Сегодня
	номе ре.
		советской жизни. Самая молодая литература, Бесела
‚ руководителем ‘Тувинской организации CCH
	с руководителем © TL YBHHCKOH
тов. Саган-оолом.
	1 стр. Передовая. Навстречу славному юбилею.
Аскер Евтых. Литература Советской Адыгеи. Инфор-
мация. К 800-летию Москвы. У писателей Литвы.

- 9 стр. И. Гринберг. Стихи о Югославии. А. Мацкин.

Правда народной борьбы. Лев Гумилевский. Закон
жанра. Николай Краснов. Река Сестра. Новый дом.
В степи (стихи). Информация.

3 стр. Б. Брайнина. Путь на родину. Борис Буряк.
		Ан. Тарасенков.
	O том, чего нельзя забыть.
								4 стр. В. Сутырин. Против ремесленничества в кино?
драматургии. А. Старцев. «Странный плод». Сергей
Львов. «Никому не нужные ручьи». Информация.
Активно бороться за досрочное выполнение плана.
		Новые номера журналов.
		ОРГАН ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА
СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР
		Суббота, 2 августа 1947 г.

Навстречу славному ‚юбилею

UE

HUDEERTTSTTEERA TUTE ELUT
	циональной гордости. Ве воспевают на всех
языках.

«Старость моя озарена счастьем, — го-
ворил Джамбул, — сбылись мои золотые
сны. Я был в Москве, которая чудесней
сказочного Гюлистана. Я видел Сталина...»
- Сталин и Москва! Эти два имени неотде-
лимы одно от другого.
	Пеенями прославлена,; воем серчнам близка—

Светный город Сталина — Красная Москва...
	Несни Джамбула, посвященные столице
	‘СССР, составили целую книгу. Она толь-
ко что вышла в Москве в русском ‘перёво-
де. Это один из прекрасных подарков к
	юбилею социалистической столицы. \-

` Народному певцу вторили и вторят` ноэ-
ты всех республик. Сколько вдохновенных.
‘строк обращено ‘к `Москве, к величавому
‚Кремлю, к любимому. Сталину!
	как K большому празднику. Этим радост-
ным чувством ‘охвачены и -писатели брат:
	ских народов. г

На Укранне выходит. книга «Слава Мо-
сквё», в Узбекистане вышел сборник «Мо-
сква», включающий произведения лучших
поэтов республики *о столице нашей Ро-
дины. В печати появляются рассказы, сти-
хи, поэмы, посвященные этой теме.

Ни один город за всю историю челове-
чества не был так популярен в. мире, . как
сегоднянняя Москва. `Миллионы простых
людей во всех странах все больше и боль-
ше убеждаются в справедливости,. благо-
родстве и величии тех идей, которые защи”
щает Москва. Для трудящихся масс, для
	передовых людей всех стран Москва яв-
ляется источником надежды, мерилом
правды.
	В самые трудные дни второй мировой вой-
ны к голосу нашей столицы прислушива-
лись свободолюбивые люди всех стран —
и фрачцузские партизаны, и солдаты наро-
дно-освободительной армии Тито, и под-
польшщики Праги. ;

«Радио-Москва» —так назывались стра-
стные стихи Луи Арагона, написанные в ав-
густе 1941 года, стихи, воспевавшие вели-
кий город, отражающий натиск врагов.
Эти горячие строки о Москве наполняли
французских патриотов верой в_ победу.

Есть на свете Москва! Это радостное со-
знание воодушевляет и обнадеживает че-
ловечество и теперь, когда бизнесмены,
торгующие человеческой кровью, помыш-
ляют о новой бойне. Есть на свете Моск-
ва! Значит, дело мира ‘в верных руках!

И сколько бы реакционные писаки и про-
дажные злопыхатели ни клеветали на со-
ветскую страну, на Москву, им не затмить
сияние той правоты, которым озарена на-
ша великая столица.
	Есть на: свете Москва! Живет и трудится
в Москве Сталин! Значит, есть на земле
свет, побежлающий тьму.

Вот почему наступающий юбилей Москвы
вызывает живой отклик в разных концах
земного шара. :

С понятным: волнением готовятся к этой.
дате в тех странах, которые были освобож-
дены от гитлеровского гнета доблестными
советскими воинами, посланцами’ Москвы.
Радостно встречают славную годовщину
братские славянские народы.

Писатели этих стран посвящают Москве
свои произведения. Чувства их прекрасно
передал чешский поэт Р. Тесаржик, кото-
рый в дни войны сражался за свободу бок
о бок с русскими братьями и удостоился
высокого звания Героя Советского Союза:

Ла, Москва! Я се тобою и ныне.

Может быть, и моя есть в рубине

Кровь бойца в камне том,

в той звезде над Кремлем.

В Праге вышла книга «800 лет города
Москвы». В ней мы находим высказывания
о Москве президента республики Бенеша,
премьер-министра Готтвальда и других
виднейших государственных и обществен-
ных деятелей, а также произведения о со-
ветсокой столице, принадлежащие перу из-
вестных современных чешских писателей.

Этот подарок дружественной славянской
страны — знак горячей любви и братской
признательности Москве, Сталину.

Радостно сознавать в эти дни, что твой
труд, твое творчество направлены на то,
чтобы еще больше возвеличить свою Роди-
ну, свою Москву.
  Русские советские писатели, а особенно

писатели, живущие и работающие в Моск-

be mmm TE OS UAT ALIA DOTA ITIA   UAT ELIT LT UvpLre

ве, отметят восьмисотлетие <столицы новы-
  ми произведениями, достойными этой вели-
  чавой даты.

К7 сентября выйдут в свет новые книги
  стихов, рассказы, очерки, посвященные со-
  пиалистической столице. В юбилейные дни
	писатели выступят перед москвичами с до-
	кладами, лекциями, с чтением своих произ-
ведений о великом городе. Развернул свою
  работу агитпункт при Московском клубе
  писателей.

Творческая и общественная активность
писателей ‘столицы в дни юбилея, несом-
ненно, принесет большие плоды. В эти ра-
достные дни писатели еще теснее сблизят-
ся се Москвой и москвичами.

История русской литературы оставила
нам немало образцов: того, как Москва. и
москвичи вдохновляли  писателей-патрио-
тов. Задача советских нисателей — обес-
смертить в романах, стихах, пьесах, очер-
ках облик сегодняшней, социалистической
столицы.

Это благородная, большая тема, прибли-
жающая писателя к решению главной за-
дачи нашей литературы — созданию произ-
ведений, воспитывающих в народе могучее
и животворное чувство. советского  патрио-
тизма. .
  Большое счастье—быть современником и
участником великого преобразования Моск-

вы, отражающего преобразование всей на:  ”
шей Родины. На наших глазах родились  .
прекрасные широкие магистрали столицы;
	воздвигались кварталы величественных зда-
ний, перекинулись над Москвой-рекой вели=
	колепные мосты, засверкали мрамором, гра-}
	‘нитом и сталью; подземные дворцы метро,
волжежая вода пришла к стенам Кремля, вы-
росли индустриальные гиганты, окраины
	Москвы превратились в В
цветущие районы.
Сониалистическая. сталинская Москва,
	возвеличенная трудом советских Людеи,
преображенная руками москвитей по гени-
альному сталинскому плану, — какой ху-
дожник не зажжется этой окрыляющей;
всеоб`емлющей темой!

Народ ждет BLICOKOXY HOKECTREHHBIX KEMP
о нашей столице и ее людях. Создать та-
кие книги — патриотический долг ‚совет-
ских писателей.
	Приближается торжественная и велича-
вая дата — восьмисотлетие Москвы.

Это — большое, радостное событие в
жизни великого русского народа, всех со-
ветских людей и всего прогрессивного че-
ловечества.

Сердце нашей социалистической Родины —
Москва стала ныне для всего передового
человечества символом свободы, <справед-
ливости, разума. Для каждого советского’
человека Москва — источник неиссякаемой
тордости. Вся’ многовековая’ история нашей
столицы неотделима от истории развития и
укрепления русского государства. Нет-в мн-
ре горола, который был бы так же, как. Мо-
сква, тесно связан © судьбой народа. Доок-
тябрьская Москва была мощным революци-
онным центром, пде ‘передовые идеи века
становились материальной силой, Где ‘в
большевистском подполье ` выковывалось
счастливое будущее народа. Москва социа-
листическая, неузнаваемо изменившаяся за
годы наших пятилеток; возмужаюшая и ок-
ретшшная в горниле Великой Отечественной
войны, сталинская Москва, начесшая  пер-
вый сокрушительный удар ‘по гитлеровским
армиям, — великий победоносный город,
вновь охваченный пафосом мирного созида-
тельного. труда, эта Москва’ встречает
свой юбилей, озаренная немеркнунщей славой.

Москва — светоч передовой культуры,
город, освященный ‘именами величайших
представителей русской общественной мыс-
ли, науки, литературы, искусства, неустанно
боровшихся за счастье народное.
	В Москве расцвел талант Михаила /юмо-
носова, пришедшего сюда пешком из дале-
кого архангельского села, самородка, убеж-
денного в том, «что может собственных
Платонов и быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать». .

Здесь, в университете, основанном Ло-
моносовым, учились Карамзин и Фонвизин,
Лермонтов и Грибоедов, Белинский и Гер-
цен.

«Москва — моя родина, — восклицал
Лермонтов, — и такою будет для меня все-
гда». :

В Москве, на Вюробъевых горах, принесли
свою юношескую клятву Герцен и Огарев—
пожертвовать жизнью вборьбе против цар-
ского деспотизма. В этом городе начинал
свою деятельность Белинский, весь устре-
мленный в будущее, видевший прядущую
Россию во главе человечества. Плеяда ре-
волюционных демократов многим обязана
великому городу, который всегда был ду-
шой России.
	Москва... Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!
	Великий Пушкин носил в своем сердце
образ Москвы повсюду — и в горах Кавка-
за, и в глуши Михайловского, и в Одессе
— везде, куда бросало его изгнание.
	Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе.

Раскроем ли мы «Войну и мир» или горь-
ковские тома, — мы найдем бессмертные
страницы © Москве. Мы найдем в десятках
книг и строки, беспощадно разоблачаю-
щие все темное, что было в старой Моск-
ве, что мешало ее движению вперед. Для
могучих русских художников Москва была
больше, чем город,—это было сердце стра-
ны, будущее сердце мира.

Социалистическая Москва стала символом
животворного советского патриотизма. Ове-
янная дыханием истории, она свято хранит
и продолжает славные свои традиции, растет
и непрерывно развивается, неся миру свет
своболы и демократии. За годы советской
власти наша столица превратилась в под-
линный центр мировой культуры, перед ко-
торым меркнут все хваленые цветники бур-
жуазной цивилизации.
	Я хотел бы
ить
	НИМКЕ: титульный лист и иллюстрации из книги.
	В Детгизе выходит книга С. Михалкова и В. Шеглова «Служу Советскому Союзу». НА С
			%ретых ЛИТЕРАТУРА: СОВЕТСКОЙ АДЫГЕЙ

atte : подводя итоги дв
41 To в районе Ворошиловг  ада   сошли первые страницы адыгейских газет и Когда наш народ,
ду. ‚ районе. ye бл pa ЕН, sara ar wmurd a pase oe   тннеятилтетнем\ трулу и побелам, ro
	группа советеких солдат на небольшой вы-
сстке была окружена врагом. Завязался бой.
Наших было всего лишь несколько человек,
меньше роты. Командовал ими молодой офи-
цер, перед войной окончивигий педагогиче-
ское училище в Краснодаре. Бой нарастал.
Защитники высотки падали, грулью прикры-
	вая родную землю, в. живых остался ране-
	ный, ‹ изувеченный офицер, но мужество его
не покинуло, он продолжал защищать высо-
тку. Дважды повторили немцы свое предло-
жение, не приемлемое для советского офи-
цера, и еще раз, оставшись всего лишь ©
двумя или тремя гранатами, услышал он.
близкое, громкое: ТЕ

— Рус, сдавайся!

Офицер собрал последние силы, встал,
подпустил врагов, занес пранату, крикнул:

— Русские в плен ‘не сдаются!.. — и вме-
сте © собой похоронил врагов.

Советский офицер, так мужественно за-
щищавший советскую землю и бросивший
врагам суровое и правдивое: «русские в плен.
не слаются!», родился в небольшом ауле.
в Адыгее. За подвиг ему присвоено тосмерт-
но звание Героя Советского Союза. Это Ан-
друхаев Хусейн, по довоенной профессии и
по склалу души — поэт. Его ответ немцам
весьма характерен и ярко показывает, от-
куда та сила, которая помогла адыгейскому
народу, празднующему сейчас двадцатипя-
тилетие автономии своей области, обрести
родину, араво на жизль; Ва творчество, вое
то, чего он был лишен на протяжении всей
своей многовековой истории.

Веками адыгейский народ находился под
колониальным гнетом султанской Турции и
Крымского ханства, подвергалея притесне-
ниям и жестокой эксплоатаций царским са-
модержавием и местными феодалами.

До Великой Октябрьской социалистиче-
ской революции адыгейский народ не имел
ни письменности, ни литературы. Попытки
Шора Бекумурзин Ногмова. Хан-Гирея соз-
дать писыменность и ‘литературу к практи-
ческому результату не привели; народ, за-
жатый в тиски местных и пришлых экснлоа-
таторов, вымирал; смертность’ превышала
`розедаемость. Если ребенок, поддаваясь ин-
стинкту; заложенному в каждом человеке,
пробовал налочкой рисовать на золе очага
какие-то фигуры, голову коня или человека,
взрослые отнимали у него палочку и внуша-
ли, что занятие это запретное: ты нари-
суешь, но жизни в рисунок не вдохнешть,
это может сделать только аллах, нельзя! —
повторяли они слова мулл, эфенди. Фанатич-
ные и невежественные муллы внушали наро-
ду, что Турция — самая большая в мире
страна, а Россия — страна маленькая: от
Лабы до Азова. Они предлагали народу
единственную книгу — коран, непонятный и
им самим и чуждый народу.

Революния 1917 года разрушила стены
«тюрьмы народов», на свободу вышли не
одиночки, не десятки и сотни заключенных,
а миллионы, целые нации, и в их числе и
адыгейский народ. . :

Благодаря мудрой  ленинско-сталинской
национальной политике трудящиеся Адыгеи
вышли на широкую дорогу хозяйственного

расцвета, создания культуры, национальной
	по форме и социалистической по еодержа-
нию. Адыгейскому народу открылись: истин-
ные размеры русской земли, братская сила
велихого народа: Узнали в аулах, что жил
великий русский. поэт Пуниин, воспевший
их. С литографских камней зв Краснодаре
	ВИЛЬНЮС. (От наш. Kopp.). Недавно
состоялись собрания литовских — пи-
сателей в Каунасе и’Вильнюсе; посвящен-
ные итогам ХТ пленума правления . Союза
советских писателей   СССР.  С. докладом
в Каунасе выступил член секретариата
ССП А. Венцлова, а в Вильнюсе—секре-
тарь правления ССП .Литвы Р. Шармайтис.

Отметив постижения литовской совет:
	ской литературы за последнии год, доклад-
	чики подчеркнули, что слабой стороной
развития литературы в республике являет-
ся отставаняе: прозы, отсутствие крупных
	Когда наш народ, подводя итоги ABaAlid —
тинятилетнему труду и победам, говорит
от чистого сердца: спасибо великому рус-
скому народу за братскую помощь, и гордо
смотрит на результат этого замечательно-
го союза, братства, видит заводы и фабри-
ки, машинно-тракторные станции, совхозы
и колхозы, школы и клубы, украсившие
адыгейскую землю, некогда считавшуюся
неплодородной, а теперь дающую сто-
сто двадцать, а в местах, где работают пе-
редовые колхозы и звенья, и сто восемьде-
сят пудов хлеба с гектара, —адыгейские
писатели вместе с народом, обозревая путь
своей литературы, говорят: спасибо совет-
ской русской литературе, которая помог-
ла создать нам свою литературу. Мысли
эти наиболее полно выразил адыгейский
поэт и воин Андрухаев Хусейн, гордо от-
ветивший немцам:

— Русские в плен не сдаются!

В этом признании — все, и настоящее и
будущее адыгейского народа, его литера-
туры. Это же ‘чувство обязывает адыгей-
ских писателей трезво оценивать результа-
ты своего труда, бороться за литературу
высокоидейную, помогающую народу ре-
шать великие задачи, поставленные перед
страной единым пятилетним планом.
	Адыгейская литература пока еще слабо
включается в общенародную борьбу. Сов-
сем нет книг о послевоенном напряженном
созидательном труде народа. Появилась
только книга рассказов Клстанова «Две
высоты», посвященная послевоенной жиз-
ни области. Хорошее правило, ставшее тра-
дицией, — знакомить адытейского читате-
ля с новыми книгами русской литературы,
тоже, по всем признакам, ослабло и чуть
ли не предается забвению: попытки дать
народу книгу Б. Горбатова «Непокорен-
ные», роман А. Фадеева «Молодая гвар-
дия» практически не осуществлены. Не
переводятся и ньесы современных русских
авторов. В адыгейском отделении Союза
писателей о широкой, развернутой литера-
турной работе в области пока что нет ре-
чи. В результате — нет притока новых, мо-
лодых имен. Альманахи, начатые изданием
после войны, выходят стихийно, без проду-
манного плана и не служат показателем ро-
ста литературы. Много сил и внимания уде-
ляется фольклору и адыгейским отлелени-
ем, и издательством, и научно-исследова-
тельским институтом. Адыгейский фольк-
лор богат и интересен, но вряд ли издание
и переиздания такого рода столь важны,
чтобы они заслоняли собой работу над сов-
ременной темой. .

В письме трудящихся Адыгейской авто-
номной области великому Сталину наш на-
род заявляет:

«В день дваднатипятилетия Адыгейской

автономной области’ клятвенно обещаем
Вам, наш родной отец Иосиф Виссарионо-
вит, что трудящиеся Адыгеи будут итти в
первых рядах борцов за выполнение новой
сталинской пятилетки — строителей ком-
мунистического общества.

Клянемся Вам, любимый отец и друг,
что мы не пожалеем своих сил для проетво-
	рения в жизнь великих предначертании` но-

вой сталинской пятилетки».

Лолг писателей Советской Адыгеи сво-
им творчеством всемерно способствовать
дальнейшему укреплению хозяйственной
	жизни и культурного расцвета своего на-
	’ рода.

букварей, написанные от руки. На родном
языке зазвучали гимн большевистской нар-
тии «Интернационал», «Песня © Соколе»,
«Буревестник»... Адыгейский народ имел
фольклор, высоко оцененный Максимом
Горьвим, во фольклор не мог ответить на за-
просы народа, начавшего строить жизнь по
советским законам. Новые человеческие
взаимоотношения, новое мировоззрение и
идеалы, впервые открывигиеся народу, тре-
бовали не юказку, не речитативный стих, а
правдивый, реалистичный рассказ, поэму,
стих, роман о современной жизни. Когда
ашуг Теучеж Цуг решил сложить поэму о
борьбе народа против князей и собрал мате-
риал, он, не умевший ни читать, ни писать,
выслушал стихи и поэмы Пушкина, перезе-
ленные на адыгейский язык. Цуг cam ompe-
делил свое отношение к наследству Пуш-
кина такими стихами: ,
	@ благоговением храня
наследетво Пушкина,

день ото дня.

старик, я думаю о нем.

М се ним я говорю,
склонивитись над плетвем.
Для нас его песнесложенье ново,
Вернувшиеь к очагу домой,

н, говоря е самим собой,
вникаю в пушкиненое слово,

Без благотворного, могучего влияния рус-
ской литературы адыгейская не сложилась
бы в самостоятельную ветвь советской ли-
лера гры. Изучение русской литературы
помогло Т. Керашеву создать роман «НТам®
буль» («Штурм»), первый в истории моло-
дой литературы и отображающий те корен-
ные сдвиги в жизни народа, какие произо-
шли за новый, советский период. Поэт Па-
ранук Мурат испытал на себе влияние Иса-
ковского, встреча с ним обогатила молодо-
го поэта, автора популярной поэмы «Ураза»,
высмеивающей пережитки старого, вредные
и мешающие адыгейцу предрассудки. М.
Паранук перевел поэму Некрасова «Кому
на Руси жить хорошо» и однотомник стихов
великого русского поэта. Одновременно с
этой работой переводились песни Исаков-
ского и под их влиянием слагались евои,

ставшие популярными в аулах. Вышла из
	печати повесть Ю. Тлюстена «Муть от-
крыт», рассказывающая о первых годах со-

ветской власти в Адытее, дружбе алыгей-

ского народа с русским: Продукция нацио-
нального издательства поднялась с той
первой книги, отпечатанной литографским
способом, до полумиллионного годового ти-
ража. «Как закалялась сталь», «Чапаев»,
рассказы Горького, стихи и поэмы Пушкина,
лучшие образцы классической и современ-
	ной советской литературы давно стали На-
стольными книгами адыгейского читателя, !

русский язык в адыгеиских аулах стал
‘понятен, как родной.

Нашей союзной литературной критике,
литературоведению пора глужбе заняться
изучением столь важного вопроса, каким
  является вопрос © путях раззигия нацио-
нальных литератур народов СССР. Когда
изучается вопросе O TOM, как повлияла
русская классическая литература на миро-
вую, нельзя пройти мимо факта огромного
исторического и. идейного интереса:
как под влиянием советской литерату-
ры, самой идейной, самой человечной и са-
мой понятной и кровно необходимой всем
народам, формировались литературы наро-
дов, в прошлом не имевших ни письменно-
ое ни литературы, ни оныта, ни тради-
WH.
	О в.
OCKBDI
	Государственная библиотека им. В. И.
Ленина  ознаменует 800-летие столицы.
устройством книжных’ выставок. Самая
большая из них будет развернута в Новом
здании библиотеки. Посетитель увидит
множество книг (в том числе редчайшие
издания, представленные оригиналами И.
микрофильмами), рассказывающих об исто-
рии великого города. ;

На выставке современной периодики бу
дут экспонированы номера газет и журна-
лов, посвященные юбилею столицы. Вы=
ставка литературы о Москве откроется
также в Детском читальном зале.

Отдел рекомендательной библиографии
библиотеки им. В. И. Ленина выпускает к
юбилею ряд указателей литературы о Моз
скве. Уже вышел в свет указатель «Мо-
сква в истории революционного движе-
ния». Находятся в печати: «История гороз
да Москвы», «Москва в художественной
литературе», «Москва в истории русской
культуры».
		_В фондах Государственного литературно-
го музея хранится много произведений гра-
фики и живописи, в которых востроизво-
дятся места Москвы, связанные с жизнью й
творчеством русских писателей,
	Большой интерес представляют сделан“
ные художником П. Кориным рисунки ка-
ранданюм, изображающие внешний и вут-
ренний вид дома на Малой Никитской упи-
це в то время, когда там жил А. М. Горь-
кий. На акварелях А. Средина, Д. Варанае
ва, Б. Зименкова также запечатлены раз”
личные: здания, история которых связана ©
именем того или иного писателя: дом на
Садово-Кудринской улице, где жил Чехов,
здание в Замоскворечье, где проживал
А. Н. Островский, ‚дома, в которых жил или

бывал Лермонтов. На картинах маслом ху-

дожника П. Нетровичева зрители видят
фасад и интерьеры дома Л. Н. Толетого в

Хамовниках. Недавно музей приобрел лве

акварели А. Могилевского, на которых на
рисован дом А. С. Хомякова (В этом доме
происходили собрания славянофилов) и

цветную автолитографию того же художни-
‘Ka с изображением дома на Никитском
бульваре, в котором умер Гоголь,

и умереть в Нариже,
Если б не было
такой земли —
Москва.
	— восклицал Маяковский. В этих словах он
	очень точно выразил чувство советского.
	патриота, который умеет уважать все пере-
довое и честное на Западе, но которому
органически чуждо визхолоклонство перед
буржуазной культурой, ябо он со всей си-
лой ощущает свое превосходство. «У со-
ветских собственная гордость!». Мы впра-
ве гордиться нашей Москвой, которая не-
сет миру самую передовую, самую демо-
кратическую, самую человечную культуру
в противовес растленной и реакционной
«культуре» буржуазных столиц.

Москва. Отсюда исходит свет подлинной
свободы, свет благородных и прогрессивных
идей, озаряющий не только нашу страну,
но и самые отдаленные уголки мира.

В Москве неустанно создаются новые
ценности науки, искусства, литературы.
В цехах, лабораториях, театрах, музеях, ин-
	ститутах трудятся, учатея, твофят люди не
	в погоне за личным богатством, за личной
славой, а воолулневленные любовью к свое-
му отечеству, ` стремлением прославить и
обогатить свое социалистическое государ-
ство, руководимое великим Сталиным.
	Москва — сердце нашей литературы.
Здесь в 1934 году проходил первый
с езд советских писателей, ознаменовав-
	шийся консолидацией всех литературных
сил страны. На <’езде в речи тов. А. А. Жда-
нова и в докладе родоначальника советской
литературы Алексея Максимовича Горько-
го впервые прозвучал призыв К Co-
циалистическому реализму, как творческому
методу, определяющему путь развития всей
многонациональной советской литературы.

Москва, как могучий центр русской куль-
туры, всегда привлекала взоры передовых
людей всех республик нашей Ролины. И в
прежние голы под влиянием революционно-
демократических идей, идущих из России,
кренло общественно-политическое и нацио-
нальное самосознание братских народов Ук-
раины и Грузии, Казахстана и Латвии, Бело-
руссии и Азербайджана: :

Созетская Москва стала символом ленин-
	ско-сталинской дружбы народов. Москва—
	столица многонационального социалистиче-
ского государства. Злесь, в Москве, был
принят величайший исторический документ
нашей эпохи — Сталинская Конституция.
победившего социализма.

Овеян славой московский Кремль — серд-
це Москвы, символ советокой государствен-
ности. В Кремле жил’ и работал великий
Лёнин. Здесь живет и работает великий
Сталин. Отеюда товариш Сталин руково-
дил борьбой советского народа против гит”
леровских захватчиков. Отсюда, из Москвы,
товариш Сталин руководит величественной
борьбой за построение коммунизма в СССР.

Москва стала источником советской на-
	КИЕВ. (От наш. корр.). В «Литературной
‘газете» уже сообщалось, что Союз совет-
_ских писателей Украины приступил к нод-
`готовке специального сборника «Слава Мо-
скве!», посвященного 800-летию столицы
Советского Союза.

Об’ем его — 12 печатных листов. Co-
ставители — А. Малышко и Д. Косарик.

‚ ставители — А. Малышко и Д. Косарик.

В сборнике 8 разделов. Центральные раз-
делы: «И Ленин великий нам путь озарил»
и «Нас вырастил Сталин на верность наро-
ду», заключают стихи, поэмы и рассказы о
создателях советского государства, об их
роли в укреплении дружбы советских на-
‚родов. ее

В разделах «Галичина и Буковина привет-
ствуют Москву» и «Свободы день пришел ©
востока» помешены произведения, ноказы-
вающие освободительную роль Советекой
Армии, рассказывающие о воссоединении
Советской Украины с родными землями, на-
ходившимися под ‘капиталистическим гне-
том. Большое количество материалов <бор-

ника показывает ведущую роль русского

народа в семье народов, строящих коммуни-
стическое общество.
	Авторы произведений, вошедших в е605-
ник, — крупнейшие украинские пизатели
А. Корнейчук, П. Тычина, М. Рыльский,
М. Бажан, А. Малышко, В. Coctopa,
П, Hany, 10. Смолич, Л. Первомайский,
И; Ле, а также писатели Закарпатской Уз-
раины — Ф. Потушняк, А. Петрусь-Карнат-
‚ский, Т. Верховинка и др.
		У ПИСАТЕЛЕИ ЛИТВЫ
	прозаических и поэтических произведении,
обобщающих исторические ‘события, про-
исшедшие в жизни литовского народа за
последние 7— 10; лет. Они призвали писате-
лей энергичнее взяться за создание значи-
тельных литературно-художественных про-
изведений. Литературная критика до сих
пор еще не дала оценки разным литератур-
ным течениям в старой буржуазной Литве,
не подвергла резкой критике представите-
лей символизма, мистицизма и клерикализ-
ма в литовской литературе, влияние кото-
рых и сейчас иногда сказывается на твор-
честве некоторой части молодежи.
		- Выступившие в прениях Ю.  Балтунис,
И. Шимкуе, В. Мозурюнае, ВБ. Пранскус,
Ю. Бутенае и др. отметили большое прин-
ципиальное значение поднятых Х! плену-
MOM вопросов о: советском патриотизме, о
борьбе против проявления низкопоклонства
перед буржуазной культурой Запада. воп-
росов, имеющих для Литвы особенно акту-
альное значение: Писатели ` критиковали
руководство Союза’ советских писателей
Литвы за то, что оно не оказывает доста-
точную творческую помошь авторам, мало
способствует овладению. ими философией
марксизма-ленинизма,
		Фильм „Москва—.
столица СССР
	`Центральная студия документальных
фильмов приступила к работе над полно-
метражным публицистическим киноочерком
о Москве.
	Ф. Киселев) главной своей задачей ставят
показ Москвы, как столицы Советского го-
сударства. в. Которой жил и работал Ленин,
в которой живет и работает Сталин,

Фильм даст представление об огромном
размахе культурной‹и промышленной -жиз-
ни великого города ‘= ©- его. многочиелен-
ных высших учебных заведениях, научно-
исследовательских институтах, предприя-
тиях, культурно-просветительных учрежле-
ниях. Большое место уделяется показу ста-
линской реконструкции столицы. Для срав-
‘нения Москвы сегодняшнего дня с той, ка-
кой она ‘была до Октябрьской революции,
будет использован ряд старых  кинодоку-

Постановщики фильма (/.; Степанова и
	ментов. Много места.в фильме заимет ге-
	В Московском клубе пи-
сателей открылся  агит-
пункт, ироко развернув»
ий работу среди населе-
ния Красно-Пресненекого
района к 800-летию Моск-
вы.

В агитпункте подобрана
литература по истории’ сто-
лицьг, росту индустрии,
экономики ‘и фотоматериа-
лы и диаграммы о культу-
ре советской Москвы.
	На фото: писатели А. 00-
фронов, Л. Никулин,
В. ИГкловский, ©: Василь-
св беседуют в агитпункте
с москвичами,
	Фото Е, Тиханова. - роийическая борьба москвичей за осуществле-
		ние HOBO: ‘CTAVIMECROR пятилетки.

Фильм «Москва —= столица СССР» спи- °
мается по сценарию И. Бачелиса, Л. Стена-
‚новой и Ф. Киселева, Картина должна вый-
ти на экраны к 800-летию Москвы.

a
	Поклады о работе Х! пленума ССП СССР
	КИЕВ. (Ох наш. корр.). _ Группа украин-   и Е. Адельгейм едут во Львов и Ужгород
ских писателей; участников XI пленума   (Закарнатская обл.), А. Копыленко и Пет-
правления _ _ Союза советских писателей ро Панч выступят в Харькове. П. Беспо-

Nearer a Were merit. 4h.
	RO

СССР, выезжает в города Украйны с до-   Ге ый ра
клалами об итогах работы пленума. Я. Баш Щадный — в городе Сталино,