” 40 апреля 1949 г. № 10 (102)

DA и ЖИЗНЬ

Ада 7H

«Маяковский 06 Америке»
	х®>®
Константин СИМОНОВ
  £00
	Да, еще не был выполнен план первой пя-
тилетки, Да, еще не началась коллективиза-
ция. Да, еще только задумывались проекты
Днепростроя. Но Маяковский, передовой че-
ловек своего времени, умевший смотреть
далеко вперед, знал и любил тех советских
людей, рядом с которыми он жил; знал их и
верил в их силы. Он безгранично верил в
идеи коммунизма, в силу партии, в мошь
народов Советского Союза. Он гордо думал о
великом будущем своего Отечества, и этой
гордости не могли поколебать ни оглушав-
тие слабодушных сорокаэтажные небоскре
бы, ни американские электрические дороги,
ни мосты через Гудзон.

Маяковский пробыл в Америке недолго, но,
когда читаешь его очерки и стихи, пора-
жзешься тому, как он’етрого и беспощадно
анализировал все, что ему довелось видеть,
как никто и ни в одном вопросе не сумел
втереть ему очки пресловутым высоким стан-
дартом жизни «среднего американца».

Кстати сказать, Маяковский не признает
и самого этого термина, придуманного аме-
риканской буржуазией в своих ханжеских
целях. Для Маяковского нет «среднего амери-
канца». Для него есть две Америки: Америка
эксплоататоров и Америка эксплоатируемых.

«Американская нация,— пишет он в од-
Ном из своих очерков, — о ней больше, чем
о какой-нибудь другой, можно сказать сло-
вами одного из первых революционных
плакатов: «Американцы бывают рёзные, ко-
торые пролетарские, а которые буржуаз-
ные» (стр. 116).

Для него это два разных мира, борющихся
между собой в пределах одной страны —
Соединенных Штатов Америки. Они. антаго-
нистичны — эти два мира.

И Маяковский, видя эту борьбу, не может
и не желает писать об Америке, как наблюда-
тель: он пишет, как участник борьбы, помо-
гающий одной стороне и ненавидящий дру-
гую. :

«Я видел,— пишет Маяковский,— в nep-
вый день приезда в Чикаго, в холод и про-
ливной дождь, такую дикую картину.

Вокруг огромного фабричного здания
без остановок ходят мокрые, худые, про-
дрогшие люди, с мостовых зорко смотрят
роеслые, жирные, промакинтошенные полис-
мены. На фабрике забастовка. Рабочие
должны отгонять штрейкбрехеров и опове
шать нанятых обманным путем. Но оста-
навливаться они не имеют права — остано-
вившегося арестует полиция на основании
законов против -пикетчиков. Говори — на
ходу, бей — на ходу» (стр. 117—118).

Так описывает Маяковский забастовку в
Чикаго. А вот что он пишет о рабочих квар-
талах Нью-Йорка:

«Стоят ящики со всевозможными отбро-
сами, из которых нищие ` выбирают не
совсем об еденные кости и куски. Стынут
вонючие лужи и сегодняшнего и позавче-
рашнего дождя. Бумага и гниль валяются
по шиколку — не образно по щиколку, а
по-настоящему. всамделишно. Это в пят-
наднати минутах ходу, в пяти минутах
езды от блестящей Пятой авеню и Брод-
вея» (стр. 51—52).

Буржуазная Америка не сумела обмануть
Маяковского своим фасадом. За Ханжескими
декорациями он увидел звериные методы
эксплоатации; борьбу рабочего класса против
предпринимателей, забастовки, увидел нише
ту, бедность, грязь, болезни, неравенство.
Неравенство социальное и расовое.

«Американцем называет себя белый, ко-
торый даже еврея считает чернокожим,
негру не подает руки; увидев негра с бе-
лой женщиной, негра револьвером гонит
домой; сам безнаказанно насилует негри-
тянских девочек, а негра, приблизившегося
к белой женщине, судит судом Линза, то-
есть обрывает ему руки, ноги и живого
жарит на костре... Почему американцами
считать этих, а не негров, например?»
Сколько в этих строках Маяковского зор-

кого понимания истинного положения вешей
	в Соединенных Штатах, сколько сочувствия
	угнетенным и сколько ненависти ко всем и
всяческим угнетателям!
	Как беспощадно описаны Маяковским фор-
		‚парадную сторону и где он сумел увидеть
		«Сквозь прямые дома в неисследованное
количество этажей, вставшие на ньюйорк-
	ском берегу, не были видны ни дымы, ни ко-
	сые дожди, ни, тем более, какие-то дымки».
Американская нация.
	О ней больше, чем о какой-нибудь другой,
можно сказать словами одного из первых ре
волюционных плакатов:
	«Американцы бывают разные, которые про-
летарские, а которые буржуазные».
	Сынки чикагских миллионеров убивают
детей (дело Лоеба и компании) из любопыт-
ства, суд находит их ненормальными, сохра-
няет их драгоценную жизнь, и «ненормаль-
ные» живут заведующими тюремных библио-
тек, восхищая сотюремников изяшными фи-
лософскими сочинениями.
	защитники рабочего класса (дело Ванцетти
и других товарищей) приговариваются к
смерти-—и целые комитеты, организованные
для их спасения, пока не в силах заставить
губернатора штата отменить приговор. Бур-
жуазия вооружена и организована. Ку-
Клукс-Клан стал бытовым явлением.
	Портные Нью-Иорка в дни маскарадного
сезда кланцев публиковали рекламы, зама-
нивая заказчиков высоких шапок и белых
халатов:
	— Бельком, Ку-Клукс-Клан!
	всю меру зверской эксплоатации рабочих во
всем ее чудовишном виде!

Маяковский произносит горячие слова
дружбы и сочувствия по адресу прогрессив-
ных сил Америки, ее рабочего класса, ее ком-
мунистической партии. Ему не нужно долго
искать этих слов дружбы, потому что он не
наблюдатель. Он друг и союзник.

Когда же он говорит о врагах, об эксплоа-
таторах, о бизнесменах — некоронованных
королях Америки, голос его становится гнер-
	‘ным. жестким. металлическим. Он говорит о
	«рваческом, завоевательском характере аме
риканского развития». Он говорит о «желтых
лидерах с трехэтажными затылками, куплен-
ных буржуазией». Он говорит о резиновой
палке полицейского.

Хорошо видя настоящее и пророчески за-
глядывая в будущее, он говорит о том, что
«право называть себя Америкой Соединен-
ные Штаты взяли силой, дредноутами и
долларами, нагоняя страх на соседние рес
публики и колонии» (стр. 101. р

И разве не кажутся только сегодня напи-
санными следующие строки Маяковского о
безудержной экспансии американского им-
периализма, напечатанные 24 года назад?

«Только за одно мое короткое трехмесяч-
ное пребывание американцы погромыхива-
ли железным кулаком перед носом мекси-
канцев по поводу мексиканского проекта
национализации своих же неот’емлемых
земельных недр; посылали отряды на по-
мощь какому-то правительству,  прого-
няемому венецуэльским народом; недву-
смысленно намекали Англии, что в случае
неуплаты долгов может затрещать хлебная

Канада; того же желали французам, и перед

конференцией об уплате французского дол7

га то посылали своих летчиков в Марокко
на помошь французам, то вдруг станови-
лись марокканцелюбцами и из гуманных
соображений отзывали летчиков обратно».

Такими увидел Маяковский Соединенные
Штаты. Такими он их описал, вернее, раз-
облачил в своих очерках и стихах, вошедших
в ЕНИГУ «Маяковский об Америке».

Я до сих пор говорил главным образом об
очерках, которые, к сожалению, еще не попу-
ляризировались так широко, как сни того
заслуживают, которые сравнительно менее
известны нашему широкому читателю, чем
американские стихи Маяковского.

Что же сказать о таких, вошедших в книгу
стихах, как «Блек энд уайт», «Бродвей», «Не-
боскреб в разрезе», «Барышня и Вульворт»,
«Порядочный гражданин», «Бруклинский
мост», «100 процентов», «Вызов», «Стихи о со-
ветском паспорте», — о стиках, которые знает
и помнит каждый советский читатель? Хо-
чется схазать только одно: их надо чаще пс-
речитывать. Перечитывать с чувством‘ гор-
дости за советскую литературу, за советскую
поэзию, за советское общество, воспитавшее
такого великого гражданина и поэта, как Ма-
	яковский.

_Гучшие произведения
изобразительно?д . Искусства
	Советское изобразительное искусство в
1948 году обогатилось новыми выдающими-
сея произведениями, свидетельствующими о
неуклонном под’еме нашей живописи,
скульптуры и графики. Эти произведения
проникнуты животворным советским патриэ-
тизмом; они возвеличивают образ советского
человека, прославляют его дела, героическое
прошилое народа.

Советский народ высоко оценил творческие
победы наших художников. Присуждение
Сталинских премий 24 мастерам живописи,
скульптуры и графики есть выражение
всенародного признания успехов нашего изо-
бразительного искусства.
	Существенной особенностью новых про’?
ведений, удостоенных Сталинских премий,
является ярко выраженное стремление ху-
докников к конкретному раскрытию совре
	менной темы, к созданию портрета, к
изображению значительных исторических

событий.
	Среди новых произведений, удостоенных
Сталинских премий, мы видим целую се-
рию полотен и рисунков, воплощающих
великий образ вождя советского народа.

В образе товариша Сталина советский на-
род видит олицетворение своих. лучших ка-
честв, своих идеалов, побед и достижений.

В картине Ф. Шурпина с большой поэтиче-
ской силой раскрыта тема возрождения на-
шей страны в послевоенные годы. Художни-
ку, изобразившему товарища Сталина на
фоне необ’ятных просторов нашей Родины,
Удалось создать картину подлинно эпическо-
го звучания,

‚В картине Ф. Решетникова товариш
Сталин показан в дни Отечественной войны.
Художник изображает товарища Сталина
	B ero рабочем о кремлевском кабинете. В
этой картине дано глубокое творческое
раскрытие. образа товарища Сталина —
	^лководца,
	рокина — глубоко патриотическое и новатор»
ское произведение. В ней правдиво воссозда-
ны образы двух великих русских ученых и
запечатлено событие, имеющее мировое зна-
чение. Картина Сорокина, как и скульптура
Кибальникова, говорит о росте нашей худо-
кественной молодежи, каждый год пополня-
ющей ряды живописцев, скульпторов и гра“
фиков. :
Советская батальная живопись обогати»
лась новыми значительными произведениями,
Большая роль в развитии батальной жи-
вописи принадлежит талантливому и друж-
ному коллективу военных художников сту-
дии имени Грекова.
Созданные художниками этой студии:
А. Горпенко, А. Стадником и П. Жигимонтом
диорама «Форсирование Днепра войсками Со-
ветской Армии» и П. Корецким и И. Escrum
неевым диорама «Бой на Одерском плац-
дарме» являются новым словом в развитии
советской батальной живописи. В этих рабо-
тах переданы размах и грандиозность опера-
ций Советской Армии, с большой силой в
этих произведениях раскрыты патриотиче
ские чувства советских воинов, военное
искусство советских полководцев.
Серьезным достижением батальной живопи-
си является большое полотно художника
П. Кривоногова «Победа» — апофеоз Совет
ской Армии, торжество русского оружия, На
картине изображен момент, когда у только
что взятого штурмом рейхстага  советекие
воины торжествуют победу над заклятым вра
гом — водружают знамя над Берлином.
Образы юных советских патриотов, славных
молодогвардейцев с большой теплотой за“
‘печатлел в своей картине «Краенодонцы»
П. Соколов-Скаля. На картине мы видим
‹героев-молодогвардейцев в момент, когда они
слушают по радио доклад товарища Сталина.
Картина Соколова-Скаля — это гимн нашей
молодежи, памятник ее мужеству и героизму,
	Картина Кукрыниксов «Конец» относится
к самым выдающимся произведениям нашей
живописи, созданным в последние годы. Это
произведение большого идейного звучания и
социальной остроты. Кукрыниксы с огромной
художественной  убедительностью сумели
передать B APKMX MU живых образах крах не
мецкого фашизма, крах Гитлеризма.

Советская жанровая живопись также обога-
	тилась рядом интересных полотен. Такова
серия картин о колхозах Киргизии С. Чуй-
кова, «Колхозное стадо» В. Яковлева, «При:
был на каникулы» Ф. Решетникова.

Среди новых произведений советских ху-
дожников мы видим картины, воспевающие
индустриальный труд, показывающие совет-
ский рабочий класс.
	Эта тема успешно решается нашими
плакатистами, которые делают огромное
патриотическое дело, откликаясь — своим
	творчеством на все важнейшие события жиз-
ни советской страны. Советские люди с болк-
шой радостью будут приветствовать присуж-
дение Сталинских премий нашим ведущим
плакатистам В. Иванову, В. Корецкому и
А. Кокорекину за серию политических пла-
катов.
	Все глубже и глубже проникаясь больше
вистской. партийностью и идейностью,
неустанно изучая социалистическую действи-
тельность, творчески осваивая и критически
перерабатывая традиции русской реалисти-
ческой школы, художники уверенно идут к
созданию советской классики, произведений,
правдиво отображающих величие нашей со-
циалистической эпохи.
	Советское изобразительное искусство твер-
по укрепилось на реалистических позициях,
Оно растет и крепнет в борьбе с проявле
ниями и пережитками формализма и ан:
тинародного космополитизма.

Присуждение Сталинских премий за рабо-
ты, созданные советскими художниками в
1948 году, — выражение признания новых
творческих успехов советского изобразитель-
	вого искусства.

П. СЫСОЕВ,

в Ma >. 3. 3.3.3... 3.3. 93333334
	верхностного импрессионизма дымов да про-
водов, имевший большую задачу революцио-
низирования застывшей, заплывшей деревней
психики, —этот первобытный футуризм окон-
чательно утвержден Америкой...
	БЗТОРОЕ. Разделение труда уничтожает
человеческую квалификацию. Капиталист,
отделив и выделив материально дорогой ему
процент рабочих (специалисты, желтые за-
правилы союзов и т. д.), с остальной рабочей
массой обращается как с неисчерпаемым TO-
варом.
	хотим — продадим, хотим —купим. Не с60-
гласитесь работать — выждем, забастуете-
возьмем других. Покорных и способных об-
лагодетельствуем, непокорным -— палки ка-
	зенной полиции, маузеры и кольты детекти-
вов частных контор.
	Умное раздвоение рабочего класса на
обыкновенных и привилегированных, неве-
жество трудом высосанных рабочих, в кото-
рых после хороп1о организованного рабочего
дня не остается силы, нужной даже для
мысли; сравнительное благополучие рабоче-
го, выколачивающего прожиточный ми
мум; несбыточная надежда на богатство
	- Ее Ч Иль №
будущем, смакуемая усердными описаниями
	вышедших из чистильшиков миллиардеров;
настоящие военные крепости на углах мно-
гих улиц — и грозное слово «депортация»...
	ТРЕТЬЕ. Возможно, фантастика. Америка
	жиреет. Люди с двумя миллиончиками дпол-
	ларов считаются ‘небогатыми начинающими
юношами...
	Может статься, что Соединенные Штаты
сообща станут последними вооруженными
защитниками безнадежного буржуазного де-
ла, — тогда история сможет написать хороший,
типа Уэльса, роман «Борьба двух светов»,
		ствии далекой борьбы изучать слабые и
сильные стороны Америки. _
		КРИТИКА .
М БИБЛИОГРАФИЯ
	Позти двадцать четыре года тому назад,
	`21 июля 1925 года, в полицейском помещении
города Лоредо в ожидании переводчика в
течение восьми часов сидел за решеткой
мужчина тридцати лет, шести футов роста,
крепкой комплекции, русский по националь-
ности, родившийся в Багдади, проживающий
постоянно в Москве, внесший залог 500 дол-
ларов и имеющий при себе 637 долларов для
жизни на 6 месяцев.

Так было написано в имевшемся при нем
разрешении иммиграционного отдела департа-
мента труда на в‘езд в Соединенные Штаты.
Этим человеком был Маяковский. После
длиннейшей возни с получением визы в Со-
единенные Штаты. он преодолевал в этот
день последние мытарства, связанные с пре
Ссловутым «в’ездным контингентом» в Амери-
ку. Он пробыл в Соединенных Штатах ровно
три месяца. 28 октября на пароходе «Рошам-
бо» он отплыл из нью-йоркской гавани в
Гавр.

«После полугода езды, пулей бросился в
СССР. Даже в Сан-Франциско (звали © лек-
цией) не поехал», — писал он позднее в авто-
биографии.

Издательство «Советский писатель» недав-
но выпустило (к сожалению, явно недоста-
точным, пятнадцатитысячным, тиражом) пре-
восходную книжку «Маяковский 0б Аме-
рике». :

В этой книге собрано все основное из на-
писанного Маяковским о его американской
поездке и в первую очередь о тех трех меся-
цах, которые он провел в Соединенных Шта-
тах. В книгу вошли знаменитые американ-
ские стихи Маяковского, его очерки «Мое
открытие Америки» и некоторые из его га-
зетных интервью.

Когда читаешь книгу, явственно  чув-
ствуешь бурный темп жизни и работы
Маяковского на протяжении трех месяцев,
проведенных им в Соединенных Штатах, ви-
дишь многотысячные митинги, на которых
он выступал, читаешь его стихи, написанные
в перерывах между митингами, его ин-
тервью, полные гордости,’ великолепного чун-
ства собствекного достоинства могучего пол-
преда Советекой страны, каким он был вею-
ду, где бы он ни появлялся. А главное —
чувствуенть, какой уверенностью в победе
коммунизма дышит каждое слово великого
поэта и великого гражданина своей страны.
Как он тогда, в’ 1925 году, далеко смотрел
вперед, как беспощадно, с точностью хирур-
га, рассекал он внешние ханжеские покровы
американского буржуазного общества и ви-
дел под этими покровами зверскую экеплоа-
тацию трудящихся, циничные попытки под-
купа. верхушки рабочего класса, расовую
дискриминацию и хищнические мечты о ми-
ровом господстве!

«Может статься,— писал Маяковский в
последнем из своих американских очер-
ков, — что Соединенные Штаты сообща ста-
нут последними вооруженными защитни-
ками безнадежного буржуазного цела, — тог-
да история еможет написать хороший, типа
Уэльса, роман «Борьба двух  светов».
Нельзя не поражаться тому, с каким спо-

койным мужеством он смотрел вперед, с ка-
кой глубиной анализировал он современную
ему американскую действительность не толь-
ко В ее реальности, но и в заложенных в ней
тенденциях.

В 1925 году у человека, приехавшего из Со-
ветекого Союза в Соединенные Штаты, не
было еще за спиной ни грандиозного строи-
` тельства пятилеток, ни величественного кол-

хозного строительства, не было еще в его
‚ стране сотен крупнейших в мире заводов,
	которые сушествуют сейчас, не было областей .
	сплошной электрификации, могучих электро-
станций, сотен тысяч километров авиалиний,
тракторных заводов, машиностроительных
гигантов, метрополитена.

Ho этот человек был Маяковеким, «глаша-
таем` коммунизма» и великим патриотом
своего советского отечества. И никакие чуде-
са американской техники или удобства аме-
риканского «сервиса», никакие показные
стороны жизни и быта тогдашней Америки
не могли ни на иоту лишить Маяковского,
как гражданина Советской страны, вооружен-
ного передовыми коммунистическими идея-
ми, чувства великоленного превосходства над
косной при всем своем техницизме, над
идейно убогой в своих господствующих реак-
ционных взглядах, над бесконечно отсталой
по сравнению с Советским Союзом буржуаз-
ной страной — над современными ему Соеди-
ненными Штатами Америки.
			Когда говорят «Америка», воображению
представляются Нью-Йорк, американские дя-
дюшки, мустанги, Кулидж и т. п. принад-
лежности Северо-Американских Соединен-
ных Штатов.

Странно, но верно.

Странно потому, что Америк целых три:
Северная, Центральная и Южная.

С.-А.С.Т. не занимают даже всю Север-
ную-—а вот поди ж ты!—отобрали, присвоили
и вместили название всех Америк.

Верно потому, что право называть себя
Америкой Соединенные Штаты взяли силой,
дредноутами и долларами, нагоняя страх на
соседние республики и колонии.

Только за одно мое короткое трехмесячное
пребывание американцы погромыхивали же-
лезным кулаком перед носом мексиканцев
по поводу мексиканского проекта национали-
зации своих же неот’емлемых земельных
недр; посылали отряды на помощь какому-то
правительству, прогоняемому венецуэльским
народом; недвусмысленно намекали Англии,
что в случае неуплаты долгов может затре-
щать хлебная Канада; того же желали фран-
цузам, и перед конференцией об уплате
французского долга то посыдали своих лет-
чиков в Марокко на помошь французам, то
вдруг становились марокканцелюбцами и из
гуманных соображений отзывали летчиков
обратно.

В переводе на русский: гони монету -— по-
лучишь летчиков.

Что Америка и С.-А.С.1. одно и то же —
знали все. Кулидж только оформил это дель-
це в одном из последних декретов, назвав
себя и только себя американцами. Напрасен
протестующий рев многих десятков респуб-
лик и fame доугих Соединенных Штатов
(например Соединенные штаты Мексики),
образующих Америку.

Слово «Америка» теперь окончательно
аннексировано.

Но что кроется за этим словом?

Что такое Америка, что это за американ-
ская нация, американский дух?..

& + *

Тридцать лет назад В. Г. Короленко, уви-
дев Нью-Йорк, записывал:

«Сквозь‘дымку на берегу виднелись огром-
ные дома в шесть и семь этажей...»

Лет пятнадцать назад Максим Горький,
побывавши в Нью-Йорке, доводит до сведе-
ния:

«Сквозь косой дождь на берегу были вид-
ны дома в пятнадцать и двадцать этажей».

Я бы должен был, чтобы не выходить из
рамок, очевидно, принятых писателями при-
личий, повествовать так:

«Сквозь косой дым можно видеть ничего
себе ‘дома в сорок и пятьдесят этажей...»

А будущий поэт после такого путешествия
запишет”
		Художник К. Финогенов в серии больших
композиционных рисунков развертывает по-
вествование о деятельности товарища
Сталина в годы Великой Отечественной
войны. Художник показывает товарища
Сталина на оборонительных рубежах, в блин-
даже, на танковом заводе, у прямого провода,
за разработкой стратегических планов.
Товариш Сталин изображен в кругу‘ своих
ближайших соратников. В рисунках Финоге-
нова правдиво рассказано о многогранной
деятельности руководителей партии и пра-
вительства в дни суровых испытаний.

Образ молодого Сталина запечатлел в од-
ной из своих иллюстраций к «Антологии гру-
зинской поэзии» Ираклий Тоидзе. Художник
создал вдохновенный образ, овеянный рево-
люционной романтикой. ~
	В монументальной композиции А. Гераси-
мова товарищ Сталин изображен у гроба
своего верного соратника А. А. Жданова.

В другой своей работе А. Герасимов с боль-
Ой теплотой запечатлел образ товарища
В. М. Молотова.

О новых достижениях нашей скульптуры
говорят работы Е. Вучетича, Н. Томского и
А, Кибальникова.

В портретах Героев Советского Corsa
Т. Хрюкина. (скульптор Е. Вучетич), И; Ко-
жедуба, П. Покрышева‘и А. Смирнова
(скульптор, Н. Томский) и Героя Социалисти-
ческого Труда Назарали Ниязова (скульптор
Е. Вучетич) воплощены лучшие качества
советских людей. Эти портреты — глубоко
реалистические произведения, в которых рас-
крываются внутреннее богатство советских
людей, их высокие моральные качества.

Молодой саратовский скульптор А. Кибаль-
пиков воплотил в скульптурном портрете жи-
вой и яркий образ великого русского револю-
ционера-демократа Н. Г. Чернышевского.

Групповым портретом и исторической кар-
тиной одновременно является полотно моло-
дого живописца, только что окончившего Ху-
дожественный институт, И. Сорокина—<А. С.
Попов демонстрирует адмиралу Макарову
первую в мире радиостанцию». Картина Со-
	> 55 4. <
		Их нужно чаще перечитывать писателям,
беря с Маяковского высокий пример страст-
ного партийного отношения к работе литера-
тора.

Стихи Маяковского об Америке вместе с
его очерками -- это страстная проповедь ком-
мунизма. Они проникнуты высочайшим ду-
хом советского патриотизма. Они освещены
высоким горением идей пролетарского ин-
тернационализма. Они являют собой пример
того, как советский челокек и писатель, во-
оруженный передовыми идеями Ленина —
Сталина, сверху вниз емотрит на буржуаз-
ный торгашеский мир, беспощадно тазобла-
чает его, срывает с нег» всези всяческие
маски, борЯясй за счастье трудящихся на всем
земном шаре. ye

У советских

собственная TOPAOCTE:
на буржуев

смотрим свысока!

Ни один советский поэт и писатель не
имеет права пройти мимо того великолепно-
го опыта, каким Маяковский обогатил совет-
скую литературу своими стихами и очерка-
ми об Америке. Он, руководствуясь ленинско-
сталинским учением, создал в советской ли-
тературе передовую благородную традицию
отношения к зарубежной буржуазной дей-
ствительности — отношения, основанного на
великом сочувствии к трудящимся и беспо-
щадной ненависти к эксплоататорам, на
убийственном презрении передового челове-
ка передового общества к варварским обще-
ственным порядкам и нормам` отсталого бур-
жуазного строя. —
		осмеливающихся на борьбу профессиональ-
ных союзов.

Я видел в первый день приезда в Чикаго,
в холод и проливной дождь, такую дикую
картину.

Вокруг огромного фабричного ‘здания без
остановок ходят мокрые, худые, продрогшие
люди, с мостовых зорко смотрят рослые,
жирные, промакинтошенные полисмены.

На фабрике забастовка. Рабочие должны
отгонять штрейкбрехеров и оповещать наня-
тых обманным путем,
	Но останавливаться они не имеют права—
остановившегося арестует полиция на осно-
вании законов против пикетчиков. Говори-—-

на ходу, бей—на ходу. Своеобразный десяти-
часовой скороходный рабочий день.
	Неменьшая острота и национальных взаи-
моотношений Америки. Я писал уже о массе
иностранцев в Америке (она вся, конечно,
об единение иностранцев для эксплоатации,
спекуляции и торговли),— они живут десят-
ками лет, не теряя ни языка, ни обычаев.
	В евреиском Нью-Йорке на новый год, сов-
	сем как в Шавлях, увидишь молодых людей
	и девушек, разодетых не то для свадьбы, не
то для раскрашенной фотографии: лакиро-
ванные башмаки, оранжевые чулки, белое
кружевное платье, пестрый платок и испан-
ский гребень в волосах-для женщин; а для
мужчин при тех же туфлях какая-то помесь
из сюртука, пиджака и смокинга. И на жи-
воте или настоящего или американского зэ-
лота цепь—размером и весом цепей, закры-
вающих черный ход от бандитов. На помс-
гающих службе полосатые шали. У детей
сотни поздравительных открыток с сердцами
и голубками, —открыток, от которых в эти
дни беременеют все почтальоны Нью-Йорка
и которые являются единственным предмс-
том широкого потребления всех универсаль-
ных магазинов во все предпраздничные дни.
	В другом районе так же обособленно жи-
вут русские, и американцы ходят в антиквар-
	ные магазины этого района покупать экзоти-
ческий самовар.
	Язык Америки-—это воображаемый язык
Вавилонского столпотворения, с той только
разницей, что там мешали языки, чтоб ни-
кто не понимал, а здесь мешают, чтоб пони-
мали все. В результате из английского, ска-
жем, языка получается язык, который пони-
мают все нации, кроме англичан.
	Недаром, говорят, в китайских лавках вы
найдете надписи:
	«Здесь .
говорят по-английски
и понимают по-американски»
	..Американцем называет себя белый, кото-
рый даже еврея считает чернокожим, негру
не подает руки; увидев негра с белой жен-
щиной, негра револьвером гонит домой; сам
безнаказанно насилует негритянских дево-
чек, а негра, приблизившегося к белой жен-
ине, судит судом Линча, т. е. обрывает ему
руки, ноги и живого жарит на костре...
	Почему американцами считать этих, а не
негров, например?
	Негров, от которых идет и так называемый
амсриканский танец-—фокс и шимми и аме-
риканский джаз! Негров, которые издают
многие прекрасные журналы, например
«Opportunity». Herpos, которые стараются най-
ти и находят свою связь с культурой мира,
считая Пушкина, Александра Дюма, худож-
ника Генри Тэна и других работниками сво-
ей культуры...
	Дух, в том числе и американский, вешь
бестелая, даже почти не вешь: контор не на-
нимает, экспортируется слабо, тоннажа не
занимает-и если что сам потребляет, то

только виски, и то не американское, а при-
возное.
	Ноэтому духом интересуются мало, и то в
последнее время, когда у буржуазии после
разбойничьего периода эксплоатации появи-
лось некоторое спокойное, уверенное добро-
дущие, некоторый жировой слой буржуазных
поэтов, философов, художников.
	Американцы завидуют европейским сти-
лям. Они отлично понимают, что за свои
деньги они могли бы иметь` не четырна-
дцать, а хоть двадцать восемь Людовиков, а
спешка и привычка к точному осуществле-
нию намеченного не дают им желания и врс-
мени ждать, пока сегодняшняя стройка утря-
сется в американский стиль. Поэтому амери-
канцы закупают художественную Европу —
и произведения и артистов, дико украшая
сороковые этажи каким-нибудь ренессансом,
не интересуясь тем, что эти статуэтки да
завитушки хороши для шестиэтажных, а
выше незаметны вовсе. Помешать же ниже
эти стильные финтифлюшки нельзя, так как
они будут мешать рекламам, вывескам и
другим полезным вешам.
	Верхом стильного безобразия кажется мне
один дом около публичной библиотеки: весь
гладкий, экономный, стройный, черный, но
	с острой крышей, выкрашенной для красоты
золотом.
зо
	«fia обратном безлюдии я старался офор-
мить основные американские впечатления,
ПЕРВОЕ. Футуризм голой техники, по-
	Типография газеты «Правда» имени Сталина.
		В городах иногда появляются известия,
что такой-то куксин вождь убил такого-то и
еще не пойман, другой (без фамилии) изна-
силовал уже третью девушку и выкинул из
автомобиля и тоже ходит по городу без ма-
лейшего признака кандалов. Рядом с боевой
клановской организацией—мирные  масон-
ские. Сто тысяч масонов в пестрых воеточ-
	ных костюмах в свой предпраздничный день
	бродят по улицам Филадельфии.
	Эта армия еще сохранила ложи и иерар-
хию, попрежнему об’ясняется таинственными
жестами, манипулированием каким-то паль-
цем у какой-то жилетной пуговицы, рисует
при встречах таинственные значки, но на
деле в большей своей части давно стала
своеобразным учраспредом крупных’ торгов-
цев и фабрикантов, назначающим министров
и важнейших чиновников страны. Дико,
	должно быть, видеть это средневековье, ше.
	ствующее по филадельфийским улицам под
окнами типографии газеты «Тре Filadelfia
Inquirer», выкидывающей ротационками
450 000 газет в час.

Рядом с этой теплой компанийкойр—стран-
ное существование легализованной, очевид-
но, для верности наблюдения, рабочей ком-
партии Америки и более чем странное —
	~«Pomam6o» вошел в Гавр. Безграмотные
домики, которые только по пальцам желают
считать этажи, на час расстояния гавань, а
когда мы уже прикручивались, берег усеял-
ся оборванными калеками, мальчишками.

С парохода кидали ненужные центы (счи-
тается — «счастье»), и мальчишки, давя друг
друга, дорывая изодранные рубахи зубами
и пальцами, впивались в медяки.

Американцы жирно посмеивзались с палу-
бы и щелкали моментальными.
	Эти нищие встают передо мной символом
грядущей Европы, если она не бросит пре-

ere Tern mee ВИ В, ре
	=

“MBIKATHCH перед американской и _ веякой
другой деньгой...
	ия SST
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.
		Адрес редакции: Мосива, Старая площадь, дом 4, комн. 258. Телефоны: К 6-63-60, 13-30-52.