СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВ
	i> помитете по делам, искусств

SF

“pit Совете Министров CCCP
		Комитет по делам искусств пры
	В целях дальнеишего развертыва-
ния культурного шефства художест-
венных учреждений над колхозами,
совхозами и МТС театры, концерт-
ные организации, цирки прикрепля-
ются к отдельным районам республи-
ки или области.

Комитет принял решение об орга-
визации республиканских  смотров
сельской художественной самодея-
тельности и о проведении общегорол-
ских собраний работников искусств
пля обсуждения задач художествен-
ного обслуживания  сельскохозяйст-
венных районов.

Для районных домов культуры,
МТС и <овхозов организуются пере-
движные художественные выставки.
Режиссеры областных и республикан-
ских театров окажут помошь колхоз-
ным театрам в. постановке спектаклей
к 30-летию Октября. В октябре-ноя-
бре 1947 г. в передовых сельскохо-
зяйственных районах будут провеле-
ны творческие отчеты отдельных нс-
полнителей и композиторов. К 1 ию-
ня при Московской, Ленинградской,
Украинской, Свердловской и других
филармониях решено организовать
передвижные музыкальные лектории
для пропаганды среди трудящихся
деревни музыкальной и литературной
классики, творчества советских ком-
позиторов и писателей.

Комитет решил увеличить на 50
проц. сеть колхозных филиалов циз-
ков, пересмотреть и укрепить их твор-
ческие коллективы.
	КОНКУРС НА ЛУЧШИЙ ПЛАКАТ
К 30-И ГОДОВЩИНЕ ОКТЯБРЯ
	Комитет по делам искусств при
Совете Министров Союза ССР и го-
сударетвенное издательство «Искух-
ство» ‘об’явили закрытый конкурс на
лучший политический плакат и лу-
бок к 30-Й годовщине Великой Ок-
тябрьской социалистической револю-
ции.

К участию в коккурсе приглашено
60 художников-плакатистов. За луч-
шие плакаты и лубки, представлен-
ные на конкурс, будут присуждены
денежные премии. Дополнительные
премии выделены за лучшие плака-
ты на тему о партии Лекина--
Сталина и на тему о нерушимом со-
юзе и дружбе народов СССР.
	АРХИТЕКТУРА
КОЛХОЗНоГО СЕЛА
	В Центральном доме архитектора
22 апреля состоялись просмотр и
обсуждение проектов  планирозки
колхозных сел. Эти проекты разра-
ботаны мастерскими Комитета по
делам архитектуры при Совете Ми-
нистров СССР, Академией архитек-
туры СССР, Гипросельстроем, Мос-
сельстроем и другими проектными
организациями.

В Белом зале была размещена вы-
<тавка проектов. Среди ее экспона-
тов выделяются генеральный план
села Юрты Новосибирской области,
где находится передовой и самый
мощный в Сибири колхоз «Гигант»
(автор проекта—К. Трапезкиков), и
проект планировки села Тарутино.
Калужской области, где был распо-
  ложен лагерь фельдмаршала Кутузо-
ва (авторы проекта — Л. Якушева и
Н. Меркулов).
	Участники сбсуждения. дали ВыЫ-
	сокую оценку представленным Ha
	выставке проектам. и затронули ряд
важнейших творческих проблем кол-
хозной архитектуры.

Еыступавший на обсуждении на-
чальник Главного управления по де-
лам. сельского и колхозного CTPOH-
тельства при Совете Министров
РСФСР В. Иванов подверг критике
деятельность ряда ‘архитектурных
организаций, слабо обеспечивающих
развернувшееся в селах и деревнях
строительство высококачественными
проектами:

Для того, чтобы построить новую
советскую деревню, культурную и
благоустроенную, архитекторы o6s-
заны глубже изучать жизнь колхоз-
ного села, учитывать в своих про-
ектах возросшие требования колхоз-
ного крестьянства.
	Недостаточно используемые арти-
CTH областных и городских театров,
‚а также выпускники театральных
училищ и студий, оканчивающие уче-
бу в 1947 году, будут направляться
для укомплектования состава колхоз-
ных театров. Колхозно-совхозным те-
атральным коллективам безвозмездно
‘передается неиспользуемое театраль-
ное имущество республиканских и
областных театров. .

Комитет обязал все о руководяшие
орРанизации искусств обеспечить
‚колхозно-совхозные театры, районные
‘театры, обслуживающие село, и кол-
хозные концертно-эстрадные бригады
`высококачественным репертуаром,
привлекая для создания новых произ-
ведений лучших драматургов, прозаи-
ков и поэтов. .

’ Организации искусств на местах
совместно с управлениями по делам

Совете Министров СССР издал спе-: сты областных и городских театров,
	циальный приказ, посвященный = BO-
просам художественного. обслужива-
ния населения сельских районов.
Художественная работа в колхозах,
отмечается в приказе, в настоящее
	время не удовлетворяет серьезным
	требованиям, пред являемым колхоз-
	ным крестьянством к советскому ис-
KYCCTBY.
	В целях решительного улучшения и
расширения художественного обслу-
живания сельскохозяйственных райо-
HOB Комитетом. по делам искусств
при Совете Мивистров СССР принято
решение, согласно которому все KOJI-
XOSHbI€ TeaTpbl He Melee 80 Mpou. yr-
вержденных по плану спектаклей
должны давать непосредственно в.

сельских районах. Городские стацио-
	будут.

Дневнив искусств
	тельную тему и силы одного из луч-
ших наших ансамблей. Сценарию . не-
хватает ‚целостности, драматической
действенности, архитектонической
стройности. Это только план концер-
та из произведений на тему о Мосз
кве, - предусматривающий — порядок
чередования номеров, сселиненных
конферансом, а не единая художест-
венная композиция. Если в первой
части сценария есть хоть какие-то
робкие попытки дать материал или
хотя бы повод для театрализации, то
каркас второго отделения носит от-
кровенно дивертисментный характер.
Композиция никак не использует ит-
ровых возможностей эстрады, и это
в какой-то степени влияет на испол-
нение песенной лирики, отражающей
чувства любви и привязанности совет-
ских людей к Москве, которая яв-
ляется для них символом родины и
побелзы. - т
	Режиссура (С. Агранян) не воспол-
нила нелостатков композиции и слабо
помогла ее автору. Особенно сильно
это сказалось во втором отделении
программы, задуманном как карнавал
в олном из московских парков. Ан-
самблю железнодорожннков = язго
нехватает твердой режиссерской ру-

режиссерской мысли и фантазия,
умения перенести театральные прие-
мы на konuepratyio эстраду. Вепомни-
те самые последние постановки
этого ив. Симонова «Русская
река» или С. Юткевича «Весна
победная». Они явились не просто
очередными работами Ансамбля пес-
ни и пляски Министерства внутрен-
них дел Союза ССР, нои свиде-
тельством роста его, творческих сил,
его пытливых исканий, его  возму-
жавшего мастерства. К этому долж-
ны стремиться и другие вокально-
танцовальные коллективы и в_ том
числе Ансамбль железнокорожников,
обслуживающий миллионную арми!ю
работников сониалистинеского транс-
порта.

ВИКТОР ЭРМАНС.
	ЗнамеБательной дате  б00-летия
Москвы посвяшено много новых про-
изведений советских драматургов,
поэтов и композиторов. Одним из
первых значительных юбилейных CO-
чинений прозвучала кантата В. Ше-
балина «Москва», прославляюш?я
мужество и героизм советского  на-
рода, пюд водительством великого
Сталина отстоявшего любимый город
от вражеского нашествия. Сейчас
красоте, величию и славе древней
столицы посвятил целиком ‘свою но-
зую программу «Моя Москва» Же-
лезнодорожный ансамбль песни и
пляски. :

В программе прежде всего обраща-

зот на себя внимание произведения
И. ‚Дунаевского—песня‹ «Пути-ло50-
ги», пленяющая своей искренностью
и задушевностью, песня «Столица
счастья» и искусно слеланная фанта-
зия на темы популярных, любимых
народом песен о Москве. Хорошее
впечатление производят также песни
А. Новикова, А. Титова и К. Листо-
ва. Мажорная музыка эпилога, напи-
санная на слова В. Лебедева-Кума-
ча Дм. и Дай. Покрасес в обычней
для этих композиторов маршеобраз-
ной манере, звучит торжественно и
победно.
‚ Ансамбль железнодорожников, ру-
ководимый композитором И. Дунаез-
ским, вступил в одиннадцатый год
своего существования. У него пре-
восходный симфонический оркестр,
слаженный хор, крепкая танцоваль-
ная группа и неплохие солисты.

Но, при всех несомненных достоин-
ствах музыкального материала и ис-
полнительского искусства, новая про-
грамма ансамбля страдает  чрезмер-
ной. статичноетью.

. Автор сценария «Моя Москва» на
афишах ив программах не указан.
Это, однако, не освобождает его от
обязанности выслушать ряд горьких
слов и упреков. Композищия програм-
мы, идущей в честь 800-летия Моск-
вы, не вдохновила, видимо, сценаюн-
ста. слабо использовавшего  замела-
	Моя Москва
		MEE PR EAE TE er Ne BREEN ee ave

обслуживать близлежашине   КУЛЬТпросветучреждений в ОА:

а о а ЕК Е
	колхозы, совхозы и МТС: в годовых.
	планах этих театров предуемагри-
вается не менее 50 выездных снек-
таклей.
	В летний период областные и краз-.

вые театры будут проводить гастро-

ли в крупнейших сельскохозяйствен-.

ных районах. В планах гастролей пре-
дусмотрен показ лучших советских
	спектаклей В производственных пла-
	нах областных и краевых театров
ежегодно. будут предусматриваться
не менее 90 спектаклей в сельских

‘ее время должны организовать в

клубах и дворцах культуры, располо-
женных непосредственно в сельско-
хозяйственных районах, постоянную
концертную деятельность. Для 06-
служивания колхозников через pec-

публиканские и областные дома ва-
‘родного творчества будут  направ-

ляться лучшие участники городской
художественной самодеятельности.
Эти бригады, в состав которых вой-
дут руководители кружков и кон-
сультанты, окажут помощь колхоз-
ной художественной самодеятельно-
CTH.
	В Институте общественных сооружений Академии архитектуры
СССР разработан ряд проектов зданий кинотеатров нового типа.
В работе над проектами научные ‘сотрудники института стреми-

Я М ame И И
	м строительства, добиться
ей, улучшения акустиче-
	проектах однозального кинотеатра
хитектуры В. Шербаков) и двух-
	ЛИСЬ, наряду с максимальным удешевлением
высокого качества обслуживания зрителей,
	ских условии ит. Д.
	Эта задача успешно решена в
	на 500 мест (автор — кандидат архитектуры 2. герое“? е] и двуА*
зального кинотеатра на 300 мест в каждом зале (автор — член-кор-
респондент Академии архитектуры СССР Я. Корнфельд). Оба эти
	при Совете Министров СССР и Министерством кинематографии
СССР. Двухзальные кинотеатры по проекту Я. Корнфельда сооружа-
ются уже в Орле и Магнитогорске, однозальные кинотеатры по про-
екту В. Шербакова— в Молодечно и Мозыре (БССР).
	Одновременно с типовыми проектами для массового строительства
в Институте общественных сооружений закончена работа над проек-
тами нового типа кинотеатров, так называемых «кооперированных»,
По этому проекту кинотеатр об’единен в одном здании с другими
культурными и бытовыми учреждениями — выставочным или кон-
цертным залом, аудиторией, рестораном, кафе, библиотекой-читальней
и др. Помимо улучшения обслуживания зрителей, этим достигается
возможность, при сравнительно небольших затратах. обеспечить вы-
сокое качество архитектуры здания, соответствующей его обществен-
ному назначению по -об’ему, высоте, архитектурным пропорциям ит. д,
	На фото: Макет двухзального кинотеатра на 600 мест по проекту
Я. Корнфельда (сверху) и макет однозального кинотеатра на 500 мест
по проекту В. Шербакова (внизу).
	ПО СЛЕДАМ НАШИХ МАТЕРИАЛОВ
	„ПОКА ТОЛЬКО АНОНСЫ...“
		В связи < помещенной в № 11 <Со-
ветского искусства» корреспонденци-
ей И. Маркуса «Пока только анон-
сы...» Комитет по ‘делам искусств
при Совете Министров УССР ‹ооб-
щает:

Комитет признает совершенно пра-
вильной критику работы комитета и
театров Киева в области обслужива-
ния детского зрителя.

В результате принятых комитетом
мер за последнее время обслужива-
ние детей специальными спектаклями
значительно улучшено. Так, УК-
	раинский драмтеатр им. Ив. Фран-
ко показал премьеру «Котиго-
рошко» А. Шияна. Уже. прошло
	Э спектаклей, на которых побывало
8000 детей. Киевский театр музы-
кальной комедии выпустил 17 апреля
премьеру для детей — «Хрусталь-
ный башмачок» Габбе; Киевский те-
атр русской драмы им. Леси Украин-
ки принял к постановке пьесу для
детей «Король-олень» Гоцци.

В Киеве создан Театр юного зри-
теля. Коллектив театра готовит к но-
становке инсценировку романа А. Фа-
деева «Молодая гвардия», которой он
откроет свой сезон. В репертуаре те-
атра: «Лесная песня» Л. Украинки,
«Смех и слезы» С, Михалкова,

Комитет по делам искусств пои
Совете Министров УССР одновремен-
но дал указания периферийным теат-
		рам включить в л CBOH репертуары
‘спектакли для детей.

Харьковский театр ‘русской драмы
в ближайшее время покажет детям
пьесу В. Катаева «Сын полка». Ук:
раинский театр им. Шевченко—«Мо-
лодую гвардию» по роману А. Фадез
ева, Театр оперы и балета — дет-
скую оперу Н. Лысенко «<Коза-дерез
за».

Львовский театр `юного зрителя
выпустил премьеру «Смех и
слезы» С. Михалкова. Ко Дню Побе-
ды театр покажет пьесу С, Михалко-
ва «Особое задание».

Полтавский театр um, Гоголя,
одесские Украинский драмтеатр ям.
Октябрьской революции, Театр рус
ской драмы им. Иванова, Театр опез
ры и балета и Театр юного зрителя
и Ужгородский театр также показа-
ли премьеры спектаклей, специаль-
но подготовленных для детского зри-
теля.

Сейчас переводится на украинский
язык новая пьеса С. Михалкова
«Красный галстук», которая будет
показана детям на сцене  украин-
ских театров.

И. ЧАБАНЕНКО,
	заместитель председателя Коми“
тета по делам искусств при Со
вете Министров УССР.

К иев.
	ВОЗВРАЩЕНИЕ ХОРА РУССКОЙ ПЕСНИ
		Из гастрольной поездки по горэ-
хам Швеции, Норвегии и Финлявдии
вернулся в Москву Государствен-
ный хор русской песни. В беседе с
нашим сотрудником художественный
руковолитель хора народный артист
РСФСР А. Свешников сообщил:

— Мы побывали в 15 городах
Швеции, в Осло и Хельсинки. За
полтора с лишним месяца своего
пребывания за границей хор ‘русской
песни дал 52 концерта, на которых
присутствовало 139 тысяч человек.

Концерты хора прошли с большим
успехом. Помещения концертных за-
лов и театров не ‘могли вместить
всех желающих послушать совет-
ских артистов. С утра у касе вы-
страивались огромные очереди за
билетами: В ряде городов для вы-
ступлекий хора отводились  обшир-
Бые спортивные залы, вмещающие
or 3 no 7 тысяч человек. Очень ча-
		26 апреля Театр им. Вахтангова
покажет премьеру пьесы Д. Гоу и
А, Д’юссо «Глубокие корни». Руко-
водитель постановки Р. Симонов, ре-
жиссер-постановщик А. Габович, ху-
дожник А. Цесевич,
	В спектакле прикимают участие А.
Абрикосов (Бретт), Р. Симонов (Го-
	уард), М. Синельникова (Белла), И.
Толчанов (Сенатор), Г. Сергесва
(Гоней), Л. Целиковская (Дженев-
	ра). Ц. Мансурова (Алиса), М. Си-
		доркин (Рой) и др.
	чо, чгоюы удовлетворить занпросы
населения, нам приходилось BBICTY-
пать по два раза в день. Так, в Ге-
теборге в течение одного. дня на двух
концертах побывало 14 тысяч зрите-
лей. : .

Moro внимания уделяла Государ-
ственному хору русской песни ино-
странная печать. Высоко оценивая
мастерство артистов, газеты отмеча-
ли расцвет культуры ‘и искусства в
Советском, Союзе. На одном из кон-
цертов хору был преподнесен венок
от союза шведских певцов. В Хель-
синки хору был вручен скульптурный
бюст Сибелиуса — дар от общества
«Финляндия—Советский Союз».

Особенным уснехом у ‹ публики
пользовались русские народные пес-
ни «Вечерний звон», «Песня о Варя-
ге», «Тонкая рябина», хоры Римско-
го-Корсакова, Танеева и Даргомыж-
сего.
	ПЬЕСА О ЗАПАДЕ
	Московский театр драмы принял к
постановке пьесу В. Кожевникова и
И. Прута «Судьба Реджинальда
Девиса», посвященную борьбе прог-
рессивных сил © международной ре-
акцией. р

Главные роли пьесы исполняют:
М. Штраух (Бардинг), Г. Кириллов
(Девис), Л. Сухаревская (Эдит),
Орлова  (Ружица), Б. Мельников
(Джоне), Е. Самойлов (начальник
	тюрьмы), Б. Голмазов (Барнум).

Ставит спектакль В. Федоров, ре-
жиссер Е. Зотов&. художник В. Рын:
дин, музыка И. ееровича.

Для самых маленьких
	Украинский драматический театр
им. Ив. Франко своим новым спек-
таклем «Котигорошко» отчасти вос-
полняет досаяный пробел в театраль-
ной жизни Киева — отсутствие спек-
таклей и театра для детей,

«Котигорошко» — спектакль для
самых маленьких. Это живая и увле-
кательная театральная сказка, ухо-
лящая своими корнями в фольклор-
ные. сокровища украинского народа.
Ее написал украинский писатель,
прозаик и драматург Анатолий Шиян.
Котигорошко — имя, точнее про-
звище, деревенского мальчика Ивана,
наделенного богатырской силой. от-
вагой и умом. —

`С первого акта Котигорошко (арт.
О. Рубчакивна) становится  люби-
мым героем детворы, и популярность
его растет от сцены к сцене.. В этом
болыная заслуга А. Шияна: он с03з-
пал благородную и увлекательную
сказку для театра, создал образ ге-
pos, прекрасного своим примером,
героя, близкого и доступного юным
зрителям, с которым они долго не
расстанутся в своем воображении.
Эта сказка ‘учит ненавидеть обман,
ложь, насилие, зло, несправедливость
и ценить мужество. ум, изобретатель-
ность, самопожертвование. отвагу и
чувство товарищества. И все это пре-
подносится детворе не в виде сентен-
ций и наставлений, а в живом, увле-
кательном действии, которое застав-
ляет зрителей то с напряжением сле-
	Кабинет Шекспира и западно-евро-.
пейской классики ВТО ежегодно.про-
водит конференции, посвященные
проблемам творчества Шекспира,
шекспировским спектаклям московс-
ких и периферийных театров, новым
переводам произведений великого
драмат  ога.

23. апреля в Большом зале .Дома
актера открылась IX ежегодная
шекспировская конференция.
	дить за перипетиями борьбы, то <ме-
яться над забавными шутками и пер-
сонажами.

Автора «Котигорошко» можно, по-
жалуй, упрекнуть только в двух не-
дочетах: его сказка. написана не-
поэтическим. бедным языком и пере-
населена действующими лицами; пер-
сонажей — десятки, они пришли сю-
да из многих народных сказок, и не
всем им хватает места в этой -фанта-
стической сутолоке. Из-за этого. мно-
гие персонажи только мелькают пе-
ред глазами, а весь спектакль нес-
колько утомляет.

Постановка «Котигорошко»—дебют
молодого режиссера Зинаиды Судец.
Она сумела создать спектакль, увле-
кающий детвору. Но, к сожалению,
он не отличается ни острой выдум-
кой, ни изяществом, ни особой ре-
жиссерской изобретательностью. Сра-
зу-за сугубо бытовыми сценами сле-
дуют нарочито театральные, почти
условные образы и эпизоды. В этой
неровности стиля и случайном харак-
тере чередования разных кусков ска-
зывается еще неопытность режиссе-
ра-дебютанта. Оформление М. Дра-
ка, превосходное в наролной, де-
ревенской сцене, несколько слабее в
сценах сказочных. Музыка, написан-
ная к этому спектаклю В. Рождест-
венским, — одна из интереснейших
композиторских работ в нынешнем
киевском театральном сезоне.
						Успех выставки работ четырех советских
художников в Поаге
				ПАМЯТИ Н. П. АНДРЕЕВА
	теризующий деятельность советских
театральных коллективов и драма-
тургов за последние голы.
	Джозеф Маклеод подробно оста-
навливается на работе театров СССР
в дни Отечественной войны. расска*
зывает о выступлениях театральных
коллективов и концертных бригад на
фронте, о достижениях советского
театра, развитие которого продолжа-
лось в услювиях эвакуации за Волгу
и реэвакуации. : .

Книга богато иллюстрирована. В
последний разлел включена  обшир-
ная библиография, охватывающая
историю русского пореволюционного
И современного советского театра.
	В прениях по докладу М. Морозо?
ва приняли участие А. Попов. А.
Meccepep, TI. Новицкий и др., кото-
рые отметили, что Маклеод правди-
во рассказывает английскому  чита-
	телю © советском театре.

_ .
	фотоискусства в 1937 г. работы Андреева
	сыли удостоены диплома первой. степе-
Ни.
	Советские фотомастера сохранят память
о Н. П. Андрееве, как о большом худож-
нике, создавшем великолепные образцы
искусства фотографии.
		21 апреля в ВОКС состоялось за-
седание расширенного бюро теат-
	ральной секции, на котором обсужда-.
	лась недавно вышедшая в Англии
книга о советском театре под назва-
нием «Артисты пересекают Волгу»
известного английского театроведа
Джозефа Маклеода.
	Джозеф Маклеод к теме о рус-
ском театре обращается вторично: в
1943 году в Англии вышла его книга
«Советский театр».
	Профессор М. Морозов, сделав об-
стоятельный доклад о книге «Арти-
сты пересекают Волгу», рассказал,
что в своей новой работе Маклеод
знакомит английского читателя с ©с-
новными этапами истории русского
театрального искусства, но в основ-
ном посвящает ее современному со-
стоянию советского театра. Автор’
приводит обширный материал. харак-
	В Серпухове умер старейший русский
художник-фотограф Николай Платонович
Андреев. .

Н. П. Андреев был неизменным yuact-
ником и лауреатом многочисленных вы-
ставок и салонов у нас и за рубежом.
Многие годы он принимал активное уча-
стие в работе Фотосекции ВОКО. На Пер-
вой всесоюзной выставке советского
> РРР ЕТК

Редакционная коллегия:
	Не была крупным событием и CO-
стоявшаяся в Праге выставка живо-
писи современной Америки. За три
недели выставку посетило до 9 ты-
сяч человек. Выставку же четырех
советских мастеров почти столько же
‚зрителей (8.500) посетило только. за
‚первые пять дней.
  Книга отзывов полна  восторжен-
ных записей о работах советских
  художников.
os «Я хотел бы чаще видеть подобные

ыставки в Праге», —пишет один из
посетителей, выражая мнение подав-
‚ ляющего большинства.
  «Эту выставку должны посмотреть
‚ все сюрреалисты, чтобы увидеть, ка-
‘кое искусство нужно народу»,—пи-
  шет другой.
	«На выставке я видел народное ис-
	кусство, искусство.страны <социализ-
ма», — пишет третий.
Известный. чехословацкий ost
	Палицек написал:

«Буду откровенен. Я взволнован.
Пойду домой и прочту, не знаю уже
в который раз, стихи Маяковского,
от которых, как и от этой выставки,
веет ветром с Востока — ветром но-
	вого мира».
В. МЕДОВ.
ПРАГА. (По телеграфу).
	Открытие в Праге выставки ра-,
бот четырех советских художников—
А. Герасимова,  С. Герасимова, А.:
Дейнека и А. Пластова — явилось
крупным событием в культурной жиз-
‚ни Чехословакии.
  На церемонии открытия выставки:
  присутствовали советский посол
Зорин, министры Масарик и Стран.
  ский, статс-секретарь Клеменитис и
‚ многие представители культурных,

организаций. Ораторы, в числе кото-

‘рых был также министр иностранных.
	дел Масарик, подчеркивали в своих!

выступлениях, что эта выставка по-
служит дальнейшему укреплению
взаимопонимания и дружбы между.
чехословацким и советским ВАА
ми.
	Пражские газеты заявляют. что ни
	одна. выставка не вызывала такого
большого интереса.

_ В конце прошлого года в Праге
	была устроена выставка современной
английской живописи, тон которой
задавали работы главы английского.
импрессизнизма Филиппа Вильсон-
Стир и влдохновителя английских
сюрреалистов художника и скульпто-
ра Генри Моор. Посетители не уви-

дели на этой выставке современной
Англии.
	В программе конференции до-
клады М. Морозова — «Шекспир
на советской сцене за 30 лет» и
М. Загорского-—«Советская театраль-
	ная критика о ШМекспире». Сегодня
конференция заканчивает свою ргбо-
ту. В. Узин выступит с докладом «Не-
которые вопросы зарубежного шек-
спироведения». Доклад на тему «Об-
раз Фальстафа» прочтет Г. Козинцев.
	Председатель Союза советских художников. Молдавии, заслуженный
деятель искусств Молдавской ССР А; Васильев у своей новой карти-
	Фото П. лисенкива.
	ны «Молдавский чабан».
		отрицательное отношение к музы-
кально-драматической труппе, воз-
главляемой известным приверженцем
фашизма композитором Морено Тор-
роба, что. намеченные гастроли пос-
ланцев Франко в Гаване были отме-
нены, и Торроба поспешил BepHYTECA
B Мадрид.

Неудачи франкистских агентов В
Латинской Америке особенно пока-
зательны на фоне деятельности нахо-
дящихся там передовых людей ис-
панского просвещения, литературы и
искусства. Работа эмигрантов-анти-
фашистов, оставшихся верными cBCe-
му народу и развивающих достиже-
ния испанской культуры  республи-
канекого периода, — большой и цен-
ный вклад в культурную жизнь аме-
риканских стран испанского языка.
Испанские — артисты-республиканцы
пропагандируют творчество  замеча-
тельного поэта-драматурга Федерико
Гарсиа Лорка, убитого франкистами.
Последняя пьеса Гарсиа Лорка —
трагедия «Дом Бернарды Альба», но-
сящая подзаголовок «Драма женщин
в селениях Испании» — была впер-
вые поставлена в.Буэнос-Айресе 8
марта. 1945 года (до того она не бы-
ла опубликована). В этой пьесе, на-
писанвой почти целиком в прозе и
отличающейся изумительным чувст-
вом. театра, действуют одни женщи-
ны. Насыщенная. такой же сдержан-
ной страстью, как «Кровавая свадь-
ба», она поражает силой реализма, с
которой драматург рисует страшный
гнет застойного быта, уродующего,
а подчас и губящего человеческие
существа.

Испанские труппы, обосновавиие
ся’в Латинской Америке, играют
также новые пьесы драматургов-эми-
грантов, произведения Лопе де-Вега,
Шекспира («Гамлет»), стараясь при-
держиваться высокохудожественного
репертуара.

В драматургии эмигрантов наблю-
даются те две тенденции, которые
составляли наибольшую ценность
драматургии республиканской Испа-
нии. Это, с одной стороны, высокая
поэтичность, которая вырастает из
творческой мысли и глубокого чуз-
ства и опирается на народные тради-
ции, а с другой — борьба за передо-
вые политические устремления свое-
го народа.

Новые интересные пъесы создали
Алехандро Касона, Исаак Пачеко,
Рафаэль Альберти. Франсиско Мар-
тинесе Альенде; выдвинувшийся в
республиканской Испании в качест-
ве режиссера-руковолителя агитаци-
онных театров, отразил в пьесе
	` «Путь верности» (1941) перипетии.
борьбы горняков Астурии с фашиз-
мом в 1935—1937 годах В кажлой
	сцене этои пьесы ощущается неукро-:
	тимый дух народа, ненависть народа
к врагу и готовность к борьбе и са-
мопожертвованию. Написанная жи-
вым народным языком, пьеса отли-
чается хорошей простотой и силой
выразительных средств. В одноакт-
ной драме «Где-то в CCCP» (1942)
Мартинес Альенде воссоздал эпизод
из Отечественной войны советского
народа с германским фашизмом.

Макс. Ауб в остро написанной
драме «Супружеская жизнь» (1943)
осудил попытки некоторых интелли-
гентов оставаться аполитичными в
обстановке современных социальных
конфликтов. Его „трагедия «Святой
Иоанн» (1943)—это волнующая исто-
рия людей, которых фашизм лишил
отечества и которых привели к ги-
бели силы, стремившиеся к компро-
миссу с фашизмом. Еще резче высту-
пил Ауб против попыток умиротво-
рения фашизма в драме «Гибнут те,
кто закрывает . глаза» (две части,
1944), где он рисует эпизоды нацио-
нальной катастрофы, постигшей
Францию в 1940 году. :

Хосе Бергамин в трагедии «Дщерь
Божия» (1942) предпринял смелый
опыт своеобразной переработки ан-
тичной трагедии («Гекуба» Эврини-
да), действие которой он перенес в
Испанию 1936 года. Содержание
пьесы, развивающееся < необычайной
силой напряжения, — страдания ис-
панской крестьянки-антифашистки,
ее страшная и справедливая месть
предателю и мученическая гибель.
Значительно мягче по колориту дра-
матическая поэма Бергамина «Де-
вушка-партизанка» (1945). Хотя ге-
роиня пьесы испанка и действие
происхотит в Пирекейских горах в
наши дни, образ этой нежной и му-
жественной девушки навеян, по сло-
вам автора, ‘историей Зои Kocmo-
демьянской.

Во многих пьесах ‘республиканских
	эмигрантов явственно ошущается
благотворное влияние  демократиче-
ской и поэтической драматургии
	  Гарсиа Лорка. В противоположность
драматургии франкистской Испании,
животрепешущая современность го-
ворит в них полным голосом, обу-
словливая в значительной мере их
высокую и благородную  идейность.
А это — свидетельство жизненности
нагодной традиции, которая предве-
щает расцвет театра в будущей ос-
‘вобожденной от фашизма Испании.
		ИСПАНСКИЙ ТЕАТР НАШИХ ЛНЕЙ
	Возрождение испанского театра,
начавшееся при республике, было
прервано установлением в Испании
франкистского режима; который от-
бросил далеко назад всю культуру
этой страны. :
Изв театре, и в драматургии —
застой: Творческие вопросы меньше
всего интересуют театральных дея-
телей, — все определяется сообра-
жениями доходности.

Некоторые испанские артисты, `В
том числе крупнейшие, работают в
Латинской Америке, отказываясь
вернуться в Испанию, пока в ней
существует режим Франко. Сущест-
вующая в стране обстановка зе
способствует выдвижению талантли-
вой молодежи. Даже в крупных те-
атрах теперь выступают зачастую
трупны, возглавляемые второразряд-
ными и третьеразрядными актерами.
Театральные коллективы’ распались,
распылились, потеряли свое лицо.

Основной репертуар театра франки-
	стской Испании — безвкусные ме-
лодрамы, глупые комедии, дешевые
фарсы, пустейшие сарсуэлы (этот
	своеобразный жанр музыкальной ко
мелии сильно леградировал) или со-
вершенно бессодержательные ревю.

Современная . драматургия слаба и
	беспомошна, и театры вынуждены
ставить старые пьесы, написанные
несколько десятилетий назад. Из-
	релка крупные театры обращаются к
классикам, но © направленности и
качестве постановок классиков мож-
но судить хотя бы по тому факту,
что пьеса Лопе де Вега «Фуэнтеове-
хуна», шедшая в Мадриде в 1944
году, переделана матерым фашист-
ским литератором Эрнесто Хименес
Кавальеро. Ставится много религиоз-
ных пьес и старинных и современ-
ных авторов. Е
Попытки создать репертуар, вос-
хваляющий фашистский режим, неиз-
менно терпели неудачи и TOSTOMY
прекратились. А так как иного под-
хола к актуальным проблемам Ффа-
лангисты не допускают, то драма-
тургня франкистской Испании’ пол-
ностью оторвана от современности.
В драматургии на первый план
выдвинулись посредственные авторы,
постановщики ходовых пьес. Это —
Фелипе Сассоне, Энрике Хардьель
Понсела, Адольфо. Торрало, Леандро
Наварро. Многие действительно та-
лантливые драматурги находятся в
эмиграции. Большинство «стариков»
сошло со сцены: в 1943 году умер
	плодовитый комедиограф Карлос
Арничес; в 1944 году — Хоакин
Альварес Кинтеро, который вместе
со своим братом Серафином, умер-
шим еше в 1938 году, был создате-
лем жанра популярной, хотя и He
глубокой по мысли, андалусийской
комедии; в 1946 году умер поэт-
драматург Эдуардо Маркина. Назна-
ченный Ффранкистами председателем
«Национального театрального  сове-
та», Маркина продолжал развивать
жанр исторической драмы в католи-
ческом духе; названия его пьесе —
«Святая Эрмандад» (1939) и «Ко-
рабль и чудо» (1946) — достаточно
показательны.

Поэт и оратор Хосе Мария Пеман,
представитель воинствующего като-
	лицизма, поднят реакцией Ha щит.
Став одним из активных деятелей
франкистского режима и будучи
	возведен в ранг «академика», он про-
должает превозносить католическую
реакцию. в частности, в пьесах «Свя-
	тая вице-королева» (1940) и «Мет-
терних» (1942). Слабость ero как
драматурга обнаружилась с полной
	очевидностью в [944 году, когда три
его пьесы сы одна за дру-
гой.

Автору, который написал бы та-
лантливую, не `банальную пьесу,
чрезвычайно трудно было бы добить-
ся ее постановки, а если такую пьесу
и покажут зрителям, то ее исказят
низкспробными приемами сценическо-
го. воплощения. Драматурги предно-
читают поставлять зрелищным пред-
приятиям ходовой товар.

Безотралное положение театра вы-
нуждены признавать и сами заправи-
лы «испанской фаланги». Один из
них, «национальный секретарь по
пропаганде» Патрисьо Гонсалес де-
Каналес, в статье, помешенной в
приложении к фалангист@кому офи-
циозу «Арриба», констатировал, что
нынешний испанский театр «пришел
в расстройство, переживает артерио-
склероз, сбился < пути, исключи-
тельно беден авторами и исполните-
лями, разрушен и, поскольку его вы-
сокая воспитательная миссия’ отбро-
шена на задний план, превратился в
‘торговлю развлечениями». Это писа-
лось в 1943 году, но с тех пор дело
не улучшилось, хотя газеты нередко
возвращаются к этому вопросу. В
их сетованиях, как и в недавнем
призыве к «борьбе с посредственно-
стями», нет никакой новой мысли,
нет (да и не может быть) положи-
	тельной программы, так как причина
упадка театра лежит в самом суще-
стве франкистского режима.
Попытки франкистов влиять на те-
атр выразились прежде всего в та-
ких мерах, как: установление свире-
пой цензуры и запрещение спектак-
лей на языках национальных  мень-
шинств (каталонском. баскском, гз-
лисийском). Желая создать впечат-
ление, что испанская культура 0б’-
единяется под эгидой франкизма, `фа-
лангисты стараются озвратить в
Испанию эмигрировавших деятелей
искуссгв, — не только живых, но
даже и покойных. Им удалось лдо-
биться перевоза в Испанию тела
умершей в Нью-Морке в 1945° голу
	выдающейся танцовщицы Архентини-.
	ты, а загем тела знаменитого ком-
позитора Мануэля де-Фалья,  скон-
чавшегося в Аргентине в 1946 году;
в Испании были устроены торжест-
венные похороны. Но такие церемо-
нии никого не убеждают, тем более,
что с живыми дело обстоит далеко
не так «благополучно».

В Аргентине живет высокоталант-
ливый испанский драматург Алеханд-
ро Касона, выдвинувшийся в период
республики. Недавно Ффранкисты че-
рез третьих лиц пытались получить
его согласие на постановку его пьес
в Испании. Касона категорически от-
верг их домогательства, заявив:
«Франко — измена нашему истори-
ческому пути, грубое отрицание вся-
кого гражданского достоинства, не-
примиримый враг подлинной своболы,
тот, кто пролил вчерашнюю кровь и
кто отравляет завтрашнюю. С этим
именем и с этим режимом сотрулни-
чество для нас (испанских интелли-
гентов, находящихся в эмиграции, —
А. Ф.) невозможно».

Стремясь укреплять свои неустой-
чивые позиции в заокеанских -cTpa-
нах испанского языка, правительст-
во Франко в конце 1945 dona отпусти-
ло 3 млн. песет на организацию га-
стролей испанских трупп в Латин-
ской Америке. Кроме того, были ор-
ганизованы поездки некоторых дра-
матургов (как например, уже упомя-
нутого Хардьель Понсела, реакцион-
ного поэта-драматурга Луис Фернан-
дес Ардавйн) и композиторов. Но
эти затеи часто наталкиваются на от-
пор со стороны демократических сил
Латинской Америки. Осенью прош-
лого года публика Буэнос-Айреса с
такой настойчивостью выражала пол-
	ряд на шести спектаклях свое резко! онных

В. ВДОВИЧЕНКО (отв. редактор), А. ГЕРАСИМОВ. С. ГЕРАСИМОВ,
	КАБАЛЕВСК

ИЙ
	А. — МОРДВИНОВ,
	Ю.

ЗАВАДСКИИ,
	А. НОВОГРУДСКИЙ, А. СОЛОДОВНИКОВ.
		HE “ait Al
	Зак. № 1093.
			Адрес редакция и. издательства: Москва, Пушкинская, 8. Телефоны: секретариат. отделы информации, архитектуры, эстрады и цирка — К 4-15-66, отделы театра, музыки, изобразитель ных ` искусств, кино — K 5-45-12:
pee rr ыы OO Е т
		Типография «Гудок», Москва, ул. Станкевича, /.