Ag r.. Ne 4 (96)

февраля 19
	в

просвещения
	шин.

Пеуклонно повышать идейный уровень па

НлИСТов
	таны лекции о том, как организовать беседу,
проведен разбор некоторых бесед. Практика
показала, что план беседы должен быть за-
ранее продуман. Но пропагандист не может
	_быть рабом этого плана и по ходу Беседы,
	если возникают интересные вопросы, должен
уметь перестроиться на ходу с тем, однако,
чтобы основные идеи темы были обстоятель-
но обсуждены, } ==

Вопросы методики проведения занятий в
политшколах и кружках правильно решать
можно, лишь опираясь на опыт пропагандиет-
ской работы. Это учли многие руководители
семинаров. В Кировском районе на семинаре
обсуждался доклад руководителя политшко-
лы на заводе им, Воровскогс т. Коваленк»
«Как бы я провел занятие в политшколе на
тему «Победа социализма‘в СССР», OGcy2x-
дался также план предетоящего занятия по
теме «Великая Отечественная война», разра-
ботанный пропагандистом т. Фирсовым. Ру»
ководители семинаров помогают пропаганди»
стам подготовиться К евоему выступлению,
осмыслить свой опыт, обобщить личные
наблюдения о занятиях, .

Разработка вопросов методики все больше
становится творчеством самих пропаганди>
стов, В Петроградском районе каждому
участнику семинара розданы темы по мето-
дическим вопросам, которые они должны
подготовить для коллективного обсуждения.
На этом семинаре практикуется ‘разбор про-
втедших занятий, Много дало руководителям
политшкол посещение. занятия одного из
AY Me пропагандистов района-т. Меркуло-
вой.

Коллектив руководителей районных семи-
наров пропагандистов политшкол на своих
занятиях при Доме партийного актива про-
делал значительную работу: по обобщению
опыта лучших политшкол. Организовано
взаимное посещение руководителями район-
ных семинаров пропагандиетов политшкол
занятий семинаров.

Значительное место в работе некоторых
семинаров занимают вопросы искусства
устных. выступлений, культуры речи про-
пагандиста.

В ряде районов города серьезную помощь
семинарам пропагандиетов оказывают пар-
тийные кабинеты. Так, парткабинет  Киров-
ского райкома ВКП(б) организовал кабинет
методики пропагандистекой работы, который
помогает руководителям‘ политшкол и круж-
ков в подборе необходимой литературы, на-
	глядных пособий, фактического материала. .
	Серьезную помошь руководителям полит-
школ и кружков начали оказывать газета
«Ленинградская правда» и журнал Ленин-
градекого обкома и горкома ВКП(б) «Пропа-
ганда и агитация», Газета и журнал стали
регулярно освещать опыт работы пропаган-
диетов. .:

В воспитании пропагандистов важную роль
играет повседневный контроль за их рабо-
той. Контроль помогает вскрывать недостат-
ки в ‘работе, своевременно: устранять их,
поднять ответственность пропагандистов в
выполнении ими своего почетного партий-
ного долга. Сами пропагандисты, чувствуя
повседневное внимание парторганизации,
‚стремятся изо дня в день улучшать работу,
повышая свой теоретический уровень и ква»
лификацию..

Торком. ВКП(б) намечает закрепить кадры
руководителей» политнизь и кружков, рабо-
тающих ныне, и в будущем учебном году.
Текучесть кадров ‘пропагандистов, имевшая
место до сих. пор, наносила большой вред
делу партийной пропаганды. Вырашивание
кадров квалифицированных пропагандистов,
имеющих теоретическую квалификацию ‘и
большой опыт, — дело сложное, дело не одно-
го года. И, по нашему мнению, совершенно
неправильно товарища, руководившего год
или даже‘всего несколько месяцев полит-
школой, спешат назначить руководителем
‚ кружка, а руководителя - кружка -=консуль-
тантом и т. п. Руководить политшколой или
кружком —-почетная партийная обязанность
коммунистов.

Воспитание постоянных квалифицирован-
ных кадров. пропагандистов—верный путь
дальнейшего улучшения’ партийного просве-
щения;
		СЕМИНАРЫ ПРОПАГА
	$®°>®
Ф. ЛЕОНОВ
	Семинар является важнейшей формой ока-
	зания теоретической и методической помощи
пропагандистам, руководителям политшкол и
кружков. Роль и значение ‘семинаров особен-
но ‘выросли в текушем учебном году, Никог-
да еще дело партийного просвещения не при-
нимало такого широкого размаха, как ныне.

Чтобы обеспечить высокий идейно-полити-
ческий уровень занятий, партийная органи-
зация уделяет повседневное внимание кадрам
пропагандистов, В Ленинграде насчитывает“
ся 5.812 руководителей политшкол и круж-
ков. Работа с. пропагандистами ведется систе-
матически. При парткабинетах райкомов
ВКП(б) и крупных предприятий Ленинграда
регулярно занимаются 141 семинаров пропа-
гандистов. Руководители районных семина-
рев; в евою очередь, об’единены в семинар при
Доме партийного актива горкома ВКП(б),

Как показал опыт, семинар дает наиболь-
шие результаты, если в его работе сочетают-
ся организация самостоятельной учебы про-
пагандистов, оказание помоши пропагандит
стам в разработке наиболее сложных вопро-
сов учебной программы по содержанию и ме
тодике проведения занятий‘ и систематиче
ский‘обмен опытом.

Неправильно, когда вся работа ‘семинара
сводится к чтению лекций. Но нельзя и 01-
казываться от проведения лекций — они не
обходимы как ередство помощи пропаганди-
стам в их самостоятельных занятиях по по-
вышению своего идейно-теоретического уров-
ня. Все дело в том, чтобы правильно опрсде>
лить место лекции в работе семинара. Пропа-
гандистов не удовлетворяют те лекции, в ко-
торых материал той или иной темы препод-
носится лишь в 0б’еме, предусмотренном
‘учебной программой политшколы или круж-
ка. Такая лекция не может обогатить зна-
ния и раеширить кругозор: пропагандистов.
Никакая лекция, никакой семинар не могут
и не должны заменять самоетоятельную ра-
боту пропагандистов по подготовке к заня-
тиям со слушателями.

Более удовлетворяют пропагандистов те
лекции, в которых лектору удается раскрыть
основные идеи темы, осветить ‘историю и
опыт большевистской партии в тесной связи
с современными задачами партии и совет-®
ского государства, с злободневными вопроса-
ми борьбы за победу ‘коммунизма.

Наши стремления направлены к тому, что-
бы активизировать самостоятельную работу
пропагандистов над книгой, по подготовке к
занятиям, ибо это главное для успеха их дея-
тельности. Но здесь мы встречаемся, я бы
сказал, с такими настроениями некоторых
пропагандистов, которые никак нельзя под-
держать. Иные из пропагандистов требуют,
чтобы им все разжевали, дали вопросники,
точную инструкцию, что и как делать, а сами
не хотят ни изучить рекомендуемую. литера*т
туру, ни разработать рассказ по очередной
теме, ни составить план занятия. Такие на-
строения мы преодолеваем.

Побуждать пропагандистов к систематиче-
ской самостоятельной работе над книгой и
оказывать им конкретную помощь в уче
бе—этому подчиняется вся работа семинаров.

На одном из первых занятий семинаров
пропагандистов был дан анализ учебной про®
граммы политшкол, кружков. Это помогло
руководителям школ и кружков. наиболее
правильно организовать занятия, прохожде-
ние тем учебной программы. . .

Ясное представление о программе в цело
важно не только для того, чтобы пропаган-
дист мог правильно спланировать работу по-
литшколы или кружка. Программы вместе с
тем являются канвой самостоятельной рабо-
ты пропагандистов. Руководители политшкол
и кружков убедились, что для успешного
проведения занятий со слушателями даже
по элементарным вопросам нужно много чи-
тать, учиться. Нопулярность изложения
особенно требует, чтобы пропагандист глу-
боко знал материал и свободно владел им.

Но одного знания предмета для пропаган-
диста недостаточно. Он еще должен уметь
его изложить ярко и убедительно, уметь про-
вести беседу со слушателями. Многое здесь
зависит от опыта. Однако большую помощь
могут оказать пропагандисту методические
советы и указания.

ПО СТРАНИЦАМ МЕСТНЫХ ГАЗЕТ
	Больше внимания. и помощи
пропагандистам

mane
	Недавно Центральный Комитет вкпб)
принял постановление «О состоянии и мерах
улучшения партийного просвещения в Ярос-
лавекой областной парторганизации». В этом
постановлении ЦК ВКП(б) обратил внимание
на то, что местная и центральная печать ма-
ло помогает пропагандистам и самостоятель-
но изучающим марксистско-ленинскую  тео-
рию. ЦК ВКП(б) отметил, что ярославская
‘газета «Северный рабочий» редко публикует
статьи и консультации по методическим во-
просам. в помощь пропагандистам, что редак-
нии областных, городских и районных га-
зет слабо обобщают. и понпуляризируют опыт
занятий в сети партийного просвещения,

Прошло немало времени с начала учебного
года в системе партийного просвещения, а в
некоторых газетах еще не видно вдумчивого,
глубокого им разностороннего освещения это-
го важнейшего вопроса. Часто материалы,
помещаемые газетами, ограничиваются фото-
графированием отдельных фактов без их глу-
бокого анализа и носят характер общих Aun
ректив.

Такими выступлениями, например, отли-
чается газета «Челябинский рабочий». На
страницах этой газеты нередко печатаются
малопоучительные общие корреспонденции.
Газета вовсе не пишет об опыте работы луч-
ших пропагандистов, не печатает статей в
помощь пронагандистам и самостоятельно
изучающим историю партии,

Не нашел сколько-нибудь серьезного осве-
шения этот вопрос и в татарских областных
газетах «Красная Татария» и «Кызыл, Ta-
	тарстан», За четыре месяца учебного года
	эти газеты не напечатали ни одной статьи
в помощь самостоятельно изучающим исто-
рию ВКП(б), Несколько статей опубликовано
лишь в связи с отдельными юбилейными да-
тами, Не появлялось в НИХ M матери-
алов по методическим вопросам. Корреспон-
денции и заметки о работе кружков, полит-
школ и по другим вопросам партийного
просвещения в обеих газетах появляются
редко, и все они крайне поверхностны. т

Газеты «Красная Мордовия», «Эрзянь ком-
муна» и «Мокшень правда» не имеют даже
конкретного. плана работы, Поэтому пуб-
ликания статей в помошь изучающим
марксизм-ленинизм носит случайный, одно-
сторонний характер. Например, `«Красная
Мордовия» напечатала одну за другой три
статьи на одну и ту же тему. Газеты
нё обобщают и не популяризируют лучший
опыт проведения занятий в кружках и полит-
школах. :

Такая практика работы нетерпима. Систе-
матическое освешение вопросов идейного
воспитания, умелая пропаганда марксистско-
ленинской теории, обобщение и популяри-
зация опыта занятий в системе партийного
просвещения-одна из важнейших задач ме-
стных газет. Разеты обязаны помогать пар-
тийным организациям наладить конкретную
помошь товаришам, занимающимся самооб-
разованием. \

В этом деле следует использовать опыт от-
дельных газет, печатающих материалы о по-
становке работы в системе партийного про-
свещения. А такой опыт имеется, Хаба-
ровекая краевая газета «Тихоокеанская звез-
да» напечатала рассказ руководителя кружка
по изучению истории партии т. Филиппова об
опыте проведения занятий. Автор на опыте
своей работы показывает, что качество 3a-
		нятий зависит от подготовленности пропаган-
диста. Он пишет: «Готовясь К занятиям по
первой главе, я изучил книгу Ленина «Что
такое «друзья народа» и как они воюют про-
тив социал-демократов?», познакомился с
ленинскими листовками периода Петербург-
ского «Союза борьбы за освобождение рабо-
чего класса», а также прочел ряд глав книги
«Развитие капитализма в России». На кру-
жок я пришел, усвоив обширный материал,
что и дало мне возможность организовать
содержательное. занятие»,

Через. некоторое время газета высту“
пила с интересной подборкой материалов ня
тему «Опыт лучших пропагандистов — всем
руководителям кружков», В этих материалах
полняты вопросы 0б идейном содержании
	АИ ЕТ 4 асе

‚занятий; об активности слушателей, об инди-

тез В о ль оон ь @
	видуальном подходе к ним и о партийном
руководстве политической учебой. «Тихо-
океанская звезда» организовала лекторий по
изучению производительных сил края. За
три месяца опубликовано уже 8 лекций, Эти
лекции-— хороший вспомогательный материал
для пропагандиста. С начала учебного года
регулярно публикуются статьи в помощь са-
мостоятельно изучающим‘ историю ВКП(б),

Газета «Орловская правда» за последнее
время нод рубрикой «Советы пропагандисту»
‘поместила ряд статей местных авторов на.
тема: «Подготовка к занятию», «Самостоя-
тельная работа с жнигой», «Методика прове-
дения занятий в политшколе» и «Заметки.
пропагандиста».

«Алтайская правда» опубликовала статью
об использовании художественной литерату-
‘ры при изучении «Краткого курса истории
ВЕ», разобрала одну лекцию, где вскры-
ла недостатки, характерные не только для
разбираемой лекции, но и для других лек-
ций. В статье говорится о необходимости евя-
зи пропагандистских занятий с современно-
стью: «Не уходить от острых вопросов совре-
менности, а поднимать их на принципиаль-
ную высоту-—вот к чему должен стремиться
лектор в своей работе». В газете напечатана
полборка материалов об опыте работы парт-
кабинетов по оказанию помощи пропаганди-
стам и самостоятельно изучающим историю
и теорию большевизма, ‘

Газета «Омская правда» часто поднимает
вопросы партийного контроля за учебой ком-
мунистов, публикует статьи руководящих
партийных работников, беседы и другие ма-
териалы. Секретарь одного из райкомов
ВКП(б) Омской области рассказывает, что
вопросы, связанные се учебой коммунистов,
‚ сейчас часто обсуждаются на бюро райко-
ма, регулярно проводятся занятия с пропа-
гандистами, постоянно действует семинар
руководителей политшкол и кружков. Введе-
но в практику систематическое посещение
секретарями райкома занятий кружков и по-
литшкол. С самостоятельно изучающими
марксизм-ленинизм проводятся индивидуаль-
ные беседы.

Печать может‘ и должна лучше ‘освещать
вопросы партийного просвещения. Местным
газетам необходимо организовать свою рабо-
ту так, чтобы больше и лучше рассказывать
о работе политшкол, кружков, об опыте про-
пагандистов, шире привлекать местных авто-
ров к участию в газете. Следует’ также’  регу-
лярно печатать статьи —консультации по ме-
тодическим вопросам. ‘
		Зам. зав. Отделом пропагавды и агитации
Ленинградского горкома ВКП(б}
	Фх®Ф®
	В Доме партийного актива Ленинградского
горкома ВКП(б) были организованы семича-
ры по методике пропаганды на темы: «Мето-
дика самостоятельной работы с книгой»,
«Как подготовиться и провести. занятие»,
«Культура речи пропагандиста». Лекторий
горкома партии в декабре 1948 г. и январе
1949 г. провел цикл лекций о педагориче-
ском мастерстве. В некоторых районах Ле
нинграда, в частности в Петроградском, для
пропагандистов ставятся лекции на научно-
педагогические темы. Лекции вызывают боль
шой интерес среди руководителей политшкол
и кружков. Но на некоторых семинарах ме
тодические вопросы освещались академично,
в отрыве от того, что изучается в политшко-
лах и кружках. .

Мы стремимся к тому, чтобы методические
темы освещались на основе пропагандистско-
го опыта и живой практической работы. Лек-
торы, выступающие по методическим вопро-
сам, в последнее время стали посещать заня-
тия политшкол и кружков, обобщая опыт
проведения занятий.
	Чтобы по-настоящему вооружать пропаган-
дистов для проведения занятий, семинары
организуют изучение программного материа-
ла в тесной связи с вопросами методики ра-
боты политшкол и кружков. Вот как строят
свою работу семинары руководителей круж-
ков по изучению «Краткого курса истории
ВКП(б)». По каждой главе Краткого курса
читаются лекции, в них излагаются основные
тебретические вопросы темы с привлечением
произведений классиков марксизма-лениниз-
ма. После лекции пропагандистам даются
основные вопросы тёмы, рекомендуется лите-
ратура, которую необходимо прочитать, гото-
вясь к занятиям со слушателями. Следую-
щее занятие семинара посвящается деталь-
ному разбору узловых вопросов темы в по-
рядке развернутой беседы, живого обмена
мнениями. Здесь же обсуждаются вопросы
методики занятий в кружке по этой теме.

Однако методические` советы зачастую ни-
сят общий, неконкретный характер, К чему
это ведет? А к тому, что, получив еовет «при-
	‚ менять наглядность», пропагандисты иесполь-
	зуют наглядные пособия, но подчас неумело.
В определенном месте рассказа пропаган-
дист указывает на плакат: «Поемотрите- вот
это и изображено на этой таблице» или:
«Диаграмма показывает рост тяжелой про-
	мышленности». И продолжает рассказ даль-
	ше, излагая уже новую мысль. При таком
методе слушатели не могут охватить содер-
жание пособия, не успевают’ рассмотреть
картину, плакат или диаграмму. Органически
не вплетенные в ткань рассказа наглядные
пособия или страницы из художественной
литературы слабо способствуют запечатлевае-
мости в памяти слушателей и усвояемости
учебного материала.

Учтя это, мы организуем лекции и беседы.
об использовании наглядных пособий и ху-
дожественной литературы. Они строятся на
конкретных примерах.

Наряду с советами, как готовиться к заня-
тиям, как использовать художественную ли-
тературу и наглядные пособия, Kak по-
строить рассказ, семинары в последнее время
стали болыше уделять внимания вооружению
пропагандистов методикой проведения бесе-
ды, Живая беседа — основной метод заня*
тий в кружках и политшколах.

Между тем некоторые пропагандисты не
уделяют должного внимания проведению бе-
сед. Они неплохо готовятся к рассказу по
новой теме, но не продумывают плана бесе-
ды по ней. В’ результате этого беседа носит
вопросо-ответный характер. Она плохо еодей-
ствует дальнейшему, более глубокому yer
воению центральных идей темы, не способ-
ствует развитию активности слушателей и их
творческой работе.

В связи е этим на семинарах были. прочи-
	Семинар заведующих отделами пропаганды и агитации
	ОРЕЛ. (Наш корр.). Обком ВКП(б) провел
10-дневный семинар заведующих отделами
пропаганды и агитации горкомов и райкомов
ВКН(б). Участники семинара прослушали
лекции: с’ диалектическом и историческом
материализме, об итогах выполнения плана
третьего года послевоенной пятилетки и за-
дачах четвертого, завершающего года; трудя-
щиеся Орловшщины в борьбе за выполнение
сталинского плана преобразования природы:
	Jenna
	мичуринская биологическая наука—высший
этап в развитии материалистической биоло-
гии и т. д.

Участники семинара обсудили доклады о
массово-политической работе в колхозах,
совхозах и МТС в период подготовки и про-
ведения весеннего сева и о практике руко-
водетва партийным просвешением Задонской
	‘районной партийной организации,
		Ват том Сочинений В. И. Ленина вошли
произведения, написанные им в начальный
период мировой империалистической войны —
с августа 1914 г. по декабрь 1915 г. Значение
этих произведений огромно.

Это было время, когда полностью прояви-
лось банкротство оппортуниетичееских лиде-
_ ров П Интернационала, когда его вожди и ру-

ководители социалистических партий встали
на сторону своей буржуазии, голосовали за
военные кредиты, ветупили в министерства,
когда «все, или почти все, социал-демократи-
ческие и сонпиалистические партии, поддав-
шись общему патриотическому. угару, отда-
ли себя на услужение отечественному импе-
риализму. Это был период, когда П Интерна-
ционал склонил свои знамена перед капита-
лом...» (Сталин, Соч. т. 6; стр. 59). В это вре-
мя прозвучал голос Ленина, ‘призывавший
рабочий класс к борьбе против империали-
стичеекой войны. Левин. большевики высо-
ко подняли знамя пролетарского интерна-
ционализма и развернули беспощадную борь-
бу против социал-шовинизма и социал-паци-
физма..

В работах 1914—1915 гг. В. И. Ленин дал
глубокий анализ причин и характера ми-
ровой империалистической войны и наметил
задачи пролетарской партии и международ-
ного рабочего движения в борьбе против им-
периалистической войны, социал-шовинизма
и центризма. В-работах В. И. Ленина 1914—
1915 гг. разработаны теория и тактика боль-
шевистской партии по вопросам войны, мира
и революции,

Двадцать первый том открывается тезисами
В. И. Ленина «Задачи революционной социал-
демократии в европейской войне». Эти тезизы
явились программным документом боль е-
вистекой партии по всем важнейшим вопро-
еам, вставшим перед революционным нпроле-
тариатом в годы войны: о характере начав-
шейся войны, об отношении пролетариата к
войне, о поведении партий ЦП Интернациона-
ла, о тактике революционной социал-демокра-
тии в борьбе против империалистической
войны, за превращение войны империалисти-
ческой в войну гражданскую..

Эти вопросы получили дальнейшую раз-

. работку в других ленинских трудах, вошед-
ших в 21-й том собрания Сочинений: «Война

и российская еоциал-демократия», «О поло-

жении дел в российской социал-демократии»,

«О поражении своего правительства в импе-

риалистской войне», «Социализм и война»
	и др,
Многие произведения, помещенные в

51-м томе : Сочинений В. И. Аенина,
	посвящены борьбе с международным, и рус-
ским оппортунизмом и сплочению  дейетви-
тельно революционных элементов в между-
народном. рабочем движении. К этой группе
произведений относятся такие, как «Положе-
ние и задачи социалиетического Интернацио-
нала», «Крах И Интернационала», «Под чу-
жим флагом», «Русские Зюдекумы» и пр.

В 21-м томе помещена работа В, И, Ленина
«О лозунге Соединенных Штатов Европы», в
которой был впервые сформулирован гени+
	ны повернуть оружие против своей буржу-
азии и свергнуть ее власть. В противовес
меньшевиетско-эсеровской политике защиты
буржуазного отечества большевики проводи-
ЛИ «политику поражения своего правитель-
ства в империалистической войне».

В. И. Ленин ечитал, что решение задач,
стоящих перед рабочим классом, невозможно
без самой непримиримой борьбы против оп:
портунизма всех мастей и оттенков. Страстно
и непримиримо В. И. Ленин обрушивался на
предателей социализма, перешедших на сто-
рону империалистической буржуазии, на от-
крытых социал-шовиниетов и центристов, ра-
зоблачая их подлинную роль. Ленин. отме-
чал, что центристы «приносят пролетариату
больше всего вреда лицемерными попытками
почти научно и марксистски (не шутите!) оп-
равдать оппортунизм» (Соч., т. 21, стр. 82).

Только большевистская партия, руководи-
мая Лениным и Сталиным, возглавила борь-
бу с оппортуниетами в международном рабо-
чем движении. На протяжении многих лет
она вела борьбу с оппортунистами и еще до
войны изгнала их из партии. «Рабочий классе
в России, — писал Ленин, —не мог сложить ево-
ей партии иначе как в решительной, тридца-
тилетней, борьбе со всеми разновидностями
оппортунизма» (стр. 307).

Большевики были единственной ` партией,
которая осталась до конца верной делу со-
циализма, делу ‘пролетарского интернацио=
нализма и решительно боролась со всеми
проявлениями буржуазного национализма,
Национализм является орудием в руках бур-
жуазии, посредством которого она пытается
одурачить массы рабочих и трудящихся, рас-
колоть-их ряды и ослабить их натиск. на
устои капитализма, В. И. Ленин писал, что
изменники социализма используют национа-
лизм «для раскалывания рабочих и отвлс-
чения их от их классовых задач и ст рево-
люционной борьбы с буржуазией» (стр. 138).

ольшевики противопоставили буржуазно-
му национализму пролетарский интернацио-
нализм. Ленин говорил: «Только интерна-
циональная борьба пролетариата против бур-
жуазии может охранить его завоевания и
открыть угнетенным массам путь к лучшему
будущему» (стр. 139). В ответ на попытки
буржуазии разделить, раз’единить ряды pas
бочего класса В. И. Ленин призывал «уста-
новить единство рабочих разных наций в
борьбе за свержение господства буржуазии
всех наций» (стр. 23),

В годы империалистической войны, в годы
шовинистического угара и измены партий
П Интернационала большевики высоко дер-
жали знамя, на котором Маркс и Энгелье
написали пламенные слова «Пролетарии всех
стран, соединяйтесь», В. И. Ленин решитель-
но разоблачал предателей и оппортуниетов,
прикрывавших свою измену социализму,
свой переход на сторону империалистиче-
ской буржуазии Ффарисейскими криками о
верности интернационализму. .

Борясь против социал-шовинистов и цен-
триетов, большевики широко развернули ин-
тернапиональное воспитание пролетариата

Двадцать первый

‘TOM
	альный вывод о возможности победы comma
лизма первоначально в нескольких странах
или даже в одной, отдельно взятой ‘стране,
Эта работа В. И. Ленина явилась новым
крупным шагом в развитии MapKcusMa.

* ko &

- Теоретической основой для решения всех
вопросов, вставших перед рабочим класеом
во время мировой империалистической вой>
ны, являлось ленинское учение об империа-
лизме. В условиях новой исторической эпо-
хи, опираясь на экономическое учение
Маркса, Ленин творчески обобщил новые
панные о развитии капитализма и создал
учение об империализме, «как последней фа-
зы капитализма, векрыв его язвы и условия
его неизбежной гибели» (Сталин).

Знаменитое произведение «Империализм,
как высшая стадия капитализма» было напи-
сано Лениным в 1916 году. Но ленинские тру-
ды, вышедшие в евет в начале войны, пока-
зывают, что основные положения этой тео-
рии сложились в 1914—1915 гг.

В работе «Социализм и война» В. И, Ленин
указывал, что в отличие от домонополистиче-
ского капитализма новейший капитализм —
империализм стал реакционным, загниваю-
щим, Империализм обострил классовые. прот
тиворечия между рабочим классом и буржу-
азией, между имнериалистическими страна-
ми и между империалистическими государ-
ствами и колониями. Ленин показал, как на
основе высокоразвитого и перезрелого капи-
тализма шесть «великих» империалистиче-
ских государств стали поработителями и уг
нетателями большинства народонаселения и
наций всего земного шара. В. И. Ленин дал
глубокий анализ политики империалистиче-
ских государств, показал. обострение классо-
вой борьбы в метрополиях и колониях. В
этом же труде Ленин развил учение марк-
сизма о характере войны, о войнах сирёвед-
ливых и несправедливых.

Война 1914—1918 гг. была войной империа-
листической. В важнейшем документе, издан-
ном от имени Центрального Комитета
РСДРП — «Война и российская социал-демо-
кратия», В. И. Ленин с исключительной глу-
биной показал экономические корни этой
войны, органически связанной с эпохой им-
	 ‘периализма. Буржуазные правительства Por
	товили эту войну в течение десятилетий.
Англия и Германия стояли во главе двух
враждующих коалиций империалистических
государств, Обе группы воевавших госу-
дарств преследовали захватнические цели,
боролись за передел мира, за рынки ебытао
товаров и вывоза капитала, за источники
сырья, за колонии. Война 1914—1918 гг. была
войной несправедливой, реакционной, имев-
шей целью захват и порабощение других
стран, других народов и подавление рабоче-
го лвижения. : .
	В. И. Ленин указывал, что империалисти-
ческий капитализм является величайшим
угнетателем наций, и человечество стоит те-
перь перед выбором «либо перейти к еоциа-
лизму, либо годами и даже десятилетиями
переживать вооруженную борьбу «великих»
держав за искусственное сохранение капита-
лизма посредством колоний, монополий, при-
вилегий и национальных угнетений всяче-
ского рода» (Соч., т. 21, стр. 213).

В условиях империализма усиливается не-
равномерность экономического и политиче-
ского развития, обостряется борьба за коло-
нии, за передел мира, за мировое господство.

Каутский,  Гроцкий Аксельрод и другие
предатели пытались доказать возможность
сверхимпериализма. Они стремились запу-
тать рабочий класс, затушевать противоре-
чия империализма.
	Аживым теориям  социал-предателей о
сверхимпериализме и о мирном врастании
капитализма в социализм Ленин противоно-
ставил новую законченную теорию социали-
стической революции, теорию о возможности
победы социализма в отдельных странах, об
условиях его победы, о` перспективах его
	победы, теорию, основы которой были наме-о
	чены Лениным еще в 1905 году в работе «Две

тактики социал-демократии в демократиче-
ской революции».

Основываясь на законе неравномерности
экономического и политического развития ка-
питалистических стран в эпоху. империализ-
ма, В. И. Ленин пришел к гениальному выво-
ду, что «возможна победа социализма. перво-
начально в немногих или даже в одной, от-
дельно взятой, кагиталистической стране,
Победивший пролетариат этой страны, экспро-
приировав капиталистов и организовав у се-
бя социалистическое производство, встал бы
против остального, капиталистического ми-
ра, привлекая к себе угнетенные классы дру-
	гих стран, поднимая в них восстание противо
	капиталистов, выступая в случае необходи-
мости даже с военной силой против эксплуа-
	таторсвих классов и их государств» (Соч,
Т 21, сто, 311).
	Ленинская теория о возможности победы
социализма в одной стране обогатила марк.
сизм и двинула его вперед. Новая ленинская
установка развязывала инициативу рабочего
класса в его борьбе против своей нацио-
нальной буржуазии, учила пролетариат ис-
пользовать обстановку войны для организа-
ции натиска на буржуазию, укрепляла веру
	рабочего класса в победу социалистической
революции,
	ленин разоблачил реакционный характер.
	каутскианского ‘лозунга о. Соединевкных
Штатах Европы. При капитализме этот. ло-
зунг является либо неосуществимым, либо
реакционным, означающим «временный союз
	великих держав Европы для более успешно-
го угнетения колоний...» (стр. 312).

Характерно, что и представители, современ-
ной имнериалистической реакции носятся с
этим лозунгом, используя его для борьбы
против социализма, против СССР и демокра-
тических стран, :

В. И.. Ленин неоднократно подчеркивал,
что первая мировая война означает «величай-
ший исторический кризис, начало новой эпо-
хи» (стр. 81). «Проект резолюции Циммер-
вальдской левой», написанный ‹ Лениным,
заканчивался указанием на открывавшуюся
эру еоциальной революции, Большевики свя-
зывали борьбу против империалистической
войны с борьбой за победу социалистиче-
ской революции. Они решительно выступали
против предательской линии оппортунистов,
отрекшихея от революции и. провозгласив-
ших лозунг установления гражданекого ми-
ра между рабочими и капиталистами.

Только социалистическая революция проле-
тариата открывает дорогу для ликвидации
войны и установления справедливого мира
между народами. Война порождала революци-
онную ситуацию, революционное брожение в
массах. Задача пролетарской партии состояла
в том, чтобы раз’яенять широким массам тру-
дящихея необходимость революционного низ-
	‘вержения империалистических правительств
	и организовать массы на борьбу за такое
свержение, «Дол социалистов, — писал
Ленин, — не отказываясь ни от единого еред-
ства легальной борьбы рабочего класса, со>
подчинить их все этой насущной. и главней»
шей‘ задаче, развивать революционное созна-
ние рабочих, сплачивать их ‘в интёрнацио-
нальной ‘революционной ‘борьбе, поддержи-
вать и двигать вперед всякое революционное
выступление, стремиться к превращению им-
периалистской войны между ‘народами в
гражданскую войну угнетенных классов про-
тив их угнетателей, войну за экепроприацию
класса капиталистов, за завоевание полити-
ческой власти‘ пролетариатом, за осуществле-
ние социализма» (стр. 315). ;

< Ленин!’ выдвинул перед международным
пролетариатом задачу создания революцион-
ных партий нового типа, ибо без таких пар-
тий пролетариат не может добиться победы в
борьбе за социализм, «Перейти к револю-
ционной. организации необходимо, этого тре-
бует изменившаяся историческая ситуация,
этого требует эпоха революционных действий
пролетариата, — но переход этот возможен
только через головы старых вождей, душите-
лей ‘революционной. энергии, ‘через голову
старой партии, путем разрушения ees
(стр. 225).

В годы империалистической войны больше-
вики выдвинули лозунг превращения войны
империалистической в войну гражданскую.
Этот лозунг означал, ‘что трудящиеся HOAR-