21 апреля 1949 nr, № 11 (103)
	Дворец культуры автозавова
имени Я. В. Стали
	Сталинских премий, выступают артисты
Д. Журавлев, В. Аксенов, Н. Першин, С. Ко-
чарян, Э. Каминка и другие. С огромным
успехом прошли вечера художественного
слова, так называемые «литературные сре-
ды», посвященные творчеству А. С. Пушкина,
Н. В. Гоголя, А. М. Горького, В. В. Маяков-
ского, М. Шолохова, С. Бабаевского, М. Бубен-
нова и многих других писателей.

Агитационно-массовый сектор Дворца куль-
туры систематически организует экскурсии
автозаводцев в музеи и на выставки столицы.
В прошлом году было проведено 268 экскур-
сий, в них участвовало более 7 тысяч чело-
век. Автозаводцы посещали юбилейные вы-
ставки великих русских живописцев Сурико-
ва, Шишкина, советского скульптора Шадра,
присутствовали на встречах с художниками
А. Герасимовым, К. Юоном, Л. Бубновым,

Болышое место в работе Дворца культуры
занимает пропаганда книги. Спрос у автоза-
водцев на произведения классиков марксиз-
ма-ленинизма, на литературу по вопросам
внутренней и внешней политики Советского
Союза, технические и научно-популярные
книги, книги советских писателей огромен.
По вечерам сотни посетителей бывают в биб-
лиотеке заводского комитета. Книжный фонд
ее составляет 78 тыс. экз. Здесь же, при
Дворце, размещается филиал Всесоюзной
библиотеки имени В. И. Ленина.

Следует отметить работу детского сектора
Дворца. Кабинеты сектора занимают третью
часть всего здания. Опытные педагоги ведут
здесь кружки авиамоделистов, радиотехни-
ков, переплетчиков, самодеятельности.  Гыся-
ча детей автозаводцев и школьников рай-
она — постоянный актив детского сектора.
Один только хоровой коллектив об’единяег
более 200 детей. Технические и художествен-
ные кружки. помогают детям развивать свои
способности, приучают к труду, творчеству.

Успехом пользуются спектакли театральной
студии. За десять лет существования студии
здесь приобщились к творчеству, полюбили
искусство, получили правильное идейно-ху-
дожественное воспитание сотни пионеров
и школьников.

Большую работу ведет сектор художествен-
ной самодеятельности. Двадцать кружков
об’единяют более полутора тысяч ‘молодых
автозаводцев. К руководству коллективами
самодеятельности привлекаются известные
деятели искусств, актеры, педагоги.
	Здесь постоянно ведется большая учебная
и творческая работа. Участники самодеятель-
ности ставят лучшие спектакли советских
драматургов и пьесы классиков.
	Вокальные и хоровые коллективы работают
над произведениями советских композиторов
и русскими народными песнями. Духовой
оркестр насчитывает более 100 чел. Коллек-
тиву недавно исполнилось 19 лет.
	После трудового дня автозаводцы стремят-
ся найти в своем Дворце культурный отдых.
Специальный сектор организации отдыха
строит свою работу так, чтобы она была раз-
нообразной и интересной. Во Дворце прово-
дятся вечера отдыха молодежи рабочих раз-
личных специальностей, кадровиков, интел-
лигенции. Более 113 тыс. чел. посетило в
прошлом году мероприятия сектора отдыха.
	Каждую неделю на большой сцене Дворца
автозавода выступают актеры и коллек-
тивы столичных театров. Недавно рабочие
завода смотрели здесь спектакль Московского
Художественного театра «Платон Кречет»;
театр им, Моссовета показал пьесу «Москов-
ский характер», театр Ленинского комсомо-
ла — «Губернатор провинции», Московский
театр драмы — «Закон чести»; Ежедневно ле-
	монстрируются художественные кинофильмы.
	Широка и многообразна работа Дворца
культуры автозавода имени Сталина. Под ру-
ководством общественных организаций заво-
да он ведет большую культурно-просвети-
тельную работу, умело пропагандирует пос-
левоенную сталинскую пятилетку, достижс-
ния социалистической культуры, самой пере-
довой культуры в мире. .

А. КАЮЕВ.
	Редактор газеты «Сталинец»
автозавода имени И. В. Сталина.
	его значение как одного из источников силы

Советского Союза.
ee *

В своей работе «Об основах ленинизма»
товарищ Сталин теоретически обосновал и
развил ленинские положения о резервах
пролетарской революции. Товариц Сталин
показал серьезное, животрепещушее значе-
ние крестьянского вопроса и отметил, что
игнорирование этого вопроса, характерное
	для оппортунистов партий П Интернациона-
	ла, есть обратная сторона отрицания дикта-
туры пролетариата, есть признак прямой из-
мены марксизму. Ленин и Сталин рассма-
тривали крестьянский вопрос не как самодо-
влеющий, а как часть общего вопроса о дик-
татуре пролетариата.

Товарищ Сталин развил известные ленин-
ские указания о том, что после победы совет-
ской власти крестьянство должно пойти по
новому пути, по пути кооперации, активно
включившись в дело социалистического
строительства.

Под руководством партии, ее ленинско-
сталинского Центрального Комитета были
подготовлены на основе социалистической
индустриализации все необходимые матери-
альные предпосылки для коллективизации
сельского хозяйства. Деревня прочно встала
на путь социализма.  Ленинско-сталинский
	план коллективизации сельского хозяйства‘
	победил. В нашей стране создан могучий
колхозный строй, ярко проявивший свою ве-
ликую силу в дни Отечественной войны и
вновь показывающий свои преимущества те-
перь, в период послевоенного строительства.

енинско-сталинским учением по крестьян-

эму вопросу руководствуются ныне страны
народной демократии, укрепляя союз рабочих
и крестьян, подготовляя условия для социа-
листической переделки сельского хозяйства.

Товарищ, Сталин в работе «Об основах
ленинизма» развил дальше ленинские поло-
жения по национальному вопросу, показал
то новое, что внес в постановку этого вопро-
са В. И. Ленин. Ленинизм превратил нацио-
нальный вопрос из «частного и внутригосу-
дарственного в вопрос общий и международ=
ный, в мировой вопрос об освобождении
угнетенных народов зависимых стран и ко-
лоний от ига империализма».

Ленин и Сталин разоблачают лицемерие оп-
портунистов, признающих на словах равен-
ство наций, а на деле стремящихся всеми
мерами помешать угнетенным народам вы-
рваться из-под национального гнета.

«Ленинизм,— говорил товарищ Сталин, —
низвел национальный вопрос с высот широ-
ковещательных деклараций на землю, за-
явив, что декларации о «равенстве наций»,
не подкрепляемые со стороны пролетарских
партий прямой поддержкой освободительной
борьбы угнетенных народов, являются пус-
тыми и фальшивыми декларациями. Тем са-

‚ мым вопрос об угнетенных нациях стал во-

просом о поддержке, о помощи, действи-
тельной и постоянной помощи угнетенным
нациям в их борьбе с империализмом за
действительное равенство наций, за их са-
мостоятельное государственное существова-
ние».

Это указание товарища Сталина бьет нев
	Разностороннюю и содержательную работу
по политическому просвещению и приобще-
нию к культуре широких слоев рабочих, слу-
жащих и инженерно-технических работников
ведет Дворец культуры Московского автомо-
бильного завода имени И. В. Сталина.

Работа всех секторов Дворца культуры
автозаводцев — агитационно-массового, тех-
нической пропаганды, самодеятельности, от-
дыха, библиотечного — направлена на воспи-
тание рабочих и интеллигенции в духе совет-
ского патриотизма и преданности. великому
делу Ленина—Сталина, на повышение ком-
мунистической сознательности и мобилиза-
цию трудящихся на досрочное выполнение
сталинской пятилетки:

Различные кабинеты Дворца ежедневно по-
сещает много инженеров, техников, масте-
ров завода. Здесь они знакомятся с методами
работы передовиков производства, достиже-
ниями советской науки и техники.

Опытные командиры производства, стаха-
новцы, инженеры проводят в кабинетах
консультации и беседы о внедрении новой
техники, об улуншении технологии производ-
ства, о новых методах труда. 10 тысяч посе-
тителей прослушали за последнее время бе-
седы о культуре производства и о повышении
производительности труда. Эти беседы во
многом способствовали широкому примене-
нию в цехах завода передовых методов ряа-

ы.

С рассказом о том, как добиться ускорения
формовки литья, выступил стахановец Петр
Гончаров. Вскоре многие формовщики, близ-
ко ознакомившиеся с методами работы Гон-
чарова, значительно повысили свою выра-
ботку. .

Опытом *своей работы делились с автоза-
водцами мастера-рационализаторы Н. Россий-
ский, В. Матросов, А. Кузнецова.

Здесь проводится большая работа по рас-
ширению технического кругозора ‘работников
автомобильного предприятия. Не раз на те-
матические консультации сюда приезжали
видные ученые. Академик Е. Чудаков рас-
сказывал о проблемах автостроения.

Дворец культуры автозаводцев стал подлин-
ным центром культуры не только завода, но
и всего Пролетарского района г. Москвы.

Доклады, беседы, лекции проводятся не
только в лекционном зале Дворца, но и в
цехах завода, в рабочих общежитиях.
	Рабочие и инженеры завода интересуются
не только техникой, они стремятся пополнить
свои знания, расширить кругозор.

Во Дворце организованы циклы интерес-
ных и поучительных лекций на обществен-
но-политические, естественно-научные и ли-
тературные темы.
	Более 130 тысяч: человек посетило в прош-
лом году цикл лекций для молодёжи «По
родной земле», лекции «Политическая карта
мира» и другие.

Сотни автозаводцев изучают историю
ВКП(б), произведения классиков марксизма-
ленинизма. Автозаводцы, занимающиеся в
системе партийного просвещения ‘и само-
стоятельио работающие над трудами Маркса,
Энгельса, Ленина и Сталина, посещают. лек-
ции в помощь изучающим произведения
классиков марксизма-ленинизма. К чтению
этих лекций привлечены квалифицирован-
ные лекторы, Е
	Все события, какие переживает страна в
общественной или научной жизни, в области
литературы или искусства, находят свой жи-
вейший отклик у автозаводцев. Казалось бы,
	далеки. автомобилестроитсли от. проблем ‹био--
	логии. Но сотни автозаводцев пришли по-
слушать лекцию об итогах дискуссии, прд-
шедшей на сессии Академии сельскохозяй-
ственных наук имени Ленина. К этому дню
заводская библиотека подготовила выставку
«К новому расцвету биологической науки».

После постановления ЦК ВКП(б) «Об опере
«Великая дружба» В. Мурадели» во Дворце
культуры были организованы концерты-лек-
ции о лучших произведениях русских клас-
сиков и советских композиторов.

Еженедельно в малом лекционном зале

Дворца с чтением лучших произведений
‘классиков и советских писателей, лауреатов
	Ленинско-сталинское учение о диктатуре
пролетариата разоблачает‘ лживые «теории»
оппортунистов о возможности мирного пере-
хода к социализму и мирного врастания ка-
питализма в социализм. Эти «теории», кото-
рые усердно проповедуются и современными
правыми социалистами, направлены на то,
чтобы отвлечь рабочий класс с революцион+
ного пути и укрепить господство буржуазии.

Отступление от ленинского принципа дик-
татуры пролетариата, забвение ленинского
положения о руководящей роли пролетариата
неизбежно приводит к измене делу рабочего
класса, к предательству социализма.

Товарищ Сталин ‚ подчеркнул, что дикта-
тура пролетариата — это целая историческая
эпоха перехода от капитализма к коммуниз-
му, которая необхопима TAS Toro. чтобы
	му, которая необходима  для--того, чтобы.
создать-хозяйственные.и культурные пред-.
	посылки полной победы социализма; дать
	прохбтариату возможность воспитать и зака-.
	лить себя как силу, способную управлять
страной, перевоспитать и переделать мелко-
буржуазные слои в направлении, обеспечи-
вающем организацию социалистического про-
изводства,

Следуя этим указаниям, партия и рабочий
класс неуклонно укрепляют советское соцпиа-
	листическое . государетво, .играющее-важней-
шую роль В борьбе за переход к коммунизму.
	Следуя этим указаниям, коммунистические
партии стран народной демократии укреп-
ляют руководящую роль рабочего класса во
всех областях политической, экономической
и культурной жизни.

В работе «Об основах ленинизма» товарищ

Сталин показал ДА Вет
AM В. И. Ле ‚открыл новую фор-

му государственной. власти. Советы как наи-
более целесообразная государственная форма
диктатуры пролетариата максимально облег-
чают участие народных масс в устройстве
нового государства, в управлении им, макси-
мально развязывают революционную энер-
гию, инициативу и творческие способности
народа в борьбе за. разрушение старого укла-
да, в борьбе за новый, социалистический
уклад,

Ленинизм учит, что теория диктатуры про-
летариата является обязательной для всех
стран. На примере стран народной демокра-
тии подтверждается историческая правота
положений Ленина и Сталина о международ-
ном значении диктатуры Пролетариата. тие
раясь НС ЗА ССР_и_ народно-демо-
кратических стран, воплощая господство тру-
дящихея при руководстве рабочего. класса,
режим”народной ’ демократии выполняет
функции диктатуры пролетариата для по-
давления и `ликвидации капиталистических
элементов и организации. социалистического
хозяйства.

Развивая и конкретизируя ленинские идеи
о диктатуре пролетариата, товарищ Сталин
, разработал..щельную: -иастройную теориюзсо-

{ Berckoro социалистического государства, раз-
работал теоретические положения O двух
‘фазах в‘развитии”государства, определил его
функции на разных исторических этапах, его
зеличайшую роль в построснии коммунизма,

32 высокий идейный и научный уровень
		Журнал «Вопросы истории» призван быть
боевым органом марксистско-ленинской исто-
	рической науки. Он должен ставить перед
	‘советскими историками актуальные задачи,
	развернуть на своих страницах  твор-
ческое обсуждение важнейших вопросов раз-
вития исторической науки. Одной из глав-
ных задач журнала является последоватёль-
ная борьба с проявлениями буржуазной
идеологии в советской исторической науке,
разоблачение фальсификации истории зару-
бежной реакционной историографией.

Как же справляется журнал «Вопросы ис-
тории» с возложенными на него задачами?
	за последнее время журнал ухудшил
свою работу, ведется неудовлетворительно, и
редакционная коллегия журнала не справ-
лялась со своими обязанностями. Если в
первые годы после создания журнала «Во-
просы истории» в нем публиковались серьез-
ные исследовательские статьи, подымающие
крупные принципиальные вопросы, то в по-
следний период его страницы заполняются
малозначительными статьями на случайные
и узкие темы.

Журнал «Вопросы истории» перестал
быть руководящим органом советской исто-
рической науки, слабо влияет на направ-
ление и идейный уровень научной работы. в
области истории.
	В «Вопросах истории» не публикуются
статьи, в которых подводились бы итоги ис-
следованиям советских историков и намеча-
лись бы перспективы научной работы. Редак-
ция журнала не выступает с руководящими
передовыми статьями. Крайне бессистемно и
поверхностно освещаются в журнале вопросы
истории СССР.
	Редакция журнала имела ряд сигналов о
серьезных недостатках в научной работе. Ин-
ститута истории Академии наук СССР. Ра-
ботниками института до сих пор не созданы
научные труды по истории советского госу-
дарства, по истории рабочего класса в СССР
и истории революционного движения. Не-
удовлетворительно обстоит. дело с разработкой
важнейших проблем истории стран Европы
и Америки в эпоху империализма, истории
стран народной демократии, международного
рабочего движения и освободительного дви-
жения народов Востока. Слабо ведется работа
по разоблачению англо-американского импе-
риализма и реакционной сущности социал-ре-
формизма.

Было бы тщетно искать серьезной поста-
новки и освещения этих проблем и в журна-
ле «Вопросы истории».

Заполняя свои страницы статьями по второ-
степенным вопросам, журнал отвлекает вни-
мание историков от решения актуальных за-
дач развития советской исторической науки.

Особенно неудовлетворительно ‘журнал раз-
рабатывает и освещает вопросы истории’ с0-
ветского государства. В последнее время ре-
дакция журнала сделала попытку восполнить
этот пробел и опубликовала ряд статей по
истории СССР советского периода. Однако
тематика опубликованных статей не выходит
за рамки истории гражданской войны. Та-
кие важные проблемы истории советского
общества, как индустриализация СССР, кол-
лективизация сельского. хозяйства, борьба
советского нароца за осуществление сталин-
ских пятилеток, национальное и культурное
строительство в СССР, история внешней по-
литики советского государства, не нашли
места на страницах журнала.
	Большинство статбй по вопросам истории
СССР советского пе’иода, опубликованных В
журнале, стоит на giuskbm научном ypoBne,
носит ONMCATeCABHING , “  фактологический
характер. Этими недостатками особенно
страдают статьи Ц. Гофман «Первые ком-
мунистические субботники» (№ 10, 1946 г.),
Е. Зомбе «Двадцатипятитысячники» (№ 5,
1947 г.), А. Шелюбского «Большевистская
пропаганда им революционное движение на
Северном фронте накануне 1917 года» (№ 2,
1941 г.), А. Гуревича «Земельно-водная рефор-
ма в Узбекской ССР» (№ 11, 1948 г.) и др.
	Неудовлетворительное освещение проблем
истории советского государства на страницах
журнала «Вопросы истории» в значительной
мере об’ясняется тем, что редакция журнала
ориентировалась на небольшую группу исто-
риков во главе с акад. И. Минцем, которая
	бровь, а в глаз современных лакеев буржуа-
зии — блюмов и бевинов, которые, прикрыва-
	ясь трескучими фразами о свободе и равен-
стве наций, о создании мирового государства
и устарелости понятий национального суве-
ренитета, помогают англо-американским им-
периалистам держать в кабале колониальные
народы Востока и подчинять народы Европы.
Учение Ленина — Сталина вооружает трудя-
щихся всех. стран ясным пониманием того,
что под этой космополитической болтовней
скрывается намерение поджигателей войны
обеспечить мировое господство американского
империализма. Учение Ленина — Сталина во-
оружает пролетариат великим оружием про-
летарского интернационализма. Беспошадная
борьба со всеми видами буржуазного нацио-
нализма, какими бы космополитическими вы-
весками он ни прикрывался, является важной
задачей коммунистов всех стран.

Ленинизм связывает решение националь-
ного вопроса с вопросом о свержении власти
капитализма, с вопросом о пролетарской ре-
волюции. «Ленинизм доказал, — говорит
товарищ Сталин,— а империалистическая вой-
на и революция в России подтвердили, что
национальный вопрос может быть разрешен
лишь в свете и на почве пролетарской рево-
люции, что путь победы революции на Западе
проходит через революционный союз с осво-
бодительным движением ‘колоний и зависи-
мых стран против империализма».

Решение национального; Kak wm крестьян-
ского, вопроса в СССР является непревзой-
денным образцом для всех стран. В СССР
впервые в истории всесторонне и полно раз-
решен национальный вопрос, разрешен в ин-
тересах всех народов и народностей, населяю-
щих великую страну социализма. Дружба
народов в Советском Союзе является одной из
важнейших движущих сил советского обще-
ства. Советская идеология проникнута духом
интернационализма, духом равноправия на-
ций. Советская внешняя политика основана
на принципах уважения к национальной
независимости, ко всем народам, большим и
малым. Понятно поэтому, что в лице Совет-
ского Союза все народы видят яркий маяк,
освещающий путь к полному освобождению
от национального гнета.
		империализма, выставляя их в качестве бор-
цов за интересы народа Мексики. Он затуше-
вывает империалистическую сущность аме-
риканской политики «доброго соседа» по от-
ношению к странам Латинской Америки.

Журнал «Вопросы истории» не ведет раз-
вернутого наступления против англо-амери-
канских и других буржуазных фальсифика-
торов истории. Статьи и рецензии о книгах
иностранных авторов в большинстве слу-
чаев носят характер небольших заметок с
об`ективистским изложением их ‘содержания.
Проф. И. Звавич в своей статье «Исто-
риография внешней политики Великобри-
тании в ее новейших представителях»
(№ 2, 1947 г.) не разоблачает антисоветскую
‘направленность «трудов» британских бур-
жуазных историков. Он восторгается ` «бес-
страстным изложением предмета» в истори-
ческих «Ежегодниках», издаваемых англий-
ским буржуазным профессором Тойнби. Не-
смотря на защиту авторами «Ежегодников»
внешней политики английского империализ-
ма и публикацию ‘антикоммунистических
фальшивок, проф. И. Звавич пишет, что «при
всем том нельзя было бы упрекнуть состави-
телей «Ежегодников» в специфической
антисоветской тенденции».

Опубликование на страницах «Вопросов
истории» ряда ошибочных статей и рецензий
свидетельствует о том, что редакция журнала
проявила благодушие и беспечность.

Советская историческая наука не может
двигаться вперед без творческого обсуждения
актуальных вопросов истории, без широкого
развертывания большевистской критики и
самокритики ошибок и недостатков в науч-
ных трудах советских историков.

Однако творческие научные дискуссии —
редкое явление на страницах журнала.

В качестве дискуссионной была опублико-
вана в «Вопросах истории» статья акад.
	Ee EE

с. Джанашиа «Об одном примере искажени
	исторической правды», посвященная важным
вопросам древней и средневековой истории
Закавказья. Однако редакция не сумела орга-
низовать обещанную ею дискуссию.

Отсутствие творческих дискуссий, критики
и самокритики на страницах журнала не
могло не сказаться отрицательно на научной
работе в области истории.

Одним из условий подзема научно-исследо-
вательской работы в области истории яв-
ляется решительное улучшение журнала
«Вопросы истории». Редакционная коллегия
журнала обязана обеспечить высокий идей-
ный и научный уровень публикуемых ста-
тей, превратить журнал в руководящий ор-
ган советской исторической науки.

Советская общественность ждет от журна-
ла «Вопросы истории» освещения и творче-
ского обсуждения на его страницах корен-
ных вопросов исторического процесса, разра-
ботки истории трудящихся масс, истории
народов; публикации статей по истории обще-
ственной мысли, возникновения и развития
наций, государств, общественных идей и
теорий, имея в виду при этом, что «первей-
шей задачей исторической науки является
изучение и раскрытие законов производства,
законов развития производительных сил и.
производственных отношений, законов. эконо-
мического развития общества» (Сталин).
	Журнал «Вопросы истории» должен уде-
лить особое внимание разработке и освеще-
нию актуальных проблем истории СССР,
истории советского государства, националь-
ного и культурного строительства в СССР,
истории внешней политики советского пра-
вительства. Советские читатели ждут статей
по важнейшим вопросам истории зарубеж-
ных стран в эпоху империализма, истории
стран народной демократии, национально-ко-
^ониальных движений, истории международ-
ных отношений и международного рабочего
движения.

Журнал «Вопросы истории» призван систе-
матически разоблачать англо-американский
империализм и реакционную сущность со-
циал-реформизма, фальсификацию истории
зарубежной историографией. Он должен ве-
сти непримиримую борьбу с проявлениями
буржуазной идеологии в области истории,
всемерно содействовать развитию советской
исторической науки.
	А. МИТИН.
А. ЛИХОЛАТ
	«ВОПРОСЫ ИСТОРИИ,»
	считала разработку истории советского госу-
дарства своей неот’емлемой монополией.

Между тем известно, что акад. И. Минц и
ряд его сторонников, допустившие ошибки
космополитического характера, не создали
серьезных научных трудов в области исто-
рии. Поэтому только неразборчивостью и бла-
годушием редакции можно об’яснить тот
факт, что в первом номере журнала за 1949
год была опубликована ошибочная и претен-
циозная статья И. Минца, в которой Е. Го-
родецкий, Э. Генкина, И. Разгон, Н. Корна-
товский, О. Шекун об’являются основополож-
никами изучения советского периода нашей
страны.

Журнал «Вопросы истории» не откликнул-
ся на решения партии по идеологическим во-
просам и не развернул ‘последовательной
борьбы с антимарксистскими извращениями
и проявлениями буржуазного космополитизма
в исторической науке. :

Журнал своевременно не выступил против
попыток возрождения концепций русской
либерально-буржуазной историографии и
восхваления ее представителей в трудах не-
которых историков. Только либерализмом
членов редакционной коллегии журнала «Во-
просы истории» можно об’яснить тот факт, что
в журнале была опубликована хвалебная ре-
цензия В. Семенова на книгу акад: Р. Вип-
пера «История средних веков» (№ 5, 1948 г.),
автор которой стоит на идеалистических по-
зициях.

На страницах журнала «Вопросы истории»
получила положительную оценку также кни-
га акад. Е. Косминского «Исследование по
аграрной истории Англии ХИП века» (№ 2,
1948 г.), в которой автор пытается подменить
марксизм-ленинизм экономическим материа-
лизмом. Были опубликованы также ошибоч-
ные статьи Б. Горянова по византиноведе-
нию (№ 3—4, 1946 г.), Е. Косминского (№ 1,
1948 г.) и 3. Мосиной по истории средних ве-
ков (№ 1, 19471 г.), восхваляющие представи-
телей русской либерально-кадетской историо-
графии — Петрушевского, Виноградова, Сави-
на и других и отождествляющие буржуазную
историографию с советской исторической
наукой.

Редакционная коллегия отклонила крити-
ческую рецензию на порочную книгу проф.
Н. Рубинштейна «Русская историография»,
проникнутую духом раболепия и низ-
копоклонства перед буржуазной реакционной
наукой и культурой Запада, духом отрица-
ния самостоятельности русской исторической
науки. Более того, редакция напечатала
статью проф. Н. Рубинштейна (№ 2, 1948 г.)
«Основные проблемы построения русской
историографии», в которой автор пытается
оправдать свои космополитические взгляды
на русский исторический процесс.

На страницах журнала не были подвергну-
ты критике антимарксистские извращения,
содержащиеся в книге Р. Виппера «Воз-
никновение христианской литературы» и в
‘сборнике «Средние века» (выпуск II).

В журнале опубликован ряд статей и pe-
цензий по вопросам новой и новейшей исто-
рии, в которых имеет место преклонение
перед буржуазной историографией и прояв-
ление буржуазного космополитизма. Авторы
этих статей, оказавшись в плену у англо-
американских буржуазных историков, nor
	‘крашивают  под демократизм и либерализм
	имнпериалистическую политику Соединенных
Штатов Америки и Англии и идеализируют
ее вдохновителей. Г 1

Так, например, Л. Зактрегер, автор рецен-
зии на книгу Бейли Томаса «Вудро Вильсон
и великое предательство» (№ 3, 1947 г.), изо-
бражает Вильсона как либерала и реформи-
ста в области внутренней политики и беско-
рыстным миротворцем в области внешней по-
литики.

Л. Зубок в статье «Из истории американо-
мексиканских отношений в 1920—1939 годах»
(№ 10, 1946 г.) в ложном свете показывает
деятельность мексиканских президентов Об-
регона и Кайеса — агентов американского
	на разных этапах революции и гибкой такти-
кой, которая, учитывая конкретные своеоб-
	разия данного исторического момента, вернее
всего Ведет к намеченной цели.
Мудрая ленинско-сталинская стратегия и
	тактика обеспечили величайшие победы боль-
шевистской партии и являются залогом пол-
	чого торжества коммунизма в нашей стране.
Ленинско-сталинская стратегия и тактика
являются руководством к действию для ком-=
мунистов всех стран.

В работе «O06 основах хеттиттлиелгаь
		учение о партии нового’ типа.

Партии И Интёрнационала превратились в
избирательный аппарат, приспособленный к
парламентским выборам и парламентской
борьбе, в придаток и обслуживающий эле-
мент парламентской фракции. Ясно, что та-
кого рода партии стали совершенно непригод-
ными в условиях эпохи империализма и про-
летарских революций. Лидеры П Интернацио-
нала вели оппортунистическую практику со-
глашательства с буржуазией. Нынешние лиде-
ры социалистических партий ведут еще бо-
лее гнусную, предательскую политику. Они
прежде всего заботятся о том, как сохра-
нить господство буржуазии в своей стране
и помочь американским империалистам
осуществить их захватнические планы,

В противоположность партиям И Интерна-
ционала В. И. Ленин создал партию нового
типа — боевую революционную партию, спо-
собную повести пролетариат на штурм ка-
питализма и строительство социализма. Без
такой партии, говорил товарищ Сталин,
нечего и думать о свержении империализма,
о завоевании диктатуры пролетариата. _

В. работе «Об основах ленинизма»
И. В. Сталин с исключительной силой и глу-
биной раскрыл основные особенности партии
нового типа, партии ленинизма. Товарищ
Сталин показал, что эта партия прежде вес-
го передовой отряд рабочего класса, вождь ра-
бочего класса, боевой штаб пролетариата,
вооруженная передовой революционной тео-
рией. Она является неразрывной частью ра-
бочего класса и связана с ним всеми корня-
ми своего существования.

Партия, как указывал товарищ Сталин, яв-
ляется организованным отрядом рабочего
класса. Чтобы руководить миллионными
массами пролетариата, она должна быть оли-
цетворением дисциплины и организованно-
сти, единым, организованным целым, спо-
собным осуществить планомерное и органи-
зованное руководство всей борьбой рабочего
класса. Партия является высшей формой
классовой организации пролетариата. Ее ру-
ководство распространяется на все другие
организации пролетариата. Умаление роли
партии, растворение ее в широких беспар-
тийных организациях наносит огромный
вред делу пролетариата, делу социализма.

Товарищ Сталин особо подчеркнул роль
партии как орудия диктатуры пролетариата.
Партия нужна пролетариату для того, чтобы
укрепить и расширить диктатуру пролета-
риата в интересах полной победы социализ-
ма. Партия -— руководящая и направляющая
сила советского ‘общества.

Товарищ Сталин отмечает, что партия-—это

сдинство воли, несовместимое с существова-
нием фракций. Только та партия может
удержать диктатуру пролетариата, которая
сильна своей сплоченностью и железной
дисциплиной. Партия, говорил товарищ
Сталин, укрепляется тем, что очищает себя
от оппортунистических элементов. Беспощад-
ная борьба с оппортунистическими элемен-
тами, изгнание их из партии является пред-
варительным условием успешной борьбы ©
империализмом. ,

Эти указания товарища Сталина, развива-
ющие дальше ленинские положения о. пар-
тии, являются боевым руководством для всех
коммунистических партий. Большевистская
партия, партия Ленина Сталина, опирающа-
яся на богатейший опыт трех русских рево-
люций, на опыт победоносного социалистиче-
ского’строительства в нашей стране, являю-
щаяся организатором и вдохновителем всех
побед советского народа, партия, вдохновля-
юшая и мобилизующая советский народ на
победу коммунизма, представляет классиче-
ский образец для коммунистических партий
всех стран.

Труд товарища Сталина «Об основах
ленинизма» завершается характеристикой
ленинского стиля в работе, того стиля, кото-
рый создает особый, ленинский тип работ-
ника.

«Ленинизм,— учит товарищ Сталин,—
есть теоретическая и практическая школа,
вырабатывающая особый тип партийного и
государственного работника, создающая
особый, ленинский стиль в работе».
Товарищ Сталин указывает, что ни бесприн-

ципное делячество, ни «революционнов»
сочинительство и пустозвонство не имеют
ничего общего с ленинским стилем в работе.
Товарищ Сталин отмечает, что противоядием
против косности, рутины, консерватизма, за-
стоя мысли, рабского отношения к дедовским
традициям. является русский революционный
размах, составляющий характерную черту
ленинекого стиля:
	«Русский революционный размах—это та
живительная сила, которая будит мысль,
двигает вперед, ломает прошлое, дает пер-
спективу. Без него невозможно никакое
движение вперед»,
Сталин. обосновал и развил ленинские поло-
жения о стратегии и тактике как науке о
руководстве классовой борьбой пролетариата.
Такой науки не было в период господства
П Интернационала. Лидеры II Интернацио-
нала ограничивали задачи партии использо-
ванием лишь парламентских форм борьбы.
Они проводили оппортунистическую, рефор-
мистскую тактику. Величайшая заслуга
Ленина и Сталина состоит в том, что они не
только восстановили отдельные тактические
положения Маркса и Энгельса, обобщая опыт
классовой борьбы в новый период, — они раз-
вили эти положения дальше и дополнили их
новыми мыслями, об’единив все это в систему
правил и руководящих начал по руководству
классовой борьбой пролетариата.

Ленин и Сталин вооружили революционные
рабочие партии всех стран ясной стратегиче-
ской целью, четким стратегическим планом
	Классический труд товарища Сталина «Об
основах ленинизма», изданный за истекшие
четверть века в огромном количестве экзем-
пляров, является настольной книгой кадров
нашей партии и коммунистических партий
зарубежных стран. Эта замечательная теорс-
тическая работа вооружает партийные кадры
великими, победоносными идеями ленинизма,
Она учит кадры большевистской принципи-
	’альности и непримиримости ко всякого рода
	проявлениям буржуазной идеологии.  Труд
И. В. Сталина «Об основах ленинизма»
укрепляет в советских людях чувство гордо-
сти за нашу великую Родину — родину
ленинизма.

Работа товарища Сталина «Об основах
ленинизма» вдохновляет пролетариев и тру-
дящихся всех стран на борьбу за торжество
	ьоммунизма. в. КРУЖКОВ. .