Литература Советской
Белоруссии
	овесть «Глубокое течение» ‘Boe
	Нет более почетной задачи для писателя,
чем быть выразителем дум и чаяний своего
народа. Так именно понимали свою. задачу
лучшие представители белорусской литера-
туры. Скорбью о тяжелой доле белорусского
мужика, ненавистью Е его угнетателям

hm И 3 a =

НС аб
	ee

. проникнуто творчество крупнейших белорус-

ove wt. OPK an nae
	и ДВ 4 РМ а

ских поэтов — Янки Купалы и Якуба Коласа,
которое М. Горький. назвал задушевным И
поистине народным, Призыв к борьбе за еча-т
стье, за лучшую долю народа звучал В. их
произведениях. : :
Великая ‘Октябрьская социалистическая

революция сняла © плеч белорусского народа
ярмо социального и национального угнете-

PT ere
	Е ЕЕ

ния, расковала творческие силы народа. Тру».

na а.
	дящиеся Белоруссии под руководством CAaKy
ной партии большевиков стали строить ‘но-
вую, счастливую жизнь. Из бывшей окраины
	д бах ря аи 4

царской империи. Белоруссия‘ превратилась’
	в цветущую советскую социалистическую
республику. Отошли в вечность нищета и
угнетение, а вместе с этим исчезли из бело-
русской литературы мотивы скорби о народ-
ном горе, о тяжелой бедняцкой доле, которые
были так свойственны ей в прошлом. Будучи
кровно связанными с народом, оставаясь вер-
ными выразителями его чувств и помыслов,
Янка Купала и Якуб Колас стали певцами
новой жизни, певцами свободного труда. Ря-
дом е ними выросло новое, послеоктябрь-
ское поколение белорусских „ писателей,
которое Янка Купала горячо приветствовал
в своем замечательном стихотворении «Орля-
там». У
	Благодаря неустанным заботам  совет-
	ской _ власти, благодаря чуткому идей-
ному руководству коммунистической партии
	молодая белорусская литература выросла и
	окрепла. Появились значительные .произве-
дения о гражданской войне, о социалистиче-
	еком строительстве, о борьбе советских лю-
	дей с внешними и внутренними врагами, о
том, как в процессе социалистического строи-
тельства перестраивался сам человек, как У
него вырабатывались новые взгляды на
жизнь, новые моральные качества; свойствен-
ные только советским. людям. Произведения
Кузьмы Черного, Михася Лынькова, Павлю-
ка Труса, Петра Глебки, Аркадия Кулешова,
Эдуарда “`Самуйленка значительно обогатили
сокровищницу белорусской советской лите-
ратуры.

Успехи советской белорусской литературы
были бы невозможны, ебли бы она не вела
борьбу против буржуазных националистов,
которые, выражая идеологию белорусского
кулачества, проповедовали национальную
ограниченность Белоруссии, пытались ото-
рвать ее культуру от ‘русской культуры и
сблизить ее с буржуазной культурой Запада.
	Передовая белорусская литература всегда
воспитывалась на лучших традициях вели-
кой русской литературы. Учителем советских
белорусских ‹ писателей был основополож-
ник литературы социалистического реализма
А; М. Горький. Презренные националисты не
могли порвать вековую. связь белорусской и
русской культуры. Они были разгромлены и
выброшены из литературы.
	> В. суровые. годы Великой Отечественной
войны писатели Белоруссии ветали.в первые
ряды борцов против фашистских захватчи-
ков. Своими произведениями, проникнутыми
любовью к социалистической Родине и горят
чей ненавистью к врагу, они вдохновляли
народ на борьбу, внушали ему уверенность
в победе; В это время многие писатели созда-
ли свои лучшие произведения.
	Сейчас белорусская советская литература
переживает новый. под’ем. Вдохновленные
историческими постановлениями ЦК ВКП(б)
но: идеологическим: вопросам, белоруеские
писатели создали за последние годы.ряд вы-
сокоидейных художественных. произведений.
Многие из них. посвящены войне, и, парти-
занскому движению. Это первая книга боль-
того романа Михася Лынькова о всенарод-
ной партизанской войне в Белоруссии «Веко-
помные дни»; это повесть Всеволода Крав-
ченко о партизане-подрывнике «Рыгор Шы-
бай». Годам славной партизанской борьбы“ с
немецко-фашистскими захватчиками посвя-
	‘человечества
	ратуры, самой. передовой, самой идейной` ^и-
тературы в мире.

„Лучшие произведения советской литерату-
ры, кино, театра воспитывают в людях каче-
ства, прививаемые советским строем, — свой-
ства идейного борца, гражданина, активного
	строителя коммунистического мира. Миллио-
	‘ны молодых советских людей на образах Ча-
‹паева, Корчагина, Давыдова, Басова, Зои
Космодемьянской, Лизы Чайкиной, Воропае-
‘ва, Егора Широкова, молодогвардейцев mu
‘других любимых литературных героев учатся
‘большевистской стойкости в борьбе с врагом,
преданности идеалам коммунизма, самоотвер-

’женному служению народу.
	„Великие образы Ленина и Сталина — вдох-
новляющий пример для воспитания и утвер-
ждения новых качеств советского человека.
Товарищ Сталин учит нас жить и работать
по Ленину. В лучших образах советского ис-
кусства воплощены черты деятеля ленинского
типа, нарисованного товарищем Сталиным в
его выступлении на предвыборном собрании
избирателей 11 декабря 1937. года.

‚ „Народ должен требовать от своих депута-
тов, говорил товарищ Сталин, «чтобы они
‘оставались. на посту политических деятелей
ленинского типа, чтобы они были такими же
ясными и определенными деятелями, как

Ленин, чтобы они были такими же бесстрати-
ными в бою и беспошадными К врагам наро-
да, каким был Ленин, чтобы они были ево-
бодны от всякой паники, от всякого подобия
паники, когда дело начинает осложняться и
на горизонте вырисовывается какая-нибудь
опасность, чтобы они. были также свободны
от всякого подобия паники, как был свободен
Ленин, чтобы они были также мудры и нето-
ропливы при решении сложных вопросов, где
нужна всесторонняя ориентация и всесторон-
ний учет всех плюсов и минусов, каким. был
Ленин, чтобы они были также правдивы и
честны, каким был Ленин, чтобы они также
любили свой народ, как любил. его Ленин».

«Горный орел» назвал  товариш Сталин
Ленина: этот излюбленный образ народной
поэзии приобрел новый глубокий смысл: Это
полный величия образ вождя-—руководителя
выешего типа, не знающего страха в борьбе и
смело ведущего вперед партию и народ по не-
изведанным путям революционного движения.

Скромность и простота, глубокая уверен-
ность в победе, трезвая оценка сил противни-
ка, величайшая’ принципиальность, вёра в
творческие силы масс’ — отличительные черты
Ленина — вождя и человека.

Сталин — это Ленин сегодня! Во Bcem- mupe
	Типография газеты «Правда».имени Сталина.
	она TAR По ОТ а тары
лодого способного прозаика Ивана Шемякина.
	За. последние годы белорусские писатеки
“чи телтзчоа внимание уделяют теме борьбы
	значительное внимание FCA te а а
за прочный. мир, за народную демократию,

ос м em ЗАРА
	ателей войны. Этой теме посвя*
Михася Калачинского, Алеся’
	жены. стиля и Г аа
Зарицкого, Максима” НЫ Максима

Танка.
	Но самым значительным явлением в совре-
менной белорусской литературе является по-
ворот ее к темам современности, к изображе-
нию сеголняшнего дня Советской Белоруссии,

eee meen
	Недавно Аркадий Кулешов закон?” са
«Новое русло»—о. строительстве колхозной

nen waren.
	ee Le
гидростанции, о руководящей роли коммуни>
ста на ‘селе. . И
	Молодая белорусская проза добилась в это“
wee ор бета а пт vonexrop. К ним. следует
	году значительных успехов. 1 sem ee
отнести повесть Тараса Хадкевича «Веснян-
ка» — произведение о людях нашей колхозной
деревни, прошедших. фронты Великой Отече-
ственной войны и партизанскую борьбу, .о.нот
вом отношении к колхозному труду.
	В романе «Под мирным небом» Aaecb .Cra-
	хович показывает рядовых тружеников кол”
хозного села. Теме осушки болот на Полесье:
посвящена ` повесть Всеволода Кравченко.
«Становление». боциаливтическое. соревнова-
ние зв колхозах изображает повесть «Горя:
чий август» молодого прозаика Ивана Меле-
жа - я : Нк ee
	Рассказы молодых‘ прозаиков Я. Бриля,
	И. Громовича, М. Лунпсякова и других, в кото»
рых воспевается героический труд колхозно-
го крестьянства, новые стихи на’ темы вос-
становления и промышленной 6тройки Мак
сима Танка, Анатоля Велюгина, Пимена Пан:
ченко, Пилипа Пестрака, Максима `\ужа“
нина, Анатоля Астрейки, Антона Белевича,
Василя Витки, Михася Машары “и других
со всей наглядностью показывают, что бело-
русекая советская литература встала на путь
отображения героического сегодняшнего ‘дня
белорусского народа. ° Н-П:
	Олнако большинство современных произве-
	дений посвящено ‘белорусской колхозной де-
ревне. Отсутствие значительных произведе“
ний о промышленном строительстве, о людях
рабочего класса— главный недостаток coppe-
менной белорусской литературы. ~~
	Bor почему с особым вниманием было
	встречено появление новой повести Макара
Последовича «Теплое дыхание», Повесть’ на-
писана на материале строительства Минского
автомобильного завода. Как положительную
сторону повести хочется отметить то, что ав-
тор в своем произведении сумел отобразить
большую заинтересованность. всего белорус-
ского народа в этом крупнейшем промышлен-
ном` строительстве. Неплохо, показана. и борь-
ба. всего рабочего коллектива завода за выпол-
нение плана. Однако. неопытность автора в
разработке этой темы сказалась в схематич-
ности образов инженеров. ‘
		лодого писателя А. Кулаковского: «akaaray—
также на инлустриальную тему.
	Белорусская драматургия’ добилась за’ пост
дние годы известных. успехов... . Пьеса
	ледние годы извеслныл. y Cuca, часа
А. Мовзона «Константин Заслонов» получила

широкую известность. Новую пьесу «Свет с

востока» об’октябрьских событиях в Белорус-

сии написал Петро Глебка; пьесу «Вся.власть

Советам» на ту же: тему ‘написал Михась

Климкович; Алесь Кучар закончил пьесу «Это.
было в Минске» —о партийном: подполье в го-

ды Отечественной войны; Василь Витка и

Вячеслав Полесский посвятили свои пьесы

современной колхозной. деревне, - .
	Радостн

о отметить; что
	белорусской советской литературе. увеличи-
вается число произведений, весе: полнее
отображающих героический труд белорусско
го народа по восстановлению. народного хо-
зяйства, а также его ‘бесстрашную борьбу се
врагами в годы Beauroh Отечественной вой-

НЫ.
	Белорусская литература за годы советской
	ласти выросла в.один из передовых отрядов
COBeTCKOL AuTepATYDHI, самой. передовой в
мире. :. а С
	де передовой в

“Tl. BPOBKA,
_К. КРАПИВА.
	К декаде белорусской литературы в Москве.
	угнетателям.  против поджигателей войны.
	Международное: рабочее движение
	побеждает верностью ленинизму
	По страницам газеты «За прочный мир, `за народную демократию!»
	нетенных и экоплоатируемых во всем мире.
	Иосиф Виссарионович Сталин. Счастьем для
человечества является то, что во главе де-
мократического, ‘ антиимпериалистического
лагеря стоит могучий Советский Союз со.сво-
	ей закаленной в самой тяжелой борьбе и.
	испытаниях `` большевиетской партией
	Ленина ~ Сталина».

Cexperaps WK Румынской рабочей партии
Анна Паукер в статье «Ленин живет в серд-
цах миллионов трудящихся всёго мира»  под-
черкивает, . что ленинизм является боевым
	знаменем международного рабочего движе
	ния, источником мудрости, силы и героизмг.
Ленин и Сталин создали и выковали про-
летарскую партию нового типа—большевиет-
скую партию, являющуюся образцом для всех
	революционных партий рабочего класса во.
всех ‘странах. «Ленин и Сталин создали Со-
	ветский. Союз...— - говорится далее в статье, —
являющийся первым социалистическим госу-
	дарством-в мире, и, опираясь на его могучую
поддержку, рабочий класс стран народной
	демократии ведет трудящихся этих стран но
пути строительства социализма».
	‘Анна. Паукер . рассказывает, как Румын-
	ская’ рабочая партия, применяя в своей прак-
тической деятельности гениальное учение

И
	Ленина-— - Сталина, огромный опыт ВКП(б) и.
советского государства, направляет усилия
партии на. укренление основ диктатуры
	пролетариата в своей стране. Это выражает.
ся в том, что Румынская рабочая. партия,
	являющаяся руководящей в государетве, ста-
	новится все более крепкой и снлоченной пар-:
тией; она начала претворение в жизнь хот
зяйственного плана‘ Румынии, укрепляет.
профсоюзные и. молодежные. организации..
	зяйственного плана Румынии, укрепляет
профсоюзные и. молодежные. организации.
Она`улучшает. структуру государственного
аппарата, ‘создает народные советы, укрен-
хяет ‘союз. пролетариата с) трудовым кресть-
янством, . oe
Член ЦК коммунистической партии Фран-
ции Ж. Коньо в статье, озаглавленной «Образ
	Ленина влохновляет французских рабочих в.
	15 января вышел очередной номер газеты
«За прочный мир, за народную демократию!»,
большая часть которого посвящена ‘25-Й Го.
	довщине -со дня: смерти Владимира „Ильича.
		Издание в CCCP
произведений В. И. Ленина
п И Р Сталина
	По данным Всесоюзной книжной палаты,
общий тираж произведений классиков мар-
ксизма-ленинизма за 31 год составил 154 мил-
лиона экземпляров. Произведения Маркса,
Энгельса, Ленина, Сталина издавались на
101 языке, в том числе на 22 языках народов
СССР, получивших письменность только. пос-
ле` Великой Октябрьской социалистической
резолюции. : .

Величайшее идейное наследство Ленина —
его ‘произведения издавались. в сотнях мил“
лионов. экземпляров на 7Т языках народов
СССР и иностранных. oo :

За 1917-1948 гг. вышло 1174 миллиона эк-
земпляров` произведений В. И. Ленина.

В 1920—1926 годах вышло первое издание
Сочинений В. И. Ленина, общий тираж всех
томов составил 2). миллиона экземпляров.

В 1925 году было начато и в 1932 году за-
кончено. второе и одинаковое с ним, но уде-
шевленное третье издание Сочинений
В. И. Ленина. Общий тираж этих двух изда-
ний превысил 19 ‘миллионов экземпляров.
Третье ` издание. полностью переведено на
украинский язык, отдельные тома вышли
на белорусском, грузинском, азербайджан-
ском и. армянском языках.

‚ .B 1941 году: начало. выходить 4-е издание
Сочинений В. И. Ленина. На русском языке
‘вьиило уже 22 тома по 500.000 экземпляров
каждый. Первые тома переведены и изданы
‘на  языках-украинском, узбекском, казах-
ском, грузинском, азербайджанском, латыш-
 ском, армянском; подготавливаются переводы
‘и наряд других языков. ; .
В 1945 году вышел. в. свет. ХХХУ Ленин-
	‘ский. сборник, тираж всех. 35 сборников до-
	‘стиг 718 тысяч. экземпляров.
	Избранные произведения В. И. Ленина,
		‘включенные в шеститомник, были изданы
	‘тиражом 6.546 тысяч экземпляров и в двух-
‘томник — тиражом 5.127 тысяч. экземпляров;
	‘они выходили на 31 языке,

` `Миллионными тиражами выходили на

‘многих языках отдельные произведения

‚ Ленина. : т
Работа В. И. Ленина «Что такое «друзья

народа» и как они воюют против социал-

демократов?» издана тиражом 3.038 тысяч
	В передовой статье номера, озаглавленной
	«Дело Ленина бессмертно», газета показывает
великую силу ленинизма на конкретных прил
мерах социалистического строительства в,
СССР, положения в странах народной демо-
кратии, в’ странах капитализма, националь-.
но-освободительной. борьбы в колониальных
и зависимых странах. Коммунистические и
рабочие партии, возглавляющие борьбу тру-
дящихся за мир и за социализм; руковод-
ствуются заветами Ленина и_его бессмерт+
ным” учением, опираются на богатейший
эпыт Всесоюзной коммунистической партии
большевиков, <= созданной Лениным. И
Сталиным: “ - to teat a
	Творчески развивая марксизм, пишет га-
зета, Ленин дал законченное учение с дикта-
туре пролетариата, нашедшей свое классиче-
ское воплощение в советском государстве:
«Переход от капитализма к коммунизму, — ука-
зывал Владимир Ильич, конечно, не может
не дать громадного обилия и разнообразия
политических форм, но сущность будет при
этом неизбежно одна: диктатура пролетариа-
та». Это ленинское положение целиком и.пол-
ностью оправдалось жизнью. Газета ‚указы-
зает. что в странах Восточной и Юго-Восточ-
	ной Европы, получивших свою подлинную
	национальную независимость и создавших
свою государственность благодаря героиче:
ской Советской Армии’ и поддержке  Совет-
‘ского Союза, режим народной демократии: с
`успехом выполняет функцию диктатуры про-
летариата. Народы этих стран успешно при-
ступили к строительству основ социализма,
постоянно руководствуясь великим истори-
ческим опытом Советского Союза.

Газета особо подчеркивает. силу и значение
пролетарского интернационализма, которым
проникнуто все. учение. марксизма-лениниз-
ма, вся. деятельность Ленина. и Сталина.
Пролетарский интернационализм, говорится.
в статье, особенно ярко нроявляется в неуга-
симой любви к СССР, преданности. трудя-
щихся мира могучей стране социализма, окз-
зывающей бескорыстную- братскую помощь
странам народной демократии. В свете этого
становится еще более явной предательская
роль националистической клики Тито, изме-
нившей делу. пролетарского ‹интернационз-
лизма, перебежавшей в Aarepe 3aKAATHE. ‘BPA
тов рабочего класса. .

«Дело Ленина живет в мировом коммуни-
стическом движении, в великих социальных.
преобразованиях стран народной демокра-
тии,- пишет газета, — Оно воплощено в мо-
гучем Советском Союзе, в великом Сталине,
имя которого выражает величие победонос-
ного Советского Союза и зовет к борьбе. за
счастливое: будущее неловечества».

“Тенеральный секретарь ЦК Болгарекой
коммунистической партии Г. Димитров в
статье «Под великим и непобедимым знаме-
нем ленинизма» пишет о любви TPY AAWLUXCA
всех стран к великому Ленину.

«Имя Ленина, — пишет Г. Димитров, —
священное и любимое имя для трудящихея
во всех странах». Великий Ленин и его вер-
ный/ соратник Сталин создали социалистиче-
ское отечество трудящихся Советский Союз,
вароды которого успешно осуществляют
ленинские предначертания, строят коммуни-
стическое общество. Советский Союз помог
народам  Юго-Восточной Европы, отмечает
Г. Димитров, свергнуть власть капиталистов
и помещиков, оторвать свои страны от си-
стемы импёриализма; создать свои народные
республики и приз содействии могучего со-
циалистического государетва` пойти по пути
построения социализма, используя богатый
опыт советских братьев.

Заканчивая евою статью, Г. и пи-
пет: «Счастьем для международного пролета-
риата, для всех трудящихся, для всего’‘прог-
реессивного ‘человечества является то, что пос-
ле, безвременной кончины Владимира Ильича
Ленина его учение‘ и его дело продолжает. ге-
	ниальный учитель и вождь трудящихса, уг

О

7Это. будет. свободная литература, потому

Uo. > щто-не корысть ине карьера, а идея. социа-
г = с иизмати сочувствие трудящимся будут. вер-
`_ бовать новые и`новые силы в-ее ряды. Это
:будет‘свободная литература; ее она
‘будет служить: не пресыщенной героине,
незскучающим и страдающим. от ожирециая
«верхним десяти тысячам», а миллионам. и
десяткам миллионов ‘трудящихся, которые
составляют цвет страны, ее силу, ее будущ-
	сто. :

В, ЛЕНИН,
	Бессмертные идеи Ленина произвели ко-
ренной переворот во всех областях. ‚духовной
деятельности людей, Советский’ человек —
гражданин могучей социалистической держа-
вы — является подлинным героем современ-
ности, ‚показывающим ‘всему человечеству
путь в будущее. Следуя указаниям Ленина
_и Сталина, советская литература и искусство
показали всему миру ‘образ нового ‘человека,
первым в.истории свершившего победонос-
ную. социалистическую революцию, построив-
шего социалистическое общество, героически
отетоявщего свою Родину от злобного и-ко-
варного врага,. образ человека — созидателя
коммунизма.

Советская литература и. искусство: растут
и развиваются в непрерывной связи с
жизнью народа. _ -

‘Наши художники осуществляют в ‘своем
творчестве великие ленинские принципы,
сформулированные в статье «Партийная ор-
ганизация и партийная литература». 2 - .

Советские писатели призваны. помогать

большевистской партии воспитывать совет-
ских людей в духе коммунизма, а этой цели
нельзя достигнуть без пропаганды ленинско-
сталинских идей, без воплощения в искус-
стве новых ‘благородных черт нашего народа.
Autepary pa, no выражению ‘Ленина, ‘учит
жить.
° Еще на ‘заре своей деятельности. Ленин пи-
(CAA, что «‹идеалы-нужны»; для людей, веду-
ших борьбу за: социалистическое: нреобразо-
вание страны; «они ‘являются вопросом по-
вседневной жизни». Товарищ Сталин в
«Пизьме из Кутаиса» писал_.о. необходимо-
СТИ «возвысить пролетариат до сознания
‚истинных классовых интересов, до’ созна-
ния социалистического идеала, а не то чтобы
разменять этот идеал на мелочи или приено-
собить к стихийному движению»,

Ленинизм — высшее достижение русской. и
мировой культуры — увенчивает многовеко-
вые искания величайших умов человечества,
	Учение. Ленина` дало ‘ответ на вопросы,’ по-.

ставленные лучшими людьми прошлого. Оно
опирается на законы общественного разви-
тия, на научный анализ положения классов.
Социалистическая интеллигенция, = писал
 Ленин,— только тогда может рассчитывать
на плодотворную работу, когда покончит с

‚Иллюзиями и ‚станет искать`опоры в действ
тельном, а не желаемом развитии “России.
	Аенин открыл в современности «имеющиеся
		Б 00081.
		борьбе за начиональную независимость», под-    экземпляров -на 21 языке, в тем числе на
	черкивает величайшее значение ленинизма
для борьбы трудящихся Франции. «Для ра-
бочих, для веех патриотов Франции, оказы-
вающих все более мошное сопротивление
экспансионистским и агрессивным. проискам
трестов США, -пишет он,—-жизненно важное
	значение имеют ленинское разоблачение им-
	периализма и призыв к борьбе против него.
Ворясь за. отвоевание национальной незави-
симости и за честь своей родины, за свободу
и мир, народ Франции черпает. в бессмерт-
ных заветах Ленина мужество, уверенность
в победе демократического лагеря».

Народные массы Франции начинают пони-
мать всю глубину предательства правых со-
циалистов, об’единяются вокруг‘ программы
Национального спасения, разработанной
французской коммунистической партией.
«Ныне французские коммунисты,— пишет
Ж. Коньо,— идут во главе всех своих согра-
ждан, которые любят свою родину и высту-
пают против ее порабощения... Коммунисти-
ческая партия Франции сохраняет верность
ленинизму, мобилизуя с каждым днем все
более значительные силы, об’единяя все
более. широкие слои демократов и патриотов
вокруг пролетариата в битве за свободу и
мир, против империализма».
	Информационные материалы, опубликован-
ные в номере, показывают, как народы раз-
личных. стран готовятся отметить 25-летие со
дня смерти Ленина. В Болгарии проводятся
публичные лекции и доклады о Ленине, со-
CTOATCA торжественно-траурные собрания.
За последние годы в Болгарии издано
479 тыс. экз... произведений В. И, Ленина.
В Венгрии повсеместно проводятся вечера
памяти Ленина. В Праге открывается музей
В.И. Ленина. В Румынии ко дню 25-й годов-
щины смерти Ильича выйдет из печати
50 тыс, экз. избранных сочинений Ленина,
50-тысячным тиражом будет выпущена био-
графия В. И. Ленина и книга И, Сталина
«О Ленине».

‚: В номере опубликована ‘многочисленная
информация о а движении и
партийная хроника.
		башкирском, татарском, чувашском, каракал-
пакском,

Книга «Развитие капитализма в России»
вышла тиражом  1.938 тысяч экземпляров на
русском, украинском, белорусском, грузин-
	- ском, азербайджанском и армянеком языкам.
	Общий тираж произведения «Что делать?»
составляет 2.969 тысяч экземпляров. Это. про-
изведение переведено на 31 язык.

`Книга «Шаг вперед, два шага назад» изда-
на тиражом 2.142 тысячи экземпляров и mepe-
велена на 24 языка.

Тиражом 2.126 тысяч экземпляров. на
31 языке издана работа В: И. Ленина «Две
тактики социал-демократии в демократиче-
ской революции».

Труд В. И. Ленина «Материализм и эмпи-
	 риокритицизм» вышел трехмиллионным ти”
	ражом на языках-русском, украинском, бе-
лорусском, казахском, грузинском, армян-
ском. эстонском, финском, татарском и, кро-
	ме.того, на английском, болгарском, испан-
ском, китайском и немецком.
Многомиллионными тиражами выпуска-
	ются труды товарища И. В. Сталина. за
1946—1948. гг. вышло 9 томов Сочинений
И. В. Сталина, отдельные тома переведены
		«Вопросы ‘ленинизахи изданы тиражом
16.119 тысяч экземпляров на 51 языке, в том
числе пятимиллионным тиражом 11-е ‘изда-
ние на 45 языках.

Энциклопедия основных знаний в области
марксизма-ленинизма—«Краткий курс исто-
рии ВКП(б)» издан в СССР за 1938—1948 гг.
на 64 языках тираном 34.409 тысяч экзем-
пляров. .

‘Книга’ И. В. Craauea «О Великой: Отече-
ственной войне Советского. Союза» выходила
в 5 изданиях 332 раза на 65 языках, общий
тираж ее MPeBEICHA 19 миллионов экземпля-
ров. -

Работа И. в, Сталина «О Aenunes выпу-
щена 204 раза тиражом 7.194 тысячи экзем-
пляров на 62 языках; «Об основах лениниз-
ма» —104 раза на 48 языках тиражом 2.673 ты-
сячи экземпляров. ^
	__  . Фровозвестница новой,
	коммунистической морали
	налицо элементы, из которых вырастает бу-
дущий строй».

Впервые в. истории человечества наша
страна претворила и претворяет во. всей пол-
ноте ‘самые высокие политические идеалы
в жизнь. Эти идеалы дают миллионам людей
новые силы,. энергию, вооружают их волей
	‘и твердостью в труде и борьбе. Б наличии
	таких ‘невиданно. сильных жизненных идеа-
лов одно из коренных отличий метода со-
		художественных направлений.
	вича, Д. Фурманова, Н. Островского, А.  Тол-
стого, А. Фадеева, М. Шолохова, А. Макарен-
ко, А. Твардовского, Джамбула, С. Стальско-
то, М. Исаковского, Г. Леонидзе, Я. Коласа,
:А. Кулешова и других. Развиваясь на новой,
‘социалистической почве, черпая материал и
‘вдохновение из труда и борьбы народов, со-
 ветская литература несет в массы’ идеи
 ленинизма, У нее нет иных интересов, кроме
интересов народа, интересов государства.

Буржуазная литература никогда не была
способна создать убедительные и жизненные
образы: положительных героев. В настоящее
время ‘реакционные писатели открыто вы-
ступают против назначения литературы и ис-
кусства нести в массы прогрессивные идеалы.
Современная буржуазная культура давно уже
превратилась в служанку кучки капиталисти-
ческих магнатов. Человеконенавистническая
идеология расизма, . угнетение народов, пре-
вознесение самых низменных, звериных ин-
стинктов, мистика — таково основное содержа-
‘ние: произведений современной буржуазной
литературы, театра; кино, особенно в Соеди-
‘ненных Штатах Америки. Гангстер, жулик,
предатель, мещанин — вот. настоящие герои
зарубежного буржуазного искусства. Если
основная тема нашей литературы — обще-
ственное и духовное возвышение человека,
развитие его лучших. духовных качеств, то
зарубежная реакционная литература всячески
пропагандирует падение человека, низведение
его до уровня двуногого животного.

Литература социалистического реализма,
следуя указаниям Ленина и Сталина, впер-
вые показала. миллионы простых людей глав-
ными деятелями истории.

В статье «О характере наших газет» Ленин
писал: «Поближе к жизни. Побольше внима-
ния к тому, как рабочая и крестьянская
масса на деле етроит нечто новое в своей
будничной работе». Ленин указал литера-
	“туре, где нужно искать главного героя, - на
	полях, заводах, фабриках, в армии, научных
учреждениях.
‹ «Рабочие и коестьяйе, без шума и треска
	строящие заводы и фабрики, шахты и желез-
	вые дороги, колхозы и совхозы, создающие
все блага жизни, кормящие и одевающие весь
	‚мир, вот кто настоящие герои и творцы
’ Новой ЖИзЗНИ»,— Говорил товариш Сталин.
	Голько наша советская литература, лите-
		ает в качестве своего главного .героя рядо-
а тружеников—активных борцов за ком-
„мунизм. В этом проявляется одна из нова-
	торских, отличительных черт совётской лите-.
	имя великого Сталина звучит как симвох
торжества ленинизма, И мы видим в облике
советского человека новые черты; воспитан-
ные в процессе борьбы за социализм, под все-
озаряющим светом идей’ Ленина и`Сталина.
	Советская литература ‘призвана  Формиро-
	зать в духе коммунизма и двигать вперед со-
знание людей, а этой цели нельзя достигнуть
без художественного ‘воплощения лучших
идеалов нашего’ народа, новых вопросов, но“
вых черт жизни. Большие художественные
обобщения достигаются путем смелой типизв-
ции характерных черт действительности,   HO
торые. ежечасно , рождает ‘жизнь Hamel
страны, увёренно идущей к’ комыунизму.
Лишь на почве глубокого изучения действи“
тельности возникают образы новых героев.
Глубокое обобщение новых: свойств жизни
‘дает ключ к пониманию будущего, способ-
ность видеть человека не только таким, ‘ка-
ков он есть сегодня, но. увидеть’ его и. TAKUM,
каким он будет завтра.
	Обобщая в художественных образах все то
	новое в. нашей действительности, в сознании
и поведении советских‘ Людей, что рождено
победоносной борьбой за коммунизм, раскры-
вая перед советским народом сверкающие да-
ли завтрашнего’ дня, советская литература
достойно выполняет свою. историческую  мис-
сию провозвестницы Новой, ‘коммунистиче-
ской морали, о .
	Для того, чтобы лучше воплотить указания
	Ленина и Сталина о жизненной правдивости,
большевистской партийности и богатстве по-
литических идеалов советского искусства и_.
литературы, сейчас особенно’ важно всесто-
ронне и глубоко показать’ советского челове-
ка — строителя коммунизма. На первом плане
и здесь главная тема — тема социалистиче-
ского труда. Наши литераторы должны нпосто-
янно помнить, что социализм и труд неотде-
лимы друг от друга. Вне. труда нельзя рас-
крыть облик «героя. нашего времени? = чело-
века, прошедшего суровую. школу войны,
обогащенного опытом. грандиознейшей борь-
бы, с новой энергией борющегося за дальней-
шее укрепление могущества Родины.
	«Уничтожение капитализма и его ‘следов.
	введение основ коммунистического ‘поряд-
ка, — указывал Ленин, — составляет сбдержа-
ние начавшейся теперь новой эпохи веёмир-

ной истории». : .
	Советская литература и искусство: принима-
	ют активное участие в утверждении заложен-
ных Лениным и Сталиным: основ -коммуни-
стического порядка и в борьбе с остатками
старого. Вдохновляемые историческими по-
становлениями ЦК ВКП(б) по идеологическим
вопросам, советские писатели и деятели
искусства выступают как верные помощники
большевистской партии и советского государ-
ства в деле идейного вооружения народа в его
славном созидательном труде,
	RSLS EOS ada
_ РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.
		Общественный долг деятелей советской
	культуры — указывать миллионам людей их
	‘завтрашний день, воодушевлять миллионы
	перспективой будущего. ‘Только при этом
условии писатель займет то место, которое
указывал ему Ленин: «немножко впереди чи-
	тателя».
	Все лучшие образы советской литературы
	‘рождены стремлением художников воплотить
	в живых образах идеалы коммунизма, вдох-
новленные учением Ленина и Сталина. На-
чало новой литературы социалистического
	‚реализма. положено Горьким под непосред-
ственным воздействием Ленина. Еще на
\зарё своей деятельности Ленин указал пи-
	сателям на. недостаточность описаний ‘бед-
ствий людей в условиях самодержавия. Он
первый указал дорогу, «ведущую к избавле-
нию от старого». Под влиянием этих ленин-
	ских ‘идей о великой освободительной мис-

сии русского рабочего класса М. Горький в
своей повести «Мать» создал замечательные
образы передовых рабочих — Павла Власова,
 Ниловны и Андрея Находки. Впервые народ
	‘увидел в ‘литературе героев, воплотивших в
	себе лучшие черты революционного рабочего
	`класса. В повести «Мать» Горький высказы-
	вал свой идеал будущей России как .«самой
	яркой ‘демократии земли». Рисуя образ Павла
‚Власова, Горький следовал‘ мысли Ленина,
` что ‘идеалом. сопиал=демократа должен быть
	народный трибун. Гений Ленина вдохновил
	Горького, открывшего галлерею замечатель-
	ных положительных героев, которые являют
ся гордостью советской литературы. В стрем-
лении воплотить в живых образах людей
	’высокие идеалы коммунизма -— величайшее
	достижение и невиданное своеобразие лите-

ратуры социалистического реализма.
2Под` воздействием могучих идей Ленина и

Сталина, на основе ‘их победоносного претво-
	рения в жизнь в советской стране рождены
лучитие положительные обоазы советской
	„лучшие положительные образы советской
‘литературы и искусства — в произведениях
	М. Горького, В. Маяковского, А. Серафимо-
	Апрес редакции: Москва, Старая площадь, дом 4. комн. 253. Телефоны: В 6-63-60, Д3-30-52.