Х1 ПЛЕНУМ ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР

секретаря ССП ССОР А. ФА
	режил вее бури и овладел всеми события-
ми. Он подлинный герой борьбы индивидуа-
лизма с коллективизмом, романтизма с реа-
лизмом, духа с техникой, искусства с про-
пагандой». Это в комментариях не нуждает:
ся.

Вот почему и приходится говорить, обра-
щаяжсь к нашим иным представителям
формалистско-эстетской школы; подумайте
	о том, кто за вас цепляется!
	Марка Твена. Марк Твен жил очень долго,
он увидел крах собственных идеалов и
нравственных представлений Ноя, ‚беру

арка Твена периода «Тома Сойера»,
«Жизни на Миссисипи», «Геккльберри Фин:
на». Марк Твен — несомненно реалист, по-
тому что он правдиво изображает и крити-
кует ханжество, лицемерие, корыстолюбие,
	Окончание доклада генерального
	«Песни древней «Эдлы» о Зигурдё и Му:
ромекая легенда» и пр. и пр. :

В. Шишмареву очень нравится, что в
процессе своего дальнейшего путешествия
«Веселовский так освоийся в Италии, на-
столько проникся местными интересами,
что у него появилась даже идея, а затем
и возможность совсем устроиться в Ита-
	лин, тем более, что в Москве о нем как-
то забыли». $
	В другом месте В. Шишмарев называет
Италию просто «соперницей родины». Поэ-
тому уже трудно удивиться, читая такие
строки: «К речи о Пушкине Веселовский
тотовится серьезно, т. к. Пушкин был его
любимым русским поэтом, в какой-то мере
	папоминавшим ему его итальянского лю-
бимна Боккаччо» _
	В. Шишмарев целиком и полностью при-
нимает фальшивую теорию Веселовского об
иностранном происхождении древних рус-
ских былин, а уж об апокрифических ска-
заниях и говорить нечего. Так «Послание
новгородского архиепископа Василия к твер-
	Как видите, теория «чистого искусства»,
противопоставленная «банальному реализ-
му», легко сливается с грязным натурализ-
мом в изображении человека,

Некий Шиманский в статье «Долг моло-
дых писателей» («Лайф анд леттерс тудей»,
1943 г., февраль) противопоставил работу
Пастернака работе всех наших 1исателей:
«Работа Шолохова, Эренбурга и т д. в луч-
шем случае является образцом хорошей
	шем случае является образцом  хорошей
журналистики...». «Только Пастернак  пе-
т

му епископу Федору, относящееся к
ХГУ веку», «носит на первый взгляд вполне
русский характер», но потом выясняется,
‘что это «вроде... немецкой поэмы (ХИТ век)
Генриха Нейенштадтского».

Повторяю, ‘работы Веселовского, благо-
даря его огромному знанию фактов, могут
послужить полезным источником для чело-
вёка, владеющего марксистской научной
методологией. Но горе-последователи Ве-
селовского молятся на его худшие сторо-
ны, пропагандируют их и внедряют в умы
молодежи самое ложное представление oO
месте и роли западноевропейской ‚Питера
турной науки.

Не должны ли президиум Академии наук
ий Министерство высшего образования по-
интересоваться тем, что у нас в Институте
мировой литературы им. Горького и в Мос-
ковском и в Ленинградском университетах
возглавляют все дела литературного обра-
	зования молодежи попугаи Беселовского,
зго слепые апологеты?
	Лев Толстой известен, как беспошалный’
	ных идеалов И   реалист, срыватель всех и всяческих ма.
ний Ho я беру   сок. Но Толстой, величайший писатель Рос.
«Тома Сойера»,  сии, лал целую галлерею положительных
Геккльберри Фин-  ‘образов, начиная с образов «Войны и мн-
	ра». Это благодарная задача — показать, на-
сколько беспощадный реалист’ Толетой был
в то же время и «романтичен». Вспомните
	МР: НУ ИСК СНОВА СЕ

невежество американского общества, прав-   повесть «Хаджи Мурат»: Такое разоблачн-
	диво ‘показывает противоречия богатства и   тельное по отношению к царскому строк
таят В ло щь воемя несомненно и Том   произведение, как «Воскресение», является
	ческих ‚ произведением,
	одновременно и самым «романтическим» его
	Известно, что эту черту «романтичности»
	Марка Тве-   русского критического реализма первым от-
	Но только Горький первый достиг орга:
	нищеты. В то же время несомненно ий 12%
Сойер, и Гек Финн, и герои Миссисипи —
это герои, несущие немало романтически»
черт, они выступают, как носители положи-
тельных нравственных идеалов Марка Tre.
	NN DE ед КС ОЕ >

на. И недаром эти произведения живут так   метил Горький.

И rr. 1 НЕ ЗА
	АЕ И та
долго. являясь любимым чтением ребят

Вопросы. социалистического реализма
	Напомню, что говорил тов. А, А. Жданов:   мание на «изображение мира, каков он есть»,
	что по Бальзаку предполагает «движение и
мечту», т. е. романтику.
	Бальзак был, несомненно, реалистом, по-
	«Показать этн новые высокие качства со-
ветских людей, показать наш нарол не толь-
ко в его сегодняшний день, но и аглянуть
в его завтрашний день, помочь осверить про-
жектором путь внеред— такова залича каж-
дого добросовестного советского тисателя.
Нисатель не может плестись в хвочте собы-
тий, он обязан итти в передовых  ядах на-
рода, указывая народу путь его азвития.
	в его завтрашний день, помочь освегить иро-   тому что он дал исключительный по размаху
	и по силе социально - экономический разрез
современного ему общества, Но он смог вер-
	Нисатель не может плестись В xBoqre собы-   но отразить действительные ‘исторические
тий, он обязан итти в передовых  ядах на-   события потому, что изобразил общество в
	движении — до французской буржуазной ре-
	Всем известно. что эта особенность твор”   нического слияния реалистическото и рево-
	чества Марка Твена порождена освободи- люционно-романтического начал, потому
тельной борьбой Северных Штатов против   что у Горького впервые его литературный
uray Wo слом известно. что никогда   положительный герой совпал. < подлинным

лось более жизнерадостных и правдиарютло

книг, =
Какие из этого следуют выводы?
Первый вывод. Буржуазный реализм на-
иболее полнокровен, когда он пронизан,
согрет, освещен прогрессивными идеями. В
ХГХ веке не было во Франции более круп-
	и правдивых   большевиком. Гак Горький стал родоначаль-
	ником социялистического реализма,
Какие, из этого следуют выводы? Сила
русского реализма об’ясняется силой осво-
бодительного народного движения в Poo.
сии. Сила русского реализма “в той его осо»
бенности, что в нём всегда или почти всегда
	Руководствуясь методом социалистического   волюции и после нее. И Энгельс отметил эту
	реализма, добросовестно и внимательно изу-
	чая нашу действительность, старажь глуб-   политическим
	же проникнуть в сущность процесерв наше-
	го развития, писатель должен восвитывать   венное моральное начало там,
	народ и вооружать его идейно. Отберая луч-
шие чувства и качества советского ловека,
раскрывая перед ним завтрашний его день,
	замечательную черту Бальзака. Будучи по
политическим убеждениям легитимистом,
Бальзак сумел увидеть передовое  общест-
венное моральное начало там, где только
его и можно было найти в его время, т. е. у
республиканцев. ° Бальзак - романтик, со
всей присущей ему противоречивостью  ми-
	О пережитках буржуазного национализма
	ская и Россия ‘декабристов, Белинского, ре-
волюционных демократов, народовольцев,
марксистов-ленинцев, Россия Пушкина, Тол-
стого, Чехова, Горького. Это во-первых. Во.
вторых, кроме колонизаторской России су-
ществовали другие . государства-хищники,
угрожавшие существованию малых народов.
Мы не хотим, чтобы идеализировали коло-
	Когда проблема советского  патрио-
тизма и борьбы с низкопоклонством перед
всем заграничным встает перед нашими на-
‘циональными. республиками, то во многих
из них говорят: советский ‘патриотизм —
это наша общая тема, но низкопоклонства
‘у нае нет.
		в Сое-
	лее крупного. реалиста, чем Диккенс,
линенных Штатах Америки, чем
	утверждающее начало и. в то же время он
	Марк   остается самым критическим реализмом из
	Русский реализм — самый идейный, са-
мый политически-окрашенный, ‘самый тен-
денциозный. И именно лоэтому русский
реализм самый свободный, полнокрозный
	реализм самыи свооодныи, полнокрозный, —
в   богатый и неожиданный по форме.
	Это хорошо понимал Л. Н. Толстой, «Ис.
	Тяен. Следовательно, буржуазный реализм   всех, которые знал мир.
	наиболее полнокровен, когда OH произра-
	стает на почве больших OONLECTBE HED
движений и пронизан, согрет, освещен
прогрессивными идеями.

Второй вывод. Буржуазный реализм в
этот период наиболее полнокровен, в Ча-
	мы должны показать в то же времт нашим   ропонимания, страстно ищет модальный иде-
		людям, какими они не должны быту, долж-
ны бичевать пережитки вчерашнего дня, пе.
	ал, чтобы противопоставить его растущим
на глазах порокам капитализма, Он килает-
	режитки, мешающие советским людям иТТИ   ся ОТ ОДНОГО идеала к другому и, как ви-
	ред».
	В этих словах тов. А. А. Жданова развита
целая программа социалистического реализ-
ма, над которой очень и очень следует по-
раздумать нашей критике. :

i
	Мы должны показать нашего  чловека
правдиво и показать таким, каким эн дол-
жен быть, осветить его завтрашний день.
	Это заставляет нас подумать о том прису-
щем социалистическому реализму ряволю-
	дите, находит его там, где его только тогда
и можно было найти.
	Бальзак сам сознавал эту особенность
своего творчества: «.. Это мы создаем на-
стоящую ‘действительность, — писал он,
возражая против эмпирического, ползучего
	реализма. — Она подобна вот этой чудес-
ной груше Монтрейля, которую с `бесконеч-
ным трудом выращивают в течение ста лет.
	Та действительность, о которой говорите вы,
полобна горькому плоду лесной груши, ко-
	Гравильно ли это? Например, товарищи из   Мы не хотим, чтобы идеализировали коло-
ибалтийских республик, конечно, не булут   низаторскую Россию. Но мы хотим, чтобы
	видели историческую необходимость и про-
грессивность вхождения в состав Россий-
ского государства для целого ряда народов,
чтобы не быть им задавленными ‘другими
хищниками, которые увели бы эти народы с
той великой дороги, на которую они могли
вступить благодаря наличию передовой ре-
волюционно-демократической России, Рос-
сии, матери величайшей культуры, России
болыневиков. Октябрьской революции, Poe,
сии, первой прорвавшей фронт империализ-
ма.

В изображении исторического прошлого
надо не только показать колонизаторскую
роль царизма. Сейчас гораздо важнее пока-
зать тех людей в прошлом своего народа,
которые поняли, что их народу по пути с
русской культурой, и поняли, что освобож-
дение Казахстана не может быть вне рево-
люцнонно-демократической России. Таким
человеком в Казахстане был Абай Кунан-
баев. Это справедливо в отношении боль-
пинства наших республик. В Азербайджане
таким был Ахунлов, в Армении — Налбан-
дян и Абовян, в Северной Осетии-_Коста
Хетагуров, в Татарии — Тукай.

Тукай был замечательным ‘человеком. В
1905 голу, когла восторжествовала реакция,
когда поднял голову пантюркизм, пан-исла-
мизм, стали призывать татар, чтобы они пе-
	реселялись в Гурцию, Гукай написал. сти-
хотворение «Не уйдем!». Он называет там

Турцию страной ярма и вечных стонов, а
про Россию пишет:
	здесь родились мы, здесь росли, вот
здесь мы встретим смертный час.

Вот с этой русскою землей сама судьба
связала нас,

Прочь, твари низкие, не вам, не вам,

‘смутить мечты святые:

К единой цели мы идем, свободной мы хо-
тим России,
	Провозглашая эту илею дружбы народов
в стихотворении «Великая истина», Тукай
пишет: -

Нам издавна другом был русский народ—
И разве конец этой дружбы придет?
Да, мы родились и растем в вышину,
Нанизаны словно на нитку одну.

Когда пантюркисты выдвинули лозунг
перехода на турецкий язык, Тукай об’явил
этот язык неприемлемым для себя. О ту-
рецких позтах он говорил, что они никак
не могли быть образцом, ибо турецкие поэ-
ты всю жизнь только и делали, что вос-
хваляли султанов и их невольниц. К лицу ли
это государству, где-есть Пушкин и Лер-
монтов? — писал Тукай. Он прекрасно по-
нимал, что есть в России.
	Я далыне он писал: «Наша нация, как
и другие нации, нуждается в людях, спо-
собных отстаивать интересы обездоленио-
го, беззащитного люда, которые могли бы
об’яснить, что времена обмена пяти бепня-
ков на одну собаку прошли. Наша нация
нуждается в Пушкиных, Толстых, Лермон-
товых. Короче говоря, и нашей нации нуж:
ны настоящие писатели, художники, музы-
канты и прочие, которые способствовали
бы, как и у других, — прогрессу».

Вот такие люди, как Тукай, были во
всякой нации. Я бы советовал, между про-
чим, армянским товарищам поинтересовать-
ся этим и вместо того, чтобы избивать Ана-
ит Саинян, поинтересоваться, ночему в Ар-
мении все романы отображают события не
ближе Т/—\ веков, а то и до рождества
Христова, почему нет романов о великих ре-
волюционерах-демократах Налбандяне и
Абовяне? Почему в Азербайджане пе создан
всесоюзно известный большой _ роман об
Ахундове?

Все прошлое нам необходимо — это вер-
но. Мы должны его пересматривать и ис-
пользовать ‘из него лучшее. Но с точки
зрения понимания. сегодняшних задач ук-
репления дружбы народов, развития совет-
ского патриотизма, мы должны поднимать
в прошлом наших народов передовых рево-
люционных демократов. Этим мы сделаем
великое лело.
	Русский декаданс всегда плелся в хвосте
у занадноевропейского, раболенно: подбирая
об’едки с чужого стола. Он несет те же
черты и не случайно был в числе идейных
противников советской литературы на всем
протяжении ее развития. Он остается им и
до сих пор, Он имеет смелость выступать
под флагом «чистого искусства», ‹«изкус-
ства для искусства», хотя потерял главное
содержание искусства — человека, челове-
ческое общество. Вспомним грязный зооло-
гический натурализм Пильняка и рядом с
ним реакционную «романтику» Клюева.

Обывательское злопыхательство Зощен-
ко и религиозная эротика Ахматовой не
случайно идут рядом.

Это явление имеет место и в литературах
других народов СССР. Вот, например, книж-
ка новелл Гамсахурдиа, которая вышла
накануне постановления Центрального Ко-
митета партии. В этой книжке Гамсахурдиа
слиты воедино грязное, низменное изобра-
жение человека и пошлое эстетство. В од-
ной из первых нозелл — «Порцеллан»
(1916 г.) описана встреча автора с некоей
баронессой в Мюнхене. Тема их разговора —
судьба искусства. По Гамсахурдиа, «лейст-
вительность явная ложь», и поэтому он
вместе со своей баронессой упрекает ис-
кусство за то, что оно якобы «тонет в ба-
нальном реализме». Тут же высказывается
полное пренебрежение к политике. Короче
говоря, Гамсахурдиа выступает  сторонни-
ком «чистого искусства», «искусства для
искусства». А дальше следует новелла
«Лил», написанная в советское время, где
морально растленный доктор Шарухия так
говорит о человеке: «..Разве заслуживает
любви человек, у которого грязь и гной те-
чет из множества пористых мест...». Или:
«Человек — это кожаный мешок, наполнен-
ный кровью»,

Это такая характеристика человека, ко-
торая подстать выродку Селину. Далее в
новелле «Молоко женщины» автор противо.
поставляет вообще зверя человеку, как бо-
лее высокое начало: «Чем ближе я знаком-
люсь с человеком, тем больше у ‘меня растет
любовь к собаке». Автор рекомендует «так
	закалить сердце, чтобы жалость не проник-
ла в него. Кто жалеет мир, того мир нн-
когла не пожалеет».
	прибалтииских республик, конечно, не будут
отрицать, что в условиях существования
буржуазных правительств в Латвии, Литве,
Эстонии, там’ воспитывалось целое поколе-
ние под эгидой лженаучных западных тео-
pul, там есть люди, усвоившие самое вред
ное, «модное», эпигонское:

Не будут и грузинские товарищи отри-
цать, что прузинский символизм, конечно,
вырос на какой-то своей почве, но и он ©ло-
жился в значительной мере под западными
влияниями французского символизма, и не
случайно в «Голубых рогах» оказались лю-
ди, которые связаны с худшими фашиствую-
щими империалистическими кругами Запада.

Но есть и другая сторона, когда мы ста-
вим тему о советском патриотизме: у совет-
ского патриотизма нет большего врага и
противника, чем пережитки, предрассудки
буржуазного национализма. Вель буржуаз-
ному национализму особенно зажно увести
в прошлое, идеализировать, поднять все-са-
мое косное и отсталое, националистическое
из того, что было в прошлом, чтобы сказать,
что это прошлое было интереснее, чем на-
стоящее. Ведь буржуазные нанионалисты
идеализируют это прошлое не в интересах
развития наших республик. Всем уже изве-
CTHO, что буржуазные националисты давным:
давно являются агентами иностранного ка-
питала, Что их нитает? Их питают, во-пер-
вых, отдельные охвостья этого национализ-
ма, которые еще остались, а также и про-
сто капиталистическае пережитки в созна-
нии людей, И здесь еше нужна настоящая,
серьезная борьба.

Тему советского патриотизма нельзя под-
нять без правильного понимания развития
собственной нации, ее пути.

Вы помните, Центральный Комитет в. по-
становлении о репертуаре наших театров
указал на некоторыё недостатки литерату-
ры народов СССР: уход в историю, идеали-
запия. прошлого:

Мы сейчас готовимся к юбилею велико-
го гения азербайджанского народа, миро-
вого гения — Низами. На чем сосредоточе-
но внимание отдельных исследователей?
На юбилейных заседаниях предложено, на-
пример, обсудить тему: «Низами и азер-
байджанский ренессанс». В газете «Ба-
кинский рабочий» в статье тов: Ибрагимова
«Праздник культуры азербайджанского на-
рода» читаем: «Гворчество Низами  пред-
ставляет собой наивысший расцвет литера-
туры и искусства Азербайджана ХИ столе-
тия, — золотого века нашей национальной
культуры». Простите, — какой же это
золотой век, товарищи азербайджанцы? На
вашей шее сидели персы, сидел Ширван-
тах. Низами с горечью говорил, что он не
может писать на родном языке. Почему же
это золотой век?

В изображении прошлого есть свое поло
жительное начало: люди хотят осмыслить
свою историю, это имеет немалое значение
в деле под’ема национального самосознайия.
Но есть именно «уход» в прошлое — там,
где не до конца разоблачены напионалисти-
ческие влияния, предрассудки и пережитки.
В ряде республик имеются произвеления по
истории родной литературы, которые дают
совершенно неверное освещение истории
данного народа. —

Нам была предложена к изданию в <Со-
ветском писателе» книга Е. Исмаилова
«Казахская советская литература». Сразу
видны принциниальные ошибки этой книги,
имеющие глубокие корни. В ней идеализи-
руется феодальный ханский период истории
Казахстана. Ханы сражались с русским ца-
ризмом, но одновременно они сражались и с
ханами — узбеками, киргизами. Ханы — фе.
одлалы и воры поданы, как героиеа ханская
резня изображается, как борьба за создание
Казахского государства. Автор идеализи-
рует певцов, которые воспевали подвиги ха-
нов, и выдает это За «героический период ка.
захской литературы». Литературу того вре-
мени, когда Казахстан стал частью Росхсий-
ской империи, автор называет литературой
«эпохи скорби».

Здесь явная путаница понятий. Забывают,
что у нас было две России — Россия цар-
	Сколько ни перечитываешь постановле-
ние П.К партии и доклад. тов. А. А. Ждано-
ва о журналах «Звезда» и «Ленинград», не
перестаешь поражаться тому, насколько
метко был нанесен удар аполитичности и
безидейности. Ведь Зошенко и Ахматова
сильны не сами но себе. Они являются как
бы двумя ипостасями глубоко чуждого и
враждебного нам явления. Это становится
особенно ясным, когда бросишь взгляд на
то, что происходит в литературе Западной
Европы. Мы не будем говорить о наших
друзьях, мы знаем, что порождает сильную
сторону их позиции. Посмотрите, до чего
докатилась литература Западной Европы,
какова сульба тех, кто именовал себя но-
сителем «нового». И станет наглядно ясно,
что писания Зощенко и Ахматовой являют-
ся отражением на нашей почве того про-
цесса, который в условиях Западной Ев-
роны дошел до свбего логического конца
и выражает там глубокий духовный кризис.
	Идейными учителями  западноевропей-
ского декаданса являются эпигоны суб’ек-
THBHOTO идеализма — Нинше, Бергсон,
Фрейд. Они внесли в литературу, вопреки
тем моральным идеалам, которые согрева-
ли классический реализм и романтизм,
страшное обесчеловечение. Эти «учителя»
— Ницше, Бергеон, Фрейд провозгласили:
долой какие бы то ни было закономерности
общественного развития! Долой обществен-
ную мораль! Долой человека! Долой ра-
зум! Да здравствует подсознательное, зве-
‘PHU инстинкты, зоологический  индиви-
дуализм, мистика, эротика!

Это сопровождается в области‘ литерату-
ры неизбежным распадом формы. Можно
судить о том на примерах Пруста, Джойса,
Дос Паесоса, Селина, Сартра.

В развитин западноевропейского дека-
данса с предельной ясностью обнажены ‘эти
уже почти слившиеся две ипостаси литера-
турного вырождения: зоологический натура-
лизм, с одной стороны, и заумная символи-
ха, с другой, прелставляющая зачастую ту
же эстетизапию низменного в человеке,
	ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
9: ее ‚ Ne 96
	Наши идейные противники
	стности потому, что ему наиболее присуще   тория русской литературы со. времен Пуш,
	кина, — писал ов, — не только представля-
ет много примеров такого отступления от
	в. этот период прогрессивнон рее
Па еда аа     Ope TearcTPReHHO. cove-
	ское начало, которое, естественно,
тается с наиболее беепоитадной кр
	наиболее беспоитадной критикой   европейской формы, но не дает даже ни ол-
	по отношению к современному обществу.   ного примера противного. Начиная от «Мерт.
Расщенление романтического н реалисти-  вых душ» Гоголя и до «Мертвого дома» До.
ческого начал — не на пользу обоим: теряет   стоевского, в новом периоде русской лите-
и реализм, теряет и романтизм. ратуры нет ни одного художественного про-
	запческочо произведения, немного выходя-
щего из рамок посредственности, которое
бы вполне укладывалось в форму романа,
поэмы или повести».

Сочетание прогрессивного романтического
начала с реализмом свидетельствует о на.
	Третий вывод; Вуржуазныи реализм это-   заического произведения,
	го периода наиболее политически окрашен,
идейно насыщен, тенденциозен в самом вы-
соком значении этого слова.

Трудно себе представить более тенден-
циозных художников, чем названные мною,
	в смысле отстаивания и пронагандирования
своих идеалов. Эта тенденция проявляется
у них и в личных высказываниях художни-
ка и вложена в уста персонажей. Доста-
точно вспомнить изобличение капитализма
Бальзаком через высказывания Вотрена. До-
статочно вспомнить гневное обращение
Диккенса к королю и министрам после
смерти беспризорного мальчика в «Хочод-

ee NS OS IIE IEEE aE AMIE EE PR AT

личии у хуложника нравственных идеалов,
за которые он борется, ради которых ок
критикует все, что ему мешает. И благода:
ря этому его творчество’ становится нова-
тореким, оно приобретает величавые и в
то же время простые, естественные, свобод:
ные формы, .
	».. таточно вспомнить рассуж у
ном. AOMe Дост ОИ, В Это особенно важно видеть, чтобы пон.

Мы ПИ АСЕ Ач РЕВ, ЗАМ ПАЛ
дения Твена о рабстве в «Приключениях = : т и в.
Геккльберри ие Следовательно, в этот   МАТЬ. насколько неверны формалистско-э-

TATOW WS Оита Поти. ^^ мол НА АНА лы.
	О ee eee OES

период  буржуазный реализм
идейно, политически окрашен,
тенченциозен.

’ наиболее   Тетские измышления о том, что идейность,
наиболее   СВЯЗЬ с политикой, борьба за общественные
идеалы будто бы снижает искусство.
	_ Четвертый вывод. В этот период. буржу- Пушкин, «Лермонтов, Тоголь, Тургенев,
азный реализм наиболее естественен, сво- Некрасов, Толстой, Салтыков-Шедрин, До.
боден и богат по форме. Среди писателей   стоевскии, Чехов, Горький — эти великие
3 ой Европы и Америки трудно ука-  художники слеловали один за другим; мно-
wpe i р гие из них сосуществовали вместе. Это по:

* . a.
елей с большей свободой литер у ,
и ‘opus чем форма Бальзака, трудно   Казывает. какой ray6oxul процесс развития
 =. + т Е EE BN
	происходил по сушеству в народной жизни
России: при кажущейся стабильности об:
щественного порядка новое рождалось тут
же, одно за другим.

А что можно сказать о формалистском но-
ваторстве? Ведь декаданс в Западной Ев-
ропе насчитывает уже лет 80, а у нас в
России более 50 лет. И не только топчется
на месте, а все ‘более деградирует. Это oco-
бенно нагляйно в такой области искусства,
как живопись. Трудно сказать, чтобы из
так называемых «левых». художников, ко:
торые появились носле Матисса и Пикассо,
чтобы хоть кто-нибуль из. них TP RASH
прибавил к Пикассо и Матиссу. Эти ху-
дожники уже несколько десятков лет оста.
ются все в одном и том же кругу, — какое
же это новаторство? Это старая, престарая
школа. Отличие последователей Матисса к
Пикассо от родона чальников школы состонт
в том, что последователи просто художесте
венно неграмотны. Вели их попросить изо-

бразить натуру, они не сумеют’ этого сде:
лать.

Старому’ русскому реализму тоже mpucy-
щи были свои слабости. Главная слабость
его состояла в том, что и старый русский
реализм не мог изобразить того положи:
тельного героя, который в реальной истори:
ческой действительности являлея положи
тельным героем, ее завтрашним днем:

Какие счастливцы мы, хуложники <овет-
ского социалистического общества, когда в
нашей действительности реально существует
новый советский человек, носитель самой
передовой всечеловеческой морали! Впервые
из-под пера художника возник герой лите-
ратуры, который является подлинным героем
жизни, творцом и созидателем коммунистн-
ческого общества.
	Именно благодаря этому обстоятельству
наш социалистический реализм представляет
собой полный органический синтез реализма
с революционной романтикой. Это совершея-
но новый реализм. Он открывает новую гла-
	пи сателей   во ea. в художественном развитин человечест:
	Эти Черты социалистического реализма
обеспечивают ему возможность быть самым
мощным и прогрессивным реализмом. В нем
утверждение новой ‘морали органически
слито с критикой всего отсталого, уродливо-
го, что является пережитком ‘ капиталисти-
ческой морали.

Советская литература в этом смысле яв-
ляется самой партийной ни самой тенденциоз:
Ной литературой. Но именно поэтому она
является самой свободной и полнокровной
по существу и самой новаторской по форме.

Она — законный наследник не тольхо рус-
ской, но и западноевропейской и всей  \и-
ровой классической литературы. Но она не
только продолжатель, она зачинатель новой
литературы нового мира. И в этом ее всэ-
	мирное историческое значение,

› То, что я высказал сейчас, —— это моя
творческая точка зрения. Я не предлагаю
это как обязательную программу. Но пора,
давным давно пора серьезно ставить вопро-
сы теории нашей литературы, нашего даль-
нейшего развития.
	ae

Товарищи! Десять месяцев прошло со вре.
мени постановления ПК партия. Мы за это
время стали гораздо богаче, умнее. Мы яс-
	нее вилим и наши великие творческие цели,
и нашего идейного противника.
	Мы должны развивать все то положитель-

ное, большое и величественное, что дал нам
в руки наш великий народ, наше великое,
единственное. в мире госупарство, Наши ве-
ликие учителя Ленин и Сталин.
’ Мы не можем итти вперед, если мы не ли-
квидируем ‘до конца“в нашей среде пере-
житки того положения, которое было у нас
до постановления Центрального Комитета
взаимных амнистий, приятельских  отноше-
ний, боязни критики и самокритики. Там,
где критика и самокритика ло сих пор не в
почете, где еще существуют пережитки при-
ятельских отношений, там, — несмотря ка
то, что путь уже расчищен, что писать стало
легче; что новые кадры нодходят,—там все
еще существуют элементы  аморфности,
идейной неясности, аполититности.

С этим; действительно, пора уже кончать,
товарищи! .

Можно не сомневаться. что поля BNORHOB-
	р

ляющим руководством нашей славной ком-
‚ мунистической партии и великого Сталина
	A A EEE MDI YO,  BCOMMBDHO-HCTOPHAE.
ского значения литературу, которую ждет
от нас наш ирекрасный советский народ; все
передовое человечество, Е
аплодисменты).
	представить себе более искусную и в то же
	время вместительную форму, чем нашел
Диккенс, и можно поражаться легкости и
естественности формы Марка Твена.

Но старый западноевропейский реализм
имел свои слабости. Главная его’ слабость
состояла в том, что кроме названных: писа-
телей нельзя указать почти никого, кто бы
пытался показать положительного героя.
А у названных писателей носителями про-
грессивного, передового начала, носзителя-
	ми положительных идеалов были те люди,
	которые на самом деле, в реальной денст-
вительности не могли утвердить эти начала
и эти идеалы. Давно уже доказано нашим
литературоведением. что буржуазный реа-
лизм в своей положительной программе не
мог выдвинуть того подлинного героя, ко-
торый в их время был реальной движущей
силой истории, ее завтрашним днем. *

В свете взятых мною вопросов русский
классический реализм Х[Х века был неиз-
меримо выше западноевропейского, а тем
более американского.

Великой русской литературе ХХ века
почти не свойственен был разрыв резлисти-
ческого и романтического начал. По мет-
кому выражению критика Т. Мотылевой,
русскому реализму не надо было выбирать
между «некрасивой реальностью» и «нере-
альной красотою». Начиная с Пушкина,
можно проследить; что романтическое на-
чало является характерной чертой русского
критического реализма. Нет никакой воз-
можности подробно останавливаться на
характеристике этого явления, но надо ска-
зать, что оно порождено великими. эсвобо-
цительными народными движениями в Рос-
сии с их поисками счастья и справедли-
вости.

Гений Пушкина — выражение того воз-
росшего национального самосознания, ко-
горое заявило о себе в результате победо-
носной, справедливой Отечественной войны
1812 года. Нельзя не поражаться необык-
новенной мощи народных движений в
России, когда вскоре за Пушкиным, за Лер-
монтовым начали чувствоваться в литера-
туре подземные толчки революционно-демо-
кратического движения, крестьянской ре-
волюции, которая окрасила собою творче-
ство всех крупных русских писателей
ХХ века.

Это не значит, что все русские писатели
были. на стороне революционно-демократи-
ческого движения. Некоторые из них даже
не понимали того, что происходит вокруг.
Но они видели, чувствовали силу pyceKo-
го народа, чувствовали, что жизнь не стоит
на месте, чревата большими переменами,
верили в возможность торжества справедли-
вости на земле, и кажлый по-своему стре-
милея воплотить; утвердить свой идеалы в
положительных образах наряду с беспощад-
‘ной критикой существующего строя. Осо-
бенность русской литературы —— стремление
видеть и находить элементы красоты в са-
мой действительности. Отсюда — привле-
кательные, светлые, сильные, положитель-
ные образы русской литературы.

Пушкин дал не только Татьяну Jlapuny.
Пушкин увидел в Емельяне Пугачеве крун-
ного деятеля, показав его обаятельным,
и сделал его единственным носителем
справедливого начала в «Капитанской доч-
ке» (в отношении сульбы юного Гринева).

каким переворотом в литературе было
изображение крестьян в «Записках охот-
ника» Тургенева! Западноевропейская ли-
тература изображала’ крестьянина зверем
или идеализированным «пейзанином». A
Тургенев показал, что наш русский крестья-
Чин — это замечательный своеобразный
характер; крепостной крестьянин изобра-
жен Тургеневым правдиво, человенно. До-
статочно вспомнить Касьяна с Красивой
Мечи, Лукерью из «Живых моей», Гераси-
Ма из рассказа «Муму». ‘наконец, Хоря и
Калиныча из одноименного рассказа и мно-.
гие другие образы.

Что же можно сказать о Некрасове? Го-
ворят, Некрасов «втащил прозу в свою поз-
зию», но это формальная сторона дела, ко-
торая еще не определяет Некрасова. Некра-
сов первый в русской реалистической поз-
зии сумел с необыкновенным, приподнятым,
романтическим чувством воспеть мужика с
его мужицких позиций. Вспомните поэму
«Мороз, Красный нос», — ведь это гимн рус.
ской женщине-крестьянке!

Великого нашего драматурга Островско-
го многие считают бытописателем. А какой
же он бытописатель? Вспомните его Кате-
рину. Реалист Островский сознательно ста-
вил перед собой «романтические» задачи,
Во время работы над комедией «Бедность
не порок» он писал: «Пусть лучше русский
человек ралуется, видя себя на сцене, чем
тоскует... Чтобы иметь право исправлять

м g3 a

ционно-романтическом начале, без которого   торый ни на что не годен. Настоящую дей-
	нет социалистического реализма. С гругой
	ствительность, действительность в искусст-
	стороны, товариш Жданов подчеркивает, что   ве, надо выращивать, как грушу Монтрей-

это революционно-романтическое наяло He.
	мыслимо без критического начала m OTHO-
шению ко всему отсталому, косному. Без
этого не может быть социалистическото рез-
лизма. Человек, который борется за какой-
либо идеал, естественно, наиболее мивно и
остро критикует все то, что мешает дости-
жению его илеала. :
	  ряли.
В нашей литературно-теоретической рабо- .
+   : SCH HOC ак   НИ-
те недостаточно прояснен вопрос 9 ревд-   974 OCo ть Бальзака, как худож

т + >
люционно-романтическом начале в сакиали-   Ка, об ’яснялась, — и это уже доказано на-
	стическом реализме. Что мы понимайм нод   шими литературоведами, — тем, что его ми-
революционной романтикой? ропонимание на деле было гораздо шире,
Известно, что существует много «тарых  чем его внешний. поверхностный  легити-
	школьных, «профессорских» определений
романтизма и романтики. Недотаток
их в TOM, что они пытаюфея об- Анализируя творчество Бальзака, наши
нять совершенно фазные явления Оче-   Литературоведы доказали, что он руковод-

MH3M, °
	видно, мы пойдем по правильному   ствовалея во многом ученйем французских
пути, если в основу нашего понимания pe-   просветителей конца ХУШ столетия, Свет
волюционной романтики положим изветные   Французской буржуазной революции лежал
высказывания Ленина в статье «Чл де-   на Бальзаке. И расщепление французской
	лать?» по вопросу. о мечтаниях. В. И. Ленин,
как известно, цитирует высказывания Писа_
рева: «Моя мечта может обгонять естеавен-
ный ход событий или же она может хатать
совершенно в сторону, туда, куда ниакой
естественный ход событий никогда в мо-
жет притти. В первом случае мечта не при-
носит никакого вреда; она может даженол.
держивать и усиливать энергию трудяцего-
ся’ человека... Если бы человек был сэвер-
шенно лишен способности мечтать такий об-
разом, если бы он не мог изредка’ забгать
вперед и созерцать воображением своим `в
цельной законченной картине то самое тво-
рение, которое только что начинает Чкла-
дываться под его руками, — тогасоя Ани
тельно не могу представить, какая и.
тельная причина заставляла бы человека
предпринимать и доводить до конца общир.
ные и утомительные работы в облас]и ис-
кусства, науки и практической жизни. .з.
	Далее Ленин цитирует то место и} выс-
казываний Писарева, где Писарев даказы-
вает пользу мечты, когда «мечтающая лич-
ность серьезно верит в свою мечту, вни-
мательно вплядываясь в жизнь, сравкивает
свои наблюдения со своими воздушными
замками и вообще добросовестно работает
над осуществлением своей фантазии. Kot:
да есть какое нибудь соприкосновение

между мечтой и жизнью, тогда все обстоит
благополучно».
	Очевидно, в применении к нашему литера-
турному делу важно добавить, что желаемор
и должное — «мечта» выступает в худо:
жественном произведении в виде живого
образа, з виде образа человека, носителя но.
вого морального общественного начала. _
	Именно потому, что мы являемся пред-
ставителями общества, где суб ективные ча-
яния художника совпадают с об’ективным
ходом общественного развития, мы можем в
реальной действительности находить живых

людей, носителей нового морального нача-
ла.
	Могут спросить: возможно ли правдиво
дать живой человеческий характер таким,
«каков он есть», и одновременно таким, «ка
ким он должен быть»? Конечно. Это не
только не умаляет силы реализма, а это и
есть подлинный реализм. Жизнь надо брать
в ее революционном развитии. Приведу при-
мер из области природы. Яблоко, какое оно
есть в природе, это довольно кислый лес-
ной плод. Яблоко, выращенное в саду, осо-
бенню в таком саду, как сад Мичурина, —
это яблоко такое, «как оно есть», и одно:
временно. такое, «каким оно должно быть».
Это яблоко больше выражает сущность яб-
лока, чем дикий лесной плол.
	Так н социалистический реализм.
	Когда перед советекой литературой по-
новому повертывается какой-нибудь вопрос,
всегда полезно вспомнить, как этот вопрос
стоял в прошлом. Проблема наследования в
развитии искусства и литературы является
важнейшей проблемой. Поэтому пусть това-
рищци не посетуют на меня, если я сделаю
небольшой экскурс в прошлое старого pea-
лизма, досоциалистчческого реализма.

Совершенно естественно. что о революни-
онной романтике в том смысле, KaK MbI ro-
ворим в применении к советской литературе,
нельзя’ говорить в применении к литературе
прошлого. Старая литература не имела тех
условий, в которых творит и работает со-
ветская Литература. Но можно говорить ©
наличии прогрессивного, передового  роман-
тического начала и в старом реализме. Очень
интересно проанализировать то литературное
течение начала прошлого века в Западной
Европе, котозое само называло себя течени-
	ем «романтизма» н обнимало таких разных
хуложников, как Байрон, Гете, Шиллер,
Стеняаль, Бальзак, Гюго, Мериме, Мюссе.
	Впоследствии выяснилось, что под этим об-
щим названием об’единились и романтики и
реалисты. Но в начале века «романтизмом»
называлось все то, что «ве классицизм», что
отделено от классицизма рубежом француз-
ской буржуазной революции.
	Стоит присмотреться к. наиболее крупной
фигуре этого течения. к Бальзаку. Бальзак
велик потому, что в наибольшей степени из
буржуазных художников Западной Европы
воплощал в своем творчестве синтез’ реали-
стического и романтического моментов. Но
именно поэтому он и был наиболее крупным
реалистом в Западной Европе ХХ века.
	«Люди всеобемлющие, — писал он. —
„.нринимают все, и лиризм и действие, дра-
му и оду, полагая, что совершенство требу-
ет целостного виления вещей. Эта школа,
которую можно назвать литературой эклек:
тизма. требует изображение мира, Каков он
есть: образы и идеи, идея в образе или образ
в илёё. движение и мечта».
	вяло откинуть устаревшую термчнологно
(«литература эклектнзма») м обратить вни-
	литературы на романтизм и реализм было
первым показателем того, что этот свет уже
померк. То, что породила французская рево-
люция — капиталистический строй, — все
это стало приносить свои горькие плоды:
Романтизм оторвался от «грязной» действи-
тельности, а реализм потерял идеалы и по-
полз по земле.
	Вэгляните на Флобера. Он настолько
лишился нравственного идеала, что все его
творчество стало безнравственным: голый
скепсис, полное отсутствие веры в чело-
века и в возможность преобразования об-
щества на справедливых началах. Револю-
цию. 1848 тода во Франции он просто опле-
зал, Флобер силен только в изображении
«зла мира», уродливости современного ему
общественного. строя.
	А с другой стороны, можно взять 1 юго;
Гюго — революционный романтик, у KOTO-
poro есть немало черт, общих с Бальзаком. .
Но он является носителем идеалов без
исторического содержания, от этого его ро:
мантизм невероятно теряет Гюго не дает
	верной исторической обстановки. <93-H
год», «Человек, который смеется» — везде
историческая обстановка вымышленная.
	Гюго не дает развивающихся характеров в
типичных обстоятельствах, что так хоройто
умел делать Бальзак, Одни люди являют-
ся у Гюго носителями «добра», а другие
носителями «зла».
	Как видите, и Флобер и Гюго. потеряли
от расщепления. реалистического и роман-
	тического начал. После них начинается
прямое вырождение и рзализма, и роман-
тизма: Вырождение реализма начинается
	уже у Флобера, который в романе «Саламбо»
выступает как реакционный романтик 4
физиологический натуралист одновременно.
	Несмотря на революционное движение
30-го, 48-го годов и, наконец, 71-го года,
во французской литературе не появляется
уже ни одного революционного романтика,
равного в какой бы то ни было степени
Гюго. А с другой стороны, при всех неос-
поримых достоинствах реализма Золя и
Мопаесана им присуща еще большая
ущербность, чем Флоберу, они вовсе пол-
зут по земле, в_хвосте исторического раз-
вития. С момента деградации Флобера на-
чинается расцвет французской  реакцион-
	нон романтики, которая постепенно смы-
кается. с вырождающимся, ползучим фран-
цузским натурализмом, теряющим всякие
реалистические основы, всякое человечес-
кое содержание. Начинается литературное
вырождение, декаданс.
	Это очень характерно, что во француз-
ском декадансе, как и во всяком декадан-
се, очень близко примыкают друг к другу
ползучий ‘аморальный натурализм с изобра-
жением изнанки человеческого бытия, са-
мых грязных физиологических отправлений
человека и индивидуалистический  симво-
лизм с его эротикой и мистикой, помно-
женными на гипертрофию формы.
	В связи с рассматриваемой нами пробле-
мой интересно взглянуть на крупнейшую
фигуру английского реализма-——на Диккенса.
По своему творческому методу Диккенс
находится где-то между Бальзаком и Гю-
го. С Бальзаком его об’единяет то, что он
подлинный бытописатель, знаток нравов. ` С
Гюго вго об’единяет отсутствие развиваю-
щихся характеров. По меткому выражению
Честертона, герои Диккенса точно вынуты
из мешка рождественского деда, В то же
время Диккенсу присуща известная гипер-
боличность, которая была свойственна 4H
Бальзаку и Гюго. Диккенс — реалист, и в
TO же время он романтичен, он верит в
справедливость, в добро, в. возможность их
торжества на земле, Он первый в англий-
ской литературе увидел простого челове-
Ka, Kak носителя высокого нравственного
‚ начала, и возвысил его. Я здесь имею в ви-
ду не тех сентиментальных добряков, 60-
гатых людей, которых выводил Диккенс, —
в этом была его величайшая художествен-
ная слабость. А я имею в виду яркие на-
родные фигуры рядовых тружеников, выра-
зителей народной морали, величия и до-
стоинства простого человека. Эта романти-
ческая сторона его’ творчества, сочетаю-
‘щаяся с критикой общественного строя в
Англии, лживой английской конституции и
‘лицемерной морали правящих классов, со-

ставляет главное обаяние Диккенса, как
художника.

Диккенс сам не был чартистом. Но не
	двузно- увидеть на всем его творчестве OT-
свет чартистекого движения. Диккенс —
продукт тех же обществениых сдвигов, что
породили чартистское лвижение. И опять-
таки паличие передового ‘романтического
начала в реализме Диккенса делает его
самой крупной фигурой в английском реа-
лизмё ХХ века.

Возьму, наконец, американского реадиста
		  Наличие передового романтического нача-
’ла в реализме Бальзака дало необычайную
силу его реализму. В дальнейшем, когда ро-
мантическое и реалистическое начала в раз-
витии французской литературы расщепились,
можно. сказать, что они оба на этом поте-
	нарол. не оба ра ро НОНравлять   мы зозладим большую,

народ, не обижая егд, Надо ему показа   exon ccauamue we
	10 знаешь за ним и хорошее; этим-то я те-
eps и занимаюсь, соединяя высокое с ко-
мическим».