февраля 1949 г. № 4 (96)
	КУЛЬТУРА и ЖИЗНЬ
	5 Отделе. пропаланды ‘и питации
		УЛУЧШИТЬ ДЕЛО ИЗДАНИЯ ПЛАКАТОВ
	СОВЕЩАНИЕ С УЧАСТНИКАМИ ДЕКАДЫ
		О РАБОТЕ КРАЕБЕДЧЕСКИХ МУЗЕЕВ
		Выступившие в прениях указали, что Ми-.
	вистерство сельского хозяйства. до настоя-’
щего времени не создало редакционную кол-
легию по плакатам, не привлекает к работе
над плакатом крупных специалистов сельско-
го хозяйства и художников.

Заместитель министра’ здравоохранения
СССР т. Болдырев в своем выступлении при-
знал, что Министерство здравоохранения
стоит в стороне от издания плакатов, не
утверждает их тематики и не утверждает
оригиналы плакатов перед их изданием,
Издание плакатов передоверено Институту
санитарного просвещения СССР. Крупные
недостатки были отмечены в плакатной про-
ДУкЦии Культпросветиздата, Госфиниздата
и других издательств. i
	В соответствии е решением ЦК ВКП(б) от
29 ноября 1948 г. «О недостатках м мерах
Улучшения издания политических плакатов»
издательствам было рекомендовано представ-
лять все плакаты до их выпуска в свет на
утверждение иувизирование министрам или
‘их заместителя

Издательствам. даны указания разработать
и представить министрам . мероприятия по
улучшению издания плакатов.
	больше художественных произведений ov
жизни и самоотверженном труде рабочих,
колхозников и интеллигенции Белоруссии.

Говоря об успехах белорусской _литерату-
ры, П. Бровка указывал и на существенныё
недостатки ее. Белорусским писателям еше
много нужно работать, чтобы добиваться бо-
лее глубокого отображения трудовой жизни
белорусского народа,

Ha совешании- выступили белорусские пи-
сатели, драматурги и ‘поэты: К, Крапива,
М. Танк, А. Зарицкий, И. Гуторов, Климко-
вич.и другие. _

Отделу пропаганды и агитации ЦК КП(б)
Белоруссии и Союзу советских писателей
Белоруеской ССР было рекомендовано широ-
ко обсудить итоги декады. белорусской лите-
ратуры, наметить конкретные мероприятия
по дальнейшему развитию литературы и Au-
тературной критики в республике.
	торые краеведческие музеи (Иркутский, Да-
гестанский, Одесский и др.) не отражают в
своих экспозициях великих преобразований,
происшедших в нашей стране. Работники
музеев часто’ затрачивают много сил и
средств на экспедиции за всякого рода древ-
ностями и не уделяют необходимого внима-
ния сбору экспонатов, отображающих успехи
социалистического строительства в своем
крае, области. В результате эти музеи оказы-
ваются в стороне от жизни, не пропаганди-
руют успехов социалистического строитель-
ства в нашей стране, не являются очагами
идеологического воспитания, какими они
должны быть.

Научно-исследовательскую работу по исто-
рии развития своего края, области некоторые
краеведческие музеи. не ведут. Плохо постав-
лена массовая работа.

Выступавшие на совещании ` критиковали
Комитет по ‘делам культурно-просветитель-
ных ‘учреждений при: Совете Министров
	РСФСР. его Музейное управление и Научно-
	исследовательский институт краеведческой и
музейной работы за отсутствие систематиче-
“ского руководства и недостаточную методиче-
скую помошь музеям.

Серьезные упреки участников совещания
были направлены в адрес местных партий-
ных И советских организаций, редакций об-
	ластных и центральных газет. Многие обко-
	мы партии и облисполкомы не вникают в
нужды своих музеев.

Участникам совещания были даны практи-
ческие указания по устранению недостатков
и улучшению работы краеведческих музеев,
	На днях в Отделе пропаганды и агитации
ЦК ВКИ(б) состоялось совешание о ходе
выполнения постановления ЦК ВКП(б) «О
недостатках и мерах улучшения издания по-
литических плакатов». На совещании при-
сутствовали директора издательств, редакто-
ры, представители Министеретва здравоохра-
нения, Министерства сельского хозяйства
СССР и других министерств.

На: совещании были подвергнуты разбору
и резкой критике недостатки плакатов по
агротехпропаганде министерств сельского
хозяйства и совхозов СССР, а также плака-
тов, издаваемых Министерством здравоохря-
нения СССР и ведомствами, Многие плакаты
извращают облик советского — человека,
невыразительны, безграмотны по художе-
ственному исполнению, качество их полигра-
фического изготовления совершенно. неудо-
влетворительно, Руководители ряда мини-
стеретв и ведомств не сделали необходимых
выводов из постановления ЦК ВКП(б) «О не-
достатках и мерах улучшения издания по-
литических плакатов».

В министерствах сельского‘ хозяйства и
совхозов СССР издание плакатов отдано на
откуп малоквалифицированным работникам,
руководители министерств не контролируют
качество и допускают издание и рассылку в
колхозы ‘и. еовхозы плохих плакатов.
	В Отделе пропаганды и агитации
ЦК ВКП(б) состоялось совещание с белорус-
скими писателями, участниками декады
белорусской литературы в Москве.

П. Бровка, секретарь правления Союза
белорусских писателей, рассказал о большой,
плодотворной работе, которую проделали
белорусские писатели в годы войны и в по-
слевоенное время. В Отечественную! войну
белорусские писатели активно помогали сво-
ему народу сражаться с врагом, Произведе-
ния Янки Купалы, Якуба Коласа, А. Куле-
шова, Максима Танка, П. Глебки; Ц. Панчен-
ко, К. Крапивы вошли в золотой фонд лите-
ратуры Отечественной войны.

После освобождения Белоруссии в литера-
туре белорусского народа большое ‘место за-
няла тема восстановления родной страны.
В ряды писателей влились молодые дарови-
тые силы. В настоящее время появляется весе

До конца разгромить антипатриотическую
	В Академическом Малом театре
	В Государственном Академическом Малом
театре состоялось собрание творческого кол-
лектива, посвященное обсуждению напечатан
ных в газетах «Правда» и «Культура и
жизнь» статей, разоблачающих антипатриоти-
ческую деятельность группы театральных
	КРИТИКОВ.
	ярупшу театральных критиков
	На партийном собрании Союза
		писателей
	На собрании было подвергнуто резкой кри-*
	тике антипатриотическое поведение эстет-
ствующего формалиста Д, Данина, спе-
циализировавшегося на избиении молодых
советских поэтов, Этот «критик» охаивал
получившие народное признание талантли-
вые поэмы «Колхоз «Большевик» Н. Грибаче*
ва и «Флаг над сельсоветом» А, Недогонова,
а также патриотическую поэму «Тула» моло-
дого литератора Горностаева. Только за один
год он оболгал шесть поэм. :

С большим возмущением говорили на
собрании о безродном космополите Б. Хольц-
мане, авторе ряда компилятивных, путаных
и вредных статей, грубо извращавших вопро-
сы эстетики социалистического реализма.

Выступавшие в прениях тт. Н. Грибачев,
А, Суров, В. Ермилов, М. Шагинян, Е. Ко-
вальчик, А. Макаров и др. единодушно одоб-
ряли редакционные статьи «Правды» и
«Культуры и жизни», характеризуя высту-
пления партийной прессы как новое прояв-
ление заботы большевистской партии о
дальнейшем развитии советского искусства
и литературы. Всего в прениях ‘выступило
более 20 человек. oe

Возмущение всего’ собрания вызвали вы-
Сступления критиков-космополитов Альтма-
на, Субоцкого, Данина, Левина, которые
использовали самые различные увертки, что-
	бы уйти от ответственности за свои анти-
	патриотические поступки.

Выступавшие в прениях справедливо ука-
зывали, что подобное поведение недопустимо
для коммунистов.

Путаным и сбивчивым было выступление
А. Крона, не сумевшего дать четкой полити-
ческой оценки ошибок, допущенных им в
период работы в качестве председателя. ко-
	миссии по драматургии при Союзе: писате*
	лей,

Партийное собрание единодушно’ приняло
резолюцию, полностью одобряющую редак-
ционные статьи газет «Правда» и «Культура
и жизнь» об одной антипатриотической груп-
пе театральных критиков.

«Собрание парторганизации Союза совет-
ских писателей СССР,— говорится в резолю-
ции, — полностью ‘присоединяется к той
оценке. антипатриотической деятельности
группы театральных критиков, которая дана
в статьях в газетах «Правда» и «Культура
и жизнь». ,

Партийному бюро поручено рассмотреть
вопросе о членах ВКПбб) И. Альтмане, <. Ле-
вине и Л, Субоцком, кандидате в ‘члены
ВКП(б) Д. Данине. 5

Собрание обязало партбюро разработать
мероприятия по идейно-политическому  вос-
питанию коммунистов-критиков, привлече-
нию и воспитанию новых кадров критиков.

«Разоблачение антипатриотической группы
театральных критиков на страницах партий-
ной ‘прессы, — говорится в решении собра-
ния, — обеспечивает дальнейший рост совет-
	ской литературы и укрепляет позиции пар-
	тийной, патриотической критики, ее актив-
ную роль в строительстве советской куль-
туры»,
	9—10 февраля проходило собрание партий-
ной организации Союза советских писателей,
посвященное обсуждению редакционных ста-
тей газет «Правда» и «Культура и жизнь» об
одной антипатриотической группе театраль-
ных критиков.

Секретарь правления Союза советских пи-
сателей т. А. Софронов в своем докладе от-
метил, что советская общественность с чув-
ством большого удовлетворения приняла ре-
дакционные статьи газет «Правда» и «Куль-
тура и жизнь», в которых разоблачено позор-
ное, антипатриотическое поведение группы
театральных критиков. Эта антипатриотиче-
ская группа, заявил докладчик, в течение
долгого времени делала свое антинародное
дело, Выросшие на гнилых дрожжах буржуаз-
ного космополитизма, декаданса и формализ-
ма, критики-космополиты нанесли немалый
вред советской литературе и советскому
искусству -они хулигански охаивали и злоб-
но клеветали на все то новое, передовое, все
лучшее, что появлялось в еоветской литера-
туре и в советском театре. Они пытались
всячески мешать под’ему советской литерва-
туры и искусства, Они стремились направить
	творчество отдельных писателей и театров
	по неправильному пути. Юзовекий, Гурвич,
Боршаговский, Бояджиев, Альтман, Вартав-
ский, Малюгин, Холодов и другие космополи-
ты-антипатриоты проповедывали идеологию
буржуазного Запада. Холопствовавшие перед
буржуазной культурой, они отравляли здоро-
вую атмосферу советского искусства злово-
нием буржуазного ура-космополитизма, эстет-
ства и барского снобизма.

Докладчик подробно говорит об антипа-
триотической деятельности Гурвича, Юзов-
ского, Бояджиева, Борщаговекого и показы-
вает, что член партийной организации
И. Альтман был соучастником этой группы,
проповедывавшим идеи  космополитизма,
шельмовавшим лучшие советские пьесы и
восхвалявшим безидейные литературные про-
изведения и театральные постановки,

В докладе и выступлениях коммунистов
отмечалось, что безродные космополиты ору-
довали не только в театральной, но и в ли-
тературной критике.

Вся деятельность литературного критика
A. Субоцкого была направлена против идей
советского патриотизма. Этот критик охаивал
лучшие произведения советской литературы,
такие, например, как «Повесть о настоящем
человеке» Б. Полевого. Чувство любви к Ро-
дине, воплощенное в произведениях совет-
		именовал «квасным. патриотизмом». Это кле-
	ветническое измышление было пущено кри-
	тиком-антипатриотом для того, чтобы отвлечь
внимание писателей от борьбы. против
безродного космополитизма. . \
Критик Ф. Левин с антипатриотических
позиций защищал тнилую повесть Мельни-
кова «Редакция», Восхвалял идейно пороч-
ную повесть Казакевича «Двое в степи», пре.
возносил Юзовского и Гурвизча, утверждая,
что их писания являются образцом для всей
критики.
	В своем докладе директор театра Л, Шапо-
валов охарактеризовал вредные и порочные
взгляды антипатриотической группы теат-
ральных критиков, выступавших против: вее-
го нового, передового в советском искусстве,
злобно клеветавших на Художественный и
Малый театры, которыми законно гордится
весь советский народ. Докладчик говорил в
горячем стремлении коллектива Малого те-
атра еще активнее работать над созданием
высокоидейных XY AOMECTRCHHEIX советских
спектаклей,

Художественный ‘руководитель театра на-
родный артист РСФСР К. Зубов ‘выразил
глубокое удовлетворение разоблачением
	антипатриотической деятельности безродных
	KOCMOTIOAMTOB, орудовавших в театральной
	критике. К. Зубов рассказал, как эти крити-
	Би мешали работе Малого театра.

Народная артистка РСФСР Е, Гоголева го-
ворила о вреде, который нанесли развитию
советского театра ‚критики-коемополиты,
равнодушные к советскому искусству, ко все-
му, что дорого советеким людям.

Выступления режиссера Б. Никольекого,
народного артиста. РСФСР М. Жарова и
других также были проникнуты негодова-
нием по отношению к антипатриотическим
	проиескам театральных критиков Боршагов=
	ского, Бояджиева, Альтмана.

В выступлениях на собрании и в единодуше
но принятой резолюции было отражено стрем-
ление артистов Малого театра добиться но-
вых творческих успехов, выполнить свой
	долг перед Родиной и народом.
	В Академии общественных  наук
при ЦН ВКП(б) —
	В течение трех вечеров проходило заседа-=
	ние кафедры теории‘и истории искусств Ака-
демии общественных наук при ЦК ВКП(б),
посвященное обсуждению. статей газет «Прав-
да» и «Культура и жизнь» об антипатриоти-
ческой группе театральных критиков. Свыше
20 человек выступило на заседании.
`Выступавитие ` показали антипатриотиче-
ское лицо Юзовекого, Гурвича, Бояджиева и
других последышей формализма, ура-космо-
NOAMTOB, мешающих прогрессивному движе-
нию советского театра, одобрили статьи газ
зет «Правда» и «Культура и жизнь» и
	’ Зет «паравда» и «Культура и жизнь» и
выдвинули насущные задачи партийной кри» `
	тики в области искусства, ты
Касаясь ‘деятельности кафедры, выступав-
	шие отмечали, что в ее работе имел место
‚ либерализм в отношении к формалиетским
	ошибкам отдельных членов кафедры. Тт. Кли-
мов, Анастасьев, Григорьева резко критико-
вали проф. Макульского, который по сих
пор не может отрешиться от Формалистиче-
	ских ошибок, вскрытых кафедрой в его тру-
		Выступавигие ставили перед кафедрой за.

в:
	дачи дальнейшей борьбы за чистоту маркси-
стско-ленинской эстетики, борьбы‘ со всевоз:
можными отклонениями от принципов со-
циалистического реализма, за разработку во-
просов марксистсеко-ленинской эстетики,
	Па днях в Отделе пропаганды и агитации
ЦК ВКП(б) состоялось совещание по`вопросу
о состоянии и мерах улучшения работы крае-
ведческих музеев. В работе совещания‘ при-
няли участие директора ряда краевых, обла-
стных и районных музеев, руководящие ра-
ботники республиканских комитетов по де-
лам культурно-просветительных учреждений
РСФСР, Украины и Белоруссии.

Совещание заслуштало доклад председателя
Комитета по делам культурно-просветитель-
ных учреждений при Совете Министров
РСФСР т. Зуевой 0 работе краеведческих и
мемориальных музеев РСФСР и содоклад ди-
ректора Научно-исследовательского институ-
та краеведческой и музейной работы т. Пет»
рова о деятельности института.

В нашей стране насчитывается более тыся:
чи музеев. Они_ ведут - большую. культурно*
просветительную работу среди трудящихся
и пользуются большой популярностью в на:
роде, Только в 1948 году в музеях побывало
около 50 миллионов человек.

Известно, что немецко-фашистские захват-
чики нанесли нашему музейному делу ог-
ромный ущерб. В РСФСР оккуцанты разру-
шили 114 музеев. Музейная сеть на Украине
и в Белоруссии была: уничтожена полностью:
Ценнейшие экспонаты музеев были разграб-
лены и уничтожены. Благодаря государствен-
ной помощи довоенная сеть музеев в нашей
стране в настоящее время почти полностью
восстановлена, и число их продолжает возра-
стать,

Вместе с тем участники совещания в своих
выступлениях отмечали, что в работе местных
музеев имеются серьезные недостатки. Неко-
	Подголоски эстетствующих космополитов
	Он нуждается в критике, но в критике прин-
ципиальной, партийной, дружественной.

Эстетствующие космополиты противопостав-
ляют свою точку зрения партийным взгля-
дам на искусство. Дрейден, Янковский и
компания, стремясь укрыться от контроля об-
щественности, позаботились о сколачивании
своей «среды». В «критическом об’единении»
Ленинградского отделения ВТО в келейной
обстановке эти критики беспощадно разделы-
вались с переловыми произведениями совет-
ского театра. Председатель этого об’едине-
ния критик Бейлин, возглавляющий отдел
искусства газеты «Вечерний Ленинград», ус-
лужливо предоставлял страницы газеты для
антипатриотических писаний своих «едино»
мытшленвников».
	Газеты «Вечерний Ленинград»,
градская правда», «Смена» не вел;
	‚вательной борьбы © антинародной деятель“
	ностью подобных критиков. За последнее
время наибольшее количество рецензий
было посвящено спектаклям «Жизнь в цве.
ту», «Джо Келлер и сыновья», «Мужество»,
Каждой из них было посвящено по 5 рецен-
зий в разных газетах, соперничавших друг с
другом воеторженными восклицаниями. В то
же время пьесам «Великая сила», «Хлеб наш
насущный», «В`одном горсде» газеты посвя-
тили 1—2 рецензии, составленные в неопре-
деленных тонах, Газеты слишком некритиче-
ски относились к «установкам», исходившим
‚от группы эстететвующих критиков.
	Некоторые из этих «незаменимых театро-
ведов» вели преподавательекую работу в
Ленинградском театральном институте, а
также «научно-исследовательскую» работу в
	‚ Институте театра и музыки. Они нанесли
	немало вреда делу развития советской нау-

ки о театре и подготовке молодых ‘кадров
искусства,
	Свое влияние эти критики стремились рас-
пространить и на творческие организации.
В секции драматургов Ленинградского отде-
ления Союза. писателей они нашли почитате-
лей и последователей в лице Л. Карасева“ и
В, Владимирова. Они поносили передо-
вую советскую драматургию, Драматург
Г. Матвеев свои антипатриотические взгля-
ды на искусство выразил в пьесе «Страсть».
Эта клеветническая пьеса была. поставлена в
	‹экспериментальном. театре» при Ленинград-
	ском отделении Союза писателей.
	Суровая партийная оценка антипатрио-
тической группы критиков-космополитов по-
могла ленинградской общественности изобли-
чить местных выучеников Юзовекого и Гур-
вича, С гневом и возмущением их деятель-
	ность осуждается писателями, работниками
	театров, научными работниками Ленинграда.
	Разоблачение группы антипатриотических
театральных критиков, их эстетских, форма-
листических взглядонН является важной ме-
рой для решительной расчистки путей раз-
вития советской драматургии и театрального
искусства. Нужно, чтобы передовые явления
советской драматургии тепло и заботливо
встречались в театрах, учреждениях ‘искус-
ства, органах печати, чтобы их сценическому
воплощению были отданы лучшие вилы те-
атров. Разоблачение подголосков  эстетству-
ющих космополитов, подвизавшихся в Ленин»
граде, будет содействовать новым успехам в
деятельности ленинградских драматургов и
работников театров.
	А. ДЕМЕНТЬЕВ.
Б. ЧИРСКОВ.
М. ШУВАЛОВА.
	Антипатриотическая ‘группа театральных
критиков Юзовского, Гурвича и др., разобляа-
ченная партийной печатью, нанесла немалый
вред делу развития театрального искусствэ
и в Ленинграде. Враждебные советскому
народу идейки и теорийки этих безродных
	_космополитов находили отражение ереди не-
	которых ленинградеких критиков и театро-
ведов, Шнейдерман и Березарк, С. Цимбал,
А, Бейлин сами об’явили себя последовате-
лями Гурвича и Юзовекого.
	Деятельность этих критиков определяется
враждебным отношением ко всему новому,
передовому в советской драматургии и теат-
ре, отрицанием идейных задач советского
искусства, преклонением перед образцами за-
падной буржуазной драмы, эстетством ‘и сно-
бизмом. И не случайно эти критики выету-
пили против решений последнего пленума
Союза советских писателей, в которых был
нанесен первый удар по группе безродных
космополитов, подвизавитихея на поприще те-
атральной критики. С. Дрейден взял под за-
щиту Боршаговского ‘и Малюгина. «Искус-
ствовед» Янковский пытался доказать заслу-
ги Холодова, превознести «талантливость»
Гурвича. Защищая Гурвича и Юзовского, эти
	‚ «критики» защищали и свои собственные по-
	зиции, ибо в нападках на советское искус-
ство. ленинградские последыши космополи-
тизма елепо следовали своим учителям.
	Эти критики свои нападки на советское
искусство маскировали словами о «высокой
художественной требовательности»; они при-
кидывались радетелями за наше искусство.
	Словесные заверения в верности принци-
пам социалистического реализма сочетались
в их деятельности с дискредитацией совет-
ского искусства, Свои атаки они направляли
прежде всего против лучших советских. пьес,
против того, что’ составляет новаторскую
сущность нашего искусства, нашей эстетики,

`Отличительной особенностью советской
драматургии ‘и театра является их высокая
идейность, боевая партийноеть, делающая ис-
кусство могучим средством коммунистиче-
ского воспитания. Но театральный критик
Шнейдерман считает идейное содержание ху-
дожественных произведений делом второсте-
пенным. При разборе сцектаклей этот сноб
разбирает лишь формальные элементы поста-
новок. Его интересуют «драматическая экс-
прессия кисти, мастерство лепки и светоте-
ни». С легкой руки этого распоясавшегося
эстета в ленинградской театральной критике
стали раздаваться голоса о том, что ‘искусство
театра -— это прежде веего искусство эмоции
и чувства, а идеи ‘должны пропагандировать-
ся в лекториях. Попытки драматургов глубо-
ко раскрыть жизнь советских людей, отобра-
зить ее новые явления раздражают критика:
«дюжинами появляются пъесы об этих новых
явлениях, удручающе похожие друг на дру-
га». Он клевещет на драматургов и их луч-
шие произведения. Огульно ‘охаивая луч-
шие современные пьесы, этот поборник
безидейного искусства утверждает, что герои
пьес «Хлеб наш насущный», «Большая судь-
ба», «Глубокая разведка», «В одном городе»
«напоминают друг друга», «они все напеча-
таны под копирку»,

На таких же позициях стоит ленинград-
ский критик С. Цимбал, В его статье «О вос-
питании режиссера» в журнале «Театр» нет
ни единой строки, ни единого упоминания
о партийности театрального искусства, о за-
дачах правильного раскрытия идейного за-
мысла пьесы. В статье, анализирующей ито-
ги театрального сезона 1947—1948 г., Цимбал
не нашел. нужным указать на то новое, что
	принесли ленинградским театрам постанов-
ки передовых пьес советской драматургии.

м. Горький неоднократно подчеркивал, что
творческий труд. как основа и содержание
жизни советских людей должен стать главной
темой искусства социалистического общест-
ва. Советское искусство показывает человека
в процессе творчества, в труде, в деянии, в
созидании нового. Но именно против этого
восстали эстетствующие космополиты. Кри-
тик Березарк в своих статьях и выступлени-
ях всячески поносил пьесы и спектакли, по-
священные теме ‘героического труда совет
ских людей. Только «ведомственный кон-
фликт» усмотрел он.в пьесе Сурова. «Далеко
	от Сталинграда». По его мнению, труд людей`
	или, как он говорит, «хозяйственные», «ве
дометвенные» темы не могут быть предметом
искусства. Он рекомендует театрам. подаль-
ше держаться от пьес, где говорится «о мо-
лотах, приводных ремнях, колесах, об изоб-
	ретениях, об организации труда», так как, по
	мнению Березарка, «производственная тема в
узком плане.. себя исчерпала...» Bepesaps
видит задачу театра в показе узкого мирка,
раскрытии сугубо личных, семейных пере-
живаний, Может ли быть ‘позиция более да-
лекая, более враждебная задаче советского
искусства? 4
	Критики подобного рода не любят совет-
ского искусства, они враждебны духу нашего
народа, Космополитические статьи’ Дрейде-
на, Шнейдермана, Янковского наполнены
угодливыми реверансами перед всем загра-
ничным. Так, Дрейден призывает советских
драматургов учиться у американских и анг-
лийских драматургов,
	В то время как Ленинградский театр коме-
дии не без большого труда освобождается от
формалистических ошибок и приверженности
к западной драматургии, Янковский пытает-
ся направить театр в другую сторону. Он по-
учает: «Сама-природа воспитания актеров в
театре комедии приближает их к особой ус-
ловной характерности, может быть, наиболее
выразительной при обращении к западным
пьесам. и наименее всего соответетвующей
пьесам, воплощающим образы нашей дей-
ствительности», Янковский сокрушается по
поводу того, что «элегантная труппа, привык-
шая играть в элегантных пьесах», перестра-
ивается и работает над постановкой совет-
ских пьес,
	Дифирамбы в адрес западных авторов еме-
	няются тоном грубого окрика и циничной из-
девки, как только речь этих критиков заходит
о пьесах советских драматургов. Нудно и`на-
стойчиво твердят они о художественном не-
совершенстве, схематизме, ‘примитивности,
«неполноценности» советских пьес, Ленин-
градские читатели не помият случая, . чтобы
С, Дрейден выступил со статьей, горячо и
убежденно поддерживающей. новое явление в
театре, новую постановку советской пьесы.
Зато там, где есть возможность указать ма-
лейшую неудачу, Дрейден злопыхательствует,
передергивает, цинично клевещет,

Не дорожа искусством и культурой родной
страны, Дрейден наплевательски относится к
старейшему русскому Александринскому те-
атру -ныне театру имени Пушкина. В статье,
напечатанной в журнале «Театр», ои назы-
вает Ленинградский театр им. Пушкина «ка-
зенным домом», «складом мумий и раритетов»,
Дрейден тщится доказать, что «мертвечина»,
«падение искусства», «сумбур традиций», «ре-
месленничество» (эти словечки он извлек из
старых статей о театре времен 1884—1909 гг.)
определяют облик театра и в советское время:
Тватр им. Пушкина имеет ряд недостатков,
		ских партий переходили на сторону своей
буржуазии.

Большевики настойчиво готовили созда-
ние ПТ Интернационала, очищенного от
скверны оппортунизма, Определяя задачи
будущего интернационала, В, И, Ленин ука-
зывал: «ПТ Интернационалу предстоит зада-
ча организации сил пролетариата для. рево-
люционного натиска на капиталистические
	правительства, для гражданской войны про-
тив буржуазии: всех стран, за политическую
власть, за победу социализма!» (стр. 24).
	В 21м томе содержится большой ма-
териал, отразивший огромную деятельность
В. И, Ленина по организации революцион-
ных социал-демократов в ‘международном
масштабе, по подготовке ПТ Интернационала
(«Проект резолюции Циммервальдской ле-
BOM», «Революционные марксисты на между-
Народной ‘социалистической конференции
5-8 еентября 1915 г.» и др.). Партия больше-
виков об’единила вокруг себя все подлинно
революционные силы во всех странах мира.
Она проводила в.дни войны единственно
правильную революционную тактику, K KO-
торой была подготовлена всей ‘своей исто-
рией. Только партия большевиков,  «...толь-
ко партия нового типа, только партия,
воспитанная в духе непримиримой борьбы е
оппортунизмом, только партия, свободная от
оппортунизма и национализма — только Ta-
кая партия могла выдержать великое испы-
тание и остаться верной делу рабочего клаг-
са, делу социализма и интернационализма»
	са, делу социализма и инлернациопвалища»
(«История ВКП(б). Краткий курс», стр. 166).
	Работы В. И. Ленина, вошедшие в 21-й том
собрания Сочинений, знаменовали собой но-
вый этап в развитии марксистско-ленинской
теории и показывают, как в трудных усло-
виях мировой империалистической войны
пролетариат России под руководетвом партии
Ленина—Сталина взял на себя инициативу
борьбы против империализма, войны, против
капиталистического рабства,

В решительной борьбе с врагами и их по-
собниками рабочий класс России. превратил»
ся в могучую революционную силу. ‘Новая
теория социалистической революции, создан-
ная Лениным, осветила рабочему классу
путь борьбы и победы. Социалистическая ре-
волюция победила в октябре 1917 г, в России,
обогатив своим замечательным опытом рево-
люционное движение всего мира.

Современные поджигатели . новой войны
делают ставку на. те же силы, на которые
опирались империалисеты в годы первой ми-
ровой войны. Все яснее становится подлое
лицо блюмов и шумахеров, бевинов и эттли,
сарагатов и реннеров, все больше растет на-
родный гиев ‘против этой империалистиче-
ской агентуры;. Миллионы людей поднялись
на борьбу против империализма.

Выдающиеся работы В. И, Ленина, вошед-
шие в. 21-й том, помогают идейному вобруже-
нию строителей коммунистического общества
У нас, в нашей стране. Они помогают борьбе
за победу коммунизма во всем мире,

’ Проф. А. СИДОРОВ.
	России и сплачивали его ряды для успешного
штурма царизма и капитализма. В своих par
ботах «Несколько тезисов» и «О двух линиях
революции» В. И, Ленин вскрыл ликвидатор-
ский, буржуазно-либеральный характер
взглядов ‘Троцкого на революцию M Ha
основе изучения нового опыта классовой
борьбы конкретизировал линию большеви-
ков на победу буржуазно-демократической
революции в России и ее перерастание в рс*
волюцию социалистическую. ‘

В. И. Лении указывал, что передовые пред-
ставители пролетариата России враждебны
шовинизму и полностью разцеляют позицию
большевистской партии. С твердой уверенно-
стью В. И. Ленино писал, что царизму,
буржуазии никакими средствами не удастся
уничтожить передовой отряд революционно-
го пролетариата России. «Он жив, — отмечал
Ленин.-— Он проникнут революционностью и
антишовинизмом. Он один стоит среди нароц-
ных маес и в самой глубине их, как пропо-
ведник интернационализма трудящихся, экс“.
плуатируемых, угнетенных» (стр. 154).. :

Будучи последовательным интернациона-
листом, борясь е буржуазно-помещичьим 110-
винизмом, Ленин воспитывал рабочий клас?
России в духе национальной гордости, гор-
дости за свою культуру, за свой язык, заре
волюционные традиции своего народа.

Статья Ленина «О. национальной гордости
великоросеов», помещенная в 21-м томе, оди-
наково чужда и буржуазному шовинизму
и буржуазному космополитизму. В. И. Ленин
писал в ней: «Мы полны чувства националь-
ной гордости, ибо великорусская нация тоже
создала революционный класс, тоже доказа-
ла, что она способна дать человечеству вели-
кие образцы борьбы за свободу и за социа-
лИЗМ...» (стр. 85). .

В. И. Ленин решительно боролея против
буржуазно-помещичьего понимания родины,
национальности, отечества. Он отмечал, что
защита отечества в условиях империали-
стической Войны означала на ‘деле обман ра-
бочего класса, защиту царизма и привилегий
империалистов. Действительная защита оте-
чества тоебовала борьбы «всеми революцион-
ными средствами против монархии, поме-
щиков и капиталистов своего отечества,
т. е. худших врагов mamek родины»
(Ленин). Жизнь полностью оправдала проро-
ческие слова Ленина о том, что «интерее (не
по-холопеки понятой) национальной гордо-
сети великоросеов совпадает с социалистиче-
ским интересом великорусских’ (м всех иных)
пролетариев» (етр. 87). Би

Заклеймив измену вождей западноевропей-
ских социалистических ‘партий, В. И. Ленин
показал, в чем состоит идейно-политический
крах П Интернационала, и дал глубокое об’-
яснение этого краха. В. И. Ленин указывал,
что крах П Интернационала не случайное яв-
ление, а следетвие многолетнего засилья оп”
портунистов в социалистических партиях
Европы. В замечательной работе «Крах И Ин-
тернационала» В. И. Ленин показал, как рос и
складывался во Ц Интернационале оппорту-
низм, как постепенно вожди социалистиче-