ПРОЛЕТАРИИ БСЕХ СТРАН. СОЕЛИНЗИТЕСЬ!

Сегодня в номере:

WAT RIDA ТУТТА

ОРГАН ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА п № Аи WD)   Я” nA
СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССЬ 2} yt
	Суббота, 29 марта 1947 г.
	отмечая заслуги
юбражении `пер-
	3 стр. В. Кожевников. Мир светлых чувств. И. твин-
берг; Вместе с геробм. Л. Малюгин: Молодой писатель
и старые штампы. Н. Емельянова.. Радость узнавания
		1 стр. Передовая. Читатель-друг. Герои колхозного
труда и литература. Читательская конференция «Ли-
тературной газеты». Из выступлений студента К. Бо-
рина, проф. Е. Борисенко, студента В. Трушечкина,
доцента И. Гунара, проф. С. Колеснева.

2 стр. Прославим тружеников колхозных полей.
Читательская конференция «Литературной газеты».
Из выступлений студентки Н. Дробышевской, сту-
дентки Г. Малышевой, доцента А. Савича, проф. В.
Харченко, А. Твардовского и Геннадия Фиша. Л. Па-
	сынков. Большой горизонт.
	4 стр. В. Александров. Книга о Диккенсе. И, Звавич.,
Английский вариант «свободы» печати. Информация.
У писателей Ленинграда. Подготовка к 800-летию Ни-
зами. Новое издание сочинений В. Г. Белинского.
Книги о советской деревне. В секции народного твор-
чества СС СССР.
	Фото Е Тиханова,
	\  Ур

ЧИТАТЕЛЬ-ДРУГ
	` Участники конференции, от
советской литературы в изоб
	  Вых лет. коллективизации, со
пиальной - мазка Со
	о сасизизации, со всей принци-
резкостью поставили вопрос. о
	о EEE EEE EE SEES OO Ne Nol
том, что литература плохо освещает важ-
нейшую область ‘нашей действите

IbHOCTH—
современную жизнь KONXOSHOTO  cena H -re-
роический

труд социалистического земле.
дельца. . =
	В выступлениях участников подчеркива-

cA vere kn
	* gg
лось, что, как в годы Отечественной войны
‘перо советского писателя было на вооруже-
нии Советской Армии, так и созидающий
народ вправе считать это перо на вооруже-
нии строительства. Выступавшие на конфе-
ренции с глубоким проникновением говори-
ли о задачах, стоящих перед советской ли-
тературой.
	Они. призывали писателей художественно
отобразить те колоссальные ‘изменения и
сдвиги, которые произошли в`жизни дерев-
НИ и психологии советского крестьянина: в_
предвоенные годы и в годы Отечественной
войны, прославить тружеников колхозных.
полей. „Героизм советских людей должен
быть показан писателем во всей его велича-
вой и суровой красоте, ибо те трудности,
которые испытывают люди, возвышают их
подвиг, оттеняют благородство их советской
души,
	Давая детальный и часто тонкий аналиа
	пока еще весьма немногочисленных произ-
ведений на колхозную тему, связанных с
современностью, участники конференции
указывали, что наши писатели порою обна-
руживают поверхностное знание сельской
жизни, ищут своего героя не там, где сле-
дует. Они правильно подсказывали, что ве-
дущими фигурами современной деревни яв-
ляются коммунист — руководитель колхоза,
бригадир-полевод, агроном, мастера урожай-
ности, люди, ведущие непосредственную
борьбу за хлеб.
	Они призывали изобразить передовых лю-
	деи советской деревни во всей их нравствен-
ной красоте, во всей сложности и много-
гранности их характеров, подобно тому, как
это сделал в свое время М. Шолохов в зна-
менитом романе «Поднятая целина».
	Участники конференции справедливо тре-
	бовали, чтобы образы, создаваемые писате-
лями, воспитывали мололежь. влохновляли
	се сгремлением посвятить свои силы сель-
	ЖЕ а Я.

Выступавшие на конференции обнаружи-
ли подлинный литературный вкус, драго-
ценное умение оценивать написанное не с
отвлеченных позиций, а © позиций жизни.

Насмешливой критике подвергли они до-
стойные осмеяния конкретные недостатки
	произведений. Их авторы, оставаясь в плену
обветшалых традищий «крестьянской лите-

ратуры», злоупотребляют стандартными об-
разами, натурализмом описаний, шаблонны-
	ми положениями, варваризмами языка.
	Выступления ясно показали, что массовый
читатель теперь не ©клонен удовлетворять-
ся только актуальной темой без подлинно-
го художественного ее воплощения. «Уро-
	вень требовании и вкусов нашего народа
поднялся очень высоко» и «тот, кто неспо-
	собен итти в ногу с народом, умовлетворить
	его возросшие требованяи, быть на уровне
	задач советской культуры, неизбежно вый-
дет в тираж» (А. Жданов).
	В сегодняшнем номере «Литературная га-
зета» публикует ряд выступлений на этой
читательской конференции. Все они проник-
	нуты искренним желанием выразить писате-
лям горячую признательность, донести до
них собственные пожелания и мечты. Совет-
ский читатель сам ищет живого общения <о
своими писателями — столь же страстно,
сколь страстно, но в то же время тшетно
искали общения < живым читателем вели-
кие русские революционно-демократические
писатели. .
	Какой писатель может равнодушно’ прой-
	ти мимо такого знаменательного и вдохнов-
	ляющего факта нашей современности, мимо
этого осуществления вековой мечты лучших
художников прошлого!
	Живое, непосредственное общение с чи-
тателем — сколько тем и образов подска-
кет оно писателю, каким знанием жизни его
	обогатит, от скольких ошибок сможет пред-.
	охранить!
	Советская литература — самая передовая, -
ндейная, самая демократическая литература’.
мира. Ей принадлежит заслуга создания и.
утверждения подлинно положительного.
народного героя — строителя коммунисти-
ческого общества. Этот герой принёс с со»
бою новые темы, сюжеты, образы, невидан-
но раздвинувшие рамки литературы. Истори-.
цеская новизна советской литературы ска-.
зывается во’ всем—от созданного ею нового
метода социалистического реализма’ до. ка-.
чественно новых взаимоотношений: © ‘читате-
лем, который является одновремённо и ге-.
роем ее книг,

учиие представители русской. классиче-
ской литературы ‘прошлого страстно `мечта-
ли о непосредственном общении со. своим
читателем. «Для писателя нет большей на-
грады,—писал великий революционер-демо-
крат М. Е. Салтыков-Щедрин, — как иметь
публику, которая настолько ему верит, что
даже от времени до времени удостоивает
его непосредственным с собою общением».

В условиях прежнего общества мечта о
таких взаимоотношениях была только меч-
той. Салтыков-Щедрин с гневной горечью
не раз говорил об удрученном положении
убежденного писателя, лишенного возмож-
ности непосредственного общения с читате-
лем-другом. Он с горечью ‘отмечал также,
что русский читатель, который имеет до-
туп к книге, в большинстве своем не тот.
желанный друг, а существо. для. писателя
неопределенное, которое, ’ «очевидно, еще
полагает, что он сам пю себе, а литература—
сама по себе, Что литератор пописывает, а
он. читатель, почитывает»,
	Страстно, непоборимо веря в приход ново-
го читателя, Щедрин пророчески предсказы-
вал, что наступит время, когда этот новый
читатель не только поймет, что «между ним
и литературной профессией существует из-
вестная солидарность», но и поймет, что на
нем, как на читателе, лежит  ответствен-
ность за состояние литературы, что «ответ-
ственность эта взаимная» и «добрая поло-

вина этого бремени должна пасть и на не.
nM.
	В. И, Ленин первый четко определил фор-
му новых взаимоотношений между читате-
	лем и писателем. В статье «Партийная ор-
ганизация и партийная литература», в кото-
рой сформулирован великий принцип пар-
тийности литературы, Ленин, говоря 06
организации ‘литературного дела на основе
нового принципа, писал: «За всей этой рабо-
	той должен следить организованный социа-
листический пролетариат, всю ее контрели-
ровать, во всю эту работу, без единого иск-
лючения, вносить живую струю живого про-
летарского дела, отнимая, таким образом,
всякую почву у старинного полу-обломов-
ского, полу-торгашеского российского прин-
ципа: писатель пописывает, читатель почи-
	тывает».

На протяжении тридцатилетия нашего
советского государства’ партия  больше-
	виков последовательно и неуклонно осу-
ществляет ленинские принципы организации
литературного дела. Она неустанно напоми-
нает писателям, что советская литература
призвана служить хмиллиунам и десяткам
миллионов трудящихся, которые составля-
ют цвет страны, ее силу, ее будущность»
(В. И. Ленин). Она подняла широкие массы
читателей из народа, приобщила их к вы-
сотам культуры, привила им высокую тре-
бовательность к своим писателям, сознание
ответственности за состояние литературы и
искусства в стране.
	Недавние исторические указания партии
о задачах литературы и искусства, доклад
tos.. A. А. Жданова о журналах «Звезда» и
«Ленинград», направленные на дальнейшее
углубление и расширение демократичности
нашей литературы, явились также и могу-
чим фактором расширения народной среды
вокруг литературы и всего фронта нашего
искусства. Вопросы, интересовавшие когда-
то только узкую прослойку деятелей искус-
ства и интеллигенции, стали достоянием
широких масс советского народа.
	Всенародное обсуждение о исторических
документов партии о литературе и искус-
стве вызвало все ширящуюся волну чита-
тельских конференций, встреч с писателя-
ми, обсуждений творчества советских лите-
раторов на фабриках, в колхозах, в учебных
завеЯениях. Искусство в нашей стране по-
истине стало делом всего народа, который
ждет от литературы ответа на волнующие
его вопросы, требует прямой помощи в.ве-
ликом деле строительства коммунизма.
Массовый читатель пред’являет писателям
дружеский счет. Он ждет от них полноцен-
ных художественных произведений, обобща-
ющих его многотрудный и величественный
опыт в Отечественной войне, изображаю-
щих и обобщающих героизм народа, восста-
навливающего и развивающего свое хозяй-
ство.
	Чрезвычайно показательна во всех OTHO-
	шениях читательская конференция, прове“
денная на-днях редакцией. «Литературной
газеты» совместно < партийной организащи-
ей Сельскохозяйственной академии им.
К. А. Тимирязева.
	Значительна сама тема этой конферен-
ции — «Колхозная деревня в советской ху-
дожественной литературе», тема, обсуждав-
шаяся непосредственно вслед, за опублико-
ванием исторического постановления фев-
ральского Пленума ЦК ВКП(б) о сельском
хозяйстве. Читатель высоко ценит Роль
литературы, как помощницы в решении за-
дач, стоящих перед советским народом.
	КИЕВ.
	На читательской конференции в Сельскохозяйственной академии им. Тимирязева. Выступает Герой Советского Союза студент В. Трушечкин.
					©!
				Читательская конференция „Литературной газеты“ в Московской ордена Ленина
сельскохозяайственной акалемии имени К. А. Тимирязева

Поэзия жизни.
И. ГУНАР,
	доцент
	Волнующая книга
К. БОРИН,
	студент, депутат Верховного Совета РОФСР

Я недавно прочитал книгу В. Овечкина
«С фронтовым приветом». Она. меня очень
взволновала. Писатель правдиво показал
идейно-политическую, духовную зрелость
человека колхозной деревни. Его герои —
капитан Спивак и старший лейтенант Пет-
ренко, вышедшие из рядовых колхозников,
становятся боевыми командирами. Но не
описание отдельных сражений; не военные
сцены— в ‘центре повести. В. Овечкин стре-
мится раскрыть внутренний мир COBET-
ского человека. Писатель хочет вмешаться
своим произведением в жизнь, он. размыш-
ляет не только о настоящем, но и о буду-
щем, о том, как будут советские люди, со-
ветские крестьяне жить после войны. Ге-
POH повести понимают, что и`в мирной жиз-
ни надо не старые рубежи сохранять, а но-
вые занимать, надо работать еще лучше, еще
плодотворнее. ,

Герои Овечкина умеют не только отважно
сражаться, командовать‘ и вести массы 3a
собой, они — мыслящие, одаренные люди.

Нам, тимирязевцам, есть чему поучиться
у этих героев!

Я как читатель очень хочу, чтобы имен-
	e 1
но В. Овечкин продолжил-эту тему о новом.
	человеке советской деревни, чтобы он pac-
	сказал о нем теперь, в дни мира и COSEH-.
	дания. У нас есть что показать в колхозной
деревне. >

Мне очень жаль, что повесть «С фронто-
вым приветом» я прочитал только теперь,
перед читательской конференцией. Оказы-
вается, это произведение написано доволь-
но давно, Но даже у нас; в. библиотеке Ти-
мирязевской академии, не было этой книги.
Я спрашиваю: как же она попадет в дерев-
ню? Такие книги пишутся ведь не только
для редакторов и писателей, а для людей,
которые работают на полях. Книготоргую-
щие организации плохо заботятся о своем
потребителе.

Мне кажется, что повесть «С фронтовым
приветом» надо рассылать по деревням и
колхозам, знакомить с нею работников <ель-
ского хозяйства, потому что она. поможет
им в их жизни и труде. Такие книги душу
переворачивают, они помогают воспитывать,
переделывать человека.

Мы заверяем вас, наши уважаемые писа-
тели и работники литературы, что будем и
хорошими специалистами сельского хозяй-
ства, поедем на поля и добьемея высоких
урожаев, будем и хорошими читателями,
помогающими вам в творческой работе.
	Е. БОРИСЕНКО,
профессор
Henasio я прочитал повесть Н: Тощакова
«Чарома». Бесспорно, произведение пред-
ставляет известный интерес. Г
	По-моему, Тощакову‘удалея образ демо-
	билизованного колхозника Жихарева. Во5-
	вратившись в родную деревню, герой пове-
сти энергично включается в общественную
работу.

Но все же. мне кажется, что в позести
	Читательская конференция, организованная редакцией «Литературной газеты»
и парткомом Московской ордена Ленина сельскохозяйственной академии им. Ти-
мирязева, собрала большую аудиторию — около 600. человек.

Выступали люди, большинство которых имеет возможность и право проверять
литературу жизнью. У одних за плечами — десятилетия научно-педагогической
	деятельности, у других — громадный опыт практиков социалистической деревни.
	были построены
	Это был откровенный разговор читателя с писателем.
Достоинством большинства выступлений явилось*то, что они
на конкретных оценках ряда книг о советской деревне.
	Искренняя любовь к советской литературе, желание, чтобы она глубоко рас-
крыла величие и красоту колхозного труда, новых людей советской деревни, —
вот что определяло все горячие, взволнованные речи читателей.
	Ниже мы публикуем сокращенные.
	конференции.
	стенограммы выступлений участников
		Изображение колхозной деревни в хуло-
жественной литературе должно быть таким
же многогранным и красочным, как сама
жизнь деревни, ее природа, земледельче-
	ский труд, исполненные глубокой поэзии.
	Каждую весну я не могу проходить спо-
койно мимо появляющихся на деревьях ма-
леньких почек, покрытых прозаическими ко-
ричневыми чешуйками. Какими красивыми
цветами они потом распускаются! Т4, что
мы прозаически называем «ассимилирую-
щий лист распускающегося растения», —
какая это сложная, прекрасная. работа!
	Во всех отраслях нашего труда — агроно-
мии, земледелии — много. поэзии. Мы сами
не всегда это осознаем. И особенно при-
скорбно, что и писатели, мне кажется, под-
час этой поэзии не замечают.
	Во многих книгах действуют тракторист,
комбайнер, но они оторваны от русской
природы, от русского ландшафта, своеоб-
разного, красивого. Иной раз «героями» яв-
ляюфся даже не столько ‘тракторист или
комбайнер, сколько... трактор или комбайн.
	_Нравла, нелегко. создать подлинно худо-

жественное произведение о советской де-
ревне, надо уметь проникнуть’ в суть вешей,
быть кровно связанным с землей, с людь-
ми-земледельцами, как, например, — Шоло-
XOR,
	За короткий срок трудно познать суш-
ность земледельческого труда, узнать ха-
рактер людей деревни. Ведь каждый листик
несет на себе не только свой собственный
возраст, но и возраст ветки, его зародившей,
и возраст ствола, и возраст семени и т. д.
и т. д. Так и человек. Нужно его хороню
знать. А некоторые писатели знакомятся ©
колхозной жизнью поверхностно, не изуча-
ют ее. В таких случаях трудно не ошибить-
ся. Вот, например, в «Брусках» Ф. Панферова
колхозники в Летний, знойный полдень по-
ливают пшеницу фекальными массами. Да-
же если книга написана интересно и заду-
шевно, один такой фальшивый звук портит
все впечатление. Читатель очень придирчив,
нужно, чтобы он верил, что перед ним жи-
вая действительность, а всякая неверная
нота настораживает, после этого уже ниче-
му не веришь, читать такую книгу не хо-
чется.
	Мне хотелось бы сказать несколько слов
о творчестве поэтов М. В. ° Исаков-
ского и А. Т. Твардовского. Я с удовольст-
вием ‘перечитал сейчас их стихи. Поэму
«Василий Теркин» поэт скромно назвал
«Книга про бойца». Посвящается она памя-
ти павших в боях за Родину.
	 В своем поелесловии автор говорит, что
ему особенно ‘дорого мнение читателя-вои-
на. Не только участники Отечественной
войны, но все мы, и крестьяне, и интелли-
генты, с волнением читаем и перечитываем
эту книгу.
	Почему удалась такая книжка «без на-
Чала, без конца»; как характеризует ее
сам автор? Именно потому, что Твардовский
—кровь, от крови, плоть от плоти нашего
русского крестьянства. Он глубоко пони-
мМает всю поэзию земледельческого труда.
Каждый ‘из нас почувствовал и оценил это
знание ещё в первой его поэме «Страна Му-
равия». И его Василий Теркин — это кол-
хозник На войне. Он нам не пред’являет пас-
порта и не указано, из какого он села, но
Теркин. с головы до ног — колхозник, это
русский молодой крестьянин, ‘призванный
запищать ‘Родину. Это крестьянин с теми
новыми качествами советского человека, ©
которых говорил товарищ Сталин и на ко-
торые указывал товарищ Жданов, характе-
ризуя изменения, происшедшие в сознании
русских людей после Великой Октябрьской
сопиалистической революции.
	Я хотел сказать несколько слов об OTHO-
шении’ издательства «Советский писатель»
к своим читателям. Я получил экземпляр
«Василия Теркина» с белыми листами вме-
сто страниц 61=64. Возмутительное неува-
жение к людям; которые будут читать эту
книгу! =_*

М. В. Исаковский, можно сказать, етар-

‚щий брат А. Т. Твардовского. Оба они <мо-
‚ленские, а я брянский. Поэтому и слова, и
	быт, и природа в их стихах — все мне рол*
ное. Во всех стихах М. Исаковского чувст-
вуется, что он пишет только о том, что пе-
реживает вместе ‘со своим наролом. В cTH-
хотворении «Слово русского народа» поэт
говорит о’ конце войны, о победе, и тут же
рядом—чудесная картина весны, пробужле-
ния природы:
	Пробилась зелень полевая
Навстречу свету. и теплу...
	С наслаждением читаешь. Можно к этому
вернуться и через день и через два. Образы
прекрасные.
	Высокая поэтичность. ‘произведений М.
Исаковского и А. Твардовского-достигается
глубоким ‚проникновением писателей в
жизнь, подлинной любовью ` к людям кол-
хозной деревни, их жизни; их труду.
	Окончание отчета о конференции
см. на 2 стр.
	Образы послевоенной деревни
	В. ТРУШЕЧКИН,
	студент. Герой Советского Союза
	Я остановлюсь ва пьесе А. Корнейчука
	г

«Приезжайте в Эвонковое». Она сейчас по-
ставлена в Москве, в Театре им. Вахтангова.
Автор показывает мирный труд, возрож-
дение жизни в колхозе после войны. Он ри-
сует украинское село, которому фашисты
нанесли тяжелые раны, сожгли его. Кол-
хозники возвращаются на родные места и
чачинают строить все заново:
Война внесла глубокие : изменения не
	только во внешний облик села, но и в судь-
	бы людей и их характеры. Босстановлением
колхоза руководят председатель сельсовета
Анка Груша и пришедший с войны комму-
нист Прокоп Таренко, умный, рассудитель-
ный человек, отдающий делу все свои силы.
Возвращается из`армии и старший лейте-
нант Василий Горленко, тракторист. Он го-
рячо любит свою профессию и с жаром го-
ворит о ней. : ,

Интересно показаны в пьесе и люди`дру-
гого склада; которые много повидали на
войне, заметно выросли в армии, но не сра-
зу сумели примениться к условиям мирного
будничного труда. Аринка, заслуженная сви-
	нарка, хороию работавшая до воины, после
	пребывания за границей вообразила, что ей
негоже вернуться к прежнему занятию.
Старший сержант Стела Груша счи-
тает для` себя зазорным оказаться «под
началом баб», возглавляющих колхоз и
сельсовет. ‘Подруги <меются над Арин-
кой и она, в конце концов, сама
понимает, что ее увлечение всем «европэй-
ским» смешно и нелепо. Находит себе при-
менение и бывший конюх Степан Груша, так
как колхоз собирается восстановить коне-
_ BOACTBO.
	ВДОХНОВЛЯТЬ МОЛОДЕЖЬ
	все идет слишком уж гладко. Нет никакой
внутренней борьбы, нет глубоких пережи-
ваний, Герои часто говорят несколько офи-
циальным языком. Поэтому книга кажется
суховатой. . -

Нечего греха таить: среди нашей уча-
шейся молодежи встречаются люди, ецу-
щие в деревню, в колхоз без особенной
охоты. Причина этого в том, что они не
зсегда имеют реальное представление о ха-
	Достоинство пьесы «Приезжайте В ЭВОН-
ковоё» в том, что Корнейчук вложил в яр-
кие, короткие зарисовки глубокий смысл,
показал горячее стремление людей совет-
	‘ской деревни к зажиточной и культурной
	жизни Характеры персонажей даны не
оторванно, а в сочетании с их обществен-
ной и трудовой деятельностью. Поэтому
спектакль смотрится с большим интересом.
	Ho в пьесе есть, мне кажется; недостат-
ry.
	Основная деятельность колхозников не
показана. Они заняты строительством, но
совершенно не ясно, какова материальная
база этого строительства. Ведь, надо пола»
гать, колхозники занимаются главным обра-
зом земледелием, их первая задача: — `до-
	биться богатого урожая, а об этом в. пьесе
	речи нет.
	Колхозный агроном представлен в <пек-
такле как «мимолетное виденье»: он об’яс-
няется в любви молодому архитектору
Зине, и на этом его роль в нЬесе заканчи-
вается... По-моему, писатели должны pac-
крыть значение агронома в подеме сельско-
го хозяйства. Сейчас его роль еще более
возрастает в связи <. постановлением фев-
ральского Пленума ЦК ВКП(б). Хорошо бы
описать путь агронома, начиная со студен-
ческой скамьи.
	Несмотря на эти отдельные недостатки,
ньеса А. Корнейчука — значительное явле-
ние нашей драматургий: Это — первая пье-
	са, посвященная послевоенной колхозной де-
ревне. ^
	рактере колхозной жизни, часто и не подо-
зревают, какие творческие перспективы не-
сет им, открывает для них работа в деревне.

Задача писателей — показать поэзию
этого труда, привить учащейся ` молодежи
любовь к колхозной жизни, создать промз-
ведения, увлекающие красотой, грандиэз-
ностью того дела, которое их ожидает.
Именно На эту сторону обратите внимание,
товайишия писатели!
	мы сами ‘умеем писать, а от писателей мы
ждем высокохудожественных  произведе-
ний, ксторые показывали бы все величие на-
шей эпохи и то значение, которое имеет в
ней колхозное крестьянство.

Недавно прислали мне книжку писателя
Веселова из Кировской области — «Кни-
га об одном колхозе». Читал я ее, читал. —
все правильно, ошибок нет, а ло души не
доходит. Когда мои аспиранты, которые ез-
дили в этот же колхоз, рассказывали мне
о нем, это было с моей точки зрения куда
интереснее и понятнее, чем у Веселова. Пе-
реложить бы их рассказ на язык искусства,
великий русский язык Пушкина, Тургенева,
Горького, показать бы нам все это! И по-
казать не безлико, а с именами и фамилия-
ми, со свойствами и качествами людей.

`Недавно правительство наградило самой
высокой наградой десятки наших скромных
тружеников, присвоив им Звание Героя Со-
пциалистического Труда. И каждый из
	‘НИХ заслуживает того, чтобы о нем была на-
	писана книга  Центральный Комитет пар-
тии в решении февральского Пленума ука-
зал, Что сельским хозяйством должны инте-
ресоваться не только представители этой
профессии. но и весь советский народ, сле-
	довательно. и писатели. Не надо вспоми-
	нать сельское хозяйство только . перед. зав-
	траком, обедом и ужином, надо о нем пом-
нить ‘всегда.

Дело, которому мы служим, — очень
трудное и сложное‘ дело. Нужно бороться
и < природой, и с вековыми предрассудка-
ми. Поэтому великая сила художественного
слова. должна быть у нас Ha вооружении
	так же, как трактор, как ‘комбайн, как но-

вые и самые новеишие машины.

Сравнением этим я не хочу снизить вели-
кую роль искусства. Мне кажется, литера-
туре не зазорно быть в одном ряду с вели-
колепными орудиями, при помощи которых
советское крестьянство вместе ‘со’ всем-на-
родом. создает могущество и величие на-
шей родины. р 7

Вот мой личный счет к вам, товарищи ли-
тераторы, — может быть и нескладно, но
OT души.
	Великий Горький в своей писательской
практике всегда стремился использовать
возможность общения < читателем как непо-
средственного, так и при помощи переписки.
Николай Островский, прикованный к посте-
ли, по радио беседовал со своими читателя-
ми. Можно. сказать, что для В. Маяковского
	это повседневное общение было. необходи-
	мо, как воздух, оно. возбуждало его твор-
ческую энергию.

Далеко еше не все наши писатели ПонНИ-
мают это. И потому вполне уместно: напом-
нить злесь слова А. М. Горького:
	«Литераторы Союза Советских Социали-

95 a

стических Республик видят, для KOTO OHH
	работают. Читатель CaM приходит к НИМ,

В И рр

читатель называет их «инженерами душ» и.
	требует, чтобы они организовали простым т
словами в хороших правдивых образах его
ощущения, чувствования, мысли, героиче-
скую его работу. Такого плотного, непо-
средственного единения читателя с писате-
лем никогда, нигде не было, и в этом факте
трудность, которую мы должны преодолеть,

И ne
	HO B этом факте — наше счастье, которое
мы еше не научились ценить». -
	[ероическое слово о героических людях
	> а
С. КОЛЕСНЕВ,
	профессор
	Все мы любим нашу советскую литерату-
ру, радуемся каждому новому ее успеху и
горюем по поводу ее неудач. Но, на мой
взгляд, советские писатели непростительно
мало внимания уделяют нашему колхозному
делу.

Советская действительность внесла вели-

чайнтие изменения в жизнь крестьянства, В
его быт, в его психологию. И наша литера-
тура имеет прекрасные, я бы сказал, даже
величественные документы на эту тему. Я
считаю, что произведения нашего Шолохова
«Поднятая целина» и «Тихий Дон»: — под-
линные шедевры, раскрывающие  внутрен-
нюю сущность крестьянской жизни’ Шоло-.
хов ‘изобразил наше советское крестьянство
в самый поворотный момент, когда оно из
одного исторического состояния переходило
в другое. В романах его показана кресть-
янская душа. Она перед читателем, как на
рентгеновском снимке, со всеми ее изгибл-
ми, < мало понятными подчас движениями
вперел и назад, с ее смятением и трепетом.
Если бы в этой аудитории сидели Аксинья
или дел Шукарь, мне кажется, мы их сразу
Узнали бы. Аксинью каждый читатель ви-
дит. Он знает ее милую улыбку, знает ее
всю. Также и этого старого казака Шукаря,
— вы его физически ощущаете, настоль-
ко он красиво, сочно и художественно на-
рисован автором. Это вызывает глубокое
уважение, преклонение перед нашей лите-
ратурой. Конечно, это суб’ективно, но я
считаю, что в изображении крестьянской
жизни Шолохов поднялся выше Бальзака’ и
других мировых художников прошлого.
__ Но < тех пор, как вышли романы Шоло-
хова, никто из нашей многочисленной. и
славной плеяды советеких писателей не
создал столь же значительных произведе-
НИЙ о колхозной деревне.

Я не в укор говорю, не в осуждение; мои
слова — добрый‘совет человека, который
хочет, чтобы дело, которому он служит
всю свою жизнь, — процветание нашего
сельского хозяйства, — было представлено
и в литературе. Е

Есть, конечно, произведения, которые
косвенно затрагивают этот вопрос. С моей
	` точки зрения поэма «Василий Теркин» стоит
на высоком художественном ‘уровне. Василия
Теркина легко узнать в толпе. Это — соби-
рательный образ настоящего, простого <о-
ветского человека.

Чувствуется, что Василий Теркин ступал
твердым шагом и по своей родной земле, и
по чужой, от ветерка не гнулся, и пронес
достоинство своего народа через: все смерт-
ные муки страшной войны. Возможно, в по-
эме есть недостатки, но все-таки «Теркин»
не умрет. Советский читатель по заслугам
оценил этот образ, он. стал вроде близкой
родни каждому из нас.

Но в «Теркине» показан колхозник на
войне, а нам хотелось бы читать побольше
книг о жизни нашего героического совет-
ского крестьянства, о его труде.

Все мы знаем, как высоко оценил’ Иосиф
Виссарионович Сталин трудовой подвиг на-
шего колхозного крестьянства: в дни ‘войны.

Показать это новое крестьянство, и пе-
ред войной, и во время войны и, наконец,
показать его подлинно героический труд по
восстановлению и под’ему сельского хо-
зяйства, — это, мне кажется, главная за-
дача нашей литературы. Вы ведь знаете, как
героически работали колхозники в освобож-
денных районах, а сами при этом жили в
землянках. .

И нам хочется, чтобы эти высокие каче-
ства советского крестьянина были обяза-
тельно Изображены не сусально, а чтобы
наш колхозник был нарисован со всеми до-
стоинствами и порой присущими ему сла-
бостями. . :

Benth g KONXO3AX @CTh различные люди,
встречаются и такие, которые не прочь рас-
‚ ширить свое личное хозяйство, чтобы извле-
кать из него выгоду. По-моему, и это не на-
до скрывать; Не надо. изображать все так:
«Гром победы, раздавайся, веселися, .храб-
рый Росс!».

Нам не нужны и протоколы. Протоколы
	CUATFVVDAUDEVSENETOEEREUSNU UE REET GEE
	Главному редактору „Л итературной газеты
	тов. ДЛ. Серпилину
	писателей Украины, газета иризечие Ve
на передовой линии борьбы за высокую
большевистскую идейность украинской ли-
тературы; призвана стать одним из первых
помошников украинских писателей в осу-
ществлении тех задач, какие выдвигаются
перед литературой партией „Ленина—
Сталина.
	Желаем «Литературной газете» успеха BO
всех ее трудах, и начинаниях, направленных
к дальнейшему, еще большему расцвету ук-
раинской советской литературы.
	Президиум Союза советских писателей СССР
		Президиум Союза советских писателей
СССР горячо и дружески приветствует ре-
дакционную коллегию и коллектив сотруд-
ников украинской «Литературной газеты»
в связи с 20-летием ее издания.

«Литературная газета» за эти 20 лет ве
‘мало сделала для укрепления и расцвета
украинской советской литературы, для op-
танизации и политического воспитания УК-
раинской литературной общественности,
	дачи поставлены перед «Литературной га»
Той» сейчас, В ГОДЫ послевоенной‘ сталин-
	КИЕВ PE€OAKUYUU yh umepamy prot газеты“
	Горячо приветствуем братскую газету ти

сателей Украины.
что и сейчас, в Годы

Мы твердо верим,
новой сталинской. пятилетки; вы постоянно

ЕЕ ВЕС:

НОВОЙ сталинской пятилетки, вы постоянно
будете помогать писателям Украины в ре-
шении новых и сложных творческих задач,

вылвигаемых партией Ленина—Сталина пе-
aan И я emamoiay waporoRn Co-
	Мн не сомневаемся в Том, ЧТО вооружен:
	ные мудрыми решениями IK BKII(6) по
вопросам литературы и искусства, развер-
лывая творческую критику и самокритику,
вы будете всемерно содействовать дальней-
шему идейндму и художественному росту и
зозым победам славной украинской совет-
	‘ской литературы.
	От всего сердца желаем успеха!
Релакция «Литературной газеты».