г., № 3 (95)

Строительство колхозных
	клубов в
	Армении
	ван — Дилижан, в селах Ашнаки Сасунашен у
подножья горы Арагац, в селах Алапаре и
Атарбекян Ахтинекого района, являются яр-
кими показателями интереса, который прояв-
ляют наши колхозники и лучшие архитекто-
ры республики к строительству клубов. Odop-
мление зданий клубов в селе Караджоран
Аштаракского района (автор -— архитектор
Г. Таманян), в селе Алапарс Ахтинского райо-
на (автор-архитектор Р, Исраелян) считает-
ся достижением советской армянской ape
хитектуры.

Монументальные ‘здания клубов являются
украшением социалистической армянской
деревни. Неудивительно, что при в’езде в се-
ло теперь в глаза бросаются новые ‘здания
клубов, школ и других культурно-просвети-
тельных учреждений. \ :

По предварительным данным, к концу
новой сталинской пятилетки в республике
будет завершено строительство около 300 клу-
бов, Более третьей части сел республики бу-
дет иметь новые клубные здания. .

Недавно закончился смотр лучших колхоз-
ных клубов, проведенный в республике в о3-
наменование 31-й годовщины Великой Ок-
тябрьской социалистической революции и
28-й годовщины установления советской вла-
сти в Армении. Среди получивщих первые,
вторые и третьи премии много новых клубов,
	_в которых ведется плодотворная культурно-
	массовая работа среди колхозников.
Сейчас в клубах и сельских культурно-про-
светительных учреждениях Армении развер-
нулась культурно-массовая работа в связи е
подготовкой к весенне-посевной кампании
четвертого года послевоенной сталинской пя-
тилетки. Культурно-просветительные работ-
ники направляют свои усилия на выполнение
решения . состоявшегося недавно четырнадца-
того с*езда коммунистической партии больше-
виков Армении о превращении сельских
культурно-просветительных учреждений в
подлинные очаги культурно-маесовой работы
	в деревне.
+ А. ШАГИНЯН.
	Честь советскою патриота
	(«Закон чести» А. Штейна
в постановке Московского театра
драмы и театра им. Моссовета).
	В сцене суда советских ученых над Добро-

творским и Лосевым. академик Верейский в
страстной обвинительной речи. обращает к
ним вопрос:
«Кому хотели вы отдать’ сокровища науки
нашей? Ее благородные открытия, ее прекрас-
ные дерзания? Тем, кто стремится ввергнуть
человечество в адекое пекло новой войны?
Тем, кто размахивает над ‘земным шаром
атомной: бомбой? Не позволим! Во ‘имя cuae
стья человечества — не позволим! У кого
искали вы признания, у кого вымаливали на
коленях мировую славу? У заокеанских тор*
говцев смертью, у низменных лавочников. и
стяжателей, у наемных убийц! Жалкая, ко-
пеечная ваша слава! Все человечество взирает
на нас — мы его совесть, его надежда. И это
правда. Вы это знаете! Тот, кто завоевал сла-
ву здесь, в Советском Союзе, завоевал ее. и
во всем мире! Как же вы могли, как выспо-
смели поступиться славой нашей Родины?
Нам ли, советским ученым, быть «беспач-
портными» бродягами в желовечестие? Нам
ли быть безродными космополитами?..»

Тема борьбы с низкопоклонством перед За»
падом является идейным стержнем пьесы,
Глубокое политическое содержание находит
выразительное воплощение в образах и ха-
рактерах героев пьесы. .

Автору удалось показать роль партии как
руководящей силы советского общества. В
сценах в семье Верейского, в инетитуте, в
партбюро, у председателя правительственной
комиссии, в сцене суда чести ошущаетея
огромная направляющая сила партии, неуто-
мимо работающей над воспитанием полити-
ческого сознания советских людей.

В пьесе удалось показать, как при столкно-
вении с большими и важными событиями,
затрагивающими интересы Родины, отходят
на второй план, отметаются мелкие, сугубо
личные интересы и стремления. ‘

Спор о судьбах открытия в пьесе прекрасно
раскрывает мысль о связи науки с полити-
кой, язляющейся жизненной“ основой совет-
ского общества. Председатель  правитель-
ственной комиссии в беседе‘с ‘одним из ака-
демиков развивает эту мысль: «Ведь в ака-
демиях и научных обществах заседают не
Нонтии Пилаты, а советские граждане, кото-
рым наша советская политика так же дорога,
как и Центральному Комитету партии. Разве
политика только дело ИК? Разве ученые не
осуществляют политику вместе с ЦК, вместе
с правительством? И разве видна грань, rae
кончается политика и начинается наука?..»
И подлинные терои пьесы прекрасно чув-
ствуют это. Их мысли и действия проникну-
ты животворным советским патриотизмом.
Не декларация. о любви к Родине, а актив-
ное служение ей средствами евоей науки,
	‘беззаветная борьба за интересы‘ советского
‘государства -— таково содержание жизни ака-
	демика Берейского, его дочери Ольги, моло-
дого ученого Гончарова, врача. Добротвор»
ской: и других представителей коллектива
советских ученых, выведенного в пьесе.

Столкновение героев пьесы с американским
ученым Картером, отказывающимся открыть
советским. коллегам секрет своего изобрете-
ния потому, что оно запродано фирме, ec боль-
шой ‘убедительностью раскрывает непригляд-
ную роль буржуазной науки -— прислужницы
капитала, разоблачает легенду о надклассо-
вости науки. .

Пьеса на примерах Добротворекого. и поли-
тически обанкротившегося заместителя ми-
нистра Курчатова учит большевистекой бди-
тельности, умению распознавать врага, под
какой бы личиной он ни екрывался.

За этими большими политическими темами
в пьесе не потерялись и другие линии, име-
ющие серьезное нравственно-воспитательное
значение.

Академика Верейского связывают с Добро-
творским узы многолетней дружбы, но проб-
ным камнем их отношений стали вопросы
чести, долга, патриотизма. Пьеса показывает,
что только глубокая принципиальность, пар-
тийная непримиримость к идейным ошибкам
могут служить основой подлинной, большой
дружбы советских людей.

Автором поставлена тема ‘советской семьи.
Как и тема дружбы, она утверждает высокие
принципы советской морали.

Сила пьесы в том, что все эти темы даны
	задача заключается в том, чтобы разобла-
чить буржуазно-эстетское направление в
театральной коитике, как антипатриотиче-
ское, враждебное принципам. большевистской
партийности в искусстве, препятствующее
успешному развитию советской драматургии
и театрального искусства. Первый удар по
		ния Союза советских писателеи. Разгром
гнилых теорий буржуазно-эстетекой критики
является необходимым условием: для разви-
тия подлинно партийной театральной кри-
тики, для дальнейшего под’ема нашей певе-
довой советской драматургии, нашего теа-
трального искусства. Такая критика — еме-
лая, принципиальная и правдивая-— является
условием успешного развития советской ли-
тературы и искусства.
	Самый суровый отпор со стороны советской
общественности должны встречать все про-
явления враждебного злопыхательства под
видом критики.

«Нам нужна не всякая самокритика, —
учит товарищ Сталин.— Нам нужна такая
самокритика, которая. подымает, культур-
ность рабочего класса, развивает‘ его. боевой
‚дух, укрепляет его веру в победу, умно-
жает его силы и помогает ему . стать
поллинным хозяином страны...

Но есть и другого рода «самокритика»,
ведущая к разрушению партийности, K pase
венчанию советской власти, к ослаблению.

нашего строительства, к разложению хо

зяйственных кадров, к разоружению рабо-
чего класса... Нечего и говорить, что пар-
тия не имеет ничего, облцего с такой «само-
критикой», Нечего и говорить, нто партия
будет бороться против такой «самокритики»
всеми силами, всеми средствами.

Надо строго различать между этой чуж-
дой нам, антибольшевистской «самокрити-
КОЙ» и между нашей, большевистской ‚са-
моЕритикой, ‘имеющей своей целью насаж-
дение партийности, упрочение совезгской
власти, улучшение нашего строительства,
укрепление наших хозяйственных кадров,
вооружение рабочего класса»,

Эти указания товарища‘ Сталина о’ боль-
шевистской критике и самокритике являют-
ся программными и для всей нашей критики
в области литературы и искусства, Всемерно
развертывая большевистскую критику, епо-
собствующую дальнейшему под’ему и ро-
сту литературы и искусства, на основах боль-
шевистской  партийности, следует неустанно
и последовательно разоблачать чуждую нам
антинародную, антипатриотическую «критиз
ку», ведущую к разрушению партийности,
демобилизующую и деморализующую’ наших
писатёлей и деятелей искусства,

Критика и самокритика — один из».
важных инструментов в руках x mie ‘пар-
тии, государства в деле строительства кам-
мунизма. Конечно, в советской драматургии,
в работе нашего театра есть еще немало
недостатков. Для того, чтобы быстрее преодо-

ветского общества. В столкновении с чуж-
дым миром и его идеологией ярко сказывает-
ся превосходство советских людей, и это, по
существу, генеральная тема, пьесы, тема,
решенная остро, партийно, страстно и убе-
дительно.

В Москве пьесу «Закон чести» поставили
два театра -- Театр драмы (постановка Е. Зо-
товой и С. Каминки, художественный: руко-
водитель спектакля Н. Охлопков) и театр
им. Моссовета (постановка Ю. Завадского‘ и
И. Вульф).

Сценические редакции ‘пьесы и решения
спектаклей в этих театрах значительно отли-
чаются друг от друга; Но в.обоих театрах
пьеса ‚ поставлена серьезно и вдумчиво, в
обоих театрах созданы запоминающиеся,
взволнованные спектакли.

Это прежде всего относится к исполнению
центральной роли академика Верейского,
Актерам Л. Свердлину, играющему роль Ве-
рейского в Театре драмы, и Н, Мордвинову,
играющему эту роль в театре им. Моссовета,
Удалось создать цельный, полнокровный и
волнующий образ замечательного представи-
теля советской науки, горячего патриота Ро-
дины. Мордвинов ‘более мягок, задушевен в
сценах с друзьями, более горяч.и вепыльчив
в столкновениях с противниками; Сверд-
лин более ровен, спокоен, но за этим епо-
койствием чувствуется огромная моральная
‚сила борца за передовые идеи: нашего обихе-
ства. Особенно запоминается кульминацион-
ная сцена спектакля -— ецена суда чести,
Взволнованная и прочувствованная речь ака-
демика в устах Свердлина и Мордвинова
оставляет сильное впечатление у зрителей,

`В обоих театрах интересен, хотя и неравно-
ценен з смысле актерского исполнения, образ
профессора Добротворского. Актер А. Ханов,
исполняющий эту роль в Театре драмы, из
всего многообразия чувств и мыслей Добро-
творского выделяет и подчеркивает лишь
уязвленное самолюбие ученого, грубоватое
упоретво его в своих заблуждениях, Актеру
Р. Плятту удалось глубже и многограннее
раскрыть этот образ, показать силу Добро-
творского ‘как ученого и слабость его как че-
ловека, гражданина, политика. С больщой
силой раскрывает Плятт трагедию человека,
оказавшегося в плену старых, окостеневцгих
воззрений; И тем убедительнее и значи-
тельнее выглядит в конце пьесы душевный
перелом этого человека,

Роль профессора Лосева в обоих театрах
хорошо сыграна актерами Г. Кирилловым и
Г. Михайловым. Им удалось передать глуби-
ну морального падения человека, который
ради личной славы и благополучия предает
интересы Родины.-

Исполненную глубокого содержания роль
председателя  правительственной комиссии
прекрасно исполнили ‘актеры М. Штраух и
О. Абдулов. Театру драмы ‘удалось придать
больше действенноети образу доцента Hue
колая Гончарова. Роль эту хорошо ведет ap
tucr E. Camonaos, ©
. KK, Tloaosugosa и Т. Oranesona несколько
обеднили интереено написанный образ жены
Добротворского. Артисткам не удалось под-
черкнуть моральное. превосходство, идейную
убежденность этой женщины, дающие ей си-
лу в борьбе за судьбу своего мужа.

Ф. Раневская, играющая роль жены Лосева
в Театре драмы, в отличие от артистки Буто-
вой, исполняющей эту роль в театре им. Мос-
т создала сочный и запоминающийся
образ.

Сравнивая спектакли в обоих театрах, еле
дует признать, что в Театре драмы постанов-
ка пьесы «Закон чести» приобрела большую
идейную значимость, Театру драмы удалось
сосредоточить внимание зрителей на глав-
ном — на идейной борьбе героев пъесы. Театр
драмы нашел выразительную форму спек-
гакля, ему особенно удались сцены заседа-
ния ученого совета, посещения института
американцами — сцены, где живет и дей
ствует коллектив советских ученых. В куль-
минационной картине суда чести оба театра
‘сумели создать настроёние волнующего един-
 ства сцены со зрительным. залом.

Много чувств и мыслей уносят зрители -со
спектакля «Закон чести». В этом партийном,
насыщенном благородным духом патриотиз-
ма произведении сквозит правда нашей жиз-
ни, непреоборимая сила и.превосходетво со-
ветского строя. Спектакли эти воспитывают
чувства чести и достоинства . советских лю-
дей, чувства советского патриотизма.
	Tl ПИСАРЕВСКИЙ.
	Пьеса А. Штейна «Закон чести» посвящена
важнейшей теме идейного роста советеких
людей, теме борьбы со злокачественной бо-
лезнью низкопоклонства перед Западом. Про-
изведение это, построенное на живом, жиз-
ненном материале, является примером актив-
ного вторжения искусства в действитель-
ность, примером партийной воинственности
нашего искусства,

Сюжет и фабула этой пьесы просты:
советские ‘ученые-медики Добротворский
и Лосев открыли новый обезболивающий
препарат. Это открытие имеет первостепен-
ное научное и практическое значение, Прави-
тельство создало ученым все условия для
продолжения работы над’ открытием. Их ра-
бота окружена вниманием общественности.

Профессор Лосев, хитрый и расчетливый
делец от науки, во время своей поездки в
Америку согласился отдать ‘рукопись с
подробным описанием препарата в руки аме-
риканских фирм. По возвращении на Родину
он пытается скрыть это, но советские ученые
разоблачают Лосева. Разгорается борьба за
сохранение приоритета советского научного
‘открытия, Свое антипатриотическое, враждеб-
ное поведение Лосев пытается прикрыть
фразами о необходимости международного
обмена научной информацией. Профессор До-
бротворский, не зная о мере вины своего
соавтора, не допуская бесчестного поступка
с его стороны, берет под зашиту Лосева.
Добротворский — большой ученый и вну-
тренне честный человек, не свободный, одна-
ко, от многих ошибочных и наивных взгля-
дов. Ему кажется, что опубликование ‘данных
о препарате за границей придает этому от-
крытию действительно мировое значение,
Его радует, что в Америке авторам препара-
та присвоено звание доктора «гонорис кауза»,
ему льстит шумиха, поднятая американской
прессой вокруг открытия и его имени. В его
сознании живут идейки буржуазного космо-
политизма, он ратует за «союз с мировой
наукой», которая, по его мнению, не знает
государственных ‘границ.

Лосев и упорствующий в своих заблужде-
ниях Добротворский ведут в инетитуте вред-
ную линию, они боятся перенести опыты в
другие инетитуты страны и в то же время
допускают в секретную лабораторию амери-
канских шпионов, приехавших в СССР под
видом ученых, чтобы добыть недостающие
им сведения о новом препарате,

‚ На защиту советского открытия встает
весь коллектив работников института. Дей»
ствия Лосеза и Добротворского разбирает
правительственная комиссия. Вопрое o6 ux
антипатриотичееком поведении. выносится
на суд общественности. советских ученых -—-
суд чести, который помогает Добротворскому
‘осознать свои ошибки, стать на ноги, вновь
взяться‘ за нужное стране дело.

- Достоинство этого произведения состоит в
том, что в основу пьесы положен. высокий;
подлинно драматический конфликт столкно-
вения, борьбы. различных идей.

Страстный, горячий спор о приоритете со-
ветской науки возникает между. Добротвор-
ским и его другом академиком Верейским;
Критику ‘действий Лосева Добротворский
вначале воспринимает как попытку изолиро-
вать великую русскую науку от мира. Ему
кажется, что, «если сказано новое слово‘в на-
уке, неважно, на каком языке оно сказано...
Государства имеют границы - наука их. не
имеет!»

Академик Верейский восстает против ‘по-
добных взглядов, прикрывающих потерю. wer
сти и достоинства‘ русских ученых, Он не
может. допустить, чтобы открытие советских
ученых было впервые опубликовано за. пре-
‚делами Родины. Возражая Добротворскому, он
отдает должное завлугам действительно пе-
редовых ученых Запада. «Но я читал их ра=
боты по-английски, -- добавляет он.-— Да-с, по-
английски, не дожидаясь перевода! Пусть же
‘и они возымеют честь изучить русский язык
и прочесть твое сочинение по-русски, в
подлиннике! Маркс епециально русский язык
изучал, чтобы в подлинниках познать глуби-
ну русского гения! Надо уважать самих себя,
Алексей Алексеич! Посмотрите на диплома-
тов наших, по-русски выступают на между-
народных конференциях! По-русски! И за-
ставляют себя слушать!»

Этот большой идейный спор, глубоко _ ‘вол-
нующий читателя и зрителя, составляет осно-
ву всей пьесы.

Столкновение двух взглядов на роль`науки
и место ученого в’ обществе доведено в пьесе
до большого обобщения. Это — идейная борь-
ба двух мировоззрений, двух миров.
	нал «Театр», ставшие по существу трибуной
эстетствующих критиков-формалистов. В га-
зете «Советское искусство» основные статьи
	по важнейшим вопросам драматургии и теат-
	ра писались небольшой группой критиков —
Борщаговским; Бояджиевым, Малюгиным,
Варшавским. Пользуясь беспринципностью
редакции, они насаждали групповщину, куль-
тивировали чуждые советской печати нравы,
упорно противились выдвижению молодых
талантливых драматургов. и критиков, ревни-
во оберегая свое монопольное положение.
О лучших произведениях советской драматур-
рии (например; о пьесах. «Великая сила»,
«Хлеб наш насущный» и др.) газета печатала
путаные статейки эстетских словоблудов.
С усердием, достойным лучщего применения,
‘редакция защищала порочную книгу В, Сах-
новекого ` «Мысли о’ режиссуре». В. угоду
антипатриотической группе газета обходила
основные вопросы театральной критики, Эта
гнилая позиция редакции закрепляла главен-
ствующее положение в театральной критике
за ‘враждебной советскому искусству и
кой. -
‘Столь же неприглядную картину представ-
ляет деятельность журнала «Театр», в кото-
ром подвизались те же эстетствующие крити-
ки. Не случайно порочная линия этого жур
нала получала на страницах газеты «Совет-
‚ ское искусство» хвалебные оценки. В одной
из своих статеек о журнале «Театр» Л. Ма-
люгин писал: «За этот год журнал добился
определенных успехов, -- это касается и от-
дельных талантливых статей и ряда постав-
ленных интересных вопросов». В числе авто-
  DPOB «талантливых статей», которым Л. Ма-
люгин щедро раздает комплименты, фигу-
вирт в первую очередь А. Борщаговский.

ти, с позволения сказать, критики руковод-
ствовались не интересами искусства, а при-
ятельскими отношениями. р
‚ Представители антипатриотической груп-
пы критиков печатались также на страницах
центральных газет -«Известия», «Комеомоль-
ская правда», «Литературная газета», «Куль-
тура и жизнь», «Правда». Предоставляя ‘свои
страницы подобным «критикам», редакции
газет и журналов способствовали раздува-
нию их ложного авторитета, _

Подчеркивая важную роль ‘критики в раз-

BATH театрального искусства, ЦК ВКП(б) в

’ постановлении «О репертуаре драматических

` театров и ‘мерах по его улучшению» обязал

‚редакции газет «Правда», «Известия», «Ком-
сомольская правда», «Труд», «Советское

искусство» и «Литературная газета» привлечь

к работе политически зрелых, квалифициро-

ванных театральных и литературных крити-

ков, систематически ‘публиковать статьи о

новых пьесах и спектаклях, вести решитель-_
ную борьбу против аполитичности и безидей-

ности театральной критики. Это требование

должно выполияться неуклонно,

Это было осенью 1945 года. В колхозе села
Большое Мазра Басаргечарского района Ар-
мянской ССР распределяли богатый урожай.
На собрании выступали колхозники,

- С каждым годом растут доходы нашего
колхоза, — говорили они, — мы стали получать
много продуктов на трудодни, Но у нас нет
клуба, где можно было бы собраться, почитать
газеты, посмотреть кинокартину. Наша моло-
дежь хочет заниматься в кружках, но негде.
Нам надо построить у себя в селе клуб. Сред-
ства есть, и строители есть...

Общее собрание колхоза единогласно, реши-
ла и к строительству колхозного
клуба.

Строительство клуба стало кровным делом
всех колхозников. Уже в следующем, 1946 го-
ду собрание колхозников по распределению
урожая состоялось в двухэтажном здании но-
вого колхозного клуба.

Замечательный почин колхозников сёла
Большое Мазра подхватили многие колхозы
республики. Развернулось подлинно народное
движение за строительство культурных оча-
гов в армянской ‘деревне. ‘

Наличие в республике местных строитель-
ных материалов дало возможность широко ис-
пользовать их в клубном строительстве.

Благодаря активной помощи партийных и.
советских организаций в дни празднования
30-й годовщины Великой Октябрьской социа-
листической революции были готовы новые
здания клубов в 73 селах республики, а в
ноябре 1948 года‘начали свою работу еще 35
колхозных клубов и продолжалось строитель-
ство 60 клубных. зданий. В 1949 году ведутся
работы по строительству еше 80 клубов.
Советом Министров Армянской ССР было
учреждено Красное знамя за лучшее строи-
тельство колхозных клубов. В прошлом году
это знамя было вручено ‘колхозу села ArGam
Арташатского района, который в один сезон
построил прекрасное‘ каменное здание кол-
хозного клуба. й а

Такие монументальные здания клубов, как
в селе Фонтан, расположенном у шоссе Ере-
	Кинотеатры в селах Украины
	3 1948 году построены и введены в экспло.-
атацию новые кинотеатры в Киеве и Изма-
иле, значительно расширена сеть городских
и сельских кинопередвижек, а также летних
киноплощадок. Особенно выросла эта сеть в
западных областях Украины. На 1 января
1941 года в западных областях УССР было
только 325 киноустановок, теперь там работа-
ют 1;087 киноустановок.

В 1948 году киносеть республики обслужи-
Aa 112.115 тысяч зрителей-на 30.500 тысяч
больше, чем_в 1947 году,

Во всех сельских киноустановках регуляр-
но выпускаются световые киногазеты «Ново-
сти недели», организуются лекции, доклады;
демонстрируются научно-популярные и arpo-
технические фильмы.  Демонстрирование
агротехнических фильмов сопровождаетея
лекциями и беседами специалистов сельского
хозяйства. .

Неудовлетворительно работали областные
управления кинофикации Львовской, Черни-
говской, Житомирской, Дрогобычской и Ка-
менец.-Подольской областей. Они не выпол-
нили планов 1948 года.
	В нынешнем году предстоит ввести в. экс-
плоатацию в течение. года 1.011. новых. кино»
		В Киеве состоялось республиканское сове-
щание начальников областных управлений
кинофикации, управляющих ‘областными
конторами «Главкинопроката» и киномехани-
ков-отличников сельской киносети. В докладе
«Об итогах работы киносети УССР за 1948 год
и о мероприятиях по выполнению плана ки-
нообслуживания населения в 1949 году» ми-
нистр кинематографии УССР: А. Кузнецов
отметил, что в 1948 г. доетигнуто некоторое
улучшение кинообслуживания наееления.

В прошлом году были введены в экоплоата-
цию 1,193 звуковые киноустановки, Годовой
план развития киносети в 1948 году выполнен.
на 152 процента, сверх плана введено 409 ки-
ноустановок.

На 1 января 1949 года государственная
киносеть УССР составляет 4,238 киноустано-
вок, Это в два раза. больше, чем было Ha
1 января 1941. года. На базе местных электро-
станций в республике работает 1.080 колхоз-
ных кинотеатров.

По инициативе Винницкого и Каменен-По-
дольского обкомов КПСб)У, облисполкомов и
киноработников колхозники этих областей
провели большую работу по строительству и
восстановлению сельских клубов и организа-
ции в них колхозных. кинотеатров от мест-.
ных электростанций, За прошлый год в этих
областях построено 311 сельских клубов. Это
дало возможность только в Винницкой обла-
сти открыть 182 колхозных кинотеатра. На
базе электроэнергии от высоковольтных ли-
ний Днепрогэса и Донэнерго в Сталинской,
Днепропетровской, Запорожской и Вороши-
ловградской областях работают 319 колхоз ых
кинотеатров. \ )
	В начале января в ЦЕ КП(б) Тад-
жикистана состоялось совещание литерат-
ров республики, На совещании выступили с
творческими отчетами писатели: лауреат
Сталинской премии  урсун-Заде, Рахими,
Икрами, Рахим Висали, Аширмат Назаров и
другие. Они рассказали о том, что готовят к
двадцатой годовщине республики, о своих
творческих замыслах на будущее.

Выступивший в конце совещания секре-
	ры театроведов и критиков должны вос
питываться в духе большевистской пар-
тийности. Необходимо готовить работников,
умеющих горячо и принципиально бороться
за реалистическое направление в искусстве,
поддерживать новое, прогрессивное, комму-
нистическое. Людям, стоящим на чуждых,
антипатриотических позициях, нельзя дове-
рять ответственное дело воспитания кадров.
	Наиболее благоприятную обстановку для
своей враждебной советскому искусству дея-
тельности последыши буржуазного’ эстетства
нашли в затхлых кабинетах Веероссийского
театрального общества, а также, до недавне-
го времени, в Комиссии по драматургии Co-
юза советских писателей, где они и пропове-
дывали свои вредные взгляды на различных
совещаниях и конференциях,
	В конце ноября 1948 г. Комитет по делам
искусств, Комиссия по драматургии Союза
советских писателей и Всероссийское тез-
тральное общество провели «творческую кон-
ференцию» на тему «Драматургия в совет-
ском театре». На этой «конференции» А. Бор-
щаговский всячески поносил. пьесы «Великая
сила», «Московский характер», «Закон чести»,
т. е. как раз те произведения, в которых по-
казаны черты нового, социалиетического об-
щества, ставятся важные вопросы современ-
ности. Они нападал на руководство театров,
осуществляющих постановку современных
пьес. На той же «конференции» критик
Л. Малюгин огульно охаивал «пьесы новой
тенденции». ,

Эта «конференция» показала, что в теа-
тральной критике подвизается крепко сколо-
ченная антипатриотическая группа, не толь-
ко не заинтересованная в развитии нашей
драматургии и театра, а, наоборот, стремя-
шаяся направить советское искусство на
	ложный путь,

Примерно в те же дни. состоялось отчетное
собрание об’единения театральных критиков
Всероссийского театрального общества, На
этом собрании отчет о работе об’единения
сделал его председатель Г. Бояджиев. До-
кладчик пытался всячески замазать корен-
ные ошибки об’единения критиков, его. по”
рочные творческие позиции, сводя все дело
к тому, что критики «недостаточно активно
реагировали на наиболее значительные слек-
такли». Между тем известно, что в ВТО на
поотяжении ряда лет царила гнилая атмо-
сфера худшего толка эстетства и аполитич-
ности, что кабинеты ВТО были прибежищем

‚ для формалистов. Обо всем этом Г, Бояджиев
хумолчал,

\ На этом же собрании Юзовский выступил
a наглыми претензиями на руководство
советским искусством. &Задача следующего
бюро заключается в`том, чтобы’ отвечать за
вес) что происходит в театре, Организация
критиков, как таковая, отвечает за положе-
ние. дел в искусстве, 49 TO, UTO B нем про-
исходит»... ТЮзовский требовал отчетности
	Республиканское` совешание приняло обра-
	`1цение ко всем. киноработникам республики
	‘и ‘Советского Союза, в’ котором учаетники.
	совешания обязались в 1949 году ввести
	сверх плана 400 новых киноустановок и этим
завершить в 1949 году пятилетний план. раз-
вития киноесети.
	Е. ТАРАНЕЦ.
	ТВОРЧЕСКИЕ ОТЧЕТЫ ПИСАТЕЛЕЙ ТАДЖИКИСТАНА
			тарь ЦК КП(б) Таджикистана т. Гафуров укза-
‘зал на ряд серьезных недостатков в работе
	Союза таджикских писателей, которые были
подвергнуты острой критике wa VII с’езде
партии Таджикистана. Он призвал таджик-
	ских писателей неустанно повышать свой
	идейно-политический уровень, теснее сбли-
зиться с народными массами, в их труде чер-
пать новые волнующие темы, сюжеты, обра-
зы героев,
	перед бюро критиков руководства ^удоже-
ственного театра, председателя Комитета по
делам искусств для того, чтобы «направлять»
развитие искусства. : Е

Эти слова сам Юзовский назвал «програм-
мой действий» для нового бюро об’единения
критиков. Распоясавшиеся «законодатели»
эстетеких вкусов, чуждых и враждебных
народу, откровенно претендуют на руковод-
ство искусством, считая, что именно они дол-
жны быть высшими учителями и судьями
по вопросам театра и драматургии. Они
противопоставляют себя общественности, -ста-
вят свои групповые интересы выше. интере-
сов советского государства, интересов наро-
да. Эти претензии так называемого об’едине-
ния театральных критиков направлены к от-
рыву нашего искусства от политики больше-
вистской партии, составляющей жизненную
основу советского строя.

На совещании деятелей советской музыки
в ЦК ВКПбб) тов. А. А, Жданов указывал,
что руководителям бывшего оргкомитета Со-
юза композиторов власть нужна была не для
власти, а для того, чтобы осуществлять опре-
деленное направление в музыке, Юзовские и
Гурвичи мечтают о своей руководящей роли
также во имя того, чтобы насаждать и под-
держивать определенное направление в дра-
матургии, в театре,— направление вредное,
антипатриотическое. Этим людям нуждо
чувство национальной советской гордости,
чувство гордости за советский театр, за со-
ветское искусство, за нашу социалистическую
культуру и се творца — советский народ. Вот
почему эта антипатриотическая группа бур-
жуазных эстетов должна быть разоблачена и
разгромлена до конца.

«+ а

Значительную долю ответственности. за
сложившееся нетерпимое положение в теат-
ральной критике несет наша печать, не ра-
зоблачавшая вредные; измышления антипат-
риотической группы критиков, предостав-
лявшая им свои страницы, не ведшая непри-
миримой борьбы против их антинародной
деятельности. у

В известном постановлении ЦК ВКП(б) «О
репертуаре драматических театров и. мерах
по его улучшению» отмечалось, что «Газеты,
литературно-кудожественные и театральные
журналы мало. вылвигают новых критиков,
споеобных об’ективно и беспристрастно разо-
браться в пьесах и театральных постановках.
Отдельные критики руководствуются в. сво-
их оценках пьес и спектаклей не интересами
идейного и художественного развития со-
ветской драматургии и театрального искус-
ства, т. е. не интересами государства и наро-
да, а интересами групповыми, приятельски-
ми, личными». Эти серьезнейшие недостат-
ки до сих пор не устранены и тормозят рав-
витие подлинно партийной театральной кри-
тики. .

Явно порочные позиции заняли в этом во-
просе газета «Советское искусство» и жур-
	леть эти недостатки и обеспечить дальней-
ший могучий расцвет советской драматур-
гии, нашего замечательного театра, нужна
постоянная,х принципиальная, ‘творческая
критика. Но пользоваться этим оружием
критики имеют право только люди е чистыми
руками и чистой политической совестью.
Злобствующих антипатриотов-космополитов,
У которых высокая идейность заменена про-
нырливостью прожженных интриганов, ‘не`
следует подпускать на пушечный выстрел ‘к
делу критики. Си

Наше искусство проникнуто ‘высокими
идеями животворного советского патриотиз-
ма, оно глубоко и правдиво отражает духов-
ное богатство нашего народа, его созидатель-
ный труд, героическую борьбу за победу ком-*
мунизма. oot

Империалистическая реакция в бешеной
злобе к. стране социализма пытается веяче-
ски оклеветать советский строй всемирно-
исторические успехи СССР, его культуру и
искусство. Имцериалистическая буржуазия и
ее лакеи пытаются подорвать веру народных
масс в торжество идей коммунизма,

Может ли’ советский Народ терпеть’ ан-
типатриотическую < деятельность  группки
театральных критиков из числа безродных
космополитов, пытающихея оболгать доети-
жения нашей культуры‘и искусства, прини-
зить все передовое в советской драматургии!
Атака буржуазных эстетов на советское
искусство, на наи! театр, по праву завоевав-
ший мировую славу, вызывает справедливое
возмущение и гнев советских патриотов:

Советский народ горячо любит свою кУль-
	туру, свое искусство и не позволит никому
	мешать его могучему творческому развитию
и расцвету, Наше искусство сильно своей
органической связью с народом, с ero
жизнью. Принципиальная, требовательная,
подлинно товарищеская критика, страстно и
убежденно поддерживающая все новое, пере-
довое и содействующая преодолению недо-
статков, должна помочь нашему искусству
достичь новых высот. Замечательные образ-
цы такой критики не раз давал Центральный
Комитет партии. Достаточно напомнить по-
становления ЦК ВКП(б) о кинофильме
«Большая жизнь» и об опере «Великая друж-
ба», указания по фильмам «Нахимов», «Моло-
дая гвардия» и «Мичурин». Мудрые указа-
ния Центрального Комитета, проникнутые
сталинской заботой и любовью к творческому
труду советских писателей, режиссеров, ак-
теров, музыкантов, помогают работникам co-
циалистического искусства создавать произ-
ведения, достойные советского народа и
пользующиеся его признанием,

Критике принадлежит почетная wu ответ-
	‚‘ственная роль в развитии советского искус-
	ства. Необходимо до конца. разгромить ан-
	типатриотическую, буржуазно-эстетскую кри“
	тику, чтобы убрать с пути одно из серьезных
препятствий и сбеспечить дольнейший рас-
цвет драматургии, советского театрального
искусства.