ТО апреля 1949 г., № 10 (105)

КУЛЬТУРА

и ЖИЗНЬ

а расцвет нашей музыки
	Постановление правительства o присужде-
нии Сталинских премий за лучшие музы-
кальные произведения 1948 года вызывает у
советских композиторов чувство глубокой
радости и гордости за родное ‘искусство.
Одиннадцать новых произведений, отмечен-
ных постановлением Совета Министров
СССР,- это показатель творческой перестрой-
ки композиторов, это их рапорт советскому
народу о выполнении указаний ЦК BKII(6),
данных год назад в историческом постановле-
нии «Об опере «Великая дружба» В. Мураде-
ли».

Среди удостоенных Сталинской премии
композиторов — представители различных
народов Советского Союза, Отрадным фактом
является выдвижение новых молодых талан-
тов, имена которых до сих пор не были из-
вестны широкой советской общественности,
Они принесли с собой свежие и ценные мы-
сли, живое ощущение музыкальных интере-
сов народа, живые интонации его музыкаль-
ного быта. ,

Композиторам присуждены три Сталинские
премии первой степени, ,

Одну из них получил самый молодой из
числа композиторов, поименованных в поста-
новлении, делегат ХТ с’езда ВЛКСМ, армян-
ский композитор А, Арутюнян. «Кантата о
Родине» является одним из первых крупных
произведений этого одаренного композитора.
Насыщенная армянским национальным на-
родным колоритом, «Кантата о Родине» за-
хватывает слушателя яркой эмоциоднально-
стью и глубиной содержания. Патриотизм,
любовь к Родине, к великому Сталину рас-
крываются в оптимистических образах, в
эстетически благородных, красивых звуча-
ниях.

Народные напевы и мелодии слышатся в
концерте для скрипки литовского композито-
ра Б. Дварионаса, также удостоенном Сталин_
ской премии первой степени. На основе на.
	родного мелодического материала компози-
	тор создал крупное инструментальное
произведение стройной, изящной формы.
Музыкальные мысли и образы его просты,
	Кель”: ВХ

понятны. Светлый, динамически волевой ха-
рактер музыки гармонирует с мироощуще-
нием советского человека.

В ‘течение нескольких лет композитор
Н. Будашкин пишет музыку для  Государ-
ственного оркестра народных инструментов.
Уже в 1946 году сочинения его были удосто-
ены Сталинской премии второй степени. По-
следние работы Н. Будашкина—«2-я рапсо-
Дия», «Думка» и «Русская фантазия» для того
же оркестра, отмечаемые ныне Сталинской
премией первой степени, свидетельствуют о
дальнейшем творчёском росте ‘их автора,
тяготеющего к массовым демократическим
жанрам музыки и прекрасно освоивщего
специфику народного оркестра. Задушевная
мелодика широкой народной песни, задорный
пляс, наигрыши рожка, задумчивые хоровые
распевы — эти и многие другие ‘первоисточ-
ники русской музыкальной культуры пре-
красно используются и творчески развивают-
ся Будашкиным, успешно и смело продолжа-
ющим традиции русской классики.

В число произведений, отмеченных Сталин-
ской премией второй степени, входит балет
«Калевипоэг» одного из крупных ‘эстонских
композиторов Э, Каппа, автора оперы «Огни
мщения», также удостоенной. в прошлом
Сталинской премии. В богатейшем эстонском
эпосе композитор отобрал для своего балета
социально значительные мотивы, воплошаю-
щие лучшие чаяния своего народа. Он му-
зыкально опоэтизировал их, еоздал: волную-
щую, красивую и возвышенную‘ музыку,
	Молодой азербайджанский композитор
Ф. Амиров записал бытующие в народе своё
образные музыкальные ‘произведения полу-
импровизационной формы, называемые муга-
мами, и обработал их для симфонического
оркестра. Чудесная народная одноголосная
поэма, оплодотворенная высоким мастерством
композитора, превратилась в произведение
ярких и разнообразных красок, насыщенное
богатетвом гармонического и полифоническо-
го звучания.

Сталинские премии второй степени при-
суждены также молодым композиторам
В. Бунину и Г, Гасанову,
	В. Бунин — одаренный композитор, ранее
привлекший к себе внимание общественно-
сти своей первой симфонией, написанной
еще в стенах консерватории. Отмечаемая
ныне Сталинской премией 2-я симфония это-
го автора отличается серьезно&ётью идейного
замысла, раскрываемого средствами русско-
	Удача молодого поэта состоит еще и в том,
что он с большой любовью, очень поэтично
показал самый процесс заводского труда,
сумел осмыслить в своей смелой поэме зна-
чение трудовой темы в поэзии.

Если русский поэт Н. Тихонов `@ горячей
любовью пишет о Грузии, то азербайджан-
ский поэт Мамед Рагим с ‘неменьшей лю-
бовью пишет поэму «Над Ленинградом», по-
священную героической защите города
Ленина в дни Великой Отечественной войны.
В этой поэме Мамед Рагим повествует о
подвигах молодого ‘азербайджанца, летчика-
истребителя Гусейна и о его фронтовой
дружбе с молодым русским летчиком Алек-
сеем,

Тему современной советской деревни наз
стойчиво разрабатывает Николай Грибачев,
опубликовавший в 1948 году в журнале
«Знамя» поэму «Весна в «Победе».

В этой поэме рассказывается о том, как
тяжелобольной парторг Зернов организует
своих односельчан-колхозников на трудовые
подвиги. Огромный смысл приобретает сцена,
в которой поэт рассказывает о том, как парт-
‚оргу Зернову представляется его встреча с
(товарищем Сталиным.

Большое эпическое произведение, поэму
«Хата рыбака», создал народный поэт Бе
поруссии Якуб Колас. В ней рассказывается
о борьбе народа Западной Белоруссии за
свое освобождение. Герои поэмы-—крестьяне
деревни Петруши, некогда входившей в пре-
делы панской Польши. В поэме ‘расеказы-
вается о том, как Советская Армия освободи-
ла трудящихся Западной Белоруссии от пан-
ского ига.

Молодой белорусский поэт Аркадий Куле-
шов в 1948 году написал поэму «Новое рус-
ло», в которой рассказывает о жизни бело-
русских колхозников, строящих на реке  Пет-
лянке колхозную электростанцию.

Если Симонов в своей книге «Друзья и
враги» обращается и к Америке, и к Японии,
ик Англии, и к Германии, то Микола Ба-
жан, автор цикла стихов. «Английские впе-
чатления», раскрывает картину послевоенной
Англии и показывает жизнь трудового наро-
да Англии.

С. Маршак создал хороший перевод соне-
‚ тов Шекспира. } $

Таковы лучитие произведения современной
совётской поэзии, отмеченные Сталинскими
премиями.

Несмотря на то, что критики-космополиты
пытались нанести тяжелый урон нашей
современной драматургии, драматургия 1948
года, наравне с лучшими произведениями
прозы и поэзии, стояла на боевых позициях.

Сталинскими премиями первой степени от-
мечены пьесы «Московский характер»
А. Софронова и «Заговор обреченных» («В од-
ной стране») Н. Вирты. ,

Драматург Николай Вирта спубликовал
новую пьесу «Заговор обречейных». В этой
пьесе изображаются. события, имевшие место
в одной из стран народной демократии, Cc
большим талантом драматург показывает
американский экспансионизм, шпионаж, ди-
	TO национального музыкального языка. Сим-
фония рисует события Великой Отечествен-
ной войны — ее медленная часть посвящена
памяти павших героев, а в финале проходит
мелодия партизанской песни.

Фортепианный концерт Г. Гасанова — пер-
вое высокопрофессиональное произведение
дагестанского музыкального искусства. Оно
представляет значительный интересе по сво-
ей мелодике, органически связанной с народ-
ными интонациями, по богатству гармони-
ческого языка, стройности формы ‘и эффект-
ному ‘использованию всех средств вырази-
тельности инструмента.

Сталинская премия второй степени при-
суждена композитору Д, Кабалевекому, из-
вестному советской общественности по ero
многочисленным работам в самых различ-
ных жанрах музыкального творчества. Ны-
не. отмечен его скрипичный концерт, рассчи-
танный на юношеское исполнение,

Концерт отличается простотой и ярко-
стью тематического материала, бодрым,
жизнеутверждающим тонусом, стройностью
и законченностью формы.

Композитору Л. Книпперу, автору много-
численных произведений различных жанров
и в том числе широко известной песни
«Полюшко-поле», Сталинская премия второй
степени присуждена за программную сюиту
«Солдатские песни», рисующую быт Совет-
ской Армии, Это сочинение является удач-
ным опытом симфонизации современного
русского народно-песенного ‘материала и от-
личается светлым оптимизмом и лаконичной
простотой в сочетании с яркой красочностью
и оубедительноетью изобразительных при-
емов.

Молодой украинский композитор А. Фи-
липпенко удостоен Сталинской премии за
струнный квартет № 2, посвященный борьбе
советских партизан против фашистских за-
хватчиков. Это едва ли не первый случай
смелого претворения такой большой темы в
камерной музыке. Квартет написан живым,
выразительным музыкальным языком; он
проникнут духом народной украинской пес-
ни и производит глубокое впечатление эмо-
циональностью музыки, ясностью мысли и
высоким профессиональным уровнем.

суждена композитору Г. Милютину, в тече-
ние многих лет работающему в области мас-
совых музыкальных. жанров и создавшему
ряд популярных, любимых народом песен и
оперетт (таковы, например, его оперетты «Де-
вичий переполох», «Беспокойное счастье»,
музыка к кинофильмам и другие). По-
мимо таких широко известных песен, как
«Чайка», «Морская гвардия», «Сирень-чере-
муха», за последнее время Милютиным напи-
саны новые, хорошие, мелодичные песни:
«Ленинские горы», «Провожали гармониета»
и др.

Присуждение Сталинских премий подводит
итог большой творческой работе композито-
ров за год, прошедший со времени историче-
ского постановления ЦК ВКП(б) об опере
В. Мурадели «Великая дружба».

Что же об’единяет многообразные и по те-
матике и по жанрам произведения?

Это прежде всего — демократизация языка
произведений. Все произведения отличает
ясный, мелодичный, но отнюдь не примитив-
ный язык. Можно с уверенностью сказать,
что независимо от жанра — будь то симфония
или песня — эти произведения поймут самые
широкие слои слушателей. Темы почти всех
произведений почерпнуты из жизни совет-
ского народа — поэтому они близки ему, по-
‚этому они. волнуют его.

Дело чести наших концертных организа-
ций в ближайшее же время познакомить с
этими произведениями самые широкие массы.
наших слушателей. Цусть наш народ’ скажет,
что 1948 год для наших композиторов не про-
шел даром. Наши композиторы были полны
стремлениями претворить принципы социа-
листического реализма в своем искусстве и
ответить новыми произведениями на призыв
нашей большевистской партии,

Произведения, отмеченные Сталинскими
премиями, являются лишь первыми шагами
по пути, указанному коммунистической пар*
тией. Перед композиторами стоят большие
творческие задачи, и главная из них — созда-
ние советской оперы. Предстоит напряжен-
ная творческая работа всей армии совел-
ских композиторов, призванных создать но-
вые и новые музыкальные произведения, до-
стойные нашей великой эпохи,
	М. ЧУЛАКИ.

Под знаком тво
	Прошедший год ознаменован новым под’е-
MOM советского театрального искусства.
Именно`об этом прежде всего свидетельствует
постановление о присуждении Сталинских
премий за выдающиеся работы 1948 года.

В августе 1946 года Центральный Комитет
партии принял решение «О’ репертуаре дра-
матических театров и мерах. по его улучше-
нию». Тогда наши известные ‘театры были
подвергнуты серьезной критике за невнима-
ние к современной драматургии, Критике
были подвергнуты и некоторые драматурги,
не сумевшие в своих произведениях создать
полноценные образы советских людей,

Постановление ЦК. ВКП(б) явилось пово-
ротным пунктом в развитии советского те-
атра. Оно вызвало к жизни новые силы в
драматургии. Коллективы лучших театров с.
великим воодушевлением взялись за реше-
ние. поставленных партией задач.

Поворот к репертуару, насыщенному глу-
боким идейным содержанием, не был легким
и спокойным. Безродные космополиты из ан-
типатриотической группы театральных кри-
тиков сказали яростное сопротивление идей-
ным устремлениям советского театра. При-
крываясь фальшивой завесой борьбы за «ху-
дожественное совершенство», они всячески
охаивали патриотические произведения со-
ветской драматургии и работу над их поста-
новкой наших театров.

Лучшие свои спектакли и Художественный
и Малый театры создавали в борьбе се космо-
политами, преодолевая нападки и злобные
происки проповедников «чистого искусства».
Партийная печать разоблачила антипатрио-
тический характер злобных нападок космопо-
литов на Малый театр за постановку спек-
	такля «Московский характер» и на Хуложе-.
	ственный театр за постановку спектакля
«Зеленая улица». Большевистская партия и
весь советский народ решительно поддержа-
ли славные русские театры, которые всегда
были средоточием наиболее прогрессивных
устремлений русской театральной культуры.

Сейчас эта поучительная борьба лучших
советских театров за передовой репертуар,
за глубокую и серьезную сценическую интер-
претацию произведений советской драматур-
гии достойно увенчана Сталинскими премия:
ми. Все, кому дороги коренные интересы со-
ветекого театра, кто стремится вести его
вперед, шлют сегодня свои горячие поздрав-
ления лауреатам Сталинских премий -— созда-
телям и исполнителям главных ролей в спек-
таклях «Зеленая улица» и «Московский ха-
рактер». Этими спектаклями Художественный
и Малый театры внесли серьезный идейно-
творческий вклад в советскую культуру. Они
способствовали продвижению всего советско-
го театрального искусства по пути, указан=
ному партией. Значение этих. спектаклей воз-
растает оттого, что в них‘ заняты ‘лучшие
режиссерские. и актерские силы МХАТ и Ма-
лого театра. Среди отмеченных Сталинскими
премиями за эти спектакли мы видим
М. Кедрова и А. Дикого, Б. Ливанова, А. Та-
расову, Н; Боголюбова, М. Прудкина, Е. Гого-
леву, Е. Шатрову, Ф. Григорьева, Н. Светло-
видова и др. Произведения советских драма-
тургов определяют репертуар наших драма-
тических театров, над сценическим 1 ITAC~
щением советских пьес ‘работают лучшие
мастера театрального искусства.
	Сталинские премии присуждены и MeAomMy
	ряду других драматических театров. Удоето-
ены Сталинской премии спектакли «Обида»
в театре имени Моссовета, «Закон чести» — B
Московском театре Драмы, «Макар Дубрава» —
в Киевском театре имени И, Франко, «Кре-
пость на Волге» —в Драматическом театре
города Куйбышева) Таким образом, лучшие
спектакли 1948 год себзданы на’материале ©6-
ветской драматургии: Явление весьма знаме-
нательное! Идеи бол шевиетской партии во-
одушевляют творческие коллективы театров
на создание замечательных произведений
сценического искусства.

Характерная черта премированных спек-
таклей заключается в том, что они решают
интереснейшую и важнейшую задачу совет-
	Среди представителей разнообразных обла-
стей советского искусства за выдающиеся
работы 1948 г. Сталинских премий удостоены
и многие советские зодчие. Сталинские пре-
мии первой ‘степени присуждены действи-
тельным членам Академии архитектуры
СССР Л. Рудневу, С. Чернышеву, архитекто-
рам П. Абросимову и’А. Хрякову — авторам
проекта 26-этажного здания Московского го-
	сударственного университета им. Ломоносова
	на Ленинских горах, действительному члену
Академии архитектуры СССР Д, Чечули-
ну — за проект 32-этажного административ-
ного здания в Зарядье, действительному
члену Академии архитектуры СССР А. Мор-
двинову — за проект 26-этажного здания го-
стиницы на Дорогомиловской набережной,
действительному члену Академии архитек-
туры СССР В. Гельфрейху ‘и архитектору
	М; Минкусу — за проект 20-этажного ‘адми-
	нистративного здания на Смоленской пло-
manu, Премии второй стецени присуждены
члену-корребпонденту Академии архитекту-
ры СССР Л. Полякову и ‘архитектору
А. Борецкому — за проект 17-этажного зда-
ния гостиницы на Каланчевской улице,
архитектору А. Ростковекому — за создание
совместно с Д. Чечулиным проекта 11-этаж-
ного жилого дома на Котельнической набе-
режной, архитекторам М. Поеохину и
А. Мндоянцу — за проект 16-этажного жилого
здания на площади Восстания и архитекто-
pam A. Душкину и Б. Мезенцеву — за проект
16-этажного административного и жилого
здания у Красных ворот.

Проекты, отмеченные ныне Сталинской
премией, были разработаны в ‚соответствии
се принятым 13 января 1947 г. по инициативе
великого Сталина решением Совета Мини-
стров СССР о строительетве в Москве мно-
гоэтажных зданий. Это решение поставило
перед советскими архитекторами задачу
исключительно сложную и ответственную, но
вместе с тем увлекательную и почетную,
Невозможно переоценить значение успешно-
го решения этой задачи для творческого ро-
ста советской архитектуры и для развития
нашей строительной индустрии. Исключ im
тельно велико это значение и для дальней-
шего совершенствования архитектурного об-
лика Москвы.
	Размещенные на тщательно выбранных
для них участках, в разных районах города,
открытые солнцу и воздуху, стоящие в зе
лени новые многоэтажные здания сыграют
большую роль в обогащении облика столицы
Советского Союза. Эти здания, самобытные и
разнообразные по своим архитектурным ре-
шениям, в сильной степени определят новый
характер силуэта города. Размешение много-
этажных зданий в городе полностью отвечает
сталинскому плану реконструкции Москвы.
Высотные сооружения войдут важнейшим
элементом в новый план реконструкции Mo-
сквы, рассчитанный на 20—25 лет. Строитель-
ство многоэтажных зданий открывает собой
новую страницу в истории социалистической
перестройки столицы СССР, является этапом
в развитии всей советской архитектуры.
	Начатое в Москве строительство многоэтаж-
ных зданий является также наглядным пока-
зателем неисчерпаемости творческих сил с0-
ветского народа, показателем дальнейшего
	ческого

ны процессы большого исторического значе
ния. В небывало короткий срок в братских. с0-.
ветских республиках, которые совсем недав-.
но были забитыми и отсталыми. колониями,
царской „России, сформировались кадры. сво-
	ей художественной интеллигенции. Раз»
буженные Октябрьской революцией, эти _на-
роды оказались неисчерпаемо богаты талан-.
тами. Советская власть создала все условия
для роста и формирования этих талантов, из
числа которых выросли выдающиеся мастера,
театра, заслужившие уважение и признание.
всего советского народа. Среди них-нынеш-
ние лауреаты Сталинских премий М. Уйгур-
Маджидов, А. Хидоятов, С. Ишантураева,
композитор М. Тулебаев, певица К. Байсеи-
това, режиссер К. Джандарбеков, балетмей-
стер Г. Валамат-Заде и многие другие.
	Издавна славилась своими народными тан-
цами Грузия. В советскую эпоху прекрасное.
танцовальное мастерство грузинского нарола
стало широко известным не только в нашей
стране, но и за ее пределами. Огромная за=
слуга в этом принадлежит талантливому aH:
самблю грузинского танца, руководимому
И. Сухишвили и Н. Рамишвили. С огромным
успехом этот ансамбль выступал в Финлян-
дии, Чехословакии и других странах, нагляд-
но демонстрируя расцвет культуры совет-
ских республик. Деятельность руководителей’
ансамбля отмечена Сталинской премией.

Широко известны в нашей стране оперно-
балетные театры: Большой — в Москве, те“
атр имени С. М. Кирова -— в Ленинграде,
театр имени Т. Г. Шевченко — в Киеве. Они
получили Сталинские премии за постановку
классических произведений.
	В Болышом театре за постановку и исполне-
ние оперы «Борис Годунов» Сталинекая,
премия присуждена крупнейшим ‹ масте-
рам советского оперного искусства, среди ко-
торых Н. Голованов, А, Пирогов, М. Рейзен,
И. Козловский и другие. Во втором спектакле
Большого театра — «Проданная невеста» —.
Сталинскими премиями отмечена по преиму-
ществу молодежь: режиссер Б, Покровский,
дирижер К. Кондрашин, молодые певицы
Л. Масленникова и Е. Шумилова, певны,
Г. Нэлепи, А. Орфенов, Н. Щегольков, Успех.
творческой молодежи Большого театра сви
детельствует.о том, что. в старейшем онерном,
театре страны родник талантов не иссякает..

Работники Киевского театра оперы и.ба-
лета имени Т. Г. Шевиенко создали спектакль.
о русском патриоте Иване Сусанине. Присуж-.
дение Сталинской премии этому. спектаклю.
прежде всего говорит о том, какое благотвор-
ное значение имеет обогашение культуры
братских республик сокровищами. великой.
русекой культуры. Из ее неисчерпаемого.:
кладезя многие советские народы черпали
художественные произведения, которые ак-
тивно помогали росту их национальной
культуры. Замечательные мастера . ленин-
градского балета удостоены Сталинской
премии за постановку «Раймонды» А. Гла-.
зунова. Богатый традициями классического
хореографического искусства, ленинградский.
балет неустанно работает над. созданием но-
вых и новых спектаклей. vo

Можно горячо поздравить мастеров оперз
ного и балетного театра за достигнутые ими.
успехи, в постановке классических произведе-
ний, Вместе с тем нельзя не поставить перед:
ними насущную и наиболее важную’ задачу.
нашего’ времени — создание полноценных
опер и балетов о людях и событиях советской
эпохи. Вее творческие силы, вею энергию
надо ‘отдать сейчас этому делу. ee

Болышевистекая партия и советское прави-
тельство создают все условия для изобилия
культуры в стране, для дальнейшего роета“и.
процветания нашего искусства, для повыше-
Ния его идейного значения и творческой
силы, Присуждение Сталинских премий за.
1948 год будет способствовать дальнейшей.
мобилизации творческих сил советской ино
теллигенции на выполнение больших задач,
поставленных историческими решениями
ЦК ВКИ(б) по идеологическим вопросам. ‘“°
		oo
А. СОЛОДОВНИКОВ
		ского театра — создание на сцене полноцен-
ного образа нашего современника. Смотрим
ли мы «Зеленую улицу» или «Московский ха-
рактер», «Макара Дубраву» или «Обиду», —
везде мы видим живых советских людей с их
думами, чуветвами, с их благородными. по-
буждениями и глубокой преданностью социа-
листической Родине,

Перед зрителями раскрывается жизнь лю-
дей, которая им интересна, волнует их, пре-
достерегает в одном и учит в другом. Тем
самым советский театр выполняет одну из
своих почетных и насущных задач. Создание
полных жизненной убедительности и прав-
дивых образов людей сталинской эпохи,
строителей социализма, советских  патрио-
тов — признак идейной зрелости лучших на-
ших театров, их возрастающего мастерства.

Отраден тот факт, что театральная культу-
ра растет не только в крупных столичных го-
родах, но и повсюду на местах.

Ленинград выдвинул на Сталинскую премию
К. Скоробогатова — одного из достойнейших
мастеров ецены. Сталинская премия присуж-
дена народному артисту РСФСР С. Мурато-
ву — старейшему работнику Саратовского
драматического театра имени Карла Маркса,
создавшему ‘ряд замечательных образов в
горьковских спекфаклях и спектаклях. совре-
менных драматургов.
	Отмечен Куйбышевский драматический
театр, проявивший хорошую творческую ини-
циативу и одним из первых успешно поста-
вивший пьесу «Крепость на Волге» —о
С. М. Кирове. `°

Непрестанно и успешно развивается теат-
ральная культура среднеазиатских союзных
республик. Она еще очень молода. Профес-
сиональный театр в Узбекистане, Казахста-
не и Таджикистане возник после установле-
ния советской власти. Музыкальные театры
существуют там не больше 15 — 16 лет. И вот
эти молодые советские театры создали произ-
ведения, достойные всенародной известности
и высокой оценки советского правительства.

Узбекский театр Драмы имени Хамза в
 Ташкенте поставил пьесу «Алишер Навои» —
о великом. узбекском просветителе. Выдаю-
щийся узбекский театр привлек к участию в
спектакле лучших своих мастеров и достиг
больших творческих успехов.

В Казахеком театре оперы и балета имени
Абая в Алма-Ате поставлена опера компози-
тора М. Тулебаева «Биржан и Сара». Произ-
ведение в яркой музыкальной‘ форме по-
вествует о казахском ‘певце и композиторе,
просвещавшем свой народ. Опера казахского
композитора замечательна своей народной
мелодикой, ярким национальным колоритом,
стройностью и красотой хоров и народных
танцев.

В Таджикском театре оперы им балета
поставлен балетный спектакль «Лейли и
Меджнун». Восемь лет назад, во время дека-
ды таджикского искусства в Москве, замеча-
тельные танцоры‘ этого театра поразили
свойм мастерством требовательных москов-
ских зрителей. Сейчас они, во главе е Г. Ва-
	ламат-Заде, достигли новых творческих уепе-
	хов в развитии балетного искусства.

Сталинская премия присуждена Гомбожа-
пу Цыдынжапову — руководителю Бурят-
Монгольского театра оперы ‘и балета. В Бу-
рят-Монгольском музыкальном театре он по-
ставил много отличных спектаклей и, в част-
ности, в последнее время оперу Л. Книппера.
«На Байкале», в которой широко. раскрыта
национально-освободительная борьба бурят-
монгольского народа против царского само-
державия. Этот спектакль был достойным
подарком к 25-летию Советской Бурят-Монго-
Лии и явился свидетельством роста искусства
республики.

Трудно переоценить значение всех этих
явлений советской культуры. В них отраже-
	ПРОЕКТЫ МНОГОЭТАЖНЫХ ЗДАНИИ В МОСКВЕ _
	oo ¢
Г. СИМОНОВ
	самого грандиозного из многоэтажных зда-
ний Москвы, ярко проявилась: забота партии
и ‘правительства о советской науке, их вни-
мание к старейшему русскому университету,
которым по праву гордится советский народ;
Это внимание и забота видны в каждом по-
ложении утвержденного правительством за-
дания на проектирование, Заданием пре
дусматривалось создание наилучших ‘усло-
вий для учебного процесса и для научной;
работы, комфортабельные общежития аспи-
рантов и студентов, каждый из которых но-
лучит здесь отдельную комнату, просторные;
удобные квартиры для профессоров и препо-
давателей и пр. Разработанный авторским
коллективом проект предусматривает строи-
тельство целого городка из расположенных
в обширном парке разнообразных зданий фа-
культетов, институтов, лабораторий и пр.
`В центре парка запроектирована величе-
ственная ступенчатая композиция многоэтаж-
ного главного здания с возвышающимся в
центре его учебным корпусом, увенчанным
скульптурной фигурой В. И. Ленина, Это:
здание будет видно со многих точек и орга-
нически включится в архитектурный пейзаж:
столицы, став одним из основных элементов
планировки города. : а
Если здание университета располагается
среди ландшафта, в еще не застроенном юго-
западном районе Москвы, то запроектированя
ное действительным членом Академии apxu-
тектуры СССР Д. Чечулиным административ=
ное здание в Зарядье строится в древнейшей
части нашей столицы. В непосредственной
близости с ним® расположены такие архитек-
турные памятники мирового значения, как
великолепный ансамбль Кремля и Красной
площади, такие жемчужины мирового зодче-
ства, как мавзолей Ленина, храм Василия
Блаженного и другие замечательные памята’
ники русской архитектуры. Д. Чёчулин
успешно решил труднейшую творческую .за=
дачу, хорошо увязав многоэтажное здание .с
этим ансамблем. Его проект административ-
ного здания предусматривает обеспечение
наиболее комфортабельных условий AM pas
боты советских людей. Я
В проектах высотных зданий с особой‘нае
глядностью выражены отличительные черты
советской архитектуры, в основе которой Ae
жит сталинский принципи заботы о человеке;
в них обнаруживается все превосходетво -е0+
ветского зодчества, опирающегося на могуше=
ство и плановость социалистического народ-
ного хозяйства и накопившего богатейший
опыт подлинно научного градостроительства;
В современном капиталистическом ‘городё,;
в его архитектуре проявляется уролливая,
человеконенавистническая сущность капита-
листического строя. Такова архитектура за-
рубежных небоскребов, подавляющая челове=
ка, не считающаяся с ним, с его интересами’
и запросами. . mts
Разработанные мастерами советской‘ архиг
тектуры проекты москопских многоэтажных
зданий показывают все превосходство вовеёт-
ского строя, нашей социалистической “куль-
туры над звериной сущностью империализ-
ма, над разлагающейся буржуазной культуз
рой. НЕ
Многоэтажные здания достойно укравят
любимую столицу советского государетна =’
Москву, будут подлинными памятниками ‘сла=
вы, величия и могущества сталинской эпохи!
	оста мощи нашего социалистического госу-
дарства.
	Создавая проекты многоэтажных зданий,
	их авторы руководствовались ясными и YET
кими указаниями об исходных архитектурно-
художественных принципах проектирования,
выраженными в постановлении Совета Ми-
нистров СССР от 13 января 1947 года и в ут-
вержденных правительством заданиях на
проектирование каждого из зданий:

«Пропорции и силуэты этих зданий дол-
жны быть оригинальны и своей архитектур-
но-художественной композицией должны
быть увязаны с исторически сложившейся
архитектурой торода и силуэтом будущего
Дворца Советов. В соответствии с этим, про-
ектируемые здания не должны повторять
образцы известных за границей многоэтаж-
ных зданий». /

Планировка и оборудование помещений
должны прежде всего обеспечить макси-
мальные удобства для живущих или рабо-
тающих в этих помещениях советских людей.
Для этого следовало предусмотреть в про-
ектах использование всех достижений совре-
менной техники (скоростные лифты, лампы
дневного света, кондиционирование воздуха
“oT. 2.) 7

В решении конструкций надлежало обеспе-
чить возможность широкого применения в
строительстве этих зданий самых прогрес-
сивных индустриально-скоростных методов
строительства. В наружной отделке следова-
ло иснользовать наиболее прочные и устой-
чивые материалы. $

Уже в том, как была поставлена правитель-
ством задача проектирования и строительства
в Москве многоэтажных зданий, ярко прояви-
лись самостоятельность и глубокое превос-
ходство нашей подлинно передовой культу-
ры перед уродливым и бездушным ремеслен-
ничеством современного зарубежного зодче-
CTBA.

Отмеченные присуждением Сталинских
премий проекты многоэтажных зданий столи-
цы являются крупнейшей победой советских
зодчих. Уже сейчас можно предвидеть гро-
мадное и прогрессивное влияние, какое ока-
жет строительство в Москве многоэтажных
домов на всю советскую архитектуру и
строительную технику. Своей победой авто-
ры проектов обязаны прежде всего тому, что
в решении сложнейшей творческой задачи
они были вооружены точными и конкретны-
ми указаниями партии и правительства, Пе-
ред архитекторами, различными по’ своей
творческой индивидуальности, стояли во
многом различные в своей конкретности за-
дачи, определявитиеся назначением TOTO или
иного многоэтажнога здания, ’ условиями
местности, на которой оно будет возведено,
его высотностью и т. д.

Так, например, творческий коллектив, воз-
главляемый действительным членом Акаде-
мии архитектуры A. Рудневым, ‘создал
проект нового многоэтажного здания Москов-
ского государственного университета им. Ло-
моносова, расположенного в живописной
местности, на самом высоком месте Ленин-
ских гор. Уже в замысле этого сооружения, _
	версии и шантаж, путем которых американцы
пытаются установить в этой «одной стране»
реакционный режим, Большое достоинство
пьесы Н. Вирты в том, что в ней показывает-
ся ‘мужественная борьба коммунистов и
прогрессивных деятелей за построение co-
циализма в странах народной демократии.

Теме шахтерской жизни, борьбе передо-
вых людей Донбасса за уголь, формированию
новых, коммунистических качеств в характе-
ре советского человека посвятил свою пьесу
«Макар ’Дубрава» Александр Корнейчук.
В этой пьесе с большой любовью показаны
шахтеры, жизнь рабочих Донбасса. В центр
пьесы поставлена борьба передовых людей
Донбасса за досрочное вынолнение послевоен-
ной пятилетки.

Страстную пьесу, посвященную борьбе но-
Boro со старым, борьбе новаторов с консер-
ваторами, борьбе советских людей с космопо-
лИтами и низкопоклонниками, написал дра-
матург А. Суров. Его новая пьеса «Зеленая
Улица» рассказывает о том, как молодой ма-
шинист Сибиряков, ломая установившиеся
нормы, разработал новый график скоростно-
го маршрутного пробега наровозов,

Пьеса «Зеленая улица»—яркая, патриотиче-
ская пьеса.
	Следует также отметить еобранные и впер-
вые переведенные на русский язык пьесы
старейшего грузинского драматурга Сандро
Шаншиашвили. Глубокое знание жизни гру-
зинского народа, поэтичность и любовь к
своей Родине являются главными качества-
ми драматургии Шаншиашвили,

За последние годы больших ‘успехов до-
стигли драматурги, пишущие для детских
театров. В этом смысле особый интерес пред-
ставляет. пьеса В. Любимовой «Снежок».
В пьесе страстно разоблачается расовая дис-
криминация в американской школе.

В произведениях драматургии 1948 года. по-
ставлены важные проблемы нашего времени,
показана борьба . советских людей, руко-
водимых партией, за построение коммунизма.

Огромные задачи стоят неред советской
литературой. Внимание и забота, которые
оказываются советеким писателям 60. сто-
роны Центрального Комитета партии и лич-
но товарища Сталина, обязывают нас, совет-
ских литераторов, правдиво и ярко показы,
вать в своих произведениях новых людей,
строителей коммунистического общества, по-
казывать ведущую роль партии в строитель-
стве коммунизма, в деле укрепления нашей
советской Родины.

Мы должны всемерно совершенствовать
наше писательское мастерство, повышать ху-
дожественный уровень своих произведений.
Вопросы художественности должны быть по-
ставлены со всей серьезностью.

Советская литература находится на под’-
еме. Советские писатели — на передовой ли-
нии наступления. Нет сомнения в том, что
советская литература в ближайшие годы
создаст новые талантливые произведения,
воодушевляющие наш народ на строитель-
ство коммунизма.