ХИ ПЛЕНУМ ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР

Советская драматургия- после Постановления
	«О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению»
Доклад секретаря правления СЫН ‘CCCP A. Софронова _
	их на выполнение решений ЦЕ ВЫ).
	Орган ССП «Литературная газета»
мало внимания уделяет драматургии.
А,, между тем, именно на страницах
«Литературной . газеты» о мы хотим ви-
	нию, в данном случае Н. - Погодин решил
следовать образцам той ползучей комедий-
	ной плесени, которая нег-нет да И 0100-
является на сценах наших, театров. В этой
пьесе рассказана история о Тм, как не-
кая бойкая секретарь-стенографиетка Тю-
тикова решила увести из семьи руководи-
теля олного из научных учреждений Иго-
	ря Владимировича Бл.гина, и 0, том, как
на защиту его «души» ‘стали все, вилоть
	10 секретаря партийной организации Ро-
	стокиной. Олним словом, проблема секре-
	Таря-стенографистки, этакой  женщины-
вампира, затмила перед драматургом вею
современную действительность. 0с0боё воз-
ражение можно пред’явить образу секре-
таря партийной ‘организация. Ростокиной.
Ona представлена в качестве о скучающей
вловушки, занимающейся чем угодно,
	только не своим основным хелом. Основ-
	ной е6 целью является выйти замуж:
Вот как он» разговаривает с инженерэм
Карпычевым: «Ты’ мужик  нескладный,
диковатый, грубо’ говоря, не . ходовой».
	Han: «Ox, мужики, мужики. 06а вы Ум- .
	ные, достойные, ученые, какие вещи де-
лаете, — ум не. вмещает, & тут, как гуси
на льду». «Как она могла продраться в
этот санаторий?»

Как может один из наиболее известных
в стране драматургов в своем творчестве
переходить на мелкие, обывательские т8-
мы? Такая жизнь, как ее изобразил
Н. Погодин в своей комедии «Бархатный
сезон», представляется жизнью, подемот-
ренной в замочную скважину.

ЦЕ РВЕП(б); называя слабые, безидей-
ные ‘пьесы, указывал: «Как правило, co-
ветские люди в этих пьесах. изображают-
ся в уродливо-карикатурной форме, приз
митивными и малокультурными, с обы-
вательскими вкусами и нравами; отрица-
тельные же персонажи наделяются более
яркими чертами характера, показываются
сильными, волевыми и искусными. (обы-
тия в подобных пьесах изображаются чз-
сто надуманно и лживо, ввилу чего эти
пьесы создают- неправильное, искаженное
представление о. советской жизни».
	Эти указания ЦЬ партии имеют прямое
отношение к целому рялу пьес, неизвестно
почему появившихея на сценах столичных.
	и периферийных театров страны.
	позиций, компрометируют положительные.
явления советской. драматургии. В статьях,
разрабатывающих проблемы теории дра-
мы, допускаются серьезные ошибки, дра-
матурги ° неправильно - ориентируются.
Серия - статей А. Борщаговского, онубли-
кованных в газете «Советское искусство»
и журнале «Театр», свидетельствует о том,
UTO Под ложно подразумеваемым новатор-
ством критик ратует за разрушение дрз-
матургичеекой формы. Раздувая схолаети-
ческий спор о том, что драматург должен
раскрывать характер героя, а не пока-
зывать развитие этого характера, А. Bop-
щаговский  проповедуето неизменяемость
людей, их существование в застывшей,
окостеневшей форме, что уже. само. по с6-
бе неприемлемо для советского драматур-
	га, призванното- воспитывать людей и по-
	‚казывать становление героя в его лвиже-
	нии, в изменении его характера к луч-
шему. 2

Вся эта теоретическая мешанина, rie
произносятся высказывания А. М. Горь-
кого и здесь же выдвигаются возражения
против пьес, в которых поставлены боль-
шие вопросы бовременноети, — говорит 6
том, что А. Борщаговекий как раз и при-
	наллежит к той категории критиков, 6 Ео-
торых в решении ПК сказано, что они «ру-
ROBOACTBYWTCA B CBOUX оценках пьес и
	спектаклей не интересами идейного и ху-
	дожественного развития советской драма-
тургии и театрального искусства, т.е. не
интересами государства и‘ народа, & инте-
ресами групповыми, приятельекими, лич-
ными».

А. А. Иланов, „выступая на совешаниий
деятелей советской музыки в. ПК ВКП(б),
emo,

‚„Особакноствю второго ‘направления
синее. — А. 6.), является
то, что оно избегает ‘фронтальных атак,
	предпочитая скрывать свою  ревизиониет-
	скую деятельность под маской якобы со-
	гласия с основными положениями сопиа- :
	листического. реализма. Такого рода «конт-
рабандные» методы, конечно, — неновы.
Примеров ревизионизма под. флагом якобы
согласия с основными положениями ревн-
зуемого учения в историй можно. найти
	немало. Тем более необходимо разоблачить.
	подлинную сущность этого другого напра-
вления и вред, наносимый им. развитию
советской музыки».

Эти слова товарища аноа как. нель-
зя более подхолят и к нашей театральной
критике. В сожалению, группа критиков,
соередоточившаяся: ‘вокруг газеты «Copet-
ское искусство» и журнала «Театр»,
пользуется такими -«контрабандными» ме-
тодами. Предетавители этой грушы ев
особой любовью пишут огромные: статьй  и
рецензии о переводных американских или
западноевропейских пьесах, едва они по-
явятея на сцене одного из московских или
ленинградских театров. В статьях, посвя-
щенных таким пьесам, вы встретите п
критические . замечания в адрес западных
драматургов. Нов какой интонапии обыч-
	HO ведется критика этих пьес! Мне вето-
	минается один преподаватель . литературы,
читавший нам в студенческие годы разлел
о Гумилеве и Ахматовой. Он критиковал
этих поэтов, но надо было слышать, е ка-
кой любовью и наслаждением цитировал
он Те бамые стихи, которые критиковал
лись в программе вуза, Вт так же, по-
жалуй, иные критики с удовольствием ци-
тируют ими же осужлаемые пьёсы.
Газета «Советское искусство» и журнал
«Театр» должны коренным образом изме-
НИТЬ. освещение вопросов театральной жиз-
HH и драматургии. Эти органы должны
воспитывать кадры критиков, направляя
	Хмелева. Но в. книге всячески принижает-
:п тувораа питоралура советекая драма-
	КА —- Е

Говоря о том, что в те годы, когда была
хмелевская студия, были и другие студии
в Москве, Л. Малюгин неизвестно почему
утверждает, что Р. Симонов, Ю. Завадский,
	ая газета»   ся русская литература, сов
драматургии.   тургия, советское искусство.
	гии. Ничему такая пьеса не научит. Ни-
кого герои такой пьесы не воспигают.

Много споров за последнее время вызва-
10 состояние современной  комедиотрафии.
Положение ее до сих пор: незавидное: Ко-
медий с ярко выраженными характерами,
с глубокими  социально-поучительными”
конфликтами на сценах наших театров
еще нет. Укоренившееся ‘представление о
том, что нельзя подвергать осмеянию ни
инженера, ни управдома, ни дворника, ни
вообще какого-либо советского работника,
некоторое время тормозило развитие коме-
дийного жанра. Возникла даже теория, что
конфликт в наше время может развиваться
поключительно в столкновении отличного
с хорошим. Правда, возможность такого
конфликта не исключена, но для драматур-
тии есть и другие конфликты, = воторые
рождаются главным образом на основе
борьбы старого и нового. -

Товарищ Сталин в своей работе «Анар-
хизм или социализм?» писал:

«Мы видели, что жизнь представляет
картину постоянного разрушения и созида-
ния, следовательно, наша обязанноеть —
расематривать жизнь в ее разрушении и
созидании, и ставить вопрос: что разру-
шается и что созидается в жизни. То, что
в жизни рождается и изо дня в день pa-
стет, — неодолимо, остановить его движе-
ние вперед невозможно».

Старое, как правило, не хочет сдавать-
ся. Оно цепляется, мешает рождению но-
Boro, не хочет уйти добровольно. Расемо-
треть его, увидеть и, смеясь, расстаться
с ним — вот задача советского комедио-
графа, пожелавшего направить свой та-
лант на службу интересам нашего 0бще-
ства.

°В 1948 году на сценах театров появи-
лись новые комедии. Это пьеса В. Поля-
вова «Не ждали», А. Успенского «Вили
три друга», №. Финна «Не от мира сего»,
Н. Погодина «Бархатный с6зон». Эти
пьесы ошибочно изображают нашу жизнь,
искажают образы людей нашего времени.
Нам довелось прочесть ‘недавно нанисая-

ную комедию «Бархатный сезон» Н. Пого-
дина — драматурга. завоевавшего любовь
	и уважение своей многолетней работой.
	Вакие же проблемы современности выдви-
	НуУТты в этой пьесе? А глубокому сожале-
	Б постановлении [ih -BRII(6) 0 . penep-
туаре драматических тезтров говорилось:
«Неудовлетворятельное состояние репер-
тузра драматических театров. об’ясняеся
также отсутствием принципиальной 60. be
шевистской театральной критики. В роли
театральных критиков в советской прессе
выступает крайне незначительное. число
специалистов. Газеты, литературно-худо-
жественные и театральные журналы мало
выдвигают новых критиков, способных
об’ективно и беспристрастно разобраться
в пьесах и театральных постановках. 0т-
дельные критики руководствуются в сво-
их оценках пьес и спектаклей не. инте-
ресами идейного и художественного раз-
вития советской драматургии и театраль-
ного искусства, т. в. не интересами госу-
карства и народа, а интересами  гоуппо-
	дарства и народа, а интересами групп
выми, приятельскими, личными». :
	Журнал «Театр» и газета. «Советское
	искусство» предоставляют свои страницы
снобистской, чуждой советскому  искуе-
ству критике. Как можно иначе назвать
выступление журнала «Театр» (№ 10 за
1947 г.) по поводу пьесы Б. Ромашова
«Великая сила»? Автор статьи В, Жда-
нов обвиняет драматурга в прямолинейно-
	ти, в недостаточной  глуоине  философ-
ской и художественной мыели, говорит о
том, что якобы драматург упустил в
разрешений конфликта определение низко-
поклонетва как антинародного, антилемо-
кратического направления в”“науве. Если
верить статье В. Жданова, главные лейст-
вующие липа этой пьесы — Лавров и
Милягин — не. удались драматургу, ха-
рактеры их не раскрыты. Автор тоскует
0 TOM, что «всякие полутона изгнаны из
пьесы». :

Б подобном тоне была написана и ста-
тья, напечатанная ‘в газете «Советское
искусство». И в том и в другом случае
работники театральной печати не сумели
в оценках пьесы руководствоваться pocy-
даретвенными интересами, не заметили ог-
ромной общественной значимости пьесы
Ромашова, первым в драматурга подняв-
шего голос против низкопоклонства перед
Западом.
	На этой неправильной позиции журнал:
	«Театр» и газета «Советское искусство»,
ВИДИМО, остаются й 40 настоящего време-
НИ, так как других статей не появлялось.
А ведь ‘газета «Советское  искусетво» и
журнал «Театр» призваны сыграть глав-
ную, организующую роль в развитии co-
ветекого театрального искусства и драма-
тургий. Где же, как не на страницах этих
изданий; должно поддерживаться все пе-
редовое, что появляется в драматургия й
в тезтре?

В решении ЦК ВКП(б) обращалось вни-
мание на то, что отдельные критики’ ру-
ководствуются в своих оценках групповы-
ми, приятельскими, личными отношения-
ми. Примером этого положения может
служить шумиха, которая была поднята в
конце 1947 года и в начале 1948 гола
вокруг инсценировки повести «Ночь пол-
ководца», названной автором Г. Березка
«Мужество». Было бы, конечно,  непра-
вильным об’яенять  ревностную защиту
этой средней пъесы только приятельскими
отношениями. В оценке пьесы, несомнен-
но, сказались и те направления в теат-
ральной критике, которые уже‘ многие го-
ды пытаются увести театр от ярких, pea-
листических спектаклей в мир раздвоенно-
сти, полутонов, на позиции декадентетва.

Положение в нашей театральной крити-
ке неблагополучно. К ряду произведений
отдельные критики подходят е эстетеких
	_ Новые пьесы, новые темы, новые герои
	Больше двух лет назад было принято
чрезвычайно важное для жизни советского
театра и советской драматургии постанов-
ление ЦВ ВВП(б) «0 репертуаре драмати-
ческих театров и мерах по его улучше-
нию». В этом постановлении состояние pe-
пертуара театров признавалось неудовлет-
ворительным. Главным недостатком в со-
стоянии репертуара ЦК партии считал вы-
теснение со сцены крупнейших драмати-
ческих театров страны пьес советских ав-
торов на современные темы.

Особое внимание ЦВ ВЕП(б) обратил на
плохую работу драматургов.

«Многие драматурги, — говорилось в
‹ постановлении ЦВ ВЕЦ(б), — стоят в ето-
роне от коренных вопросов современности,
не знают жизни и запросов народа, не
умеют изображать лучшие черты и каче-
ства советского человека. Эти драматурги
забывают, что советский театр может вы-
полнить свою важную роль в деле воспи-
тания трудящихся только в том случае,
если он будет активно пропагандировать
политику советского государства, которая
является жизненной основой советского
строя»;

Постановление ЦВ ВЕП(б) помогло
творческой перестройке советских драмз-
О приблизило театры в современной
теме.

Ё& числу положительных явлений совет-
ской драматургии после решения ЦЕ
ВКП(б) следует отнести появление пьес:
«Великая сила» Б. Ромашюва, «Русский
вопросе» В. Симонова, «Победители» 5.
Чирскова, «Хлеб наш насущный» и «В од-
ной стране» Н. Вирты, «Мизнь в цита-
дели» и «Борьба без линии фронта».
А. Якобсона, «Бельшая судьба» А. Сурова,
«Макар Дубрава» А. Корнейчука, «Гля-
на и фарфор» А. Григулиса, «Южный
узел» А. Червенцева, «Закон чести»
А. Штейна, ‘пьесу белорусского драма-
турга А. Мовзона «Константин Заело-.
нов», «Снежок» В. Любимовой,  «Крас-
ный талетук» С. Михалкова и дру-

За это же время на сценах многих
театров были показаны инеценировки про-
заических произведений: «Молодая гвар-
дия» А. Фадеева, «Счастье» П, Павленко,
«Два капитана» В. Ваверина, «Ветер с
	_ юга» эЭ. Грина.
	замыслу пьесу «В предгорьях Тимана» на-
писал Г. Федоров-из Коми АССР. Tarap-
евий писатель М. Амир создал. пьесу о пе-
редовых людях колхоза — «Миннекамал»,
марийский драматург Волков — «В род-
ном селе», туркменский драматург Г. Мух-
таров — «Семья Аллана», кабардинский
драматург А. Кенюков — «Алхо», тувин-
ский драматург Чадамба — «Четвертый
эскадрон», казахский драматург А. Аби-
шев — «Рдиная семья», литовский писа-
тель И. Балтушие — «Корда запоют пету-
хи», эстонские  драматурги; А; Хинт —
‘пьесу «Вуда идешь, товарищ  дирек-
тор» и Х. Раудеепп — «Хозяева Талле-
райну». Радуют новые драматические про-
изведения писателей Латвии. Ю. Ванаг на-
писал пьесу «Встреча на берегу», А. Бро-
деле — пьесы «Весна в УрО» и
«Учитель Отрауме»,

Необходимо отметить и некоторые успе-
хи драматургии для детей. Детские теал-
ры поставили ньесы С. Михалкова «Крас-
ный галетук» и «Я хочу. домой», пьесы
В. Любимовой «Снежок», в которой  стз-
вятся вопросы о расовой дискриминации в
США среди учащихся, и «В начале мая»,
«Гастелло» И.  Штока, «Наследники»
А. Бруштейн и А. Успенского, «У нае эв-
замены» А. Барто, «Воробъевы горы»
А. Симукова, «12 месяцев» С. Маршака.

После постановления ЦЕ ВКП(б) в ре-
пергуар вошли пъесы большого дыхания,
ставящие насущные вопросы современно-

‘сти. Многое из того, что волнует наших
людей, что связано с их непосредетвенным
участием в жизни советского общества, в
его неустанном движении вперед, получи-
ло свое отображение на сценах наших те-
атров..

Новые пьесы привели на сцену и но-
вых героев. Мы увидели партийных работ-
ников, колхозников, рабочих, руководите-
лей промышленности и сельского хозяй-
‘ства. Новые герои в свою очередь принес-
ли © 06060й новые мысли, новые взаимоот-
ношения людей нашего общества, находя-
щегося в состоянии перехода от социализ-
ма к коммунизму.

Значительную роль-в развитии совое-
	менной драматургии сыграла пьеса A. Cy-
рова «Далеко от Сталинграда». В этой
пьесе А. Суров один из первых поставил
острейшие вопросы современности, расека-
зал о работе партийной организации одно-
го из далеких тыловых городов во время
войны, правильно показал ведущую роль
коммунистов.
< В январе 1948 года на совещании лея-
телей советской музыки в ЦК ВЕП(б) то-
варищ «Мланов, отмечая некоторые дости-
жения литературных журналов, сказал, что
в настоящее время «есть прогресе в обла-
сти кино и в области драматургии».
Тавим образом, историческое решение
ЦЕ ВЕП(б) о репертуаре театров принесло
неоценимую пользу для развития совет-
ской драматургии и повышения ее пдейно-
художественного уровня.
	‚ советской драматургии
	CKOH ЭПОХИ — ВОТ задача драматурга, 06-
ращающегося к прошлому.
В этом смысле большой интерес пред-
	ным, & состояние репертуара наших теат-
ров—удовлетворительным. До сих пор мно-
тие театры находятся в затруднительном
положении и2-за отсутствия полноценного
репертуара. Зачастую они вынуждены
иметь дело с пьесами невысокого художе-
ственного качества, ньесами, в которых
нередко искажается образ советского чело-
века.

Охлним из серьезнейпих недостатков на-
шей драматургии является ее иллюстра-
тивноеть. Часто писатели, наблюдая те
или иные явления жизни, просто фикеи-
руют их, не. делая глубокого художествен-
ного обобщения. Даже в лучшим пьесам,
спектаклям, получившим признание прес-
CH и зрителей, можно отнести этот упрек.

Вопросы художественного качества дра-
‘матургических произведений, овладения
мастерством в своей профессии сейчас яв-
ляются главными. Характеры героев, их
язык, жизненноеть конфликта — 060 всем
этом должен помнить писатель, посвящаю-
щий себя драматургии. Большие идеи тре-
буют большого мастерства. При взиболее

ставляет пьеса Н. Погодина «Минувшие
годы». Благородную цель поставил перед
с0б0й драматург — передать зрителю со-

бытия, происходившие с 1930 по 1940 г.
К сожалению, писатель не справился co
своей задачей. Когда читаешь или емог-
ришь эту пьесу, то возникает вопрос; не

‚написана ли она на отходах памяти дра-
матурга,

Tak интересно запечатлевшего `В
прежних своих пьесах годы довоенного CO-
циалистического ‘строительства?

Мы уже говорили о положительном зна-

чении пьес Б. Ромашова «Великая сила».

и А. Штейна «Закон чести». Нет более по-
четной темы для советского драматурга,
чем показ формирования советского пат-
риотизма, разоблачение корней низкопо-
RAQHCTBA перед Западом. Но плохо, когда
большая партийная тема  разрешаетея
поверхностно, несерьезно.

За. последнее время в театрах появились
пъесы, которые можно смотреть только при
одном условии: надо сначала допустять,
что так может быть, а потом уже смотреть

пьесу. В такого pola «допускаемым» про-
Ti ол

ра AmtTAaAtrhAN ninna
	WP SV Ui ida Tas Bw pr 2 ie Hye a2 944378 изведениям относйтея пьеса И. Финка
полном слиянии неразрывного для Нас по-   туленты». Тема пьесы актуальна, нуж-
WATHA иплейности и художественности 6-1... ‘го © wok womeroun mar nnaunnae
	Unite идосинос1и и Аудофостбсовоси 9у-
{y? A00TUrHyTH наибольшие успехи в ©0-
ветской драме.

До сих пор на сценах театров с успе-
хом идут некоторые пьесы, написанные
очень давно. Пьесы эти стали нашей co-
ветской классикой. Если драматург верно
сумел раскрыть идею произведения, исто-
рически правдиво изобразил характеры его
гербев, то такое произведение, будучи точ-
ным изображением своего времени, оста-
нется в репертуаре на многие годы. По-
этому до сих пор идут «Любовь Яровая»
В. Тренева, «Платон Кречет» А. Ворней-
чука.

Наши  драматурги порой обращаются к
истории советского государетва. Это 0со-
бенно важно потому, что на таких произ-
ведениях учится молодое пэколение совет-
ских людей. На основе исторического опы-
та Советевого Союза наши друзья из стран
новой демократии будут строить жизнь
свеих народов. Не эмпирический взгляд
на бытие прошлых лет, а показ формирз-
зания нового характер» человека сталин-

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
№ 102

2 ey

на, на все в ней изложено так прямоли-
нейно, таким плохим языком, что положи-
тельные образы, в частности профессор
Казаков и секретарь парторганизации фа-
культета Зорин, кроме неприязни, ничего
не вызывают. Поставив целью своей пье-
сы разоблачение низкопоклонства, Й. Финк
извратил действительные задачи воспита-
ния молодежи, превратил студентов-комсо-
мольцев в черствых, неприятных людей.
Наши драматурги нередко обращаются к
темам производственным, в пьесам, герой
которых заняты  созидательным трудом.
Однако, в большинстве случаев, решаются
эти темы чрезвычайно поверхностно. Яр-
ким примером может служить пьеез Леви-
на и Меттера «Новое время». Только диву
даешься, как же герои этой пьесы, Tak
недружелюбно, подозрительно и резко от-
носящтиеся друг к другу, могли хорошо ра-
ботать во время войны? Люди искусствен-
но, преднамеренно, вопреки жизненной
правде противопоставлены друг другу. Ав-
торы этой пьесы ошибаются: мелочность
ий обывательекие споры — 970 совсем не
TO же самое, что принципиальность; пря-
МОЛЕНЕЙНОСТЬ в постановке вопросов——это
не грубость. Нет, не новое это время, а
старое, JaBHO прошедшее время драматур-
	деть подробный анализ тенденций, еовре-  в Москве, dd. мМалюгин Helene en ne
менлой советской драмы и комедии, Имен-   утверждает, что Р. Симонов, Ю. Завадский,
но там должны печататься не только ре-  А. Дикий, Ф. Ваверин и многие другие pe-
‘цензии на спектакли или пьесы, а статьи, жиссеры создавали эти студии не столько
‘указывающие путь советским драматургам,   для воспитания новых актеров, сколько
сравнивающие драматургию, ее героев © для проверки и.утверждения своих режис-
явлениями жизни, с тем новым, что рож-  серских находок. «Студии умерли, воспи-
	дается каждый день.
	in BRIG)

не дав крупных актеров», — Пишет a. an
‘секретариат ССП и Комитет по делам ис-  люгин, Это тоже неправда. Нужно -ли для
кусств отвечают не в меньшей мере, чем   возвеличения замечательного актера. так
за состояние всей драматургии. Секрета-  принижать крупнейших мастеров совре’
риат ССП не занимался вопросами драма-  менного советского театра, воспитазиия
тургии и театральной критики, упустил   не один десяток талантливых актеров,
этот участок из своего поля зрения. Вот   работающих и поныне в Московских -теа-
уже больше года, как на заседаниях се-  трах? -

8a состояние театральной Бритики и
	кретариата Союза не ставились творческие
проблемы драматургии, не обсуждались те
или’ иные пьесы, спектакли,

В журналах CCH (sa исключением
«Звезды») пьесы не печатаются.

Секретариат СС также не интересовал-
ея укреплением кадров драматургии. То,
что многие писатели, ранее создававитие
произвеления для театра, перестали писать
пьесы, должно было привлечь внимание
секретариата, заставить его задуматься 0
причинах, из-за которых писатели, споеоб-
ные создавать лраматургические произве-
	дения, покинули этот ответетвенный уча-
	CTOR.
“Между Союзом советских’ ncarenel   a

Вомитетом по делам искусств нет деловой
связи и творческой помощи. Нет еще вза-
	имной замнтересованности со стороны В0-
	митета по делам искусетв работой писате-
лей, драматургов, & со стороны Союза со-
ветских писателей — работой писателей в
театре, а также работой самих театров.
Недопустимо плохо работала комиссия
по. драматургии ССП во главе е ее предее-
дхателем А. Кроном. Аморфная, лишенная
	каких бы то ни было устремлений, онз! муся дарованитю
_y
	ЗКТИВНОЙ   КУЛЬТУРОЙ,
	не боролась За создание полнокровных CO-
временных ‘ нъес. не занималась активной
	трах?
Советская драматургия живет уже белее
30 лет. За это время она создала пьесы,
в которых показала нашему зрителю. ум-
ных, талантливых людей современности.
На сцене советского театра впервые появи-
лись образы величайших людей современ-
ности — Ленина и Сталина. Малюгин же
пишет: «Хмелев жално тянулся в образу
современника, но ему были чужды вечно
бодрые и неунывающие герои многих .с0в-
ременных пьес, которым все давалось лег-
ко — без борьбы, без неудач, без  страда-
ний. Наша драматургия показала жизне-
радостного Героя — человека действия.
Она еще только приступает к созданию
мыслящего героя, который вызвал бы же-
лание подражать себе не только своей во-
лей, энергией, оптимизмом, но и своим
высоким интеллектом. Хмелев так и He
дождался образа, который бы потребовал
от него искусства раскрытия, & Не только
искусства обогащения».

Заканчивая книгу, 1. Малюгин замечаз
ет: «Нам остается лишний раз пожалеть,
9т0 в современной драматургии не оказа-
лось материала, конгениального выдающе-
муся дарованию Хмелева».

Так расправляется Малюгин с советской
КУЛЬТУРОЙ. © советскими драматургами,
	помощью драматургам. Вомиссия 10 драма-   создавитими превосходные произведения для
тургии Союза советских писателей превра-   народа. Эти теоретические ошибки не’ рас-
	тилаеь в регистратора,
	холотно анализи-  ходятея с творческой практикой драматур-
	рующего репертуар театров. В комиссии не   га и критика Л. Малюгина. Нам известно
было репгительной борьбы е произведения-   начало его драматургической леятельности:
  ми слабыми, идейно ошибочными, © по-  пьеса, написанная по сценарию американ-
рочными теориями, имеющими хождение в  ского журналиста «Дорога в Нью-Йорк»,
  среде некоторых театральных критиков и  В 6806 время была по достоинству оценена
	драматургов.
	нашей печатью и свята: с ренертуара со-
	Останавливаясь на вопросах’ театраль-
	`Вопросы тватральной критики
	`Не все эти произведения равны по сво-
им художественным качествам, но, напи-
ванные на современные темы, они заинте-
ресовали зрителя остротой поставленных
ропросов, цельностью характеров изобра-
жземых героев, животворным чувством
советского патриотизма.

`В-ряде братекий республик такжё по-
явились пьесы, обращенные к нашей дей-
ствительноети, повествующие о трудовых
и военных подвигах народа. Вроме произ-
ведений А. Корнейчука, А. Якобсона, А.
Григулиса и А. Мовзона, надо’ назвать
пьесу <Генерал Ватутин» украинского
драматурга 1. Дмитерко, пьесу белорус-
ского драматурга В. Врапивы «С наро-
yore, «Утро Востока» азербайджанского
драматурга 9. Мамедханлы. Интересную по
	Педостатки современной
	Тем не менее было бы неоправданным
успокоением считать положение в совре-
менной советской драматургии благополуч-
	Да и как могла комиссия по драматут-! Ветских театров.
	гии занять 0б0евую партийную нозицию,
	ROFIA работник Этой комиссий Л. Малюгин

‚в течение долгого времени“ допускает `идео-

‘логические ошибки? Уже известно выступ-
ление Л. Малюгина в печати с защитой
оптибочной книги В. Сахновекого «Мысли
о режиссуре», и особенно ветупительной
‚статья Н. Горчакова, не понявшего роля
театрального искусства в коммунистиче-

ной критики, следует отметить участиз-
щиеся “за последнёе время нападки“ с чуж-
дых нам формалиетических  позилий на
старейшие русские Театры — МХАТ и  Ма-
лый тзатр. стремление подорвать доверие к
гордости великого русского искусства.
Необходимо- давать веяческий ‘отпор вы-
стунлениям подобного рода. Задача Союза
	помочь ‘и МААГ и
ний полноненного
	ском воспитании народа. Недавно в изда-  советских писателей’ пом
тельстве ° «Искусство» вышла книга Малому театру в создании
Л. Малюгина, посвященная памяти заме-   совфеменного ренертуара,
	Союз советских писателей п Комитет по
	лева.  пазалось бы, что именно в этой   елам искусств должны изменить состоя-
  вниге об артисте, сформировавшемся в с0-  ние театральной критики, вывести ее на
  ветекий период, автор найлет возможным   широкую дорогу, помогающую созданию
	проследить те питательные ROPHH, кото- Новых произведений а APAMATYD-
рые дали возможность раепвеети таланту гии.
	рактер советского человека. Здесь и лежит
коренное отличие нашего лраматурга от
слепых поклонников канонов, так _ назы-
ваемых «извечных» законов драмы. (ей-
час мы уже можем говорить в том, ато с03
даны традиции советской драматургии. Ha-
ша советская драматургия — драматургия
пагтийная. Быть драматургом, создателем
новой советской партийной драматургии—
это значит быть государственным деяте<
лем. Советская драматургия актявно вме
шиваетея в жизнь, высоко полымает но-
вое, передовое. Она сурово разоблачает все,
что мешает нашему победоносному: движе-
HH 5 коммунизму.

Огромное значение для каждого из пас,
драматургов, имеет овладение мастерством
нашей профессия. Да а как может” быть
иначе! Тщательно работать над художест-
венным качеством, над формой лраматиче-
ского произведения еще тогда, когда пьеса
лежит на столе драматурга, — наща свя-
щенная обязанность. :
	Шы арлжны откровенно признаться, что
работаем еще весьма неудовлетворательно.
У нас нет изобилия в репертуаре театров.
A ceab дозжно быть большое количество
пьее, среди которых будут пьесы. средние
	зорошие и, наконец, будут пьесы от-
личные. .
	. Вленум ССП поставил специальный во-
прое и’ драматургия, потому что положе-
ние драматургий. в настоящее время вну-
шае? серьезные опасения. Мы должны
преодолеть отставание советской драматур-
гии от жизни. Постановление ЦЕ паргии ©
состоянии репертуара’ драматических тезт-
ров еще во многом не выполнено. Все пи-
сатели, способные создавать произведения
для драматического театра, должны помочь
советеклгу искусству, помочь нашим. теат-
рам в создании полноценных драматиче-
ских произвелений,
	ВКП(б) и лично товаряш Сталин
	` уделяют большое внимание советекой ли-
	тературе, и в том числе драматургии. Это
обязывает нас работать с предельным нз-
пряжением, обязывает выполнить те ве-
ликие задачи, которые поставлены перед
всей советской литературой.
	дочетея злесь, на нашем geadpny пле-
нуме, заверить ЦЕ ВКП(б) и товарища
Сталина, который всегда гак внимателен
в Нам, драматургам, в том, что писатели
создалут пъесы высокаге иЧейни- хулезжест-
венном уровня, достайные великой ста-
ЛИНекой эпохи.
	Фадачи Союза советских писателей
в развитии современной драматургии
	Советская ‘драматургия идет по правиль-
HOMY пути, указанному партией, она на-
	правлена на раскрытие образа передового
человека нашего времени,

Советские драматурги воспитываются на
традициях великих русских драматургов.
	_ Бессмертными останутся для нас заме-
чательные слова великого русского драма-
турга А. Н. Островского:
	«...БЛиЗость К ‘Народу нисколько не
унижает драматической поэзии, а, нанро-
тив, удваивает” ев ‘силы и не дает ей
оношлиться и измельчать; и только Te
произведения пережили века, которые бы-
ли истинно народными у себя дома; такие
произведения ‹о временем делаются понят-
ными и ценными для других народов, a,
наконец, и для веего света».

`Мы знаем, что драматургия наша еще
отетает OT жизни, = действитгельнесть
много прекраснее и полнее, чем она изо-
бражена в большинетве современных пьес.

Мы должны смелее подходить в восиро-
изведению на сцене новых явлений совет
ской жизни. Нашими драматургами долж-
на быть освоена природа нового драматур-
гического ‘конфликта.

Еще не перевелись некоторые теорети-
KH, которые в своях выступлениях гово-
рят о`Том, что. нас, дескать, не натеребует
проблема слияния личного и общественно?
го, & больше волнует, как это личное вхо-
дит в противоречие с общественным. Bo-
обще, говорят. они, нужно писать в лич-
ном, Да, конечно, о личном, только о лич-
ном, Но, к сожалению, эти горе-теоретикя
	не понимают одного, что для огромного
большинства людей нашей Родины личное
становится и уже стало общественным, а
	‘общественное ‚ — глубоко личным. Новая
	природа драматического конфликта лежит
в общественных отношениях, и когда- она
проявляется в личном; то и там она. носит
	общественный характер. Для то чтобы
рассмотреть эти. явления, нужно хорошо
Знать ЖИЗНЬ A, главное, самому O4eHb
	честно, очень душевно относиться & Ha-
шам людям, познавать их не из вагона
курьерского поезда, не из-за ставен своей
квартиры, & там, где больше всего рас-
цветает душа человека, ero сила, аго пн-
теллект,—в труде.

За годы  совегской власти выржли A
сформировались совершенно иные харак-
теры. Мы сейчас утьерждабём, что в основе
драмы, комедий, любого драматического
произведения должен быть характер—ха-