ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!
иванович обе ое
	№ 61 (552)
	Страна подходит к слав
тябрьской революции сп
человечества.
	Цена 30 коп.

Е
	ОРГАН .ПР
		СОВЕТСКИХ

ПИСАТЕЛЕЙ СССР.

Вторник, 5 ноября 1935 г.
	в СССР)
	AA ЗДРАВСТВУЕТ ХУШ ГОДОВЩу

пл   ПРАГА... >

НА ВЕЛИКОЙ ПРОЛЕТАРСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ В СССР!
	MA ЗДРА
	вной восемнадцатой годовщине Великой Ок-
победами, не имеющими аналогии в историн
	ЗСТВУЕТ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ ВО ВСЕМ `МИРЕ!
	Я хороший кузнец и очень, пока
еще, неважный грамотей,
	На стройку Горьковского автозаво-
	да я пришел неграмотным плотником.
Котла впервые я вошел в цехи
встал к машине, мне особенно ясно
стало, как мало я знаю, как мало
умею.

Я учил азбуку, сложение и вычи-

тание и заодно а - с произ-
BORCTEBOM.
	Не лотке впервые раскрывать бук-
	(Из лозунгов IK BKII(6) x XVII годовщине Великой пролетарской революции

рана
		ниг:
	Революционные десятилетия в исторической жизни народов. — не.

ТОТ. а.
	7 ee meme mee cee www а О С:
однократно говорил Лення,— тем н показательны, что народы проходят
эх СЫ Ач ва а о - a

EES о EL EE EEE A ETS

в эти сжатые сроки огромный путь, какой не могут они пройти в сто-
летия так называемого мирного развития.
	гигантскими завоеваниямн характеризуется истекший год пролетар-

св вас ве: Ес
	>. Ее Е ар EEEIOIE В а к ВО ИЕН ВЕР
ской революций. Мы записываем в книгу истории только завоеванное
прочно, только то, что не может быть вырвано из наших рук ни при
каких обстоятельствах,

Основа нашей экономической жизни — металлургия перевыполняет
государственный план. Большая часть ее перешла на бездотационную
работу, освобождая таким образом резервы, которые пойдут на даль-
нейшее улучшение жизни трудящихся нашей страны. Стальные артерии
экономической жизни CCCP — наш транспорт, до недавнего времени
являвшийся узким местом, вышел на широкую дорогу перевыполнения
плановых заданий. Могучее стахановское _ движение, родившееся в
угольном Донбассе, вернейший залог наших побед на хозяйственном
фронте, Колхозы ва основе сталинского устава поднимают произво-
дительность труда, увеличивая количество продуктов питания. В этом
году впервые выполнен план государственных хлёбозаготовок к 15
октября, ;

Растет легкая индустрия, значительно увеличившая производство
продуктов первой необходимости. СССР становится страной изобилия
сельскохозяйственных продуктов н предметов первой необходимости,
На основе этих побед отменена карточная система на продукты пита-
ния. Снижение цен, которое неуклонно будет проводится и в дальней-
шем, — результат именно этих побед. . i ;

Лозунг вождя народбв т. Сталина о зажиточной и культурной жиз-
ни широчайших слоев трудящихся страны социализма превращен в
действительность. Е

Эти достижения предопределяют. рост культуры в самом широком
смысле этого слова. Мы-—людн эпохи советского возрождения. Нет_ ни
одной области научной деятельности, где бы партийные и непартийные
большевики не продвигали дело ‘освобожденной науки вперед, к нуж-
дам человечества. ‘ =

Капиталистический мир мобилизует интеллектуальные силы для произ-
водства средств истребления людей. Поджигатели войны, германские
фашисты, в Европе, и распоясавшаяся военщина Японин, на Востоке,
организуют все силы, чтобы напасть на Советский союз. .

Но несокрушима крепость социализма. Сильна и непобедима ее ар-
мня — самая вооруженная, технически и ‘идейно, армия в’ мире, спа-
янная с народом социализма. —

Счастлива и радостна жизнь в Союзе советских народов. В борьбе.
родились люди, в борьбе формировались чувства’ советских людей,
чувства, не знакомые для людей прежних поколений. «Разве мы не ви-
дим этого нарождающегося вокруг нас нового строя чувств, где есть
слава, очищенная от зазнайства и себялюбия, и соревнование, очищен-
ное от конкуренции, и любовь, и мечтательность, и трезвость, и прак-
тнка», — ‘писал Яков Ильин в «Большом конвейере». Этот строй чувств
отличает «хозяина одной шестой (пока что) и гражданина всех шести
щестых мира. Это — наше шестое чувство».

Художественная литература Советского союза, вышедшая на мировую
арену, в большом долгу перед страной, перед людьми революции. Она
еще не раскрыла во всем блеске новых чувств лица людей, рожденных
революцией и окончательно уТтверднвших ее. 4 moe

Нужно создать книги о счастье че ловека революции, борьбы и со-
циализма. Эт счастье — мужественных людей, счастье борцов, счастье
строителей нового’ мира. ~.

Перед советскими писателями, сделавшими много, непочатый край
тем. Они должны создать такие произведения, о которых мечтают люди
социалистической родины, . : ,

Эти книги будут созданы, Нам нужна литература мужественных: об-
разов, литература мужественных и Героических людей. Ибо мужествен-
ны и героичны наши люди: Ибо мужественна и сурово прекрасна наша
эпоха, Мудр и закален штаб революции, ее вождь, непреклонный вождь
й любимец миллионов ИОСИФ СТАЛИН. . .
		Часа, я попыталоя дать понять. этому
юноше, что Бодлер и Пруст не м
быть определяемы через самих се
так же, как и Леопарди, Байрон или
Шелли, но что писатель определяет
себя в возлействии его тения на 0б-
mecTBO H общества на ето. тений. И
что в этом вззимолействии обществу
принадлежит первенство.

Я попьталея уяснить ему, что Бод-
лер не является уникальным случа-
ем в литературной панораме мира,
что друтие Бодлеры, которые роди-
лись некогда, в другой исторической
обстановке, может быть, чувствовали
не столь сильную враждебность по
отношению к среде. Что сам Boz-
лер — газвивайся он в другой обще-
ственной среле — не испытывал бы
такой моральной замкнутости, тако-
то тяготения к бездне. -

Наоборот, улалим Шекспира из жи-
вительной атмосферы. Возрождения,
из общества, полного оптимизма, на-
ходящегося на пути к полному под’-
ему и к победе, ввертнем его в эпоху
капиталистическото разложения, в
которой бились в страланиях души
Флобера и Шопентауэра, — и, м0-
жет быть, мы олелаем и из Шекспи-
ра гения отречения. .

Моя агтументация не убедила ни
этом юношу, ни нескольких лрутих
интежлитентов-дилетантов этого Ma-
ленького города, для которых лите-
ратурное «благородетво» заключается
в культивировании собственных про-
тиворечий. Олин из них мне ‘сказал:
«Вы, может быть, правы. Но мы убе-
димся в этом только тотда, котла
большевистское общество покажет
нам великого человеческого поэта, до-
етойного быть поставленным наряду
с Боллером». ‘
		ли бы они сами были современни-
ками Боллера, то можно биться 06
заклал, что они так же жестоко от-
вергли бы его, ках его современники.
И что когла выявится советский поэт,
о котором они товорят, они ето так
же не признают, так как человече-
ской природе свойственно отрицать
	‘вегодняшнюю новизну в0 Имя «новиз-
ны» вчеранкней.
	Я захотел рассказать вам этот анек-
лот. хотя вам может показаться 6a-
	`нальной заключенная в нем критика.
	Ee легко раютознать, эту критику, на
ней лежит @воя специфическая пе-
чать: она типично мелкобуржуазна.
	Но в этом. мелком эпизоде не все.
	отрицательно. Ga EPETHKOH кроется
желание; за отрицанием — ожидание;
за недоверием — надежда.

И в этот 18-й Октябрь человеческое.
ro Возрождения я посвящаю эту на-
дежду, это ожидание и это желание
вам, мои товарищи, поэты молодого
советского мира. Й я посвящаю ве
вам с доверием, с уверенностью, ©
обовью, :

ЖАН-РИШАР БЛОК
		о труда
	о героях социалистическог
	варь, когда ты приближаешься к, тре-
тьему десятку.
	В те дни, когда, услышав о рекор-
де мастера отбойного молотка Стаха-
нова, я задался целью показать, что
можно ‘сделать ‘на восьмитысячном
молоте, я прочел первую книгу. Эт
были «Сказки» Пушкина.
	Мне трудно описать те чувства, ко-
торые вызвала во мне эта книга. Я
ведь простой кузнец и мне непри-
вычно пихать, Скажу лишь одно —
	Яя понял, что чтение делает человека
другим.

В Москве мне подарили замечатель-
ную книгу — «Челюскинская. эпо-
пея». Каждую минуту. свободную от
работы и учебы (со мной сейчас за-
нимаются преполаватели), я провожу
за чтением рассказов о славных че-
люскинцах.

‚ Я не имею права говорить о лите-
ратуре, я ведь очень мало читал. Од-
нако, выполняя просьбу «Литератур-
	- Ной. газеты», окажу о книге, которую
		ших
	хотел бы прочесть. Такой книги, как
товорят мне товарищи, хорошо зна-
комые © литературой, никто из со-
ветских писателей еще не написал.
Каждому из нас хочется прочитать
о таких, как мы сами, о товарищах
по работе. Очень интересно написано
про Гулливера (это была моя вторая
книга), но я хофел бы прочесть о ге-
рое социалистического труда Стаха-
	нове. Мне кажется. писатели TOWRA
	в’ кнНите, которую жлет вся страна,
показать не только, как работают Ста-
	И Г ря Д
	вопросами оборонной тематики меж-
ду прочим, от случая к случаю.

У писателей вошло в практику иа
года в. тод, в дни юбилейных дат,
торжественно обещать вплотную 38-
няться. оборонной , тематикой. Часто
дело дальше словесной трескотни не
	идет. Правда, за последний тод_по-
	ложение — несколько изменилось.
Большие мастера работают над o60-
ронными произведениями. Алексей
Толстой пишет об обороне Царицы-
на. Гражданской войне посвящен
новый роман Артема Веселото и т.д.
	Но ‘сколько еще ‚замечательных
тем и изумительных образов прохо-
Дит мимо внимания советеких писа-
	  ABT MPM
` телей.
	ханов и тысячи других ударников,
а также, что они пережили и пере-
думали прежде, чем начали работать,
ий как работают теперь.

Хотёлось бы также прочесть а кол.
хозниках-стахановцах. Ведь на полях
есть тоже терои труда. Возьмем к

примеру Марию Демченко.

Увлекательные книги о мастерах
техники, по-моему, каждый прочтет
с охотой.

Кузнец Горьковского автозавода
А. БУСЫГИН
	yY mux.
	Но не только о боях прошелптих,
но и боях грядущих должны писать
советекие писатели. -

Новый передел мира уже начался.
В Африке уже пылает военный по-
жар. Лихорадочно готовятся новые
кровопролитные войны. *

Tlncareasm нужно смелей осмотреть
в будущее, не бояться предсказы-
вать. Дайте роман о грядущих боях,
потребность в. нем велика. И какая,
как мне кажется, заманчивая ep.
спектива для большого художника
— показать высокие моральные ка.
чества нового советского человека —
бойца и командира Красной армии
в боевой оботановке.
	Великую › метаморфозу пережила
Красная армия за 18 лет. Из обор-
ванных, ‘плохо вооруженных красно-
гвардейских и нартизанских отрядов
она превратилась в могучую. обна-
	щенную последними достижениями
мировой АНИ первокласеную
силу. в
	Книга, которую мы все хотели See
прочесть, должна быть болыпим ху
дожественным полотном о repowsee-
ком прошлом, ‘славном настоящем и
замечательном будущем великой oP
Mun рабочих и крестьян.

С. БУДЕННЫЙ
	Мы, руководители промышленно.
сти, всегда охотно приглашали пи-
‘сателей.и художников на наши строй-
ки и заводы. Теперь, когда стаханов-
цы и. бусыгинцы автотражторной про-
мышгленности своей работой вписы-
вают новые страницы в историю ин-
дустриализации страны, мы вновь
приглатиаем мастеров художественно-
го слова; двери заводов широко от-
хрыты для вас!

Тероями замечательной советской
литературы должны стать люди, для
которых труд уже превратился в «де
ло чести, дело славы, дело доблести
я геройства». :

` Нач, Главного управления
автотракторной промьишленности
С. ДЫБЕЦ
		Это было восемь дней назад в ол-
ном французоком провинциальном
	городе, перел довольно мноточислен-
	HOH аудиторией рабочих, служащих,
интеллитентов и торговцев. Меня про-
сили сделать доклад о междунарол-
ном конгрессе писателей, Koreptrit
происходил в Нариже в июне, о ето
программе, и его значении...

Быстро взвесив степень сознатель-
ности и воодушевления моей. публи-
ви, я репгил попытаться увлечь ее
посильнее. Я провел сравнение с0-
ветской эпохи с Возрождением ХУТв.,
которое создало тип человека-ивли-
видуалиета. так еказать «абсолютво-
	го» человека. И вот я набросал, в пто-.
	тивовес, образ человека коммунистни-
ческого. Возрождения ХХ в. Это ве
иидивидуалистическая личность, не
«абсолютный» человек, но такой, ко-
торый сможет построить бесклаесовое
общество, освобожденное ‘от забот оо
	борьбе за сушествование. Это — че+
	ясвек, тармонирующий о ростом нау-
ки и с новыми понятиями о расши-
ряющейся вселенной. Одним словом,
это человек, которого‘ я Mor ON Rag
вать «распиряющимся» человеком...

Я был в одном из тех своих озстоя-
Hun, когда, поддерживаемый симия-
тией аудитории ощущая тесную
овязь с ней, ум работает радостно; и
чувствуешь себя как бы окрылен-
BBM, 4

Когла настал момент дискуссии,
было задано довольно многе вопро-
вов. Один из них в особенности по-
разил меня. Он был поставлен юно-
шей, которого ‘я энаю, который сам
достиг определенной литературной
культуры, который настроен револю-
Ционно, или, точнее, «мятежно», и ко-
Торый недавно подвергся’ тюремному
заключению ва то, что спел «Интер-
Национал» в казарме при исполнении
обязанностей по службе. Мы © ним
Хорошо ладим, ему, кажется, нравят-
ся мои книти и мои идеи.

днажо я заметил, что он в тече-
ние некотором времени. слушал Me-
‚Я с явным. неодобрением. Наконец
@н мне задал вопрос, которого я, соб-
ственно ожидал: \ \

«Какова была бы в подобном об-
Ществе судьба Бодлера или Пруста?»

последовавших за этим крат-
Ких прений выяснилось, что для 9т0-
№ юноши, как и для многих елуша-
Телей, ценность и достоинство под»
ЛинНого литературного творчества, за.
Ктючаются в оппозиции писателя к
еде, к природе си к самому себе,
HO никак пе в сочувствии окружаю-
Щей жизни...
подумал тогда о речи нашего ве-
Чико” Горького на’ всесоюзном кон-
0606 писателей в Москве, в авгу-
прошлого тода, речи, в Которой
проблема была поставлена с та-
яркостью и авторитетом.
ользуясь немногим временем, ко-
06 Мне оставалось из-за позднего

Кой
	o 0O0HxX nNpowe
	Приближается славная  пятнад- ря, на бесчисленных ‘фронтах граж-.
патилетняя годовшина взятия’ Пере- -данской  войны,  во’главе Краюной
		армии, -— везде и всюду он являл
собой образец бебстрашного ‘и He-
утомямого , большевика. Литератур-
	ный ‘портрет Михаила Васильевича,
	Фрунзе,  верного соратника Сталина,
победителя Колчака и. Врангеля,
друга Клима Ворошилова, отвазеного
воина пролетарской революции, еще
He создан. Для портрета Фрунзе
	нужны. большое полотно и большой
	Ник.

Будем надеяться, что скоро най-
дется этот художник и нарисует нам
прекрасный образ большевика, 06-
веянного славой побед на красных
	фронтах.
	a : НОСТИ.
Перекопокая эпопея также почти п.
	Не напьта отражения в художествен-
ной литературе. Пожалуй, «Падение
Даира» Мальишкина и некоторые
стихи Тихонова — это все, что на-
писано о Перекопе. Несмотря на це-
лый рад художественных “My
стоинетв, роман Малышкина веполно
й He всегда убедительно. рассказы-
вает` о  переколских днях. В. «Пале-
нии Дзира» не- чувствуется героиче-
ский пафос незабываемых дней,
	Большого художественного произ“
‘ведения © Перекопе ждут мйллионы
читателей Страны советов.
	копа. Штурм Перекопекой тверды-
ни — одна из ярчайших страним
истории тероических’ дел траждан-
ской войны,

Перекоп — ем. воды Си-
ваша ‘и «заросли» колючей проволо-
ки на Турецком валу, восьмикилоч
метровая ‘фронтовая’ линия, непри-
ступные - железобетонные  укрепле-
nua. Перекон стал символом безза-
ветном. теройства, большевистского
ynopetba H BOTH  K победе,

_ Co словом Перекоп, тесно связано
славное имя первого. пролетарокого
полководиа ‘— Михаила Васильеви-
ча Фрунзе.’  Десятую годовщину
	смерти отважного. сына большевиз--
	ma — Фуунзе — только что отмеча-
ла нана страна. ] .

Прекраюна и ‘увлекательна жизнь
„этого замечательного человека. Всю
ее   он целиком и безраздельно по-
святил делу борьбы за освобождение
рабочего, класса. Уже с юных лет
Фрунзе на передовой: линии отня. И
всюду, тде ни работал бы Фрунзе, —
среди активных участников проле-
тарских стачек и вооруженных -в05-
станий 1905 roma, на подпольной
работе в предреволюционные годы,
среди организаторов. великого: Октяб-
	Вопросам техники советские В
сатели уделяли немало’ внимания,
десятках романов. и сотнях стихов
оклонялюсь HA фазные лады елово
«техника» и ето синонимы. Завод, фа-
брика, шахта являлись фоном множе.
ства произведений murreparypn и He-
кусства.

Но когда прочтешь даже лучшие
наши индустриальные романы, оста-
ется какое-то чувство горечи и не-
удовлетворения. Техника, толая тех-
ника в них есть, & людей, ради ко-
торых создается эта техника и ко-
тогые ею овладевают, неё видишь.
	Исключением, по моему мнению,
является талантливейшая книга по-
койного Я. Ильина «Большой конвей-
	Уместно вопомнить о творчестве
прекрасного художника М. Б. Ге:
	кова. Иокойный мастер  батальной
живописи создал более 300 картин
	о боях гражданской войны. В своем
творчестве он улелял много внима-
	ния Перекопу. По почину Грекова и
	под его руководотвом начала рабо-
тать бригада художников. заканчи-
	вающая сейчас грандиозный памят-
НИК. — панораму перекопских боев.
`Своей блестящей работой Греков.
	опроверг нелепость утверждении
‘многих писателей считающих. что.
	тематика гражданской войны якобы’
	суживает их творческие возмож-
	Произведения, вошедшие в. золо-
той фонд советской литературы —
«Железный поток», «Разгром», «Ча-
	паев» = созданы на материале граж-
	дансокой войны. Интерес к произве-
дениям, показывающим героические
бои пролетариата с врагами мололой
республики, не уменьшается, & на-
оборот, возрастает © каждым тодом.
Успех, которым пользовалась у мил-
лионов зрителей кинопоэма «Ча-
	- паев», наглядно свидетельствует 06
	OTOM.

Дело лишь в т0м, что многие на-
ши большие писатели ‘занимаются
	В дни, когда BCH страна празд-
нует восемнадцатую тодовщину Вели-
кой пролетарской революции, уместно
	спросить  писалелей:; написана. ли
„художественная биография первого
маршала пролетарской революции?
	О замечательном жизненном пути
лутанского слесаря Клима Воропги-
лова, героического подпольщика, ор-
ганизатора побед гражданской вой-
ны, лучшего соратника Сталина,
вождя победоносной Красной армии’
хотят читать Миллионы. и в первую
очередь — подрастающее. поколение
и молодежь Советской страны.
t
	O людях овладевших т ехникой
		ep», посвященная людям Сталинтрад-
ского тракторного, С

`Я должен оговориться: я He лите-
ратурный критик, а рядовой чита
тель, может быть, только более зна-
комый с ‘индустриальной  жизныю
страны, с рабочими и командирами
нашей промьшленноести. Все сказан-
Hoe ниже поэтому следует понимать
только как пожелания читателя.

Много замечательных тем и пре-
красных образов ускользает от наших
писателей.

Копла омотрилиь, как работает ста-
хавовец, берет волнение. Кажой эн-
тузиаям, какая культура труда! И от-
куда она только взялась, налример,
у Бусыгина, приптедлегм на стройку

орыковокого автозавода неграмотным
	плотником из ветлужеких лесов! Луч-
WM кузнец автотракторной промыш:
ленности первые уроки культуры
трудз получил от американского де-
сятнйка, который учил русского плот-
ника Новым для нае методам работы.
Через пять лет на своем восьмитысяч:
	ном молоте Бусыгин, поставив со0юз-
	ный рекорд, обогнал многих мастеров
американских заводов,

Отахановы, Бусыгины, Кривоно-
сы — патриоты своей профессии, сво-
его производства. В них находят свое
отражение черты нового, социалисти-
ческото человека-творца.

Как формируется этот новый чело-
век? Как Бусытин дошел до своего
высокого мастерства? Ках изменилась
ето психология? На все эти вопросы
	и должны ответить советские нисале-
1m : Е В

Неправильно было бы ограничиться
чисто внешним показом методов ра-
боты героев высокой производитель-
ности. Путь к рекордам долог и изви-
лист, У Бусыгина, налример, толчком
к работе по-новому явился позорный
факт толовотянства одного из масте-
ров кузнечного цеха, уволившего бу-
дущего лучшего кузнеца страны за
«бузотерство и срыв: работы». Разве
эта живая деталь, полная своёобраз-
ного драматизма, не может воодуше-
вить писателя?

Героями книг должны стать знат-
ные люди страны, ее лучшие патрио-
ты, мастера высокой производитель-
ности «-
	ПРИВЕТ РАБОТНИКАМ НАУКИ И ТЕХНИКИ, ИСКУССТВА И ЛИТЕРАТУРЫ, ИДУЩИМ
С РАБОЧИМ КЛАССОМ И КРЕСТЬЯНСТВОМ И УКРЕПЛЯЮШИМ ТЕХНИЧЕСКУЮ И ку
	COUMAJMCTHYECKOM РОДИНЫ!
_ “(Из лозунгов ЦК ВКП(б) к XVI годовщине Великой пролетарской ий в СССР)