживали
ники, производства. Радость  своботного   таспространеняе новых метолов_ Лишь пол
	на, производства. гадость свободного   распространение новых методов. цишь под
тверчества в полной мере познали у нас  давлением общественного мнения консез-
	акздемики и рабочие, инженеры и колхоз-   ваторы вынуждены были признать вовое.
	5 продолжение нескольких Лет лауреат
	ПРИСУЩИ Сталинской премии А. Рожновский упорно
	боролся за применение новой, легкой теп-
лоизоляции для железнодорожных вагонов.
Недавно это изобретение получило полное
признание. Но страннсе дело, человек,
который должен был всячески поддержать
новое, —работник секции новой техники в
Министерстве путей сообщений тов. Гле-
бов, — всеми доступными ему  сред-
‘ствами противодействовал новатору,
дискредитировал 610 предложение. В
одном из последних номеров «Литера-
турной газеты» мы рассказали 00
изобретении инженера Гузеева, имеющем.
большое народнохозяйственное значение,
сулящее во много раз увеличить скорость
проходки стволов угольных и железерудных
шахт. Десятки советских ученых положи-
тельно оценили это изобретение, но реали-
зация затянулась на годы лишь потому,
что начальник Главруды Министерства
металлургической промышленности СССР
тов, Мелешкин склонен считать смелую,
технически обоснованную идею изобрета-
теля «беспочвенной фантазией»!

В борьбе нового со старым новое у нас
неизменно побеждает! Но консерваторы за-
держивают порой ‘осуществление новшеств,
сковывают ‘самое драгоценное — творче-
скую’ инициативу советских людей.

В докладе на торжественном заседании
Московского Совета 6 ноября 1948 года
товарищ В. М. Молотов говорил: «Диекус-
сия по вопросам теории наследственности
поставила большие принципиальные вопро-
вы о борьбе подлинной науки, основанной
на принцинах материализма, с реакционио-
пдеалистическими пережитками в научной
работе, вроде учения вейсманизма о неиз-
менной наследственности, исключающей
передачу приобретенных свойств последу-
ющим поколениям. Она подчеркнула твор-
ческое значение материалистических прин-
ципов для всех областей науки, что дол-
жно содействовать ускоренному движению
вперед научно-теоретической работы в на-
шей стране».

Выводы из дискусвии по вопросам био-
HOTU должны сделать и работники техни-
ческого фронта. Консерватизм в технике у
нас нередко сводят только к явлениям кан-
‘целярско-бюрократического порядка и во-
локиты: Это неправильно. Ворни консерва-
тизма кроются и в теоретической OTCTa-
OCTH некоторых наших  хозяйетвенников,
ученых, инженеров. RonceppaTaan, как
правило, свойственен людям, не преодолев-
шим пережитков буржуазного сознания,
одержимым боязнью нового, неверием B
творческие силы масс, в таланты наших
людей. Непримиримую борьбу с консерва-
торами, с зажимшиками нового необходимо
сочетать © выкорчевыванием этих буржу-
азных пережитков в сознании иных руко-
водителей — пережитков, гирями висящих
на нотах нашей техники.

Лучшие зтроизведения советской литера-
туры посвящены отражению борьбы нового
со-старым, борьбе за новое, за его победу
над старым. Советские новаторы в области
науки, техники и производства вправе и
впредь рассчитывать на помощь писателей
в борьбе с консерватизмом, на поддержку
их дела писательским словом. Партия боль-
лиевиков — партия смелых ‘новаторов. То-
вари Сталин отечески заботится о нова-
торах, помогает им и руководит ими. Рост
нозаторской творческой инициативы в На-
шей стране — свидетельетво нового мощ-
ного под’ема, которого достигла наша Роди-
на под ‘мудрым руководством партии
Ленина— Сталина!

И я О.
	кол Москвы и Ленинграда
	«Знак Почета» — 677; медалью «ба тру-
ховую доблесть» — 753 и медалью «За
трудовое отличие» — 994 учителя.

По Ленинграду награждены орденами и
медалями СССР — 2.739 учителей. Из
них: орденом Ленина -— 487: орденом
	«Трудовое Враеное Знамя» — 440; орде-
ном «Знак Почета» — 504; медалью «За
трудовую доблесть» — 600; медалью «За
	трудовое отличяе» —  705 учителей.
	ники, Творчество присуще новому совет-
	сому
птице.
	человеку, как крылья
	Цена 40 коп.
	ря 1948 г.

ден на зруди учителя
		В. ИКЛОВСКИЙ
	х038 учитель--уже не прежняя Бультур-
ная одиночка. Политика коммунистической
партии высоко подняла культуру в СССР
на’всем его пространстве. На. периферии,
как и в центре, знание и труд непосред-
ственно связаны между собой п взаимно
укрепляют общую культуру страны. °
	Для учителей, работающих в сельских.
	районах и желающих повысить свою ква-
лификацию без перерыва этой работы, вт-
крыт заочный курс обучения в педагоги-
ческих институтах столиц и многих об-
ластных городов. .Te из лучших учи-
телей, которые начали свою прогрес-
сивную просветительную работу еще в
эпоху царизма и органически слились с
лучшей же частью молодых советских
учителей, передают им свой прекрасный
педагогический опыт. Я хорошо знакома с
биографией Николая Михайловича Голови-
Ha. Это заслуженный учитель, директор
Чебаковской школы. Терниет был в прош-
лом его жизненный путь. Начал он свою
‘работу в церковно-приходской деревенской
школе. Эти школы были подлинно па-
сынки просвещения в Российской импе-
рии. Сама перковно-приходская школа нз-
редко помещалась в церковной сторожке.
ФЖалованье учителей не превышало деся-
ти-пятнадцати рублей в месяц. У Голо-
вина, помнится, оно было даже меньше.
Никакой квартиры ему не полагалось. И
Николай Михайлович жил в землянке, в
которой богатые крестьяне зимой держали
телят.

В советскую школу Головин принес
большой опыт живой творческой  рабэты,
изумительное знание детской психологии,
уважительную чуткость к душе ребенка.
Этот опыт необычайно обогатилея в наше
советское время. В 1946 году в журнале
«Семья и школа» были опубликованы его
чудесные «Заметки учителя».  Переловзя
педагогическая мысль сочетается в этих
«Заметках» е глубоким пониманием дет-
ской психики, с действенной любовью к
ученикам. Именно такие народные. учите-
ля воспитали миллионы идейных, стойких
строителей социалистического общества.

Наши ‘Головины неустанно передают
свой опыт молодым учителям, и с каждым
родом растет и крепнет в CCCP огремная
‚учительская армия, ‘армия идейного ком-
мунистического просвещения. Она окру-
жена уважением всего народа и дейетвен-
ной сталинской заботой.  Возглавляемое
товарищем Сталиным, наше правительстве
видит и ценит успешный трул`и безупреч-
ную работу каждого рядового этой армии.

Советская литература и педагогика не-
разрывно связаны между собой общностью
цели нашего труда. Эта цель — воснита-
ние человека в духе светлых идей комму-
низма. И родственно радует нас новый акт
большого внимания правительства в на-
родным учителям — награждение их орде-
нами и медалями за выслугу лет и 02зу-
`‘пречную работу.

Это — событие огромного культурного
масштаба. Оно показывает, какую боль-
шую моральную силу представляют собой
налии народные учителя. Оно свидетель-
‘ствует и о том, как ценит наше  государ-
ство их духовно-созидательный труд.

Дорогие товарищи, народные учителя!
Примите mame горячее‘ поздравление и
взволнованное писательское приветствие.

0браз любимого учителя живет в чело-.
веческой памяти с детства ‘до глубокой
староети. После родителей ему отдает ре-
‘бенок свое полноценное детское ‹ доверие.
Моральное воздействие учителя на CBOHX
учеников чрезвычайно глубоко. Оно и в
дальнейшей жизни -— уже взроелого че-
ловека — сказывается на его отношении
5 знанию, в дисциплине труда, к людям,
0 всему окружающему миру.

Профессия школьного учителя поглоща-
ет больше душевных сил, чем всякая дру-
гая гуманитарная профессия. Это — по-
двиг. Длительный, повседневный, внешне
неэффектный. Только у нас, е утвержде-
нием советской власти, этот подвиг лю-
‘бовно оценен и окружен веемерной под-
‘держкой общества и государства. Всем со-
ветеким гражданам душевно дороги слова
В. И. Ленина: «Народный учитель должен
У нас быть поставлен на такую высоту,
на которой он никогда не стоял и не сто-
ит и не может стоять в буржуазном об-
ществе».

Иосиф` Виссарионович Сталин в 1925
году сказал, приветствуя учительский
с’езд: «Фаланга народных Учителей со-
ставляет одну из самых необходимых ча-
стей великой армии трудящихся нашей
страны, строящих новую жизнь На основе
социализма». Ни в каком, капиталиетиче-
ском государстве учительский труд He мо-
жет быть внолне оценен. Y nac.e CCCP
этот труд — «одна из`самых необходимых
частей» общего творческого созидания:

Русские педагоги, в лице лучших и ва-
мых талантливых своих представителей,
всегда были прогрессивны. Но тяжела бы-
‘ла их борьба за утверждение прогрессив-

ных идей в педагогике. Их благородное
стремление внести живой дух, истинное
знание в школьное обучение  ветречало
	жестокий отпор не только от царских ми-
нистров и школьного начальства. В с00-
ственной среде свирепо. ополчались на
них педагоги-обскуранты. Ярким примером
такой травли служит биография знамени-
того русского педагога Константина Дми-
триевича Ушинского. Своими коллегами,
тупыми ревнителями самодержавия, Ушин-
свий был обвинен в «неблагонадежности»
и должен был оставить место инспектора
Смольного инетитута. Ушинский, onpy-
женный уважением всего. просвешенного
мира, был удален в. командировку за
границу. Рядовые учителя средних и низ-
ших школ за свои прогрессивные _ итей
	ших. швол за евои прогрессивные HICH  .
расплачивались нередко тюрьмой и 6сыл- .
кой. Преподаватель истории в Омской men
	ской гимназии, где‘я училась, Шостак был
подвергнут преследованию только за то,
что сообщал ученикам извлечения из лек-
ций Влючевекого.

Прогрессивное учительетво. министер-
ских и земских сельских школ подверга-
лось гонению не только от школьных’ ин-
спекторов, в большинстве узко мысляших
царских чиновников. Их неустанно” «опе-
кали» и невежественные становые приста-
вы, волостной старшина и урядники. В pe-
	зультате такой опеки сколько задушено 0ы-
	ло светлых идей и творческой учительской
инициативы! Немалая часть самого Kpe-
стьянского населения, тогда в большин-
стве’ своем темного, неграмотного, Е
школе относилась отрицательно или © пре-
небрежением. Мало было у них оснований
верить, что знание, наука Помогут их
детям изменить тяжелые условия их тру-
да, их деревенского быта или откроют ‘им
дорогу & любому другому труду или иному
обтезтвенному положению.

Я служила учительницей В одноклас-
сной сельской тиколе. в мордовской: дерев-
	UL] EOBEYECTBO привыкло в неизмен-
ности ритма природы.

Растут деревья, рожлается человек, умгра-
ет человек, а деревья продолжают расти.

Человек взрослым вспоминает ‘лапы,
под которыми он жил. Под теми же липа-
ми живут его дети.

Если рассказывали. про изменения при-
роды, то это был рассказ об уничтожении
природы.

Уходлили леса, срубались сады.

0 том, как вырубают сад, писал А. Че-
хов. У Чехова есть рассказ и о том, как
жалуется старик на то, что пересыхают
реки, уходят леса.

Гробовшик и музыкант Бронза в расска-
зе «Скрипка Ротшильда». тоже думал о
том. как истребляет человек природу.
	«На том берегу, где теперь заливной
луг, в ту пору. етоял крупный березовый
лес, а вон на той лысой горе, что видне-
ется на горизонте, тогда синел старый-
старый сосновый бор. По реке ходили бар-
ки. А теперь все ровно и гладко, и на том
берегу стоит одна только березка,  моло-
денькая и стройная, ках барышня, а на
реке. только утки да гуси, и не похоже,
чтобы здесь когда-нибудь ходили барки.
Кажется, против прежнего и гусей стало
меньше».

Те леса, те прерии, которые описывал
Купер, вырублены, распаханы, почва раз-
веяна ветрами; капитализм  истребляет
природу, портит ее на столетия.
	Когда-то о местах на верхней Болте и
на Шекене писал Салтыков-Щедрин.

Здесь стояли топкие леса, жили небога-
тые помещики. Звали злешних людей «за-
угольники» и «лягушатняки».

Шексну в старину звали Шехонью, но
город. Пошехенье был не на Шехоне:

Здесь жили господа Головлевы,  торго-
вали крестьянами, ссорились, умирали, ру-
‘били леса. Потом здесь жили господа куп-
‘пы — еще сильнее рубили леса.

Пуетела Волга. Города пустели, неизве-
CTHO, чем жили крестьяне, чем жил город
	Л. СЕЙФУЛЛИНА`
<
	не Карайгыр, Орского уезда. Цо приговору
сельского общества, на основании которого
была открыта в деревне школа, населенте
было обязано за свой счет отапливать
школьное помещение. Но в самые жесто-
кие морозы сельский сход решил отказать-
ся от этой повинности. Извещенная 06
этом заранее матерью одного из учеников,
я пришла на сход просять не  отказы-
вать в дровах. Один пожилой, сумрачный.
крестьянин крикнул мне в ответ:

— А ты через школу  мово сына в
офицера, что ли, выведешь? Как есть му-
жик, так и сдохнет мужиком. На, что ему
кола?

Теперь, когда у нае в стране ocymecr-
	влено обязательное всеобщее образование,

я могла ‘бы ему ответить: «Будет и офя-
цером, если захочет». Тогда такого 0бе-
щания дать ему я не могла. Вымблить
отопление мне помогли сами ученики. От
этой леревни до ближайшего уездного го-
рола было полтораста верст; до ближай-
шей станции железной дороги — верст
двести. Почту для нае получало волостное
правление в тридцати верстах от нашей
деревни. В половолье мы были надолго
совевм отрезаны даже от почтового отде-
ления. А кругом замыкала Hac ofmrapnag,
невозделанная, тоже глухая степь с мало-
проезжими дорогами.

Прежних медвежьих углов нет в СССР.

Октябрьская революция ‘уничтожила
тлухую жизнь. На необозримых просто-
рах теперь обширные  колхозные панни и
пастбита. Воекрыты богатые недра, вы-
росли заводы-гиганты. Неузнаваемо ‚изме-
нился бывший Орский уезд. Советская
власть по всей стране гомогла народу
найти ресурсы для постройки множества
новых железных дорог, положила широ-
кие пути в пустынных раньше российских
степях.

В наши дни, как бы ни был учитель
территориально отдален Of культурных
центров страны, он от них не оторван.
We только в горолах, но и в селах, в кол-
		М. СВЕТЛОВ
	К ВЕРШИНАМ
КОММУНИЗМА
	Глаза учителя я вижу до сих пор,
Его неторопливый разговор
Мне слышится сейчае издалека:
	— Вперед, MOH мальчик, ‘цель уже
. близка! —
Что может ре красивей берегов
	Им прожитой большой и трудной

: жизни,
Когла идут к вершинам коммунизма
Тои поколения его учеников!
		Волнующая сила романа донецкого ин-
женера-металлурга В. Попова «Сталь и
шлак» достигает наивысшего напряжения
именно в тех страницах, где он рисует де-
ла Новаторов — героя романа инженера
	Брайнева, инженеров Макарова, Григорье-
ва, старого сталевара-сибиряка Пермякова,
руководителя комсомольской бригады Шаз-
тилова и др. В романе В. Ажаева «Далеко
от Москвы» поэтично раскрыта харак-
терная черта советского человека. Герои
романа—советекие строители, перед кото-
рыми была поставлена задача построить
в неслыханно короткие сроки, в суровых
условиях тайги нефтепровод, добились
победы на путях массового творчества,
смелых новаторских решений. Главный ин-
женер Беридзе, инженеры Тополев, Ва-
сильченко, шофер Мохов, землекоп Зять-
ков вносят свое новое, творческое в реше-
	ние больших и малых технических и про-ЧТ0 Чачальнив 1 лавру,
изводетвенных Задач. Истоки их новатор-   металлургической  промь
ства в пламенной патриотической любви тов, Мелешкин склонен
к Родине, в неугасаемом стремлении сде-  технически обоснованную
	лать все для ее процветания, для победы
над врагом.

Да, именно такова наша советская дей-
ствительность. Сталинские планы строи-
тельства материальной базы коммунизма
предусматривают полное. использование
всех современных нам передовых научных.
открытий. Великая пель, невиданные еще
в истории человечества масштабы и темпы
строительства порождают смелые идеп,  но-
ваторские решения. ,

На стройках, на колхозных полях и про-
мышленных предприятиях, в научно-ис-
следовательских институтах повседневно
рождается новое. В одних случаях это но-
вые машины и технологические процессы,
в других — усовершенствованные методы
организации труда, способствующие повы-
шению производительности.

Когда возникла необходимоеть быстрее
восстановить разрушенный немецкими за-
хватчиками Донбасс, советские инженеры
создали свою систему откачки затоплен-
ных шахт, позволившую в несколько раз
сократить сроки решения этой государст
венной задачи. Советские инженеры осу-
ществили казавшиеся фантастическими
проекты “скоростного `восстановления в3ор-
	вавных домен, пехов, плотин гидроэлект-.
	ростанций, мостов и т. д.

Успехи советской науки и техники ве-
лики. Мы гордимея ими.

Олнако реализация изобретений и нов-
шеств подчас недопустимо затягивается.
Сегодня в нашей газете чиён-корреспондент
Академии наук СОСР тов. 3. Чуханов под-
нимает весьма важный вопрос о недостат-
ках в практике внедрения достижений нау-
ки и техники в жизнь, о необходимости со-
здания мощной базы для проектирования и
изготовления экспериментальных образцов
новых машин и оборудования.

Ни в коей мере не следует затушевы-
вать также значение борьбы с ветречаю-
щимися еше у нас проявлениями косности,
мещанского равнодушия и противодействия
новому. «Всегда у нас что-либо отмирает
в жизни. Но то, что отмирает, — учит нас
товарищ Сталин,— не хочет умирать про-
сло, а борется за свое ‘существование, от-
стаивает свое отжившее дело...»

Мы видели, с каким поистине отчаян-
ным упорством отстаивали свои позиции
ретрограды в науке, поборники, вей-
сманизма-менделизма, в, своей  безна-
дежной борьбе с новым  мичуринеким
учением. А разве на путях нового в тех-
	AUT

Награждение учителей ш

Указом Президихма Верховного Совета

Союза ССР за выслугу лет и безупречную
работу награждена орденами и медалями
Советского Союза большая группа учителей
школ Москвы. и Ленинграла.

По Москве награждены орденами и Me-
далями СССР — 4.278 учителей. Из них:
орденом Ленина — 920; орденом «Трудо-
вое Краснов Знамя» — 934; орденом
		Научная литература пополнится новыми
книгами советских ученых. Среди них:
«Исследования по вопросу микроструктуры
света» академика С. Вавилова, «История
геологического исследования Сибири» ака-
демика В; Обручева, «Механизмы» акаде-
мика И. Артоболевского, «Геохимия рас*
сеянных элементов в почвах» члена-корз
респондента Академии наук СССР А. Вн-
ноградова и др. Начнется выпуск капи“
тальных исследований—«История русского
искусства» и «Русский фольклор», mpo-
должится издание многотомных трудов
«Флора СССР», «Фауна СССР», «Минера-
лы СССР».

Помимо трудов классиков отечественной
биологической науки выйдут работы совет-
ских ученых-мичуринцев, в том числе со-
чинения академика Т. Лысенко.
	Расширяется издание научно-популярнои
литературы. Специальная серия, -предназна-
чается для широкого круга читателей. В
числе этих книг «Глаз и солнце» и <Хо-
лодный свет» академика С. Вавилова, «Хи-
мия на службе человечества» академика
В. Родионова, «О материалистическом ми-
ровоззрении» академика Г: Алексанлрова,
«Современное представление о вселенной»
академика В. Фесенкова, «Природные бо-
гатства СССР» академика Л. Шевякова.

В ознаменование 150-летия со дня рож-
дения А. С. Пушкина завершится выпуск
начатого еще до войны академического <об-
рания сочинений гениального русского по-
эта и выпускается юбилейное десятитомное
полное собрание его сочинений.
	К столетию со дня рождения великого
	русского физиолога академика И. Павлова
выйдут последние два тома полного соб-
рания его сочинений, биография и научно-
популярная брошюра о жизненном и твор-
ческом пути ученого.

Под редакцией А. Фадеёва и.А. Еголина
издается коллективный труд«Очерк- исто-
рии русской советской литературы». .Не-
сколько монографий посвящается  творче-
ству советских писателей. 2

Издательский план включает много наз
учных книг по вопросам ‘физики; ‘химии,
геологии, истории, философии, экономики
и права. , я
		о»
	ной - и обнажаются уже поздно осенью.
Смотрят, как изменяются птичьи переле-
ты, как вновь прилетели птицы..

Человек изменяет природу и смотрит на
ве изменение, смотрит, как создается н0-
вое озеро, как изменяются в этом озере
взаимоотношения пород рыб.

Вечером проходит мимо заповедника ши-
рокий пароход, над пароходом горят разно-
цветные огни, и Е нему от сотворенвого
человеком берега плывут лодки.

18 ноября 1941 года ветупила в строй
первая машина Рыбинской гидростанции.
По понятным причинам тогда 0б этом пи-
сали мало.

Сейчас работают четыре машины.

Только движущая часть одной из тур-
бин весит 1.200 тонн. Они вращаются, ог-
ремные, теплые, как живые. }

Внизу пробегает быстрая вода. В мо-
мент пуска на пяту турбины падает Ha-
грузка в 2 тысячи тонн — нагрузка соб-
ственного веса и движения воды, и в этот
момент электроматнит, включенный навер-
ху, принимает на себя половину тяжести.

Стоит у турбины девушка. Ей 21 год,
озеру, которое протекает мимо нее,—7 лет.
7 лет производственного стажа у девушки.

Про Рыбинское водохранилище сказать:
озеро — мало. Море сказать — много.
Чудо сказать — как раз.

В рыбинском чуде 25 миллиардов кубо-
метров воды и 16 миллиардов кубометров
ВОДЫ ЖИВОЙ — такой, какую мы можем

пропустить через турбины-

Море широко, море бурно. Над морем
летят сизые чайки, над морем проносятся
ветры, рождаются туманы, меняется кли-
мат.

Друзья мои, товарищи мои по удачам,
хорошо жить при сотворении нового мира!

Не пропустим для потомков рассказ об
этом сотворении. Это поможет их счастью.

Напитиех книги о чудесах. о человеке,
который измевяет природу так, как ему
НУЖНО. :
	Ярослав СМЕЛЯКОВ
	ЛЮБОВЬЮ
И ТРУДОМ
	Мы поздравляем вас с наградой

этой,
заслуженной пюбовью и трудом.
Недаром мы вождя страны Советов,
вождя земли == учителем зовем.
	СОТВОРЕНИЕ МИРА
	пасти турбин-——огромных, как многоэтаж-
ные дома.

Москва пъет моря и превращает воду в
энергию. :

Город Корчева, про который когда-то
писал Салтыков, ушел под воду. К городу
Угличу вода подошла высоко. Нодошла —
увидела новые заводы. Город Молога под.
водой. Море подошло к Пошехонью.

Не переделав сердца, не изменив души
народа, нельзя изменить природу, разлить
широкие реки.

Друзья мои, товарищи мои, не разучи-
вайтесь великому уменью удивляться. Не
забывайте радоваться тому, что в нашей
стране землю не превращают в’пустыню.

Там, за Угличем, над широкой, нами
созданной рекою воздух пахнет сосной.

Там, в Московском море, на память о
городе Мологе, который уехал ниже и стал
частью города Щербакова, стоит в воде со-
бор, а кругом его море.

Еще море это не устоялось, на нем пла-
вают острова из торфа, еще стоят леса по
плечи в воде. На обнаженных деревьях у
новых полуостровов стоят долгоногие цап-
ли.

Дес, вокруг вода, и удивляются птицы
на измененную природу.

Рыбьи стада ходят в потонленных лесах.

Лоси плывут среди волн & новым остро-
вам.

На юго-вобтоке озера, между Мологой и
Шексной, остался полуостров: там запо-
ведние,

Or сотворения заповедников всегда пы-
‘тались в них сохранить неизменяемую прп-
‘роду, з атот. заповедник совсем. другой;
здесь смотрят, как изменяется природа,

как изменяются леса от того, что повы-
сплея уровень почвенных вод, что проис-
ходит е полями, которые заливаются вес-

Корчева — самим жителям было неизве-
CTHO. ,

Я, пишущий эти строки, живу в изме-
няющемея мире; новое ‘BurpacTaer вокруг
меня.

Я на карте в газете «Правда» уже уви-
дел леса по Волге, по Уралу — лесоза-
щитные полосы; прочел о лесных  поля-
нах, и я знаю. что это будет, потому что
я видел, что уже есть.

— Та страна, в которой жили Головлевы,
‚не Головлевыми была сильна.

Вотда после Октября  преобразилась
страна и русский народ во главе братских
народов начал переделывать жизнь, здесь,
под Москвой и за Москвой, среди выруб-
‘ленных лесов, пересыхающих рёк, на вы-
паханных полях как-будто мало что изме-
НИлоСЬ.

Нужна была новая сила, чтобы НоДнНятЬ
деревни и города, нужна была сила для
того, чтобы вертеть машины.

И вот тогда создали Московское ‘энерго-
кольцо и один из символов советекой жиз-
ни — дружную семью электростанций.

Народу пришлось перестраивать жизнь,
природу. Ему пришлось переделывать ре-
ки для того, чтобы напоить реку-Мос-
Еву, — создали канал имени Москвы.

Для того, чтобы Москва получила энер-
тгию, для того, чтобы работал Ярославль,
Горький, Гусь-Хрустальный, подняли в
плоских берегах Шексну и Молоту, разли-
ли новое море, подняли Волгу.

Волга поднята высоко. Волга вращает
	турбины. И вокруг них преображается
природа.
Москва птостирает свои руки на дале-
	кие реки, и когда включалтся в Москве
заводы, на Рыбинской ГЭС изменяется на-
грузка турбин и поворачиваются заслонки,
пускающие воду, H WsMeHacTeA наклон ло-
	Новые материалы о Мичурине
	растений, специальная — селекция и гене-
тика растений».

Как свидетельствует анкета, Мичурин
проявлял большую заботу с подготовке
кадров специалистов  социалистического
сельского хозяйства. Он назвал себя в ан-
кете шефом ряда учебных заведений, на-
чиная с Института селекции и кончая
школами крестьянской молодежи.
	В числе документов — заявление акаде-
миков В. Комарова, Б. Келлера, А. Борися-
ка, С. Зернова, А. Деборина, Э. Брицке,
С. Струмилина и других, выдвинувших в
1935 голу кандидатуру Мичурина в почет-
ные члены Академии наук СССР.
	В протоколах общего собрания Академии
наук СССР имеются записи о баллотиро-
вании канлидатуры И. В. Мичурина и о
его избрании 1 июня 1935 года почетным
академиком.

Сохранились письма ученого к ленинград-
скому ботанику профессору А. Ильинскому.
Мичурин просил выслать семена некоторых
растений, необходимые ему для выведения
новых сортов плодово-ягодных культур.

Эти материалы подготовлены к печати
научными сотрудниками Института истории
естествознания. Академии наук СССР.`
		В архиве Академии наук СССР хранятся
неопубликованные документы,  характери-
зующие научную деятельность И. В. Мичу-
рина. Это — анкета, заполненная ученым
14 апреля 1934 года для Комитета учета и
изучения научных сил, а также материалы,
‘относящиеся к избранию Мичурина в со-
став Академии наук

Лаконичные строки анкеты дополняют
	Лаконичные строки анкеты Дополняю1
сведения о Великом преобразователе при-
	роды. Начало своей научной деятельности
	Мич4урин относит к 1875 году. Дальнеишие
	ответы ученого на вопросы анкеты подзер:
кивают прежде всего органическую связь
его работ с практикой сельского хозяйства.
Он указывает, что является «основателем
елинственного в Мире опытно-гибрилизаци-
	онного питомника по выведению новых сор-
	тов плодово-ягодных растений в 1875 году
в г Козлове Тамбовской. губ.». С 1918 по
1923 гг. Мичурин — уполномоченный Нар-
комзьма РСФСР по опытной работе в Цен-
	прально-Черноземной области, с 1923 по
1926 гг. — заведующий  питомником, с
1927 года — директор селекционно-генети-
	ческой станции плодово-ягодных культур.
	Характеризуя научную область. в которой
а Muuvnauy nacan «Облиая —
		выведение нозых

сортов