литературная
		газета -
		ВТОРОИ ПЛЕНУМ ПРАВЛЕНИЯ ‘ССП СССР
	ПРЕНИЯ 00 ЛОКЛАЛАМ © МРИТИИЕ 20 РАБОТЕ 10 ИСТОРИИ.
		RN et
oon BO
`ТОВ, И ЕНОВА
	Тов. Афинотенов выражает убеж-
дение в том, что плодотворный  об-
мен мнениями, который был на пле-
нуме, даст толчок к дальнейшему
росту критики, Вместе с тем прения.
имевшие место на пленуме, заста-
вляют. сделать ‘следующие выводы:

Во-первых, до сих пор-мы еще не

Дружеский шарж A, Каневского
			о
CAO 0
Tos. ШАГИ й ЯН
	Тов. nie alle Шагинян отвечает
в своем заключительном слове крити:
кам, которые ‘обвинили ee B Hempa-
	ВИЛЬнНоЙ постановке и неправильном:
	которого будет воевать в ближайших
боях наша армия, его рост, чрезвы-
чайно интересный и поучительный,—
также мало кем изучен,

Очень много было написано об уча-
стниках гражданской войны, но боль-
	шей частью о партизанах. Авторов
тут, может быть, интриговала сти-
хийность партизанщины. Поэтому
	много написано о таких легендарных
героях, которые вышли из крестьян
ской среды. Но в литературе можно
чазвать име пабочего. имя пролета-
	И Минц.
	ГРАЖДАНСКОЙ ВОИНЫ
	°^ Доклад тов И. Минца
	В начале своето доклада т. Мини
дает обзор воениой литературы им-
периалистических стран Запада И

= у”

Востока.
— Империалистическая военная

книга — товорит докладчик, — пез
	 ФАБРИК.
лов

Вс. Иванова
	мана, включающего в себя темы ислу.
рии заводов, T. Иванов останавли.
вается на рукописях двух романов,

А. Яковлева «Красное Сормово» к,
	В Ковалевского «У. трех гор».
	Авторы подняли отромные зрхну,
ные материалы, но художественно
переработали их, и В этом больтоь
достижение писателей.

Работа. над документом, над арта.
вом, в целях ли создания историче,
ското романа или  научно-художеет,
венной историй завода — Дело весь.
`ма трудное, ответственное и требуц.
щее часто ломки традиций писатель,
‘ской работы. Иногда случается так
что историк ‘или писатель Поднимает
большой архивный  матервал, ко
сами они оказываются бессильными
противостоять его напору. Они ва.
громождают вкитаты из документов
не пытаясь творчески претворить ‘из
или подчинить своим художествен.
ным заланиям.

Автор располагает для создания
истории заводов архивными доку. ;
ентами, ° воспоминаниями живы:
свидетелей. событий, материаллук)
`прмесы и литературы, т. ©. всем. по. ©
обходимым для созлания научно. ©
академической или научно-попудяр-
ной книги, Но для научно-художесть х
венной истории, воплощаемой в/об,{.

$

pase, обычно эти источники оказы, °
ваются недостаточными. Им gery.
тает жизнезавершенности, множест
ва деталей и оттенков,
_ Тов. Иванов ставит вопрос © toy, ;
что необхолимо лолумывать летала
для того, чтобы книга ожила; чтобы
люли заговорили, но долумывать тах,
чтобы ие нарушались ни типичоские
контуры событий, ни, тем более, 6%.
держание.

Этого не понимают некоторые пя.

+e
	сатели.
Многие авторы, спутав ПОНЯВ
«историчность». 2 «художествен..

ность», выбрали пути, которые
ли их далеко как ет исторической
правды, так и от правды хуложест.
венной. Смущенные трудностями, не.
которые авторы взамен художествен.
ного образа награждают нас цветки
_‘етостью стиля. В качестве. примера
‚Ве, Иванов приволит PHA глав из
‘истории ‘заводов «Красный выбор»
жец», «Скороход» и др.
Книге, которую выпускает «Йо
рия заволов». необхолимы единство

и связность изложения,  Очевилно,
что сюжетными- узлами должно
явиться ° столкновение борющихся
сил в моменты. которые решали во
просы дальнейшего рааважия. Br
значит. что писать нало. BCXOAR ве
из привычных, установившихся жан.
ровых канонов и романных традя-
ций, & из особенностёй самого маче»
риала. чтобы‘ читатель прелставлял,
видел и сознавал все описанное на-
глядно и понимал существо истори»
ческого процесса.

Однако. некоторые авторы Виля?
единство и ‘связность изложения, в.
занимательном ‘сюжете, в обытрыей:
нии  занятного эпизола. благодаря
чему отбрасывается все, что сколько
нибудь мешает провелению традини._
онных беллетристических линий В
результате история предприятия
обедняется и искажается. Яркая

Дружеский шарж А. Каневского
	пример — книга Бека пе а:
Кузнецкстроя. . .
Иные авторы совсем
сюжетные связи, превращая истори
завода в серию независимых дру’ ”
друга, оторванных очерков. ОЗмБЕу,
тые в себе темы отлельных ouepRos
HHOTZa — связываются хронологиче,
ской последовательностью, #0 8).
мало украшает gantry. Gro B Sou
mot мере свойственно, например
интересной‘ работе товариша Фелор®
вич по ‘истории «Красного Перекоп»,
работе т. Гвайте по история Шату,
ы, работе т. Кузьмича по истор”

непрогэса. +

Hanea t. Hbanos указывает, 9707.
`насомало и плохо освещены ай
сы реконструктивного периода, wen
изучены материалы о конкретно’
ленинском руководстве‘ предирий
тиями со стороны ЦК н т. Стали!
не описан стиль работы руководит”
лей промышленности во главе © 1
Орджоникилае ит. д. 4
‚ Писатели работают уже в «Ис
рии заволов», — заканчивает Т.

НОВ свой доклад, — но они работа»
еще мало и им необхолимо pee”
ить туда все больше «История №
волов» собрала обильный. глуб ,
содержательный материал. Дело. 5
всеми писателями, Cex noxmDIeEe”
которые обязаны ‘его освоить, Пе
работать и создать на этой ри
пронаведение, пролатающее #08 ,
пути в науку и искусство, достойт,
второй пятилетки, которая заверш8

ся В 1037 №. в те дни. ког №
будем праздновать 20-летие Охтябй
величайшето, славнейшего перезоР”,
‚Та В истории человечества

и УН

` Доклад тов,
	— Наша история должна писаться
для масс,` а, значит, нужно. ее пи:
сать так, чтобы читать ее было: при-
ятно, интересно и поучительно. .

Книги должны быть простыми ив

eg eet UO.
	Не
то же время_снабженными всеми. пе-
See sere AN.
	а Е С 1%
редовыми знаниями, котор ыми обла-

дает наука. Следовательно, здесь
больше чём гле-бы то ни было” дол-
жны соединиться знания И искус-
етво.

В истории заводов работают 88 пи-
сателей и журналистов, не считая
обширных, ‚ авторских коллективов,
звторских групп, составляющих ROB-
 ективно книги, Как, например, Исто-
	ия метро и ранее изданная . квига.
	Беломорстрой».

Однако изданий было бы бельше,
эли-бы и наша печать, и сами пи-
‘зтели уделяли HM, больше внима-
	тия.
Кратко охарактеризовав состояние

wo де а
	ee

аботы по «Истории фабрик и заво-

о ОП На
	 0в» на отдельных предприятиях
траны, т. Иванов подходит в про-
‘лемам, вставшим сейчас перед авто-
‚ами истории заводов. Докладчнк
тасчитывает три таких проблемы.
Это проблема. научно-художественной
ясторин, проблема коллективной ра-
боты и проблема исторического ро-

мана.

В области художественно-научной
истории заводов как со стороны тео-
	эвтической, так и со стороны пра
гической сделано много, Ho, —~ re-
зорит докладчик, — не скажу, чтоб
имелись уж очень большие дости-
жения. Книги и рукописи, прочитазч-
ные мною, обладая научносбтью, к со-
жалению. еще не овладели художе-
	ственностью. . Конкретность истории.
	часто превращается в малоосмыслев-
ный набор фактов без разбора и 0606-
щений. Часто обобщения даются
отерванно от конкретных событий.

ов. Иванов считает, что в поисках
илейно-хуложественного, композици-
снного осмысливания документа пи-
сатели-историки должны работать
сообща. Таким образом создание на-
учной художественной истории, раз-
заботка ee проблем перерастают в
проблему общей коллективной ряз-
боты. *

Одному человеку, как бы ни был
он талантлив и трудоспособен, не
справиться © кропотливой и сложной
подготовительной работой, требующей
разносторонних познаний (изучение
вопросов экономики, техники, рабо-
чето движения. быта). При созлания
книги, когда одиночке-писателю или
истерику требовались бы голы, кол:
лективность помогала написать эту
книгу в короткий срок, сделать 2е
ударной. : ‘

Докладчик полемизирует с Мармэт-
тоя Шагинян и OpenGyprom, утвер-
	ждлавшими, что коллективная работа
	полезна, но не в творческом отя)шШе-
-нии, а лишь в смысле собирания ма-
тезиалов, Преимущество. коллэктив-
	най работы в том, что она позволяет.
	взяться за темы. огромного обема,
‚диктуемые нашей  действительно-
стью, в том, что в результале такой
рабаты создаются книги разносторон.
ние. широко“ охватывающие мате-
риал,

Коллективная работа ненна И тем,
	Вс. Иванов

зто в ее процессе рождается“ новая прим
творческая среда,’ исчезают ‘элемен: Коль
	- ты прежней конкуренций, борьбы
мелких честолюбий, исчезает секрет:
ничество мастеров и возникает под:
линно: социалистическая заинтёресо-
ванность в общем творческом резуль-
tate. Писатель приобретает тлубокое
дыхание, писатель развертывается
целиком.

В качестве арчайшего примера ус-
пеха коллективной работы доклад:
чик приводит ` книгу, написанную
труппой старых кадровиков Высоко.
горекого железного рудника на Ура-
ле — «Были торы Высокой».

аше искусство, наши книги ука.
зывают на рост человека, на унич-
тожение чувства собственности, на
переделку человека-собственника
в человека-коллективиста. Эта глав.
ная тема нашей эпохи часто пока-
	зывает, как человек меняется. как.

ORhm wWanamenn ....
	FO Oe
его характер переходит в другой, ча:
сто весьма, непохожий Ha то,   каким
\он был прежде. ие:

Bee sro заставляет нас думать и
заботиться о судьбах советского
исторического: романа, который так»
же необходим в деле истории заво-
дов. у

История заводов отвергает худо-
жественный вымысел, оперируя с
действительно сущесгвовавшими лю.
льми, как историческими THAME. В
то же время. ставя перел собой зах
дачу достичь художественной впе-
чатляемости, «История заволов» дол;
жна использовать некоторые °иа
средств, применяемых художествен:

ной литературой и  особенно истори:
ческий роман.
	В илане разбора исторического ро.
	Утреннее
	заседание
	Первым выступает на утреннем эа>
седании в прениях т. Али-Назим
(Баку). Как основную положитель-
ную особенность советской крйтикн
он отмечает её интернациональность
и интернационализм. Это то. новое в
нашей критике, чего не было в доре-
волюционной России даже в период
величайшего расцвета ее критической
мысли. К сожалению, наша централь-
ная критика в очень малой степени
учитывает это обстоятельство. Необ-
	холимо с этим категорически . покон-
	чить. Нужно приступить к широкому
‘обобщению творческого опыта всех
национальных республик. Но так) как
литературное развитие республик `Со-
ветского союза идет ‘неравномерно,
	что об’ясняется целым. радом -WCTO-
	рических причин. следует обобщать
творческий опыт наших республик»
так, чтобы отстающие литературы на’
родов СССР ориентировались на ли:
тегатуру. передовых народов Союза.
использовали их богатый опыт;
	_Чов, Жгенти, анализируя (состояние
	критики Грузии, отмечает наличие в
	ней остатков рапповшины. Так, из-
	вестный своими левацкими, вульга-.
ризаторскими оптибками Никодзе вы-
стуцил недавно с лозунгом: «Грузия
— страна революнионого романтиз-
	маз. Лозунг этот упорно противопо-.
	ставлался Кикодзе и его соратника-
	ми лозунгу социалистического  реа*
лизма Все эт привело к тому, что
	лизма, осе 919 привело в зи, мо
у некоторых отдельных критиков и
поэтов “появилась теория отрицания
сетоднашнего дня, появились идей-
ки, смыкающиеея с фашистским от-
ношением к нашей действительно-
сти. В связи со всем этим Кикодзе
исключен из рядов партии за. про-
таскивание троцкистской  пропаган-
ды в своих литературных писаниях.

Не изжил ло конца’ своих ‘старых
рапповских ошибок критик Буачидзе,

Очень резкой оценке‘ подвергает
участок критики детской я
писатель С. Маршак..

Тов. Аросев призывает пленум за-
острить внимание нашей критики и
литературы на вопросе об интерна-
циональном. читателе. Фашистекие
литературоведы и критики всячески
	стараются затемнить сознание зару-
	бежного пролетариата,
Этому фронту должен быть проти-
вопоставлен железный фронт марк-
систско-ленинокой критики, высокое
качество социалистической  литера-
Туры,
` На этом преняя по доклалам о
критике были закончены, и пленум
перешел к заслушанию заключи-
	тельных слов локладлчиков.
Дружеский шарж А. Каневского.
	В. Ермилов.
		а Бе ее : _ реживает сейчас судьбу империали-
В первую очередь т. Шалинян 06-` стической военной промышленности.
танавливается на выступления тов. Лопаются язлательства. - катастрофи-
	стической военной промышленности,
Лопаются издательства. катастрофи-
чески падает число новых книг, а
литература о войне растет. и `ширит-
ся, как расцветает и увеличивается
	производство. пушек. Историки, по-.
	литики, генералы, морские капитаны
— все подводят итоги старых войн \
намечают перспективы новых. Япон
цы пишут. против американцев, аме
риканцы пишут. против англичан,
те и. лругие пишут против. японце:
Пока, правда, стреляют друг в друг
внигами, но если предисловия к эти:
книгам подписываются министрам’
или начальниками штабов, то, оче
видно, недалеко время, когда эти’
шки на самом деле могут разряди
ch.

Что мы противопоставили поток)
этой военной империалистической ли
тературы? Нет спора, советская ли
тература дала много блестящих про
нзведений, на которых мы воспиты
ваем свою молодежь, на которых мь
воспитываем тех, кто не принима-
участия. в гражданской войне.

Много сделала в этом отношении
оборонная комиссия правления ССП
Она не давала остыть’ интереву +
этой теме; она пыталась поднять ря.
	военных вопросов, — и с этой сто
	роны сделала многое. Но оборона на
шего Советского союза является де
лом всей страны: Поэтому и литера.
	тура. по вопросам обороны должна
	стать делом всего Союза писателей.

При реализации этого дела’ нам
необходимо -приинмать во внимание
несколько истин, которые, к сожале-
нию, не. всетда находили отражение
в нашей ‘литературе. —

Когла Ленин посылал нашу. деле-
гацию в Гаату в 1922 т., он подчер-
кивал, что основной залачей этой де:
	`легации является — разоблачить не:
	верное представление о приближений
		крайне неожиданный момент и в 00-
вершенно: необычной форме.

Давно ушли те времена, воспетые
старым летонисцем, когда киевский
князь Святослав предупреждал своих
врагов:. ‹иду на вы».

— Между тем; — замечает Минц —
часто читая какую-нибудь: книгу» 0
войне, не чувствуешь: того напряже-
	ния, которое можно заметить-в неко-
	торых частях нашен страны, когда
тревожно гудит день и ночь дежур-
ный самолет, ожидая немедленного
вызова лля действия.

У нас очень мало, если не сказать
прямо; совсем не пишут о том, что
война может вепыхнуть HOOMMNAHHO
и в необычной обстановка.
	«He выполнила нана литература. и
	другого положения ‘ленинизма; диа-

зедем политику мира, но, если на нас
нападут, мы не будем топтаться. у
своих траниц, а разгромим живую
силу неприятеля, как бы далеко иля
близко. она ни была от наших гра-
НИЦ.

Далее тов. Минц рассказывает
работе по сбору документальных ма-
териалов. проделанной секретариатом
тлавной редакции <ИГВ» за послед-
ние. годы. 2

В результате громадной кропотли-
вой работы, сейчас закончена биб-
лиотрафия всей книжной и брошюр-
ной литературы на всех языках Co-
ветского союза, составлена библио-
трафия всей журнальной литерату-
ры, вышедшей на территорий Совет-
ского союза, с 1917 г. по 1935 г., опи-
саны все статьи и документы по
истори гражданской войны, поме
щенные в «Правде» за 17 ‘лет, опи-
саны статьи ряда крупнейших ино-
странных газет.

Мы взяли на учет не только лите-
ратуру историческую, научную, но и
всю художественную литературу.
нас имеется около восьми тысяч кар-
точек, на которых записаны все про-
изведения, созданные нашими лите-
раторами 0б истории гражданской
	‘войны, Все это разбито по тодам, по
	авторам и по темам. Отныне всякий,
берущий любую тему гражданской
	‚ войны, может прежде узнать не толь-
	ко, что написано об; этом факте в
истории, но и что написано литера»
торами.

‚ Изучение этой литературной сторо-
ны показало нам, что освещению
подверглась только небольшая часть
этого великого пятилетия.

Целый ряд крупнейших вопросов,
имеющих ‘исключительный интерес и
значение. остались совершенно неос-
вещенными,

Мало освещена роль Ленина в `ис-
тории великой Октябрьской револю-
ции И в истории гражданской войны,
и еще менее изучена роль Сталиня.
Только нелавно в «Правде» были
опубликованы некоторые документы
характеризующие стратегический. ге-
ний Сталина в боях под Царицыном.
Железный нарком. пол руководством
	Нусинова. Она считает абсолютно це-
обоснованным заявление  Нусинова,
будто она в своем докладе утвержда-
ла. что профессиональная критика не
нужна и что художественное произ-
веление может понять только худож-
HHR, я

Тов. Шагинян считает также, что
	онй не дала никакого повода для
	столь нервного и возбужденного вы-
	ступления, каким было выступление:
	критика т. Гоффеншефера.  _

— Гоффеншефер, — заявляет тов.
Шагинян, — приписывает мне такие
выражения по его адресу. которых я.
конечно, никогда не произносила, 50-
торые в моем лексиконе не водятся
	и которых я не могла бы произнести.
	в таком серьезном докладе.
	Отвечая на упреки Гоффеншефера,
что она в докладе по существу. пов-
торила его мысли о Володе Сафоно-
ве (из «Дня второго» Эренбурга), тов.
Шагинян заявляет: :

— Мы не карманники, мы не ра-
ботаем в темноте. Моя речь, правда,
не полностью, уапечатана. в «Литерл-
турной тазете», полностью будет напе-
чатана в «Красной нови». Статья
_Гоффеншефера тоже напечатана в
«Литературном критике». Наш товар
выставлен на’ витрине, — пожалуй-
ста, смотрите, кто что у кого взял.

Р заключение т. ПТатиняя указы:
	вает, что она согласна с теми заме-
	Дружеский шарж Н. Полуэктова
	Ве. Вишневский.
	Ю. Юзовский,
	имеем подлинного идейного единства
критиков-коммунистов. Этого добить-
ся совершенно необходимо, ибо без
этого нам не удастся разрешить’ про-
блему укрепления всего фронта со-
ветской литературной критики. про-
	блему полнятия качества нашей кри-
тической продукции; во-вторых, пре-
	ния показали, что далеко еще не все-
ми критиками понята замечательная
мысль тов. Сталина о садовнике, ко-
торый выращивает дерево. Необходи-
мо внимательное, заботливое отноше-
	ние к людям искусства, умение чут-
	ко подходить к работе товарища, сво-
евременно оказать ему поддержку,
создать обстановку, необходимую для
его дальнейшего творческого роста.
Точно так же напрашивается и
	вывод о необходимости создания кри-
	тического журнала: для массового чи:
	татепя и зрителя, так как нынешняя.
	сеть
	как правило. исключ тельно на спе-
	циалистов литературы, на специали-
стов‘театра или кино. Пленум лолжен
репгить этот вопрос в положительном
смысле и обеспечить этот журнал
лучшими критическими силами для
Toro, чтобы ‘он, ‘являясь органом
	масс. являлся бы одновременно и ор-
	таном, двигающим критику вперед.
	Значительная часть заключительно-

Я М

one oe
тых в прениях тт’ Аматлобели, Кир-
‘потиным, Левиловым и др. Тов. Афи-
	нотенов He согласен с утверждением
т. В. И; Немировича-Данченко о том.
что критик пишет только для зрите-
ля, а не для театра. Неправильна
ссылка при этом на то. что в театре.
мол, работают какие-нибудь 300 че-
ловек, а газету ‘читают миллионы.
Котла мы лаем какие-нибудь статьи
или заметки, анализирующие продук-
цию какой-нибудь фабрики. то эта
	заметка прежде всего направлена по
‘адрёву самой фабрики Было бы не-
‘верно отмахнуться от этой заметки на
том основании. что у тазеты больше
	‚Читателей, чем рабочих на фабрике:
	имено потому голос критики и .лол-
жен звучать громче, что он помножён
		Pua, прошедшего‘ революцию 1905 го-
да, участвовавшего в баррикалных
боях в первой революции и потом
ставшего генералом нашей армии, имя
такого, как Нархоменко, совершенно
не отмеченного.

Тов. Минц останавливает внимание
пленума на таких, совершенно нераз-
работанных вопросах, как проблема
нартии в истории гражданской вой-
ны, как самоотверженная борьба пар-
тии в поднольн.. :

Задача освешения этих тем в ли-
тературе потребовала изучения и си-
`стематизации огромного локументаль-
ного фонда, сложившегося за годы
гражданской войны Документы от-
крыли совершенно неисследованные
картины титанической борьбы под
Перекопом, они показали, до каких
высот поднималось стратегическое
руководство партии, они рассказали,
какой силой становятся народные
массы, если во главе их. идет испы-
танная, непреклонная партия Лени-
на — Сталина. Архивные докумен-
ты позволили в новом свете оценить
тениальную прозорливость Ильича в
Октябре. Осветили по-новому ряд
знакомых ранее фактов. — те

Однако, документы и материалы
мало освещают ту сторону‘ истории
великой борьбы, которая запечатле-
лась в опыте миллионов участников.
Запах бурной эпохи, быт широких
масс, вера в успех, переживания  те-
роев могли передать только они, ‘ак-
тивные участники исторической борь-
бы с русской контрреволюцией и ме-
ждународным империализмом.

Три тысячи рукописей прислали в
секретариат’ «ИГВ» участники траж-
данской войны. В большей части
этих рукописей великолепно переда-
ны те факты, те мелкие события,
быт, который по различным причи-
нам не мог быть освещен в докумен-
тах., На основании этих материалов
будет издано несколько сборников,
посвященных описанию гражданской
войны в Средней Азни, па Дальнем
Востоке и в других местах страны.
Кроме этого решено создать специ-
альные серии для молодых красноар-
мейцев yo 15 — 20 небольших рас-
скавов на ‘драматические темы, упо-
мянутые докладчиком. выше К ра-
боте над этими книгами привлечены
Вс. Иванов, А. Толстой, П. Павленко,
Г. Шторм и др.

— В 1937 г. — заключает доклад
т. Минц, — мы будем праздновать
два юбилея: во-первых, окончание
второй пятилетки и, во-вторых, 20-ле-
тие Октябрьской революции. И та, и
друтая даты имеют исключительное
международное ‘значение, причем,
имеют это значение в двояком смыс-
ле. Октябрьская революция и вторая
паятилетеа являются примером для
миллио трудящихся, они показы-
вают миллионам пролетариев Запала,
как выйти из кризиса. из импервали-
стского тупика. Но кроме того, це-
лый рял эпизодов, целый ряд поло-
жений, характерных соотношений сил
повторится несомненно и в истории
гражданской войны - английской,
французской и т. д. Это. придает oco.
бое значение освещению опыта На-
шей борьбы.

К этим двум юбилеям, мне кажет-
ся, мы лолжны полойти © лвумя круп-
ными работами. олной из которых
будет история великой гражданской
ВОЙНЫ.
	заннями, которые были сделаны на
пленуме тт. Щупаком, Селивановским
и Серебрянским по поводу того мег
ста в @е докладе, где говорится «о
линянии зайца» и о «кольце у паль-
мы». Тов. Шагинян принимает упрек
в том, что ‘она заострила этот момент
в пылу полемики: со старой схола-
стической ‘ранповской схемой и бе-
рет на себя обязательство в дальней-
шем это своё положение развить _#

уточнить.

всех нанболее‘ интересных явлений
я процессов’ евоей литературы. Есть,
например, все данные полагать, что
ближайшее анёкомство с поэзией ня-
родов СССР позволило бы снять име-
ющий хождение тезис. будто совет-
ская поэзия отстает от\прозы. Этот
тезис возник, очевидно, на основе
анализа литературы ‘одной РСФСР.
Стоит, однако, только перечислить
крупнейших поэтов бельрусских, ук-
раинеких, еврейских, грузинских, ар-
мянских и др., чтобы увидеть там
расцвет поэзии, т. е. картина поду-
чится, иная, чем голословная конста-
тация факта отставания поэзии.

— Я думаю, — заканчивает свое
выступление т. Беспалов, — что наш
пленум явится переломным в исто»
рии развития нашей. критики, что
мы договорились о том, что должна
представлять собой наша критика и
каковы ее задачи — задачи больше-
вистской критики, призванной обра-
щаться к широчайшим  пародным
массам и помотать мастерам социали-
стической литературы. Борьбу за
такого рода критику мы будем про-
полжать неуклонно. ве отраничива-
ясь одними только обсуждениями
проблемы отставания, но и практиче-
ски осуществляя наши задачи, _
	ЗАКЛОЧИТЕЛЬНОЕ СЛб
	Последним выступает с заключи-
тельным ‘словом ‘тов. Беспалов.”

Он считает, что обсуждение‘ задач
стоящих перед критикой, прошло на
пленуме по-деловому. Все выступле-
ния в большинстве случаев донолня-
ли, развивали ряд положений, кото-
рые были выдвинуты в докладах и
дали чрезвычайно мното для TOTS,
чтобы стимулировать подлинный пе-
релом в нашей критике.

— Эте доказывает, — заявляет тов.
- Беспалов, — что тезис о том, что на-
ша критика в основном консолиди-
рована, что групповщина в основном
преодолена, является правильным те-
зисом; его взял под сомнение один
лишь т. Рожков. .

Тов. Беспалов резко критикует вы-
сказывания т. Рожкова, как выска-
зывания вредные и необоснованные. _
В частности, является врелным и не-
правильным, утверждение о том, что
нала критика зашла в «тупик». Это
вредное утверждение, потому что
критика, работающая под руковол-
ством Йартии, после постановления.
ЦК от 28 апреля 1932 г. достигла
серьезных успехов, и отрицать эти
успехи — значит считать. что до по-
становления ЦК качество нашей кри-
тики было выше. Это разтоворы тако-

O Me порядка, как имевшие одно

время место разговоры о-кризисе ли-

тературы или советского театра.
Точио Tak же абсурдно заявление
	Рожкова. будто Беспалов утвержда-
	ет, что’ на `фронте критики и литера-
туры враг «окончательно разгромлен,
никого не осталось и бороться He ¢
кем и не с чем»,

— Такой вывод из моего доклада
не вытекает, — заявляет т. Беспалов.
— Наоборот, я стремился ориентиро-
вать критику на то, что высокая ре-
	волюционная бдительность является
эплним из основных качеств пашей со-
	временной критики. Для этого я при:
водил целый ряд примеров и иллю-
страций,

Абсолютно ‚правильным и’ серьез-
ным считает т. Беспалов упрек, ко-
торый был пред’явлен ему тт. Ишам-
	гуловым, Токттановым и другими^
	представителями братских республик,
— упрек в том, что в его докладе н®
было развернутото анализа процес.
сов, происходящих в литературной
критике братских народов. Нужно
впрель так организовать работу, что-
бы товарищи на местах помотали в
подборке материала, постоянно ин-
формировали правление Союза совет»
ских писателей, держали его в курсе
	ПИСЬМО РОМЕН РОЛЛАНА
	ВИЛЬНЕВ (Во) ВИЛЛА
тр ОЛЬГА.
« QL &prycta 1934 г.
огой Аркадий Северный!
	Я иблучил валие длинное письмо.
Рассйаз о вашем несчастном детстве
меня. чрезвычайно тронул! Понятяо..
что такие воспоминания бросают тень
на всю вашу молодость. -

Но не следует поддаваться отчая-
нию. Старая французская потоворка
глабит: «Даже несчастье на что.
нибуль пригодится». Заставьте его
служить вашему искусству и другим
людям!

Мне кажется, что вы не используе-
re ero Raw надо. Вы замыкаетесь в!
самом себе, в пессимистическом ин:
дивидуализме, который выражается
в абстрактных и лирических рэзмы-
шлениях. Есть опасность, что такие
рассуждения не будут услышаны
если только, их не спасет особенная
яркость поэтического их выражения
И что их трустный тон вызовет бег.
ство от.них (вызовет пустоту вокрут
них). Мы уже вышли из эры роман-
	Продолжайте и вы свой труд. Если
У вас действительно «есть’ что ска-
затьз», вы сумеете это сказать: Если
TO, что вы имеете сказать, стоит того,
чтобы жить, оно завоюет себе пря:
знание рано или. поздно. А пока что
работайте! -
Жму вашу руку.
`° РОМЕН РОЛЛАН.
Р. 8. Мне не нравится ваш сев.
доним: «Северный». Он кажется а
фектированым. Это’ флаг, который
компрометирует товар. Почему вы не
подписываетесь просто своим име-
нем? Простое = самое лучшее,
	ОТ РЕДАКЦИИ,

Публикуемов выше письмо’ Ромен
Ролана поучительно во многих’ от-
ношениях. Оно говорит прежде всег’
9 той чуткости к людям; которая
свойственна; великому француэскому
писатепю. Такой же  внимательно-
стью и чуткостью. отличается у’ нас
А. М. Горький, ведущий, несмотря
на. свою огромную работу, перепнску
и.с начинающими писателями, ис
	пионерами, и с множеством других
людей, обращающихся, к нему за по-
мощью и советом. Дапее, то место в
письме, которое говорит о Горьком,
содержит непревзойденное. изобра-
жение творческого облика Аленсея
Максимовича, поучительное для мно-
гих наших питераторов. И, наконец,
что особенно важно, письмо проних-
нуто страстным призывом к большой
систематической работе писатепя над
собой, Письмо поназывает, что в со-
ветских условиях писатель, горячо и
честно работающий над собой, писа-
тель, не оторванный от нашей обще-
ственности, не раз’едаемый пережит-
ками самонадеянного индизидуализ-
ма, не имеет никаких оснований жа:
поваться на судьбу и пюдей. В этом
смысле из письма должны извлечь
надлежащий урок все, кто наподо:
бие т. Северного, после первой же не-
удачи с бопезненным чувством пож-
ной гордости адресуется к последним
звторитетам, проникаясь неверием и
недоверием м нашим издательствам,
нашей критике и вообще ко всей
нашей` литературной общественности.
	тических уединений. Беликий инди:
видуэлизм не может уже теперь уйти
от коллектива. Он питается коллек-
THBOM и питает ето.

Пройдя путь таких же тяжелых
скитаний, каки вы, Горький, не по-
грузилея в мелавхоличное и полно
отчаяния созерцание своего я; его
спасло генчальное и братекое, наблю-
дение над пнешним миром, над всемя
этими жизнями, которые он встретил
на пути. Он вошел в них, он сжился
с ними, он создал для себя народ
этот одинокий человек. И поэтому-те
целый народ узнал себя в нем.

Следуя его примеру, уйлитеё от са-
мото себяё Старайтёсь жить жизнью
других людей, перелить их кровь в
свое искусство. Это Не значит ума
лять ваше я, дто значит возвышать
его, освободив ‘ето от потружёния
самого себя, которое его ослабляет
Заботиться а душе, только 0б одной
туше — это сяишком мало. Лучше
будьте пастухом целого стала. H+
старайтесь уйти от людей. Изучайт+
AX своим разумом; и свонм интерее
COM, любовью к рим: OHH признают
	себя отраженвями в вас и признают
вас в свою очерель. . :

Что ваша первая книга не была
опубликована, не должно вас приво-
дить в уныние. Вы в Стране советов
«избалованные дети». Молодые авто-
ры елишком привыкли видеть в пе:
чати первые же свон npoyasenenua
„Нам, на Западе, приходится годы ра-
ботать, чтобы увидеть свои произве-
дения принятыми к печати, Л напи-
cal с дюжину произведений перел
тем, как увидел одно из них нажонет
напечатанным. Мой «Жан Кристоф»
ждал десять лет, пока не начал печа-
Таться, книта за книгой, в скромном
маленьком журнале, который ничего
ве платил авторам,

У меня ебть сейчас друг, америка-
нец, который достиг уже. свыше пяти
чесятя лет, не пмев возможность
эпубликовать большой роман, очен!
высокого качества, над которым OF
работает с терпеньем и любовью уж.
много лет. А между тем он известный
критик,  печатающи в: больших
журналах. Он не сердится и не теряет
терпевия. Он продолжает свой труд.