ЛО июля 1949 г., № 19

ПО СТРАНИЦАМ ГАЗЕТ
	Лекционная пропаганда—важный метод
идейного воспитания кадров
	В широко разветвленной и стройной систе
	_ме партийного просвещения большое место
	занимает лекционная пропаганда. Она
ляётся могучим средством вооружения мно-
гочисленных кадров партийных, комсо-
мольских, советских, профсоюзных, хозяй-
ственных работников, кадров советской ин-
теллигенции марксистско-ленинской теори-
ей. Хорошо подготовленные, содержательные
лекции оказывают серьезную помощь в деле
коммунистического воспитания широчайших
масс трудящихся. ‘

ЦК ВКП(б) в своем постановлении «О по-
становке партийной пропаганды в связи с
выпуском «Краткого курса истории ВКП(б)»
в 1938 году отметил, что в пропаганде мар-
ксизма-ленинизма главным. решающим ору-
жием должна являться печать — журналы,
газеты, брошюры, а устная пропаганда долж-
на занимать подсобное, вспомогательное ме-
сто. ЦК ВКП(б) обязал тогда центральные,
республиканские, краевые и областные газе-
ты наряду © теоретическими статьями, кон-
сультациями и ответами на вопросы читате-
лей систематически печатать лекции лучших
пропагандистов.

В 1946 году в решении о мерах по улучше-
нию областных газет «Молот», «Волжская
коммуна» и «Курская правда» ЦК ВКП(б)
снова обратил внимание на необходимость
публикации содержательных лекций мест-
ных лекторов, привлекать к сотрудничеству
‘в газете квалифицированные пропагандист-
ские кадры.

Практика показывает, что. значительная
часть республиканских, краевых и област-
ных газет, кроме пропагандистских статей в
помощь ‘самостоятельно изучающим Map-
ксизм-ленинизм, пропагандистам, агитаторам,
регулярно печатает стенограммы лекций и
	_ докладов, выступает с критическим разбором.
	наиболее принципиальных выетуплений. лек-
торов, освещает работу лекторских групп,
опыт отдельных пропагандистов.

Положительный пример в этом отношении
показывает газета «Уральский рабочий». За
последние пять месяцев она опубликовала
несколько материалов об опыте лекционной
работы, о состоянии ‘естественно-научной
пропаганды в области.

Руководящие работники должны выступать
с политическими докладами. В корреспонден-
ции из Ленинского района г. Нижнего Таги-
ла газета подвергла справедливой критике
некоторых местных руководящих районных
работников за то, что они не выступают с до-
кладами перед трудящимися, «забыли о сво-
ем первейшем долге — нести слово больше-
вистской правды в массы».

В передовой статье «Лекционная пропаган-
да летом» редакция призывает усиливать
лекционную работу, перенести центр лекци-
онной пропаганды в поле, бригаду, где ре-
шается успех сельскохозяйственного года.

Газета «Красноярский рабочий» рассказы-
вает о работе краевого отделения Общества
по распространению политических и науч-
ных знаний. В. содержательном материале
редакция познакомила читателей с тем, как
прошла лекция о И. В. Мичурине в селе Ки-
рово. Отметив высокоё качество лекции, га-
зета на конкретных примерах показала
стремление советского крестьянства исполь-
зовать в колхозном производстве учение ве-
	‚.Лликого . преобразователя природы.
	С материалами о лекционной пропаганде
время от времени выступают «Тюменская
правда», «Красноярский рабочий», «Омская
правда», «Звезда» (г. Молотов) и другие.

Во многих советских селах и колхозах
теперь уже имеются свои собственные лекто-
рии, свои собственные лекторские кадры: Это
один из ярких показателей стирания граней
между городом и деревней. Сельские лекто-
рии возникают не по дням, а по часам. В ста-
тье «Сельские лектории» «Омская правда»
сообщает, что в области их насчитывается
350, в лекториях читают лекции свыше 2.000
учителей, врачей, агрономов. Газета приводит
любопытный факт: с созданием лектория B
селе Слободчики _Усть-Ишимского района в
	январе 1949 года заметно вырос спрос Кол-
хозников на сочинения Тимирязева, Мичу-
рина, Вильямса и Лысенко.

Но далеко не все республиканские, крае-
вые и областные газеты освещают вопросы
лекционной пропаганды, публикуют стено-
граммы лекций и докладов, критические ма-
териалы на отдельные выступления лекторов
и докладчиков, обобщают опыт лучших про-
пагандистов. Имеются, к сожалению, такие
газеты, которые недооценивают лекции.

Республиканские газеты «Правда Востока»
(г. Ташкент), «Коммунист» (г. Ереван), област-
ная газета «Львовская правда» очень часто
на видном месте сообщают читателям о ме-
сте и времени предстоящих лекций и докла-
дов по самым различным вопросам. Доста-
точно сказать, что в одном только Ташкенте
за первый квартал 1949 года Комитетом по
делам культурно-просветительных учрежде-
ний при Совете Министров Узбекской ССР
было организовано более 1.000 лекций и до-
‘кладов на научно-естественные, политиче-
ские и экономические темы. Между тем сте-
нограммы лучших лекций и докладов эти
газеты не печатают.

Редакции названных газет, видимо, не учи-
тывают того факта, что прослушать все. лек-
ции, как бы ни было велико желание ком-
мунистов и беспартийных, невозможно. От-
сюда прямая задача газеты-— систематически
публиковать стенограммы лучших лекций и
докладов, ибо печать, как указывает ЦК
ВКП(б), дает возможность ту или иную

истину сразу сделать достоянием всех.

Не свободны от`серьезных недостатков и
те. газеты, которые практикуют публикацию
лекций и докладов. Некоторые газеты вместо
того, чтобы разнообразить темы; ограничи-
ваются печатанием лекций по одним и тем
же вопросам, нередко выступают со о слу-
чайными, слабо. отработанными материа-
лами, в результате чего ценность таких
выступлений снижается. К числу недостат-
ков газеты «Уральский рабочий» можно отне-
сти то, что она, печатая лекции по конкретной
экономике, почти не выступает с лекциями
по истории и теории большевистской партии,
истории советского государства.

Задача местных газет — не только систе-
матически печатать стенограммы лучших
лекций пропагандистов, но и глубоко и все-
сторонне освещать организационные вопро-
сы лекционной пропаганды — подбор лектор-
ских кадров, деятельность лекторских групп,
творческое обсуждение лекций и докладов
и т. д. Однако эти вопросы’ во многих газе-
тах освещаются слабо.

Например, калужская областная газета
«Знамя» за последние пять месяцев. не напе-
чатала ни одного материала о лекционной
пропаганде в области.

Не ставит вопросов лекционной пропаган-
ды республиканская газета «Правда Украи-
ны». На страницах ее тщетно искать передо-
вые статьи об организации лекций и докла-
дов, материалов об опыте работы лекторских
групп,

„ Местные газеты должны полнее и глубже
освещать лекционную пропаганду. Печатание
лучших лекций наряду с другими пропаган-
дистскими, материалами должно стать’ неот“*
‘емлемой частью’ деятельности ‘редакций. ПУ-
бликуя лекции по истории ВКП(б), отдельным
теоретическим и политическим вопросам, о
внутренних и международных событиях, на
экономические и научно-просветительные
темы, газеты должны на деле помогать пар-
тийным и непартийным большевикам овла-
	девать марксистско-ленинской революцион-
		ной наукой. В газетах необходимо раз’яснять
трудящимся политику нашей партии, состав-
ляющую жизненную основу советского социа-
листического общества, знакомить с достиже-
ниями науки, культуры и искусства, воспиты-
вать трудящихся в духе советского патрио-
тизма, в духе преданности партии Ленина -
Сталина.
И. ЧЕКАНОВ.
		В Отделе пропалаиды и аитации
ITE ВКП)
	‚На днях в Отделе пропаганды и агитации
ЦК ВКП(б) заслушаны доклады  секре-
таря Кабардинского обкома ВКП(б) т. Кешо-
KOBa wv секретаря Дагестанского обкома
ВКП(б) т. Меджидова о подготовке школ к
новому учебному году.
	Локлады и обсуждение показали неуклон-
ный рост народного образования в обеих рес-
публиках. В текущем году более успешно,
чем прежде, выполнялся закон о всеобуче,
значительно сократился отсев детей из школ,
возросло количество учащихся в 5-—Т-х и
8—10-х классах, увеличился выпуск из 10-х
классов за счет молодежи местной нацио-
нальности, особенно в Дагестанской АССР.
В.нредыдущие годы число выпускников сред-
ней школы в республике было совершенно
недостаточно для укомплектования высших
учебных заведений республики, что тормо-
зило подготовку кадров национальной интел-
лигенции. В Кабардинской АССР успешно
разрешен вопрос с подготовкой учительских
кадров для старших классов средних школ,
значительно улучшилось положение с уком-
плектованием квалифицированными учите-
хями начальных и семилетних школ.
	В ходе обсужления докладов установлено,
что подготовка школ к новому учебному го-
ду еще не получила в республиках должного
размаха. Особенно медленно развертывается
	В Отделе пропаганды и агитации ЦК
ВКП(б) состоялось совещание, на котором
был заслушан доклад секретаря Бурят-Мон-
гольского обкома ВКП(б) т. Казакова о состо-
янии массово-политической работы партий-
ных организаций республики среди работни-
ков животноводства. Предварительно была
проведена проверка работы на месте.

В докладе и выступлениях участников со-
вещания отмечалось, что партийные органи-
зации Бурят-Монгольской АССР проводят
большую работу по сплошной радиофикации
колхозов и животноводческих ферм. Сейчас
радио имеется в 258 колхозах из 412.
	Многие колхозы республики имеют клубы.
В ряде животноводческих ферм созданы
красные уголки с библиотечками и радио-
приемниками. На всех животноводческих
фермах выделены агитаторы, которые прово-
дят беседы и читки.
	Однако значительная часть работников жи-
вотноводетва, особенно пастухи, чабаны и та-
бунщики, находящиеся на отдаленных от
центральных усадеб колхозов пастбищах, не
охватываетея массово-политической работой.
	Пастухи, чабаны и табунщики не инфор-
мируются. о событиях внутри нашей страны
и за рубежом, многие из них не ознакомлены
с постановлением Совета Министров СССР
и ЦК ВКЦ(б) о трехлетнем плане развития
общественного колхозного и совхозного про-
дуктивного животноводства и другими важ-
нейшими постановлениями партии и прави-
тельства. . 7

<На совещании было отмечено, что отдел
пропаганды и агитации Бурят-Монгольского
обкома ВКП(б) не принял всех необходимых
мер для организации повседневной массово-
политической работы по раз’яснению трех-
летнего плана развития животноводства ере-
ди сельского населения. Работникам живот-
новодства редко читаются квалифицирован-
ные лекции и доклады. Слабо поставлена
	На днях в редакции «Правды» закончился
десятидневный семинар заведующих отдела-
ми партийной жизни и началась месячная.
производственная практика очередной груп-
			эта работа в Кабардинской АССР. Здесь ждут
окончания некоторых полевых работ, после
чего намечается развернуть подготовку школ
к учебному году. Немногим лучше обстоит
дело в Дагестанской АССР. Но и здесь еще
сделано мало, недостаточна помощь общест-
венности, местных партийных и советских
организаций школе. Не занимаются вопросяа-
ми школы и комсомольские организации рес-
публики.

В Дагестанской и Кабардинской республи-
ках не созданы условия для выполнения за-
дания правительства о приеме в пятые клас-
сы всех окончивших в текущем году четвер-
тые классы. В Дагестанской АССР открыты
новые семилетние школы, однака ни учи-

`тельскими кадрами, ни помешениями школы
не обеспечены.
	Не выполняется в республиках план выпу-
ска школьных учебников на родных языках
учащихся. Особенно тревожным является по-
ложение в Дагестанской АССР, выполнив-

шей план издания учебников только на

36 проц. Учпедгиз Министерства просвещения
РСФСР в течение ряда лет затягиваег вы-
пуск двух учебников для Дагестанской АССР
без всяких серьезных к тому оснований.

В результате обсуждения докладов указа-
ны конкретные мероприятия по устранению
		УЛУЧШИТЬ ПОДГОТОВКУ К НАЧАЛУ УЧЕБНОГО ГОДА
	Десятитысячный
° номер газеты
«ИМзвестия»
	9 июля вышел десятитысячный номер га-
зеты «Известия Советов депутатов трудя-
щихся СССР». Это—значительное событие в
культурной жизни страны, в истории боль-
шевистской печати.

Указом Президиума Верховного Совета
СССР газета награждена орденом Трудового
	Красного Знамени «за успешную работу по
	воспитанию трудящихся в ` духе идей
Ленина— Сталина и заевлуги в деле мобили-
зации советского народа на строительство со-
циалистического общества». Награждена ор-
денами и медалями СССР большая группа
работников редакции, издательства и типо-
графии «Известий». р

Десять тысяч номеров газеты «Известия»
содержат много ярких страниц из истории
героической борьбы советского народа под
руководством партии Ленина—Сталина за
укрепление и развитие советского государ-
ства, за процветание социалистической  Ро-
дины, за коммунизм.

Великие основатели большевистской пар-
тии и советского государства Ленин и
Сталин неоднократно выступали на страни-
цах газеты «Известия». Здесь впервые были
опубликованы известные работы В. И.
Ленина—«Главная задача наших ` дней»,
«Очередные задачи Советской власти», «О
монополии внешней торговли», работы
И. В. Сталина—«Украинский узел», «Два Aan
геря» и другие.

Высокая правительственная награда обя-
зывает коллектив редакции тазеты ‘«Изве-
стия» отдать все свои знания и силы делу
мобилизации советского народа на борь-
бу за культурный и технический прогресс
СССР, за дальнейшее укрепление могуще-
ства нашей Родины, за победу великого дела
Ленина — Сталина, за построение комму-
вистического общества.
	Семинар секретарей
	райкомов и горкомов BKII(6)
	Смоленский обком ВКП(б) провел семинар
секретарей горкомов и райкомов BKII(6).
Участники семинара прослушали лекции на
темы: «Разработка товарищем Сталиным во-
просов колхозного строительства», «Великий
сталинский план. преобразования природы»,
о книге академика Вильямса «Основы земле
делия», «О мерах повышения продуктивно-
сти животноводства», о международном поло-
жении. На семинарах были обсуждены. так-
же вопросы организационно-партийной и
партийно-политической работы.
	еж a
СВОДК

о ходе издания учебников

на 1949/50 учебный год
	(По данным на 19 июля)
	PECHY &B Orne-
чатано
лики (тыс. экз.)

РСФСР 76119,0
  а) Учпедгиз 73100,0

6) Автономные

республики
и области * 3019,0

Украинская ССР 28349,0
Белорусская ССР 3561,0
Узбекская ССР* 3100,0
Казахская ССР 2159,0
Грузинская ССР 1645,0
Азербайджан-

ская ССР 1275,0
Литовская ССР 942,0
Молдавская ССР 1089,0
Латвийская ССР 932,0
‚Киргизская ССР * 514,0
Таджикская ССР 1071,0
Армянская ССР 1549,0
Туркменская ССР 479,0
Эстонская ССР 1124,0
Карело-Фин- .

ская ССР 18,0

% вы-
полнения
плана

40,0

Сдано

HHHTO-
торг. орга-
низациям

(в_%)

61,5
63,0

37,6
63,4
51,4
25,5
65,3
46,7

29,8
58,4
54,3
55,5
33,8
54,7
56,0
14,4
72,0

20,0

Итого: 1246280 ‘71,6 57
	* Сведения даны на 1 июля.
	О МАССОВО- ПОЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
	СРЕДИ ЖИВОТНОВОДОВ БУРЯТ-МОНГОЛЬСКОЙ АССР
	пропаганда научных знаний в области зоо-
	‚техники и ветеринарии.
	В республике мало издается литературы по
вопросам животноводства, особенно о мето-
	дах работы лучших животноводов и лугово-.о
	дов. План издания сельскохозяйственной ли-
тературы местным издательством в 1948 г.
выполнен только на 50 процентов. В респуб-
лике плохо организована книжная торговля,
в результате чего литература часто не дохо-
‘дит до села. Книжные магазины имеются не
во всех районах. Развозная торговля литера-
турой не организована.
	Совещание рекомендовало отделу пропа-
ганды и агитации Бурят-Монгольского обко-
ма ВКП(б) конкретные мероприятия по улуч-
ению массово-политической работы среди
	животноводов, особенно по пропаганде трех-
	летнего плана развития общественного жи-
вотноводства. Отделам пропаганды и агитации
	обкома и райкомов партии Бурят-Монголь-
	ской АССР предложено улучшить пропаган-
ду опыта передовиков животноводства в пе-
чати, по радио, в лекциях, докладах и бесе-
дах, а также путем организации экскурсий в
лучшие колхозы и животноводческие фермы.
Особое внимание обращено на необходимость
обеспечить регулярную доставку газет и
книг пастухам, чабанам и табуншикам Ha
летние пастбища. Рекомендовано системати-
чески проводить чтение лекций в колхозах,
совхозах и на животноводческих фермах, при
Домах культуры, ‘сельских и колхозных клу-
бах и избах-читальнях.
	Совещание рекомендовало, отделам пропа-
ма и райкомов ВКП(б) организовать кинооб-
служивание ‘работников отдаленных живот-
новодческих ферм. Отделу пропаганды и аги-
тации обкома ВКП(б) следует регулярно
практиковать совещания лучших агитаторов,
работающих среди животноводов. В газетах и
по радио систематически освещать опыт аги-
тационно-массовой и культурно-просвети-
тельной работы среди работников животно-
водства,
	пы редакторов республиканских и областных
газет. .
В течение месяца практиканты прослуша-
ют ряд лекций по вопросам печати и ознако-
мятся с опытом работы отделов «Правды».
		Месячная ` практика редакторов
	значение для партии пролетариата. Партия
вела и ведет борьбу за новое, растущее, про-
грессивное, революционное, против старого,
умирающего, контрреволюционного. В жизни
побеждает то, что растет и развивается; тер-
пит, в конце концов, поражение старое, отми-
рающее, говорит товарищ Сталин,

«То, что в жизни рождается и изо дня в
дёнь .растет,— неодолимо, остановить его
движение вперед невозможно. То. есть,
если, например, в жизни рождается проле-
тариат как класс и он изо дня в день ра-
стет, то как бы слаб и малочислен ни был
он сегодня, в конце концов он все же по-
бедит. Почему? Потому, что он растет, уси-
ливается и идет вперед. Наоборот, то, что
в жизни стареет и идет к могиле, неизбежно
должно потерпеть поражение, хотя бы оно
сегодня представляло из. себя богатырскую
силу. То есть, если, например, буржуазия
постепенно теряет почву под ногами и с
каждым днем идет вепять, то как бы силь-
на и многочисленна ни была она сегодня,
в конце концов она все же потерпит пора-
жение. Почему? Да потому, что она как
класс разлагается, слабеет, стареет и ста-
новится лишним грузом в жизни» (стр, 6).
Положение о неодолимости нового, о неиз-

бежности победы пролетариата и поражении
буржуазии придавало партии и пролетариа-
ту энергию в борьбе, побуждало мужественно
переносить временные поражения и неук-
лонно стремиться к своей цели.

Это положение товарища Сталина воору-
жило большевистскую партию и пролетариат
уверенностью в победе своего дела. Оно име-
ло величайшее значение, когда шла борьба
против царизма и буржуазии в нашей стра-
не. Оно сохраняет свое великое значение и
теперь и для советских людей, ‘героически
преодолевающих трудности, стоящие на пути
их победоносного движения к коммунизму,
и для всего прогрессивного человечества, бо-
рющегося за мир, за демократию и социа-
лизм, против поджигателей новой войны, ду-
шителей демократических свобод.

Товарищ Сталин о обосновал закон. мате-
риалистической диалектики о переходе коли-
чественных изменений в качественные раз-
личия, показал, что движение имеет двоя-
кую форму: эволюционную и революционную,
составляющую две стороны единого процесса
движения.

. «Движение эволюционно, когда прогрес-
сивные элементы стихийно. продолжают
свою повседневную работу и вносят в ста-
рые порядки мелкие, количественные, из-
менения, \

Движение революционно, когда те же
элементы об’единяются, проникаются еди-
ной идеей и устремляются против враже-
ского лагеря, чтобы в корне уничтожить
старые порядки и внести в жизни каче-
ственные изменения, установить новые по-
рядки» (стр. 8).

Эти положения, сформулированные
товарищем Сталиным, ‘имеют исключитель-
ное теоретическое и политическое значение.
Эти положения вооружают партию пролета-
риата правильным пониманием закономерно-
	выдающееся произведение
.марксизма-ленинизма
	(К выходу в свет отдельным изданием
произведения И. В. Сталина
«Анархизм или социализм?»)
	циалистической революции и диктатуры
пролетариата, необходимость боевой проле-
тарской партии, партии нового типа, отлич-
ной от старых, реформистских партий И ин-
тернационала, излагаются основы стратегии
и тактики партии. Это произведение входит
в идейную сокровишницу нашей партии, как
	серьезный. вклад в теорию марксизма-
ленинизма. Оно является образцом глубокого
освещения вбпросов теории  маоксизма-
	ленинизма в неразрывной связи с насущны-
ми задачами революционной, классовой борь-
бы пролетариата. .

Подобно тому, как значение труда Ленина
«Материализм и эмпириокритицизм» вышло
за рамки задач критики философских реви-
зионистов в России и взглядов их буржузз-
ных учителей в Западной Европе, так и знз-
чение труда товарища Сталина вышло за
рамки задач критики анархизма. Труд
товарища Сталина, как и труд Ленина, явил-
ся защитой и развитием величайшего тео-
ретического богатства партии — диалектиче-
ского и исторического ‘материализма.
	® .

В первой главе книги И. В. Сталин ‘дал за-
мечательное определение марксизма как
цельного мировоззрения, подчеркнув B Ca
мом определении неразрывноеть его состав-
ных ‘частей монолитносль и стройность.
	< «Марксизм — это не только теория социа-
‚‘лизма, это—цельное мировоззрение, фило-

софская система, из которой само собой

вытекает пролетарский социализм Маркса.
‚Эта философская система называется диа-
‚ лектическим материализмом» (стр. 5).

‚ Обоснование товаришем Сталиным цельно-
сти марксизма имеет огромное принципиаль-
ное значение. Вспомним, что враги мар-
ксизма из лагеря реформистов. всячески пы-
тались исказить марксизм, утверждая, что
можно, якобы, оставаться марксистом, прини-
мая какую-либо одну из сторон марксизма и
отвергая остальные. Попытки расчленить
марксизм, соединить отдельные ‘его стороны
с разного рода буржуазными идеями и тем

самым исказить марксизм не прекращаются и
по сей день,
	В своем труде ‹Анархизм или социализм?»
	товарищ Сталин подчеркнул научность и ре-
волюционность марксистского учения, его
всесилие, его непобедимость.

Товарищ Сталин показал коренное отличие
марксизма, как учения -MHOTOMMAAMOHHEIX
пролетарских масс, от предшествующих уче-
ний, являвшихся учениями одиночек. _

«Прежде всего необходимо знать, —писал
товарим Сталин,— что пролетарский социа-
лизм представляет не’ просто философское
учение. Он является учением пролетар-

ских масс, их знаменем, его почитают и

перед ним «преклоняются» пролетарии

мира. Следовательно, Маркс и Энгельс яв-
ляются не просто родоначальниками какой-
либо философской «школы»-—они живые
вожди живого пролетарского движения, ко-
торое растет и крепнет с каждым днем. Кто
борется против этого учения, кто хочет
его «ниспровергнуть», тот должен хорошо
учесть все это, чтобы зря нё расшибить се-
бе лоб в неравной борьбе» (стр. 44).
	Вся последующая история развития про-
летарского движения подтвердила справедли-
вость замечательных сталинских елов. Мар-
ксизм, дальше развитый Лениным и
Сталиным, одержал всемирно-исторические
победы, собрал под свои знамена сотни мил-
лионов ‘трудящихся во всем мире. Победа
социализма в СССР является подлинным
триумфом марксистско-ленинского учения.

Товарищ Сталин с предельной ясностью и
исключительной научной глубиной раскрыл
сущность марксистского диалектического ме-
тода как подлинно научного метода, показал,
что он вырос и стяжал себе славу в борьбе с
метафизикой, обосновал значение марксизт-
ского диалектического метода для понимания
законов природы, общественной жизни и для
практической революционной деятельности,

Одним из самых замечательных поло-
жений, разработанных и обоснованных
товарищем Сталиным, является положение о
неодолимости нового. Показывая, что жизнь
не есть нечто неизменное и застывшее, а на-
ходится в вечном движении, ‘развитии,
товарищ Сталин раскрывает противоречивый
характер развития, единство и борьбу двух
противоположных, .взаимоисключающих, в то
же время составляющих сущность жизни
процессов — разрушения и созидания. Имен-
но потому, что жизнь есть процесс разруще-
ния и созидания, в ней «всегда существует
новое и старое, растущее и умирающее, ре-
волюционное и контрреволюционное» (стр. 6).

Товариш Сталин учит глубокому. понима-
нию жизни как процесса борьбы между но-
вым и старым, растущим и умирающим, ре-
волюционным и контрреволюционным.

Такое понимавие жизни имеет. великое
	По мнению анархизма, освобождение массы
невозможно до тех пор, пока не освободится
личность, ввиду чего его лозунг: «Все для
личности». Краеугольным же камнем мар-
ксизма является масса, освобождение кото-
рой, по его мнению, является главным усло-
вием освобождения личноети. То есть, по
мнению марксизма, освобождение личности
‘невозможно до тех пор, пока не освободится
масса, ввиду чего его лозунг: «Все для массы»,
(И. Сталин. «Анархизм или социализм?». Гос-
политиздат, 1949 г., стр. 4—5),

Основное острие своей критики товариш
Сталин направляет‘против закавказских анар-
хистов, во главе которых стоял тогда изве-
стный анархист Черкезов (Черкезишвили) —
один из ближайших друзей П. А; Кропотки-
на. Борьба товарища Сталина против анар-
хистов, орудовавших в начале ХХ века`в За-
кавказье, имела не только общепартийное,
общероссийское, но и международное значе-
ние. Разгромив закавказских анархистов,
товарищ Сталин тем самым разгромил анар-
хизм как идейное течение, претендующее
быть социалистическим.

В работе «Анархизм ‘или социализм?»
товарищ.Сталин подверг уничтожающей кри-
тике: реформизм. Он писал:
	«Реформизм (Бернштейн и др.) который
считает, социализм только отдаленной
целью и ничем. больше, реформизм, кото-
рый фактически отрицает социалистиче-
скую революцию и пытается установить
социализм мирным путем, реформизм, кото-
рый проповедует не борьбу классов, а их
сотрудничество, — этот реформизм изо дня
в день разлагается, изо дня в день теряет
всякие признаки социализма...» (стр. 3).
За период, прошедший. с тех пор, как были

написаны эти слова, реформизм окончатель-
но разложился и открыто встал на защиту
капитализма. Современный реформизм, пред-
‘ставляемый правыми социалистами Леоном
Блюмом, Сарагатом, Шумахером, Бевином,
Эттли и другими, откровенно служит импе-
риалистической реакции и лишь для обмана
масс навешивает на себя мишуру «социали-
стической» фразеологии.

Значение произведения товарища Сталина
«Анархизм или социализм?» не исчерпы-
вается тем, что в нем дана сокрушительная
критика анархизма, реформизма. Значение
его состоит в том, что в Нм товариш
Сталин блестяще изложил и развил теорети-
ческие основы марксистской партии — диалек-
тический и исторический материализм. С ис-
ключительной глубиной поставлены и реше-
ны в этом произведении товарища Сталина
коренные вопросы марксистско-ленинской
теории: неизбежность и неотвратимость -с0-
	Вышел в свет отдельным изданием выда“
ющийся.труд товарища И. В. Сталина «Анар-
хизм или социализм?» сыгравший огромную
роль в теоретической подготовке большевист-
ской партии, имеющий величайшее значение
в вооружении марксистско-ленинской теори-
ей всех борцов за дело. коммунизма.

Впервые произведение «Анархизм или со-
циализм?» печаталось в виде статей в 1906 —
1907 гг. в грузинских большевистских газе-
тах. Разработка вопросов, изложенных в
статьях И.В. Сталина, настоятельно вызыва-
лась насущными интересами партии и рево-
люционного рабочего движения. В обстанов-
ке спада революционной волны, начавшегося
после поражения декабрьского вооруженного
восстания, и наступившей затем в стране
жесточайшей реакции, когда усилились по-
пытки ревизии марксизма, на очередь дня
встала как боевая, неотложная задача партии
защита и дальнейшее развитие теоретиче-
ских основ большевизма. Необходимо было,
как указывал Ленин, «отливать сталь мар-
ксистекого миросозерцания». Эту задачу
выполнили вожди партии Ленин и Сталин.

В 1908 г. Ленин написал свой гениальный
труд «Материализм и эмпириокритицизм», в
котором разоблачил и разгромил до конца
терерожденцев в области теории марксизма,
отстоял и развил марксистскую философию.
Решению этих же задач посвящен и труд
товарища Сталина «Анархизм или социа-
лизм?». Великие вожди и организаторы боль-
шевистской партии Ленин и Сталин всесто-
ронне разработали теоретические основы
большевистской партии.

В работе «Анархизм или социализм?»
товарищ Сталин решительно выступает про-
тив закавказских анархистов, которые особен-
но активизировались в конце 1905 и начале
1906 гг, ожесточенно нападали на. марксизм
и революционную социал-демократию. Необ-
ходимо было разгромить этих врагов мар-
ксизма, пытавшихся в угоду буржуазии
ослабить рабочее движение, направить его по
ложному пути.

_ Борьба товарища Стёлина против анархиз-
ма является блестящим образцом партийно-
сти, образцом того, как нужно изобличать
врагов рабочего класса, прикрывающихся
фальшивой маской его’ друзей, образцом не-
примиримой борьбы против враждебных
марксизму политических течений и теорий.
Товарищ Сталин ярко и убедительно пока-
зал, что анархисты—злейшие враги марксиз-
ма, враги пролетарской революции, враги со-
циализма и что с ними нужно вести непри-
миримую борьбу. Товарищ Сталин подчерки-
вал, что нельзя сводить разногласия между
марксистами и анархистами только к разно-
гласиям тактического характера. «Дело в том,
что марксизм и анархизм построены на совер-
шенно различных ‘принципах, несмотря на
то, что оба они выступают на арене борьбы
под социалистическим флагом. Краеугольный
камень анархизма — личность, освобождение
	которой, по его мнению, является главным.
	условием освобождения массы, коллектива.