20 февраля 1949 г..

№5 (97)
		РА и ЖИЗНЬ

киню «Академик
	В сентябре 1949 года исполняется 100 лет
со дня рождения великого русского ученого
и гражданина Ивана Петровича Павлова. Вся
жизнь этого большого человека, вся ки-
	пучая и неутомимая его творческая энергия.
	была полностью отдана служению передовой.
науке, служению Родине. Его гениальное ма-
териалистическое учение о высшей нервной
деятельности, изгнавшее идеализм ‘и рёли-
гию из их последнего убежища-—учения 6
психической деятельности, —- обессмертило его
имя и поставило его в ряд передовых пред-
ставителей русской и мировой науки.
Павлов близок и’ дорог нашему ‘народу и
всему прогрессивному человечеству. Вот поз
чему с большой радостью и благодарностью
будет встречен замечательный художествен-
ный фильм «Академик Иван Павлов», посвя-
щенный знаменательной дате-— столетию co
дня рождения Ивана Петровича Павлова.
Фильм «Академик Иван Павлов» (сценарий
М. Папавы, постановка Г. Рошаля, киносту-
дия «Ленфильм»). является большой творче-
ской победой нашей. советской кинематогра-
фии. Он правдиво и искренно раскрывает пе-
ред зрителем многогранный образ и творче-
ское горение великого ученого, человека и
гражданина, : в
Высокая идейность и целеустремленность,
пронизывающие и об’единяющие в единое
целое все правдиво представленные. в филь-
ме эпизоды из жизни и творчества И, П..Пав-
лова — великого. советского ученого и патри-
ота, — делают фильм мощным ‘фактором
патриотического воспитания людей.
	Фильм открывается яркой, солнечной па».
	норамой Рязани, родины Ивана Петровича.
Молодой Павлов, окончивший медицинский
факультет в Петербурге, прогуливается.е
братом Дмитрием, которому он открывает са-
‚мые сокровенные. свои мысли, ‹ программу
всей предстоящей своей жизни.

«Жизнь-то ведь одна, и прожить ее нужно
по-настоящему, по-человечески», — это как бы
пролог. всего фильма, кадр за кадром. талант-
ливо повествующего о «настоящей челове-
ческой» жизни Ивана Петровича, _

Уже в начальных кадрах правдиво даны
как основные черты материалистического
умонастроения И. П. Павлова, формировав-
шиеся под идейным влиянием Чернышевско-
го, Добролюбова, Писарёва, Сеченова, так и
основные черты характера его — преданность
науке до самозабвения, настойчивость в’ до-
стижении благородной цели, точность, ‘акку-
ратность до педантичности. На новогодней
студенческой вечеринке Дмитрий говорит,
что его брат Иван чсомневается в наличии
такого органа», как душа. Позднее, когда Ha«
зревает идейный конфликт между Званце-
вым и Павловым, последний со всей свой-
ственной ему страстностью выступает про-
тив метафизических утверждений своего
противника, ‹

„В этих высказываниях — весь материали-
стический склад мышления И. П. Павлова,
его мировоззрение, которое помогает ему че-
рез все препятствия вступить на ‘путь созда-
ния истинной науки о ‘работе мозга,

В первый период своей научной деятель-
ности. Павлов работает в области пищеваре-
ния. Фильм рельефно показывает предан-
ность Павлова науке, его настойчивость и
волю в достижении цели. Долгое время Пав-
лову не удается операция «маленького ‘же-
лудочка». «Четвертый час операции», — гово=
рит Званцев. «Ну и двадцать четыре часа бу-
дем оперировать! Подготовьте новую ‘соба-
ку», — отвечает Павлов. Трогательны сцены,
где жена — Серафима. Васильевна возвра-
щает Павлову его жалованье, на которое он
мог бы купить собак для опытов, ‘и еще, гле
она, узнав об удавшейся операции, признает-

зать, о здравии собаки».

Талантливая повесть
		моло
	ского общества врачей, на котором И. П. Пав-
лов демонстрирует опыты, подтверждающие
взаимную борьбу процессов возбуждения и
торможения в коре головного мозга.

Вместе с тем очень правильно. отражено
тогдашнее отрицательное отношение реак-
ционных кругов медицинской общественно-
сти к Павлову и его работам и, наоборот, во-
сторженное признание и любовь к великому
ученому со стороны студенческой молодежи.

Убедительно. раскрыт в фильме важный
момент в исследовательской работе Павлова,
когда во время наводнения в Петрограде у
собак пропадают рефлексы. После их восста-
новления Павлов искусственно воспроизво-
дит наводнение, и факты исчезновения реф-
лексов повторяются. Рождается новый раздел
павловского учения — экспериментальные
неврозы, открывший безграничные просторы
для истинно научного анализа и лечения
нервно-психических расстройств, Павлов
дает на основании большого фактического
материала глубоко. научное. обоснование сна
как явления внутреннего торможения. Сон
начинает использоваться Павловым в каче-
стве терапевтического средства для лечения
психических расстройств.

Трогательна сцена встречи Павлова © боль-
ными, которые благодарят.его за то, что он
вернул им здоровье. Иван Цетрович никогда
не забывал благородной идеи союза физиоло-
гии с медициной, я :

Учение И. П. Павлова о высшей нервной
	деятельности с большой убедительностью по-
казало единство и целостность живого орга*
	пизма и открыло синтетический подход к
изучению организма. В 1934 г’ в письме
Ленинградскому обществу физиологов Пав-
лов-писал: «Да, я рад, что вместе с Иваном
Михайловичем и полком моих дорогих с0-
трудников ‘мы приобрели. для могучей вла-
сти физиологического исследования вместо
половинчатого весь нераздельно животный.
организм. И это—целиком наша русская
неоспоримая заслуга в мировой науке, в об-
щей человеческой. мысли». . :
Иван Петрович страстно отстаивал честь ‘и
достоинство русской науки. Фильм ‘очень
удачно изображает картину посвящения в
Кембридже И. П. Павлова в почетные акаде-
мики Английской академии. Местные ино-
странные ученые сдержанно встречают вели-
кого русского ученого, Ученый Шеррингтон
(в фильме Боингтон) говорит Павлову, что в
Англии условные рефлексы не будут иметь
успеха, так как они базируются на материа-
лизме. Павлов горячо реагирует: «..именно,
совершенно точно изволили заметить, так
оно и есть—материализм», : Я
	Павлов в Америке на конгрессе. С кафед-
ры Павлов говорит публике: «Безусловный
рефлекс есть ответ организма на раздраже-
ния среды, осуществляемый нервной систе-
мой, условный рефлекс, если, конечно, усло-
вия жизни сохраняются те же. Эта прекрас-
ная возможность передавать потомству но-
вые приобретенные качества уничтожает
предетавление о косной наследственности.
Наследственность обогащается, делается по-
движной..» Мысли, высказываемые Павло-
вым, полностью совпадают с идеями пере-
довой материалистической биологии. :
	На Павлова обрушивается шквал насме-
шек и возражений. Одни бросают ему ре
плику: «Негр никогда не станет янки», на что
Павлов отвечает: «Чепуха! Никакой принци-
пиальной разницы между ними я не вижу,
В нашей стране вам это любой школьник
об’яенит».

Английский делегат се улыбкой замечает:
«Значит, по-вашему, выходит, что нет ника-
кой разницы между королем и шахтером
„Павлов: «Здесь есть. Один из них приносит.
пользу». И, наконец, исторический спор меж-
ду Павловым и Морганом, который в своем
выступлении утверждает, что «гены не зави-
сят от воздействия среды на организм». Они
развиваются сами по себе.
	Павлов темпераментно и убедительно воз-
ражает: «Вздор’ Ну, простите меня, вздор!
Ведь если никто не может повлиять на ваше
вещество, на ваш ген, так нам остается толь-
ко созерцать природу, больше ничего! Этак у
Bac He лаборатория получится, мистер Mop-
ган, а молельня. А мы желаем активно вме-
шиваться в природу. И мы это будем делать,
мистер Морган, несмотря на ваше неодобре-
ние, не гадая на кофейной гуще», Здесь дан
весь Павлов, воинствующий материалист.
	передовой ученый, мечтающий об активной
переделке природы, борющийся за счастье
своей Родины, отстаивающий честь рус
ской науки. у
	’правленной на оправдание формалистиче-
ских извращений в музыке. По Оголевцу,
наиболее передовым явлением современного
искусства являются произведения Стравин-
ского—столпа буржуазного формализма.

Безродный космополит Оголевец призы-
вает. композиторов Азербайджана не подда-
ваться плодотворному воздействию великой
‚русской музыкальной культуры, якобы ли-
шающей их творчество самобытности, предо-
стерегает их от опасности «обрусения», «ни-
велировки», «великодержавности» и ориен-
тирует их на средневековую арабскую му-
зыку. Оголевец клевещет на отечественное
музыковедение, называет ` замечательного
русского критика В, В. Стасова «дилетан-
том» и пренебрежительно отзывается о тру-
дах крупнейшего советского музыковеда
Б. В. Асафьева. ;

‚ Наглядным примером живучести чуждой и
враждебной советской музыкальной эстетике
системы взглядов является только-что вышед.
шая в свет в издании Музгиза книга «Струк-
тура музыкального произведения» А. Буц-
кого. .

Предлагая рецепты формалистического ана-
лиза музыки, Буцкой раболепствует перед
«авторитетами» немецких. теоретиков, назы-
вая одного «крупнейшим», другого «самым
крупным» -из музыковедов. Он игнорирует
реалистические, традиции русского классиче-
ского. музыкознания и даже не упоминает
имен -таких русских ученых, как В. В. Ста-
сов, А. Н. Серов. Всея книга, вллоть до
нотных примеров, среди которых пропаган-
дируются такие «цветы» немецкого модерниз-
ма, как «Саломея» Рихарда Штрауса, ориеити-
рует читателя почти целиком на творчество
западноевропейских композиторов. Буцкой
рассматривает музыку не как отражение дей-
ствительности. Он прямо заявляет, что «за-
манчивая задача систематики жизненных об-
разов музыки выходит за пределы настоящей
работы».  Грудно представить, что эта на
сквозь порочная книга является догторской
диссертацией профессора, возглавляющего
кафедру теории музыки в Ленинградской
консерватории, воспитывающего молодое по-
коление советских музыковедов!

@Mopmaan m свил себе уютное гнездышко
и под крышей Ленинградской филармонии,
где уже в течение долгих лет подвизается
апологет и пропагандист западного буржуаз-
ного искусства Ю. Вайнкоп. Падкий на все,
отдающее гнилью буржуазного распада, во-
инствующий ненавиетник здорового, демокра»
тического направления в музыке, и особенно в
	русской музыке, Вайнкоп всячески пытается
	Октябрьская социалистическая революция.
К Павлову являются Петрищев с иностран-
цем, предлагающие ему ‘переехать за грани-
цу. Павлов кричит: «А вы, значит, теперь
торгуете родиной». Иностранец заявляет Пав-
лову: «Для человечества не важно, где вы бу-
дете работать». Навлов гневно. отвечает: «Нет,
сударь мой, важно! Наука имеет отечество, и
ученый обязан его иметь! Я, сударь мой, рус
ский, и мое отечество здесь! Что бы с ним
ни было. Я, знаете ли, не крыса. А ‘корабль-то
и не потонет!.. Никодим! Проводи ‘благодё
телей». ри

С поразительной силой показана жизнь
Павлова в первые ‘годы советской власти.
Это одни из самых прекрасных кадров филь-
ма. Молодая республика борется За свое су-
ествование, все силы народа, ве внимание _
правительства и партии — на воениых фрон-
тах, на борьбе с контрреволюцией. В лабора-
тории Павлов почти один, нет дров, холод, ©.
замерзшими руками работает физиолог.

Но Павлов`не забыт. Его видит и высоко
оценивает глава ‘советского государства
Владимир Ильич Ленин. } р

Просто и. трогательно происходит бе-
cena Максима Горького—посланца  Ленина--
с Павловым. Зритель с любовью смотрит на:
двух этих корифеев русской культуры, про-
тянувших друг другу руки во имя етрои-
тельства новой жизни, oe

Строится биостанция в Колтушах для. на-
учной работы Павлова и его ‘коллектива.
Павлов встречается с Кировым, и беседа про-
должается. Киров: «..Ведь тысячелетия чело-
вечество искало путь к справедливости, а те-
перь мы нашли его. Это—коммунизм. И ведь
нет другого пути, Иван Петрович, нет». ^

Павлов: «Да, да, да.. Признаться, я и сам
подозревал. Да, да. Именно так. Ведь я же
не слепой, вижу, тысячи фактов вижу», _

15-й международный конгресс физиологов.
Иван Петрович, открывая конгресс, ‚ обруши-
вается на фашистскую человеконенавистни-
ческую идеологию и с высоким чувством
гордости славит свою страну, миролюбивую.
политику советского правительства и истин-
но демократические цели советского народа.

Как известно, на приеме у товарища
В. М. Молотова в честь международного кон-
гресса Цавлов выступил со следующими
искренними словами: «Раньше наука’ была
оторвана от-жизни, была отчуждена от насб-
ления, а теперь я вижу иное: науку уважает’
и ценит весь народ. Я поднимаю бокал и прю
	за. единственное правительство в мире, кото-
	рое так ценит науку и горячо ее поддержи-
вает, за. правительство моей страны». .
	Заключительные кадры фильма-это наказ”
уходящего OT Hac Павлова молодежи нашей
страны; 9 . : oa

«..Наша родина открывает большие про-
сторы перед учеными, и нужно отдать
должное, науку щедро вводят в жизнь в на
щей. стране. До последней степени щедро.

Что же говорить о положении молодого

ученого у нас? Здесь ведь ясно и так, Ему.

многое дается, но. с него много спросится.

И для молодежи, как и для нас, вопрое. че-

‚сти — оправдать те большие упования, ко-

торые наша родина возлагает на науку»,
	Вся жизнь и все учение академика Пав=
лова — призыв к борьбе за процветание
И. благосостояние. советского. государства.
Фильм, правдиво и ярко воссоздающий образ:
академика Павлова, делает его научный
подвиг достоянием миллионов.
	Создать в кино образ Павлова—благород-
ная, но вместе с тем трудная задача. Артист
А. Борисов. показал высокое мастерство ху-
дожественного перевоплощения. Своей игрой
он воскресил образ академика Ивана Петро-
вича Павлова, Это достигнуто талантливым:
исполнителем роли Павлова в результате
глубокого изучения всего того, что связано ©
именем Павлова: его учения, его темперамек-
та, его стремительности, жеетов; походки и
даже умения работать левой рукой. Хорошо
справились со своей задачей также исполни=
тели ролей: Петрищева (арт. Г. ТИпигель),
жены Павлова (арт. М. Сафонова), Званцева
(арт. Ф. Никитин), Варвары Антоновны
pe Н. Алисова), Никодима (арт; Н. Плотни-
ков). . : , Яя

Сценарист М. Папава, постановщик Г. Ро-
шаль и весь коллектив студии создали пре-
красный фильм, :

Фильм. «Академик Иван Павлов» -— боль-
ой праздник. советского киноискусства,
стоящего на нозициях социалистического
	о

- Академик К. БЫКОВ.
Е Ленинград. , SS
	пропагандировать образцы музыкального фор-
мализма. В своих статьях он восхваляет на-
иболее порочные формалистические произве-
дения ленинградских композиторов. т
Наглость этого «деятеля» дошла до того, что
на собрании ленинградских композиторов, по-
священном ‘обсуждению постановления
ЦК ВКП(б) «Об опере «Великая дружба».
В. Мурадели», Вайнкоп пытался оспаривать.
антинародность творчества формалистов. .
Космополитизм. нанес особый вред совет-
ской музыкально-исторической науке, и в
	первую очередь истории русской музыкаль-.
	ной культуры. На протяжении многих лет
	в консерваториях культивировались прене-
	брежение к русской отечественной культуре
	‚ Я низкопоклонство перед западноевропейской
	музыкой. В ряде учебников и пособий исто-
рия русской музыки рассматривается как
конгломерат влияний иноземной и прежде
всего немецкой музыки. “
Возмутительной карикатурой на русскую.
культуру является учебник по истории рус-
ской музыки под редакцией М. Пекелиза.
С первых же страниц этого «учебника» чита-
телю преподносится целый прейскурант вли-
яний на русскую народную песню. Многие
замечательные национальные достижения
	русской классики в учебнике представлены
	как бледные отражения созданий западных
композиторов. Так, например, «Аскольдова
могила» Верстовского, которую еше А. Серов
называл прямой предшественницей первой
оперы Глинки, в учебнике подается как ко-
MMA с немецкой оперы «Фрейшютц» Вебера;
при этом М. Пекелис особо подчеркивает, что
«Верстовский почерпнул во «Фрейшютце» для
своего творчества не только образы, художе-
ственные формы, но самое главное — стимулы
для создания самостоятельных, национально
русских элементов в своих операх» (подчерк-
нуто М. Пекелисом)..

Гениальный Глинка, по оценке Пекелиса,
оказывается, был. «по отношению к западной.
музыке в положении хотя и учащегося, но
учащегося с яркой самобытной индивидуаль-
ностью», и . $

Серьезные ошибки были допущены и му-
зыковедом Т. Ливановой в ее книге «Очерки
и материалы по истории русской музыки»,
выражающей космополитические взгляды. _

Секретариат и музыковедческая комиссия
Союза советских композиторов несут пря-
мую ответственность за то, что до сих пор
не, вскрыты и не разгромлены до. конца
антипатриотические настроения в музыкаль-
ной критике и науке, не дан должный отпор
их носителям и пропагандистам..

Только на основе полного разоблачения и
разгрома враждебных групп в советском му-
зыкознании, только на основе выдвижения
новых молодых сил советские музыковеды
и критики смогут сплотиться в борьбе ‚за
высокоидейную, реалистическую советекую
	музыку. Т. ХРЕННИКОВ.
В. ЗАХАРОВ.
	За последнее время в нашей литературе
появилея ряд произведений молодых писате.
лей, посвященных новой, социалистической
деревне, К числу таких произведений при-
надлежит и повесть грузинского писателя
Георгия Гулиа «Весна в Сакене».

С первых же страниц повести становите
ясным смелый творческий замысел молодого
писателя, решившего показать рост советской
деревни на примере далекого и, казалось бы,
отрезанного от всего мира уголка абхазско-
го села Сакен, окруженного со веех сторон
непристуиными горными хребтами и бурны-
ми реками. ‘

Почему же Гулиа избрал именно это село?
«Ну и ладно, скажете вы, -—- обращается он ©
доброй усмешкой к читателю, -оставьте Са.
цен, бог с ним совеем, пишите о других се-
лах; и такой Сакен, и сякой, и отсталый, и
недоступный зачем он вам? Легко сказать —
зачем. Ну, а если я сам оттуда, если он. мне
родной?» И нужно сказать, что именно уме»
ние изобразить маленькое горное село как
часть нашей прекрасной советской Родины,
любовь к скромным людям села -— нашим
рядовым советским людям —определяют ус-
пех повести молодого грузинского писателя,
Эта любовь к простому советскому человеку,
к его труду, пронизывающая всю повесть,
создает поэтическое ощущение окружающего
мира, который автору прекрасно. знаком, с
которым они кровно связан,

Сюжет повести Гулиа очень прост. В родное
село Сакен после войны возвращается с
фронта раненый солдат Кесоу. Он одержим
давней мечтой, Когда-то ‘умиравший от тубер-
‹ Удеза ‘чиновник Сухумской городской упра-
ь: нащел около Сакена фосфориты, On yror
варивал крестьян посыпать пылью от содер-
жавшей фосфориты скалы поля и огороды,
но никто не воспользовался его советом. Вес-
ной ‘у чиновника хлынула кровь горлом. Он
умер и оставил рукопись, Рукопись пошла
	на раскурку, но один из листов ее долго.
	красовалея на стене сакенского дома, и сын
хозяина наизусть выучил все, что было на-
писано на этом первом листе уничтоженного
труда,

Кесоу и был этим любознательным парень-
ком. Он возмужал, участвовал в Великой
Отечественной войне, прошел Европу и, вер-
нувшись в родной Сакен, решил осуще-
ствить завещание искателя фосфоритов.

Кесоу—центральная фигура повести. Автор
обрывает повесть на полуслове, он не рас-
сказал о том, добился ли Кесоу тех рекордных
урожаев, которые он обещал своим землякам.
Но читатель убежден в том, что Кесоу не зря
добирался до Сухуми, не зря преодолевал пе-
ревалы и горные реки, В Сакен вошло то
новое, что неминуемо. превратит и этот дале:
кий уголок в один из тех передовых колхо-
зов, которыми гордится страна.

Кесоу всего лишь бригадир..Он не претен-
дует на руководство Сакеном,: не гонится за
властью, но его большевистская целеустрем-
ленность делает его вожаком горного KoA-
хоза. ‚ :

В селе: еще ‘сохраняются остатки веками
сложившегося уклада. Но даже здесь, в зате-
рянном в горах селении, куда добраться-и
то по пещеходной троце-можно лищь в не-
многие летние месяцы, происходят глубокие
и радостные перемены, с замечательным так-
том и теплотой описанные автором повести.
Жилища ‘колхозников Сакена впервые оза-
ряютея электрическим светом, Прекрасно пе-
редано восприятие этого события «живым
воплощением истории Сакена последнего сто-
летия» — стосорокалетним старцем  Шаангери
Канба;. Он как бы воплощает в себе старый,
замкнутый: Сакен, о. не ;
 И вот, ‘когда’Н`доме колхозника Гудала на-
чала работать сооруженная его сыном, дере-
венским парнишкой, электростанция, древ-
ний Шаангери Канба пришел поглядеть на
городской ‘свет. —

Он велел запереть двери и занавесить ок-
на в комнате. ‹

‘«- Теперь покажите эту силу, -- сказал он,

Когда комната осветилась слегка мерцаю-
щим желтоватым светом, старик, не говоря
ни слова, ввицел в сени и направился к ма-
шине... Облаченный в старинную черкеску с
серебряными газырями, с ореховой клюкой
в руке, седовласый старик напоминал древ-
него пророка, пытающегося найти разгадку
тайны мироздания: Обратившись к Гудалу,
он торжественно произнес; _

— Ты-настоящий мужчина... }

— Кто тебя надоумил, Гудал? —епросил он,
движением ‘глаз указывая на плотину».
		Разоблачение в редакционных статьях газ
зет «Правда» и «Культура и жизнь» антипа-
триотической группы театральных критиков
привлекло глубокое внимание всей совет“
ской общественности. Эстетствующие коемо-
политы и формалисты нанесли немалый вред
развитию советской театральной культуры.

Представители безродного космополитизма
подвизались. и в области музыки. На участке
музыкальной критики и музыковедения они
в течение ряда лет вели борьбу против идей-
ности в искусстве, против демократизма и
реалистичности музыки, :

Еще год назад в постановлении «Об опере
«Великая дружба» В. Мурадели» от 10 февра-
ля 1948 г. ЦК ВКП(б) констатировал нетер-
пимое состояние советской музыкальной кри-
тики, «которая перестала выражать мнение
советской общественноети, мнение народа и
превратилась в рупор отдельных композито-
ров», . и,

Тогда же на собраниях и в печати совет-
ская музыкальная общественность заклейми-
да деятельность группы музыковедов и кри-
тиков-—Л. Мазеля, Д. Житомирекого, С. Шлиф-
штейна, И. Мартынова, Г. Шнеерсона, И. Бэл-
зы, А, Оголевца, Ю. Вайнкопа и некоторых
других лоборников формализма. .

Однако вредная деятельность этих крити-
ков ne была разоблачена до конца. Недоста-
точно были раскрыты антипатриотизм, без-
родный космополитизм этих критиков, стрем-
ление «воспеть» «современные», «общемиро-
вые» произведения композиторов-формали-
стов. Разоблачение партийной печатью ан-
типатриотической группы театральных кри-
тиков помогло глубже осознать и пороки та-
кого рода музыкальной критики.

В 1945 году на собрании музыковедов, по-
священном обсуждению 9-Й симфонии Шоста-
ковича, один из «обслуживающих» этого ком-
позитора критиков-—Л. Мазель выдвинул те-
зис, согласно которому основным мерилом,
р ритерием ценности художественного произ-
едения должна быть его «современность»
4 се общечеловеческом, космополитическом
значении. В этом положении Мазеля и ‘ему
подобных... сказалось . влияние реакционной
«Ассоциации современной музыки», которая
в 20-х годах стремилась всеми средствами
«приобщить» нашу культуру к современному
буржуазному упадочному искусству.

Восторгаясь 9-й симфонией Шостаковича,
далекой от жизни советского народа, оторван-
ной. от отечественной почвы как по своей
идее, так и по языку, безродные коемопо-
литы ‘доказывали, что симфония «концентри-
руег то типичное для современной музыки,
что заложено вообще в современном искус-
ствё». Что же об‘являлось ими вершиной,
«нормами» современного искусства? По мыс“
ли Мазеля, такими вершинами является ис-
кусство Чаплина, Хемингуэя и авторов филь-
ма «Бэмби». Да, фильма «Бэмби», в котором,
по восторженному заявлению Д, Житомир“
ского, как и в 9-Й симфонии Шостаковича,
«риототея изначальное, извечное проявление
	Гудал об’яснил, что это сделал сын. .

«— Чудно, ей-богу, чудно! — задумчиво про-
говорил старик, вынимая трубку изо рта.
Времена, стало быть, такие...»

Эти новые времена старик воспринимает
по-своему, и вы не чуветвуете фальши, ког-
да автор, описывая прилет в Сакен самолефа,
говорит: «Старик никак не мог взять в толк,
отчего это люди (он их называл -- дети) в Са-
кене стали так дерзки и самоуверенны»,

С тем же превосходным тактом автор изо-
бражает и ряд конфликтов между новым и
старым.

Писатель превосходно знает свой Сакен, и
потому так убедительны расесыпанные по по-
вести детали сакенекого быта. Превосход-
но описано открытие электростанции в доме
Гудала: и машина, доставленная на буйво-
лах, и коптилки, при свете которых пускают
крохотную гидростанцию. :

Особенно запоминается сцена первого вы-
хода в поле.

Самоотверженным трудом преображают
колхозники Сакена облик своего села. Среди
них выделяются люди наиболее упорные, лю-
бознательные, ломающие установивщиеся
нравы, обычаи, быт и методы труда, Это
прежде всего Кесоу, воодушевивший‘ сакен-
цев своим стремлением максимально поднять
урожайность их полей, вселивший в них
уверенность, что и на их, казалось бы, нецло-
дородной почве можно добиться ‘высоких:
сборов. Это колхозник Гудал и ero сын,
собственными руками построивший первую
электростанцию в Сакене. Это сакенские де-.
вушки--сестра Кесоу Нина, активная  кол-
хозница, в которой нет уже черт покорности
и забитости, и возлюбленная Кесоу-Кама,
решившая учиться в сельскохозяйственном
техникуме,

Преобразования, осуществляемые сакен-
скими колхозниками, не только меняют об-
лик села, они изменили облик самих сакен.
цев. Сакенцы уже не живут узкими интере-
сами своей местности. Их интересуют дела
всей советской страны; Они ощущают свою
неразрывную связь с ней. Поэтому слова Ука:
за о присвоении звания Героя Социалисти-
ческого Труда передовикам сельского хозяй+
ства воспринимаются ими как выражение их
собственных мыслей и чаяний, «Читают Указ
мои земляки,-восклицает автор,-и сердца
их открываются навстречу заботе советской
власти о народе, о крестьянстве, о счастье
страны, испытавшей ужасы вражеского на-
шествия, разнесшей в пух и прах недруга и
ныне снова`твердой поступью идущей впе-
ред. Так поняла Указ вся необ’ятная, могу-
чая наша Родина, так поняли его и в Са-
кене...»

Патриотическим пафосом исполнена сцена
обсуждения колхозниками Сакена сталин“
ского Указа, ь :

«Ты поймещь, читатель, обращается к нам
автор, —простых сакенских людей, подвнима-
ющих бокалы за свою власть, прежде чем
выпить за родных-за-отца и мать. Подумай.
и рассуди:сам: всё, что есть у этих крестьян, —
свобода, обеспеченная жизнь, общий труд,
чувство гордости за свою Родину, великое
ощущение счастья сегодняшнего дня, уверен-
ность ‘в будущем, — все это дала им советекяя
власть. Как же не дорожить ею, как не
любить ее? Этой власти самый большой; са-
мый главный почет, ибо нет без нее настоя-
щей жизни» ^

из
	Поэтическая повесть Г. Гулиа о весне в Са-
кене не лишена и некоторых недостатков.

Подчеркивая единство помыслов советского
народа, мыелями которого живет и далекий
	`Сакен, автор, к сожалению, забывает об этом,
	как только спускается вместе со своим геро-
ем с гор.

Сцены в городе изображены вяло. Шаржи-
рованная фигура агронома выпадает из по-
вести. Недостаточно удалось автору описание
деятельности райкома, не удался и образ се-
кретаря райкома. Кесоу оказывается. почти
одиночкой, и в этом отношении автор сле-
дует не за жизненной правдой, а за отжив-
шими литературными традициями.

И все же, несмотря на эти отдельные недо-
статки, повесть «Весна в Сакене» бесспорно
являетея большой удачей молодого писателя,
Георгий Гулиа создал поэтическое произве-
дение о тех замечательных делах, которые
характеризуют новый под’ем в послевоенной
	колхозной деревне,
Я. ИОСЕЛИАНИ.
Герой Советского Союза.
	Па юбилейном торжестве Павлову желают
спокойствия, называют его мучеником нау-
ки.. Павлов протестует: «Не до покоя, госпо-
да.. Пожелайте мне всяческого беспокой-
ства.. Да, вот насчет мученика... тоже. Ну,
какой я мученик в науке? Вот без науки я
был бы действительно мученик».

Фильм в очень доходчивой и вместе с тем
не упрощенной форме показывает, как нако-
пившиеся факты по пищеварению: подводят
Павлова`к изучению физиологических про-
цессов, протекающих в мозгу, к большим на-
учным обобщениям. Иван Петрович в
итоге многолетней. ‘работы формулирует
основные. закономерности -. мозговой дея-
тельности — возбуждение ‘и торможение,
их борьба: и взаимодействие. Очень удачно
представлено в фильме собрание Петербург-
	Г. Шнеерсона показать «мирное» и «ечастли-
вое» сочетание «музыки белых» и «музыки
черных», и это тогда, когда «хозяева жизни»
в Америке топчут. культуру американских
негров, стараются смести ее с лица земли.

Большой ошибкой журнала «Советская
музыка» надо считать опубликование уже
после постановления ЦК ВКП(б) «Об опере
«Великая дружба» В. Мурадели» ряда статей
Шнеерсона о зарубежной музыке.

Еще до сих пор имеют. хождение изданные
Музгизом и ВТО. беззастенчивые пасквили
на советскую и русскую. классическую му-
зыку И. Бэлзы, этого оруженосца формализ-
ма, космополитизма. В течение многих лет
Бэлза ориентировал советских композиторов
на абстрактную бестекстовую формалистиче-
скую музыку, на подражание тлетворному,
упадочному искусству буржуазного Запада.

Угодливо озираясь на Запад и пресмыкаясь
перед англо-американским декадентским MC
скусством, Бэлза возводит. клевету на дс-
мократические идеалы русской музыкаль-
ной культуры. Высокое этическое содержа-
ние русского классического искусства Бэлза
видит во всепрошении, в оправдании пре-
ступления и возведении ‘его носителя в по-
ложение жертвы «трагедии рока»... ,

Восхваление реакционных сторон куль-
туры прошлого у Бэлзы соединяется ©
лакейским раболепием и пресмыкательством
перед всем, идущим с Запада. Для характе-
ристики моральной высоты русского искус-
ства он считает нужным сослаться на... ан-
глийского художника-декадента Берделея.

После постановления ЦК ВКП(б) «Об опере
«Великая дружба» В. Мурадели» Вэлза не за-
хотел сделать для себя каких-либо выводов.
Всего два месяца тому назад на заседании
научно-исследовательского кабинета Москов-
ской консерватории Бэлза выступил с докла-
дом, в котором. попытался «по-своему» оцэ-
нить современное буржуазное упадочниче-
ское искусство, Вопреки ясной и четкой пар-
тийной оценке современного состояния бур-
жуазного искусства, Бэлза говорил лишь об
«элементах», «симптомах», «тенденциях» рас-
пада этого искусства. Бэлза не сумел скрыть
своих симпатий к некоторым вождям совре-
менного буржуазного модернизма, в частно-
сти к ярому формалисту Хиндемиту,

Долгое время «направляя» издательскую
работу Музгиза в качестве его’ главного ре-
дактора, Бэлза издавал многотомные псевдо-
научные «труды» А. Оголевца,

«Теория» Оголевца представляет собою пе-
ресказ самых отсталых реакционных взгля-
дов современной буржуазной «науки», на-.

`ВУРЖУАЗНЫЕ
В МУЗЫКАП
	человеческой красоты... дететво человека еше
более прекрасное, чем детство настоящего
человека, особое детство, выраженное через
извечную стихию природы»... «Для меня, — за-
являет этот идеалиет и космополит,— здесь
отсутствие телесности м является особой
прелестью!..»

Немудрено, что, когда один из присут-
ствующих на обсуждении попробовал выра-
зить сомнение в близости этого произведе-
ния советскому народу, на него обрушилея
злобный вой апологетов космополитизма,
«Советский народ хочет, советский народ.
ждет...-ехидно высмеивал эти слова Д. Жито-
мирский, — ...большое искусство не создается
путем «социального заказа...». Так пытались
космополиты увернуться от требования
служения народу, пред’являемого искусетву.

Д. Житомирскому принадлежит вредней-
шая теория «мирного врастания» буржуаз-
но-модернистических явлений в стиль социа-
листического реализма, Говоря о модернисти-
ческих явлениях, он находит в них «жизне-
способные элементы», утверждая, что «им
суждено было и развиваться, и войти, как
важное, ценное и неот емлемое, в плоть и
кровь советской музыки». Раболепствуя пе-
ред. модернистской, больной, сумбурной му-
зыкой, Мазель, Житомирский, Шлифштейн и
другие эстетствующие космополиты снобист-
ски высокомерно относились к массовым му-
зыкальным жанрам.

«Присяжными» рецензентами журнала «Со-
ветская музыка» были до ‘недавнего времени
критики Г. Коган и И. Ямпольский. Их
статьи и брошюры, посвященные советским
пианистам и скрипачам, проникнуты духом
групповщины и пренебрежительного отноше-
ния к талантливым советским исполнителям.

Апологет упадочного буржуазного искус-
ства Г. Шнеерсон в 1945 г, выпустил бро-
шюру под редакцией Шлифштейна об амери-
кансокой музыке,

Искажая и затушевывая картину. разложе-
ния современной американской музыки,
	‚Г. Шнеересон пытается нарисовать музыкаль-
	ный «рай» на американской земле. «Му-
зыкальное творчество Америки,—пишет он,—
на под еме `(!), молодость, творческая пред-
приимчивость и энергия, вера в свой народ,
в свои силы, хорошая профессиональная под-
готовка характеризуют лицо современного
поколения американских композиторов». Лю-
бой продажный писака из американских га-
зетных компаний мог бы позавидовать усер-
	AND Шнеерсона в его стремлении восхвалить
	упадочную американскую музыву.
Чудовишной клеветой является желание