ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДННЯЙТЕСЫ
		=

88 878)

Сергей БОРЗЕНКО
		38 электрионнацию
гольеного хозчйетва,
	о
	Материалы, опубликованные «Литера-
турной газетой»’ по вопросам электрифи-
кации сельского хозяйства, вызвали ЖИ-
вейший отклик наших читателей. В pe-
дакцию поступили ‘письма колхозников,
инженеров, студентов, ‘руководящих ра»
ботников министерств и трестов, пока“
зызающие заинтересованность широких

‘кругов ° советской ‘общественности в
сельской электрификации, .

Сегодня мы публикуем два читатель-
ских. письма, `в которых выдвигаются
практические предложения. Нет ника-
ких сомнений, что на ряде больших в
малых заводов хранятся десятки тоны
различных электроматериалов, в кото»
рых сами заводы не нуждаются, но ко-
торые очень пригодились бы в сельском.

’ хозяйстве. Нам кажется, что занитересо-

’ ваться письмом тов. Куприянова ‘и про-

’вести должную проверку в целях перс-
	дачи колхозам лишних материалов обя-
заны не только работники электропро-
мышленности, но и директора и инже-
неры тех заводов, на складах которых
эти материалы лежат мертвым грузом;

Весьма важный вопрос ставит в своем
письме и ‘тов. Будзко, Надо полагать,
что Министерство электропромышеленно-
сти проверит изложенные в нем факты
и примет меры к тому, - чтобы ценные
предложения тов. Юдицкого были, на-
конец, претворены в жизнь.
		Чего ждет читатель
	от журналов
	в 1948 году
	«.. Наши журналы ‘являются могучим
следством Советского государства в деле
воспитания советских Людей и в особенио-
сти молодежи н поэтому должны  руковод-
ствозаться тем, что составляет жизненную
основу. советского строя, — его политикой»
(из Псстановления ЦК ВКП(б) о журналах
«Звезда» и «Ленниград»).

Эти слова следует снова вспомнить сей-
час, на пороге нового года, когда нашим
литературным журналам предстоит вступить
в новую фазу’ своего. развития.

Может быть, еще никогда перед. совет-
ской литературой не стояли такие большие
И такие почетные задачн. Безмерно вырос
круг наших читателей, усложнились и стали
	ложить, что в них будет
рассказано о людях. тру-
дз, свидетельствуют ско-
рее. об интересе к этой
теме у некоторых писа-
телей, ‘чем об организа-
торской роли редакций,
осуществляющих.  наме-
ченный ими план.

Мы лпалеки от мысли

Глава из романа

т
eVrenenue день.

ОРГАН ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА И
СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР. _
	Суббота, 13 декабря 1947 г.
	a _  & TOM, TO €RHHCTBEH-
ным, способом > активизировать работу
пысателей в этом направлении являются
	конкретные заказы
	или творческие коман-
	дировкн. Их значение несомненно, но здесь
на помощь журналам должны приттн Союз
писателей с его творческими секциями и,
разумеется, наша критика. Ей предстоит на
новом этапе сыграть роль ведущего босво-
го отряда литературы, осуществить на дё-
	ле лозунг партииности.

У маошала 11
	> У — —————————
Г В романе Сергея Борзенко «Утоление

` жажды» говорится о жизни и приключе-
  ниях солдата Советской Армии Никиты
Февралева, который. вследствие рокового
  стечения обстоятельств попадает в плен
  к немцам, принимает участие в вос-
` стании заключенных в Майданеке. Бежав-
шие из Майданека заключенные разных
  \офиональностей образуют партизанский
‚отряд, который, с боями пройдя Поль-
 . шу, приходит в Югославию и соеди-
  няется < частями армии Тито.

Критик, так же как и писатель. должен
	быть теснейшими узами связан с жизнью.
	Педавняя неудача К. Симонова, нарисовав-
шего восвсей повести нежизненный, резо-
нерский образ человека, неверно понимаю-
	его сущность советского патрнотизма,
	`Агентура четников” через ‘Драже Ми:
хайловича, прочно. обосновавмегося на Рав-
	` Ной горе, указала немцам местопре”
ан штаба Тито. Штаб расположился
в непроходимой местности, в неприступных
горах: Там. же ‘был полевой: лазарет, в. ко-
тором все лето среди тяжело раненных про-
лежал Никита.

Роммель составил план операция. В рас-
положение штаба Тито был выбрашен па-
рашютный десант, составленный из опыт
‘ных десантных часгей, захвативших в свое
время остров Крит. Штаб попал в быстро
  сужавшееся кольцо. Выхода не было

‘Слишком мало было югославов и слишком =
	много немцев. Бысшие офицеры лежали
за пулеметами среди ° нагроможденных
камней, но нехватало патронов. Вызывать
на помощь частй, находившиеся слишком
далеко, было бесполезно, они-все равно
не успели бы дойти. :
	Тито связалея по. радно с Советским
командованием, об’яснил обстановку. Ему
ответили — готовьте посадочную площад-
ку, ночью за вами придет самолет. Усло-
внлись об ориентирах и сигналах.
‚Никита лежал на подстилке, сделанной
из сена, и смотрел в. небо, где плавно па-
рили две огромные птицы. Потревоженные
грохотом боя орлы никак не хотели уле-
тать от своего гнезда, свитого на_ непри-
ступной известковой скале. Невдалеке
ожесточенно стреляли из пулеметов.
	Раненые беспокойно < прислушивались.
Давно они не слышали стрельбы так близ-
ко от: штаба,
	Никита с трудом приподнялся и увилел
на небольшой поляне слева штабных pa-
ботников, ‘оттаскивающих в сторону валу:
ны. Несколько генералов поспешно сабля-
ми рубили кусты, покрытые золотистыми н
яркокрасными листьями,
	Мимо раненых в сопровождении черно
волосого человека в золотых очках про:
	шел Тито.

— Боюсь, самолету будет тяжело сесть
ночью на этом пятачке, — сказал спутник
	маршала, трогая рукой коротенькие черные
усики. 7

— Хороший летчик сядет.. Нет такого
положения, из которого бы не было вы-
хода, .

Никита уже давно чутьем понял ‘опасность.
но еще He знал, в чем она заключа-
лась. Оя попытался сесть. но в тру
	больно кольнуло, и он вновь опустился: на)
	свое ложе, покрываясь потом. Раненый не
мог пока двигаться, но богатырское зло
ровье брало свое. Еще две недели — и он
сможет ходить, через месяц вновь возь-
мет оружие, вернется к своему батальону,
по слухам дравшемуся в голых горах Чер-
ногории, а пока надо слушаться врача,
пелать мучительные перевязки и лежать
	пластом на постели, ожидая полного исце».
	ления.

— По-моему, немцы прорвались к шта-
бу, — сказал лежавший рядом с ним офи-
цер; делая нетерпеливое движение рукой к
лицу, словно пытаясь снять зеленый. пла-
ток с перевязанных ‚ глаз. — Не пойму
только, откуда они взялись здесь?
	Уже начались. зазимки, и утренние моро-
	зы сковывали смоченную первыми осенни-
ми дождями каменистую землю. Как толь-
ко закатывалось солнце, в горах станови-
лось холодно.

‚Никита подвернул под.себя полы вытер-
той шинели и попытался уснуть, но не
мог. Он не будет. в обиде на югославов,
если его оставят. Ведь не тащить же’ ра-
неных через горы. Важно спасти руководи-
телей. а солдаты всерда найдутся.
	Он ‘поетеит в последний раз за себя,
	ногросит у часовых несколько гранат и
	  винтовку, и тогда пусть фрицы сунутся. к

нему. Он еще не одного укокощит здесь,
среди камней, и умрет, еражаясь, а в бою
и смерть красна. Воинственные мысли бы-
‘стрей гнали кровь, заставляли громче сту-
‘чать сердце. Силы как бы возвращались к
нему. м

Ночью он стал лумать о дорогих для
него людях. Сражаясь, они выросли и на-
шли свое место в жизни: трусливый вна-
чале юноша Казимир, ставший героем,
влюбленные Анеля и Шаповалов, расчетли-
вый, но, в сущности, неплохой парень Тод-
`ди и трогательная дочь фруктовщика, у
которой он так и не успел спросить имени.
Оки прошли хорошую школу борьбы. Вот
бы снова увидеть этих славных ребят.

Наступила темная ночь. Во мраке ярко
белела острая скала. На поляне зажгли
костры. Со всех сторон слышались выстре-
лы, а Никите, находившемуся в болезнен-
но приподнятом состоянии, казалось, что в
огне трещат сухие ветви. Он забывался,
засынал на какую-то минуту и просыпался,
обливаясь холодным потом.

«Что это я волнуюсь?» — спрашивал
раненый себя и’ невольно прислушивался ко
всему происхолившему вокруг, стараясь не
думать о немцах и сохранить спокойствие
	  ДУХА.
	подпрыгивая, побежал по земле. Мелкие!
	камни стучали по его брюху и крыльям.
‚-—- Оторвались, — сказал кто-то, и вздох
облегчения вырвался у всех,
— Где же маршал? — с. беспокойством
спросил Никита. }
-— А разве его нет с anu? — aaGectio-

Ъкоились раненые:
	многообразнее их запросы и требования.   Неудача, не ‘нашедшая на первых: порах в.
Это еще больше повысило значение нашей   Нашей критике правильного истолкования 1
литературы, расширило ее возможности,   оценки, снова подтверждает необходимость
‘умножило. силы, И журналы — идейные и   Тесной связи’ нашей критики’ с живой со:
производственные центры литературы —   Временностью. vile ee

За последнее время в журналах появнл-
	ся ряд статеи, плодотворно разрабатываю-
щих общие вопросы литературного развития
и разоблачающих реакционные взгляды
буржуазных писателей Запада, Но до сих
пор продолжает отставать конкретная крн-
тика — ‘важнейший рычаг, направляющий
движенне литературы:
	Вместс боевых, принципиальных и аргу-
	ментированных статен, где, невзирая на
лица; с полной  прямотой обсуждались
бы достониства и недостатки новых про-
изведений, ‘журналы сталн. публиковать
	«эпические» литературные портреты. В этих
	портретах зачастую далеко не еоверщен-
ным и не завершенным трудам некоторых
	‚Писателей
	придавались черты не CBOHCT-
	венной им и ничем не оправданной «мону-
	слишком усердие
огов в тех слу-
	ментальности». Критики сли!
занялись подведением итогов
чаях, когда следовало бы г
	чаях, когда следовало бы говорить о pa
боте, которая еще предстоит.
	И вместо действенной и передовой ‘роли
	большевиков =—

м аль СМА

руководителей и искателей новых путей—
	призваны отразить этот процесс ее разви-
тия и крепнущую связь с читателем.
‚ Партийность — вот главное; чем” должны
уководствоваться. журналы з своей работе.
ребование партийности должно’ осуще»
ствляться отнюдь не только в публицисти-
ке; не только в теоретических и. литератур-
но-критических статьях.  Воинствующей
большевистской партийностью должна быть
проникнута вся работа наших. прозаиков и
поэтов. И это в первую очередь означает,
что геросм нашей литературы должен стать
большевик, передовой строитель новой жиз-
ни, подлинный герой нашего времени.
Партия — вот истинный вдохновитель. и
организатор наших побед. С именем партии
связывает народ свою веру в реальность
Haveli программы, в торжество великих
идей Ленина—Сталина. И образ коммуниста,
руководнтеля масс в их борьбе за. укрепле-
ние могущества нашей Родины и строитель-
стве коммунистического общества, должен.
занять в нашей литературе подобающее ему.
место рядом с образами большевиков —
	организаторов наних побед на фронтах Оте-.
	чественной войны,
Если в мемуарных записях А. Федорова
	«Подпольный обком действует», И. Козлова
«В Крымском подполье» образ большевика
был нарисован правдивым пером очевидцев
	и участников великих событий. то в ряде
	Самолет круто набрал высоту, словно
ввинчивался в небо. В ушах кололо; позы-
вало на рвоту. Никита. подобрался к оклу,
прильнул к нему разгоряченным лбом и

увидел сбоку сухие, холодные разрывы зе-

нитных снарядов, но они вскоре исчезли, и
машина пошла ровно по горизонтали. Вы-
брались из гор, стало значительно темнее,
Спокойствие‘ полета. передавалось пассажи-
рам. На душе. Никиты было: хорошо и чи-

сто. Случайность вырвала его из-под, опе-.
ки врачей, и он больше не намеревался.

возвращаться к ним. Он решил. просить
летчиков при первой возможности пере-

летчиков при первой возможн.
  править его в. Советскую Армию.
	Внизу показалась светлая полоса.: «Мо-
ре», — догадался Никита. Клонило в. сон,
Уткнувшись лицом в чью-то спину, пахну-
	щую мокрой травой, он задремал.
	Никита проснулся, когда самолет, резко
наклонив одно крыло, ‘скользил вниз, к
темному пятну острова,  проступившему на
светлой поверхности моря..

Резкое . движение машины  разбудило
спавших пассажиров. Раненые  заволнова-
лись. Что случилось? Может быть,  подби-
ли?.. Но в двери кабины стоял молоденький
штурман. и улыбался счастливой и теплой.
улыбкой.

—= Вот и прилетели благополучно, —
сказал он. :
	— Куда прилетели? — поинтересовался
Никита. -

— На остров, в нашу. эскадрилью.

Самолет сделал плавный круг и, -co-
	скользнув еще ниже, побежал по твердой
земле аэродрома. К нему спешили темные
фигурки людей. .
Штурман отвинтил дверь, в нее ворвался
теклый ‘и влажный морской воздух. Запах-
ло лимонами ‘и рыбой.
— ‚Товарищ Шорников, привезли марша-
ла? — раздался из темноты властный рус-
ский голос:
— = Привезли ‘раненых, товарищ генерал,—
ответил штурман.—За маршалом надо еше
	  раз_ лететь,

скрежеща ‘тормозами, остановился, осве-
щенный багровым пламенем последнего
костра.

Прошло минут пять, и Никита увидел
невдалеке силуэты нескольких фигур,
приближазшихся к нему, услышал неисто-
вый собачий лай. Его болезненно обо-
стрившийся слух разобрал возбужденные
слова, видимо, раздраженного человека:

— Мне приказано взять на борт корабля
вас; господин маршал, и Членов вашего
Верховного штаба.

— Вы не так поняли приказ. Вас посла-
ли в мое распоояжение, и. я приказываю
погрузить в самолет раненых, отправить их
в безопасное место; а затем вторично при-
лететь и взять. меня,

Никита узнал спокойный, слегка медли-
тельный голое. Тито.

— Вы губите себя; — сказал другой го:
лос, — здесь невозможно сесть. Это слу:
чайная удача, что мы сели, не разбив ма-
шины и не сломав себе шен. Мы с трудом
прорвались сюда сквозь зенитный заслон.

Еще один голос, видимо, тоже принадле-
жавший пилоту, попросил:

-— Мы отвезем вас, товарищ ‘маршал, а
потом вернемся ‘за ранеными. Ваша жизнь
дорога’ нам...

— Жазнь одинаково дорога и маршалам
ий солдатам. Не теряйте времени, делайте
	то, что вам говорят. — Тито кликнул ожи-
давших его врачей, приказал им грузить
раненых в самолет, а сам исчез, словно
	растворился в темноте.
Когда подошли к Никите, он сказал:
— Грузнте тяжело больных, Я в силах
	подождать. — Ему хотелось остаться с
Тито, разделить с ним опасность, защитить
его. если Hatto.
	Никто не стал его уговарива

Первым на пол «Дугласа» уложили сле-!
	пого офицера, лежавшего рядом с Ники-
той. Потом внесли еще тридцать раненых.
Самолет, ударяясь о камни и подпрыгивая,
побежал. по земле, тяжело оторвался,
едва не зацепился за темную кромку
горы и исчез в темноте. Спасение уходило!
от Никяты. Будет ли еще раз такая 803-
межность, от которой он сам отказался?

Благородство маршала потрясло его. Он
думал: «Это настоящий человек, недаром
народ избрал’его своим вождем».

Было за полночь, и небо несколько поб-
	леднело;, когда енова денесся гул самоле-:
	‚та, и по краям вее еще черных гор поле-
тели кверху, ‘причудливо изгибаясь, цепоч-
ки разноцветных трассирующих пуль и
повисли колючие H мохнатые разрывы зе-
  нитных снарядов. Все тревожно прислуши-
	вались к шуму моторов, до боли в глазах
всматриваясь в мельтенившее огнями чер-
	ное небо. .

Солдаты разворошили ‘костры, желтое
пламя поднялось на сажень в высоту, осве-
тило. каменистую площадку и пригото-
вившихся к полету людей с вещевыми
мешками за плечами.

Самолет, почти повернувшись на бок,
сделал круг над котловиной, похожей на
колодец, падая, коснулся дна и побежал
по земле, к белой скале. Красный огонь
вырывался из его выхлопных труб, и ка-
залось, машина горит. На этот раз самолет
пробежал последний костер и, подминая
крыльями вырубленные кусты, остановился
в каких-нибудь пяти метрах от каменной
стены, едва ‘не наехав на носилки с ране-
ными, поставленные там для погрузки. -
-Вынрыгнуаший летчик, расправляя  дви-
	жением руки ‘широкне плечи, хрийплым
простуженным голосом крикнул:

‚ — Где маршал?

`’К нему вышел черноволосый‘ человек.
	На красивом смуглом лице его, на мгнове-
ние осветившемся вспышкой костра, блес-
нула тонкая золотая оправа очков.

— Маршал приказал забрать оставшихся
раненых, документы ‘и офицеров штаба, от-
править их ин в третий раз прилететь за
ним, — мерным голосом сказал человек.
Он был одет в демисезонное пальто и ка-
зался чужим срели военных людей. Через
узенькое плечо его Ha peMHAX свисали
сумка, пистолет и бинокль.

— Где маршал? — нахмурившись .cmpo-
сил летчик, быстрым взглядом окидывая
нелепую ‘фигуру.

— Товарищ Шорников, не волнуйтесь,
маршал на передовой с бойцами и вернется
сюда не раньше чем через два часа, —
гражданин в пальто ‘отступил в сторону,
давая дорогу санитарам, несущим раненого
к раскрытой двери «Дугласа».

Летчик, быстро нырнув’ под машину,
принялся щупать резиновые колеса.

Никнту подняли последним и положили
на холодный металлический пол. Он видел,
как в самолет вошли несколько’ офицеров
и генералов, надели на себя парашюты и
спасательные морские жилеты, видел, как
поднялся человек в очках, но Тито не бы-
ло: Штурман завинтил дверь, . предупредил,
что нельзя курить, и, ‘осторожно ступая
между лежащими на’ полу, пошел в. каби-
ну. Самолет несколько ‘минут дрожал,
словно ‘набираязь решимости, и, наконец,
	эначительный`
‚ резерв
	Электрификация сельского хозяйства.
приобрела в наши дни такой размах и
имеет настолько большие перспективы, что
не может оставить равнодушным ни одного
советского человека. Вот почему я считаю -
сввим долгом сделать’ следующее предло-
жение. -

Генераторы постоянного тока HASKOTO
напряжения в 110—220 вольт и малой
мощности удобны и выносливы: Приводи-
мые в действие электродвигателями поето-
янного тока, эти машины освобождены от
сложного и громоздкого устройства — коз
ребки скоростей и АВА простыми
реастатами.

Наши старые заводы, в том числе ленин-
градский завод имени В: И. Ленина, где
я работаю; после перехода на Производство
машин переменного. тока свалили Ha
«кладбища» машины и моторы постоянного
тока. “

Мне кажется совершенно необходимым
как можно скорее передать для нужд сель-
ского хозяйства бездействующие электро-.
станции постоянного тока. Не следует
гнатьея за большими мопеностями! Матиз
на, 0 которой я пишу, елособна одновре-
менно тянуть три молотилки или осветить
200 колхозных дворов нятидесятиваттной
‘лампочкой в каждом. ВБездействующие вы-
не машины п моторы могут оказаться зна
чительным резервом сельской электрифика-
ЦИИ. - г ,
	С. КУПРЕЯНОВ,-
начальник физической  лабораторяи
завода имени В И’ Ленина. —
	ЛЕНИНГРАД, :
—
	произведении образы  больщевиков пред-’ ров чужих достижений. Причем зачастую
стают обедненными. Критика недостатков их «эпические» творения возникают по по-
в том изображении большевиков, которое   ‚оду произведений, лалеко не заслуживз-
	дано в романе «Молодая’ гвардия» А, Фа-
	деева. должна дать творческий, стимул на-
	шим журналам, повести к новым. успехам
литературы, к созданню полноценных, жнз-
ненно правдивых образов деятелей вгликой,
герсической партии Ленина-——Сталина:
Жизнь властно направляет движение на-
щей литературы, ставит перед ней новые
темы, толкает ее на решение новых задач.
Подходит к концу второй год послевоен-
ной сталинской пятилетки. Невнданных
успехов достигла наша страна в ‘этом году.
Наша победа не только в новых корпусах
гигантских заводов, ие только в Sorateli
шем урожае; какой дала стране колхозная.
деревня, не только в сотнях. восстановлен-
ных и возрожденных горолов и сел. Наша
победа — в том новом под’еме, об`единив-
шем советских людей вокруг партия
Ленина — Сталина, который так ярко ска-
зывается в этн предвыборные дни. Наша
победа — в достигнутой нами  ндейно-мо-
ральной ‘высоте ‘советского человека, борца
и строителя, смелого, разумного н свобод:
ного гражданина социалистической Родины.
И советская литература, ‘а следовательно,
и наши журналы призваны’ отразить исто-
рический смыел.исвеличие этих побед
В минувшем году тема социалистическо-
го труда еше He стала доминирующей в
журналах. Если. не считать хороших очер-
ков Б. Галина и немногих других попыток
воплотить эту тему в прозз, сделано еще
очень немного для того, чтобы. создать В
литературе образ советского труженика--
патриота, новатора и хозяина, своего прел-
приятия, своей страны, работающего над ее
возрождением в послевоенные годы. -
Долг писателя — отразить. сегодня TO
новое; что возникло в жизни нашего рабо-
чего класса и колхозного крестьянства, 8:
духовном облике наших людей в годы вой-
ны и в годы послевоенного созидания. Ре-
дакции ‘журналов и руководство Союза
писателей должны организовать и возгла-
вить движение литературы No путин’ овла-
дения темой социалистического труда.
Однако, если взглянуть с этой точки зре-
ния на планы и проспекты журналов, ста-
новится ясно; что редакции еще не поняли
всей важности ‘этой задачи и не сумели
творчески мобилизовать своих. авторов на

ющих столь почтительного к себе отноше-
		Наши успехи бесспорны. В нашей страз
не развивается и растет лучшая в мире
передовая литература, воодушевленная са-
мыми высокими идеалами, какие только
знало человечество. Нам He K лицу аг-
мосфера самодовольства и’ взаимного про-
славления, какую еще культивируют на
своих страницах журналы, = отмечаю-
щие тридцатилетие советской литературы
галлереями нортретов поэтов и прозаиков.
	Тем более, что заслуги некоторых HS HHA
зачастую состоят лишь`в том, что OHH
принадлежат к «активу» журнала.
	Борьба. за развитие и укрепление ЕЕ.
тического самосознания‘ наших людей, раз-
вернувигаяся в последнее время на страни-
	цах журналов. — лучший пример той бла-
готворной роли, какую может сыграть пере-
повая, проникнутая духом партийностн кри-
тика. И журналам следует с еще большей
непримиримостью преодолевать и разобла-
	чать все прояваения ‘подобострастия перед.
	мнимыми достижениями иностранных ine
вилизаторов», все настойчивее и последо-
вательнее пропагандируя’ всемирно-истори-
ческое значение советской социалистиче-
ской культуры.

Углубленная борьба с низкопоклонством
перед заграницей — одна из важнейших
задач: наших журналов. —

Наступающий год будет годом новых ве-
ликих побел советского народа, под води:
	тельством партин уверенно илущего к ком-
мунизму. На всех участках великой строй-
ки советские люди с тордостью подводят
итоги своих трудов и намечают программу
новых творческих завоеваний. Партия выд-
вигает наших писателей в первые ряды
строителей нового общества. М писатели
обязаны оправдать высокое доверие, кото-
рое им оказано. Партия много дала совет-
ской литературе и многое с нее спросит во
	— Что же вы делаете; нам ведь головы
снимут. Рассвет cKOpo. He самому же мне
лететь. ”

Раненых быстро вынесли на землю, E
самолет в третий раз пошел в воздух.
	На небольшом итальянском острове Ад-
риатического моря находилось авиационное
соединение Советской Армии. На кремни-
стом грунте ‘лежали  хвостатые, некранге-
ные бомбы, у разобранных машин при све-
те аккумуляторных фонарей  копошились
механики, над зданием радиостанций сви-
сал флаг, и, хотя было еще темно, Ники:
та не увидел, а почувствовал, что флаг
красный. ‹ Отсюда советские. самолеты бом-
	били Венгрию и Австрию, подвозили юго-
славам боеприпасы. На этот красивый,
полный зелени клочок земли, окруженный
теплым‘ морем, ‘были ‘доставлены ‘раненые
н члены штаба Тито.

Никита услышал родную русскую речь,
увидел летчиков в родной для него форме
н левушек-официанток из офицерской сто-
ловой. OH ветал на ноги и молча, не
умея сказать ни слова, обнимал земляков,
целовал их и, не скрывая слез, без посто-
ронией помощя доковылял о до столовой,
где для раненых уже был приготовлен зав-
трак. Ухаживая, словно’ за маленькими,
раненых накормили, отнесли в дома, по-
строенные возле пляжа, уложили спать на
постели. уступленные летчиками. Под рас-
крытыми окнами шелестели. широколистые
пальмы, порхали белые ночные бабочки,
волны монотонно набегали на гальку, но
Никита не мог уснуть, болезненно прислу-,
шиваясь, не летиг ли’ самолет. Его все
больше и больше тревожила судьба Тито.

Он вилел; как отделилось от темной во-
ды небо: стало светлеть. Показалея  пер-
вый пучок солнечных лучей, пробившийся
сквозь низкий золотистый туман, смягчав-
ший очертания бесконечной дали. Дымка

исчезла,  засверкало гладкое  светлоззле-
ное море.
На берегу нервно взад-вперел ходил
	человек в золотых очках, изредка нагибал-
ся за камешком и швырял. его в воду.
Иногда он останавливался и, приложив к
глазам руку козырьком, вематривался тула,
где небо и морз сливались.

«Тоже. беспокоится» — подумал Никита.
	Вскоре послышался нарастающин шум
	мотора; взволнованный ожиданием, Никита
оживился. В небе показалась точка, все
увеличивающаяся в размерах, — прилетел
	самолет, но не тот, которого с таким не-
терпением ожидали на острове. Часа за
два прилетело еще несколько машин из
других рейсов.

Наконец, ‚ когда ‘все потеряли ‘надежду,
показался ‘знакомый зеленый «Дуглас».
Резко снижаясь, он почти упал на камени-
стый аэродром. В окно Никита видел, как
из самолета неуклюже прыгали люди, раз-
миная огекшие ноги,

— Не он, неон, не он, ~~ отмечал Ни-
кита людей, и сердце его больно’ сжима-
лось. И
На землю спрыгнула большая собака.

— «Тигр», — ¢ облегченцем узнал Ни-
кита собаку маршала, и вслед на землю
опустилась знакомая плотная фигура мар-
шала. Тито поздоровался с встречающими
его и направился к отведенной ему пе-
щере в скале, остроумно приспособленной
под бомбоубежище. /

— Спать, ‘спать, — сказал маршал,
устало нгагая, отмахиваясь от`окруживших

его людей. Неодолимая“дрема валила его

Сс Hor
	Как назвать такое.
отношение к делу?
	С большим интересом слежу я за мате
риалами о сельской электрификации, моме-
шаемыми на страницах «Литературной га-
зеты». Вопрос о снабжении колхозов необ-
XOAHMBIM и поставлец
вполне своевременно.

_Вак известно, cepanen. каждой электро-
станции являетея электрический генера-
тор. Выпускаемые промышленностью син-
хронные генераторы имеют машинный воз-
будитель — дорогую и очень часто выхо-
дящую из строя часть. Советский изобретя-
тель тов. Юдинкий разработал po -Reecots-
Ном электоотехническом институте генера-
тор без мапгинного возбудителя, взамен
которого применены твердые  селеновые
выпрямители. Генератор этот весьма наде-
жен в работе и, кроме того, автоматически
поддерживает постоянное напряжение. Нс-
смотря на то, что производство такого ге-
нератора несравненно проше, чем произ-
водетво старых типов, Министерство злек-
тронромьшиленности в течение двух лет нэ
может «освоить» ето выпуска. А вог вэ-
большой завод Мивистеретва сельского хв-
зяйства в текушем году наладил ироизвод-
ства генераторов системы Юдинксг и те-
перь изготовляет их десятками. Не прямой
ян это укор нашим заводам-гигантам, про-
должающим до сих пор «осваивать» новые
генераторы?

Второй пример. В сельеком хозяйстве
приходится расходовать много металла на
электрические сета. На кажтый виловалт
установленной мощности нужно затратить
ao 200 килограммов металлических нрево-
дов. Всебоюзным инетитутом механизапич
и злектрификании сельского хозяйства
еще в 1938 году была разработана новая
Tak называемая смешанная система рас-
пределения электроэнергии, которая в два
раза снижает расход проводов в сельских
сетях: Для се применения нужно специаль-
ное оборудование —= однофазные транефор-
маторы и электродвигатели. Прошло: почти
десять лет с той поры, но сельское хозяй-
ство продолжает расходовать вдвое больне
проводов, чем следует; потому что Мини-
стерство электронромьшалевноети никак не
межет налалить вынуека этого несложного
оборудования.
	Минувшим летом в денинграле была co-
	звана Всесоюзная конферевция по сэлБ-
ской электрификации, но представители
министерства не сочли нужным  присут-
	ствовать на этой конференпии, хотя при-
глашали их очень настойчиво.
Вак оценить такое отношение Министер-
ства  электропромвинленности” к нуждам
сельской электрификании? :
	И. БУДЗКО,

канлидат сельскохозяйственных наук, ру.
ководитель — лаборатории электрических
сганций и сетей ^ Всесоюзного института
механизации и элеьтрификации сельского
хозяйства.
	творчески мобилизовать своих авторов на   Что наш читатель заслужил своим трудом
ee выполнение Те немногие заглавия рома- и борьбой право именоваться самым пере-
	дловым читателем мира,
	нов и повестей, которые позволяют предно-
	осассасоссоссасасовасссвосооовововововососсосас<суа<уеуэ<у<эз‹зеу=э+1сэ
	Даллес приехал в Периж по пору
линенные Штаты оказать поддержку
% Власти.
	. bor ЕФИМОВА.
	СОВРЕМЕННЫЙ
	ГОТОВЫЕ К УСЛУГАМ...
	чению Маризалла: решить — должны ли ©9е-
ТИуману или we помочь де Голлю притти
	«СУД ПАРИСА»
	К знакомым звукам тревожной ночи при-
мешалея новый звук, сначала слабый и
далекий, но все приближавиийся и становиз-
шийся громче. Никита слышал, как на Но-
ляну. громко разговаривая, прошли генера-
лы. Самолет, рыча моторами, прошел над
его головой. Раздался нервный крик.

— Это безумие! Он непременно разо-
бьется о скалу! :

Самолет сделал два тревожных круга,
словно вематриваясь в невидимую землю, и
вдруг спикировал и, включив фары, пошел
на посадку Раненые приподнялиесь на сво*
	их постелях. Они видели, как самолет кос-
нулся’ земли, перепрыгнул через неболь-
шой холм. попавшийся на пути, и, дико