литератуюна
	пои а
КОНГРЕССА
	ОТКЛИКИ
ЗАРУБЕЖНОЙ
ПЕЧАТИ

«Конгресс защиты ‘культуры, co-.
стоявшийся в Париже, во, Дворце
взаимности, был очень. значителен,
Большая пресса почти не говорила
о нем; широко” раскрывая свои
столбцы для всяких матчей и кон-
нурсов, она, эта пресса, не ‘сочла
необходимым писать о конгрессе,
на котором выступали такие. люди,
как Андрэ Жид, Барбюс, Генрих
Манн, Хекспи, Мальро, Алексей
Топстой, Шамсон и Геэно, не счи-.
тая. других,
	Жан Геэно. Рис. Натана
	гис, матана Альтмана
(cLu» № 26).
	Большой энтузиазм многочислен“
ной публики, присутствовавшей на
заседании нонгресса, напряженное
внимание, — господствовавшее в
аудитории, особено во время вы-
ступления Андрэ Жида, широко
вознаградили организаторов кон-
гресса, с пихвой окупипо’ нарочи-
тое и организованное равнодущие
большой Прессы к его работам», —
пишет «Марианн».
	Но заговор молчания «большой
прессы» все-таки оказался прорван-
ным. Невозможно стало замолчать та-
кое большое событие, как междуна-
родный конгресс защиты культуры,
на котором присутствовали лучшие
представители мировой культуры.
Так или иначе, «большая пресса» вы-
вуждена была раскрыть рот; о кон:
трессе. хотя и залним числом, ваго-
ворили «Тан», «Фигаро», «Пти жур-
нальз, «Эко де Пари» и др. газеты.
	Буржуазная печать почувствовала
силу контресса и вополошилась.
Слишком, громко. зазвучал голос. луч-
ших представителей мировой интел:
лигенции против фаиистского вар-
варства, в защиту новой, социалисти-
ческой культуры Страны. советов.
	«Одно из изумительнейших собра:
	ний, которых давно уже не видели»,
—вынуждена была признать «Пти
мурналь», a «Эко де Пари», описы-
вая конгресс, подчеркивает, что’ «0с-
новной вопрос, который является 060-
бенно важным, — это отношение ин-
теллигенции к коммунизму»,
«Можно было бы думать, что ни-
чего ценного не получится из это-
го` конгресса, однако конгресс яв-
	HRCTCA достаточно изумительным
зрелищем, он проходил под
председательством огромного и
	опасного художника Андрз жида,
который непрестанно создает в сво-
их произведениях новый мир, ис-
полненный беспокойства»...
	Врупнейшая литературная газета
Франции «Ле Нувель Литёрер» сна-
чала «не заметила» конгресса лучших
писателей всего мира, После контрес-
65 она спохватилась и посвятила KOH-
грессу целую полосу, причем из веех
речей она поместила наиболее для
нее приемлемую речь Жюльена Бен-
да «Литература и . коммунизм» и
большую статью Леона Пьер-Кэна,
который вынужден был писать, что*
«как бы ни были различны ‘точки
зрения, которые были изложены на
конгрессе, необходимо констатиро-
вать, что все эти точки зрения в
пять дней работы конгресса облизи-
лись. Общее чувство воодушевляло
делегатов различных стран»...

Конгресс возбудил огромный’ инте:
рес в иироких массах трудящихся и
передовой интеллитенции. Коммуни-
стическая печать широко. осведомля-
ла своих читателей о работах вон-
тресса.

«В. течение пяти дней писатели
14 стран, люди, представляющие в
литературе передовую мысль, об-
суждали проблемы будущности че-
ловеческой культуры. i

Какой разительный — контрает
между социалистическим  общест-
вом, которое открывает перед ин-
теплигенцией новые широкие пу-
ти, и фашистскими странами, где
пытают интеллигенцию, где пресле-
дуют свободную мысль и погру-
жают массы в ночь мысли.

На конгрессе выкован союз ра-
ботников умственного и физичес-
кого труда против ‘эксплоатации
фашизма, губителя душ и тел», —
пишет «Ля Дефанс»,

Австрийская «Роте Фане», поме-
тив сокращенные доклады делегатов
	контресса следующим образом оце-
	нивает конгресс:

«Необходимость такого конгресса,
необходимость в защите культуры
ясно показывает, где мы находим-
ся: в самом процессе крушения
старой системы,  ожесточенными
Зацитниками которой выступают
фашисты, которые с легким серд-
цем приносят в жертву на поддер-
жание этой системы социального и
национального угнетения не только
массы рабочих, но и ценности всей
человеческой культуры, Все чаще
и чаще принимают лучшие пред-
ставители буржуазной культуры,
руку, которую им протягивает про-
петариат — ныне единственно про-
грессивный класс, хранящий и ум-
чожающий сокровища всей чело.
веческой культуры».

Несмотря на заговор молчания бур-
ЗВуазной «большой прессы», работы
konrpecca привлекли внимание ши-
Роких масс во всех странах.
	оначение его огромно,
			см ду

защиты

когда и нигде в мире не было. тако-_
	го расцвета маюсовото народного твор-.
чества, как в нашей стране. .
	‚В одних театральных кружках ca- &
	модеятельности об единено 1 миллион
200 тысяч человек, & всего в круж-
ках—хоровых, музыкальных, изобра-
зительного искусства, танца — 60-
лее 5 миллионов. Вместе с маотера-
ми театра и слова вся эта миллион-
ная армия победившего народа с03-
дает искусство, которое будет, не мо-
жет не быть самым замечательным
искусством, когда-либо  создавав-
шимся человечеством,

Вы — не одни, собравшиеся здесь
для защиты культуры. Миллионы
рук подхватили понранное капиталив-
мом знамя искусства. Бережно и
любовно они понесли ето вперед. Онй
	стали не только потребителями куль-
	туры, но и творцами ее.

Почему же оказался возможным. та-
кой раюцвет искусства в нашей. стра“
не? Только ли потому, что театры пе-
рестали быть в руках дельцов и ком-
мерсантов и перешли в ведение госу-
дарства? Только Ли потому, что у нас
директора театров—сами художники,
эсуществляюнтие свои творческие за-
иыслы?

‚ Нет, это еще не все, Этого об’яене:
‘ния было бы недостаточно. Ведь’ фа:
	итиюты в Германии также преврати-
	ли ряд театров в театры государет-
венные. И у них во главе театраль-
ного дела стоят люди; причастные к
искусству, правда, совсем недавно
причастные, по воле «фюрера» сме-
чивщие. дубинку на лирижерекую па-
почку. Но вырождение германокото
вокусства не прекратилось. напротив
— положение стало еще более ката-
строфичныйм,

В Германии ходит анекдот о том,
‚что одного из заключенных 06в060-
. дили из концентрационного лагеря.
поставив условием, чтобы он. посе-
ad пьесы фаптистоких лраматургтов.
После спектакля освобожденный пот-
ребовал обратно свои наручники.
«Ведите обратню в лагерь», — сказал
oR. .

Bo всяком случае,  мистическо-
фельлфебельская стряпня лраматур-
гов Третьей империи не заслуживает
лаже критики.

Нет, дело в самой сущности, дело
в том, ито творит искусство: и во имя
чего,

К одному исключительному по глу-
бине своей. высказыванию Стендаля
я привлекаю’ ваше. внимание. Утверж-
лая, что в Италии лавно уже нет на-
стоящей живописи. Отенлаль пишет:
	«Гений всегла живет в среде наро-
ла. как искра в кремне. Необходимо
лишь стечение обстоятельств, чтобы
искра вспыхнула из мертвого камня.
Искусство пало потому, что в нем
нет той широкой мировой конценции.
которая толкала на путь творческой
работы прежних хуложников. Детали
формы и мелочи сюжета, как бы ху-
ложественны они ни были, еще не
гоставляют. искусства, подобно ‘тому.
как идеи’ хотябы и гениальные, еще
не дают писателю права на титул ге-
ния или таланта. Чтобы ими стать,
надо ‘свести круг воззрений, который
захватил бы ий координировал весь
мир современных идей и подчинил
бы их одной живой тосподствующей
мысли. Только тогда овладевает мыс-
лителем фанатизм идеи, т.е. та яркая
определенная вера в свое дело, без
которой ни в искусстве, ни в науке
нет истинной жизни»,

Эта мировая концепция есть У нас.

Это — социализм. ее

Социализм. научно обоснованный
Марксом и Энгельсом, завоеванный и
утвержденный под руководством Де-
нина, творимый под водительством
Сталина.

Это — та мировая концепция, ко-
торая дает миллионам трудящихся
Советского союза такую «веру в свое
дело», что они творят чудеса, герои-
чески создавая новый мир и новое, ис-
кусство. Победивший социализм про-
буждает тений народа, BAROTBY Cr B
его умах и сердцах.

Но это — не наша тат

Социализм — это воистину дело
всего человечества, и под стягом со-
циализма в одной колонне идут сы-
ны: Парижской, Коммуны, германские
пролетарии, которых не задуптить фя-
шистоким  насильникам, китайские
кули, испанские горняки, австрий-
ские металлисты. английские ‘шахте-
	Группа делегатов конгресса. Сидят:
цов; стоит

опросы драмату

Речь тов. В. Ниршона
	Даже в первые, тяжелые годы peBo-
люции, во время интервенции и’ 1о-
лода, вдохновленные освободительны:
ми идеями Октября хуложники теат:
ра не превратила своей работы. Сха.
	‘рые мастера я молодые таланты в
	совместной художественной деятель:
ности, в творческих боях, в. борьбе
с конюервативными элементами в ис-
кусстве строили, сосздавали советский
революционный теалф,

Сейчас в стране победившего ©0-.
циализма наш театр, полдерживаемый
любовью и интересом к нему самых
широких народных масс и повселнев-
ными заботами государства, являетея
могучим коллективом художников,
полным жизни, творческой энергии
зрелого мастерства.

«Во’ всём мире нет такой страны
которая переживала бы в области
культуры и искусства такой колос
сальный полем. По-моему, искусстве
и театр в Советском союзе это —
симфония. на весь мир»: — питиет ту:
	рецкии ‘режиссер и актер ортулур о
	Саалетин.

И это = одно ив сотен восторжен:
ных заявлений людей искусства, по.
бывавших в СССР. - }

Самое замечательное в развитии на
Што театра заключается B TOM, UTC
творческий рост и завоевание хуло-
жественных высот присущи не толь
ко столичным театрам, которыми ру-
ководят такие мастера, как Стани:
славский, Немирович-Данченко, Мей.
ерхольд, Таиров, Михоэле и другие.
но и театрам всех народов, населя:
ющих наш великий Союз, — молодым
театрам. которым образоваться и раз-
виваться было дано только с револю.
цией. И постановка «Юлия Цезаря»
в театре Руставели в Грузии—не ме:
нее значительное событие, чем поста:
новка «Ромео и Джульетты» Tearoom
революции в Москве, а постановка
«Гамлета» в Узбекском государствен
ном ‘театре так же ценна, как поста
HOBRa той же пьесы у вахтангов:
wes, .

Театр растет количественно и Ка:
чествевно. Растет ето материальное
хозяйство. В столице и да местах вы
	‚растают такие театральные ‘злания
	которым могут позавидовать лучшие
европейские театры. В 1913 году на
территории царской России было 143
профессиональных театра, В 1932 го-
ду в Советоком союзе — 471, в 1984
году их 579. В 1934 году только
профессиональные театры посетило
122 миллиона зрителей. Но сюда не
входят зрители клубов. театральной
	самодеятельности. колхозных  круж:
ков. Это — еще десятки миллио-
НОВ.
	Вроме советских пьес театры ставят
власоические произведения. Чтобы не
отнимать у вас время, я перечислю
только ньесы Шекспира, которые ста.
вились в последнее время: «Гамлет»
«Отелло», «Ромео и Джульетта», «Ко-
роль Лир», «Двеналцатая ночь»
«Антоний и Клеопатра». «Юлий Це:
зарь», «Ричард Ш». «Укрощение
строптивой», причем, уровень этих
постановок таков, что один из луч:
пгих знатоков и постановщиков Шек-
спира, Горлон Крэг, был буквально
потрясен постановкой «Короля Ли-
ра»,

Театры всегда полны: Билет в 6©0-
ветском театре так жетрулно купить,
как в европейском — продать. В неко-
торых театрах билеты раскупаются
на месяц вперед. Сплошь и рялом
заводы, шахты и колхозы покупают
целые спектакли и понхолят в театр
всем своим коллективом.

В нашей стране работают и творят
на воех языках сотни драматургов —
старых литераторов, принесигих свое
творчество народу, и молодежи, вое-
питанной революцией. Их пьесы идут
в сотнях театров и тысячах клубов
нашего Союза. Каждый автор, пьеса’
которого поставлена в Москве или на
периферии, имеет высокую честь об-
щаться с миллионами зрителей. И ка-
ких зрителей! Жадных и доброже-
лательных, строгих и любящих, ари-
телей, которые после просмотра, лье-
еы устраивают общественные суды
над героями, созывают конференции.
для обсуждения достоинств пьесы и
игры актеров. зрителей, для которых
	‘театр. — свое родное дело, а автор —
	товарищ и ‘соратник. Пьесы наптих
драматувгов переводятся на языки
народов, живущих в нашей стране,
пьесы многих авторов переведены на
иностранные языки и поставлены в
Европе и Америке. Многие из вас, ве-
роятно, читали и видели пьесы Афи-
ногенова, Ве, Иванова, Потодина,
Билль-Белоцерковского, ‘Третьякова.
Pomamesa, Катаева, Лавренева, Гле-
бова, Шкваркина и ‘других;

Пес однако не хватает, Громадная
потребность ‘зрителей требует роста
творческих сил. И ени пробуждают-
	ся.’ Освобожденный нарол выделяет
	из своей ореды все новые и новые
таланты, весенняя пора нашей роди-
ны растит молодежь и. молодит серд-
ца стариков. Люди начинают жить
сначала, им мало обыденных слов в
положений для того, чтобы. выразить
свои . переживания и чувства, они
ищут их выражения в искусстве, они
сами начинают говорить поэтическим
языком.

Ваше имя, Екатерина Михайловна
Михайлова из колхоза «Новь» Карма-
новского района Западной области,
с гордостью называю я на этом ми:
ровом конгрессе писателей. Этой жен:
щине 64 тода. Она живет в 40 кило-
метрах от железной дороги. Пометщик
и кулак, церковь и царь давили бы
й посейчаю эту неграмотную. кресть-
HRY тах, ках давили ее мать, ба-
буку, весь ее род из поколения в
поколение. Но революция положила
начало новой истории этой женщины.
Она полонила душу Ежатерины Ми-
хайловны, и душа ее поет. Екатерине
Михайловне хочетоя сказать воем,
чтобы все ее слышали, кание-то нуж-
ные, особенные слюва. И вот она пи-
шет. пьесу.

Но ведь она неграмотна.

Да! Она диктует овою пъесу уоло-
дой крестьянке, новому поколению
колхозной деревни. Молодежь разучи-
вает пьесу и ставит, ее.

Я привел этот факт потому, что
я знаю Михайлову. Я познакомился
с ней на колхозной олимпиаде в Смо-
ACHOKE, где сотни театральных групи
и кружков собрались, чтобы демонет-
рировать друг другу свое искусство.
Но вель тавих фактов — тыюячи. Ни:
	‘0 зрителя идиллией? Он видел ми
ровую войну, инфляцию, ‹ безработи-
цу. Он зевает, гляда на букодличе-
скую любовь. Он свиреп и жажлет
крови. У вас в ньесё был бесцветный
торговец птицами. Чепуха! Он прев:
ратилея у меня во влалельца зве-
ринца из Сингапура. Ваш расхлябан-
ный моряк стал охотником Ha °Ди-
ких зверей. Он жил в лжунглях ¢
обезьяной. Не с символической обезь-
anol! Nein! C настоящей самкой шим-
панзе! По-настоящему! Мой охотник
— современный человек, вновь обре-
тающий свою мощь в удовлетворении
первобытных инстинктов. Только при
таком подходе может ваша пьеса за-
играть и понравиться нашему зрите-
лю. Когла в конце спектакля охотник
ткальвает обезьяне глаза, я знаю.
< в зрительном зале пробужлается
жажда крови. Да. старый первобыт-
ный здоровый сализм вновь охваты-
вает лушу! Теперь понимаете, чего
не хватало ‘вашей пьесе? Не делайт
улрученного лица!». :
Не будем смеяться, это — не паро-
дия. Сожмем кулаки. это — дейст:
вительность. ато — правда. _
Что же. разве в театре не оста
лось художников? Разве уж так низ:
ко пали режиссеры и артисты. что
они не в состояний отличить навоз
от золота, и гнилой воздух морально-
го разложения — подходящая AIA
них атмосфера? $
Спора нет. настоящих актеров ста-
новится все меньше и меньше. Ак-
тер воспитывается на произведениях
воторые ему приходится играть. Сов-
ременные образы и характеры не мо:
гут созлать школы актеров, равных
прежним поколёниям артистической
семьи. Но все же остались еще пол:
линные таланты, Что же не GEE
их голоса в годы умирания театра?
	Это очень легко об’яснить.
Они не имеют волоса. ^^
Сульбы театра’ решаются не ими—

творцами его, а за их спинами и по-
мимо них.
№ .
	Борис Пастернак. Рис. Натана Альт-
мана («ЁЬи» № 26).
	Капитализм превратил театр в ла-
вочку, в доходное предприятие. Он
хочет извлечь барыши и из творче-
ских мук автора и из самозабвенной
игры актера. Дельцы всех мастей и
масштабов покупают театры так же,
как воякие иные предприятия, и пре-
вращают искусство в. предмет спеку-
ляции, в денежную единицу бирже
вой игры.

Кто они? Мастера искуюства? Чут:
кие художники? Культуртрегеры?

0, нет! Так же, как аристократы,
по ‘словам Бомарше, чтобы властво-
вать, дали себе труд родиться, так и
эти молодчики,. чтобы. управлять
судьбами театрального мира, дали
себе труд нажиться или ыы На-
следство.

Они купили театральные здания,
они заплатили денежки, им нужно
получать прибыль, чорт возьми!
Цлевать им на все запросы искусст-
ва, котороёв иные простаки, ‘повто-
ряя ‘сказки, слышанные ими в дет-
стве, называют «чистым». Бизнес
есть бизнес, тоопода художники! Де
‘дайте то, что мне выгодно! А если
вам это не нравится, я вас не держу.
Прощайте! Для замены каждого и
вас я могу выбрать из тысяч безра
ботных более угодливото и NORMA; и.
стого.

«Директора чувствуют себя планта-
торами. О какой-либо художественной
линии нет и речи», — жалуется поль-
ский искусствовед Ян Коханович.
	“eB течение многих лет, — пишет
в «Гаймс» в большой статье, посвя-
щенной театральному RKounpeccy B Pu-
we, Topgou Kper, — театры страдали
и еще страдают.от тирании м
коммерсантов. «Ни одного pee
заявляют они, — для нововведе
к которым вы тяне м Давайте нам
ходкий товар, ‘тогда будем разгова-
ривать». В результате ‘этого господет-
ва барьымна на наших подмостках 500
тысяч дураков ’(а их может быть в
действительности 200 тыюяч), любя-
‘ших халтуру, лишают миллионы ра-
зумных людей хорошего настоящего
и:
Лучше этого не скажешь. И пусть
	посмеют утверждать, 410 это — ROH -
	юнктурное явление, вывванное кри-
зисом. Что же, разве в благополучное
для капитализма время театры пере-
стают быть в руках «циничных ком-
мерсантов»? Разве это —= не явле-
ние, присущее капиталистической си-
стеме, независимо от того,’ пережива:
ет ли эта система годы под’ема или
упадка? я

Нет, теоретикам, пытающтимея свя-
зать ‘кризис театра с общим кризи-
сом, не вывернуться перед лицом не-
умолимых фактов, Не сумеют спря-
тать подлинных виновников заката
театра за свои` теоретические измьыип-
ления и те, кто утверждает, что театр
изжил себя. Но против этих послел-
них есть еще один убийственный и
рентаютщий артумент, уйти от кото:
рото нельзя: небывалый и трандиоз-
ный расцвет театрального искусства
gp CCCP.
	В Америке не так давно умер ста-
рик Холл, которого там. называли чу-
даком. Этот чудак был некогда круп:
нейшим влалельцем цирков. В тяже-
тое. время, корда одно за другим ста-
ли прогорать цирковые предприятия,
Холл потратил вебе окопленные aM
деньги на то, чтобы приобретать цир:
ково6” имущество — индийских сло
HOB, оставшихся без. работы, дресси:
рованных лошадей, искусство’ кото
рых перестало! кормить их хозяев. ма
леньких цирковых ‘обезьянок ий львов,
сотнанных в, цирковой арены пля.
щими «герлс».

Нет ли чудака, который скупал бы
то, что остается от театров? Нё нуж-
ны ли кому бутафорские доспехи ве-
ливих театральных битв? Не соби-
рает, ли кто-нибудь: картонные ‘мечи
героев шекспировских трамедий или
		носивших нас во все времена и ко
всем народам? Или, может быть. ко-
стюмы -— костюмы Эллады, Рима,
средневековья — туники, плати,
мантии, тоти?
	Не даст ли этот чудак заодно при-
ют жрецам Мельпомены, десяткам
тысяч безработных актеров, оставлен-
ных без хлеба, потому что оказались
ненужными их зрелища?

Театр гибнет.

06 этом кричат со столбцов газет.
06 этом говорят на’ конгрессах и-мно-
гочисленных диспутах. это заявляют
театральные критики, ° режиссеры.
директора театров. Но более всего
убедительно утверждают это колонны
цифр, за которыми вилны рушашщиеся
колонны театрального здания. Циф-
ры неумолимы. Выстраиваяеь в ря:
ды, слагаясь и множась, они сухо
регистрируют происходящее в жизни.
и их язык одинаково лаконичен —
идет ли речь о дивидендах предири-
ятия или о тысячах погибших людей.
Они товорят о катастрофическом по-
ложении театра Америки, Франции
Германии, Австрии, Испании, — не
стоит перечислять. пришлось бы на-
звать все страны, кроме Советекого
союза. Театры продаются новым хо:
зяевам, и там, где вчера звучало сло:
во актера, сегодня кинематографи-
ческие «звезды» являют миру хоротно
оплачиваемые улыбки, или сменяют
друт друга феерические аттракционы
модного ревю. или. что. пожалуй. ча-
	Ще всело. — тяжелый замок висит на
	чворях эдания, в стенах которого ког:
па-то давно человеческие серлиха вол-
новали Шекспир и ИШГиллер.

«Стионув зубы, смотрим мы, как
уплывают от нас последние корабли
нокусства», — пишет критик в амери-
канокой «Нью Рипаблик». «Можно с
уверенностью сказать, — вторит ему
критик из «Нэйшен» — что боль-
шинетво из существующих тезтраль-
ных зданий никогда уже не откроет
своих дверей для публики. Наш те-
атр у порога бездны, и мы бессильны
ето спасти».

Театральная хроника все больше и
больше. напоминает хронику тезтра
войны -— «Погиб», «тяжело ранен»,
«пропал без вести». Уменьшается ко-
	пичество тватров, но ‚Не... менее ката»
	строфически уменьнтаетея количестве
посетителей в еще существующих.
Всеми способами пытаются театраль-
ные владельцы поддержаль свои
предприятия: не платят авторам, не
платят актерам, зрителям обещают
‘премии и призы. Однако все это —
соломинка для утопающего. Театр
гибнет.

Капиталистический мир должен на-
ходить об’яснения ‘процессам, проис-
ходящим внутри его системы. Для
этото у него всегда имеется доста“
точное количество теоретиков «чего
изволите?», быстренько находящих
нужные об’ябнения. Высказалиеь они
и по вопросу о разрушении теалра.
Одна группа этих штатных. раетлите-
лей фактов утверждает, что кризис
театра вызван общим кризисом, что
падение тедтра — конюнктурно, и
что вместе с возвращением «проепе-
рити» воопрянет к жизни и теат
ральное искусство. Другие утвержда-
‘fT, Что театр переживает внутрен-
ний кризис, что театр, как искусст-
во, изжил себя. — кино, а особенно
звуковое кино, целиком внитало в
себя театр, отняв у него актеров и
выбросив в мусорную яму истории
ето наивный бутафорский хлам.

Однако. и те ‘и друцие лгут. Тезтр
имеет не только прошлое и настоя-
щее но и славное будущее (06 этом
	мы еще поговорим ниже), а закат.
	театра в Kepone и Америке начался
задолго до начала последнего капита-
листического кризиса. .

Я позволю. себе здесь, так же как
и в других местах моего выютупле-
ния, приводить выоказывания наибо-
лее авторитетных деятелей буржуаз-
ного искусства. Мне думается, что
	положение на театре известно им луч-
	ше, чем кому бы то ви было дру-
гому, и их трудно заподозрить в Ra~
кой-либо предвзятости.

«Театр, подобно кинематографу, по-
степежно, шаг за шагом превратилея
в раба низменных инстинктов. Туч-
мая публика отвернулась от театра.
Это стратино... Какие эмоции могут
вызвать тнилая чувствительность и
пустые ребячества современного те-
атра, театра с подточенной сердцевя-
ной, но в пышных одеждах? »—пи-
шет Шарль И. ‘еженедельнике
«Марианн». я

Разве не относится это ко всем
странам? Разве только сегодня видим
мы вырождение художественного вку-
ca? Рааве не шествует уже много
лет с одной сцены на друтую, Gec-
стыдно задравшей юбку кокоткой, по-
бедившая попглость? О классическом
театре, театре больших идей и страс-
тей осталась только память,  Цьеса
серьезного современного автора—фед-
вое явление на театре, Наибольший
	успех имеют профессиональные дра-
	моделы, которые по раз навсегда у
тановленному рецепту стрятают «раз-
влекательную» комедию, приспюсоб-
ляясь к самым прязным вкусам бур-
нуазной публики.

Вилный французокий драматург
Ленорман ‘налисал пьесу «Закат теа-
тра». Это — трустная, но правдивая
пьеса. Это о — пьеса, наполняющая
болью сердце каждого, кто по-на-
стоящему любит театр и заставляет
ненавидеть тех, кто разбивает этот
замечательный инструмент человече-
етой культуры .

В этой пьесе режиссер так pac-
оказывает автору об «изменениях».
внесенных в его пьесу:

«Чайку я заменил обезьяной шим-
панзе, морских птиц — орант-утанта-
ми, змеями и тиграми. В этом идея!
Я ввел вверей, которые приводят че
ловека в ужас, чудовищ, которые you-
вают других и в битве погибают са-
ми. Разве вы взволнуете современно-
	Е a
Апексей Толстой и Sron-Opsu

ры; Лучшие умы интеллигенции все-
го мира решительно становялея пол
это знамя; в ряды борцов против ка-
‹‘питалистического мира, в ряды за-

щиты человечества’ и ‘его культуры. !
Социзлистический ‘реализм — вот
елинственный метод, который «может
		координиоовать весь мир современ»
	ных идей и подчинить их олной гос-
подствующей мысли». Социалистиче-
ский реализм. — всеоб‘емлющий ме:
тод, сущность которого состоит в том
что художник правдиво описывает
мир, людей, события в свете осознан:
ных им социалистических перспек.
ТИВ.
	И мы и вы, наши  запалные
	друзья, должны писать правлу. Нам
	метод социалистического реализма
дает возможность показать тероев ео:
циализма и их дела; в ваших произ-
ведениях булет звучать неприглял-
ная правда капиталистического хаоса.
Вы покажете в своих произведениях
образы славных борцов с капитализ-
мом, в первых оялах которых илут
такце люди как Димитров и Тель-
ман, и вместе с тем Balla произве-
ления раскроют поллинный облик ми.
ра Стависских. Детердинтов.  Кпейм:
ров, Инсуллов, Круппов и им подоб-
ных. Вали произведения будут звать
на борьбу с этим миром, призывать
к уничтожению его.

— Тенденция? — испуганно oupo-
еят некоторые:

— Нет. — ответим мы, — это ямен-
но та живая мысль, о которой гово-
рил Стендаль, без. которой ни в ис-
‚кусстве ни в науке нет истинной
RAST. Е

Довольно сказок о том, что социа-
листические идеи находятся в. про-
тиворечии се целями и задачами ис-
кусства! Только они могут оплодо-
творить художника, только они позво-
ляют ему правильно осмыслить и ху-
дожественно отразить действитель-
ность.

Сегодня это уже не декларация.
Это доказано жизнью.

И так же, как  приближающееся
двалцатилетие Октября делает жал:
кими и смешными все разговоры о
невозможности . построения социалив:
	ма, так же распвет иеокуества в COUP
	и вырождение его в. буржуазном ми.
ре безоговорочно решают вопрос в
том. какие илеалы. и какая действи-
тельность порождают Hagroamee wre:
кусотво.
	Мы говорим всем честным писате-
	лям, драматуртам. художникам. KO-
	торых пнетет удушливая атмосфера
пниения, но*которые еще не решают-
ся отрезать пуповину, связывающую
их с этим миром:

— Довольно быть’ адвокатами ка»
питализма, ваше место в рядах его
судей! =

Но меня спросят: как в условиях
буржуазной действительности можно
писать революционные пьесы, на ка-
кой могут они рассчитывать успех,
какие есть возможности для их по-
становки?

Да, тысячи препятствий стащут пе-
ред революционным драматургом:
Цензура, зазцелкает ножницами, пред-
приниматель не даст театрального. по-
мещения, критика обольет автора
грязью, буржуазный зритель подверг-.
нет автора бойкоту. -

Слабому не выдержать в этой
схвалке. Трус убежит, беспринцин-
ный предпочтет пписпособиться. Ho
тот, для кого революционное твер-
чество — He модное увлечение, а
осознанная необходимосТь. жизнен-
ный путь, сге46», — не остановится
перед препятствиами, и талант его 6у-
дет мужать в борьбе с ними. При на-
личии силы воли, настойчивости и ор-
ганизованности революционный пи-
сатель может сделать свое произве:
дение достоянием. самых широких
	В. Киршон, А. Щербаков, М. Коль-
—— Лахути.
	н Киш на конгрессе.
- oe
масс. Трудно указать формы. общие
для воех стран и народов: Эти фор-
мы различны лля Германии и Фран-
ции, для Америки и Японии. Но то,
что они могут быть найдены, доказы-
вает практика, доказывает сама
ЖИЗНЬ. .
	В Нью-Йорке, например; есть не-
сколько революционных -réatpos. B
одном из них, театре «Юнион», пьесы
революционных  праматуогов плут
сотни раз, и сотни тысяч рабочих-
зрителей смотрят эти пьесы. Левые
театры существуют несмотря на поли-
цейский террор, в Японии, в Чехо-
словакии, в Англия ит. д. В неко-
торых странах крупные актеры, ока>
завштиеся не у дел в больших бур“
жуазных Тейтрах, составляют кол
‘лективы и играют в рабочих районах,
на окраинах городов.

Олной сцены, свидетелем которой
я был, я никогда не забуду: Это бы»
ло в Берлине, незадолтю до прихода
Фапштистов, на тромалном коммунистие
ческом собрании в Спорт-Паласе. По-
‚вле одного из ораторов на. трибуну
‘вышел присутствующий здесь член
нашего конгресса Эрих Вейнерт, а ря-
дом в ним стала женщина-артистка,
`Эриху Вейнерту, творчество которого
пользуется громадной популярностью
в пролетарской Германии, полиция
запретила читать свой’ произвеления,
Пламенные строки ‘революционной
пюэзии пугали полицейскую цензу-
ру, Эриха Вейнерта заставили замол-
чать. Но не были запрещены и кон“
фискованы стихи Вейнерта: И вот,
выйдя на трибуну, Эрих молчал,
октестив руки и гляля на зулиторию,
& артистка читала его боевые стихи,
Тысячи людей бурно рукоплескали
поэту, полицейские сидели одурачен-
‚ные. Цель была достигнута, .

„Я нисколько -не сомневаюсь в том,
что мы найдем методы и способы,
чтобы революционное творчество’ раз-
вивалось. и революционное слово аву-
чало сквозь преграды, которые пы-
тается возлвигнуть капиталистиче-
ский мир.

Мы протягиваем руку армия акте-
ров, армии наших братьев в искус-
стве, воплощающих паши образы, не-
сущих наити илеи. пооизносящих сло.
ва, котопетии мы хотим воспламенить
сердца; Мы обращаемся к вам, трати-
ки, переживающие трагедии в своих
толодных семьях, потому что для вас
нет места на театральных полмост-
ках; к ‘вам. комики, смеющиеся
ЕВоЗЬ слезы перел зияющими ряла-
ми пустых кресел: к вам, герои пьес,
утверждаютцих буржуазный порядок,
порядок, ‘обреклтий вас на полуголод-
ное существование, порядок, который
выбрасывает вас из жизни, как не-
нужный реквизит.

Хватит «простаков» и нь
Нужны новые герои. Нужно уметь сы-
грать свою роль не только ‘на сцене,
но и в жизни.

Вы умели создавать потрясающие
образы героев классических произве-
лений. Покажите же подлинное лицо
ваших теперепгних хозяев. их мелкие
страстишки, низменность их жадных
RYTHOHOR, кровавые их дела! Несите
свое творчество тому. зрителю, кото-
рый вас поймет и оценит. Он не пой-
дет на ваш спектакль, если вы по-
кажете ему пошлое ревю. На это on
не потратит деньги, которые ему да-
ются © таким трудом. Но придите к-
нему с правдивой пьесой, в которой
звучит мелодия жизни и борьбы, и
вы увидите, как похвалит он эту ме.
лодию, какой отзвук Haller’ ona B
nea! -

В наступление армия meeernal
	Защищать культуру — это значит
	бороться за социализм. Защитить
культуру — это значит уничтожить
капиталистический мир.

Поль Гаэлль, генеральный  севре-
гарь Всемирной ассоциации театров,
будучи в нашей стране, сказал: .

«Если бы лрутие страны могли сде-
лать.в области искусства столько же,
сколько уже сделано в СССР, мир
стал бы иным»,
` Нет! Сделайте мир иным, и тогла
	друтие страны добьютея и в жизни,
	и в искусстве тото, чего достиг СССР.

_Советская делегация
	‚возвращается в СССР ‚_
	Перед’ отездом советоние писатели
возложили венок на могилу Карла
Маркса. i,

Другая группа советских писате-
лей проездом в Москву остановилась
в Берлине, Писательница Анна Кара-
	вавва в клубе советсной колонии /по-
делилась своими впечатлениями 6
	конгрессе, отметив его: успех в нон-
	солидации лучшей части мировой ин-
теллигенции для борьбы с `фашиз-
мом, Доклад вызвал большой интерез.
	6 июля из Лондона на пароходе
«Ян Рудзутак» выехали ‘в Ленинград
некоторые участники советской деле-
Кации на международном  нонгрессе_
писателей — тт, Щербаков, Пастер-
нак, Тычина; Kopyeliye и другие.