10 апреля 1949 г., № 10 (102)

кинофильмы
	большевистской партии, тех, кто формировал
партию, осуществил победоносную социали“
стическую. революцию, одержал великие
победы в гражданской войне и на трудовых
фронтах сталинских пятилеток.

Большим достижением советской кинема-
тографии является создание художественно-
документального фильма «Третий Удар»
(автор сценария А. Первенцев, режиссер
И. Савченко) о разгроме немецко-фашист-
ских армий в Крыму. :

В этом произведении изображен один из
основных этапов Великой Отечественной
войны, показана могучая, победоносная роль
сталинской военной стратегии.

Особое значение фильма «Третий удар» за-
ключается в том, что в нем показан образ
товарища Сталина, вождя партии, величай-
шего стратега и полководца, приведшего
страну к победе.

Серьезным достижением молодой туркмен-
ской кинематографии является создание ве“
селого и жизнерадостного кинофильма «Да-
лекая невеста» (режиссер Е. Иванов-Барков).
Лучшие черты советской комедии — это ее
жизнерадостный, жизнеутверждающий  ха-
рактер, тесная связь с коренными интереса-
ми советского народа. К числу таких коме
дий относится и названная картина.

Постановшику и исполнителям главных

ролей удалось правдиво и ярко показать в.

фильме дружбу и братство народов Совет-
свого Союза.

Крупнейшей победой советского докумен»

тального кино является создание полно-
метражного фильма «Владимир Ильич
Ленин» (режиссеры М. Ромм и В, Беляев).
В этом фильме зритель с волнением ви“
дит живой, ‘бессмертный образ Ленина —
основателя большевистской партии и совет-
ского государетва, вождя и учителя трудя-
щихся всего мира. .

Правдиво рассказано в фильме о важней-
ших моментах биографии Ленина, неразрыв-
но связанной с историей партии и народа.
Во многих выразительных документах
фильм показывает великое содружество
Ленина и Сталина, их совместную работу
над созданием революционной партии и со-
ветского государства. Фильм воссоздает
историю борьбы Ленина и Сталина за побе-
ду Великой Октябрьской социалистической
революции, за победу социализма, показы-
вает, как советские люди борются и строят
свою новую жизнь по заветам Ильича, по
ленинскому пути, под водительством
товарища Сталина.

О непобедимой мощи вооруженных сил
Советского Союза повествуют документаль-
ные картины «На страже мира» (режиссеры
Р. Григорьев и М. Фиделева) и «День
воздушного флота СССР» (режиссеры В. Бой-
ков и Л. Криети). Авторы этих фильмов еред-
ствами кинохроники показали мощную тех»
	нику, превосходную боевую подготовлен
ность, а самое главное—облик. советских

воинов-патриотов.
	Документальные полнометражные Фильмы
«Польша», «Новая Албания» и «Демократи-
ческая Венгрия» посвящены жизни стран
народной демократии. Они передают наибо-
лее яркое и типичное, что характеризует эти
страны. Зритель наглядно убеждается в том;
что только освобождение от социального
угнетения раскрепощает творческую энергию
народа. Документальные фильмы о странах
новой демократии убедительно подтвержда-
ют, что лишь содружество с Советским Сою-
зом обеспечивает народам свободу, мирный
труд, благополучие и перспективы их ‘рас
цвета в будущем.

Успехи советского кино 1948 года еще раз
утверждают ‘выдающуюся роль советского
киноискусства, как самого прогрессивного. и
самого совершенного искусства в мире.

Присуждая Сталинские премии за наибо-
лее значительные произведения, партия и
советское правельство указывают работ-
никам кино направление их дальнейшей
работы.
	Сейчас перед киноискусетвом ветают зада”
ти дальнейшего усиления непосредственной
связи с жизнью, более глубокого и многосто-
роннего проникновения в советскую действи-
тельность, повышения художественного ма-
стерства. Это придает советскому киноискус-
ству новые силы и новые возможности,
Именно на этом пути создаются и будут
созданы новые значительные произведения
	ИНА.
	‚ советского кино.

Выдающиеся
	Кинофильмы 1948 года, увенчанные
Сталинскими премиями, являются большим
складом воветских художников В искусство,
дальнейшим шагом в развитии социалиети-
ческой культуры.

Своими успехами советское кино обязано
руководству большевистской партии, исклю-
чительному вниманию и мудрым указаниям
товарища Сталина. .

Исторические постановления IK BKII6)
по вопросам литературы и искусства дали
советской кинематографии боевую творче
скую программу и наметили ясную перспек-
тиву ее дальнейшего развития. Партия при-
звала работников кино к всестороннему и
углубленному изучению действительности,
правдивому ее изображению, направила кино.
на путь высокой идейности и художествен-
ного мастерства. Выполняя постановления
Центрального Комитета вкпПб) по идеологи-
ческим вопросам и указания товарища
Сталина, советская кинематография в 1948
году создала ряд произведений большого об”
шественного и художественного значения.

Сталинскими премиями первой степени
отмечены художественные фильмы «Моло-
дая гвардия», «Суд чести». Премиями второй
степени отмечены Фильмы «Повесть о на-
стояшем человеке», «Мичурин», «Третий
удар» и «Далекая невеста».

<ильм «Молодая гвардия» дорог советско-
му зрителю правдивым воплощением подви”
га советских патриотов — комсомольцев Крас-
нодона. В нем раскрыты типичные черты со-
ветских людей, их беззаветная преданность
социалистической Родине. Мы видим, что
высокие патриотические цели пробуждают в
героях фильма великую энергию, способ-
ность к свершению героических подвигов.

Глубоко осознав указания партийной кри-
тики о недостатках первого варианта филь-
ма, режиссер С. Герасимов проделал боль-
шую творческую работу над фильмом «Мо-
лодая гвардия», Ему удалось правильно по-
казать партийное руководетво борьбой со-
ветских людей против гитлеровских оккупан-
	тов в условиях подполья. Раскрыта в фильме
	и роль Советской Армии. Фильм с подлин-
ной ‚любовью рисует благородство рядовых
советских людей, их высокий идейный и мо-
ральный облик, горячую преданность социа-
листической Родине,

Большое значение в патриотическом. вос-
питании народа имеет фильм «Суд чести»,
направленный против безродного коемополи-
тизма, низкопоклонства перед культурой
буржуазного Запада. Весь творческий пафос
этого произведения утверждает идеи совет-
ского патриотизма, любви к самой передовой
в мире отечественной культуре и науке.

Идеи фильма убедительно воплощены его
постановщиком А. Роомом и исполнителями
в жизненно правдивых и поучительных собы-
тиях и образах. В фильме ярко показана
непримиримость советских людей к низкопо-
клонству перед буржуазной культурой, рез-
ко осуждаются лживые буржуазные теории
об аполитичности науки, Фильм «Суд чести»
является примером партийного боевого
искусства,

Крупным достижением советской кинема-
тографии явился фильм о выдающемся рус
ском ученом, замечательном преобразователе
поироды —Мичурине (автор еценария м ре-
жиссер А. Довженко). В фильме осзещаются
актуальнейшие вопросы современной совет-
ской науки, ведущей непримиримую борь-
бу с различными видами идеализма и мра-
кобесия. . :

Убедительно в фильме раскрыты мичурин-
ское учение о преобразовании природы, воз-
вышенный и благородный труд ученого, са-
моотверженно служившего своему народу,
Стремление Мичурина превратить все края
нашей Родины в цветущий сад показано как
патриотическое дело огромного значения,

Благородным стремлением глубоко рас-
крыть характер советского человека напол-
нен фильм «Повесть о настоящем человеке»
(режиссер А. Столпер). На примере муже
ственного поведения летчика Мересьева, его
настойчивости и непреодолимой воли сокру-
шать врага, несмотряни на какие препят-
ствия, авторы фильма показали типические
черты воинов Советской Армии, всех совет-
ских людей. Поступки, мысли и стремления
героев этого фильма возвышенны и целе-
устремленны.

Фильм дает ясное представление, что но-
вое, молодое поколение советских патриотов,
борцов за коммунизм, воспитано и вдохнов-
лено примером и идеями основоположников

Присвоение высокого звания лауреата
Сталинской премии большой группе лиц за
выдающиеся изобретения и коренные усо-
вершенствования ` методов производственной
работы в 1948 году является ярким подтвер-
	жлением новых успехов в. развитии советской.
	науки и техники, показателем активного уче”
стия в научном творчестве передовых людей
промышленности и сельского хозяйства.

Почетный список лауреатов Сталинской
премии, получивших высокое звание за вы-
дающиеся изобретения и коренные усовер-
енствования методов производственной
работы за 1948 год, открывается именами на-
учных и инженерно-технических работни-
ков металлургической промышленности.

Группа металлургов под руководством ака-
лемика И. Бардина в тесном содружестве ©
коллективом московского завода «Серп и
молот» разработала технологию и внедрила
в промышленность применение кислорода
для интенсификации мартеновского процес-
са. Благодаря работе этого коллектива перед
нашей металлургией открылись пути к зна-
чительному повышению производительности
труда, увеличению выплавки. металла.

Серьезных успехов добились советские
ученые и изобретатели в разработке техно-
логии производства новых высококачествен-
ных сплавов. Коллектив под руководством
М. Корешкова создал’ ценный жаропрочный
сплав. За разработку и внедрение в промыт-
ленность новой марки высокопрочной свари-
ваемой стали Сталинской премии удостоен
коллектив под руководством А. Гармашева.

По достоинству оценена правительством
выдающаяся работа инженеров «Запорож-
стали», которые совместно с научными ра-
ботниками Днепропетровского металлургиче-
ского института добились коренного усовер-
енствования метода холодной прокатки
конструкнионной листовой стали. :

Больнюй победой конструкторов и техно-
логов металлургической промышленности
явились разработка и осуществление цель-
носварной доменной печи. Сталинской
премии за эту работу удостоен коллектив
под. руководством инженера Н. Леонидова.

Новой отрасли металлургической промыш-
ленности- порошковой металлургии, имею-
шей большие перепективы,— посвятили свои
исследования профессор Московского хими-
ко-технологического института Н. Изгарышев
и доцент этого же института Н. Кудрявцев,
получившие Сталинскую премию за исследо-
вание электродных процессов и разработку
электролитических методов получения по-
рошков металлов.

Советский Союз—страна мошной угольной
промышленности. С каждым годом в строй
входят все новые и новые шахты, располо-
женные в различных районах страны. Се-
годня страна отмечает Сталинской премией
групп Зинженеров, которые под руководством
Б. Коновалова провели большую работу по
освоению Печорского угольного бассейна.

Для крепления выработки в угольной про-
мышленности издавна иснользуются дере-
вянные стойки. Группа конструкторов и ин-
женеров под руководетвом В. Михайлова
разработала и впервые внедрила новый тип
крепи — железобетонные трубчатые стойки.
Новая крепь имеет высокие эксплоатацион-
ные. качества. я

Серьезным шагом по пути дальнейшей ме-
ханизации трудоемких процессов добычи уг-
ля. является создание группой инженеров
под руководством А. Сукача нового угольного
комбайна, который но евоим качествам сто-
ит значительно выше ряда существующих
конструкций. Мощные врубовые и врубово-
погрузочные машины создали и‘внедрили в
угольную промышленность коллективы ин-
женеров под руководством Н. Щуриса и
В. Мартыненко.

Сталинской премии за открытие и развед-
ку новых нефтяных и газовых месторожде-
ний удостоены два коллектива нефтяников,
руководимых инженерами В. Васильевым и
А. Цатуровым.

Правительством премирована грунна неф-
тяников, которая под руководством Г. Бер-
жец разработала и внедрила высокопроизво-
дительные комплекеные буровые установки,
Эти установки выгодно отличаются от ана-
логичных зарубежных и приспособлены к
трудным климатическим и дорожным услс-
виям.

За последние годы широкое развитие по-
лучило использование богатейших запасов
газов, имеющихся в нашей стране, Корен-
ного усовершенствования методов строи-
	На большом под’еме находится наша совет-
ская литература. Вдохновленные историче-
скими решениями Центрального Комитета
партии, советские писатели создали выдаю“
шиеся литературно-художественные произве-
дения, в которых талантливо показали жи-
вотворную силу советского патриотизма, тру-
довые подвиги нашего народа, новые явления
современной советской жизни.

Товарищ Молотов в докладе о 31-й годов-
щине Великой Октябрьской социалистиче-
ской революции говорил:

«Мы имеем право гордиться успехами со-
ветского искусства и в последнее время, в
особенности, успехами советской литерату-
ры, что является не малым доетижением на-
правляющего руководетва партии. Наша ли-
тература, кино и другие виды искусства все
больше обогащаютея такими произведения-
ми, которые в своих образах раскрывают
идейный смысл событий и работы людей со-_
ветской эпохи». т

Свидетельством нового под`ема советской
литературы, происшедшего в результате на-
правляющего руководства нашей партии, яв-
ляетея присуждение Сталинских премий за
1948 год. В прозе, в поэзии и в драматургии
созданы произведения, ставшие за короткий
срок близкими советскому читателю.

Яркое дарование и умение глубоко. рас-
крыть черты характера советского человека
показал молодой хабаровский писатель Ва-
силий Ажаев в своем романе «Далеко от Мо-
сквы>. В этом романе волнующе и глубоко
показаны трудовые подвиги‘ наших людей в
голы Великой Отечественной войны. Тема
строительства нефтепровода на Дальнем Во-
стоке талантливо раскрыта автором. :

Начальник строительства Батманов, инже-
неры Беридзе, Ковшов, рядовые партийные
и советские работники, строители нефтепрс-
вода. — вот галлерея образов, нарисованных
В. Ажаевым.

Одну из первых премий по художествен-
ной прозе получил казахский писатель Мух-
тар Ауэзов за роман «Абай». В этом романе
Ауэзов сумел с большим художественным
мастерством нариеовать многогранный образ
великого казахского поэта и просветителя
Абая-Кунанбаева. Ауэзов раскрыл благород-
пые черты Абая, который видел в русеком
народе великого друга. В ремане ярко пока-
зана. жизнь трудящихся казахов во второй
половине ХГХ века,

Роман Мухтара Ауэзова являетея ценным
вкладом в сокровищницу многонациональ-
ной советской литературы.
_ Константин Федин вслед за романом «Пер-
вые радости» опубликовал в 1048 г. роман
«Необыкновенное лето». В этом романе пи-
сатель повествует об исторических событиях
1919 года, происходивших на юге России,

В романе создан правдивый образ боль-
шевика Кирилла Извекова, прошедшего
славную школу революционной борьбы,
активно участвующего в строительстве ново-
го, советского государства. Образ большевика
Рагозина, профессионального революционе-
ра, человека большой личной храбрости, так-
	оваторы науки и техник
	o 90 9
с. КАФТАНОВ
	снижение себестоимости и высвобождение
рабочей силы, руководитель этой бригады
В. Хрисанова удостоена Сталинской премии.

Высокого звания лауреата Сталинской
премии удостоены передовые рабочие-стаха-
новцы московских, ленинградских и дру-
гих заводов тт. Г. Борткевич, А. Марков,
Н. Угольков, П. Быков, В. Трутнев, Н. Си-
мановский, К. Тютин, Я, Чебышев, Р. Дени-
сов за внедрение скоростных методов обра-
ботки металлов резанием, обеспечивших зна-
чительное повышение производительности
труда.
	Скоростной метод бурения нефтяных сква..
	жин разработан и осуществлен буровыми
мастерами ряда промыслов-А. Хрищанови-
чем, А. Орловым и П. Балабановым. Приме-
няя передовые методы бурения, они доби-
лись удвоения скоростей бурения при высо-
ком качестве работы.

Достойно отмечена правительством замеча-
тельная работа старшего машиниста паро-
возного. депо Зилово Забайкальской желез-
ной дороги И. Соловьева, который коренным
образом усовершенствовал процесе работы по
эксплоатации и ремонту паровозов.

Выдающихся успехов в борьбе за повыше-
ние урожайности и увеличение продуктив-
ности животноводства достигли в 1948 году
работники нашего сельского хозяйства. При-
мер успешного впедрения травопольной си:
стемы земледелия показали заведующий
Ново-Анненским районным отделом сельско-
го хозяйства Сталинградской области И. Гу-
сев и главный агроном П. Сергеев.

Большим успехом увенчалась широко по-
ставленная в нашей стране работа по выве-
дению новых сортов сельскохозяйственных
культур. Высокоурожайные засухоустойчи-
вые сорта озимой пшеницы и ячменя размно-
жил и внедрил в производство коллектив на-
учных работников под руководством ©. Ки-
риченко.

За размножение и внедрение в производ-
ство ветвистой пшеницы, дающей высокие
урожаи, награжден агроном колхоза имени
26 комиссаров Телавского района Грузинской
ССР С. Махателашвили.

За выведение новых сортов одной из важ-
нейших для нашей страны культур-хлоп-
чатника — Сталинскую премию получили
действительный член ВАСХНИЛ И. Варун-
цян и научный сотрудник И. Велиев,

На пути большого под’ема находится  со-
ветское животноводство. В этом году оно
обогатилось крупными успехами по выведе-
нию новых пород животных. Например, за
выведение новых пород верховых лошадей
— «буденновской» и «терской» — Сталинскую
премию получила групна работников конно-
заводского дела во главе с Е. Давидовичем.
Группа научных и практических работников
Сибири, возглавляемая И. Логиновым, вы-
вела новую высокопродуктивную тонкорун-
ную породу овец — «Сибирский рамбулье»,

Присуждение Сталинских премий значи-
тельному числу работников сельского хо-
зяйства за выведение новых сортов расте-
ний и новых пород животных свидетель-
ствует о неослабном внимании партии и
правительства к делу скорейшего восетанов-
ления всех отраслей сельского хозяйства и
дальнейшего их развития.

Сталинской премии удостоен также ряд де-
ятелей советской медицины, давших ценней-
шие медицинские препараты и разработав-
ших новые методы лечения. За разработку
методов радикальных хирургических опера-
ций при легочных заболеваниях и внедре-
ние этих методов в лечебную практику на-
гражден действительный член Академии ме.
дицинских наук СССР А. \Бакулев,

Важным вкладом в дело советского здра-
воохранения вились новые методы диагноз
стики и лечения, предлажецные профессором
Московского медицичского института
Я. Диллоном. ,

Труды лауреатов Сталинской премии co-
ставляют золотой фонд советской науки и
техники, они ярко свидетельствуют о громад-
ном росте нашей технической культуры. ,

Патриотическим долгом и государственной
обязанностью руководителей всех отраслей
народного хозяйства являетея широкое и
неотложное внедрение в практику всех изоб-
ретений и предложений по усовершенство-
ванию методов производственной работы, по-
лучивших высокую правительственную оцен-
ку. Этого требуют интересы советского наро-
да; мобилизующего все свои силы на выпол-
нение великих задач строительства комму-
нистического общества.
			тельства магистральных. газопроводов до-
бились строители газопровода Дашава—Ки-
ев. На этом строительстве был разработан
и осуществлен ряд коренных технических
усовершенствований в области сварки, изо-
ляции, укладки и продувки трубопровода.
Группа инженеров во главе с С. Корниным,
внесшая в это новое дело серьезный вклад,
по достоинству отмечена советским прави-
тельством.

За прошлый год обогатилось большими
техническими достижениями советское ма-
шиностроение. Ученые, конструкторы, изо-
бретатели создали новые конструкции дви-
гателей, автомобилей, мощных и высокопро-
изводительных кранов, экскаваторов, раз-
личных станков и многочисленных прибо-
ров. В числе лауреатов Сталинской премии
мы встречаем имена машиностроителей
В. Климова, А. Реброва, Г. Оглоблина, Г. Ко-
кина, К. Самойлова, Е. Артемьева и многих
других.

Серьезное внимание было уделено совет-
скими машиностроителями усовершенетво-
ванию технологии производства. Сталинская
премия присуждена грунпе работников авто-
мобильной промышленности во главе с
И. Лихачевым, которая разработала метод
перевода поточного производства” на выпуск
новой модели автомашины без прекращения
заводом выпуска продукции.

Ряд новых образцов посевных и убороч-
ных машин создали инженеры-конструкторы
сельскохозяйственного машиностроения. Их
вклад в советское машиностроение еще вы-
ше поднимет уровень механизации нашего
социалистического сельского хозяйства.

Из работ в этой области следует отметить
конструкцию новой картофелепосадочной ма-
шины, созданную инженерами П. Настенко
и А. Кашинцевым, свеклокомбайн конструк-
ции инженеров М. Сиваченко, В. Павлова и
С. Герасимова, а также самоходную широко-
захватную сенокосилку, созданную инжене-
ром-конструктором Ф. Волковым. `^

Живо откликнулись еоветские инженеры-
конструкторы на историческое постановле-
ние партии и правительства о грандиозных
работах по созданию государственных лес-
ных полос как надежного средетва охраны
социалистических полей от вредоносных су-
ховеев. Осуществление государственного
плана лесопосадок огромного масштаба в не-
виданно короткие сроки требует максималь-
ной механизации этих работ, Крупным ша-
гом по пути осуществления этой задачи яв-
ляется применение лесопосадочных машин,
сконструированных  научными сотрудниками
А. Недашковским и М. Чащкиным.

С большим удовлетворением советский на-
род встретил присуждение Сталинских пре-
мий группе конструкторов, создавитих новы?
образцы боевого вооружения, являющегося
важным вкладом в дело укрепления оборон-
ной моши Советского Союза, стоящего на
страже мира и свободы демократических на-
родов. -

Передовая научно-техническая мысль пло-
дотворно развивается в нашей стране не

только работниками науки и техники, но и

передовыми рабочими-стахановцами, Прак-
тика сониалистического строительства бле-
стяще нодтвердила елова товарища
	Сталина © том, что новые пути в HayRe и
	технике прокладывают иногда не общеизве-
етные в науке люди, а простые люди, прак-
тики, новаторы дела. *

Наряду © видными учеными, инженерами,
конструкторами высокое звание \лауреата
Сталинской премии заслужила группа пере-
довых рабочих-новаторов.

Этого звания удостоен помошник мастера
Краенохолмекого камвольного комбината
А. Чутких, по инициативе которого в тек-
стильной промышленности внедрены рацио-
нальные высоконроизводительные методы ра-
боты, обеспечивающие выпуск продукции
отличного качества и получившие широкое
распроетранение в других отраслях народно=
го хозяйства.

Широкую известноеть в электропромыш-
ленности получила образцовая работа ком-
сэмольско-молодежной бригады Московского
электроламнпового завода. За применение но-
вых методов работы, обеспечивающих 60-
лее высокую  производительность труда,
	(‘оветская
	же следует отнести к числу наибольших
удач романа Константина Федина.

Писатель гневно разоблачает в романе вра-
гов революции и дает достойную отповедь
тем, кто пытается остатьея в борьбе на нея-
тральных позициях. Запоминается заключи-
тельная сцена романа, в которой дается яр-
кое описание встречи главного героя романа
с товаришем Сталиным.
	 Теме современной советской деревни, раз-
вития. сельского хозяйства посвящены мно-
гие произведения советских писателей за
последние годы. Наиболее ярким произведе-
нием на эту тему является роман молодого
писателя С. Бабаевского «Кавалер Золотой
Звезды». Рядовое явление нашей жизни - по-
стройка в станице Усть-Невинской районной
электростанции — писателем изображено как
явление типическое. Главный герой романа,
бывший танкист Сергей Тутаринов, Герой
Советекого Союза, является образом нового
человека, новатора, активного строителя сов-
ременного общества. В романе с бельшой си-
лой показаны рядовые колхозники, новая
колхозная интеллигенция (Стефан Рагулин,
Глаша Несмашная, Ефим Меркушев и дру-
гие).

Партийность, умение раскрыть новые яв-
ления нашей жизни-—вот что поднимает ро-
ман Бабаевского, делает его одним из луч-
ших произведений современной советской
литературы.

Семь прозаических произведений советских
писателей удостоены Сталинской нремии
второй степени.

Эпопею о жизни латышского народа напи-
сал Вилис Лацис. Роман «Буря» Лациса убе-
дительна показывает борьбу коммунистиче-
ской партии Латвии за новую, свободную
Советскую Латвию. В ромзне запоминаются
образы старых рабочих, коммунистов, дей-
ствующих сначала в подполье, потом на
строительстве Советской Латвии.

Современная советская литература отобра-
жает многогранную жизнь советского наро-
да, правдиво рисует великие социалистиче-
ские преобразования на необ’ятных проето-
рах Родиныр—от берегов Балтийского моря
до районов Чукотки.

Замечательную книгу «Алитет уходит в го-
ры», посвященную возрождению чукотского
народа, его первым шагам к новой жизни
под руксводством русского народа, под ру-
ководством коммунистов, создал писатель
Тихон Семушкин. Выразительно и правдиво
показал Семушкин хишническую эксплоата-
цию чукчей американцами Томсоном и
Брауном, пробавлявшимися до революции на
Чукотке. /

В романе Семушкина с большой теплотой
показаны коммунисты Никита Лось и Ан-
дрей Жуков, принесшие на Чукотку новую,
советскую жизнь.
		Советская поэзия, как и проза, тесно
связана е жизнью. Русские, украинские, бе-
лорусскме, азербайджанские поэты, поэты
других народностей Советского Союза созда-
ли поэтические произведения большой силы,
произведения, чуждые формалистическим
выкрутасам, произведения, глубокие по свое-
му содержанию и ясные по своей форме,

Один из замечательнейших поэтов нашего
времени -- Михаил Исаковский выпустил
книгу «Стихи и песни», в которой наряду со
стихами, написанными в прежние годы, на-
печатаны и новые талантливые стихи и пес-
ни, посвященные думам и делам наших лю-
дей,

Его стихи о Родине, его новые песни «Ле-
TAT перелетные птицы», «Ишеница золо-
тая» —это звучные, близкие сердцу каждого
советского читателя стихи.
	Превосходную книгу стихов написал
Константин Симонов. Книга эта назы-
вается «Друзья и враги». Стихи Симонова
проникнуты чувством огромной любви и
уважения к друзьям советского народа, ком-
мунистам и антифашистам; в этой же книге
мы читаем слова, полные гнева и ненави-
сти, обличающие поджигателей войны, вра-
гов мира и демократии.
	Книга Константина Симонова — одно из
	лучших достижений современной советской
поэзии.
	Николай Тихонов выступил в 1948 году с
циклом стихов «Грузинская весна». С прису-
щим ему мастерством Н. Тихонов рассказы-
вает о современной Грузии, наблюдает изме-
нения, происходящие в пейзаже Грузии, и в
этих изменениях видит черты современной
Грузии. Надолго запоминаются такие стихи,
как «Руки сборщицы чая», «Рустави», «На
ХрамГЭСе».

Но поэт и в этих, на первый взгляд чрез-
вычайно мирных, стихах не забывает об
угрозе миру со стороны поджигателей войны.
	Сталинекими премиями второй степени от-
мечены выдающиеся произведения восьми
советских поэтов.

Книгу «Стихотворения» выпустил Степан
Щипачев. В этой книге, в цикле’ стихов
«Славен труд», Шипачев с огромной тепло-
той, с любовью к людям разных профессий
рассказывает о глубоком смысле их труда.

ГЦипачев обладает поистине драгоценным
даром находить задушевные слова о труде,
о благородстве труда. Его поэма «В добрый
путь»—эта рассказ о молодом гражданине
нашей Родины, перед которым раскрыты
птирокие дороги, больщие возможности,

Рядом с Щипачевым следуст назвать мо-
лодого поэта Михаила Луконина, выступив-
шего в 1948 году с позмой «Рабочий день»,
посвященной героическому  Сталинграду.
Луконин сам в годы юности — рабочий
Сталинградского тракторного завода. В 1942
году Луконин был участником Сталинград-
ской битвы. Поэма «Рабочий день» является
правдивым рассказом о героических делах
людей Сталинградского тракторного завода,
	Se “Sr le Se 6-4 3. 3, @ ODS

Повесть написана поэтично, с тонким юмо-
ром, с большой любовью к народу.

Сталинскими премиями третьей степени
отмечены одиннадцать произведений совет-
ской прозы.

Донбасский журналист Иван Рябокляч на-
писал свою первую книгу «Золототысячник»,
посвятив ее вопросам жизни современной
колхозной деревни. Это повесть о старом кол-
хознике по фамилии Золототысячник, кото-
рый вопреки сопротивлению председателя
колхоза выступает в родном своем селе с но-
ваторским предложением. Золототысячник
побеждает — побеждает потому, что он яв-
ляется советским человеком е огромной во-
лей.

Жизни низового партийного работника в
деревне посвящена талантливая книга писате-
ля Ю. Лаптева «Заря». В этой книге запоми-
нается образ секретаря колхозной партий-
ной организации Ивана Торопчина, раскры-
вается его огромная организаторская роль в
деле под’ема колхоза «Заря».

Латышская писательница Анна Carce 8
своем романе «В гору» и эстонский писа-
тель Г. Леберехт в романе «Свет в Коорди» с
большим знанием жизни, правдиво отобра-
жают переустройство жизни современной
Прибалтики. Аина Саксе в Латвии, Г. Лебе-
рехт в Эстонии раскрывают картину острой
борьбы за новую жизнь, за новые отношения,
показывают плодотворное влияние и неуто-
мимую воспитательную работу коммунистов.

Интересный роман «Люди наших дней»,
посвященный жизни киргизских колхозов,
написал киргизский прозаик Тугельбай Сы-
дыкбеков. Роман ярко показывает, как в про-
цессе социалистической перестройки сельско-
го хозяйства рождаются новые люди, преодо-
левающие пережитки старого.

Молодой писатель В. Добровольский напи-
сал содержательную повесть «Трое в ‘серых
шинелях», посвященную советскому студен-
честву. Книга эта была радушно принята
нашими молодыми читателями.

Поэт и прозаик Виссарион Саянов создал
интересный роман о советских летчиках
«Небо и земля».

Следует также отметить книгу В. Сафоно-
ва «Земля в цвету», в которой писатель со-
здал запоминающиеся портреты великих
русских ученых Мичурина, Тимирязева, До-
кучаева, Вильямса, Лысенко и их последова-
телей.

Украинский писатель Ю. Яновский высту-
пил в 1948 году с ярким циклом «Киевские
рассказы», являющимся крупным шагом впе-
ред в творчестве писателя.

Борьбе советского народа против немецко-
фашистских захватчиков посвящен роман
Ф. Панферова «В стране поверженных».

Таковы лучшие произведения современной
советской прозы.
	oo 9
А. СОФРОНОВ
£00
	TeMa советского патриотизма, храбрости и
стойкости советских людей в трудовых и бое-
вых подвигах проходит через многие книги
1948 года. Одним из примечательных явле-
ний этого года является книга рассказов
Бориса Полевого «Мы -— советские люди».
Большим достоинством этой книги является
то, что в ней показаны люди многих совег-
ских национальностей. Книга Б. Полевого
имеет огромное воспитательное значение для
молодежи.

Аркадий Первенцев создал новое яркое
произведение о молодом человеке нашего
времени. Его роман «Честь смолоду» несом-
ненно станет одной из любимых книг совет-
ской молодежи. Образ Сергея Лагунова, глав-
ного героя книги, картины его детства, ком-
сомольской юности, его боевой закалки, ког-
да он под Сталинградом вступает в партию,
его честный и прямой путь помогут многим
молодым людям нашей Родины стать страст-
ными советскими патриотами.

Инженер Владимир Попов, работающий по
настоящее время в Донбассе, написал свою
первую книгу —роман «Сталь и шлак». Собы-
тия этого романа охватывают военное вреё-
мя. Такие герои романа Попова, как старый
кадровый рабочий Дмитрюк, секретарь пар-
тийной организации цеха Матвиенко, моло-
дой инженер Крайнев, секретарь комсомоль-
ской организации Валя Теплова и многие

другие герои этой книги, предстают перед
читателем как образы живых, полнокровных
советских людей.

С большой любовью Елизар Мальцев в своем
романе «От всего сердца» рассказывает о
событиях, происходивших в Алтайском крае в
военное и послевоснное время. Мальцев пока-
зывает огромную роль, которую сыграла со-
ветская женщина в укреплении могущества
нашей Родины, в достижении победы над
врагом. Образ Груни Васильцовой — это об-
раз нового человека, выросшего под руковод-

‚ством партии, человека, ставшего гоеудар-

ственным деятелем.

Сталинской премии второй степени удо-
стоен также роман А. Гончара «Злата Пра-
га», являющийся заключительной частью его
трилогии «Знаменосны»,

Обаятельную повесть написал абхазский
писатель Георгий Гулиа. Его повесть «Вес-
на в Сакене» — рассказ о коренных изме-
нениях, которые произошли в далеком селе
Сакене за годы советской власти. Сакенцы-—
это неутомимые люди, строители нового. Гу-
лиа талантливо раскрывает, как с измене
нием общественных отношений меняются и
‚отношения между советскими людьми.