А ИДЕЙНУЮ БОЕВУЮ
 ДРАМАТУРГИЮ

Прения по докладу секретаря
	уни) Ар hts pee

CP A. Софронова
	правления ССИ СС

Советская и после HocTanopleHa
BKI(6) „О клнефильме „Большая жизнь“

° Доклад заместителя министра кинематографии СССР В. Щербины
	вой «Драгоценные зерна» в сценарий
А. Сурова «Рассвет», то ничего не изме-
нитея. Авторы указанных сценариев вме-
сто борцов нариебвали резонеров. На самом
деле, наши партийные работники, не тако-
вы! Они прежде всего деятели.

Неумение найти жизненно правдивый
	только на основе своего бедното в000раже-
ния и какой-то сценарной алхимии, веч-
ных приемов, е помошью которых можно
якобы заинтриговать зрителя. :
	Вряд ли сейчас кто-либо будет оспари-.
  вать тет факт, что сценарий является 100-.
	дом литературы. Сценарий, так же как и
пьеса, имеет не только зрителя, но уже
приобретает“ и читателя, Сценарий ~~ He
только печатаетея отдельным изданием, он
начал появляться в толстых .. журналах
	начал появляться в  PUMUTDIA 2 my Piidsdi
наряду с прозой, поэзией и драмой. Одна-
	ко этот процессе признания  сиенарил,
как самостоятельного идейно-художествен-
ного явления, проходит не совсем гладко.
На практике сценарий в ряде случаев
попрежнему в среде киноработников pate
сматривается как пюлуфабрикат, приобрэ-
тающий эототяческую: ценность лтиль по-
сле воплощения его в фильм.

Отсутствие широкой общественной оцен-
ки труд» сценаристов поощряло безотзет-
ственное отношение и многих литераторов
к работе для кино, поошряло взгляд на
него, как На «отхожий нромысел», дале-
кий от болыних художественных 34,104.

Чрезвычайно острым и важным являет-
	ся вопросе о методе экранизации литера-
	турных произведений.

‚В популяризации литературы‘ кино—н8-
обычайно мощное и в то же время обою-
доострое оружие: его заслуги неоценимы,
когда оно находит верный творческий
ключ Е духу и содержанию романа, 10-
вести или пьесы. Есть МНОГО случаев,
когда в кино произведения литературы
как бы рождаются заново, находят вторую
жизнь. Й наоборот, в случае плохой экра-
низации ‘небрежная работа сценариста и
режиссеры становится большим злом, ибо
оставляет в сознании десятков миллионов
зрителей фальшивые, обедненные образы,

Советские  праматурти и  режнесеры
стремятся к тому, чтобы передать на эк-
ране идею произведения, его поэтическую
	сущность, его образы.
	Вопрос о клнодраматургии впервые ста- ренную переработку сценария и картин
	Еху удалось создать совершенно новый,
исторически праздивый фильм.

Многие историко-биографические  сцо-
нарии провалились 32 последнее время
потому, что авторы их отходили от прав-
ды социалистического реализма, забывали
	витея на обсуждение правления . Союза
совзтоких писателей. Это очень своевре-
менно и важно, так как сегодняшнее со-
стояние сценарного дела выдвигает ряд
жизненно насущных проблем.

Исторические постановления ЦВ ВЕП(б).
по вопросам литературы и искусства дали
нашему кино боевую творческую програм-
му, наметили ясную  перепективу его
дальнейшего развития. В постановлении о
фильме «Большая жизнь» указаны корен-
ные недостатки нашей кляодраматургии—
Плохое знание сценаристами великих дел
и высоких духовных качеств советеких
людей, неумение по-настоящему отобра-
зить их в произведениях искусства,

Цартия призвала работников литерату-
ры и искусства к всестороннему и углуб-
ленному изучению действительности, прав-.
дивому ее изображению, направила кино
на путь высокой идейноети и художест-
венного мастерства.

„Два roja, прошедшие после поетановле-
ния о кинофильме «Большая жизнь», бы-
ли. временем напряженной творческой ра-
боты. Советское кино добилось известных
успехов. Указания партии определили зна-
чительный поворот советской кинодрама-
тургии к основным явлениям и вопросам
политической жизни. Создан ряд значи-
тельных произведений кинематографии, в
числе которых — «Русский вопрос»,
«Третий удар», «Сельская учительница»,
«Сказание о земле Сибирской», «Навои»,
«Далекая невеста», «Молодая  твардия»,
«Повесть 0. настоящем чедовеке», «Мичу-
рин»,

0 достижениях советского киноискус-
ства убедительно свидетельствуют триум-
фальные победы наших фильмов на меж-
дународных фестивалях во Франции, Ита-
лин, Чехословакии, тот интерес и любовь,
которые они. завоевали ‘у народов  веего’
мира.

В достижениях советского вино не ма-
лую роль сыграл труд наших сценари-
етов. Опыт создания выдающихея фильмов.
после решения ЦК ВКП(б) особенно убеди-
тельно показывает, что успединое движе-
ние киноискусства вперед немыслимо 0ез
идейно-художественного под’ема кинодра-
матургии,

Велика заслуга кинодраматургии, 003-
давшей крупные  художественно-локумен-
тальные произведения в Великой Отечест-
венной войне, о сталинской стратегии, ©
тероизме, высокой морали и патриотизме
советских людей. Речь идет о таких сще-
нариях, как «Третий удар» А. Первен-
пева, «Сталинградекая батва» Н. Вирты,

«Паление Берлина» Ц. Павленко и
М. Чизурели.
Современная американская  кинемато-
	графия не смеет и помышаять о произве-
дениях такого творческого маспгтаба, как
«Падение Берлина» или «Сталинградская
битва». Приоритет целостного художест-
венного воссоздания великих событий. по
праву принадлежит советскому каноискус-
ству — искусству жизненной правды и
передовой мысли.
	Слияние фактов истории с художествен-
	ным воплощением обобщенных образов на-
рода придает этим произведениям огромную
поэтическую и познавательную силу.

Фильмы «Третий удар» и «Сталии-
традская битва» вызвали кое у кого опа-
сение, что обилие батальных эпизодов сде-
лает последующие сценарии слишком пе-
хожими друг на друга. Че писатели на-
ходят новые изобразительные пути. В
«Падении Берлина» дано уже новое ху-
дожественное решение исторической те-
мы: драматизм фильма скрепляетея не
только хронологической последовательно-
стью событий, но и судьбами героев, чз-
рез которых мы видим судьбу народа,
судьбу человечества. П. Чавленко и
М. Чиаурели последовательно продолжают
начатое ими в «Клятве» изображение че-
ловека в связи с великими исторически-
ми событиями.

0с0б0е значение названных сценариев
в том, что в них с большой полнотой но-.
казан образ товарища Сталина, вождя.
партии и величайшего полководца. .

В актив нашей кинодраматургяи cae-
дует вписать многие произведения биогра-

фического жанра, имеющие большое идей-
но-воспитательное и познавательное зна-
чение, Писатели дали кинематографии т8-
кие сценарии, как «Пирогов» (Ю. Герма-
на), «Глинка» (Л. Арнштама), «Александр
Матросов» (Г. Мдивани), «Академик Иван
Павлов» (М. Папавы), «Мичурин» (А. Дов-
женко) ин другие.

`’Следует отметить, что писатели не сра-
зу поняли во всей глубине свои задачи в
этом жанре. Решающее воздействие в дан-
ном случае оказала партайная критика
первого варианта сценария и фильма «Ми-
чурин». Она четко определила генераль-
ный путь развития советского биографи-
ческого фильма, его своеобразие, его луч-
щие черты, резко отличающие его от бур-
жуазного зарубежного ° бнографического
фильма. Если зарубежное кино рисует,
главным образом, частную жизнь Великих
людей, различные анекдоты, принижаю-
щие и искажающие облик поторичвекого.
деятеля, а иногда и прямо Фальсифили-
рующие смысл его деятельности, советский
биографический сценарий прежде веего
изображает жизненное дело, которое воз-
величило героя в глазах человечества.

Ошибка А. Довженко в первом варяанте
спёнария «Мичурин» состояла в том, что
он не осознал до конца глубочайшего ©0-
держания деятельности Мичурина — re-
ниальноге преобразователя природы. В
фильме больше была показана личная
сульба Мичурина, чем его деятельность.

А. Довженко ва время дискуссии по во-
	просам биологии особенно ясно понял, на-
сколько был далек вго первый образ Ми-
чурина от подлинного. Драматург осознал,
	чта совершил крупную опеиоку, и с муже-
	CTBOM настоящего. художника: ВЗЯЛСЯ, 34.5
	Печатается по сокращеннон стенограмме.
	ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
			о ЕАО 1.

со главных идейно-эстетических принци-   конфликт ведет к ‘драматургичесвой 065-
пах. Они нагромождали в фильмах мнохе-  форменности многих; сценариев. 0. сущест:
	венном значении сюжета в кино говорится
в постановлении ПК BRIG) «0 киво-
	ство развлекательных ‘привесков, «экзоти-
ческих» деталей, которые, о вместо того,
чтобы  обострять действие, в сущности
	чтобы  обострять действие, в сущности   фильме «Большая. жизнь». Отличительная
уводят его в сторону, мельчат происходя-   черта советского сценария —— это широта
шее и обнаруживают у автора отсутствие   действия во времени и пространстве,
	веры во впечатляющую празду жизни,
	ДРИСТВИЯ BU DUOMO & Пре
стремление рисовать историю героев в
неразрывной связи с историей страны,
Однако пол флагом стремления в широ-
кой эпичноети наблюлаетея в ряде ещена-
	Грашит ненужными развлекательными   неразрывной
	привескамн даже такой квалифицирован-
ный сценарий, как «Пирогов» 0. Гермз-

дов, о его неумении подходить в явле
ям нашей драматургии с точки зреная
живой действительности,

Разобласение формалистеко-эстетских
влияний в критике, тормозящих дальней-
шее расвитие лраматургии, явилось о6н0“.
вой многих выступлений.

П. Лебедев, А. Корнейчук, Б. Ромашов,
А. Первенцев подчеркивают наличие в НаА-
шей критике противников реалистического
искусства ‘и призывают К решительной
берьбе с ними. :3 oo

— Мы собрались здееь на пленуме, —
говорит А. Норнейчук, — чтобы найти.
вратчайший путь к новым творческим.
победам, устранить то, что нам мешает
итти быстрее, в ногу. сс временем.

Нало искренне и честно сказать, Что В
‘современном состоянии репертуара вино“
ваты прежде всего мы сами — драматур”
ги. Во время войны мы работали лучше,
c большим темпераментом, с большей
страстностью, — наши пьесы были при-
знаны народом. Сейчас ‘мы работаем мед-
леннее, страстности стало меньше.
	Не нужно бояться повторять, что Cae-
дует учиться у жизни. У жизни действи-
тельно нужно учиться, но Учиться He:
просто, а‹ быть политиком, ошущать Te
	.17 а 18 декабря пленум обсуждал 10-
клад ‘секретаря правления ССП СССР
А. Софронова «Советская драматургия по“
сле постановления ПК ВКП(б). «О репер-
`туаре драматических театров и мерах по
ето улучшению».

Л. Шаповалов, ‘дирзктор Государствен-
ного академического Малого театра, отме-
‘ил, что после’ решения Центрального Во-
  митета °партин появились ° интересные,
  острые, партийные пьесы, посвященные
  кореЕНЫМ вопробам советской дейстеи-
лельноети. Однако полноценных пьес на
  современную тему авно недостаточво. В
этом, в первую очередь,  повизны сами
араматурги, Многие писатели, воптедилие
в историю’ советакого TeaTpa с яркями и
энаительными произведениями, сейчас
пьее ме пишут. Молчат Л, Леонов, В; Ка-
тзев, Ве. Винновекий, Б. Чиреков и дру-
nae. :

— Театральная  критяка, — говорит
1. Шаповалов, — продолжает  руковод-
ствоваться в своих соценках интересами
тоупповыми, приятельскимя, .

Л. Сейфуллина подчеркивает, 919
писатели несут серьезную ответственность
за неблагополучное положение в репертуа-
ре театров. Существенным пробелом в дра-
	на. Подобные недостатки присущи и ©1е-   риев пренебрежение к драматургическому
нарию А. Гранберга о Жуковском, первому   сюжету. В итоге мы получаем свучные
	сценария.
	Hama  кинолраматургия должна ObITS
	рюинетвующей, обязана аЕТИвНо Уучаство-о
	вать в борьбе против империализма.

Как известно, американские тезжцион-
ные дельцы отводят кино огромную роль
в идеологической борьбе. Поэтому неслу-
чайно в качестве илеологических руково
дителей Голливуда поставлены такие круп-
ные дельцы Уолл-стрита, как Эрик Джон-
слон и Бирне, бывший государсогвенный
секретарь США. -

Голливудские киностудии в спешном
порядке состряпали пресловутый «Желез-
ный занавес» и еще ряд фальшивых, прэ-
вокационных фильмов против нашей стра-
ны и стран новой демократии. Задача ©э-
ветокой кинематографии COCTOHT не толь-
ко в том, чтобы отвечать ударом на удар
против всей этой гнусной киноклеветы и
нападок на нангу культуру, на социализм,
на народную демократию, но и смело би-
чевать и разоблачать происки империали-
стического лагеря поджигателей новой
войны. Нужно больше ярких и правдивых
сценариев о преимуществах  сопиалиети-
ческого строя над капиталистическим.

Вслед за «Руееким вопросом» М. Ромма
по пьесе К. Симонова, «Ветречей на Эль-
бе» бральев Тур и «У них есть родина»
С. Михалкова советское кино получит
сценарии: «Секретная миссия» К. Исаева и
М. Маклярского, «Человек с Уолл-стрита»
В. Катаева и М. Калатозова, «Меченый
доллар» Е. Габриловича, «Конец недели»
А. Снешнева и В. Собко, «Поджигатели
войны» 2. Арнштама, «Мы защищаем
мир» Ф. Эрмлера, М. Блеймана u H. Ro-
варекого. .

(Совет Министров СОСР в постановлении
«0 плане производства художественных,
	документальных И видовых Фильмов

1948 год» указал, что в Министеретве
‘кинематографии СССР существовала 8-
правильная установка на выпуск болыио-
	го количества кинофяльмов в Ушеро п»
	качеству, в результате. чего лейный п
художественный уровень многих REHORaD-
TMH He отвечал возроспитм требованиям со-
	  ветеких зрителей.
		варианту сценария Ф.  Рокцелниса и
В. Крепса о Я. Райниее, В этих сценариях
‘еще сказываются традиции старой аристо-
`кратической драмы, где «аристократы ду-
‘ха» — вверху, а народ — где-то внизу.
Авторов создаваемых биографических филь-
мов следует предупредить и о необходимо-
сти  пюисков новых художественных
ередетв, так как уже наблюдается повто-
“penne одних и тех же схем. -

` `Третью значительную групну в”сиенар-
ной‘ литературе последнего времени зани-
`мают произведения, напибзяные мо изве-
  CTABIN пьесам и. романам. В числе их;
«Молодая твардия» по роману А. Фадеева,
«Повесть 0 настоящем человеке» ло вни-
те В. Полевого, «За тех, кто в море!» по
пьесе Bb. Лавренева, «Мистер Томсон 6e-
жит в Америку» по роману Т. Семушкина
«Алитет уходит в горы», «Взликая сила»
‘пс одноименной пьесе Б. Ромашова:

К сожалению, пока еще наименее весо-
мую группу составляют сценарии о нашей

современности. Среди них выделяются 19
своей идейно-художественной значимости
«Сельская учительница» М, Смирновой.
Следует также отметить, как положитель-
ные явления кинодраматургии, «Сказание
	® земле Сибирской» Е. Помещикова и
Н. Рожковз, «Суд чести» А. Штейна и

тругие.
	Ноложение на этом участко винодрама-
турпии наглядно свидетельствует, что, не-
смотря на известные успехи, кино еще
отстает от запросов советокого ‘народа п
задач, которые ставит партия перед кино-
искусством.

Обращает на себя внимание. малый
удельный вес и невысокие идейно-худо-
жествонные достоинства сценариев о тру-
жениках наших заводов и колхозов, о че-
ловеке — строителе коммунизма, герое
	послевоенной сталанской пятилетки,
	Вызывает особую тревогу. поязление.
таких бесцветных в художественном от-
ношении,  идейно-ошибочных или пустых
фильмов, как «Поезд идет на Воеток» (сще-
нарий Л. Малюгина), «Солистка балета».
(сценарий А, Эрлиха), «Новый дом» (сце-
нарий Е. Помещикова),

Кинодраматургия не выполнила еще по-
настоящему постановление ЦЕ ВВП(б) о
фильме «Большая жизнь». Qua все еще
следует за событиями, но не идет наравне
¢ иным или впереди них.

Кинодраматурги делают серьезные уси“
лия, чтобы исправить положение, но ре-
зультатами этой работы удовлетворитьея.
пока нельзя. И поскольку проза сейчас
	заняла ведущее место в освещении OCHIB-
ной темы современности, то это, естествен-
но, вызывает тяготение в экранизации
лучших произведений прозы,  посвящен-
ных, главным образом, послевоенной жиз-
ни. Я имею в виду. «Кавалера Золотой
Звезды» (, Бабаевокого, «Весну в Сакене»
Г. Гулиа, «Далеко от Москвы» В. Ажаева,
«Счастье» П. Пазленко.
	матургии она считает недостаточное осве-! пентральные проблемы, которые стоят пе-
	щенне темы советской интеллитенции.
Товоря 6 состоянии театральной крити-
ки, В; Залесский отмечает, что подготовка
уолодого поколения критиков в Государ-
ственном институте театрального искус-
ства велется на основах эстетоких, форма-
	ред народом.

Нам нужно поддерживать ту литерату-
ру, которая старается показать простого
человека, человека труда. Надо писать о
людях, строящих коммунизм.

Подчас, выволя отрицательные нерсона-
	тистических, аполитичных. Учебники И  жи, мы сначала критикуем их, а к фи:
курсы по истории театра содержат грубые ‘налу пьесы примиряемся и сажаем их
	оптибки, не свободны от. влияния космоно-
литических теорий.

С. Михалков обращает внимание на То,
что критика ‘не занимается проблемами
	драматургии для детей, изредка ограиичи-
ваясь ‘лишь рецензиями на спектакли дет-
ских тзатров. Л. Ошанин говорит о не-
удовлетворительном состоянии драматур-
гии для музыкальных театров.

А. Аракеман (Армения) указывает, что
среди некоторых работников искусств рес-
публики существует вредный взгляд на
драматургию, как на «ненастоящую»
художественную литературу. CCH Арме-
нии не боролся за создание настоящих два-
уатических произведений, драматургия
считалась делом «другого ведометва» —
Управления по делам исвусств.

Н. Крапива (Белоруссия) отмечает, что
в болоруескую литературу пришли моло-
дые драматурги, которые принесли е собой
новое ошущение жизни, новых тероев. Но
HY, Tak we какси: многим старым драма-
тургам, нехватает настоящего мастеретва,
большинство пьес, написанных за этот пе-.
род, весьма посредетвенно по своим худо-
жоственным качествам,
  Анализируя состояние современной. дра-
матургии Азербайджана, С, Вургун подроб-
Но рассказывает о лучших произведениях:
азербайджанской ‘драматургической”  лите-
ратуры. Из пьес. созданных за последнее

время, он называет  «Бесенние ручья»
И. Эфендиева, тде описывается борьба
колхозников 3& высокий ‘урожай, пьесу
	налу пьесы примиряемся и сажаем WA
за общий стол, хотя не показываем, что
они ‘перестроились, стали другими, Этого
допускать нельзя.

В том, что мы полностью еше He OT-
ветили на требования, пред’явленные нзх
партией, конечно, виновата и  критикз.
Где те полные. страсти статьи, которые
взволновали бы нае, помогли, вдохнови-
ли Ha новые: дерзания в ‘искусстве? Мы
говориля 06 иллюстративности драматур-
гии; но еще в большей степени иллюстра-
THBHa наша критика’ она WacTo orpann-
	чивается перееказом содержания пьес. A
кель критика должна ставить перед на:
	ми, писателями, большие проблемы, звать
нас & mepmunan!

— До каких пор будет продолжаться
киелосладкое, пренебрежительное отноше»
ние эстетствующих гурманов в нашей дра*
матической литературе, говорит А. Пёр-
венцев, — Долго ли они будут подтази-
вать свопми” ‘уышаиными  зубкамн зла
ние. осветекой драматургия? Только ‘ваз.
		кие пьесы, как «Великая сила», «Але
наш насущный», «В олном городе», под:
	  вергаюлеся. обстрелу со стороны аполиттич-
	ной критики.

Далее А. Первенцев ‘указывает, что со
временный репертуар ее засорен слабы:
мн, а иногла и’ безидейными ‘пьесами, коз
	‘торые благодаря снисходительному етноше-
	Вию в ним критики и нвправильному под-
ходу театров зачастую вытесняют нъесы
серьезного политического звучания.

А. Первенцев критикует пьесу Л. Слаз
вина «Интервенция», считая ошибкой вос-
становление. этого спектакля в театре им,
Вахтангова. ме

`— Однако, — заключает А. Первен-
цев, — было бы неверно рисовать состоя-
ние нашей драматургии мрачными краска-
мя. Постановление ПИ ВКП (5) уже повер-
нуло драматургов в сторону современности,
и, надо надеяться, что в самое ближайшее
время на сценах тватров мы увидим новые
образцы партийной,  целеустремленной и
высокохудожественной драматургии, .

Большинство выступлений на пленуме
ССП было пронизано одной мыслью: на-
ши писатели должны постоянно обращать: .
ся в жизни, учиться у нее, разрабаты-
вать в своих произведениях кардинальные
проблемы современности. Поотому участни-
ки пленума осудили выступление Н. Пого-
дина, который сказал, что эти призывы
уже устарели, что не стог предлагать
подобные «рецепты»  квалифипированных
литерзторам. Вместо того, чтобы вокфыть
действительные причины, ‘мешающие po-
cry нашей драматургия, H. Moroaun за-
вялся  сетованием на общественность,
`осудившую  рят ето’ ошибочных, сла-
‘бых, искажающих действительность пьес.
Бакой же вывод сделал для себя Н. Пого-
дин из рядз своих неудач? 06 этом участ-,
ники пленума так и не услышали, —дра»
`матург предпочел заявить, чта’ он будет
продолжать «поиски» в том же направле-
НИИ, вОТорое уже привело его-к серьезным
срывам. А межлу тем действительная при-
‘Чана неудач Н. Погодина заключается в
TOM, что он за последнее время в своем
творчестве отходят от важнейших, оенов-
ных вопросов современности в сторону
мелких, обывательских тем,

A. Корнейчук, П. Лебедев, Б. Ромашов,
А. Фадеев подвергли” резкой кратике вы-
ступление Н. Погодина.

В своей развернутой речи, опубликсван-
ной в предыдущем номере «Литературной
газеты», А. Фадеев разоблачил сторонии-
вов эстетствующего формализма, илейных
противников советского театрального ис
кусства.

В прениях п> докладу А. Софронова
также приняли участие И, Альтман,
М, Амир, А. Глебов, Ш. Дэдизни, А, Крон,
Г. Мусрепов, Е. Холодов, И, Ченин, 10, Ye-
	‘пурин, И. Чичевов.
	Но было бы оптибочно думать, что мз-
ханическое перенесение на экран ромзиз
или пьесы может уберечь от искажений.

Критика первого варианта фильма «Мо-
подая гвардия» и фильма «Свет над Рое-
сией» Н. Погодина убедительно раскрыла
патубность игнорирования законов празды
на сцене и на экране,

Наиболее удачными оказались те экра-
низации, авторы которых,  сообразуясь с
законами вино, создавали как бы новое
самостоятельное. произведение.  Класоиче-
ским примером является в этом смысле
сценарий «Чапаев», удачны сценарии «За
тех, кто в море!», «Русский вопрос»,
«Жизнь в питадели», «Повесть о настоя-
шем человеке», «Звезда». :

Кинематограф, обращаясь в  пропзведе-
нию литературы, способен  воспроизвеета
Bee богатство его содержания, но свопия
средствами — в слове, зримых образах,
движении, звуке, живописи. Теряя в ви-
HO многое из своих, элементов, произведе-
нив писалеля приобретает взамен этого’
новое, нечто большее, чем может дать ва-
ма литература. Между тем многие авторы:
заблуждаются, думал, что уваженле к не-
му проявляется тем, чтобы сценарист дал
всего лишь сокращенную копию его рома-
на или повести,

Серьезного подкрепления требует фронт
кинокомедии. Лучшие наши фильмы, та-
кие, как «Богатая невеста»,  «Трактори-
сты», «Свинарка и паетух», «Оказание о

Правительство потребовало релительно-
го повышения идейно-художественных ка-
честв выпускаемых кинокартин 38 счет
уменьшения их количества. Планы произ-
водства фильмов на 1948 п 1949 голы
ориентированы нь осуществление наибо-
пое значительных и; актуальных тем.

Отромное значение постановления Сове-
	та Министров СОСР состоит в том, что оно
	требует, прежде всего, высокого кино“
искусства, CHO ориентирует советскую
кинематографию на традиции, из которых
выросли лучшие произведения советской
литературы и искусства,

Мы должны усилить борьбу с бесприн-
цинными ремесленниками от сценарного
	дела, которые ташат в нашу кинодрама-
	сты», «Свинарка и пастух», «Оказание о М. Гусейна «Братья», посвященную неф-
земле Сибирекой», «Далекая невеста», —   тяникам Азербайлжана. пьесу 9. Мамел-
	жизненны, темы и образы их связаны ©
	трудом советежих людей. Комедии же, в
которых авторы выводят выдуманные ниер-
	идущие от зарубежного . кино,  неизоежно
терпят крах.

Современное буржуазное искуество сто-
ит перед фактом полного вырождения ко-
медин ввиду «вымывания» 3 нее. реаль-
ных признаков жизни, а, следовательно, и
признаков подлинного ° некусства. Наша
винокомедия развивается совзршенн» В
ином направлении. Советская кинокомедия
должна быть содержательной, основывать-
ея Ha правдивом, жизненном конфликте,
уметь живо и ярко утвердить победу 50
циалистического начала над пережиткамн
капитализма в сознании людей. Это коме
дия  жизнеутверждающая, насыщенная
музыкой, праздничной красочностью, ост-
ротой народного юмора. В этом — путь к
дальнейшему расцвету нашей комедии.

В заключение я: хочу остановиться н4
некоторых организационных вопросах.

В. последние два года писатель стал
ближе К кино, нежели раньше, и несколь-
	ко, улучшились отношения авторов 6 ВА--
	ноорганизациями, Полностью . оправдали
себя совместная работа авторов в режиссе-
ром и включение автора сценарня нз весе
время постановки в штат с емочной груп-
пы. У фильма два а3тора — сценя-
ряст и режиссер. И они должны быть
творчески связанными и понимать друг
друга © самого начала создания сценария,

Уже есть положительные примеры та-
кого творческого содружества: П. Павлон-
ко—М, Чиаурели; А. Первенцев—И. Сав-
ченео; Ф. Эрмлер—М, Блейман; Г. Возин-
цев-— ©. Герман и другие.
	Интересы развития  канодраматургин
требуют более тесного контакта киноорга-
низаций с Союзом писателей, Нельзя 3a-
бывать, что члены Союза писателей ведут
огромную работу не только ло  худеже-
отвенному фильму, но и в. кинохронике н
научно-понулярном кино, _

Советское кино занимает ответетваннейх
шее место в коммунистическом воспатании
миллионов людей. Ленин и Сталин дали
классическое определение воспитательного
значения кино, охарактеризовав его, как
самое массовое из искусств. Товарящ
Сталин: указывал: «Вино в руках Совог-
ской власти представляет огромную, несце-
нимую силу», Глубокое осознание этой ве-
ликой роли ‘киноискусства поможет `ра-
ботникам кинодраматургии © честью спра-
виться © теми задачами, которые постав
лены перед киноискусством и всей литера-
турой народом, партией, государством в
великим Сталивым,
	‚ханлы «Утро Востока».

C. Вургун подчеркивает, что пиеатель
должен активнее вторгаться вожизнь —
ТОЛЬКО Тогда увидит он многле яркие фак-
ты, события, конфликты нового со старых,
достойные отображения в драматическом
произведении. “ .

0. Леонидов отметил, что комиссия о
драматургии ССП не оказывала Новая
помощи драматургам братских народов, не
следила за развитием национальной дра-
матургин, ке знает ‘ве произведений.

м

В ходе обсуждения доклада А. Софроно-
ва, особенно в глубоко принципиальном
выступлении А. Фадеева, ясно определя-
лось наиболее  паодотворное, партийное,
идейное направление в нашей драматур-

гии. и были выявлены ее идейные про-
ТИвНИКИ, стоящие На позЗипиях аполитич-
ного искусства, на позициях эстетства и
формализма. Эти критики направляли свой
огонь не ‘против действительно вредных,
  Порочных произведений, а против но-

вых, передовых явлений в нашей драмз-
тургия, Под видом эстетической критики
делались попытки ниспровергнуть лучшие
современные пьесы,

В своем докладе А. Софронов подверг
резкой критике аполитичяую  эстетсвую
позицию Л. Малюгина. А. Первенцев также
товорил о порочной концелция Л. Малю-
тина.   те

Вместо того, чтобы признать свои ошиб-
ки, Л, Малюгин в демагогическом выступ-
лении. на пленуме стремился во что бы то
ни стало принизить достоинства советекой
драматургии, утверждая, что. воспитатель-

ная роль лучших, наиболее влейных ©
	произведений незначительна, /

1. Малюгин тщетно пытался оправдать
свои нападки Ha лучшие современные
пьесы’ «заботой» о качестве драматиче-
ской литературы. Однако, эти уловки ни-
кого не могли ввести в заблуждение, ибо
извеетно, что Л. Малюгин и другие эстет-
ствующие обыватели под видом. критики
художественных недостатков опорочивали
то новое в жизни, что несет с собой пере-
довая драматургия, .

А, Борщаговсний уклонился от партий-
ного, самокритического анализа своей не-
верной, эстетокой позиция. в опенке ряда
лучших советских. пьес.

Путаное, невразумительное выступление
Ю. Юзовеного ‘свилетельствовало о иёли-
чив У его остетски-алолетичных взгля-
	Создание сценариев по лучшим литера-   тургию чуждые нам буржуазные принци-
турных произведениям вполне закономер- пы, навыки, взгляды.
	Наша теория кинодраматургии страдает
	но и плодотворно. Однако полноценная
	кннодраматургия может вырасти ТоЛЬБ)  крупнейшими недостатками. Вышедикие за
	на путях созлания оригинальных произве-
	послелние годы сборники «Гриффит» и
	дений для кино. В этом отношении совет-
ская кинолраматургия развивается други-
ми путями, нежели эмериканская, девяно-
сто процентов еценариев которой построе-
HO на использовании готовых произведе-
ний театра’ и литературы, Несомненно, чт

«Чаплин», по сути, являются апологией
реакционно-формалистических принципов
американского кино. Авторы сборников до-
ходят до того, что творческую родослов-
ную советекого киноискусства ‘ведут от
американской кинематографии, воспевают
	это обусловлено бедностью духовной куль:   Гриффита, как «отна мирового кино». Не
	туры буржуазной Америки, нам же НУЖНЙ   уценичество у Гриффита, а новаторский
	изобилие духовной культуры.
	характер советской жизни породил нова-
	Следует напомнить, что советское кину-   торское советское KAHOMCKYCCTBO.
	Многие серьезные идейные ошибки на-
	гих режиссеров и сценаристов об’ясняют-
ея этим совершенно недопустимым отета-
ванием теории и критики кинодраматур-
гии. В области тесрии киноискусства ие-
обходлим решительный поворот; разработ-
ку основных проблем  марксистеко-ленин-
ской. теории кино следует начать в пар-
тийной критики формалистических теорий
и предрассудков, имеющих еще хождение
в среде киноработников. Сейчас в области
кинодраматуррии   самой первостепенной
задачей является разоблачение теорий бур-
жуазного американского кино.

Огромный вред развитию кинодраматур-
гии принесла теория так называемой спе-
цифики кино. Эта теория не имеет ничего
общего с изучением действительных зако-
нов киноискусства, со стремлением к вы-
сокому — профессионально-художественному
мастерству. Опа происходит прежде всего
из чуждых формалистических источников,
продиктована стремлением — ремесленниче-
ской группы литераторов сохранить свое
монопольное положение в кино. Практиче-
CRH же «специфика кино» превращалась
в некую каменную стену, отраждающую
	звоны создания сценария от законочерно-
стей развития всей советской литературы,
от теорпи  социалистичесвого реализма,
Под прикрытием особой . опецифичности
кино расцветали самые формалистические
и су’’ективно-индивидуалистические, эпи-
гонские взгляды на. искусство.

Перед нами стоит задача усиления
борьбы © формализмом. Это — кажделнев-
	ная борьба 0: стандартом ин шаблоном, ©
устаревшими схемами в искусстве, со
стремлением ` рисовать -действительноеть,
	искусство достигло больших высот, OCHO~
вываясь на сценариях, оригинально и с3-
мостоятельно разрабатывающих ‘главные
темы современности, таких, как «Ветреч-
ный», «Трилогия о Максиме», «Великий
гражданин», «Мы из Кронштадта», «Де
путат Балтики», «Учитель», «Член прави-
тельства», «Трактористы», «Клятва».

Знание жизни, высокая идейноеть опре-
деляют успех лучших произведений кинэ-
драматургии. -

Неясноеть идейного замысла всегда
приводит к неудаче. В таких случаях не
поможет ни. актуальность темы, ни тща-
тельное соблюдение внешнего правдотодо-
бия. Показателен в этом отношении ецена-
pai Л. Аграновича «68-я параллель», pac-
сказывающий of освоении советскими
люльми Дальнего Севера. Автор был на
Севере и длительно изучал материал. Мо
пристрастие в старым, привычным конф-
ликтам увело его с верного пути, сделало
ошибочной илейную концепцию сценария. В
центре его произведения-—конфликт между
` инертным коллективом рабочих и. инже-
неров новостройки и’ инициативным — на-
чальником строительства. Простые люди—
инженеры, рабочие —= изображены. по-
	слушными, бездумными исполнителями, 3
начальник вырастает в какого+то. избран-
	вого, противопоставленного народу героя.

В других случаях слабое воплощение
таже: верно. ‘намеченного конфликта ли-
шает героев жизненной убедительности,
делает из нах служебно-тезисные фигуры,
послушные рупоры извеетных истин. Та-
ковы, например, секретари райкомов пар-
тни в наших колхозных сценариях. Они
будто сделаны по одной мерке. Если вы
переместите секретаря. райкома ‘изо инте-
	Народный артист республики В, Qp-
лов обратился к пленуму с письмом от
коллектива МХАТ с призывом помочь Ху-
дожественному театру в соэданип совре-
менного советского спектакля.
	№ 103   тесного по замыслу сценария 9. Бурано- исходя вв из богатства реальной жизни, а