Братское
	Советская литература. — самая передо-
вал, самая идейная и самая революпион-
ная литература мира, ознаменовавшая  но-
вый шаг вперед в художественном разви-
тии человечества. Ее вдохновляют. yen
коммунизма. Материалом для нее служит
новая социалистическая действительность:
героический труд людей нашей Родины,
строящих под руководством великой партии
ими коммунистическое — 0б-

ество, является для нее неиссякасмым
источником вдохновения.

Советская литература развивается, как
вдиная по социалистическому‘ содержанию,
по идейной направленности и в то же вре-
уя как многоязычная, разнообразная по
национальной форме литература братских
народов, входящих в’ великое содружество
(Союза Советеких Социалистических Рес-
публик. В единстве цели и идейных убтрем-
ний, в творческой дружбе — одна
из основных причин ее стремительного
развития и роста.

Это паглядно показали только что про-
шедиие на пленуме правления Союза co-
	BOICKAX писателеи доклады и содоклады
0 армянской, латышской и казахской ли-
тературах и развернутые по ним прения.

/ Исторические постановления ЦК ВКП(б)
	„литературе и искусстве сыграли решаю-
	мую роль в том новом подеме, которого
OMIA HAH братокие литературы. Пол-
НЫМ голосом и © великой’ радостью гово-
пыли докладчики и представители реепуб-
MME 0 «достижениях - своих. литератур — о
победе метода социалистического реализма,
, появлении новых талантливых произве-
зений, о повороте писателей к темам со-
зременности, о притоке, в литературу: мо-
мдых сил. Каждый из докладчиков  под-
черкивал, какое благотворное воздействие
яз развитие родной литературы имеет вли-
яние русских писателей-—ведущего отряда
нногонациональной . советской, литерату-
ры, взаимообщение литератур всех совет-
ских республик.

А. М. Горькяй на первом с’езле совет
щих писателей говорил 0 национальных
писателях:

«У меня нет никаких причин и жела-
ний выделять их на 060б0е место, мбо они
работают не только каждый на свой на-
0х, ню каждый — на все народы Союза
хциалистических республик... — История
возлатает на них такую же ответственность
ва их работу, как и на русеких».

3a четырнадцать лет, прошедших с тех
пор, наши братские литературы, даже те,
в которых ведущую роль в те годы играла
устная поэзия (натример, казахекая лите=
ратура), сделали огромный шаг вперед. Вы-
вая требовательность к творчеству писа-
тедей любой из ° литератур’ ‘насущно
необходима. — народы нашей страны уш-
ти так далеко вперед в своей экономике
и культуре, что ни один из них не по-
терпит стетавания родной литературы.

Понимание ответственности перед евоим
народом и перет советским народом в це-
10, глубокое взаимное уважение, гордость
успехами национальных литератур и BEICO-
кая требовательность и определили ту а1-
уосферу нелицеприятной критики и само-
критики, большевистекой партийности в
постановке вопросов, ту деловую атмосфе-
ру, в которой проходит. пленум.

В чем основной недостаток наших брат-
ких литератур? В’том, что писатели‘ еще
не научились, а иные и плохо учатся
изображать героя нашего времени — Co-
ветского человека, устремленного в комму-
НиЗМ, ‘в ето основном качестве, в его’ само-
отверженном патриотическом труде на бла-
то Родины. В своем творчестве некоторые
писатели еще недостаточно руководствуют-
я высоким принципом большевистской
партийности,  обязывающим нае к беспо-
щалной борьбе © прошлым, отжившим, к
решительной поддержке нового, развиваю-
Щегося. .

Тема рабочего класса почти не затра-
тивается многими литературами, хотя имен-
н0 эта тема является ‘сейчас весьма акту-
альной для веех литератур. В результате
слалиноких пятилеток, развития Hamel
промышленности в голы войны и успешной
реализации плана послевоенной пятилетки
В Жизни даже тех республик, в которых,
вак сказал С. Муканов о Казахстане, «ра-
бочего класса в полном омыеле этого слова
раньше не было», произошел  отромный
качественный скачок, приведший к массо-
вому рождению советского. рабочего класса.

Новое колхозное крестьянство, новая
сопиалистическая интеллигенция также не
нашли пока достойного отображения в ли-
тературе,

Наконец, писатели бралеких литератур
еще только приступают к показу в своих
произведениях руководящей,  организатор-
Кой роли партии — вдохновительницы
peex наших побед. Литёратурные образы
чартийных руководителей ‘и партийных
работников, как правило, свидетельствуют
пока лишь о понимании писателями роли
партийного руководства в нашей жизни, а
He 06 умении показать эту роль в живых
и ярких образах,

Причина  отетавания
литературы, прежде все-
4 ` То, в недостаточном зна-
нии жизни. особенно
тех изменений, которые
`ГВО произошли: в ней за по-
= еледние годы. А 063
- ‚Этом знания невозмож-
но раскрыть идейный смысл событий и
характеры советских людей, их моральную
высоту и большевистекую идейноеть:
Развитию наших братских литератур, —
и это блестяще показал К. Симонов на при-
мере армянской литературы, —очень, меша-
ет отсутствие. ясности в вопросе о. литера-
TYPHOM о наследстве, о традициях. В
титературоведении многих братских .рес-
публик доселе. бытует порочная, _ анти-
Ленинская теория «единого потока», с0-
гласно которой. все писатели прошлого,
без учета их социально-творческого обли-
ка, об’являются демократами и борцами за
освобождение народа. Смешивание в одну
кучу писателей и поэтов, творчество ко-
торых выросло под влиянием русской ре-
волюционно-демократической мысли, & так-
же поэтов, выражавших революционные
чаяния рабочего класса, с представителя-
ми буржуазно-националистических кругов,
неумение, а иногда. и нежелание  отде-
лить в творчестве выдающихся писателей
прошлого прогрессивное начало от их
ошибок и заблуждений. — все это связано
	с рецидивами буржуазного национализма в
произведениях отдельных литераторов, с
некритическим продолжением старых, об-
ветшавших традиций, все это уводит лите-
ратуру от живой действительности.
равильная, маркоистеко-леничская. оцен-
ка пройилото своего народа с высот сопиа-
	листического настоящего так же ‘нёобхо-
	АНМа для писателя, как и понимание им
ведущей исторически прогрессивной роли
революнионно- -демократической . России в
развитии культуры ‘этого ‘народа. Как
	удачно ‘подчеркнул в своем: содоклале` Б.
	a

Горбатов, роман.М: Ауэзова «Абай» пото-
му и явился большой ‘победой’ советской
литературы ^в целом; что в этом. романе
мы находим правильное освещение и
прошлого, казахского народа и взаимоот-
ношений русского ис казахского народов
во всей их. исторической . сложности.
Давно, прошли те. времена, . когда дела-
лись «скидки» на незрелость той или дру-
той. из братских. ‚литератур и несколько
ослаблялась критика их слабостей и_недо-
статков. Все отряды . многонациональной.
литературы Советского Союза создают пер-
воклассные произведения, подобно роману
«Абай» замечательного казахского Пнеате-
	ля Ауэзова, и критика недостатков любой
	из наших литератур ведется на плепуме
со всей силой, как свидетельство зрелости,
творческой мощи и еще более чудесного
будущего великой многонациональной  со-
ветской литературы.

Одним из свидетельств этой зрелости яв-
ляется высокий теоретический уровень 0б-
суждения вопросов социалистического рёа-
лизма на пленуме. Выступающие в пре-
ниях ‘представители братских литератур
подчеркивают” необходимость. партийного
понимания социалистического. реализма ‘и
критикуют различные виды отступления
от этого понимания (отвлеченный роман-
тизм, отрыв от современности и т. д.). Вни-
мание к нашей живой действительноетн,
строительству коммунизма, как к источни-
KY художественного вдохновения, — BOT
тлавная мысль пленума. Е

Овладение мастерством на данном этапе
развития многих наших литератур стано-
вится важнейшим условием их дальнейше-
го роста. 05 этом справедливо говорили
Б. Горбатов, А. Сурков и ряд других вы-
ступавиих. ,

Успешной ликвидапии недостатков ме-
	Шает еще сохраняющаяся в ряде резауо-
	тиканеких нисательских организации ат-
мосфера приятельских отношений, бесприн-
ципной «лойяльности» друг к другу, отсут-
ствие подлинной критики и самокритики В
литературной среде.

Правильной и острой критике была под-
вергнута работа Союза советеких писате-
лей СССР. и его органов; елабо руководив-
ших развитием литературы в республиках.

Торячая большевистокая забота о po-
ете и расцвете всех литератур нашей Po-
Дины и всей советской литературы в пе-
лом, любовь к русской литературе, чувет-
вовавшаяся в выступлениях представителей
братских республик, и уважение и гордость
русеких писателей успехами братеких ли-
тератур — все это сыграло решающую
роль в том, что мнэгие насущные вопро-
сы литературного развития получили пра-
вильное освещение в ходе работы пленума:

Обсуждение вопросов развития братских
литератур на пленуме правления ССП
СССР  продемонстрировалю полное  взаимо-
понимание и единство всех сил нашей
мнюгонапиональной литературы. В эм —
залог ее дальнейшего расцвета и роста.

Под направляющим. руководством вели-
кой партии большевиков,  выпестовавшей
нашу многонациональную литературу, о5е-
спечившей своей неустанной заботой но-
вый ее под’ем, советекие писатели уверен-
но движутся по пути  социалистического
реализма, по пути создания новых произ-
ведений во славу своего народа, партии и
великого ее вождя Иосифа ти
Сталина.
	ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!
нить 11°
	№ 101 (2484)
	«Люди колхозных полей»
	Обсуждение книги П. Ангелиной
в селе’ Старо-Бешево’

Записки знатной трактористки, Героя
Социалистического Труда П. Авгелиной
«Люди колхозных полей», впервые. напеча-
танные в журнале «Октябрь», а. затем. из-
данные отдельной книгой, вызвали боль-
шой ‘интерес в стране. Книга, ярко расска-
зывающая о новой жизни, колхозного села,
пользуется большой популярностью у
трактористов, комбайнеров, бригадиров и
всего колхозного актива. Гысячи откликов
получила ‚Ангелина от читателей, ’жизу-
щих в разных районах страны:

В вачале января 1949 года Отдел про-
паганды и агитации ЦК КП(б}У совмеет-
но с журналом ^ «Октябрь», «Литературной
газетой» и ‘Украинским — издательством
художественной ` литературы созывает ‘на
родине автора ‘книги’ в с.  Старо-Бешево,
Сталинской области, читательскую- конфе-
ренцию, посвященную  объхуждению книги
«Люди колхозных полей». = .

Кроме трактористов, колхозников, загро-
номов Старо-Бешева в конференции при-
мут Участие знатные люди колхозной
Украины, а также московские. киввские
писатели и критики. Для участия в койфе-
ренции -приглашена’ большая группа Героев
Соцналистнческого “Труда, мастеров высо-
ких ‘урожаев — тт. Марк Озерной, Мария
Лысенко, Пенчо Пенчев, бригадиры трак-
	торных бригад Шульга, Гиталов, первые
стахановки сельского хозяйства — пяти-
`сотницы, ныне агроном колхоза Мария
	Демченко и научный сотрудник одного из
киевских институтов Марина Гнатенко, за-
чинатели . колхозного движения ‘на Украи-
не — председатель колхоза ‘им. Буденного,
Одесской области, Макар .Посмитный a
председатель колхоза «Завоевание Октяб-
ря» Федор Дубковецкий.

конференции в Старо-Бешеве РЕ
	ся выставка книг, написанных знатными
людьми колхозной Украины.
		ПМЕ ПР ИНАЯ
ее ПАН А,

СССР
	СОЮЗА
	Цена 40 коп.
	Суббота, 18 декабря 1948 г.
	‚ХИ ПЛЕНУМ ПРАВЛЕНИЯ —
			ПИШИ
	Армянская советская литература после Постановления ШК ВКП(6)
	от 14 августа Wb года о мурналах „Звезда“ и „Ленниградь
	самым узким местом в работе армянских
писателей, она нуждается в особой заботе
и серьезном внимании. .

Касаясь отдельных недостатков, имею-
щихся в творчестве армянских писателей,
А. Сирас об’яеняет их тем, что многие пи-
сатели слабо вооружены теорией марксиз-
ма-ленинизма. Сейчас при Союзе писате-
лей Армении организован филиал универ-
ситета. марксизма-ленинизма, проводятся
теоретические конференции. Реорганизует-
ся работа творческих секний Союза писа-
телей.

— Для. нового под’ ема литературы, —
говорит докладчик,—нам нужно разрешить
ряд важнейших вопросов. Один из них—
	‘это вопрос © связи социалистического со-
	держания и национальной формы художе-
ственных произведений. Ошибка некоторых
‘писателей заключается в том, что они
понимают национальную форму, как 32-
стывшую” догму, и до сих пор. пользуются
‘теми традиционными приемами, какими
„тользовались писатели.в древние и еред-
ние века. Если, скажем, поэт пишет о
любви, он непременно уподобяяет предмет
любви «монастырю, куда ходил паломни-
ROM молиться»; если изображается герой,
то он обязательно держит в руках «меч-
молнию»; если изображены чувства мате-
ри, то она оценивает своего сына дороже
«всех алмазов и жемчутов мира» .* Подоб-
ные образы. мешают выражению нового
социалистического содержания. Писатели
должны стремиться к поискам формы, со-
ответетвующей духу нашего времени, 06-
лику и чувствам советекого человека.

В направлении творческой деятельно-
сти литераторов важную роль должны
	  играль печатные ерганы  боюза писагте-

;

лей Армении — журнал «Советакан гра-
канутюн ев арвеот» и газета  «Гракан
rept», Журнал, перестроив работу в co-
ответетвяи с историческими решениями
HR. BRIT(6). пю идеологическим вопросам,
стал печатать больше произведений на
темы современности, решительнее бороть-

` ся против чуждых влияний в литературе.

На страницах о журнала опубликовано
около 70 статей по вопросам литературы

‚ и рецензий о книгах. В истекшем  тоду

редакция журнала много печатала пере-
водов из русокой современной  литерату-
ры. Олвако она не сумела привлечь всех
армянских писателей к созданию новых
оригинальных промзведений, плохо рабо-
тала © авторами. Газета ‹«Гракан терт»
неудовлетворительно. вынолняла CBOW роль
организатова литературы, ‘критиковала
выпускаемые книги поверхностно и 1по-
Pik беспринциино, . He направляла твор-
ческую деятельность писателей.

ЦВ RIG) Арменяи принял меры к
улучшению работы критиков и литерату-
роведов. Это помогло улучшить состояние
литературоведения. Недавно выпущен в
свет сборник статей «Проблемы советекой
литературы». Подготовлена ‘к выпуску
«История. армянокой литературы» в трех
томах. Критика проделала определенную
работу по разоблачению реакционной
идеологии. буржуазных националистов. и
дашнаковиев. Но и впредь одной из ©у-
щественных залач критики должна быть
борьба против всяческих проявлений Gyp-
жуазного национализма» и  национал-ни-
гилизма, за правильное освоение и ис-

пользование литературного наследства.

А. Сирас говорит далее о плодотворной
работе русских переводчиков, благодаря
которым лучшие произведения армянской
литературы. стали достоянием читателей
всей советской страны. В то же время
докладчик критикует национальную  ко-
миссию по армянской литературе ССП
СССР, редакцию «Литературной газеты»
и альманах «Дружба народов» за недо-
статочное внимание к насущным. нуждам
армянской советской литературы и сла-
бую` евязь с писателями республики,

— Армянская. советская литература, —
заключает доклад А. Сирас, —живет ин-
тересами всего советекого народа, она
пронизана чувством советского патриотиз-
ма. сталинской лружбы народов.

Основная задача, которая стоит теперь
перед армянскими писателями; — изо-
бражение прекрасной социалистической
действительности Советской Армении, по-
Каз ее замечательных людей. Для этого
необходимо глубокое изучение нашей дей-
ствительности. Незнание жизни  приво-
дит писателей к схематизму, к показу
мавекенов вместо глубокого” раскрытия
характера советеких людей. Схематизму
нужно. 0б’явить беспошадную борьбу.

ХУ се коммунистической партии
большевиков Армении прямо указал нам:
«Неотложвой задачей писателей Армении
считать осуществление исторических ре-
шений ЦВ ВКП(б). по созданию. высоко-
идейных и художественно ценных произве-
дений, отображающих героику  социали-
стичеекого строительства я духовный 0б-
лик советских людей, вести реппительную
борьбу. против аполитичности ‘и. безидей-
ности в литературе».

Армянекие советокие писатели  напра-
вят все усилия к тому, чтобы выполнить
эту задачу. Мы имеем все возмежности
для того, чтобы удовлетворить  возрастаю-
щие запросы налтих читателей —еоздать
BO BCOX жанрах литературы новые значи-
тельные  высокомнейные и хутажествениа-
	ценные произведения, достойные совет:
свого 38048.
	— Для развития армянской советской
литературы, как и литературы всего 0(0-
ветского Союза, — сказал А. Cupac, —
решающим поворогным ° пунктом явились
историческое постановление ЦК ВКП(б) от
14 августа 1946 года и доклад тов. А. А.
\данова о журналах «Звезда» и «Ленин-
град». В свете этого постановления. пар-
тийные и литературные организации pec-
публики выявили те’ существенные. недо-
`статки, которые тормозили развитие армян-
ской литературы. .

`Докладчик говорит о том, что ЦК BI(6)
Армении регулярно занимался вопросами
литературы, своевременно указал ошибки,
препятствующие. ее росту. В декабре 1947
‘Тода в постановлении «0. мерах по: `усиле-
нию. идеологической работы в’ ‘армянской
‘партийной организации» ЦК КП(б) Армении
отметил, что «недостаточная борьбу ~ 3a
‘большевистскую партийность в науке, ли-
`тературе  и` искусстве, слабое: знание
‘марксистско-ленинской теории кадрами ин-
теллигенции, забвение ленинско-сталинеко-
`го положения о необходимости критическо-
TO освоения культурного наследия привели
к некоторому оживлению пережитков бур-
жуазно-националистической идеологии».

Большое внимание вопросам литературы
уделил состоявшийся в ноябре этого года
XIV с’езд коммунистической партии боль-
‘шевивов Армении. Секретарь ЦЕ КП(б)
Армении, _ ‚Тов. Г. А. Арутюнов, подводя
Итоги работы на идеологическом фронте,
сказал:  «Развернув работу ‘по усилению
идейно- политического” воспитания  трудя-
щихся, партийная организация Армении
встретилась с такими явлениями, как од-
ностороннее ‘увлечение древней историей

некоторыми учеными, писателями, работ-
никами искусства и другими творческими
работниками, которое привело их в идеа-
лизации древней Армении, затушевыванию
классовой борьбы и  эксплоататорекой
сущности социального строя древней Ар-
мении, к переоценке исторических лично-
стей и событий и к изображению историй.
в искаженном, ложном виде... Указанные
ошибки, выразивииеся в идеализации.
прошло и проявлениях буржуазного на-
ционализма, имели место также в области.
художественной литературы, в отдельных
произведениях некоторых писателей, как,
например, B стихотворениях С. Таронци,
Ашота Граши, Г. Эмина, С. Капутикян, в
романе «Вартанилы» Д. Демирчяна, в  по-.
вести «Звартноц» В. Хечумяна, B пьесе
«Тигран П»’Х, Лаштенца;, ° исторической
драме «Apa Прекрасный» Наири Зарянз.
и др.».

Односторониее увлечение — некоторых
писателей исторической тематикой было
серьезной помехой дальнейшего развития
нашей литературы. На’ это справедливо
указал тов. АА. Фадеев на прошлом пле-
нуме CCI CCCP. :

Большевистская критика ошибок в твор-
честве армянских советских писателей сы-
трала положительную роль. Писатели
серьезно занялись исправлением этих опи-
бок и созданием новых произведений, ото-
бражающих нашу сегодняшнюю жизнь.
Ениги, вышедшие в свет после” историче-
ских постановлений ЦК ВЕП(б) по идеело-
гическим вопросам, показывают, что совет-
ская литература Армении вступила в н0-
вый этан развития.

Разнообразен круг интересов наших пи-
сателей, богата наша жизнь. Некогда от-
сталая крестьянская‘ Армения ныне стала
одной из передовых индустриально-аграр-
ных советских братских республик. Поэто-
му естественно, что социалистическая де-
`ревня занимает большое место в творчестве
`налиих писателей;

Товоря. о произведениях, характеризую-

щих под’ем ‘армянской советской литера-
туры, докладчик ‘называет талантливый
роман Н. Заряна «Ацаван», посвященный
колхозному строительству в Армении. В
романе показаны не. только преимущества
колхозной жизни, но и образы  передо-
вых советских людей; для которых строи-
тельство коммунизма стало делом жизни.
Послевоенная жизнь армянской деревни
изображена в повести М. Давтяна «Ива».
Автор правдиво нарисовал характеры сво-
их тероев, передал. поэзию колхозного

труда.
Достойна внимания книга на историко-
революционную тему — роман молодого

писателя А. Овеепяна «Сердце» — о слав-
HOM революционере Гукасе Гукасяне. Мно-
то страниц этой книги. посвящено дружбе
армянского ‘народа со своим старшим бра-
	доклад секретаря ССП: Армении А. Сираса
	рян в книжке стихов «Ереванские рассве-
	ты», наряду се военными стихами. боль-
	место уделил теме строительства но-
вого Еревана. 0 Советском Союзе, стоящем
во главе прогрессивного человечества, по-
вествуют сборники В. Григоряна «Родные
мотивы» и «Моя песня». о сталинской
	дружбе советских народов — стихи Г,
	‘Сарьяна, С. Вапутикян, песни Сармена.
	В некоторых произведениях армянских
советских нисателей` изображена жизнь за-
	ъ‘рубежных государств. О демократическом
движении в Иране пишет Г. Севунц.в po-
‘‚мане «Проспекл Свободы»: С. Вагуни на-
	писал ряд стихов, направленных против
американского империализма. Вопросам
международной жизни посвятили свои ети-
хи Н. Зарян, Г. Эмин, Р. Озаннисян. Эти
стихи проникнуты гордостью советского
человека за свою советскую. Родину.

Армянская советская литература попол-
	нилась снособными ‚ молодыми поэтами и
	прозаиками, начавшими . писать в. голы
	войны. Среди них — Р..Ованесян, С. Ару-
	тюнян, А. Айвазян, В. Давтян, Ц: Севак,
П. Джотян. Творчество их- различне по
краскам и оттенкам, но его питает единый
	Источник =—— чувство. дружбы братских .со-
	ветских народов, интернационализм.. Прав-
	Да, в их тематике еше заметно однообра-
	зив, большинство молодых авторов пишут
пока, главным образом, на военные  сю-
OTH. me,
Союз писателей Армении создал комис-
впю по работе е молодыми писателями.
Члены этой комиссии — лучшие, актив-
нейшие- писатели. старшего поколения—ре-
гулярно, оказывают творческую помощь
молодым авторам. Я
— В последние годы, — сказал А. Си-
pac, ~~ в наши ряды влилась группа ре-
патриированных. армянских писателей —
А. Терзян, А. Арман, Ш. Варсян, Г..Ке-
шишян и др. Они, долго мечтавшие о ево-
бодной родине, нашли ее в` Советской Ар-
мении и теперь. горячо воепевают воциа-

лиотичее кую отчизиу. ;

— Я отметил некоторые успехи в. на-
шей литературе, — продолжает доклад-
4HK,--HO MbI не можем удовнетвориться
ими, Для более полного ‘и широкого ото-
бражения нашей жизни в художествен-
ных произведениях большая грунпна писа-
телей была в этом году команлирована в
колхозы и на стройки. Мы уже чувствуем
положительные результаты этого меро-
приятия. Ее -

А. Сирае называет. писателей, ‹ работаю-
щих над новыми произведениями, Старей-
ий армянский писатель А. Исакян co-
чает цикл рассказов - 06. исторических
судьбах армянского народа; Д. Демирчян
пишет роман 0’ столице Советской Арме-
нии — социалистическом Ереване: С 39-
	  РЯН--повесть 0 советской семье; М. Арз-
	зи—роман «Наша страна». Молодая писа-
тельница А. Сагинян провела год на Ce-
ванстрое и теперь работает над романом
0 людях этой крупнейшей новостройки в
Армении. Наири, Зарян заканчивает дра-
матическую поэму «Арменуи» о тружени-
ках колхозных полей. Х. Тапалцян подго-
товил к печати второй том романа «Вой-
на». Новые произведения создают 0. Ши-
раз, Р. Погосян, А. Граши, Ахавни,
3. Дарян, Г. Эмин, 0. Паязат, В. Хечумян
и др. Е

Некоторых достижений добились и ap-
мянские советские драматурги. Второй год
с успехом идет в театре ньеса Г. Боряна
«На высотах». Она повествует о героиче-
ских подвигах советских воинов в трудные
дни обороны Кавказа. Труду армянских
колхозников посвящена пьеса «Девушка
Араратской долины» М. Чаманова и
Г. Габризляна. 0 радостной трудовой жиз-
ни репатриированных армян’ в советекой
стране рассказывает пьеса Ашюта и Арама
Палаян «Счастливных.

Далее докладчик подробно ‘характери-
зует состояние литературы для детей.
	(С этом года в республике изхается еже-
	месячный иллюстрированный ° журнал
«Оклтябренок» для млалших школьников.

Журнал опубликовал ‘удачные, имеющие
воспитательное значение рассказы С. 30-
pana, 0. Шираза, стихи Ахавни и др.

За два последних года немало книг для
детей и юношества выпустил Аригиз. Сре-
ди них есть, несомненно, удавшиеея,
как, например, сборник стихов Г. Боряна
«Букет», повесть С.`Вуртиняна «Солнеч-
ный полуостров»—=0б освобождении Крым:
ского полуострова от немецких захватчи-
вов,  сатирическая сказка Н. Заряна
«Зверь зверей», книжки Г. Тарвердяна,
Р. Габриеляна и др. Но мало таких КНИГ,
которые увлекательно рассказывали бы 9
трудовых подвигах рабочих, колхозников,
интеллигенции ‘республики; мало книг,
рисующих жизнь пионеров и школьников,
их борьбу за высокие показатели в учебе.

— Мы могли бы,— говорит A. Capac,—
иметь больше хороших произведений для.
детей, если бы наша литературная критн-
ка серьезнее занялась вопросами детской
литературы, выявила бы недостатки в
творчестве некоторых детских писателей
и систематически помогала этим писате-
лям. Из-за отсутствия критики, из-за того;
что во-время не было принято необходи-
мых мер. выпущено в евет несколько низ-
	ких по качеству, идейно порочных книг
для детей, Детская литература является
	В стойбища Якутии
	ЯКУТСК. (Наш корр.). Питомцы двадцаз
ти. трех. медицинских институтов Москвы;
Иркутска, Иванова, ‚Молотова, Ростова,
Томска, Астрахани, Саратова, Новосибир-
ска, Воронежа и других ‘городов ‘страны
	приехали в нынешнем -году на работу в
	Якутию.

В далекую северную республику р
ля 135 молодых врачей и 126 специалистов,
окончивших медицинские техникумы и шко-
лы. Кроме того, в Якутске подготовлено в
`1948 roxy 100 фельдшеров и акушерок. В
течение одного гола Якутия получила но-
вое квалифицированное ‘пополнение — 360
медицинских работников.

Все они трудятся ныне в Оленеке, Моме,
Средне-Колымеке и других городах, сельх
и стойбишах республики.
	1947—1948 гг. открылись новые боль- ~
	ницы в Якутске, Амге, Борогонцах, Верхне-
Вилюйске. В ближайшее время закончится
строительство. стационара в Верхолнеке и
больницы в Сунтаре.

Огромное санитарно-оздлоровительное зна-
чение имевт переселение колхозников в но-
вые поселки из. разбросанных по’ тайге
юрт. Пятилетний план Якутской АССР
предусматривает ликвидацию этих задым-
ленных тесных жилищ. Свыше 20 тысяч
колхозных семей якутов, эвенов, эвенков,
луораветланов, одулов уже переселились в
благоустроенные дома:

В новых селениях, расположенных в жи-
вописных ‘местах на берегах фекои озер,
строятся электростанции, радноузлы, нко-
лы, клубы, кинотеатры, создаются ‹ мели-
цинские пункты. родильные дома, женские
кочсультации, детские”яели, детские сады.
	ee О зы сю чыкыю
	Печатные труды
автозаводцев
	Инженеры и рабочие московского ‘авто-
завода имени Сталина за последнее время
написали ряд технических книг и брошюр,
посвященных вопросам производства.

Заслуживает внимания недавно вышед-
ший из печати труд главного металлурга
завода лауреата Сталинской премии А. Ас-
сонова «Термообработка деталей». Книга
рассчитана на инженерно-технических р
ботников и студентов.

`Вышла из печати книга инженера В. г o-
стева «Качество. штампованных поковок. и
методы предупреждения брака в кузнеч-
ных цехах». В основу: своего труда автор
положил передовой спыт заводского кол-
лектива.
	знатная стахановка завода Т. Дьячкова
написала книгу «По нормам 1950 года»;
лауреат Сталинской премии бригадир
А. Сметанин — брошюру о своих методах
работы Ha станках-автоматах; формовшица,
нынё мастер литейной № 2 К. Хлебнико-
ва—брошюру о.методах работы на фор-
мовке автомобильных деталей. ,

Кроме отдельных изданий, силами. инже-
неров регулярно ‘выпускается печатный
«Сборник по обмену техническим опытом».
На-днях вышел очередной четвертый но-
мер этого сборника.
		Ло Советскому Союзу
ХРОНИКА КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ

$ Москва. Более 900 тысяч человек по-
сетило за нынешний год залы Государст-
венной Третьяковской галлереи. Болыним
успехом пользуются лекции о творчестве
великих художников, организуемые во за-
лах ‘галлереи; на лекциях присутствовало
50 тысяч слушателей. а `

® Кишинев, Памятник `В. И. Левиву
установлен ‘в: центре‘ села Суслены. Памят-
	ники В. М. Ленину. открыты также в Ком-
ратах, Карпиненах, Каушанах, Резине и
	других селах Молдавии.
	@ Пятихатка (Днепропетровская обл.).
«Мичуринская декада». проведена по ини-
циативе научных работников Эрастовского
опытного поля. В. колхозах, совхозах, ма*
шинно-тракторных станциях прочитаны лек-
ции и доклады о выдающихся преобразо-
вателях природы—В. Докучаеве, В. Вильз
ямсе, И. Мичурине, Т. Лысенко.
	@ Сыктывкар. Закончился республикан-
ский конкурс ‘на лучшие современные, ху-
дожественные произведения. В конкурсе
приняли участие 33 писателя Коми. АССР.
Первую премию за пьесу «В. предгорьях
Тимана» получил Г. Федоров. Вторые пре
мин присуждены С. Тимущеву за повесть
«На прочную основу» и за очерк «Яблоне-
вый сад», С. Попову за стихотворение «В
Техас, ветерану войны», Д. Конюхову за
стихи «Песня звеньевой», «Он наша правая
рука». «Незабываемое»,
	$ Калинин. Литературная  обществен-
ность. Калининской области. отмечает св-
	годня 100 лет со дня рожления . поэта
Спиридона Дмитриевича Дрожжива, вы.
шедшего из среды крепостных крестьян.
	EE

На родине поэта-—в поселке. Завилово —
восстановлен‘ меморнально-литературный му-
зей С. Д. Дрожжвына,
	ХИ пленум правления ССП СССР
	15 декабря в Москве, ‘в Центральном
ме литераторов, открылся ХИ пленум
правления Союза советских писателей
СССР.

В президиуме собрания — крупнейшие
советские писатели: А. Фадеев, В. Симо-
нов, А. Софронов, Л. Леонов, В. Федин,
В. Вишневский, Ф. Панферов, С. Вургун,
Наири Зарян, Сабит Муканов, А. Сирас,
И. Семпер, И. Муйжниек, А. Венцлова,
Н. Тихонов, В. Кожевников, 6. Марша,
А. Сурков, А. Караваева и приехавшие в
Москву гости — писатели стран народной
кемократии Мария Грубешлиева, Людмил
Стоянов, Крум Кюлявков (Болгария), Ян
Дра (Чехословакия), & также бразиль-
склй писатель Жоржи Амаду.

Заседание открыл генеральный секре-
тарь Союза советских писателей СССР тов.
А, Фадеев.

Пленум посвящен развитию армянской,
латьниской и казахской советских литера-
ту? после постановления ЦВ ВКП(б) о
журналах «Звезда» и «Ленинград», & так-
же состоянию советской драматургии и
кинодраматургии после постановлений
ВКП(б) о репертуаре драматических теат-
ви о кинофильме «Большая Жизнь»»
	С докладом 0б армянской литературе
выступил А.  Сирас. Содоклад сделал
К. Симонов. 0 латышекой литературе
	сделал доклад И. Муйжниек, содоклал —
А. Сурков, о казахской литёратуре—С. Му-
канов и содоклад-—Б. Горбатов. (Доклады
и солоклады печатаются в сегодняшнем но-
	мерё «Литературной газеты» по сокращен-   том — великим русским народом. Жизнь
	и борьбу выдающегося ‘армянского револю-
ционера-демократа М. Налбандяна описы-.
вает А. Аракеман в романе ^ «Дорога Ha
Камышин», но автору надо еще много’
поработать для того, чтобы создать худо-
жественный образ М. Налбандяна.

Событиям Великой Отечественной вой-
ны, участию в ней армянского нарола по-.
свяшены сборник рассказов Р. Кочара
«Священный обет», повесть Г. Rowyna
«Он ’ищет свое дитя», два сборника но-
велл и очерков А. Мкртчяна. Основная
тема этих книг — советский патриотизм.
Авторы нарисовали образы напих воинов—
армян, русских, Украинцев; азербайджан-
	ной стенограмме).

В прениях по этим докладам и содокла-
дам выступили М. Ибрагимов, Б. Kepéa-
баев, Н. Золотарев, М.. Ауэзов, Я. Плаудие,
И. Семпер, А. Тимонен, А. Токомбаев,
Амазаспян, М. Шагинян, К. Зелинский,
В. Кирпотин, Е. Златова, П._ Скосырев,
Е.” Ковальчик, C. Бородин, H. Зарян,
Л. Климович, Ц. Султанов, А. Лупан
А. Харисов и другие. :

После прений. докладчики и содокладчи-
ки выступили с заключительными  сло-
вами. :
	Вечером .17 декабря пленум заслушал
	доклал А. Софронова «Советская драматур-  цев, грузин, в тесном строю сражавшихся
	гия после Постановления
	Hh ВКП(б) о   протав врага. Хорошо переданы патриоти-
театров  СТ  ческие чувства и фронтовые ‘переживания
	По. доБладу Bada   советского человека в соорнике- СТИХОВ
‚ Сагияна «На берегу Воротана». Г. Бо-
	репертуаре  драмагических Ted Pps
26 августа 1946 года». По. докладу
	превия,