За образцовую полиграфию
	когда-нибудь ‚а сегодня
	ее одиннадцатью тысячами томов выбро-
шена из своего помещения, и там сейчае
восседают калькулятор, плановик и другие
деятели министерской типографии.
Производит ныне это предприятие «Труд-
резервиздата» убогие брошюрки, содержа-
щие в себе учебные программы для поли-
графических училищ. Таким образом, для
того, чтобы издать учебные курсы для по-
лиграфического училища, министерство не
	натило ничего лучшего, как Фавтически
развалить это самое училище.
ТОноши и левушки, которые должны
	были, согласно программе, на втором году
обучения правтически изучать сложные
виды работ, вроде книжно-журнальных
таблиц, математического набора, верстки, —
	заняты примитивным набором тех самых
программ, по которым им не суждено
учиться. Право же, все это похоже xe
	столько на издательство, скольво на изде-
	вательство!
ТР ие два года назад было вынесено ре-
	шение об организации в Москве  художе-
ственной школы мастеров полиграфии. Pe-
шение есть, но школы нет. А такая школа
мастеров жизненно необходима. Ибо суще-

‘ствующие ремесленные училища выпуска-

‘ют, главным ‘образом, ручных наборщиков,
‘которых, кстати сказать, каждая типогра-

фия готовит сама для себя.
Нужны линотиписты. Нужны граверы,
ротационеры, офсетчики. Нужны квалифи-

‘цированные мастера книги. Не пора ли

Министерству трудовых резервов — всерьез
‘подумать о полиграфии?

Еще один вопрос: о переплете. Вонрое
отнюдь не мелкий, как это, вероятно, ка-
жется Министерству трудовых резервов:
Переплет не только сохраняет книгу. Он вв
украшает. Он сам может быть произведе-
нием высокого искусства. Он является при-
знаком культурного отношения к книге,
Но попробуйте переплести книгу! Вы м0-
жете, если хотите, купить автомобиль
«Москвич». А переплести книгу негде. Нет
переплетчиков. Старые мастера разбрелись.
Новых нет.

В подготовке полиграфических кадров
надо произвести крутой перелом. А для, это-
го надо прежде всего изжить те упадочниче-
ские настроения, которые существуют на
этот счет в Министеретве трудовых ре-
зервов. Один из его руководящих работни-
ков, начальник Главного управления уче-
та и распределения рабочей силы, тов,
Мойсеев заявил по этому поводу:

—- Этим вопросом (подготовкой полигра-
фических кадров. — Л. С.) никто не ин-
тересуется и не занимается. И вряд ли
кто-либо когда-нибудь и займется, на-
сколька я предвижу обстановку...

Мы позволим себе не согласиться с этим
странным заявлением! Напг народ хочет
иметь красивуто, прочную книгу, культур-
но оформленную высококвалифицирован-
ными мастерами. А раз народ хочет это
иметь, — он будет ото иметь, вопреки
унылым «предвиденьям» пессимистически
настроенного товарища Мойсеева.

Воспитанием кадров для полиграфии
должен заняться не кто-либо, а. Министер-
ство трудовых резервов и не «когда-ни:

будь», а сегодня! :
Лев СЛАВИН
	педлеля детской книги
	Это стало хорошей традицией: ежегодно
Детгиз совместно с культурно-массовым
отделом ВЦСПС проводит в Колонном зале
Дома союзов «Неделю детской книги».

В нынешнем году «Неделя детской кни-
ги» начнется 5 декабря. На утренниках и
вечерах дети всех возрастов — от самых
маленьких до школьников старших клас-
сов — встретятся с писателями, художника-
ми, артистами, героями произведений совет-
ской литературы.

В фойе и залах Дома союзов будут уста-
новлены книжные киоски, организованы вы“
ставки детской книги, литературные игры,
аттракционы.

Уже сейчас идет подготовка к «Неделе».
В домах пионеров, школах и библиотеках
происходят читательские конференции, ли-
тературные вечера и утренники, творческие
отчеты детских писателей, смотры художе-
ственной самодеятельности, конкурсы на
лучшее чтение художественных произведе-
ний.

В Городском Доме юных пионеров на-
днях побываяи в гостях писатели С, Мар-
mak, С. Михалков, М. Ильин, Е. Благинина,
Н. Кончаловская и другие. Детский дом
культуры Бауманского района устроил чи-
тательскую конференцию, посвященную
	творчеству А. Гайдара, в которой приняли
участие 47 пионерских отрядов района.
		¢-wiEne aE ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ тЫ
10,1 TPENCEAATENLCTBOW ИТР ТОРГОВЛИ.
	промтреста принял обязательство выпус-
кать по представленному ‘им образцу тыея-
чи. керогазов новой конструкции. А выпус-
кает их в таком количестве, что невозмож-
но удовлетворить спрос даже ближайнгих
родственников работников — заводоуправ-
ления.

Москворецкий райпромтрест уклоняется
по изложенным выше соображениям от по-
лучения премии за отличную игру для под-
рестков «Пьезо-конетруктор».

Директор мебельной фабрики № 1 got
уже полтора года никак не может решиться:
быть или не быть одобренному экспертами
буфету?

Где кровати-тахты, обещанные заводом
«Металлодеталь» № 1?.. .

‘Всего, к сожалению, не перечислить:

Остается сказать еще только одно: Экс-
пертный совет, утверждающий образцы но-
вых товаров и присуждающий премии, за-
седает под председательством министра тор-
товли CCCP tos. Любимова. :

Министерство торговли, как это можно
понять из его названия, занимается торгов-
лей, а не производством товаров широкого
потребления. Но тот факт, что министр тор-
товли руководит Экспертным советом, сви-
детельствует, что это министерство призва-
но представлять интересы потребителя, за-
интересованного в обилии товаров шир-
потреба.

Почему же министр торговли удовлетво-
ряется утверждением опытного образца на
заседаниях Экспертного совета? Почему он
не интересуется — появляютея ли в конце
концов в подведомственных ему матазинах
те кофейники или. мясорубки, которые
понравились министру, когда были в един-
ственном числе представлены на утвер-
ждение? =

Пусть министр торговли тов. Любямов
смелее требует от других министеретв внед-
рения в производство лучших образцов из-
делий птирокого потребления! Он. имеет. на
это право, потому что таково требование
миллионов людей, которые надеются, что
заботы министра торговли о потребителях
простираютея лальше экспертизы.
	© 7
думают по этому поводу в Министерстве
авиационной промёшленности?

Такой же вопрос следовало бы задать и
Министерствам автомобильной промышлен-
ности, вооружения, судостроительной про-
мышленности. Заседающий в Москве Экс-
пертный совет при павильоне лучших 0б-
разцов товаров ширнотреба утвердил в раз-
ные сроки. представленные предприятиями
этих министерств первые экземпляры набо-
ра ходовых инструментов, электрического
кофейника; параллельных тисков, комбини-
рованной мясорубки, цельнометаллического
матраца, детского детекторного приемника,
кофейной мельницы...

Но где все это?

Почему этих вещей нет в продаже?

Все по той же причине: израсходовать
госуларственные средства на образец и но-
хвастать в Экспертном совете своей «ини-
циативой» легче, чем. всерьез ` осваивать
выпуск ширпотреба. Попумелир—и хвз-
THT...

Других, настоящих, уважительных при-
чин невыполнения «образцовых», с. позво-
ления сказать, обещаний нет и быть не мо-.
жет. Конечно, у каждого предприятия есть
вой основной производственный план, но
выполнение его никак не исключает вы-
пуска предметов широкого потребления.
Что же касается «трудностей освоения» ко-
фейника или мясорубки, 06 этом просто
смешно говорить: хорошо известно, что те’
же заводы осваивали и осваивают, вы-.
пускали и выпускают вещи куда более’
сложные.

Едва ли не самое пикантное заключает-
ся, однако, в том, что от выполнения своих
обязательств уклоняются, махнув рукой на
премию. и предприятия Министерства
местной промышленности, хотя их основная
задача — выпускать товары для массового
потребления. И все зе...

Первомайский фарфоровый завод истра-
тил изрядные силы и деньги на изготовле-
ние образца чайного сервиза, выслушал в
Экспертном совете похвалу—и Ha TOM
успокоился.

Металлозавол Враснопресненского тай-
		ПАМЯТИ
РЕЛИКОГО АШУГА

Памятник ‘Сулейману Стальскому
в г, Махач-Кала,

Фото ПН. Макрушенко.

В связи с десятилетием со дня
смерти Сулеймана  Стальского 1
Центральном Доме литераторов со
стоялся вечер, посвященный памяту
дагестанского ашуга. Вечер открыл
Н. Тихонов, ярко и образно paccKa:
завший о своих встречах со Сталь-
ским, о жизненном и творческом пу-
ти поэта. :

С докладом «Сулейман Стальский
й его поэзия» выступил Г. Корабель-
ников. А. Безыменский, С. Липкин,
Х. Аскар-Сарыджа, Л. Насынков по-
делились воспоминаниями о Сталь-
ском. Переводы стихов’ дагестанско-
го поэта читали С. Липкин, А. Бе-
зыменский, П. Шубин, артист В. Бра-
тин. Ирма  Яунзем исполнила песни
народов Кавказа.

*

В Махач-Кала состоялось собра-
ние работников литературы, науки,
искусства; представителей общест-
венных организаций, посвященное де-
сятилетию ‘со дня смерти великого
ашуга — народного поэта Дагестана
Сулеймана Стальского. a
`` Повсеместно в городах и’ аулах
республики проходят собрания памя-

`ти Сулеймана Стальского. На родине

поэта в ауле Ашага-Сталь в эти дни

‚дом-музей Стальского посетили сот-

ни колхозников.

Памяти поэта было посвящено
заседание Ученого Совета Дагестан-
ской базы Академии наук СССР.
В Дагестанском` государственном из-
дательстве вышел из печати на лез-
гинском языке однотомник избранных
сочинений Сулеймана  Стальского.
Издаются сборники произведений
поэта на кумыкском, аварском, дар-
	FHHCKOM H других языках народов
Дагестана.

Печатник — друг писателя.

Но если книга полна опечаток, потому
что небрежно набрана, если  строкиь Так
густо нанизаны, что сливаются в. малораз-
борчивую «икру», потому что книга плохо
сверстана; если печать. ее сера и тускла,
если книга рассыпается по листам или,
напротив, так туго сшита, что внутренние
края страниц остаются недосягаемыми для
тлаза, если книга плохо сброширована, те
тогда о дружбе говорить не приходится.

Как случилось, что полиграфия (котати
сказать, не имеющая доныне единого понт-
ра управления), наша полиграфия, насчи-
тывающая в своем активе немало высових
достижений, так часто опускается на недо-
пустимо низкий уровень?

Как случилось, что выпускаются книги,
оформленные с возмутительной  неряптли-
востью?

Как случилось, что полиграфия — един-
ственная отрасль производства, которая не
совершенствуется?

Почему случилось так, что полиграфия
отстает от общего под’ема советской инду-
стрии?

Почему мы не видим среди печатников
своих Российских и Матросовых?

‚ Забота о подготовке кадров для полигра-
фии лежит на Министерстве трудовых ре-
зервов, возглавляемом тов. В. П. Прониным,

Не знаю, беспокоит ли тов. Пронина то
обстоятельство, что армия полиграфиетов
уменьшилась по сравнению с довоеиным
временем.

Повидимому, нет. Ибо подготовка поли-
графических кадров ведется министерством
йз ру вон плохо.

Среди многочисленных инспекторов миз
нистерства нет ни одного, который наблю-
дал бы за полиграфическими училищами,
‘руководил ими. Училища остаютея в пол-
ном смысле слова беспризорными. Даже
должности инспектора по’ полиграфическим
училищам не предусмотрено штатным рас-
писанием министерства. Все здесь отдано
во власть самотеку. :

(Со странным пренебрежением относится
министерство в подготовке  полиграфиче-
ских кадров. В Риге, например, министер-
ству было передано обттирное здание для
размещения полиграфического ремесленно-
то училища. Но вот уже в течение не-
скольких месяцев здание пустует и, види-
м0, в конце концов будет отнято у мини-
стерства, не умеющего или не желающего
использовать щедрый дар латвийского на-
рода.

И в Москве картина не более отрадная.

Существует здесь ремесленное училище
№ 3 — самое крупное в Москве. В нем
обучалось около четырехсот будущих поли
графиетов. :

В роковой для этого учебного заведения
августовский лень 1947 года министерство
	  одним росчерком пера превратило училище
	в собственную типографию министерского
издательства «Трудрезервиздат».

Это сопровождалось подлинным ‘разгро-
мом учебного заведения. Число воспитан-
ников сократили до двухсот. Линотипистов,
в которых есть большая нужда, здесь боль-
пе готовить не будут, а лишь -—— рабочих
низшей квалификации. Даже библиотека ©
	ПИ
	Мастера новеллы иной раз жалуются на
нехватку злободневных сюжетов се интри-
тующей завязкой.

А вот — чем не сюжет?

Директор завода задумал выпускать но-
вое, пользующееся большим спросом изде-
тие. Коллектив горячо воспринял хорошую
идею и основательно потрудился. Разрабо-
таны чертежи. Изготовлены штампы, лри-
способления. Приобретен специальный инст-
румент. Сделан образец, одобренный Экс-
пертным советом. Заводу присуждена пре-
мия в 25 тысяч рублей. Но прошел месян,
второй, третий, миновали почти два года,
а за премией в Экспертный совет никто не
является... Разве не интересная завязка?

Разработкой этого сюжета следовало бы,
по совести сказать, заняться не столько ли-
тераторам, сколько министру авиационной
промышленности: на многих подведомет-
венных ему заводах такой добровольный
отказ от получения премии — явление до-
вольно обычное, хотя, казалось бы, и необ’-
яснимое...

В чем же тут дело?

А в том, что присужденные премии вы-
даются при соблюдении одноге небольшого,
но весьма существенного условия: за утвер-
жденным образцом должен последовать се-
вийный выпуск продукции. А это представ-
ляется некоторым товарищам делом слиш-
ком хлопотливым. И, проявив полезную
инициативу, изрядно по поводу ее нашумев,
затратив немалые деньги на проектирова-
ние, подготовку производства и изготовле-
ние единственного образца, они решают,
910 с ним возиться нет больше никакого
смысла: бог с ней, с премией...

Один завод отказался, таким образом,
от выпуска комнатных электрических холо-
дилЬников... Другой с большим запозданием
признал «нецелесообразным» производство
пылесосов... Третий счел для себя чрезмерно
обременительной возню с патефонами... Чет-
вертому вдруг разонравилиеь  электриче-
ские чайники... А о чем же директора этих
предприятий думали раныше, до’ затрат
усилий заводских коллективов, до затраты
больших государственных средств? И что
		пятилеток

лось плавить впервые. Раздавались голоса,
что нечи He приспособлены, что ничего
не выйдет, что надо заранее отказаться от
всяких попыток выплавить броневую сталь.
	Большевики комбината возглавили битву
за военный металл. По восемнадцать—два-
дцать часов кряду не отходили от марте-
нов Махнев и другие сталеплавильщики.
И они лобились победы.
	Победой была и прокатка броневого ли-
ста. .

Инженер Рыженко разработал техноло-
гию прокатки броневого листа на блюмин-
ге. Это было техническим новшеством.
Проект Рыженко вызвал немало нападок
рутинеров. Но броневой лист пошел!
	Разве Рыженко — не родной брат по
духу Маргулиесу, новатору бетонной клад
ки, любовно описанному Катаевым в книге
«Время; впезед!»?
		род. И они страстно ждут ребенка... «И вся
эта жизнь, — и то, что было, и то, что
есть, и то, что еще будет, — не зря. Все
это для него, для того маленького, кого
еще и на свете мет, HO который будет.
	Обязательно будет...»
	Недавно мы познакомились в Магнито-
горске. с человеком простой: и вместе с тем
удивительной судьбы.

Зовут его Михаил Махнев. Он — корен-
ной магнитогорен. В 1930 году Махнев на-
чинал свою работу на Магнитке земле-
копом. Теперь он инженер-орденоносен,
партийный руководитель одного из круп-
нейших в стране мартеновских цехов.

Малограмотный деревенский ‘парень из
села Нижнего, Кировской области поехал
на стройку «зашибить деньгу». Вместе с
Махневым тронулись в путь еще несколь-
ко: человек из села — землекопы, плотии-
ки, штукатуры. Это был традиционный
летний уход на заработки; сезонники рас-
ечитывали до зимних холодов. вернуться
домой. 3 :

Стройка`им не понравилась.

`Азиатская жара. Тучи: черной пыли, ко-
торая ест глаза. Ни уголка тени, HH rot:
ка воды. В бараке неимоверная теснота:
семейные и холостые жили вместе.

— Придещь с работы — жутко, — pac-
сказывал Махнев. — Кто  смеется, кто: пла-
чет, кто в карты дуется, кто песни поет.
	И песни какие-то тягучие — одна тоска.
	Земляки говорят: «Мишка, айда домой».
Сначала хотел тикать, но потом передумат.
Как раз тогда котлован под первую коксо-
вую начинали копать. Бригадиром меня на-
значили. Договор на соревнование заклю-
чили. Так и застрял на Магнитке... ‘А по-
том учиться стал: сначала на рабфаке, по-
том в вечернем институте при заводе; за-
щитил диплом, стал инженером...

Какое-то неясное воспоминавие вызвал
в Нас этот рассказ. Где мы слышали или
читали о чем-то похожем?

В тот вечер, когда происходила наша
беседа, Махнев собирался с женой, и доч-
кой во Дворец культуры металлургоз, на
оперный спектакль. Мы не стали его -за-
держивать, а сами зашли в. библиотеку.
Книга, которую нам захотелось полистать,
оказалась на полке. Раскрыли книгу на-
угад и прочли:

«...Приехал сезонником, землекопом, день-
гу сколотить. Первые дни  тосковал.
Степь — но чужая. Звезды — но чужие.
Песни — и те чужие А работа — громад-
ная. Понемногу привык. Стал разбираться,
Стал бригадиром».
	Это было «Время, вперед!» Валентина
Катаева.

Страница рассказывала о бригадире бе-
тоншиков — Ищенко.
	Мы встретились с одним из героев кни-

ги, написанной пятнадцать лет назад. Его
судьба сама говорила ‘за себя. Живая
жизнь как бы продолжала книгу...

Здесь было над чем призадуматься.

Катаев понял на Магнитострое camoe
главное. Этим главным была  созревшая
решимость тысяч и тысяч Ищенко остаться
на стройке и показать на Магнитострое
такие темпы, каких не знал мир. Это был
энтузиазм масс, родивший знаменитый ло-
зунг «Пятилетка в четыре года». Это была
смелость большевистской партии, ‘возгла-
вившей борьбу народа за претворение ло-
зунга в жизнь.

Мы помним, кто противостоял Ищенко,
передовому инженеру Маргулиесу и другим
энтузиастам стройки, кто всячески пытал-
ся сорвать их «рискованные эксперименты».
Инженер Налбандов, предельшик и оп-
портунист, внутренне насквозь прогнив-
ший человек, лебезивший перед американ-
скими туристами и ненавидевший все совет-
ское, передовое, революционное,

Сила строителей Магнитогорска была не
только в том, что они были пламенными
мечтателями и энтузиастами, шедшими на
любое самопожертвование ради достижения
роставленной цели.

Сила их была и в том, что они раску-
сили налбандовых, вступили с ними в борь-
бу, смели их со своего пути.

В этом же была и сила партийной книги
беспартийного писателя Валентина Ка-
таева.

Катаев изобразил Ищенко в переломный
	момент его жизни. Бчерашний сезонник
становится  вожаком ударной бригады.
Ишенко борется за мировой‘ рекорд на
	кладке бетона; его беременная жена Феня
трудится на субботнике — таскает доски
на строительстве яслей. Живут они в тем-
ном и душном. бараке, но в“ мечте своей
	отчетливо. видят будущий прекрасный го-,
	«Литеэатурная: газета» выходит два раза
	в неделю: по средам и субботам.
		Мы закрыли книгу и подумали о Махне-
ве, который в эти минуты вместе с женой
и дочкой сидел в театральном зале вели-
колепного Дворца культуры и слушал му-
зыку. Мечта не обманула этого человека.

Хочется рассказать еще об’ одном магни-
тогорце, чья подлинная история  перекли-
кается с другим замечательным произведе-
нием советской литературы. .

Крестьянин-белняк из Тамбовской об-
ласти Иван Летнёв пятнадцать лет назад
приехал. на Магнитострой — «попытать
счастья»: .

Человек этот вырос в косной, захолуст-
ной среде, где издавна укоренилось недо-
верчивое отношение ко всяким планам луч-
шего устройства жизни. От стариков он
слышал не раз: «Думе на счастье не под-
давайся... Думы — за горами, а беда — за
плечами». г ‘

Думой Летнёва, его мечтой было обрести
квалификацию, прочно стать на ноги, за-
служить уважение окружающих своим
	трудолюбием, мастерством.
Он начал с чернорабочего.

- Потом его поставили люковым к кок-
совой печи.

Кто бывал в коксовых цехах, тот знает,
какой это тяжелый труд.

Загрузить огромную печь, закрыть люки,
залить их раствором, — и все это в счи-
танные минуты, в жаре и дыму... К концу
смены ‘Летнёв становился черным, как
смола; Другой, может быть, давно бы
сбежал отсюда, — а он ни разу не поду-
мал, что можно поискать работу полегче.
Он знал, что без кокса не дать чугуна, а
без чугуна не будет стали, а без стали —
никогда не’быть той богатой, счастливой
жизни, в которую он верил теперь все
больше и больше... Летнёва назначили ма-
стером ‘коксового цеха. Его портрет был
нанечатан в заводской газете. Он стал
олним из самых почетных и уважаемых
людей стройки.

Вспомните образ Ивана Журкина ‘в ярком
й страстном романе Александра Малышки-
	на «Люди из захолустья», посвященном.
Магнитострою.
‚ Вспомните мысли Журкина о счастье,
	о жизни, в которой «дело стояло бы толь-
ко за мастерством». Малышкин показал
нам начало трудного пути бесчисленных
«людей из захолустья», пришедших в годы
пятилетки на стройки и ставших рабочими.
В живой судьбе магнитогорна Ивана Лет-
нёва мы видим, на какие вершины ‘привел
«людей из захолустья» этот путь.

Подготовка к пуску первой домны Маг-
нитки была завершена к началу 1932 года,

Стояли сорокаградусные жестокие ураль-
ские морозы. Круглые сутки свирепствова-
ла на площадке строительства неистовые
ветры. :

Разоблаченные впоследствии враждебные
элементы заодно с американскими консуль-
тантами из фирмы <Мак-Ки» отрицали
всякую. возможность пустить домну в по-
добных условиях. Американцы утверждали,
что пуск домны зимой противоречит миро-
вому опыту строительства металлургиче-
ских предприятий. Они предрекали: «Это
безумие, это выше человеческих сил,
морозы вас убьют».

Магнитогорцы не вняли всем этим «c0-
ветам» и «предупреждениям».

Они пошли своим путем и победили.
	*
	Достойные наследники“ трудовой славы
поколения тридцатых годов стоят сегодня
у домен, мартенов, прокатных станов
сталинской Магнитки. Искусством скорост-
ных стахановских плавок овладели сотни
людей.
	Знатный. магнитогорский сталевар Алек-
сей Корчагин сказал на-днях:

— Принимая сегодня смену, я отвечаю
ленинграднам: «Металл будет!» За четыре
года я сварю столько стали, сколько зада-
но мне на пять лет.

Так говорит не один Корчагин, — так
говорит сегодня весь Магнитогорск.

Романтика наших дней волнующе пере-
кликается с романтикой. довоенных пятиле-
ток.

И еще: живая жизнь продолжает и ут-
верждает то, за что боролась наша лите-
ратура.
	их
	Конференция критиков в Союзе писателей
	На-днях в Союзе советских писателей
СССР открылась конференция-семинар кри-
тиков, приехавших в Москву из республик,
краев и областей РСФСР. Вступительное
слово о задачах литературной критики
сделал А. Фадеев.

А, Фадеев призывает критиков к актив-
ному вмешательству во все процессы и
явления советской литературы, к борьбе за
высокую художественность произведений.
Большое количество выходящих y Hac
книг не находит оценки в печати. Из со-
тен произведений, выпускаемых  «Совет-
ским писателем» и издательствами на пе-
риферии, рецензируются лишь десятки.

Коротко остановившись на работах А. Н.
Веселовского, А. Фадеев подчеркнул, что,
несмотря ‘на большие заслуги этого круп-
нейшего ученого, он никогда не был после-
дователем русских — революционеров-де-
мократов, и концепция его очень далека
от их учения.

— Советская литературная наука не смо-
жет двигаться вперед, — говорит А. Фа-
деев, — если мы не вскроем ошибок А. Н.
Веселовского.

— Важнейшей задачей „советской крити-
ки, — продолжает А, Фадеев, — является
борьба с пережитками буржуазного нацио-
нализма, все еще дающего ‘себя знать в
произведениях некоторых литераторов. Эти
	пережитки сказываются в идеализации
прошлого, когда периоды угнетения наро-
дов ‹ изображаются, как «золотой _ век».
	История Украины, Армении, Азербайджана
в ряде художественных произведений сво-
дится лишь к борьбе с иноземными захват-
чиками, словно в прошлом этих народов
не было классовой борьбы. При таком ‘под-
ходе к истории подчас даже самые махро-
вые националисты превращаются в свобо-
долюбивых прогрессивных деятелей. С пе-
режитками национальной ограниченности
надо бороться и при оценке формальных
	особенностеи национальных литератур. Пи-`
	сатели братских народов должны стре-
миться к овладению всем богатством реа-
листического творчества, учась этому у
русских прозаиков и поэтов, должны сме-
лее расширять и обогащать национальную
поэтику, сохраняя, однако, при этом. коло-
рит и особенности литературы своего на-
рода.

После вступительного слова А. Фадеева
с докладом о социалистическом реализме
выступил Д. Тамарченко.

В течение трех недель участники KOH-
ференции заслушают доклады о социали-
стической эстетике, о традициях русской
революционно-демократической и марксист-
ской критики, о социалистическом реализ-
ме, о языке и стиле литературно-крити-
ческих статей, обзорные доклады, посвя-
щенные послевоенной советской прозе, по-
эзии и драматургии, ит. д.

На семинарах будут подвергнуты обсуж-
дению работы и статьи критиков, прибыв-
ших на конференцию.

Тема сегодняшнего Магнитогорска — это
тема победившей большевистской мечты.

Выросли не только многоэтажные здания
современной архитектуры, сменившие бара-
ки и хибарки. Не только посаженные ког-
да-то на «субботниках по озеленению» жал-
кие хилые деревца, превратившиеся ныне
в могучие деревья с пышными зелеными
кронами. Выросли, — и это самое глав-
ное! — дети тысяч Ищенко, дети, родив-
шиеся в бараках, игравшие в свои первые
игры среди котлованов и экскаваторов,
‘дышавшие пылью и гарью стройки... Это
для них — новые дома, парки, театры,
школы, клубы! .

Новое поколение растет в домах Магни-
тогорска.

Мы были в гостях в семье мастера кок-
` сового цеха Ивана Летнёва. Мы беседовали
с ним в светлом и просторном доме, кото-
рым премировали его, как ветерана’ Маг-
НИТКИ. :

Интересно было слушать его мысли о
будущем своих детей. Первая пятилетка
принесла счастье ему. Нынешняя пятилетка
сделает счастливыми его детей, — для них
построены школы и ‘институты. Он уверен,
что его дети вырастут знающими людьми,
полезными, культурными гражданами со-
ветского государства. Для этого. у них есть
возможности. Говорил мастер и о будущем
Магнитогорска.

— Ты думаешь, Магнитка — это чугун,
сталь и болыше ничего? Не-ет. милый че-

ловек. К нам в Магнитку за яблоками бу-
дут ездить, за виноградом. Знаешь, какой
сад нынче заложили? На сотни гектаров!
	— пасчет винограда — это, конечно,
мечта, — заметили мы.

— Мечта? — он лукаво усмехнулся. —
	Пускай мечта. Но раз эта мечта в. план за-
нисана, значит, точно Судет, как мы хотим.

Передовые нашн люди, воспитанные со-
ветской идеологией, — не просто мечта-
тели, Они — воинствующие мечтатели.

Такова и наша литература, рожденная
Октябрем,—боевая, непримиримая к врагу,
глядяшая вдаль через горы времени, неуто-
‘мимо зовущая человека вперед.
	л. 20 Октября, 19 (для телеграмм — Москва, Литгазета).
писем — К 4-60-02, международной жизни — К 4-64-61, наук
	Президиум Союза советских писателей
ОСОР с прискорбием сообщает
о смерти писателя
	АЛЕКОЕЯ ЯКОВЛЕВИЧА
ДОРОГОЙЧЕНКО,
	последовавшей после продолжительной
болезни в гор. Куйбьшеве.
	Чрезидиум Союза
советских писателей СССР
	С. М. ЛЕВ-САВИН
	Умер Савелий Моисеевич Лев-Савин — пися.
Tk. TR Comer ee ee
	м д > ae 6
тель, посвятивший свое творчество разобль.
чению антинародной, античеловеческой сущ-
ности империализма. Первая же его книга,
ПОС аАНаа соо ^^^
	геплинка „Вечерней Моснве“
	В номере «Вечерней Москвы» от 1 ноября
1947 года появилась редакционная статья
«Кто и кого дезориентирует?», являющаяся
отзетом на мою статью в «Литературной
газете» от 22 октября. Вообще говоря, мож-
но было бы только просто пожалеть, что ре-
дакция «Вечерней Москвы» этой редакци-
онной статьей подписалась под неверной по
существу и беспомощной по форме рецен-
зией своего театрального рецензента
Д. Михайлова, недостатки которой, как мне
кажется, я довольно об’ективно разобрал на
страницах «Литературной газеты» и. которая
не заслух. вает того, чтобы зозвращаться к
ней второй. раз.

Единственное, что, может быть, следует
еще сказать об этой рецензий, —это то, что
она принадлежала перу театрального рецен-
зента. автору, выступающему со статьями
о театре не впервые. Именно поэтому труд-
но понять, почему «Вечернюю. Москву» так
обидело мое справедлизое требование, что-
бы люди, постоянно занимающиеся  теат-
ральной критикой, профессионально знали
вопросы театра и драматургии. Речь ведь
шла не о письме читателя, а о статье ре-
цензента. .

Что же до наших читателей и зрителей,
то «Венерняя Москва» совершенно напрасно
обижается за них. Я вполне согласен с тем,
что наши читатели и зрители, действитель-
но, очень часто высказывают глубокие и
верные мнения по вопросам искусства, и мне
остается только посоветовать «Вечерней
Москве», придерживающейся этого правиль-
ного мнения, печатать побольше хороших
читательских писем и поменьше плохих те-
атральных рецензий.
	Но.я бы не стал останавливаться только
на этом зопросе и отвечать на статью «Ве-
черней Москвы», если бы не одно место в
ней, которое, мягко выражаясь, нарушает
этические нормы, принятые в советской Яе-
чати.

В статье приведена большая цитата из по-
станозления ЦК ВКП(б) от 14 августа
1946 года, начинающаяся словами: «Из-за
нежелания портить приятельских отношений
притуплялась критика. Из-за боязни обидеть
приятелей пропускались в печать явно
негодные произведения»... «Вечерняя Моск-
ва» пишет, что мне следует помнить это
указание, и об’ясняет появление моей статьи
	Е ЗРЯ ЗЕ ре ТОМ ЗЕЕ AEE TOD «Юшка» пон 6pena uo воине

о = <. а», приобрела птирок ю извест $

тем, что, по мнению «Вечерней Москвы», Я   клеймил низость Е а г

забыл это указание. бе мт «Возвращение Кандида» и изо-
В связи с этим я . хотел бы от-  бРазил английских колонизаторов ы романе:
i ‚  хронике «Нафта».

метить, что, во-первых, решение LIK

трудные дни первой блокадной Зимы.
ВКП(б) — слишком. Canbheanwt iimniwusawer! R nna enemas ait

1914—1918 годов,
	ВКП(б) — слишком серьезный документ
для того, чтобы цитировать ‘его единствен-
но ради защиты чести редакционного мунди-
ра и сведения счетов с неугодными редакции
литературными оппонентами; а, во-вторых,
упрекая определенного человека персональ-
HO в приятельских отношениях, то-есть в
недобросовестности и беспринципности, на-
до безоговорочно доказывать свои утвер-
ждения, А когда такие утверждения остают-
ся утверждениями недоказанными, то они,
говоря попросту, называются клеветой.
	Константин СИМОНОВ.
и ИЕЫЙ
Главный редактор В, ЕРМИЛОВ.
	Редакционная коллегия: В. ВЕЛ ИЧКО, Б. ГОРБАТ
Л. ЛЕОНОВ, А. МАКАРОВ, М. МИТИН, Н. 1
	отделы; литературы и искусства

4 eri ms
	издательство — K 3.37.
	А бо У ЧеАЬОЛЕ ЗИ Ь
в осажденном Ленинграде, тяжело больной.
Савелня МАНА oP:
	рассказами о советоких людях, ваптищалоптих
свою родину. За несколько дней до смерти
писатель завершил свой труд о героизме
ленинградцев — работников искусств.

Надолго сохранится в памяти всех знавших
Савелия Моисесвича его неиссякаемая энергия,
любовь к людям, страстная преданность своему
делу, делу советского литератора,

В. Вишневский, Г, Березко, С. Вашен-
цев, Ю. Лукин, И. Павленко, Н. Тихонов,
М. Толченов, и, Гринберг, Л. Субоцкий,
Б. Лавренев, К. Федин, А. Еголин,
Вс. Иванов, К. Ковальчик, ВБ. Бабочкин,
к. Паустовский, Б. Брайнина, Г, Copo-
кин, Е. Рысе, T, Сильман, В. Адмони,
Е. Златова, Л. Пасынков, Г. Фиш.

`ОВ, А. КОРНЕЙЧУК, О. КУРГАНОВ,
ПОГОДИН, А. ТВАРДОВСКИИЙ.
	o,f `°’ ^^“, Внутренней жизни и отдел
		Дух новаторства, отличавший строителей
и монтажников Магнитостроя, унаследован
теми, кто трудится сегодня в цехах Магни-
тогорского метаплургического комбината
имени И; В. Сталина. Е

Мы уже рассказывали 06 инженере-
коммунисте Михаиле: Махневе, бывшем чер»
норабочем строительства:
	_В ‘сорок первом году мартеновский цех
	№ 3, где Махнев работал начальником
смены, получило правительственное  зада-
ние — дать броневую сталь для танков.
	Такой’ сорт стали магнитогорцам приходн-
	Адрес редакции и издательства: у
	ета). Телефоны: секретариат _ К 5-10-40, отделы: ;
науки и техники — К 4-69-02, информации — К 1-18-94.
	Типография имени И. И. Скворцова-Степанова, Москва, Пушкинская площадь, 5