Камиль ЯШЕВ
	MATEHBEKMY ФЕЛЬЕТОН

В, литературном
сквере”

Польшое литературное движение наблю-
хаетея нынешней осенью в городе Врасно-
даре. Происходит. это движение в тени
зкаций, Ha дорожках’ небольшого сквера,
вблизи краевой типографии. Здесь собира-
ются поэты, прозаики, драматурги, врити-
ки, издательские рабогвиви B окружении
большого числа мирных граждан.

Здесь происходят диепуты на боевые те-
уы.зВ хорошую ногоду поэты читают стихи,
а критики и консультанты указывают им,
как писать лучше.

В хорошую погоду прозаики энергично
ходят по диагонали сквера —— туда и 05-
ратно, туда и обратно, утверждая, ч10
именно на ходу создаются глубинные про-
язведения, как это уже случаловь с неко-
	  торыми авторами в античные времена.
	В хорошую погоду... Да мало ли хоро
ших вещей происходит нё дорожках лите-
ратурного сквера пох щедрыми лучами RY-
банекого солнца!

По как только тучки заволовли солнце
й брызнул дождь, литературное движение
в Краснодаре заметно ослабевает.

Негде литераторам ‘повидаться друг с
apyrou. Поодиночке они появляются в Be-

стибюле краевой типографии, стоят перед

дверью © надписью: «Посторонним вход
строго воспрещен».

По ту сторону таблички, в глубине ти-
пографекого здания, за баррикалами naoc-
ких машин и ротанионок, отгороженные от
всего мира, сидят работники Враснодар-
ского краевого книгоиздательства, редакто-
ры альманаха «Кубань» и работники крае-
вого отлеления Союза советских пивате-
лей. Сюда минувшим летом  вселил их
Краснодарский  горвовет — 10 „причине
«родственного  производственного профи-
ЛЯ».

«Профиль», если откровенно говорить,
получилея довольно унылый,

— Ни мы к людям, ни люди в вам, ——
жалуются работники  книгоиздательства,
альманаха и Союза писателей — Через
типографию без пропуска не пройдешь, на
добывание пропуска нало затратить час,
а то и больше. Телефона у нас нет. Как
узнать, что к нам пробивается посети-
тель?.. Нужен отдельный ход. Но край-
полиграфуправяение считает, Что можно
жить и при нынешнем положении. Крас-
нодарекий горсовет, выселиз книгоизда-
тельство CO всеми «наведенными жильца-
ми» из помещения газетного издательства,
чтобы разместить на освободившейся пяо-
шали редакцию краевой комеомольской га-
зеты, не проявчл ни малейшей заботы о
выселенных! «Жилая площадь не умень-
шена, значит, жить можно».

— Вот так и живем, как замурован-
ные. Авторы и писательекий актив с по-
мошью различных сигналов вызывают нае
на улицу. Тут и происходит литературное
хвижение... в зависимости от погоды...

fi. ИСНАТОВ

КРАСНОДАРЕ
и. би
	LIA MHCaTesib

‘аганде художественной
	Поюзе советоких пи-_
	Замечательн
	Советского Узбекистайя
	амзы Хаким-заде Ниязи
	К 20-летию со дня. смерти Xx
	Хамза Хаким -заде Ниязи, первый ВЫ“
дающийся поэт, драматург и композитор.
Советского Узбекистана, трагически погиб
двадцать лет назад от руки подлых убийц,
злейших врагов советского Карода.

Поэт родился В 1899 году в Г. Коканде,
в семье лекаря. Он окончил школу и мед-
рее. Однако ° схоластическая наука He
могла удовлетворить Ниязи. On самостоя-
тельно изучал произведения Саади, Хафи-
за, Фирдоуси, Навои, Низами,  узбежеюих
поэтов-демократов —— Мувими и Фирката,
народные дастаны, сказки, легенды. Для
овладения передовыми научными знания-
ми. необходимо было’ знать русевий язык.

Хамза Хаким-заде поступил в. вечернюю
школу. открытую учителем Орловым В
Коканде, где и обучался до 1907 года.

Ниязи видел, что в окружавшей его
жизни господствуют насилие и несправел-
`ливость. Миллионы влачат жалкое cy-
шествование, А кучка «избранных». поль-
зуетея благами жизни. Но в Te годы 08
считал. что главные причины нищеты и

страданий народа — его отсталость и Не
грамотность. Хамза Хаким-заде работал с
опромной энергией как просветитель. Он
открывал школы, составлял для них учеб-
никл, сам преподавал, писал стихи. п0э-
мы. песни, пьесы, повести. призывающие
трудящихся к просвещению, Он органи-
зовал благотворительное общество и сам
бесплатно обучал бедных детей.

Эти мероприятия ветречали злобное 69-
противление богачей, духовенства и их
охвостья. Школа Хамзы Хаким-заде в Ко-
канде была закрыта, а за ним учрежден
полицейский надзор. Но ничто не могло
сломить  мужественного поэта. В своих
произведениях Хамза Хаким-зале вел не-
примиримую борьбу с богачами. религией,
духовенством, Особенно возмушало его
рабекое положение женщин-узбечек.

Самое сильное из всех дореволюционных
‘произведений Хамзы —— Пьеса «Отравлен-
ная жизнь» показывает рабокую жизнь
женщины. разоблачает разложение духо-
венства. Но поэту не удалось поставить
эту пьесу. Не надеясь увидеть и другие
свой пьесы на сцене, Хамза Хаким-заде
ищет другой путь воздействия на массы.
Он изучает и записывает фольклор и на
этом материале создает свои песни, ROTO-
рые нашли широкое распространение в нз-
роде.

Революция превратила поэта в лучшего
згитатора и пропагандиста Советского уз:
бекисгана. Он воспевал  сопиалистическутю
революцию. Он ‘во весь голос восклицал:
«Да злравотвуют Советы!»
`Поэт обращалея в народу:

Время настало, вставай, батраки,

На площадь, рабочие и бедняки,

Знайте, что ныне решительный бой,

В бой за свободу ведите полки!
	Летом 1918 гола, когда империалисты
начали в Туркестане вооруженную интер-
венцию против советекой власти, Ниязи
своей непосредотвенной деятельностью й
творчеством сыграл большую роль в
борьбе с контрреволюцией. Он организовал
театральную. тоуииху в Фергане, работал
	Раскопки в
	Переяслав-Амельницкий принадлежит к
числу наших древнейших горолов. Он упо-
минается еще в летописях Х века. Более
поздние летописи сообщали о большом ко-
личестве богато украшенных каменных зда-
ний и, в частности,.—о постройке в 1989 г.
Михайловского собора. От всех этих со-
оружений неё сохранилось ничего, татаро-
монгольские полчища о обратили город в
руины.

В августе археологическая экспедиция
Института истории материальной культуры
Акалемии наук СССР и Украинского ин-
ститута археологии приступила к раскоп-
кам. Они увенчались крупным успехом.
Нам’ удалось обнаружить и раскрыть раз-
валины Михайловского собора. Под зем-
	>

Б. ГАЛИН, В. КАРПОВА

из Anatora Франса, Стефана) Цвейга,
Драйзера. А профессор Н. Арленс) так пи-
шет о мировом значении Льва Толетого:
«Толстой распростерея в мировой плоско-
Е и биосе HWONPURCHYPT DPVCCRAX
	осуществляет, ‘Отдельные литераторы ста-
ли постоянными «выступальщиками», He
обновляющими свой. материал. Их выступ-
ления напоминают штампованные, 3463-
женные пластинки. Долгое время © одной
a Tol же темой выступал Н. Богданов.
Г. Гребнев, поеле того как он 3a короткий
срок выступил восемь раз, представил те-
зисы, которые он назвал «Мои литератур-
ные выступления». Первые же фразы. датот
яркое представление о характере доклада
[. Гребнева;

«Выступления начинаю с краткого воту:
пительного слова на тему о том, как я
написал свой первый рассказ. В этом сло-
ве я рассказываю, как благодаря Великой
Октябрьской революций я, фабричный
	eta». Далее Н. Ардене перечисляет русеви»
писателей, иснытавших Ha себе влияние
Л. Толстого, причем лектору совершенно
безразлично, какими сторонами своего твор-
чества влиял 1. Толетой на того или иного
писателя, — лять бы влиял. Но этому
‘принцину он об’единяет Достоевекого, Че-
‘хова, Мордовцева, Данилевского, Гарши-
на, 1. Андреева. «Равным образом (71), —
заявляет далее лектор, — неплохой шко-
лой литературного мастерства послужил
Толетой и ряду еоветских художников, та-
ких, как А. Н. Толстой, А. Фадеев, М. Шо-
лохов и др.». Затем в лекции дается длин-
ный перечень писателей Запада, на кото-
рых влиял Л. Толстой, и... вопрос о миро-
вом значении творчества великого русского
ея оказывается решенным.
	бюро пропаганды
злуры. (директор

. ‘`дхетвами литерату-

Зганду идей наше-

‘ударства и боль-
we, /pRapath B BOMMY-
нистическо». обвитаае Нашего народа.
Популяризация лучиеих достижений совет-
ской литературы —- неносредетвенная за-
yaya Бюро пропаганды.

Нужно сказать, что за последнее время
работа бюро несколько улучшилась, об’ем
ве стал шире. Участие в организации де-
кад латышекой, белорусской, казахской,
таджикской литератур, ряд хороших от-
крытых вечеров, организация докладов по
	важнейшим идеологическим _ вопросам все
	это является достижением Бюро пропаган-
ды. Но, несмотря на некоторое оживление,
идейный и организационный уровень дея-
тельности Бюро пропаганды попрежнему не
может нас удовлетворить. `
	Повселнезная булничная работа, которая
в основном складываетея из организации
встреч писателей с читателями и докладов,
пишена целенаправленности, тематически
бедна, однообразна по формам. В деятельно-
сти Бюро пропаганды преобладает  «кон-
пертно-эстрадный уклон». Мало литератур-
ных вечеров и читательских конференций
организуется на заводах и фабриках, в
воинских частях и школах. Ветречи писа-
телей с читателями не имеют строго про-
хуманного плана, определенной идейно-
TEMATHUCCKOH направленноети.
	Работники Бюро пропаганды, повидимо-
му, не понимают, чм читатели ждут от
них не эстрадно-развяекательной програм-
мы, а разностороннего знакомства © TBOD-
чеством писателей, задушевного разговора
6 НИМИ.
	Бюро пропаганды недостаточно исполь-
зует в своей работе столь популярные у
нас читательские конференции. Из 987 op-
ганизованных 3а последнее полугодие ли-
пературных вечеров лишь 64 были посвя-
щены читательским конференциям. ‚

Судя по заявкам, поступающим в Бюро
пропаганды от разных организаций, чита-
тели горят желанием вотретитьея © Kpytl-
нейшими нашами писателями. Почему же
список выступавших в этом году 167 пи-
сателей наполовину заполнен именами ли-
тераторов, давно уже не дающих новых
произведений?

Выступать перед читателями почетно
для литераторов, и право на этот почет, на
внимание народа имеет не каждый. 06
этом не думают в Бюро пропаганды. Чтобы
не утруждать себя кропотливой организа-
ционной работой, они предпочитают посы-
тать 16х писателей, которые всегда готовы,

в услугам 0000.

Бюро пропаганлы привлекает к своей ра-
боте ий таких литераторов, как И. Веево-
ложский, халтурная повесть которого не-
давно была подвергнута резкой критике на
страницах газеты «Правда». дает путевки
не члену Союза писателей журналисту
В. Весенину, читающему устарелые доку-
менты из архива журнала «Врокодил».

И. Вееволожекяй на протяжений полу-
rota выступал 16 раз, Е Веевнин —
	12 раз, в то время как М. Бубеннов —
2 раза, М. Исавовский, А. Твардовский,
В. Симонов, Н. Тихонов — по одному.
Никакого контроля над характером вы-
ступлений писателей Бюро пропаганды He
	3 сентября 1949 тода в № 71 «Литера-
турной газеты» было’ опубликовано откры-
тоё письмо председателя Винницкого 06-
ластного комитета по делам физкультуры
и спорта Б. Гвоздева и председателя :
вета спортивного общества «Колхозная ни-
ва» Героя Советского Союза Ф, Дахнов-
скоко председателю президиума Центро-
союза И.. С. Хохлову, Авторы письма ука-
зывали на то, ‘что ни один сельмаг Вин-
ницкой области не торгует спортинвентарем.

15 сентября правление Центросоюза, об-
	Сергей
	$

при политуправлении птаба  Туркестан-
	ского фронта. .
В стихах и песня’
род и армию к борьб
Разве птица, кле
Вернется в Нее и
Разве можно ра
Вновь запереть т
	песнях поэт призывал Н4-
борьбе с интервентами,
, клетку сломав,

нее из гнезда?

ю разбивших тюрьму

реть туда?
зале был в CBOeM  TBOp-

ным новатором. Талант
о доипание  Разрушая
	Хамза Хаким-зале был В бб,
чеетве подлинным новатором. Талант
его проявляется разносторонне. Разрушая
традиционные классические каноны, он
создает стихи и песни на русекие реро-
люционные мотивы. Его драмы и инеде-
нировки, повести в публициетаческио
статьи написаны простым. понятным на-
роду языком. Олним из могучих сгимулов
в творческой деятельности поэта было
влияние русской культуры. Хамза Хакпу-
заде прекраено понимал роль великого
русского народа в освобождении и в03-
рождении народов Востока.

В своей первой сопиальной драме «Бай
‘и батрак», написанной в 1918 году, Хам-
‘за показывает, как русский революцию
Hep влияет на сосланного царским прави-
тельством в Сибирь узбека-батрака Гафу-
ра. Возвратившиеь Ha родину, Гафур рас-

пространяет среди народа новые револю-
wwe № Oa
	ПАЯ А ЕЕ НИНЫ

“писнные идей, организует борьбу с 09я-
	ми и духовенством. i.

В первые годы советской Влаети Хам-
за Хаким-заде принимал активное участие
в проведении звмельной реформы, в вы-
борах в Советы, в строительстве колхо-
зов. Особенно ревностно он боролея 38
раскрепошение женщин Узбекистана, pa-
зоблачая реакционеров, MY, _баев, яро-
стно бопротивлявигихея этому раскрено-
шению.

Высокая идейность, партийная страст-
ноеть творчества Хамзы Хаким-заде сни-
скали ечу болымую  вародную любовь.
Буржуазные националисты всячески пре-
пятетвовали ‘распространению его произ
ведений, пытались организовать травлю
их автора, но ничто не могло помешать
поэту беззаветно служить своему народу.
В 1926 году за выдающиеся заслуги пе-
ред Родиной правительство Узбекской ССР
присвоило Хамзе Хаким-заде Ниязи 3ва-
ние народного поэта.

На творчество Хамзы Хаким-заде имо-
ли большое влияние Максим Горький и
Маяковский, Как передовой писатель сво-
ей республики, он учился у них тому, как
в художественных образах показывать
роет и расцвет советской родины,
стремилея превратить свое искусство в
могучее ‘орудие ``агитации и пропаганды,
в средство коммунистического воспитания
широких народных масс. Писатели Совет-
ского Узбекистана, изучая наследие Хам-
зы Хаким-зале Ниязи, учатся  непримири-
	мой партийной страстноети, преданности

народу и революции.
Творчество Хамзы Хаким-заде BOWNO
	в золотой Фонд узбекской советской. лите-
ратуры Светлый образ писателя,  отдав-
шего свою жизнь 3a торжество KOMMY-
низма. вечно будет житьев серднах ‘ечаст-
	ливого узоекского народа.
	Переяславе
	лею сохранились его фундаменты, а также
частично и стены. По летописям было из-
вестно о фресках, мозаике и’ мозаичных по-
лах собора. Обнаруженные остатки мозаик
и фресок позволяют предположить, что по
великодению своего внутреннего убранства
собор конкурировал в древности, с наибо-
лее пышными храмами Киева и Чернигова.
Удалось обнаружить остатки многочи-
сленных ‘прибтроек к собору, составлявших
в целом сложный архитектурный KOMI-
лекс. ‘Изучение строительных материалов и
техники постройки приводит к выводу о
высоком уровне развития. строительного
искусства в древнем Переяславе,
	Проф. М. КАРГЕР,
	Октябрьской революции я. Фабричный В лекции о Горьком, прочитанной в
мальчик, сын кузнеца, смог получить 96- Управлении Московского узаа железных
разование, стать квалифицированным жур-   дорог, Ф. Hypo так говорил 0б отноше-
Налиетом и автором нескольких книг для   ниях М. Горького и Р. Роллана: «Не слу-

ar
	детей».

B vom me саморекламном тоне ведет и
калее: свое «литературное выступление»
Г. Гребнев.

На вывеске бюро значится —= «Веесо-
	‘Юзное». однако на деле оно ограничивает
	свою деятельность Москвой. Иногда co-
вершаются попытки выйти за пределы сто-
лицы. Но эти попытки приводят чаше вее-
то к конфузу. Так было ¢ организацией
выступлений Л. Касеиля в Ростове. Ха-
рактер выступлений, — крикливые афи-
ши, развязнейший Цин в качестве частно-
то администратора, коммерческий ажиотаж
Л. Кассиля,—вее это привело к компроме-
тации Всесоюзного бюро пропаганды в гла-
зах советской общественности.

Случайноеть парит в определении мест,
куда нужно послать писателей. В респуб-
ливанских и областных центрах редко
бывают московские писатели. Ho вот
Туле повезло: за полгода в. этот город. вы-
езжало 6 бригад. К подбору писателей,
командируемых на периферию. Вюро про-
паганды относитея по меньшей мере лег-
комыеленно. Так. например, в Донбассе был
командирован для проведения авторских ве-
черов А. Терской. Между тем, работниви
Бюро пропаганлы не знакомы с его твор-
чеством. не знают, заслужил ли он честь
быть посланных Союзом писателей в шах-
терам и металлургам Донбаева.

Большую тревогу вызывает постановка
ленциомиой пропаганды. Эта работа лише-
na КАКОЙ-либо научной основы. Темы
левций и докладов определяются не тша-
тельно продуманный Планом. а самоте-
	ком—еслучайными предложениями  довлад-
чиков. Накто в Бюро пропаганды не конт-
ролирует и не направаяет содержания 10-
кладов. Редко соблюдается даже столь эле-
ментарное требование, как представление
тезисов или конспектов; Полученные же
тезисы никем не редаклируются и He YT-
верждаютея. Между тем, в некоторых из
них нашли себе прибежище  отжившие
взглялы и теорийки, давно отброшенные
нашей литературной наукой.

РВ рае лекций мировое значение вели-
	чайших русских писателей «раскрывает»
ся» посредетвом коллекиионирования вы-
сказываний иностранных авторов. Так
поступает ©. Журко в лекции о Горьком,
приводя на нескольких страницах цитаты
	ПЕНСИИ ТОКАНИЦОНИНОИИОА ОА
	По следам выступлений «Литературной газеты»
	«Навстречу растущим запросам колхозного селе»
	судило это письмо и признало его правиль-
ным. Принято решение, в KOTOPOM отме-
чается, что руководители республиканских,
краевых, областных и районных потребсою-

pee ee eee

5 OF oe = т a 77$
зов плохо выполняют указания правления   кий облпотребсоюз до  1 октября уточнить

Цевтросоюза о развергывавии торговли   заявку физкультурных организаций области

спортивными товарами. 7 на спортивные товары и обеспечить своевре-
	Правление Центросоюза обязало респуб-
линанские, краевые-и областные .потреб-
союзы проверить состояние торговли спор-
тивными товарами и литературой, устано-
вить связь. е физкультурными. организация-
		менную доставку их в сельские магазины.

На заседании правления был утвержден
также обязательный ассортиментный мини-
мум спортивных товаров для раймагов,
культмагов и. сельмагов,
	чайно Ромэн Роллан, тридцать лет ИСКавВ-
ший почву в своем народе, чтобы пустить
в нее свои творческие корни, не нашел
благоприятной почвы. Отправляясь ray6-
же, он доетиг почвы русского революни-
онного рабочего класса и там ветретился
с корнями Горьком и братски переплелея
6 ним, соединив силы на общую борьбу».
Таким образом, Ф. Журко отрывает Р. Рол-
лана от французской национальной почвы,
Многие’ лекции пронизаны духом
беспартийности, об’ективизма. Произведе-
‘ния классической литературы рассматрива-
‘ются изолированно от современности. Рав-
` нодушие к идейной борьбе доходит до того,
что проф. Н. Ардене, например, в тезисах
лекции о борьбе русских писателей с явав-
ниями низкопоклонства,  космополитизма”
ни слова‘ не пишет о том, что эта реакци-
онная «теорийка» в наше время служит
оружием американскому империализму.

В лекциях, организованных Бюро про-
паганды. как правило, игнорируются  во-
просы художественного  мастеретва,  не-
смотря на 10, ато к ним с особым интере-
сом относятся советекие читатели.

Партийная печать постоянно подчерви-
вает. что уровень пропаганды определяет-
ся подбором пропагандистских кадров. Это
относйтся п к пропаганде художественной
литературы. № ней должны быть привле-
чены лучшие критики. Сейчас круг ври-
тиков и литературоведов, читающих  лек-
ция от Бюро пропаганды, чрезвычайно узок
(И. Астахов, Н. Ардене, В. Бойчевский,
В. Журбина Ф. Журко, В. Сидорин,` А.
	Шумский, А. Яковлев).

Для руководства пропагандой художест-
венной литературы Секретариат ССП соз-
дал Совет Бюро пропаганды из 12. писате-
лей (предоелатель ©. Евгенов). Ho совет
не оказывает решающего влияния на ра-
боту бюро, он устранилея от контроля над
содержанием, над качеством лекций и вы-
ступлений. ‘

Такое состояние пропагавлы  художеет-
венной литературы нё может быть белее
	тернимо. Эта. пр Maratea поляна, ВЫТЬ про
`ВИкНуиа ‘Hoa e RAI Kot Taptha aoe. Pow;
‘горячей любовью к ролной советской лите-
ратуре, непримиримостью ко всему, YTO Me~
‘шает развитию нашего искусства.

ми на местах и привлекать их к разработ-
ке планов завоза спортивных принадлеж-
ностей в торговую сеть.

Правление Центросоюза обязало Винниц-
	Ne ge

‚ Лекторий
  писателей Москвы

Сегодня, 1 октября, -в Центральном доме
литераторов возобновляет свою работу лек-
торий московских писателей, Он был орга-
низован Секретариатом и партийной орга-
низацией Союза советских писателей СССР,
а также Центральным домом литераторов
в 1947 г Лекторий знакомит своих слуша-
телей с произведениями классиков марк-
сизма-ленинизма, ‘историей русской фило-
софии и эстетики, марксистско-левинским
учением об искусстве и с международными
вопросами.

На лекции записалось более `300 писа-
телей. Для изучающих произведения клас-
сиков марксизма-ленинизма по первойсточ-
никам организуются специальные  семина-
ры и консультация, :
	руководитель экспедиции
		Можно привести еще много и много та-
ких строк, в которых звучит быть может
нерольная, но очень явная романтизация
смерти. И строки одного из стихотворений
преврацаются почти что в рефрен всего
	Мысль 0 смерти снова и снова притяги-
вает воображение поэта. В стихотворении
«Портрет» возникает неожиданно и He-
оправданно погребальный образ: «черный
венок моряка». Так, одной лишь метафо-
рой матрое революции превращается в
трастотерица ве черным венцом  обречен-
ности. на голове, Но ведь, чтобы тав уви-
деть бескозырку, нужно было посмотреть
на нее под каким-то особым углом зрения!

Вееь строй этих стихов, всея их музыка
пропитаны печалью. Й 06 этой печали не
скажешь, что она светла, подобно пушкин-
екой светлой печали. Чаше, гораздо
чаще она сумрачна, беспросветна. Пейзаж
этих стихов Невееел и Уныл, Здесь пла-
чут ветры п рыдают вьюги, здесь идут
дожди и медленно падает снег.

Сгустьом этого сумрачного пейзажа ЯВ-
ляется картина, нарисованная в стихотво-
рении «Кладбище паровозов».

Кладбище паровозов.
Ржавые корпуса.
Трубы полны забвенья,
Свинчены Fovoca.
	Словно распад. сознанья —
полосы и круги,

Грозные топки смерти,
Мертвые рычаги.
		Мертвым не нужно зренья —
выкрошены глаза.

ремя вам подарило
вечные тормоза,
	Умирание паровозов показано, как уми-
рание живых сущеетв. Поэт не оетановил-
ся перех словами 0 распале, о выкрошен-
ных глазах. Это опасный путь, Й это не
новый путь. Он протоптан поколениями
редкиионных романтиков и бимволиетов,
которые шли на Кладбище за вдохнове-
нием. И неверны, решительно неверны
строки,  превращающие эт кладбище
паровозов в символ войны:

Шапку сними, товарищ,
Вот они — дни войны,
	В скульштуре Е Вучетича,  воздвигну-
той в Берлине над братскими могилами со-
ветских воинов, звучит совсем иная прав-
да о войне и смерти. Там высечен из вам-
ня русский солдат, высоко поднимающий к
	  небу ребенка. Он весь — порыв и движе-
	ние, он весь устремлен в жизнь. Гораздо
ближе к этому образу глава из недавней
поэмы Смелякова «Лампа шахтера». Там—
из братской могилы ветают в строй обрет-
шие бессмертие подвигом своей жизни ко-
миссары гражданской войны в кожаных
куртках, селькоры с куланкой пулей в
сердце, комсомольцы Триполья и Краено-
дона. Фучик и Маяковекий.
	Но ведь это Маяковский сказал: -«000-
жаю веячеекую жизнь». Но ведь это Фу-
чику принадлежат слова: «Я любил жизнь
и ветупил в бой за нее... Быть одним из
воинов последней битвы-—это прекраено...
Шо умирание совсем не прекрасно!»

Умирание совсем не прекрасно! — эти
слова своей беспощадной и жизнеутверж-
дающей правдой зачеркивают такие стихи,
как «Кладбище паровозов», Тема, которая
так волнует Смелякова, решена совет-
ской поэзией. Вращаяеь только в кругу
этой темы, Смеляков идет  наветречу
опасности: однажды о емо стихах могут
оказать ‘не только то. что тема смерти
вытеснила в них тему бессмертия, а что
тема смерти превратилась в них в штами,
в прием, в позу.

Ярослав СОмеляков любит Сергея Небнина,
Но, любя Есенина, он находит в себе му-
жество в стихотворений «Два певца» дать
прямую и правдивую оценку ero твор-
чества, противопоставив Исенину Маяков-
‘ского, Судьба есенинских стихов ясна
поэту:

Беленький томик
лениво взять —
между страниц
золотая прядь.
	Между прелестных
увядших строк
грустно лежит
голубой цветок,
	Уменьшительное «томик», и то, что этот
томик берут «лениво». и найвно-сентамен-
тальный «голубой цвегок», и безжалостное
«увядщие острови» === здесь, Что ни слово,

То образ, a Gro ua образ, то оценаа, И,
	сравнивая судьбу двух поэтов, Смеляков
говорит:

‚оне хочу я

ни женских слёз,

ни на: вивьетке

одних берез.
	Бог моей жизни,
вручи мне медь,
дай мне веселие
прогреметь.
	Ее’ ‘образ,  ни в чем не изменившийся CO
времен Мономаха, создает представление 9
неполвяжности, о неизменяемости, 0 застое,

Оптибочноеть содержания, одностороннее
устремление в прошлое породили и форму
„«Пряхи». подражательную в самом точном
смысле слова, Ведь ясно же, что строки:

Суровы глаза голубые.
Сияние молний в избе.
И вечные ветры России
скорбят и ликуют в трубе.

me Алко лвА_ алан тАзлЛа

робнриУЯ че 9
	Fn eee NA CLOBADE.
Росени и блоковеко-еоенирУ?Ий словарь.

Ошибки поэта не ЗрРЯЮТСЯ органиче-
скими для Hero. B gx убеждают нас 1%
жизнеутверждающе Вещи сборника, 0
которых мы уже / Говорили, В этом убеж-
дает нае стихо ворение «Наш герб», ие
вошедитое » Яборник. В нем расеказывает-
ся ‘лег, простая и прекрасная, © тон,
как бк. создан наш герб. .

р/ опубликованных в этом году стихах
	поставлении. Но он неправ в другом. 910   ую блоковско-есенине
непоследовательное стихотворение, — в Нем   ужин и блоковско-есение
	есть и примирительные строки, в которых
противопоетавление Еевнина Маяковекому
заменяется сопоставлением;

Легкий шажок
и широкий шаг. ›
И над обоими
красный флаг,
	Но вель Маяковский и Веенин — oro] Ca de
	не только разные шаги, это и разные пу-
ти. Й если мы не можем требовать от
	аблузкдения талантливого поэта
	Жнига Ярослава Смелякова  «Времлев-
Chie ea» прочитана, перечитана и про-
чятана вновь. Многое из напечатанного в
ней уже знакомо по журналам. Ошушение
бесопорного и большого таланта, ощуще-
ниё уверенного в своей силе мастерства
огоейло. Кого нё взволнует чистая иг звон-
Rad ясность «Аленушки», — стихотворе-
ния, где пленительный образ ребенка верае-
оржимо сливается с образом Родины, ети-
хотворения, которое не хочется пересказы-
вать, а хочется повторять еще, еще и еще.
Тав же, как и при первой встрече, отзы-
вается в душе призывное звучание стихов
о рожке, в «который протрубил Мадрид
начало битв тридцать шестом года»,
врезаются в память стихи о седых ма-
терях; радуют мужественной чеканностью
строви стихотворения «Накануне парада»:

Мы. отвечаем

ораве лжецов =
шумом спокойным
полей колосистых,
речью Вышинского,
хором гудков,

гулом машин

и молчаньем. танкистов,
	Но рядом с ясными и жизнеутверждаю-
Щими стихами вниги; а подчас, вдруг и В
них самих звучат ноты печали, слова, ис-
полненные тоски и грусти, Они произне-
	CAH тем же талантливым голосом, но, вни»
	мательно вслушиваяеь В чих, начинаешь
Bee сильнее и сильнее иснытывать трево-
гу ‘За судьбу таланта. Ноты эти, подчас
едва слышные в каждом стихотворении в
отдельности, в книге, где стихов, бЛИЗКИХ
по духу, много, звучат явственно й почти
заглущеьот радостное жизнеутверждение
ее 4

Ярослав Смеляков. «Кремлевские ели».
«бовётекий писатель», 116 стр. 1948. г

Яровлав Смеляков. «Лампа шахтера» «Но.
вый миры № 2, 1949.
	ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
2 sented № 79
	сборника:
Все мы окончимся,

«Аленушки» и близких к этой вещи сти- i
: все уйдем...

хотворений. Отчего это происходит?
	Чтобы ответить на этот вопрос, вепом-
ним стихотворение Смелякова «Смерть бри-
гадира». написанное более десятилетия на-
зал и ‘вошедшее в еборник.

Умирает прославленный бригадир, Ho
бригада подхватывает его знамя. Пытли-
вый ‘ученик ветает за его станок, Врига-
дир продолжает жить в жизни бригады,
заволя, травы. Так тема смерти превра-
щаетея в тему бессмертия.

Это ла же тема, которая продиктовала
Маяковекому стихотворение о Теодоре Нет-
те. Это Тёма, к которой не может хоть раз
не прикоснуться каждый советекий поэт.
Но для Смелякова она ‘вот Уже более де-
сятилетия является главной. решающей,
излюбленной. Снова и снова возвращается
он к изображению героической сибели, —
‘героической. но гибели. Й когда читаешь
кряду эти стихи, а их немало. и они та-
лантливы, с трулом улавливаетщь ту грань,
где прославление бессмертия начинает зву-
чать приглушеннее, чем описание смерти,
Начинает казаться, что не просто подвиг,
трудовой п ратный, рождает бесемертие, а
что сама смерть и ебть подвиг. Она поэ-
пизируется, облекаелея в прекрасные одеж-
ды поэтического слова,

Мы так его похоронили —

в его военной красоте —

B большой торжественной могиле
ва взятой утром высоте:
	Не случайно в этом стихотворении,
столь скупом на слова, есть строки, кото-
рые славят не только героя, но и торже-
втвенную красоту могилы. В другом cru-
хотворении читаем:

Мать ждала для сына легкой доли —

Сын лежит, как витязь, в чистом поле,

В. третьем:

В родной земле полковник и солдат,

закрыв глаза, навытяжку лежат,

В четвертом:

На носилках длинных под навесом
Умирали русские принцессы.
	Смеляков, разумеется, прав в этом со-
	поэта, чтобы он шел шагами Маяковекого,   Я Омелякова «Лампа шахтера» чувствуе >
TO мы можем. пожелать ему. чтобы он шел! я Стремление поэта к эпической Форме,
	Правла, это стремление инока еще ве осу»
ществилось и «Лампа шахтера» еще He
стала целостной поэмой, а осталась Bak
бы циклом лирических стихотворений, of’.
единенных сульбой главного героя. Ho
‘именно те главы поэмы, где герой непоеред-
 ственно представлен в ‘труде, меньше все-
TO улались поэту.
	() самом геров поэмы-—0 шахторе Михаи-
ле Кузнецове ‘сказашо совсем мало. По
сути. это веего пять строк: ‘«Стоит. ком-
сомлец в 3аб0е» да «под шапкой maxtTep-
ской суровой сияют глаза Кузнецова». Так
й получаетея, что глава, которая должна
была быть в поэме кульминанией в илей-
HOM и эмоциональном отношении, не стала
ею. Но среди главок-куеков есть отдель-
ные удачи. Это прежде веего главка «30-
дотой огонек» -——0 миалионах друзей, что
зорко оберегают свет лампы = советского
шахтера. Чудееен рассказ о снах, которые
CHATCH вомеомольпам в общежитий.
	Пусть еще не удалась по-настоящему
Я. Смелякову его последняя поэма. Но
она-свидетельство того, что поэт етремит-
cH выйти из круга своих излюбленных
тем, что он пристальнее стал вглядывать-
ся в живые черты . настоящего,
	ero дорогой, тем более, что оц сам сказэл
0б этом, как о самой. высокой своей мечте.

Но ебли бы это было так, тогда было
бы невозможным появление  стихотво-
рения, подобном  «Пряхе». Это стихо-
творение начинается портретом русской
	крестьянки, который превращаетя в 00;
	раз и символ Времени и Истории:

Ей тысяча лет, этой пряхе,
а прядей не‘ видно седых.

Работала при’ Мономахе, —
при правнуках будет твоих,
	Ссыпается ей на колени

и стук партизанских кол,
и пепел сожженных соений,
и желтые листья беря.
Прядет она ветер 4 30PH,

и мирные дни, и FORM...
	Такой предетавлябтся поэту история Po-.
	дины. Она тянезя в руках времени 0ес-
конечной  низьх. Где равно сплетаются и
мир, и война Кровь пролитая и кровь про-
ливаемая’ Прошлое и наетоящее, И хотя
поэт го’ Фит’ о гордой любви, с чувством
которой” лелает ©в0е дело пряха, но. весь
строй” образов, вся музыка этого стиха
навовают 6к0рее представление о безжало-
сосной и бесстрастной Парке.

Сы