Ши те
	дискуссии
	ратурные
	Николай АТАРОЗ
в
	Вот выразительный пример резко враж-
хебной Маяковскому тенденции— речь ‘илег
о книге «Одноэтажная Америка» Ильфа и
Петрова.
		На конференции
писателей Иркутска
	ИРКУТСК. (пен. корр. «Литературной
газеты»). Закончилась творческая конферен-
ция писателей Иркутской озласти.

Кроме иркутских литераторов, в конфе“
ренции участвовали писатели ХЖабаровекоге
‚и Красноярского краев, Новосибирской `об-
ласти, Бурят-Монголии, Якутии, а также
писатели В. Горбатов, В Ажаев, С. Ва»
сильев, А. Яшин и другие.

С локладом «О перспективах развития
	НОГУ с народом
	Огромный . сдвиг произошел в талжик-
ской. литературе в. поелевоенные. годы.
Eme B 1941 году в декале тажикокой
	литературы и искусства в Моекве yuacr-
вовад только один прозаик-—основополож-
ник Таджикской советской литературы, ве
реалистической прозы, Садриддин Айни.
В этом году таджикские писати привез-
ли в Москву четыре больших прозаиче-
ских произведения в русском переводе:
«Воспоминания» С. Айни, «Пудат и Гуль-
ру» Р, Джалила, «Шоди» Д, Икрами и
повесть «Верность» Ф. Ниязи. Эти книги
представляют собой широкое полотно жиз-
ни и борьбы таджикского народа, полити-
ческого и духовного роста его людей.

Мне, свидетелю борьбы с басмачеством
в Таджикистане, хочется подробно остано-
виться на романе «Пулат и Гульру».
Р. Джалил описывает в нем хорошо изве-
стные ему события — ликвидацию баема-
чества в северном Таджикистане и пред-
поствовавшгую коллективизации сельекого
хозяйства земельную реформу в Ленин-
абадекой области. Исторически правдиво
и полно предстает перед читателем карти-
на народной ненависти и борьбы с баема-
чеством, благородная роль Красной Армии
в освобождении от басмачества мирного
населения, рост сознания народных Mace
в освободительной гражданекой войне.
	Отановлению сознания советекого чело-
века автор уделяет большое внимание.
Мастереки сделана глава о том, как дех-
кане, из суеверия боявшиеся пустить воду
на пустырь в Галаохском ушелье, оево-
бождаютея от предрассудков и создают но-
вую оросительную магистраль.

В романе много хороших SITAZOROB,
раскрывающих тему освобождения трудя-
щегося дехканина от собетвенничееких ин-
стинктов, Дехканин Гулям, получив зем-
лю, ночью, тайком таскает для удобрения
л6ес с холма. С юмором передано автором
смущение Гуляма, когда он, слыша, как
роют холм и другие, и думая, что они то-
же делают это тайком, вдруг узнает, что
работа о эта производитея © разрешения
председателя сельсовета Салимбая и что
лбесового холма хватит на веех. .
	Писатель сумел показать связь местных
событий с  общеполитической — жизнею
	Советского Союза, например, e XIV пар-
тийным с`ездом и. сталинской  залачей
превращения отеталой аграрной страны в
передовую индустриальную державу. Во
второй части романа рассказывается о
том, как началось в северном Таджики-
стане решение этой задачи. От первых
культурных мероприятий, создания школ
ликбеза, красных чайхан, народных ор-
костров, врачебных пунктов; от первых
субботников, организации ткацких арте-
лей, взаимопомощи в единоличном ‘хозяй-
стве таджикский народ, по мере роста его
социалистичеекого сознания, шел к высо-
кой культуре, к строительству заводов и
	фабрик. к коллективизации вельсвого х9-
	SAKCTBS.
	венгерский, румынский или болгарский
читатель, несомненно, нашел бы в нем
для себя много поучительного, мобилизую-
щего на дальнейотую борьбу е врагом.
В эму одном уже — большая ‘социальная
ценность книги,

С любовью, проникновенно‘ рисует пи-
сатель своих героев — дочь `белняка из
горного селения Тагоб, Гульру Руетамову,
выросшую из полунишей девочки в круп-
ного партийного работника — начальника
строительства нервой в Ходженте (Ленин-
абаде) ткацкой фабрики; сына бедного’
ходжентекого кустаря—ткача Пулата Ка-
дырова——комиесара Красноармейского пол-
ка, а после пражданекой войны—секретаря
уездного комитета партии; бедняка `Салим-

бая, ставшего позднее председателем Ра-
батекого селъеовета.

Полный обаяния образ Гульру. несом-
ненно, являетея большой удачей писателя.
Женщина большой чуткой души, беззавет-
но любящая своего Пулата, Гульру не
только растет сама и к концу романа ста-
новилея  высокосознательным передовым
человеком, но и выводит из затворниче-
ства других женщин Ходжента. Полон

теплоты и юмора образ Салимбая — «Са-
лима — на все руки», как его прозвали
в народе.

Но наряду с этими удачными образами,
в романе много фигур нераскрытых, изо-
браженных только портретно, даже пла-
‘катно, 2 потому — блелных. Таковы
	Джура, Павел Иванов, Ханифа, Славин и
многие другие. Даже центральному герою
Нулату нехватает поихологической глуби-
ны. Писатель все же не сумел создать по-
настоящему полнокровный, глубоко чела-
веческий образ новатбра. коммуниста, во-
жака мабе. }

Мне кажется, что это происходит по
нескольким причинам. Автор часто огра-
ничивается описанием того или иного 6о-
бытия, а не раскрывает внутренний мир
героев, не делится с читателем их мыеля-
ми, чувствами, настроениями,

Пулат, еще будучи юношей, попадает
в Харьков, там знакомится е большеви-
ками и вступает в партию. Tyr y писате-
	ля была большая возможность показать,
как под влиянием воммунистов склалыва-
	06ь мировоззрение мододого ‘человека. Но
это сделано автором на двух-трех страни-
цах, бегло, скороговоркой и потому неубе-
дительно. Явно недостаточно показана
роль русского ссыльного Иваницкого в вос-
питании и стаповлении Пулата. Вообще

фигура Иваницкого получилась слишком
эпизодяческой. В о

Роман крайне усложнен большим коли-
чеством действующих лин, что мешает
автору сосредоточить свое. внимание Ha
главных героях. Многих из них можно
только условно назвать  действующами,
потому что они почти не действуют.
	MCADRHYB B. одном-двух эпизодах, исчеза-
ют бесследно; лишь обременяя собой po-
	ман. Это изобилие случайных фигур 0с0-
	бенно заметно в первой части книги.

Отремясь к занимательности, — автор
иногда сбиваетея е реалистического пути,
  прибегая к неубедительным. еюжетным
коллизиям, ложной занимательности. Ta-
ковы неоднократно повторяющиеся эпизо-
ды” а = `В последний МОент опае-
ности». <..Он уже занес нож над головой
Гульру, HO в это время сильная рука ехва-
тила его за кисть, опрокинула на спину, а
другая — ежала горло».
	Читатель не верит в  Убелительность
	спасения облитого керосяном Балты именно:
B тот момент, когда. баемач ‘уже полнее к.

нему спичку, чтобы варвареки ежечь его,
не верит В почти чудесную легкость осво-
бождения Пулата из матчинской тюрьмы.

Редактору следовало удалить и че
два-три момент» натуралистических  опи-
саний, которые случайно вкрались в пер-
вую Часть романа. Таков, например, ann.
зод; характеризующий отношение трех
жен ростовщика к мальчику Пулалу.

Это тем более досадно, ‘что отлично,
‘реалистически, хорошим языком. написан-
ные многие эпизоды свидетельствуют о
несомненном таланте автора; таковы главы
«Салим — на ‘все руки». «Ночное сви-.
дание», эпизоды обучения русскому язы-
ку Пулата у Иванинкого, глава о хол-
жентеком народном восстания 1916 года,
глава об избиении муллы.

Вообще надо отметить, что образный
язык звтора, ‘умение широко. пользоваться
фольклором следует отнести к бесспорным
достоинствам романа. В нем много без
преувеличения великолепных эпитетов,
сравнений. Приходится сожалеть, что пе-
револчик нё дэнее ло руеского читателя
все богатетво языка Джалила.

Роман Рахим Джалала в пелом боль-
шая удача не только автора; но ий всей
таджикской литературы: Эта книга’ лолж-
 на стать известной самым шировам кру-
там советских читателей.
	В обсуждении приняли также участие
3. Ралжнбов, С. Боролин, А. Письменный,
В, Гольцев, Г. Корабельников, В. Юрезан-
скай, Л. Климович, Заключнл обсуждение
Иредседательствовавший К, Федин.

На ‚ следующий sein, 8 сентября, в
ССП @ктоялось обсужнение самого моло-
лого жнра’ таджикской литературы — дра-
матури ия, Были рассмотрены пьесы О”Улуг-.
заде «Краснопалочники» и «В огне», дра-
матическая инсценировка поэмы М. Мир-
шакара «Золотой кишлак» и пьеса
Н. Кладо «\ротив ветра»,

Выстунавщие отметили, что уже в ран-
ней пьесе С. Улуг-зале «Красновалочники»
	работицей, которая есть, по трубому выра-
жению Маяковского. «нятенье — обратно.
выгон из неоплаченного дома, увол недо-
плаченного форла, закрытие вредита в
мяеной и т, д.».

Непоетижимое желание сутерлить» аме-
	Чему учиться у Маяковского? Этот во-
‘прое в развернувшейся на’ страницах
«Титературной газеты» диекуесии — са-
ый важный, помму что, выводя вас из
стилистических споров, он волнует и
‚поэта, и прозаика, и сталевара, и етудент-
ку, п сельского учителя--каждого, попро-
‘сту каждого, советекого человека.
	Чему ‘учиться у Маяковского? Ero moa-
зия воспитывает не только ‘молодое ноко-
ление стихотворцев. Миллионы. читателей-—
тоже ученики Маяковского, люди, может
быть, не слишком тонко разбирающиеся в
поэзии, но испытывающие влияние талант-
ливейшего поэта нашей советекой эпохи.
В чем сила этого влияния? Нет. возможно-
ети обойти в дискуссии такой воирое. как
«само собою разумеющийея». А между тем,
в некоторых статьях, —особенно в статье
С. Киревнова «Учиться ли у Маяковеко-
`Г0?», — веть почти откровенная тенденция
обойти вопрос содержания, свести спор к
вопросам поэтики, художественной формы.

Нодлинное наследие Маяковекого — в
его новаторском и неповторимом (как сам
стих!), конкретном солержании. Оно вклю-
	чает в себя необычайно острое ощущение
внутреннего мира нашей эпохи, открытую
программность борьбы за коммунизм, 0б-
щественно-преобразовательную . тенденцию.
Подлиниое наелелие Маяковекого—не толь-
ко в поэтике, а прежле всего в содержании
его поэзии—в том, что он первый в ноззии
6 исключительной силой выразил чувство
советекого патриотизма и соединил это
Чувство © именем партяи, в том, что пер-
вый покончил с беспартийностью поэзии,
порвал с пониманием литературы как чает-
ного предириятия, выемеял  «еверхчело-
вечность» личности поэта, — будучи при
этом воликаном поэзии.
	Он признал нал своим вдохновением

Ен ЗИ ИТ,

—

‘раванекий. мир сказалось лаже при цове-
щении авторами тюрьмы. С «гонвим пови-
манием» юмора пишут оци о «етандарл оф
лайф» — уровне жизни. сказавшемся буд-
то бы в планировке тюрьмы Синг-Синг —

страшного

‚ учреждения,

знаменитого:

на

Иркутской области и задачах писателей»
выступил секретарь обкома ВКП(б} тов.
Хворостухин.

— Созыв конференции в Иркутске, —
сказал он, — это яркий пример заболы пар-
тии и правительства о развитии советской
литературы. Э1з кояференция показала ус-
	весь мир. Даже электрический стул. из го-
	го гарнитура электрических стульев, на
OAHOM из которых были казнены Сакко a
Ванцетти, — даже‘етул не вызвал. иных
сопоставлений, как © добрым старым
креслом, в котором «сидел бы глуховатый
дедушка, читал бы еебе свои газеты...».

Нет, у Владимира Маяковского не было
мистера Адамса в провожатых по any!
	Он не искал ветречи с мистером Фордом, _
	чтобы описать ‘его костюм, еге философию,
его семидесятилетние коричневые руки п
TO, что иногха он таниует по вечерам, —
он попросту ветал в четыре часа у завол-
еких ворот Детройта, когда выходящая
смена спешила мимо него, и смотрел, с вы-
еоты своего саженного роста разглядывал
‘вапиталистическую  цивилизалию во всей
‘ее преступной, противочеловеческой сущ-
ности...

Нет, не учились у Маяковского наши
писатели-путешественники, когда, спустя
много лет после’ Маяковского, совершали
свое лобродушное путешествие, взяв в но-
‘путчики мистера Адамса.
  Талантливые и очень: честные писатели,
‚они не поблаголарили бы сегодня  изла-
тельетво, которое залумало бы’ переиздать
`их незрелые и фальшивые, дезориентирую-
aime советского читателя путевые очерки.
	Они бы первые полняли голос протеета —
	В этом нельзя сомневаться.

Но. их нет, а издатели нашлиеь. — из-
дательстьо «Молодая гвардия» удосужилоеь
выпустить  «Одноэтажную Америку» в
1947 го-у. .
		пехи иркутских писателей, которые созда-
ют произведения, выходящие по своему
‘значению за пределы обласли. Таковы —
«Даурия» К. Седых, «Строговы» Г. Марко-
ва, «Путешествие в Китай» Г. Кунгурова и
другие.

Тов. Хворостухин ’ остановился на недо»

‘статках в работе иркутских писателей, рас-
сказал о грандиозных перспективах разви-
тия Восточной Сибири.
’ © докладом «О советской литературе по-
сле постановления ИК ВКП(б)’о журналах
` «Звезда» и «Ленинград» выступил Б. Гор-
батов. Я

Понятие «областной» литературы, говорил
Б. Горбатов, исчезло. Книги многих иркут-
‘ских писателей стали произведениями все-
союзного звучания. Доклалчик подробно
‘остановился на значении критики в деле
‘под’ема литературы. Отрицательно опени-
‚вая повесть Г. Маркова «Солдат пехоты»,
где неверно отражена жизнь солдат и офи-
церов Советской ‘Армви, Б Горбатов гово-
риз с необходимости совершенствования
художественного мастерства. й
’ О работе писателей области рассказал
‘ответственный секретарь Иркутского’ отде-
ления ССП И. Молчанов-Сибирский. После
‘исторических поставовлевий ШК BICEEO6)
		тели добились некоторых усвехов, Созда-
ны произведения, получившие признание
советской общественности и литературной
критики, ожнвилась ‘работа об’единейия мо-
лодых писателей иркугские литераторы
стали активнее участвовать в общественной
жизни области.

Поэты ©. Васильев и А. Яшин отметели
некоторый поворот иркутеких поэтов K
‘современности. Интересно разрабатывает те-.
му Дальнего Севера А. Ольхон, но. товоп-
‚ливость и неряшливость в работе значи-
тельно снижают идейное и художественное
‘качество его стихов. Среди стихов И. Мол-
	‘чанова-Сибирского есть немало хороших,
‘однако: в в его творчестве имеютея’ сервез-
	ные ведостатви, происходящие OF OTCYECT«
вия высокой требовательности к себе. Ана-
лизу подверглись также стихи И. Лугов-.
ского «Ha родных берегах» и стихи,
Ю. Левитанского.

В. Ажаев разобрал крупные произвеле-
ния иркутских прозавков. Дав высокую
оценку роману Г. Марков» «Слроговы», он
говорил далее о срыве, большой неудаче
писателя в повести «Солдат пехоты» От-
	  сутствием принципиальной критики об’яс-
	‚няет В. Ажаев выхол в свет слабого про-
‚извеления Г. Кунгурова «Свет не погас».
  Серьезными недостатками стралает и рука“
\пись нового романа: Г. Пуна stlavama
 Брускова»;

Г. Колесникова говорила с низком уров-

‘не критики в писательской ‘организация
Иркутска.
‚ В превиях выступили писатели Сибири—
‚ Г. Кунгуров, А. Ольхон, С; Кожевников
Ю. „Левитанский А. Смерлов, Е. Марков,
К. Седых, ПП. Маляревский, М. Рожлест-.
венский, партийные работники, преполава-
тели, студенты, рабочие, офицеры. т

В секциях прозы, поэзии и драматургии
 обсуждалиеь произвеления мололых писа-
телей области, пьесы драматургов.

’ На завлючительном заселании вонферен-
цив выступили секретарь обкома BK EG}
‘тов. Смирвов, писатель Б. Горбатов. секре»
тарь. иркутского отлеления ССП И. Молча-
нов-Сибирский,. ‘прелседатель облисполкома
тов. Никольский. С огромным. пол’емом было
принято письмо товарищу И. В. Сталину.

Конференция вызвала большой интерее у
трудящихся области, она явилась ‚творче-
ским отчетом иркутских писателей в ‘по-
‘ставила перед ними задачу — сазлать высое
‘кохудожественные произведения © совре-
‘менности, повысить илейность и мастер-
‘ство свойх произвелений, шире развернуть

следует Маяковскому. даже ичогла стили-
зуя, — я привететвую его. погому что Bee
которые наши мастигые поэты, к сожале-
нию, мало разрабатывают форму Маявов-
ского.

В ряле выступлений — произведения
Г. Горноетаева были подвергнуты  това-
ришеской критике. А. Марголин указал на
	вожнозиниониую рыхлость поэмы <Врем-
евеквие Beets — папобинартатове оголеа
	эовывие  эвезлы», паноминающую скорее
сборник отлельных стихотворений. 3. Па-
перный, стулевты Литературного института
	`В. Солвухин. А. Федоров й другие говори-
	Ли © том, Что образ самого поэта в «ЁВрем-
UEBCRAX звезтах» пассивен. в ег“ ОрнонЕе=
ниях к вашей действительности иного co-
зерцательности.

— Трамишя Маяковского. — сказал
В. Солоухин. — состоит в том: чтобы в
поэтической ‘работе итти от илейного ca
лержания. Я считаю. что стихи Е; Симо-
нова «Убей ето» или А. Межирова «Ком-
муниеты, вперел », написанные взволно-
ванно, от всего сердна, с ‘большим ` пафо=
	(COM, неизмеримо ближе к Маяковекому, не-
жели стихи Г. Горностаева, который чаето
В евоей работе илет от фирмы. не вникая
в сушеетво поэзви Маяковекого.
	Но ‚ инению 3. Недриной, поэт А. Cyp-
	roreenty ани   08. Приднрчиво критиковавтий Г. Гор-_
Bescrord Там   ностаева. и поэт С. Кирсанов, безулержие _
ветского пла-  хвяливиий его. оба визли в олноеторон-
без плакагов  ноеть. Горностаев проходит внелие право-

мерную сталию ученичества у `Маяковеко:
ми занял во-   Го. 3. Келрини призналя к бережному, вни-
оетаева, выз-   Мательному отношению к молодому поэту.
	С. Тоегуб выступил с рядом  возраже-
	‚НИЙ по статье Ан. Tanareugopa, преувели-
‚чившего, по его мнению, влияние футу-
‘ризма на творчество Маяковекого.
	Ьроме того, в обсужлении приняли уча:
тие тт. Харьюзов, Лимяоев, Сержантев,
лотников, Евтушенко. Спиров. 5
		Спустя одиннадцать лет после того, как
Маяковский казнил ненавистью в своих
бессмертных стихах  капиталиетическую
Америку, два других советских писателя—
Ильф и Нетров — написали иную книгу,
ввигу-прейскурант, прочтя которую. ясно
BHAUINL, как может защекотать людей бур-
жуазная реклама, как может она заслонить
вобий подлинную Америку © ee трагиче-
‘екой раздвоенноетью — нищеты и богат-
ства.

«Олноэтажная Америка» была в совет-
свой литературе‘ примером забвения слав-
ной традиции Маяковского. Поучительно
сравнение гневных, отточенных и разящих
стихов и очерков Маяковского 06 Америке
с невыносимо благодушным, эететеким, ту-
‘ристеким стилем книги Ильфа и Петрова.
Ни сарказма, ни гнева, только теплая
улыбка по поволу этих миляг-бизнееменов
6 их чулаковатым миром, где самолеты вы-
‘писывают в голубом небе слова. делающие
	кому-то «паблисити» — рекламу, и ге
едят дыню не после, а до обеда.

Горы злобы
	аж ноги гнут.
Даже
шея вспухает зобом.
Лезет в рот,
в глаза и внутрь:
Оседая,
влезает злоба. °

Так писал Маяковекий, озирая уродли-
вый, преступный мир еоциальных контра-
стов, мир потогонных станков, изуверетва
‚и проституция, ханжества и растления.
	руководетво политики. и великое чувство
партийности в свою очередь с такой си-
Лой вдохновило ето творчество, что он
опередил иногих, если не всех в ноэзии.
Ero стихи приходят к нам, как телеграм-
мы из будущего.

Он не низкопоклонничал перед иност-
раншаной -—— пример для иных. сегодня.
Он’ не заниуал оборонительных, паееив-
ных позиций — образец для поведения и
B 1949 roxy. Он страстно вторгался в
  жизнь с высот поэзии, — как сегодня
пытаются делать многие совежкие пвёа-
‘тели. Он «на сажень видел», как прора-

Сила ненависти к хозяевам этого мира пи-
талась силой любви к простым людям это-

го мира, — здесь источник бессмертия ero

поэзии. . :

Не так выглядят путевые очерки Иль-
фа и Петрова. В этой книге внимание чис
тателей привлечено ко всем побрякушкам
разрекламированного «сервиса». «Ищите
средних людей, ибо они и составляют Аме-
рику», — сказал авторам их великий
соблазнитель, попутчик в автомобильной
поездке по Штатам—-мистер Адаме, и они
приняли на веру лживую философию тор-
говых. фирм и универмагов.
	Они тоже критикуют капитализм. Мож-
но ли не увидеть в` Соединенных Штатах
Америки непомерного богатства и неномер-
ной нищеты, которые «стоят рядышком.
	стало новое там, где была «земля про-
стая», И это стремление заглянуть в
будущее, жить в нем, — может быть,
самое дорогое его наследие JAA каждого
	читателя и, конечно. для молохых ноэтов.   плечо в нлечу, так что безукоризненный
	Легко ли было ‘вёлинему путь «про-
	смокинг богача касается грязной блузы
	Можно было бы кончить на этом, если бы
редакционная почта ‘среди десятков писем
не принесла одно чудесное, полное вырази-
тельного чувства, как бы  поглошающее
собой вее сказанное выше. Это пиёьмо по!
поводу лискуссии студентки  Месковекой
государственной — консерватория ° имени.
П. И. Чайковского — J. Гениной,

‚ Нужно привести его почти полностью:

«...Совершенно ясно, что проето подра-
manne технике Маяковского, его рифмов-
ке, построению его строк — само по свбе
не цель для поэгов, а`если бывает вамоне-

ЛЬЮ, то от Этого Надо отвыкать... Вели че-
	ловек заинтересован” необычностью стиха
Маяковского и, как поэт, старается eMy пол-
	ражать, то это просто технический опыт...
	Но всли Маяковский потрясает: поэта своей
непримиримой, страстной борьбой за ком-
мунизм, — это очень хороню, ибо значит,
поэт приобрел нечто большее, чем. умение
срифмиовать «етойло-етоило», — а именно
	ощущение того, что действительно. нечел-
	ленно, настойчиво нужно самому боротьея
за наш «краснофлагий строй» — бороться
на всех фронтах, не гнушаясь мелочами,
как это делал «Владимир Необходимович».

Что удивительного. что мы, молодежь,
любим и ценим тенйального поэта! ЗДЕСЬ
вопрос глубже, чем только о стихах; Мы
стараемся думать, как Маяковекий, . рабо-
тать, как Маяковский, любить, как. Мая-
ковскИй, и уже поэтому пиеать, Kak
Маяковекий».

Вызывает радостное волнение мысль о
TOM, что, наша молодежь умеет так. форму-
лировать некоторые итоги позтической ди-
ечтеейи,
	Р. Джалил прекрасно показывает, как
клятва Сталина, дошедшая до таджиксках
крестьян, вдохновляет их на героические
		ан   Ueapad Е ? -
таптывать»? Не потому ли он ‘и слелалея   безработного грузчика»? Но критика Иль
	велик, что «протопталь!
мой вогляд: главный
	Bor } B чем, на   8 и Петрова _эстетизирована, посажена на
om wanna   PRCEUDE BDSCHBOCTEH. Мог ли бы Маяков-
	«..Поклянемея, товарищи, что мы при-
ложим все силы к тому, чтобы еше бога-
че и могуществениее стала советекая Дер-
		учат начинающих поэтов по Маяковско-   (ВИЙ обронить этакую благоухающую фра-
	ЗУ: «...богатетво здесь хотя бы не так
удручающе однообразно и скучно, а нише-
та хотя бы живопиена. Сан-Франниеко —
из тех городов, которые начинают нра-
виться с первой. же минуты и с каждым
Новым днем нравятся все больше».
Сегодня невозможно читать эту книгу
без чувства протеста. В «Одноэтажной Аме-
рике» вы видите, как отворяютея окна в
	му. Надо следовать за Маяковским по тем
нелегким путям, на которых он растил
свое личное отношение к действительно-
сти, находил в жизни богатетвое нового
содержания, новый. масштаб и емкость
‘поэзии и, значит, новую форму.

Конечно, опять повторят иные;  «еамо
Code разумеется, очевидности...»
	— Алянемея! — громко сказал одно-
глазый Гулям и, смутившись, испуганно
	поглядел по сторонам,
	Но женшина в ватном камзоле, сидев-
я на сцене подхватила возглае вы-
	шая на сцене, подхватила возглае,
шедший из груди простого человека.
	—- Влянемся! -— также сказала она.

И старик из селения Калача  прогудел
на весь зал:

— Laguencal..»
	Читатель все время видит, как в що-
шлом возникало настоящее, и это помогает
ему понимать настоящее и угадывать. как
в этом прекрасном настоящем возникает
	В этом прекрасном настоящем
еще более прекрасное будущее.
	Роман поэтому получаетея не стабиль-
	ным, 4 идущим в ногу с читателем, вдох-
новляющим его на активное участие в
строительстве коммунизма.

Читая эпизоды, посвященные описанию
возглавляемой партией борьбы — народа
се замаскировавшимися кулачеством и
реакдионным духовенством,  перешедити-
	ми в новым формам вражеской дея-
тельности — клевете, провокапиям, вре-
хительству, убийствам` ‘Из-за угла,  вее
	время видишь перед собою не только пер-
вые голы советекого строя в Срелней
Азии, но и 10, что происходит ныне в
связи е земельной реформой в странах на-
ной демократии. В пролезшем в партию

За лайском шлионе Бекове узнаешь черты

DKA UCKOTO H THTOBCROrO WHHOHA Райка
Ласло, Stake, ¢ pomanom Р. Джалила,

ОР Desa. «ffyn 6 none ce. Baman Tana.

вод А, Письменно
376 стр.
	Талджикгосиздат,

1339,
	ЛИИННИИИИНННИИ
	Да так ли, товарищи? Мало ли ренеди- отеле на американский манер, но не ВИДИ-
вов пошлости в поэзии, и недодуманного, и 16, как отворяется «на змериканский ма-
непрочуветвованного? Вель имённо с этим   Е@р» кровь из открытых ран негра, на, мо-
	постоянно борется традиция Маяковского,
Нисколько Не отменяя при ‘этом подлинно
творческих, ‘самых разнообразных направ-
лений, ‘Да разве. наконец: только в ноэзий
	  стовой. ВБ этой книге описаны механиче-
	ские развлечения американской толпы, но
не описана безработипа народа. Живопи-
	о SSE”  буетея оптимизм богатых бездельников и
ТОЛЬКО В ПОЭЗИИ   ни разу не сказано главное.  всепоглонаю-
	живет и действует традиция Маяковекого?   ее слово — страх! Страх mepex палкой
		A B Hpoge?
	полицейского, перед старостью, перед без-
	За творческое овладение наследством

«Литературной газеты»
	Совещание в редакции
	ность, безусловная, не терпящая никаких
экивоков принципиальность, его неутоми-
мая, подлинно революпионвая страстность,
беззаветноеть й, конечно, замечательное,
гениальное новаторство в области поэтики.
Истинным продолжателем  тралинии Мая-
ковского В. Вотов считает только: того
поэта, который. следует и за его поэтикой.
ибо на наиболее полно выражает нашу
современность. «Канонический». как он
выразилея, етих Твардовского и Исаков-
ского постепенно ны ‘сам по
себе».

Нрогив” этой точки. зрения возразил: ery-
тент Московского полиграфического  ин-
	‘дент Московского поли
`  Статута Л. Рабичев:.

— На вооружении советских поэтов
	находятея самые различные формы, Ста-
рая форма под влиянием нового ‘содержа-
ния обновляется. На наших глазах, да-
поимёр. старая — эзоповекой давности! —
литературная форма басни в стихах совет-
ского поэта С. Михалкова. приобрела прин-
пипиально новое качество. Старые ямбы в
лучших ‘произведениях Н. Тихонова, М.
Исаковского. наполненные новым жизнен-
ным содержанием, приобрели и ‘совершён-
но иное качество. иное звучание.
	‚9 многообразии поэтических форм и
едств, выражающих Новое илейное с0-
	средств, выражающих новое идейное со-
держание, говорил преподаватель А. Мав-
	Ир. Питляр посвятила свое ° выступле-
	ние вонросу ‘о преемственности  поэтиче-
	кои традиции вообще. Нродолжение тра-
ИЦИЙ, — оказала она -— ничего общего
	не имеет с подражанием тому или иному
	Для обсуждения статей участников ли-
	тературной дискуссии редакцией «Литера-
	турной газеты» было созвано совешание.
	в котором: пряняли участие критики и по-_
	ар ТЫ, еля й ты московских ву-
читателя!” уча студен MOCKS у
	‚зов. Быетупления участников обеужления.
	прололжавшегося два дня. были полны го-
рячей любви к Маяковекому; стремления!
раекрыть плодотворность воздействия Мая-
конского на развитие нашей поэзия.

Bee выступавшие ‘сходились в призна-
ниц необходимости учиться у Маяковского
беззаветному служению Родине, партий-
ности и етрастности его произведений, его
больтевистекому пониманию «места поэта
в рабочем строю», емелому а.
новаторетву.

Спор возникал там, rie речь шла о зна-
чении поэтики ‚Маяковского, 0 том; что зна-
Чит по-настоящему развивать ee.

Допент В. Дувакин (Московский _ гоеу-
даретвенный университет) горяча говорил
о стихе Маяковского, как о новом этапе в
развитии нашей поэзии.

— Поэт создал новую систему стихо-
сложения, безгранично растиряющую вы-
разительные возможности русской стихот-
ворной речи. Стих Маяковского. исключи-

продолжены им в поэмах «Русские жен-
шины», «Кому на Руси жить  хоро но»,
которые, как известно, представители чи-
стого искусства пытались  противопоста-
влять Пушкину.

Многие выступавшие говорили 0 том,
что традиции Маяковского должиы быть
гораздо глубже восприняты нашей поэзн-
ей. Современным поэтам есть чему учить-
ся у Маяковского! Лирическая поэма Кон-

стантина Симонова «Несколько ней». по
словам В. Натаняна, — пример отхода от
традиции Maaxoncroro.
	— Hein 6p Константин Симонов всегта
	по-настоящему училот у Маяковского, —
сказал В. Батанян, — он не напясал бы
этой поэмы, лирический герой которой
так далек от нашей жизни.
	С. Львов говорнл о том. что наши поэ-
	ты еще слабо развивают боевую традицию
работы Маяковского в газете. Он привел
некоторые примеры равнодушного, бюро-
кратического отношения Е наследию Ма-
яковского. В проныюм голу была организо-
вана выставка «Трилнать лет советекого
плаката». Но плакатов Маяковского там
ue было. Что жеза история советского пла-
ката без «Окон РОСТА», без плакатов
Маяковского!
	Большое место в обсужлении занал во-
	прое об оценке поэм Г. Горностаева, выз-
вавших дискуссию,
	— Я приветствую Горностаева. —= era.   ¢
	Обсуждение творчества таджикских
прозайков и драматургов
	тоев говорили о повести Ф., Ниязи «Вер-
ность», посвященной. Отечественной  вой-
не. — Это повесть а людях переднего
края, — сказал И. Брагинский. — Автор
раскрыл душу советского солдата, его
книга патриотична

Выступавшие останавливались и на недо-
статках повести, в частности, указывали на
19, ЧТо не показан колхозный коллеклив.

Обсуждалось творчество ‘русских писа-
телей, живущих в Таджикистане. А. Кар-
HEB подверг летальному разбору книгу
очерков А. Луковца «Маяк на Востоке» я
очерки, помещенные в первом номере
альманаха «Литературный ° Сталинабал».

произведениях членов ‘русской секций
ССП Талжикистана говорили также Н. За-
мошкин, К, Горбунов, С. Трегуб. }

— Наша декада -= это ве только демон:
страция достижений; мы Ждем критики и
созета русских товарищей, —<сказал М. Тур-
сун-заде. :

Таджикские прозаики ‘продолжают дело,
начатое С. Айни, — они идут по пути сонив-
листического реализма, олнако в “Xx твор-
честве еше сказывается влияние старинной.
дидактики. Наша ближайшая задача, — про-
должал М, Турсун-Зале, — избавиться от
этих устаревших влияний.

Ниязи, Д. Икрами, Р, Джалил и
Н. Клало говорили о большом. значении
нынешнего обсуждения для их дальнейшей
творческой работы.
	ней ньесе С. У yresane «Kpac sre BP Pan” тельно емок, OW включает в себя B BBICO-
. Улуг-зале «Краснопалочники» г : _
выразился драматургический талавт автора кую героику, ий тончайший. юмор, Huo
Однако в этой пьесе нет еше глубоких вествовательную интонацию, — говорит
человеческих характеров, действительность! В. Дувакин. >
	Ни один советский позт не может‘ прой-
	‚ так-
поэмы
ит ха-
ток —
грала-

> ent

ти мимо. поэтических завоеваний Маяков-
ского. А. Твардовский в своей  позме
«Василий Теркин», — считает В. Дува-
кин,—в работе над языком произвеления
очень близок к тралиции Маяковекого, пре-
дельно сблизившего поэтический язык ¢

повседневной разговорной DET, ‘советского
человека,

мы
средет
держа

Столин,

Ир.
ние В
ской
	Студент Московского городского пелаго-
	А есь е уирарводли- . , . ie ommayanwan  Tlomeune we
вая Критика. pe Р гического института В, Котов сказал: поэту. Некрасов продолжал Пушкина не

„ждении приняли ‘участие: Н. По-  -—^ Традиции поэзии Маяковского —   сборником «Мечты и звуки», в котором
А. Файко, И. Чичеров, А. Гле- ЭТо пелый замечательно слаженный комп:   многое внешне напоминало Пушкина. Тра-
Отейн, Е. Сурков, А. Лацис, И. Гуро   Лекс тесно связанных между собой поня- диции  свобололюбивой. лемократической.
	тий. Среди них прежде всего — партий: ‘реалистической пушкинской поэзии были
	отражена слишком поверхностно.

Вторая пьеса Улуг-зале «В огне» свиде-
тельствует о росте драматурга, но она так-
же страдает многими недостатками.

’ Драматическая внсценировва поэмы
М. Миршакара «Золотой кишлак» носит ха-
рактер оратории. Ее основной недостаток —
абетрактность и схематичность героев.

Пьеса Н, Кладо «Против ветра» страла-
ет вялым развитием действия.

Авторы обсужлаемых произведений. в сво-
их выступлениях отметили, что им очень
поможет в дальнейшей работе справедли-
вая деловая критика. я

В обсуждении приняли ‘участие: Н. По-
голин, А. Файко, И. Чичеров, А. Гле-
бов, А. Штейн, Е. Сурков, А. Лацис, И. Гуро
и др.
	зал В. Захарченко. — за то, что он не   Злотников, Евтушенко, Спиров.
только берет большую автуальную тему о ——
строительстве наших дней, но и 38 1,   ЛИТЕРАТУРНА я г
что он стремится разработать эту тему в
поэтической манере Маяковского. Пусть он № 79 —