Л. ДУБРОВИНА

Вотда мы приехали в Цзинань,  столи-
цу провинции Шанлунь, и расположились
в тостинице, меня познакомили с хрупкой
девушкой, сказав: «Если вам что-нибудь
	будет нужно, обращайтесь к этому това.
	рищу»..

Мы подружились е девушкой с первого
взгляда, хотя она ни слова не понимала
по-русски, в я— по-китайски. Я ‘не за-
писала, к сожалению, ее имени, и оно не
 удержалось ‘в моей памятй. Вспоминая о
Китае, я называю ee просто — девушка
из Цзинани. Меня очень трогало ее лас-
KORO. внимание, желание понять меня.
Встречаясь, мы неизменно улыбались друг
другу.

Как только появился переводчик, мне
захотелось побеседовать с девушкой, ва-
хотелось хотл бы немного узнать о ней
самой (я полагала, что она служащая
гостиницы).
	— В останавливается в этой гоетини-
и я, чтобы завязать разго-
Bop.

— Но знаю, я ведь не здесь  рабо-
таю, -—— ответила девушка. -—— Здесь я толь-
ко потому, что приехали советские деле-
таты.

— А вы те работаете?

— В отеле пропаганды и агитации
комитет» коммунистической нартии про-
винции Шандунь,

-— А ге вы работали DaHBITe, до 0с-
вобождения Цзинани?

На меня смотрят умные лучистые глаза:

‘— Я была на подпольной ‘работе.

— Над какими вопросами вы работаете
сёйчас в области пропаганды и агитации?

— У нас сейчас две главные задачи;
во-первых. мы раз’яеняем массам  про-
трамму Народного политического консуль-
тативного совета. Во-вторых. наша ‚пропа-
тандислокая деятельность способствует
укреплению  китайско-советской дружбы.
Наш народ очень любит Советский Cons,
очень интересуется жизнью вашей страны.
Мы раз’ясняем народу, что надо учиться
у Советского Союза. Й еше, — продолжа-
ла моя собеседнипа, — мы проводим сей-
396 кампанию экономии.

‚— В какой области?

— Экономию во всей нашей жизни, в
интересах государства. Мы строим новую
ЖИЗНЬ, мы должны построить новый Ви-
тай!

Девушка из Цзинани — одна из мил-
лионов китайских патриоток, живое во-
площение народных качеств — секромно-

ANCE Dy ta id Цоинанци mo OAitid ИЗ МИЛ-
THOHOB китайских патриоток, живое BO-
площение народных качеств — екромно-
сти, героизма, готовности к любым жерт-
Бам BO имя свободы ‘и независимости род-
ной страны, во имя строительства нового
демократического Витая.
				wt THIN наролом

он, — составляли всего 4,28 процента на-
селения нашей деревни. а. влалели они
большей частью всей нашей земли. У них
было 76,6 процента всего водяного пола,
Водяное поле, -—— пояснил он, — это самая
пригодная для посева земля. Значительная
часть земли находилась в руках кулаков.
У серелняков было только 12,9 процента
водяного поля, а бедняки земли почти не
имели.
	Так было раньше. = Весной. этого года
была проведена реформа. Й сейчас совеем
другая картина. Батраки и бедняки полу-
чили землю. Им перелано 617 му воляно-
	ro поля и 443 му сухого. Эта земля кон-
	фискована у помещиков ‘и передана в пол-
ную собственность батраков и бедняков.

Бедняк Чан До-шан — ему идет 51-й
год —— получил 8 му сухого поля. Батрак
Као Ту. которому исполнилось уже 62 ro-
да. © 12 лет работал у помещика. «За
50 лет, — говорит он, — я никогда He ел
досыта. А сейчас я получил землю и впер-
вые в своей жизни булу работать на
себя».

Наши крестьяне очень довольны. Рефор-
ма вызвала большой пол’ем. Труд У нас
начали считать доблестью.

Стали работаль и кулаки. Есть У нас
такой кулак Лю Бин. На него раныше ра-
ботали батраки. а сам он только гулял с
птичкой и зонтиком.” Теперь и он стал
трудиться».

ae
tok

На крестьянский митинг собрались жи-
тели не только деревни На Бу, но и всех
окрестных сел. Приехали горожане, при-
шли воины расположенных поблизости ча-
слей Народно-освоболительной армии.
	На плотно утоптанной земле известкой
очерчен большой белый круг. Ilo кругу
раеселось более 15 тысяч крестьян и бой-
Цов, а перед ними — высокие бамбуковые
шесты с национальными ‘флагами Витай-
ской народной республики и СССР.

До начала митинга разговариваем с чле-
ном крестьянского комитета. Пожилая кре-
стьянка, неграмотная, но активная обще-
ственная деятельница. Живое, энергичное
лицо, живая, горячая течь. Рассказывает
о жизни крестьян, Часто упоминает ком-
мунистическую партию. Переводчица пре-
рывает ее:

— А вы знаете, что такое коммуниети-
ческая партия, кто такив коммунисты?

Моя собеседница секунду молчит, а по-
том лино ее светлеет, и она отвечает:

— Да; я не знала этого раньше, когда
здесь были гоминдановцы и когза они лга-
	и нам про коммунистическую партию. Но
	сейчас я сама увидела коммунистов. Они
дали нам землю. Как же я могу не знать
коммунистическую партию?

Эти слова простой крестьянки — евиде-
тельство того, как велик авторитет комму-
	нистической партии Витая в самой толше
		Холодный 0ом
Английская газета «Рейнольдс ньюс»
опубликовала сообщение о продаже
с вукциона дома Диккенса «Блик хауз»
(«Холодный дом»), в котором он на-
писал «Давида Копперфильда». Сооб-
щение это. помещено в отделе мелкой
хроники наряду с известием O TOM,
что члены женского общества дегу->
стировали 13 сортов вина, что в Лон-
понеком. зоосалу вылупился пингвине-
	нок ит. д. (a3 газет)
	Прочли мы в маленькой заметке,
Что в зоопарке, в птичьей клетке,
Чедавно ‘вывелся пингвин;

Что на торжественном обеде
Самоотверженные леди

Отведали триналиать вии;

Что пудель получил в наследство
Весьма значительные средства...
	И тут же сказано о том,
Что продан’ диккенсовский дом.
	Публично — именем закона —

Дом «Копперфильда» и «Сверчка»
Оценщики аукциона

На-днях пустили с молотка!
	Бедняга Диккенс много лет
Лежит в Вестминстерском аббатстве.
Он не узнает из газет

Об этом новом святотатстве...
	Клубится лондонский туман
И с фонарями улиц. спорит,
Как в лни, когда писал роман /
Покойный автор «Крошки Доррит».
	Попрежнему издалека

Мы слышим крик зеленщика,
_И запах устрицы и травки
Доносится из ближней лавки.
	Во мгле, продрогнув до костеи,
По переулкам бродят дети...
Но нет уж Диккенса на свете,
Певца заброшенных детей.
	Его уж нет. И продан дом,
Гле жил поэт, чудак, мечтатель.
Пойдет ли здание в наем

Иль будет отдано на слом,—
Решит случайный покупатель...
	Будь этот дом в стране Труда,
А не в столице лейбористов,
Его бы, право, никогда

Не описал судебный пристав. ,
	В музей он был бы превращен,
Очищен от столетней пыли.
Туда бы школьники ходили
По воскресеньям на поклон.
	И вновь бы ожил дом холодный,
Видавший столько перемен...
Среди его старинных” стен

Не умолкал бы шум народный.
	Согрел бы их людской поток.
И жадно слушали бы дети,

Не затрещит ли в кабинете
Приятель Диккенса — сверчок.
	НО
НОВЫЕ КНИГИ
	ИЗДАТЕЛЬСТВО ИНОСТРАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
	AGpaxame П. Тропою грома. Роман, Пере-
вод с английского О. Холмской, 246 стр. Цена
11 р. 20 к. Книга принадлежит перу молодого
южноафриканского писателя.

Баал Э, История экономического развития
Голландии в Х\У1—-ХУПТ веках. Перевод с не-
мецкого Н. Сегаль и О. Рыковской. 394 стр.
Пена 27 р. 59 к.

Beccen Э. Скандинавские языки. Перевод
с шведского С; Масловой-Лашанской. 167 стр.
Цена 10 р. 10 к,

Искарай Х. Борьба продолжается. Повесть
об испанском патриоте’КЖасто Гарсиа Роса.
Перевод с испанского ‘О. Савича. 136 стр.
Цена Зр. 50 к.

Дин Лин. Солнце над рекой Сангань. Роман.
Перевод с кигайского А. Позднеевой. 300 стр.
Цена 15 руб.

Оппенгейм Л. Международное право. Том т.
Мир. Полутом Г Перевод с английского. под
ред. проф. С. Крылова, 407 стр, Цена 29 р.
полутом 1; 547 стр. Цена 34 р. 50 к. Обе книги
вьпили в серий «Библиотека внешней поли-
тики»,

Пуйманова М. Люди на перепутье, Роман,
перевод с чешскоко T. и ко. Аксель, 367 стр.
Цена 16 руб.

пуйманова М. Игра с огнем. Роман, Tlepe-
вод с чешского в, Чешихиной. 275 стр. Цена
12 р. 26 к.

Гревата Г. Япония. Физическая и экономи-
ческая география, Перевод с английского
Л. Бровика, Н. Георгиевской и Е. Элькинд,
603 стр. Цена 44 руб.

Чжзо Шу-ли. Перемены в Лицзячжуане.
Повесть. 171 стр. Цена 6 р. 75к.
	«Строим
	новую жизнь!»
		Программой поставлена задача: разви-
вать экономику страны, создать индустри-
альный, процветающий, сильный и неза-
висимый Китай. Уже сейчас эта програм-
ма претворяется в жизнь.

Ликвидированы привилегии иностранно-
го капитала. Конфискована в пользу госу-
дарства собственность японских капитали-
стов в Китае. Иностранные капиталисты
лишены. евойих особых прав и коннесеий
	в Шанхае и в других бывших «открытых
	портах». Ликвилированы их права экс-
территориальности.

Тосуларетвенной и общественной  соб-
	ственностью об’явлены железные дороги,
банки, крупные угольные шахты, рудни-
	ки, большие заволы и фабрики. Наряду с
	этим поощряется развитие промышленных
и торговых предприятий, принадлежащих
национальному капиталу.

В Тяньцзине 2 октября на грандиоз-
ном 350-тысячном митинге, посвященном
созданию Китайской народной республики
й Международному дню борьбы за мир, в
числе других ораторов получил. слово и
представитель национальной буржуазии.
	‘Мы слышали его призыв строить новый.
	Китай.

и
abe
	оаконодательство китайского ‘народного
правительства гарантирует национальному
капиталу свободу торговой и промышлен-
ной деятельности, при условии строгого
соблюдения законов, защищающих инте-
ресы трудящихся.

Трудно пока еще живется китайским
рабочим, но все же много легче, чем жи-
лось раньше. Уже введен восьмичасовой
рабочий день на предприятиях тяжелой
промышленности. На остальных предприя-
тиях рабочий лень длится десять часов. &
	  еше недавно. при гоминдановцах. он про-
	должался двенадцать и даже четырнадцать
чаесов_
	Заработная плата рабочих еще низка.
она выплачивается натурой — рисом, ра-
стительным маслом, тканями. солью — по
твердой норме за каждую единицу рабо-
чего времени. Но уже проведено повыше-
ние заработной платы по. сравнению с тем,
что было при власти гоминдана.

Закреплено право организации профеою-
зов. Рабочие привлекаются к участию в
управлении государственными о предприя-
тиями. Введена система коллективных до-
говоров на ‘частных предприятиях, выпол-
вение их контролируется профсоюзами.
Действуют законы о труде. Запрещен жен-
ский и детский труд на вредных предприя-
THAX.

И: рабочие, понимая ведущую роль,
которая принадлежит им в осуществлении
народно-демократической революции в
строительстве ‘нового ‘Китая, напрягают
силы. проявляют ‘инициативу в восстанов-
лении промышленности и транепорта, под-
нимают производительноеть труда на го-
сударственных и кооперативных предприя-
THAX.

Советские ‘делегаты присутствовали Wa
собрании рабочих государетвенного паро-
возостроительного завода. В ремонтном це-
хе собралось четыре тысячи рабочих. Они
расположились на земляном полу, взобра-
лись на’ ремонтируемые паровозы, примо-
стились на выступах стен, на пол’емном
кране Промзсленная одежда, исхудавшие
лица. А в глазах — ралость ветречи с со-
ветскими ^ друзьями. И торячие слова:
«Сейчас мы работаем на себя. Мы будем
работать еще лучше. Мы TOCTPONM. новый.
Витай!»

oh oR
	Не’ менее тяжелым, чем положение ра-
бочих, было в прошлом положение китай-
ских крестьян. Крестьянин говорил: «И
рис не на чем сеять и в могилу некуда
лечь». Ирестьянка вообще не имела права
на землю, хотя бы даже на клочок негод-
ного болота. Деревянная соха и сейчас еще
—не редкость в Витае.
	Число помещиков и кулаков в гоминла-
новском Китае соетавляло 8 процентов
сельского населения, & владели они 70—
80 пропентами всей обрабатываемой зем-
ли. ’

Феодальная эксплоатация до недавнего
времени была главной формой эксплоата-
ции в деревне. Империализм поддерживал
систему Феодально-ростовщического  зака-
баления крестьян. Американские . капита-
листы всеми способами стремились превра-
тить сельское хозяйство Китая в сырьевой
придаток промышленности СИА.

Сейчас китайская революция решает
важнейшую залачу — уничтожает › феода-
лизм. Главное экономическое содержание
революции — осуществление аграрной ре-
формы.

«Генеральная линия нашей партии в
аграрной реформе такова, — говорит това-
рише Мао Цзе-дун: — опора на  бедноту,
союз в серелняком. плановое и диферен-
цированное уничтожение системы феодаль-
HOH эксплоатации, развитие сельского хо-
зяйства». у

Землепользование  устанавливаетя в
Китае по принципу: «Вея земля тем, кто
ее обрабатывает!». Аграрная реформа про-
ведена на значительной территории и по-
степенно будет осуществляться во всей
стране.

Мы побывали на крестьянском митинге
в леревне Па Бу. недалеко от Пекина. Ло
начала митинга председатель Крестьянеко-
го союза Шен Шен ознакомил нас с тем,
как проведена земельная реформа в их де-
ревне. Раскрыв записную книжку. он по-
хозяйски рассказывал. каковы были клас-
СОВЫ. состав и землепользование в дерев-
не ло реформы. Он называл пифры с точ-
ностью до сотых пропента, следя за тем,
	чтобы мы в своих записях не сделали
ошибок, . м ;
«Пометики. вклочая  занимавитихся
	только сдачей земли; в аренду, —— говорил
	внутренней жизни — Г 6-47-20,
	ТРОПА САМУРАЕВ
			 ЧУМНЫЕ КРЫСЫ
	ума от своей страиной, кропотливой пала-
ческой работы?

Говорят, что профессия накладывает от-
	печалок. По пословипе: «С кем повелешься.
	oT того и наберешься». Разводили они
чумных крыс, зараженных блох вешали на
килограммы, тоннами готовили бактерио-
логическое оружие для агрессивной войны
против. СССР’ и других государств. И вами
стали похожи на подпольных крые, завед-
шихея в темноте и паутине; в сырых 06-
лизлых подвалах японского ‘милитаризма.
На молчаливых, сгорбленных крыс с серд-
цем блохи, с горящими злостью глазами, с
осатанелым визгом и писком. 06 «опасных
мыслях» всех, кто не признает их крыси-
fore способа жить, их гнуеного издеватель-
ства над наукой, мыслью, человечноетью,
Яд. крысиных зубов фашизма, выфван-
ных клещами Советской Армии из пасти
гитлеровской Германии и  самурайской
Японии, не успел отравить человечество.
Но опасность такой отравы еще не ликви-
дирована. Американекие претенденты на
мировое господство, все эти людоеды,
изошряющиеся ‘в изобретении орудий .мас-
сового истребления людей, выгораживают
японских преступников: палачи защиша-
ют палачей. Цинизм поведения  уолл-
стритовеких покровителей японских извер-
гов станет особенно выразительным, вели
вепомнить, что подсулимые производили
свой чуловишные опыты и над американ-
скими военнопленными. Впрочем, чему
удивляться?  Фашислекие  человеконена-
вистнические идеи взяты Ha вооружение
	американским империализмом.
	Вюгда я читал обвинительный акт по
делу бывших военнослужащих японской
армии, обвиняемых в подготовке и приме-
нении бактериологического оружия, TO са-
мым первым ощущением, возникитим во
мне, было ошущение гадливости, как бы
от соприкосновения с чем-то бесконечно
мерзким, как если бы дотронутьея до х0-
	  ROIHOLO тела спящей змеи или мохнатого
	° Не верилось, не представлялось возмож-
ным существование таких фактов и таких
существ в человеческом обличье, потеряв-
ших вее остальные признаки человечности!

И тем не менее факты были налицо в
своей чудовишной реальности. а мохнато-
	серые. существа носили звания генералов,
	полковников, майоров медицинской и вете-
	ринарной службы армии империалиетиче-
	ской Японии, имели послужной список,
ордена, награды, ученые степени. За что?
За то, что они изнасиловали науку, заета-
вив ее выполнять роль врага  человече-
ства, заставив ее служить вместо жизни
смерти!

Как они смотрели в глаза своим семей-
ствам, своим женам и детям, своим отиам
и матерям, вернувитиеь с полигона, где
корчились в мучительной агонии заражен-
ные. ими люди? Как они садились за стол,
шли развлекаться, ложились спать, не му-
чимые созданными ими же самими живыми
кошмалами?
	Бак шли они в лаборатории, используя
хрустальные сильнейшие линзы микроско-
пов, наблюдали за жизнью бактерий, раз-
вводимых ими но для борьбы с этой угро-
30й! людям, а для борьбы против людей с
помоптью микробов? Как они не сходили с
		«Мы должны построить новый Китай!
Мао  Цзе-дун учит нас этому», — говорят
в народе.

Хозяйским глазом окидывает китайский
Народ свою, отвоеванную у врагов. огром-
	‚ ную страну. Не теряя ни одного. дня. ве-
	3де и веюду берется он за ев восстановле-
ние, залечивает раны, нанесенные войной»

Ремонтируются железнолорожные маги-
страли. Рядом в нависшими над желтыми
лентами рек взорванными мостами уже
построены новые. Дымятся фабричные тру-
бы. Увеличивается урожай у крестьянина.
Народ стал работать на себя!

Нелегкую задачу  предетоит решить
Китайской народной республике. Тяжелое
наслелие получила она от старого полуко-
лониального и полуфеодального Витая —
промышиенно-экономическую ° отсталость.
Из валовой продуклии, вырабатываемой в
стране, на долю промышленности прихо-
дитея лишь 10 процентов, на долю сель-
ского хозяйства — 90. В промышленности
работают только от 6 ло 10 процентов
населения, а свыне 80 процентов занято
в сельском хозяйстве.

— У нас везде хозяйничали «иностран-
ные черти», — с негодованием. вспоминают
трудящиеся об американских и англий-
ских капиталистах.

Иностранный капитал, главным  обра-
зом американский, пользовавиийся ие-
влючительными привилегиями, полностью
тосполствовал в экономике страны. Четы-
ре семейства крупнейших китайских ка-
питалиетов-гоминдановцев — Чан Кай-ши,
Жун Сян-си, Сун Цзи-вень, братья Чень
Ли-фу и Чень Го-фу захватили в свое
время власть, установили  полуфаншет-
скую диктатуру и сосредоточили в своих
руках огромные богатства. Они грубо 06-
крадывали народ; за их спиной стоял аме-
риканский  монополистический капитал.
Макеи имнериализма. они стали злейшими
врагами народной’ революции.

Феолальная раздробленность и антина-
циональная политика преступной гоминда-
HOBCKOH клики затормозили развитие стра-
ны, усутубили ее экономическую  отета-
лоеть, истощили ее ресурсы.

Сейчас все напиональные силы об’ели-
	‘пяютея LIA строительства нового Китая.
	Весь народ поднимается на решение этой
задачи.

‚ «Создание широкого — национального
фронта. об’единение всех демократических
сил страны — бесспорная заслуга  китай-
ской коммунистической партии.

‚ «На нынешнем этапе, — говорит вождь
китайской компартии товарищ Mao Пзе-
лун, -—— народом в Китае являются рабочий
Класе, класс крестьянства, мелкая бур-
зкуазия и национальная буржуазия. Под
‘pYBoBorcTBOM рабочего класса и коммуни-
стической партии эти классы  об’едини-
SUC в тем, чтобы образовать свое  600-
‘ственное государство и избрать ‘свое cob-
ственное правительство для установления
	‘Ликтатуры над лакеями ^ империализма —
	класеом помешиков. бюрократическим Ka-
	‘пяталом, для того; чтобы подавить их».
	‚ В, программе, принятой Народным поли-
тическим консультативным советом, зами-
саны основы внутренней и внешней поли-
тики Витая.
	Продолжение, Начало см. «Литературную
	‚„тазету»х №№ 97 H 100.
	«Наш Мао! — ласково товорят крестья-
не. — Он дал нам землю. Мы будем стро-
ить новый Китай».
	Oe

Горя и вдохновенно прошел митинг.
	Много подарков — илоды своего скромного
труда-— принесли нам китайские крестьяне
	и крестьянки, Тут и огромная тыква. на
	которой иероглифами написано: «Да здрав-
ствует китайско-советская дружба!» и
лотос, и большие лотки, доверху напол-
ненные китайскими орешками, и малень-
кие белые скатерти, вышитые руками кре-
стьянок, и плетеные веера, и искусно сде-
ланная из. рисовой соломы китайская
обувь.

— Heperaiire om or нас дорогому
товарищу Сталину. Скажите ему, что мы
тоже строим новую жизнь!

А вечером крестьяне, — сельские акти-
висты- расположились на веранде старой
помещичьей усадьбы; кто, поджав ноги,
на полу, кто — на  скамьях, кто -— на
столах, кто-— на перилах. Несколько фо-
нарей «летучая мышь» освещает в вечер-
нем мраке смуглые липа. полные волне-
ния и глубокого раздумья. Сложены Ha
коленях натруженные руки. пестрит за-
платами  поношенная одежда... И долго
идет залушевная беседа с русскими, совет-
СКИМИ ЛЮЛЬМИ.

Около 9 часов вечера мы покилаем по-
мещичью усадьбу. Идем по темному двору.
Фонари. колеблясь. длинными слабыми
расходящимися пучками света выхватыва-
ют из темноты утоптанный двор. груды
живописно сгруппированных камней, ви-
тые беседки, высокие стены, окружающие
поместье. =

На машинах едем в Пекин. Минуем
широкую городскую стену, в’езжаем в
узкие улицы. Уже ночная темь  спуети-
		еше не закрыты. Нроезжаем мимо Gecko-
нечных мастерских ремесленников, скобя-
ных и мануфактурных лавок. Слышим
поздний стук молотков из кузниц; жестян-
щики гремят опинкованным железом; ла-
вочники, поджав под себя ноги, равнолуш-
но играют в кости. Фонари, подвешенные
в крышам, освещают горы яблок и раз-
ных еластей. Гортанно кричат, предлагая
свои услуги, рикши. Идут, возвращаясь
по домам, мелкие торговцы с коромыелами
на плечах. Пешеходов обгоняют. велосипе-
дисты. На жаровнях, расставленных на
улице, готовится скромный ужин.

Мы еше полны впечатлений от кре-
стьянского митинга. от разговора с Epe-
стьянами. А вид пекинских окраин вызы-
вает раздумье о большом и пестрем Do
социальному составу гороле, о. сложности
решаемых Китайской народной  ре”’публи-
кой задал — перестройке всей  политиче-
ской и экономической жизни. перевоепата-
нии миллионов людей, разных, принадле-
жащих к различным классам, се разным
общественным сознанием.

Большие задачи стоят перед’ китайской
коммунистической партией, под руковод-
ством которой должна строиться и уже
строится в Китае новая жизнь на новых
демократических началах.
	Сул над японскими чумными крысами,
попавшими в клетку, начался. Больше ни-
когда они не должны угрожать миру!
	ВИИНИИНАНААИАОАИ ВАЗА
	Ставка на невежество
	гангетерекие и порнографические романы,
но в школах нет и трети необходимых
учебников.

0 школах негритянских кварталов Нью-

орка собеседник Дениз Ори не решился
даже говорить, «настолько в них страшны
условия обучения».

Нынетиние правители Америки, повили-
мому, вполне удовлетворены своей деятель-
ностью по насаждению массового невеже-
ства. Так называемое «Вюро по опросу
населения» 063 06060й ‘тревоги сообщает:
«Одна треть американцев в интеллектуаль-
ном отношении может быть охарактеризо-
вана не иначе, как тупая и отеталая». Это
же подтверждает  атентотво Ассошиэйтед
Пресс: «Специалистами, обследовавшими
население, обнаружено, что интеллектуаль-
ный уровень американна регрессирует». И
В голосе почтенного ‘агентетва ошущается
нечто вроде удовлетворения: с необразован-
ными людьми мистеру Трумэну меньше
возни, они не столь подвержены заражению
«опасными мыслями»,

He отстают. в данном отношении от
своих. американских хозяев и правители
«49-го штата» — доброй, старой Англии.

Постановка дела просвещения в Англии
такова, что сорок пропентов окончивших
школу не могут правильно написать н
трех слов из двалнати“и не умеют решить
простую залачу с хробями.

`В. английских газетах нерелко можно
	  встретить об’явления родителей. ищуптих
	«опытного учителя», который в корот-
кий срок обучил бы шестнадпатилетнего
юношу чтению и элементарной арифметике.

Англо-американские  реакционеры, ‚не
достигнув удачи в создании механического
человека-робота, пытаютея придать харак-
терные черты такого бессловесного раба
трудящемуся человеку. В этом чудовишном
плане немаловажную. роль играет насиль-
ственное, принудительное снижение интел-
	Главкый редактор В. ЕРМИЛОВ.
	левтуального развития народа, лишевио
его самых  олементарных возможностей
образования, приобщения к знаниям, овла-
дения культурой,

Если так обстоит дело в странах, кича-
щихся своей  «цивилизованностью». TO
можно представить себе, к каким резуль-
татам эта борьба против культуры и npo-
свещения приводит в колониях.
	Газета «Манчестер гардиен» сообщает,
чо двалцатинятимиллионное население
Нигерии (британская Западная Африка)
	почти поголовно неграмотно. Там же, где
существуют какие-то жалкие начатки обу-
чения, они, По справедливому  замеча-
нию Французского прогрессивного журнала
«Эроп», тоже являются лишь «олной из
Форм колониального угнетения, туземного
населения» и призваны служить глазной
цели; «внушать уважение к священной
060606 белого человека».

Из двадцати детей школьного возраста в

фрике только один. имеет возможность
посещать школу.

На образование одного школьника-афри-
каниа в протекторате Ньяссаленд тратится
в год в 250 раз меньше, чем на образова-
ние одного. школьника-европейпа.

Произвол реакции, ее чудовишная анти-
народная политика приводят к тому, что п
в Такой стране древней культуры. как

ран, только семь пропентов детей школь-
ного возраста посешают начальную школу
и менее одного’ процента детей — среднюю
колу. :

Мы привели лить ограниченное коли-
чество фактов, но и они достаточно ясно
хараклеризуют ту борьбу с культурой и
просвещением народных масс, какую велет
сейчас империалистический лагерь поджи-
гателей войны. .
	Пусть знают o6 этом советские учите-
ля, чей труд окружен всенародной любовью
и почетом. Пусть знают об этом строите-
ли новых школ, выходящие нз леса строек.
		главного редактора),
АРОВ, М. МИ ГИН,
			Борьба с народным просвещением, став-
ка на возможно более полное. безыеходное
невежество трудящихся масе всегда была
одним из страшных законов  капиталисти-
ческого общества. Рабочий с книгой в ру-
ках, крестьянин, умеющий читать, солдат,
разбирающийся в политике. всегла Raga-
лись капиталистам зловещей угрозой их
собственной власти и благосостоянию.

Титлер, сжигавший книги на кострах,
пыталея растоптать и уничтожить культу-
ру немецкото народа. Ему мерещилось, что
он достиг в этом деле некоторых успехов;
закончил он, однако, принятием крысино-
10 яда.

С просвещением боролись, как ‘изве-
отно, не только в гитлеровской Германии.
Как не назвать последователями беснова-
того фюрера хотя бы каналеких полиней-
ских, громящих сейчас в Монреале книж-
ные магазины!

Канадская «Газетт» сообщает, что ка-
рательные отряды полиции. конфискуют
и истребляют тысячи книг. Уничтожены
произвеления Тургенева и Чехова, в кото-
рых, по мнению канадских «культуртреге-
ров», содержится «коммунистическая про-
Marana. ‘

С необыкновенной  последовательностьто
и серьезной хеловитостью, что называет-
ся, на широкую ногу, поставлена борьба
с просвещением масс в США, где имеется
двадцать миллионов ‘неграмотных!

В брошюре «Закроем наши Школы»,

изданной в Америке, сообщается, что лить
полтора процента национального  лохода
Соединенных Штатов расходуетея на дело
просвещения. Bee › остальные — доллары
ассигнуютея нз шпионаж и бешеную гонку
вооружений. на ведение «холодной войны»
и осуществление «плана Маршалла», на
строительство авиабаз и изыскание средств
уничтожения человечества.
	Французская журналистка Дениз Opa,
ознакомившаяся с постановкой начального
обучения в школах Нью-Йорка. свидетель-
ствует, что расходы на школы в Нью-Йор-
ко уменьшаются с кажлым голом: Школам
недостает, лвеяти тысяч учителей Милли-
	отвом вот9рой долдна строиться и уже ке уменьшаются с важлым голом: школам

Редакционная коллегия: Н. АТАРОВ, А. БАУЛИН (зам:
строится в Витае новая жизнь на новых недостает. десяти тысяч” учителей, Милан-  . .., 5. TOPBATOB, A. KOPHERAYYK, J. JIEOHOB, A. MAK
демократических началах. Юонными тиражами выходят ‘в, Америке Н, ПОГОДИН, П. ПРОНИН, А. ТВАРДОВСКИЙ.
ва: 2-й Обыденский пер., 14. (для телеграмм — Москва,” Литгазета). Телефсры: секретариат’! — Г 6-47-41, Г 6:31:40, отделы
международной жизни — Г 6-43-62. науки — Гб 39:20, информации — Г 6-44-82, писем — Г 6-38-60, корреспондентекой

литературы в искусства — Г
cetH — K 0-36-84. wanatenneren
	Типография имени И. И. Скворцова-Степанова, Москва, Пушкинская площадь, 5.
	«Литературная газета» выходит два раза
	в неделю: по средам и субботам.