ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯИТЕСЬ!
	Об издании школьных учебников
на 1949/50 учебный год
	Совет Министров ‘Союза ССР принял постановление «Об издании
школьных учебников на 1949/50 учебный год».

Совет Министров СССР отметил, что за последние годы достигнуто
значительное расптирение выпуска школьных учебников. В 1946—1948 го-
дах для школ СССР выпущено 330 млн. экземпляров учебников. Однако
во многих союзных и автономных республиках издание учебников отстает
от роста сети школ и количества учащихся. Это приводит к тому, что
часть учащихся, особенно старших классов семилетних и средних школ,
не обеспечена‘ необходимыми учебниками.

В целях полного и своевременного обеспечения ‘учащихся начальных,
семилетних и средних школ учебниками Совет Министров установил
план издания учебников на 1949/50 учебный год в количестве 174.045 тыс.
экземпляров, в том числе в РСФСР должно быть издано 100,1 млн. экз.
учебников (из них Учпедгизом Министерства просвещения РСФСР - 94
млн. экз. и издательствами автономных республик и областей — 6,1 млн.
экз.), в УССР - 40,3 млн. экз., в БССР -— 5 млн. экз, в Узбекской ССР —
1,2 млн. экз. в Казахской ССР - 3,6.млн. экз., в Грузинской ССР — 3,1 млн.
экз., в Азербайджанской ССР — 2,1 млн. экз., в Литовской ССР - 1,4 млн.
экз., в Молдавской ССР - 1,5 м—н. экз., в Латвийской ССР -— 14 млн. экз.,
в Киргизекой ССР - 1,1 млн. экз., в Таджикской ССР - 1,4 млн. экз., в Ар-
мянской ССР — 2.4 млн. экз., в Туркменской ССР - 1,5 млн. экз., в Эетон-
ской ССР -— 1,3 млн. экз. и в Карело-Финской ССР — 45 тыс. экземпляров.

Для обеспечения выпуска школьных учебников, а также наглядных по-
собий и учебно-методической литературы на 1949/50 учебный год Совет
Министров СССР обязал Министерство лесной и бумажной промышленно-
сти СССР и Министерство легкой промышленности СССР поставить до
1 сентября 1949 г. союзным республикам равномерно по месяцам выделен-
ные по фондам на 1949 год бумагу, картон и переплетный коленкор.

Главное управление по делам полиграфической промышленности, из-
дательств и книжной торговли при Совете Министров СССР обязано при-
нять необходимые меры по значительному улучшению качества полигра-
фического исполнения школьных учебников, издаваемых в текушем году,
и обеспечить издательства, выпускающие школьные учебники, цинкограф-
скими копиями рисунков комплектно для каждого учебника по согласо-

ванным с издательствами заявкам и срокам, а также поставлять им вы-
сококачественные типографские краски.

Совет Министров СССР. предложил Министерству лесной и ‘бумажной
промышленности СССР поставлять для школьных учебников глазиро-
ванную типографскую бумагу и обложечную ymary типа альбомной в
разнообразных светлых распветках.
	Совет Министров СССР обязал Главное управление по делам поли-
	графической промышленности, издательств и книжной торговли при Со-
вете Министров СССР, Центросоюз и Советы Министров союзных рес-
публик обеспечить своевременную доставку учебников на места и орга-
низовать с 15 августа. 1949 г. повсеместную продажу их в школах.
Контроль за доставкой учебников в школы возложен на Министерства
просвещения союзных и автономных республик.

Совет Министров СССР обязал Министерство путей сообщения при-
нимать повсеместно от книготорговых организаций грузы с учебниками
к отправке их всеми видами перевозок, включая перевозки товарными
ускоренными поездами и багажом до 200 кг. на один поезд, обеспечивая
внеочередную отправку. Министерство связи обязано принимать повсе-
местно от книготорговых организаций почтовые посылки с учебниками
весом до 8 кг., обеспечив внеочередную доставку их по назначению.
	Советы Министров союзных и автономных республик, краевые и об-
ластные исполкомы Советов депутатов трудящихся обязаны предостав-
лять книготорговым организациям пригодные помещения для хранения
накапливаемых учебников к началу учебного года, а также необходимый
транспорт для доставки учебников в населенные пункты республик, кра-
	Госбанк обязан предоставить Главному управлению по делам поли-
графической промышленности, издательств и книжной торговли при
Совете Министров СССР и другим книготорговым организациям по их
заявкам специальный кредит под накопление учебников к началу
1949/50 учебного года с погашением не позднее 1 ноября 1949 г.

Совет Министров СССР утвердил план распределения на 1949 год
школьных учебников. на русском языке по союзным республикам.

Учитывая, что существующая полистная система оплаты авторов за
составление учебников не стимулирует их к созданию высококачествен-
ных, небольцгих по об’ему стабильных учебников, Совет Министров СССР
обязал Главное управление по делам полиграфической промышленности,
издательств и книжной торговли при Совете Министров СССР в двух-
месячный срок разработать и представить на рассмотрение Совета Ми-
нистров СССР новый порядок оплаты авторов за составление учебников.
Размеры вознаграждения авторов устанавливать в зависимости от ка-
чества учебников, доступности изложения материала, полного его соот-
ветствия учебным планам и программам и соблюдения педагогически
	обоснованного об’ема.
		АБТУРВ

ил
		Газета Отдела пропаганды и агитации Центрального Комитета ВКП (6)

Ср
	ела, 11 мая 1949 г.

Огромный успех Займа
	четвер71010 1004
мослевоенной иятилетки
	19 мая закончилась в связи со зна-
чительным превышением установ-
	‘ленной суммы подписка Ha Четвер-
	тый государственный заем восста-
новления и развития народного
хозяйства СССР. Выпущенный 3 мая
1949 года на сумму 20 миллиардов
рублей, заем был размещен к исходу
8 мая с. г. на 23 миллиарда 825 мил-
лионов 770. тысяч рублей.

Огромный успех Займа четвертого
года послевоенной сталинской пяти-
летки — яВкая демонстрация совет-
ского патриотизма.
	ДЕКАДА КАЗАХСКОЙ
СОВЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
	Вчера в Большом зале Московской
консерватории состоялось  торже-
ственное открытие декады казахской
литературы. Вечер открыл писатель
Б. Горбатов. Вступительное слово
о достижениях казахской литера-
туры произнес председатель пре-
зидиума Союза советских писателей
Казахстана т. С. Муканов.

С чтением своих стиховвыступили
казахские поэты А. Токмагамбетов,
Г. Жароков, А. Тажибаев, Х. Бекхо-
жин, Г. Орманов, Ж. Саин и народ-
ный акын Казахстана Нартай.

Вечер закончилея концертом ка-
захских артистов.
	ФИЛЬМ «СТАЛИНГРАДСКАЯ
БИТВА, НА ЭКРАНАХ
	В Москве и во многих городах
страны с большим успехом демон-
стрируется художественно-докумен-
тальный фильм «Сталинградская
битва». За два дня только в Москве
новое выдающееся произведение со-
ветского киноискусства просмотре-
ли несколько сот тысяч зрителей.
Ряд предприятий и учреждений сто-
лицы организует коллективный
просмотр кинофильма «Сталинград-
ская битва».

В гор. Сталинграде за первые дни
фильм просмотрели свыше ста ты-
	Успешно завершить учебный гол
в советской школе
		Эти недостатки должны быть устранены на предстоя-
щих экзаменах. Необходимо повысить научный и идей-
но-политический уровень проверки знаний учащихся,
выявлять умение учашихся старших классов связывать
теорию с практикой, проверять понимание ими значения
науки для дальнейшего роста и развития нашей страны.
Так, например, экзамены по ботанике, зоологии и особен-
но по основам дарвинизма должны показать, что сделано
школами в результате годичной работы по перестройке
преподавания биологических наук на основе мичурин-
ского учения.

В национальных школах союзных и автономных рес-
публик серьезное внимание должно быть уделено провер-
ке усвоения учашимися русского языка, являющегося
могучим средством общения между народами СССР.
Необходимо избежать повторения ошибок прошлого года,
когда во многих школах к проверке знаний учашихся
по русскому языку подходили формально, а кое-где счи-
талось даже нормальным отсутствие у учащихся нацио-
нальных школ должной грамотности по русскому языку,
навыков сознательного беглого чтения, умения правиль-
но писать и говорить по-русски.

Важнейшей задачей отделов народного образования,
партийных и советских органов является осуществление
строгого контроля за выполнением школами установлен-
ного порядка проведения выпускных и переводных экза-
менов. Нарушение государетвенных установок в проведе-
нии экзаменов, имевшее место в прошлом учебном году,
не дает возможности составить об’ективно правильное
представление об итогах работы школ и снижает значение
экзаменов как заключительной формы проверки качества
знаний учащихся. Чтобы получить на экзаменах дей-
ствительно полную и об’ективную картину итогов работы
школы, необходимо создать для учащихся спокойную,
деловую обстановку. На основе опыта прошлых лет необ-
ходимо устранить все, что может мешать учащимся
выявить свои подлинные знания, приобретенные в тече-
ние учебного года.

В прошлом учебном году некоторые местные органы
печати, отделы народного образования и руководители
школ становились на путь создания излишне нервозной
обстановки в период проведения экзаменов, заявляя, что
экзамены являются средством проверки моральных ка-
честв каждого ученика, забывали при этом об основах
педагогики, требующей строго учитывать возрастные
особенности учащихся.

Опыт лучших школ и учителей, выявившийся на
экзаменах, необходимо широко освещать в печати, делать
его предметом всестороннего обсуждения на учительских
совещаниях. В республиках, областях, краях и районах
целесообразно организовать проведение совещаний учи-
телей по пропаганде опыта лучших учителей, не имеющих
второгодников, а также совещания преподавателей от-
дельных учебных предметов с выступлениями лучших
учителей, добившихся образцовых показателей в своей
работе. Центральные и местные газеты должны бистема-
тически освещать ход и итоги экзаменов, широко пока-
зывать опыт школ и учителей, достойных высокой
оценки.

Большая роль в подготовке к экзаменам принадлежит
	комсомольским организациям, об’елиняющим передовую, _
	наиболее сознательную часть учащихся. Комсомольцы
должны быть образцом организованности и дисциплини-
рованноети в выполнении всех обязанностей, которые
	налагает на учаитихся заключительный этап учебного
	года, — безукоризненное выполнение заданий по повто-
рению учебного материала, полная самостоятельность в
выполнении экзаменационных работ, оказание помоши
своим товарищам, имеющим пробелы в знаниях.

Четко и организованно завершить текущий учебный
год, развернуть всестороннюю подготовку школ к 1949/50
	` учебному году, добиться новых успехов в работе совет-
	ской школы по воспитанию культурных, образованных
граждан социалистического общества, активных борцов
за коммунизм — важнейшая задача партийных, советских
и комсомольских организаций, всех работников народно-
го образования.
	Через десять дней в школах страны качинаются вы-
пускные экзамены и переводные испытания, которые
будут держать миллионы учащихся. Сотни тысяч уча-
щихся оканчивают средние школы и получают аттестат
зрелости. Выпускные экзамены и переводные испытания
в советской школе — это большое и важное дело, имею-
щее общегосударственное значение.
	Большевистская партия и советское правительство про-
являют огромную заботу о школе и советских учителях,
призванных воспитывать молодое поколение в духе ком-
мунизма. Великие вожди большевистской партии и совет-
ского народа Ленин и Сталин учат, что народное образо-
вание, осуществление культурной революции является

одним из важных условий строительства коммунистиче-
ского общества.

В докладе на ХУИ с’езде ВКП(б) товарищ Сталин
особо подчеркивал тот факт, что СССР становится «стра-
ной грамотной и культурной, покрытой громадной сетью

высших, средних и низших школ, действующих на язы-
ках национальностей СССР». к
	За последние годы в нашей стране достигнуты поисти-
не огромные успехи в деле народного образования.
Ярким показатёлем гигантского размаха народного про-
свещения в СССР является тот факт, что в текущем
году страна приступает к осуществлению всеобщего
семилетнего обучения. Ассигнования на народное просве-
щение составляют в текущем году свыше 60 миллиарлов
рублей, для школ будет издано более 174 миллионов
экземпляров Учебников.
	Нод руководством партии и правительства советская
школа неуклонно идет по пути под’ема, по пути дальней-
шего улучшения своей учебно-воспитательной работы.
Огромное влияние на улучшение качества обучения и
воспитания учащихся оказало введение выпускных экза-
менов и переводных испытаний. Экзамены повышают
ответственность учителей за результаты своей работы в
течение года, побуждают учащихся к более глубокому и
основательному усвоению учебного материала. Знания
учащихся улучшаются из года в год. Во всех областях,
краях и республиках множится количество учителей,
завершающих учебный год без второгодников,
	Нет никакого сомнения в том, что предстоящие экза-
мены и переводные испытания покажут дальнейшие
успехи советской школы в подготовке юношей и деву-
шек, хорошо вооруженных основами наук, проникнутых
чувством советского патриотизма, беззаветной преданно-
сти своей социалистической Родине, великому делу
Ленина — Сталина.
	Выпускные экзамены и переводные испытания яв-
ляются важнейшим этапом в жизни школы. Они’ дают
возможность подвести итоги годичной работы по обуче-
нию и воспитанию учащихся, установить, где и в чем
школа продвигается вперед, где она отстает от требова-
ний жизни, на что в дальнейшей ее работе следует т
тить особое внимание.

Экзамены и испытания являются не только средством
проверки качества знаний учащихся, но и смотром ра-
боты школы в целом, проверкой работы органов народ-
ного образования, несущих ответственность за положе-
ние дела в школах. От руководителей школ и учителей
требуются полная об’ективность в выявлении знаний
учащихся, способность правильно оценить итоги своей
работы, не замазывать имеющихся: недостатков.

Проверка знаний учащихся должна проводиться в
строгом соответствии с программами школы. Требования,
не предусмотренные программами и экзаменационными
билетами, не могут быть пред’явлены к учащимся, равно
как не может быть допущено занижение требований к
ним, отступление от государственных программ. Практи-
ка прошлых лет показывает, что нередко экзаменацион-
ные комиссии на устных экзаменах по истории и
литературе удовлетворялись поверхностным изложением
учащимися фактических данных науки без их анализа,
без зыводов и обобщений, имеющих важное значе-
	ние и подтверждающих усвоение учащимися идеи-_
	ной сущности изученного материала. При проверке
знаний учащихся по физике, химии и биологии комис-
сии в некоторых школах не требовали выполнения лабо-

раторных практических работ.
	В школах страны завершается узебный
год. Тколы вступают в ответственный пе-
	риод проведения выпускных экзаменов и
переводных испытаний, государственной про-
верки результатов работы за год.

Истекший год полон больших и серьезных
событий в жизни советской школы. Учебные
занятия почти повсеместно начались и про-
водились организованнее предыдущих лет.
С огромным энтузиазмом встретили работ-
ники школ и вся страна массовое награжде-
ние учительства за выслугу лет и безупреч-
ную работу, осуществленное в соответствии
с Указом Президиума Верховного Совета
СССР от 12 февраля прошлого года. Высокую
награду правительства получили в истек-
шем году более 100 тысяч учителей. Проявле-
ниём величайшей заботы партии и прави-
тельства о народном учителе явилось даль-
нейшее значительное повышение заработной
платы учителей, увеличение размера пенсий
за выслугу лет, предоставление ряда допол-
нительных льгот учителям, работающим в
сельской местности.

Ответом на эту заботу партии и правитель-
ства явилось горячее стремление всей армии
учительства работать лучше, самоотвержен-
нее, квалифицированнее,

Школы вооружены в этом году новыми
важнейшими постановлениями ЦК ВКП‹б)
и правительства по коренным вопросам
учебно-воспитательной работы.

В связи © итогами сессии Всесоюзной ака-
демии сельскохозяйственных наук имени
В. И. Ленина ЦК ВКП(б) обязал министер-
ства просвещения союзных республик корен-
ным образом перестроить преподавание био-
логических дисциплин на основе мичурин-
ского учения, являющегося новым, высшим
этапом в развитии материалистической био-
логии. Перед органами народного образова-
ния была поставлена задача покончить с
ошибками менделистско-морганистского ха-
рактера, имевшимися в преподавании есте-
ствознания, повысить научно-теоретический
уровень преподавания биологических дисцип-
лин в школах, значительно усилить практи-
ческую работу учащихся, воспитывая из них
послелователей и продолжателей дела Ми-
чурина, смелых преобразователей природы.

Глубокая забота партии о правильной
организации всей работы школ нашла свое
выражение в постановлении пк вкибб)
«О мерах по устранению перегрузки школь-
ников общественной и другой неучебной
работой». Подчеркивая большое значение
общественной и внешкольной работы уча-
шихся, как важной составной части комму-
нистического воспитания, Центральный Ко-
митсот ВКП(б) осудил неправильную практи-
ку перегрузки учащихся неучебной работой,
В этом решении ЦК ВКП(б) предложил
ликвидировать перегрузку учащихся, подчи-
нить обшественную и другую неучебную ра-
боту в школе основным учебно-воспита-
тельным залачам, повысить ответственность
директоров школ, органов народного образо-
вания и комсомола за правильную организа-
цию общественной и внешкольной работы
	eee OE Eee ES OE eee ee ee Or

ев, ооластейи и районов.
сяч зрителей.

ас ана
	Подготовка к 150-летию
со дня рождения А. С. Пушкина
	По всей стране идет ^деятельная
подготовка к знаменатёльному юби-
лею -— 150-летию со дня рождения ве-
ликого поэта А. С. Пушкина.

Государственный литературный
музей выпускает для Домов культу-
ры, клубов и школ портативные
выставки «Жизнь и творчество
А. С. Пушкина». Кроме выставки,
выпускаются альбом, который мо-
жет служить наглядным пособием
при чтении лекций о Пушкине,
портреты поэта, плакаты и т. д.
	 Геатры страны отмечают 150-летие
со дня рождения поэта пьесами co-
ветских писателей о Пушкине, а так-
же спектаклями на темы пушкинских
произведений.
	Придавая большое государственное значение делу полного и свое-
временного обеспечения школ учебниками, Совет Министров Союза ССР
обязал Советы Министров союзных и автономных республик оказать не-
обходимую помощь Министерствам просвещения, издательствам и кни-
готорговым организациям и установить контроль за ходом издания учеб-
ников и доведением их до школ. и

городах, но и на селе. Культурное и полити-
ческое значение этого факта огромно. Это но-
вый, важнейший шаг в осуществлении куль-
турной революции в нашей стране. Выпол-
нение этой задачи потребует от партий-
ных организаций и органов народного обра-
зования огромной, ло деталей продуманной,
четко организованной работы.

Подготовка к новому учебному году — раз-
носторонняя и сложная задача. Надо сочетать
организационно-хозяйственные мероприя-
тия с разработкой и проведением мер, опре
деляющих содержание и качество учебно-
воспитательной работы школ, }

Ряд назревших вопросов настоятельно тре-
бует своего разрешения со стороны мини-
стерств просвещения. Должна быть осущест
влена, наконец, разгрузка программ от излиш-
него, второстепенного материала, чрезмерно
перегружающего школьников. Должны бытьо
пересмотрены существующие. стабильные
учебники и разработаны перспективные, пла-
ны создания в необходимых случаях новых
стабильных учебников, полностью отвечаю-
щих современным повышенным требованиям
и небольших по об’ему. Необходимо разрабо-
тать вопрос об изменениях в учебных планах
школ в связи с переходом на семилетний
‚всеобуч. Особо. следует рассмотреть учебные
планы национальных школ автономных и
союзных республик с тем, чтобы создать наи-
лучшие условия для повышения качества
изучения в них русского языка и языка дан-
ной республики. Необходимо шире и плано-
мернее осуществлять работу по подготовке и
расстановке новых педагогических кадров и
повышению квалификации действующих
кадров, максимально интенсивно использовав
для этого, в частности, каникулярный период.
Надо вооружить школы ясным пониманием
задач борьбы за высокий уровень знаний и
на этой основе возможности преодоления вто-
рогодничества. При этом следует избегать
как недооценки значения борьбы за преодо-
ление второгодничества, которую допускала
в некоторых из опубликованных статей «Учи-
тельская газета», так и попыток администра-
тивного решения этой сложной педагогиче-
ской проблемы, допущенных ’исполкомом
Куйбышевского областного Совета депутатов
трудящихся, необдуманно поставившим пе-
ред учительством области в своем решении
от 23 февраля 1949 г. задачу ликвидации вто-
рогодничества в этом году.

Министерствам просвещения и Академии
педагогических наук следует на основе уже
накопивегося опыта разработать и подверг
нуть обсуждению принципы подготовки уча-
щихся школ к практической деятельности,

Творческая разработка этих вопросов долж-
на осуществляться под руководством партий-
ных органов с широким привлечением акти-
ва учителей,

Работа школы должна из года в год подни-
маться на все более высокий уровень в борьбе
за осуществление. стоящей перед нею зада-
чи — воспитания поколения всесторонне раз-
витых, активных и сознательных строителей
коммунизма.
	Работу школ —пма высшую ст

$®>®
Л. ДУБРОВИНА
	ций, направленные прежде всего на повыше-
ние качества обучения, на глубокое усвоение
учащимися основ наук, на воспитание у них
высокой коммунистической морали, на пре
одоление встречающихся еще у отдельных
учащихся отсталых настроений и поступков,
не совместимых © высокими принципами
советской школы, самой передовой и самой
прогрессивной школы в мире.

Комсомольские и пионерские организации,
органы народного образования и вся масса
учительства должны сделать для себя все
необходимые выводы из решений ХТ сезда
ВЛКСМ, рассматривая их, как боевую кон-
кретную программу об’единения усилий
школы и комсомола в борьбе за воспитание
поколения, достойного нашей сталинской
эпохи.

Советская школа является народной шко-
лой в подлинном и глубоком смысле этого
слова. Выражением этого является отеческое,
заботливое отношение всего советского на-
рода к нуждам и потребностям школы. За
истекший год эта забота нашла свое яркое
выражение в развернувшемся во многих
районах, краях, областях и республиках 50-
циалистическом соревновании за лучшую
подготовку школ к учебному году, за укреп-
ление учебно-материальной базы школ;

Забота о школе принимает подлинно всена-
родный характер. Одним из проявлений это-
го является все больший размах строитель-
ства новых школ на селе, осуществляемого
силами колхозов методом народной стройки.
Более двух тысяч школ, по далеко‘не пол-
ным данным, было отстроено по стране
колхозами и колхозниками только за прои!-
лый год. Еше больший размах приобретает
строительство школ, в текушем году. Только
в Белоруссии намечено строительство в этом
году методом народной стройки более ты-
сячи школ.

Истекший год прошел под знаком дальней-
шего роста и укрепления советской школы,
повышения внимания к её нуждам, улучше-
ния качества ее учебно-воспитательной рабо-
ты. Чрезвычайно важно вдумчиво и глубоко
изучить итоги года, проанализировать идей-
но-теоретический уровень преподавания каж-
дой отдельной учебной дисциплины, дать
об’ективную оценку качества знаний учащих-
ся каждого года обучения, по каждому пред-
мету, обобщить и сделать достоянием всей
массы учительства лучший, передовой опыт
мастеров педагогического дела, достижения
лучших школ в деле обучения и коммуни-
стического воспитания детей.

Предстоящие экзамены — лучшая возмож-
	учащихся, укрепить. порядок и дисциплину
в школе.

Важнейшее значение имеет принятое в те-
кущем году постановление Совета Минист-
ров СССР об издании школьных учебников
на 1949/50 учебный год. Утвержденная пра-
вительством про рамма издания для школ в
текущем году свыше 174 миллионов учебни-
ков (что в полтора раза превышает програм-
му прошлого года) означает, что все учащие-
ся школ Советского Союза должны быть
обеспечены полным комплектом необходи-
мых им учебников на русском языке и на
	языке каждой республики. В настоящее вре-
	мя уже отпечатано по плану 1943 года около
80 миллионов экземпляров учебников.

Наша школа окружена повседневным
вниманием партийных организаций. Значи-
тельное место заняли вопросы народного
образования на недавно прошеднтих с’ездах
коммунистических партий союзных респуб-
лик, Работа органов народного образования,
состояние учебно-воспитательной работы в
школах подверглись на с’ездах острой и
принципиальной большевистской критике.
Наряду с этим в решениях с’ездов были
определены новые задачи, над которыми
должны работать партийные организации и
органы народного образования в борьбе за
дальнейший рост и развитие школы.

ХУТ! сезд коммунистической партии Укра-
инской ССР поставил вопрос о проведении
в ближайшие годы всеобщего обязательного
семилетнего обучения на селе и десятилет-
него всеобщего обучения в городах и рабс-
чих поселках. На ХУП с’езде большевиков
Азербайджанской ССР был поставлен во
всем его важнейшем, принципиальном зна-
чении вопросе о необходимости значительно-
го улучшения качества преподавания рус-
ского языка в национальных школах респуб-
лики. Подчеркнуто было огромное значение
овладения учащимися всех национальностей
русским языком, русской культурой, как
могучим средством общения между народами
нашей многонаипиональной Родины.
	Претворение в жизнь решений с’ездов ком-
мунистических партий союзных республик
несомненно обеспечит под’ем работы школ
и уровень партийного руководства ими на
новую, высшую ступень.

Важное значение для улучшения работы
советской школы имеют решения недавно
закончившего свою работу ХТ сезда ВЛКСМ
о работе комсомола в школе,

ХТ сезд ВАКСМ еще раз со всей отчетли-
востью подчеркнул, что работа комсомола в
школе должна быть подчинена основным
учебно-воспитательным задачам школы.
В решении, принятом с’ездом по вопросу о
работе комсомола в школе, определены со-
держание, формы и методы работы школь-
ных комсомольских и пионерских организа-
	ность для всестороннего ознакомления с
итогами работы школ за год. Партийным ор-
ганизациям и органам народного образования
необходимо не только обеспечить четкую ор-
ганизацию экзаменов, правильное их прове-
дение, контроль за строгим соблюдением
установленных критериев оценки знаний
учащихся, но и заранее продумать и обеспе-
чить квалифицированное обобщение итого-
вого материала. В состав экзаменационных
комиссий и для обобщения итогов работы
школ следует шире привлекать профессоров
и преподавателей высших учебных заведе-
ний, ученых, специалистов в той или иной
области знания и социалистического строи-
тельства, актив лучших, опытных и талантли-
вых учителей.

Положительный опыт, накопленный за по-
следние годы, поможет провести экзамены в
этом году в спокойной, уверенной, деловой
обстановке. И учителя и учащиеся придут на
экзамены с полным пониманием своей ответ-
ственности. Нелишне в этой связи еше раз
подчеркнуть вредность и ошибочноеть Mpo-
никающих иной раз на страницы печати, про-
пагандируемых отдельными работниками
министерств просвещения и школ утверж-
дений, что если некоторые ученики учатся
ниже своих возможностей, то.они не настоя-
щие советские патриоты. Такое недопустимое
использование священного понятия совет-
ского патриотизма, являющегося неот’емле-
мой чертой советских школьников, ничего,
кроме путаницы и вреда, принести не может.
Не случайно еще в прошлом году «Правда»
поправляла по этому вопросу некоторые мест-
ные и центральные органы печати.

Внимательный и вдумчивый анализ итогов
учебного года должен сочетаться партийны-
ми и советскими органами и отделами народ-
ного образования с активной подготовкой но-
вого учебного года, с созданием всех необхо-
димых условий для дальнейшего под’ема ра-
боты школ на новую, высшую ступень,
	Нодготовка к 1949/50 учебному году раз-
вернулась значительно раньше, чем в преды-
дущие годы. В большинстве республик, краев
и областей уже разработаны планы практиче-
ских мероприятий и началось их претворе
ние в жизнь на основе широко развертываю-
шегося социалистического соревнования. Яс-
но, что именно заблаговременная подготовка
к учебному году может предупредить неиз-
бежную спешку, опаздывание и недоброкаче-
ственность подготовки к учебным занятиям
школ.

В этом году подготовка к новому учебному
году приобретает особое значение. По поста-
новлению правительства все учащиеся, кон-
чающие 4-е классы, должны быть приняты в
5-е классы семилетних или средних школ. Это
практически означает начало осуществления
всеобщего семилетнего обучения не только в