10 июля 1949 г., Ne 19 (111)
	Болышевики Сормова
	служения нашей социалистической Родине.
Как святыню, хранят они три телеграммы
великого Сталина, в которых вождь партии. и
советского народа шлет привет коллективу
завода и благодарит его за самоотверженный
труд, —

Тридцать три месяца подряд держали сор-
мовичи Красное знамя Государственного Ко-
митета Обороны, закрепленное затем за за-
водом навечно. Орденом Ленина и орденом
Отечественной войны 1-Й степени награжден
завод за помощь фронту. .

Боевые революционные традиции сормови-
чей ныне проявляются в их беспредельной
преданности своей советской Родине, родной
большевистской партии, вождю советского
народа великому Сталину, в пламенном ео-
ветском патриотизме, в производственном
под’еме и размахе творческой инициативы, в
неукротимом стремлении к техническому про-
грессу, к науке и культуре, в борьбе за до-
срочное выполнение послевоенной пятилетки.

В письме товарищу Сталину, вместе с кол-
	лективом Коломенского завода, коллектив на-
	wero завода взял обязательство выполнить
план текущего года к 5 декабря — Дню
Сталинской Конституции, сэкономить 2.000
тонн металла, 2.500 тонн топлива, 3 млн. кило-
ватт-часов электроэнергии и выпустить сверх
плана, за счет сэкономленных материалов,
5 пассажирских паровозов, один сухогрузный
и два буксирных теплохода, а также дать
8 млн. рублей сверхплановой прибыли. Эти
обязательства успешно выполняются. В марте
текущего года завод достиг уровня производ-
ства, запланированного на 1950 год.

Золотым фондом завода являются старые
кадровые рабочие-сормовичи. ‘Коммунисты
тт. Н. А. Кудрин, М. Г. Боков, А. П. Калмы-
ков, С. А, Храмов и другие по 50 и более лет
проработали на заводе. Многие из них и сей-
час отдают свои силы родному заводу, пере-
дают молодежи свой богатый производствен-
ный опыт, воспитывают ее в духе револю-
ционных традиций рабочего класса.

Чтобы обеспечить успешную работу такого
индустриального гиганта, как Сормовский 3a-
вод, требуются квалифицированные кадры
специалистов. Командные кадры завода со-
стоят в основном из потомственных сормови-
чей и их детей. Бывшие рабочие, получившие
высшее образование при советской власти,
инженеры тт. Маркушев, Белкин, Коняхин,
Командин, Московкин и другие занимают
посты ‘от главного инженера до начальников

‚крупных отделов и цехов. У нае есть свой
техникум. Значительная группа практиков-—
мастеров, начальников смен и т. д.— неустан-
но повышает свою теоретическую подготовку.
`‹Наши инженерно-технические работники,
плоть от плоти рабочего класса, новаторзки
решают сложные технические задачи и пере-
дают свои знания, свой опыт, свои методы
труда рабочим. : /

Ведущей силой заводского коллектива яв-
ляется партийная организация. Чтобы лучше
осуществлять свою авангардную роль, комму-
нисты систематически работают над повыше-
нием своего идейно-политического уровня.
В минувшем учебном году в системе партий-
ного просвещения свыше 900 человек изуча-
ло «Краткий курс истории ВКП(б)» в Kpyx-
ках и около 300. человек занималось в полит-
школах. Самостоятельно занимались изуче-
нием истории и теории большевизма 730 чело-
век. Значительное число коммунистов учи-
лось в райпартшколе, вечернем университете
марксизма-ленинизма.

Партийная организация ведет большую мас-
сово-политическую и культурно-воспитатель-
ную работу. Повседневно ведется агитацион-

ная и культурно-воспитательная работа, на-
правленная на`повышениё социалистической`
сознательности трудящихся, ‘на развертыва-
ние соревнования за выполнение обязательств,
взятых в письме товарищу Сталину.

Обозревая славный исторический путь за-
вода и заглядывая в его завтрашний день, мы
видим, что наряду с большими успехами у
нас есть немало недостатков, много еще
неразрешенных задач. Отмечая столетие свое-
го завода, партийная организация и весь кол-
лектив сормовичей мобилизуют свои силы на
борьбу за дальнейшие ‹ производственные
	успехи во славу нашей могучей социалисти-
	ческой Родины, во имя победы коммунизма.

< $. КОЗИН.

Парторг ЦК ВКП(б) на заводе
«Красное Сормово».
имени А. А. Жданова.
	Через несколько дней, 13 июля, коллектив
Сормовского завода им. А. А. Жданова будет
отмечать столетие своего завода, История
этого старейшего предприятия является од-
ной из замечательных страниц истории рус-
ского рабочего класса, его роста и героиче-
ской революционной борьбы против самодер-
жавия`и капитализма, за диктатуру пролета-
риата и построение социализма.

Под руководством большевиков сормовичи
активно участвовали в трех революциях.
Великий Ленин через Нижегородский коми-
тет РСДРИ, в составе которого были П. А. За-
	и EES EE le ee ee oR
ломов и Д. А. Павлов, постоянно поддерживало
	ими.
	С Сормовом и сормовичами был крепко
связан великий пролетарский писатель
Горький. А. М. Горький правдиво изобразил
жизнь и героическую борьбу сормовских ра-
бочих в своем произведении «Мать».
	Плоды большой воспитательной и органи-
заторской работы марксистов, большевиков
по политическому просвещению и организа-
ции сормовичей ярко проявились в их слав-
ных революционных выступлениях, В 1902 го-
ду здесь происходит известная первомайская
политическая демонстрация. Арестованные и
преданные суду, участники демонстрации с
гордостью назвали себя ‘революционерами.
Речи, произнесенные на суде знаменосцем
демонстрации П. А. Заломовым и другими
товарищами, были опубликованы «Искрой»
и напечатаны в листовках Нижегородского
комитета РСДРИ.
	В. И. Ленин горячо приветствовал рост
классового сознания сормовских пролетариев
и призывал их к решительной схватке с
врагом. В декабре 1905 года рабочие Сормо-
ва под руководством большевистской органи-
зации с оружием в руках выступили против
ненавистного царизма.
	Так складывались революционные тради-
ции сормовских большевиков. Эти. славные
традиции сормовичи пронесли через огонь
трех революций, развили и укрепили их. В
годы гражданской войны рабочие Сормова
вместе с рабочими других городов России
грудью встали на защиту молодой Советской
республики. Тысячи коммунистов и комсо-
мольцев сражались на фронте против бело-
гвардейцев и интервентов. Оставшиеся на
заводе работали на нужды обороны социали-
стического отечества, вооружали суда волж-
ской военной флотилии, строили бронирован-
ные поезда. По заданию В. И. Ленина сормо-
вичи впервые в нашей стране тогда построи-
ли семь танков. .

Славные революционные традиции, сло-
жившиеся в борьбе с царизмом и капитализ-
мом, сормовичи приумножили своими трудо-
выми подвигами по строитедвству социализ-
ма. Они горячо поддержали начавшееся в
стране социалистическое соревнование. Пер-
вые ударные бригады здесь появились еше
в феврале 1929 года. Стахановское движение
вызвало новый под’ем производственной ак-
тивности трудящихся. р

За годы сталинских пятилеток завод «Крас-
ное Сормово» превратился в передовое пред-
приятие, оснашеннов новой техникой.
	Неузнаваемо изменился культурный облик
завода и всего Сормова; До 1917 ‘года в Сор-
мове было. три школы с 500 учашимися в
них’ А сейчас здесь 17 школ, в которых
учится 12.000 человек, машиностроительный
техникум, две школы рабочей молодежи,
школы ФЗО и ремесленное училище, 6 пре-
красно оборудованных больниц, более 10 ам-
булаторий и поликлиник; 7 детских яслей,
столько же детских садов. Дворец культуры
имени Сталина и 6 поселковых клубов явля-
ются очагами социалистической культуры.
10 библиотек, в их числе техническая библи-
отека завода, обслуживают рабочих. На заво-
де выходит своя газета «Красный сормович».

На месте ветхих, деревянных домишек вы-
растают красивые и благоустроенные дома
для рабочих. Больше чем в шесть раз вырос
жилищный фонд. Выросли большие новые по-
селки: имени Володарского, Кооперативный,
Комсомольский.

В 1939 году в ознаменование 90-летия и за
выдающиеся заслуги в судостроении и маши-
ностроении, завод был награжден орденом
Трудового Красного Знамени.

В годы Великой Отечественной войны сор-
мовичи вместе со всем героическим совет-
ским народом проявили высокие образцы
	2 июля после длительной и тяжелой болез-
ни скончался Георгий Михайлович Димит-
ров — председатель Совета Министров Народ.
ной Республики Болгарии, генеральный сек-
ретарь Центрального комитета Болгарской
коммунистической партии, выдающийся дея-
тель международного рабочего движения,
вождь болгарского народа, верный друг Со-
ветекого Союза.
	Имя Г. М. Димитрова овеяно любовью всех
людей труда, всего прогрессивного человече-
ства, борющегося под победоносным знаме-
нем Маркса — Энгельса — Ленина — Сталина.
Глубокую скорбь болгарского народа по пово-
ду смерти Г. М. Димитрова разделяют тру-
дящиеся всех стран.
	Г. М. Димитров прошел славный путь про-
летарского революционера, был верным уче-
ником и соратником Ленина и Сталина.
	«Не может быть подлинным марксистом
тот,— говорил Г. М. Димитров на У с’езде
Болгарской коммунистической партии, —
кто не является подлинным ленинцем, и
не может быть подлинным ленинцем тот,
кто не является сталинцем». .
	Выходец из пролетарской революционной
‚ семьи, Г. М; Димитров еще 15-летним юно-
шей, работая наборщиком в типографии,
вступил в революционное движение и. при-
нял активное участие в деятельности ста-
рейшего болгарского профсоюза печатников.
С 1902 года Г. М. Димитров-член Болгарской
рабочей социал-демократической партии. Он
ведет активную борьбу против ревизионизма
на стороне революционно-марксистского кры-
ла «тесняков»,

Самоотверженная революционная деятель-
ность, бесстрашие и стойкость в революцион-
ных боях снискали Георгию Михайловичу
Димитрову горячую любовь революционных
рабочих Болгарии. В 1905 году он избирается
секретарем Союза революционных профоб’-
единений Болгарии. Возглавляя борьбу бол-
гарского пролетариата, Георгий Димитров
неоднократно подвергался арестам и пресле-
дованиям. За руководство вооруженным. вос-
станием 1923 года в Болгарии фашистский
суд заочно вынес Г. М. Димитрову смертный
приговор. В 1926 году, после организованного
фашистами провокационного процесса против
руководства компартии, Г. М. Димитров был
вновь заочно присужден к смертной казни.
Г. М. Димитров вынужден был в 1923 году
эмигрировать из Болгарии за границу. Но
и там он продолжал евою кипучую револю-
ционную работу, став одним из крупнейших
деятелей международного рабочего движё-
ния, активным работником Коммунистиче-
ского Интернационала. : :

В 1933 году, в дни лейпцигского процесса,
инсценированного немецкими фашистами,
Г. М. Димитров стал знаменосцем борьбы

%
	против фашизма и империалистической
войны.

«Верно, что я большевик,  пролетар-
	ский революционер, — с гордостью заявлял
Г. М. Димитров на лейпцигском процес-
се.— Вне всякого сомнения, борьба за побе-
ду коммунизма — содержание моей жиз-
	ни... Я действительно восторженный сто-
	ронник и поклонник коммунистической
партии Советского Союза, ибо эта партия
управляет величайшей в мире ‹ страной,
одной шестой земного шара, и с нашим
великим вождем Сталиным во главе столь
героически и успешно строит социализм».
Героическое поведение Г. М. Димитрова на
суде, гневные обличительные слова, брошен-
ные им в лицо фашистам и разоблачающие
их гнусную провокацию в связи е поджогом.
рейхстага, сорвали маску с лица фатистов-
провокаторов и подняли на борьбу с фашиз-
	MOM новые миллионы трудящихся BO всем
	мире.

В 1935 году Г. М. Димитров избирается ге-
неральным секретарем Исполкома Коммуни-
стического Интернационала. Он ведет упор-
ную борьбу за создание и упрочение едино-
го пролетарского и народного фронта против
войны и фашизма: Г. М. Димитров неутоми-
мо призывает трудящихся всех стран епло-
титься вокруг коммунистических партий,
чтобы преградить путь фашистским агрес-
‚ сорам.
	Большую работу проделал Г. М. Димитров
в рядах международного коммунистического
движения по выковыванию руководящих
кадров коммунистических партий, верных
великому учению  марксизма-ленинизма,
принципам пролетарского. интернационализ-
ма, делу защиты интересов народных масс
своих стран.

В годы второй мировой войны Г. М. Ди-
митров призывал коммунистов возглавить
национально-освободительное антифашист-
	ское движение и вел неустанную работу по
организации всех патриотических сил для
разгрома фашизма. Он руководил борьбой
Болгарской рабочей партии (коммунистов) и
всех болгарских патриотов, поднявшихся с
оружием в руках против немецко-фашист-
ских захватчиков.

За свои’ выдающиеся заслуги в борьбе про-
тив фашизма Г. М. Димитров в 1945 году был
награжден Президиумом Верховного Совета
	СССР орденом Ленина:
	рую получали от великой. большевиет“
ской партии и прежде всего лично от
товарища Сталина через советы и. раз`яс-
нения по вопросам политики нашей пар-
тии, как руководящей силы народной демо-
кратии. Эти советы и раз’яснения помогли
нам быстро исправить допущенные ommn6-
ки»,

«Для болгарского народа, -говорил r. м:
Димитров, - дружба с Советским Союзом
жизненно необходима, как солнце‘и BO?
дух для всякого живого существа».
	Светлый образ Г. М. Димитрова всегда бу-
дет служить вдохновляющим примером борь-
бы за победу социализма, за мир между на=
родами, за нерушимую дружбу между Совет-
ским. Союзом и Болгарской народной ребпуб-
ликой. , a .

Прощание трудящихся Москвы с Г. М.
Димитровым `` показало, ‚как глубоко любим
трудящимися Советского Союза Георгий Ми-
хайлович Димитров. Из всех союзных рес-
публик, со всвх концов страны с первых же
минут, когда радио разнесло весть о кончине
Г. М. Димитрова, начали поступать многочис-
ленные телеграммы с выражением соболез-
нования по поводу смерти выдающегося дея-

‚теля международного рабочего движения,
вождя болгарского народа. Партийные и об-
щественные организации, Советы депутатов
трудящихся, коллективы предприятий, сов-
хозов и колхозов, научных и других yupe-
ждений выразили глубокую скорбь советеко-
го народа по поводу смерти Г. М. Димитрова.

Отдавая последний долг верному и испы-
танному другу СССР Г, М. Димитрову, тыся-
чи трудящихся Москвы проходили перед гро-
бом.с телом покойного, установленным 2 июля
1949 года в Колонном зале Дома союзов.

С Г. М, Димитровым прощались старые
и молодые производственники, инженеры,
ученые, люди разных поколений, разных спе-
циальностей. Всех их об’единяло чуветво:
большого горя, большой утраты, постигшей
трудящихся всего мира. т ot

В почетном. карауле у гроба Г..М. Димит-
рова стояли: товарищ И. В. Сталин,
товарищи Г. М. Маленков, Л. ИП. Берия,
К, Е. Ворошилов, Л. М. Каганович, А, И.
Микоян, Н. М. Шверник, Н. А. Булганин.. -

Почетную вахту у гроба Г. М. Димитрова
несли генералы и адмиралы, офицеры армии
и флота, представители партийных, совет-
ских, профсоюзных и комсомольских органи-
заций столицы, деятели науки, техники, ис-
кусства, представители союзных и автоном-
ных республик Советского Союза.

Многотысячная процессия, сопровождаемая
почетным воинским эскортом, провожала
3 июля 1949 года гроб с телом покойного
Г. М. Димитрова к специальному поезду, на»
правляющемуся в столицу Болгарии. Этим
же поездом в Софию выехали правитель-,
ственная делегация СССР и делегации тру-
дящихся Москвы и Ленинграда для участия’
в похоронах, у , 7

Болгария—в глубокой. печали и трауре. Се-
годня она хоронит своего любимого. сына--
Георгия Михайловича Димитрова. На rpayp-
ных собраниях и митингах, прошедших во
всех городах и селах Болгарии, трудящиеся
давали клятву. продолжать до конца то слав-
ное дело, за которое боролся Г. М. Димит-.
ров,—построить в стране социализм, заши-
щать свою родину от посягательств. имне-.
риалистов и. вечно хранить. и развивать
дружбу с Советским Союзом —освободителем
и другом Болгарии. Это-—клятва всего бол-
гарского народа, всей демократической Бол-
гарии, возрожденной к новой жизни.

Трудящиеся народной республики: `Болга-
рии и других етран народной демократии,
пролетарии всего мира уверены, что в лице
Советского Союза они всегда будут иметь:
верного защитника и друга в своей борьбе
за свободу и независимость, за демократию и
мир, против империалистической агрессии.

Трудящиеся Советского Союза, стран на-
родной демократии и всего мира сегодня
склоняют свои боевые знамена над .гробом
Г. М. Димитрова, отдавая последний долг.
человеку, чье имя будет жить вечно, чья.
жизнь будет служить вдохновляющим при-
мером для всех борцов за дело мира и демо-
кратии, за лучшее будущее, за коммунизм.
	решались пролетарским государством в на-
	шей стране,

Для того, чтобы пролетариат мог совёр-
шить социалистическую революцию, устано-
вить свою диктатуру, необходимы его орга-
низованность, создание крепких пролетар-
ских организаций и их непрерывный рост.
С особой силой товарищ Сталин подчеркивает.
роль партии как основной руководяшей си-
лы, сплачивающей весь пролетариат в одно
единое целое, и развивает учение о партии
нового типа, партии боевой, революционной,
идущей во главе борющегося пролетариата.

Пролетариату нужна такая организация,
	учил товариш Сталин, которая об’елинила бы
	вокруг себя рабочих всех профессий, превра-
тила пролетариат в сознательный класс, по-
ставила своей главнейшей целью разгром ка-
питалистических порядков, подготовку сопиа-
листической революции. Такой организацией
является политическая партия пролетариата.

«Эта партия должна быть классовой пар-
тией, совершенно независимой от других
партий,— и это потому, что она есть партия
класса пролетариев, освобождение которых
может совершиться только их же собствен-
‘ными руками.

Эта партия должна быть рана
партией, — и это потому, что освобождение
рабочих возможно только революционным
путем, при помощи conmaancruiecKort рево-
люции. . --

Эта партия должна быть интернациональ-
ной партией, двери партии должны быть от-
крыты для каждого сознательного пролеёта-
рия,— и это потому, что освобождение рабо-
чих-это не национальный, а социальный

‚ вопрос, имеющий одинаковое значение как
для пролетария-грузина, так и для русского
пролетария и для пролетариев других на-

ций» (стр. 43).

В этих положениях товарищ Сталин сфор-
мулировал основные принципы боевой, рево-
люционной партии пролетариата, партии но-
вого типа, которую строили и построили
Ленин и Сталин. Большевистская . партия,
созданная и выпестованная Лениным и
Сталиным, являлась и является вдохновите-.
лем и организатором побед русского пролетаз
риата, великих всемирно-исторических побед
советского народа.

x x *&
	Более сорока лет тому назад был написан
товарищем Сталиным труд «Анархизм или
социализм?». Этот труд вошел в идейную
сокровищницу нашей партии как неоцеёни-
мый вклад. И в настоящее время он имеет
огромное теоретическое и политическое зна-
чение, Изучение его вооружает наши кадры,
интеллигенцию, коммунистические партии и
передовых людей всего мира всепобеждающей
марксистско-ленинской теорией, самым пере-
	довым научным революционным мировоззр
			Носле разгрома фашистской Германии
Г. М. Димитров руководил ‘строительством
народно-демократической республики Болга-
рии, закладывая основы ‘вечной дружбы меж-
ду болгарским народом и народами Совет-
ского Союза. Товарищ Димитров доказывал,
что ни одна страна в наше время не может
отстоять свою независимость от посягательств
империализма без крепчайшей дружбы © Со-
ветским Союзом и всем международным. ла-
герем социализма и демократии. }

Г. М. Димитров призывал партию и народ
быть всегда верными международной соли-
дарности трудящихся, сочетать воедино пат-
риотизм и пролетарский  интернационализм:

«Не может быть подлинно народного
патриотизма, —писал он,—без международ-
ной солидарности, как не может быть меж-
дународной солидарности без действитель-
ного народного патриотизма».

Неутомимо работая над укреплением еди-
ного антиимпериалистического лагеря. и
сплочением всех демократических сил, Г. М.
Димитров с большевистской страстностью и
беспощадностью разоблачал подлую измену
националистической клики Тито делу социа-
лизма и единого антиимпериалистического
фронта,

Г. М. Димитров был верным другом Совет-
ского Союза, высоко держал знамя пролетар-
ского интернационализма и дружбы народов
Болгарии и Советского Союза, в которой’он
видел основу процветания Болгарии, ее сво-
боды и независимости. В декабре 1948 года
Г. М. Димитров сказал: р

«Мы всегда будем благодарны за ту не
оценимую и своевременную помощь, кото-
	сом, они не только не нужны производству,
но даже мешают ему.

«Это означает, что либо совершенно долж-
на разрушиться всякая общественная жизнь,
либо пролетариат, рано или поздно, но неиз-
бежно, должен стать хозяином современного
производства, его единственным собствен-
ником, его социалистическим собственни-
ком» (стр. 37—38).

Товарищ Сталин показывает всемирно-исто-
рическую роль пролетариата, раз?ясняя, что
носителем социалистического идеала являет-
ся пролетариат. Но для того, чтобы пролета-
риат мог выполнить свою историческую роль, —
осуществить социализм, необходимо, чтобы он
имел классовое сознание, был сплочен, умел
руководить своим собственным делом.

Товарищ Сталин учит, что свержение капи-
тализма и построение социализма возможно
только путем открытой классовой борьбы
всего пролетариата против всей буржуазии.
	«...пролетариат не сможет достигнуть со-
циализма примирением с буржуазией, — он
обязательно должен стать на путь борьбы, и
эта борьба должна быть классовой борьбой,
борьбой всего пролетариата против всей бур-
жуазии. Либо буржуазия с ее капитализ-
мом, либо пролетариат с его социализмом!»
(стр. 40). ;
Как актуально и злободневно звучат сейчас

эти замечательные сталинские слова для про-
летариев капиталистических стран, которых
пытаются обмануть правые социалисты и
иные враги рабочего класса своими лжи-
выми  побасенками о третьем пути, (о
третьей силе и т. п. Пролетарии всех стран
идут и пойдут тем путем, который указан
основоположниками научного коммунизма,
путем, которым под руководством Ленина и
Сталина уже прошел российский пролетари-
ат, разгромивший в ходе ожесточенной клас-
совой борьбы помещиков и буржуазию и по-
строивший социалистическое общество.

Учение о классовой борьбе товарищ Сталин
называет тактической основой научного со-
циализма, лучшим оружием в руках пролета-
риата. : .

Но формы классовой борьбы разнообразны.
Такие формы, указывает товарищ Сталин,
как стачка, бойкот, манифестации, демон-
страции, парламентская форма борьбы, явля-
ются лишь подготовительными. Главным, ре-
шающим средством является социалистиче-
ская революция,

Товарищ Сталин раз’яеняет, что социали-
стическая революция — не кратковременный
удар, а длительная борьба пролетарских масс
с буржуазией, в ходе которой пролетариат,
победивший буржуазию, устанавливает свое
политическое господство, свою диктатуру,
экспроприирует буржуазию, организуег свою
пролетарскую гвардию для того, чтобы сло-
мить сопротивление капиталистических сил.
Так товарищ Сталин задолго до пролетарской
революции гениально предвидел основные
задачи диктатуры пролетариата, которые и
		идеалы, которые не считаются с экономиче
скими условиями, не опираются на их раз-
витие.

Таков первый практический вывод мате-
риалистической теории. *

Если сознание людей, их нравы и обычаи
определяются внешними условиями, если
негодность юридических и политических
форм зиждется на экономическом содержа-
нии, то ясно, что мы должны способствовать
		отношений, чтобы вместе с ними в корне

изменились нравы и обычаи. народа и его

политические порядки...
 Таков второй практический вывод мате-

риалистической теории» (стр. 22).

Этими выводами всегда руководствовалась.
и руководствуется наша партия. Товарищ
Сталин материалистическую теорию Маркса,
как и марксистский диалектический метод,
рассматривает в неразрывном единстве с
основными задачами пролетариата и его пар-
тии в их борьбе за революционное преобра-
зование общества, Систематическое изложе-
ние и всестороннее развитие основных черт
марксистского философского материализма и
обоснование их значения для практической
деятельности партии товарищ Сталин дал в
своем классическом труде «О. диалектическом
и историческом материализме».
		рассматривается товарищем Сталиным Kak
теоретическая основа научного социализма.

Защищая и обосновывая монистический,
строго последовательный характер материа-
лизма Маркса, товарищ Сталин разоблачает
и отбрасывает прочь гнусные попытки анар-
хистов извратить марксистский материализм
путем отождествления его с дуализмом, мате-
риализмом Фейербаха и вульгарным материа-
лизмом, попытки приписать марксистекому
материализму отрицание роли сознания в
развитии общества. Товарищ Сталин показы-
вает, что монистический материализм Маркса
и Энгельса в противоположность дуализму,
признающему равнозначными два начала —
материальное. и духовное, исходит из при-
знания того, что материальная сторона пред-
шествует идеальной и вовсе не исключает, а,
наоборот, признает огромноё значение обще-
ственного сознания в развитии общества.

Несостоятельность дуализма товарищ
Сталин видит в том, что дуализм исходит из
признания двух сил, отрицающих друг друга
и борющихся между собою, — идеи и материи,
сознания и бытия. В действительности, гово-
рит товарищ Сталин, идеальная и материаль-
ная сторона суть две различные формы од-
ной и той же природы или общества.

Критикуя идеализм, товарищ Сталин пока-
зывает его враждебность науке и подчерки-
вает, что материалистическая теория в корне
противоположна идеализму. По мнению идеа-
листов, идеальная сторона и вообще сознание
в своем развитии предшествуют развитию
материальной стороны.

Товарищ Сталин указывает:

«развитию идеальной стороны, развитию со-

знания, предшествует развитие материаль-

ной стороны, развитие внешних условий:
сначала изменяются внешние условия, сна-

чала изменяется материальная сторона, а

затем соответственно изменяется сознание,

идеальная сторона» (стр. 17).

Борясь против идеализма, товарищ Сталин
одновременно вскрывает ошибочность вуль-
гарного материализма, отождествляющего ма-
терию и сознание, не понимающего, что со-
знание является особым свойством материи,
возникшим в результате длительного ‘исто-
рического процесса развития материи. ‘

Распространяя положения марксистского
философского материализма на общественные
явления, товариш Сталин конкретизирует и
	развивает основное положение исторического.
	материализма о том, что общественное со-
знание людей определяется их общественным
бытием.

Товарищ Сталин наглядно показывает, что
из материалистической теории вытекают вы-
воды, которыми необходимо руководствовать-
ся в практической деятельности партии.

«Если сначала изменяются экономические
условия, а затем соответственно изменяется
сознание людей, то ясно, что обоснование
того ‘или иного идеала мы должны! искать
не в мозгу людей, нев их фантазии, а в раз-

витии их экономических условий. Хорош и

приемлем только тот идеал, который создан

на основании изучения экономических
	услозий. Цегодны и неприемлемы все те
	стей общественного развития и необходимо-
сти борьбы за социалистическую революцию.
Товариш Сталин’ нанес сокрушительный
Удар реформистам всех мастей, яростно вы-
ступающим против пролетарской революции.

Товарищ Сталин дал классическое опреде-
ление соотношения эволюции и революции:

«Эволюция подготовляет революцию и
создает для нее почву, а революция завер-
шает эволюцию и содействует ее дальней-

шей работе» (стр. 8).

Понимание развития общества как единства
эволюции и революции ориентировало партию
на повседневную работу среди пролетариата
по организации и сплочению его сил, по его
политическому воспитанию с тем, чтобы под-
готовить его к социалистической революции
как главному, решающему средству’ ликвида-
ции капитализма. Именно так и поступала
большевистская партия. ,

Обосновывая закон материалистической
диалектики о переходе количественных из-
менений в качественные изменения данными
естествознания, товариш Сталин опирается
на русскую науку, и в частности на великое
открытие Д. И. Менделеева в. области химии.
	«Менделеевская «периодическая система
элементов» ясно показывает, какое большое
значение в истории природы имеет возник-
новение качественных изменений из о из-
менений количественных» (стр. 8),—.

писал товарищ Сталин. Этим самым товарищ
Сталин показал’ значение открытия Менде-
леева.

Товаришь Сталин разоблачил невежество
анархистов, Утверждавших, что будто бы
материалистическая диалектика тождествен-
на с теорией катастроф Кювье. В действи-
тельности, как показал товарищ Сталин, меж-
ду марксистской диалектикой и теорией ка-
тастроф Кювье нет ничего общего. Одновре-
менно товари Сталин высмеял нелепые за-
явления анархистов о том, что будто бы мар-
ксизм некритически относится к теории эво-
люции Дарвина, отвергающей скачкообраз-
ный характер развития. Товарищ Сталин
показал, что, с точки зрения диалектического
метода, эволюция и революция, количествен-
ные и качественные изменения — это две
необходимые формы одного и того же движе-
ния;

Основные положения марксистского диа-
лектического метода, изложенные товарищем
Сталиным в его работе «Анархизм или со-
циализм?», получили дальнейшее развитие и
обогащение в его последующих трудах, в.его
гениальном произведении «О диалектическом
и историческом материализме».
		В третьей главе произведения «Анар-
хизм или социализм?» товарищ Сталин рас-
крывает неразрывную внутреннюю связь
диалектического материализма и пролетар-
ского социализма.

В сжатой, яркой форме товарищ Сталин
вскрывает антагонистическую природу капи-
талистического строя и неотвратимость его
гибели, дает характеристику коммунистиче?
ского общества, показывает пути борьбы и
условия победы пролетариата, обосновывает
неизбежность ‘социалистической революции
и определяет задачи диктатуры пролетариа-
та, раскрывает роль партии как руководите-
ля пролетариата в его борьбе за создание со-
циалистического общества,

Товарищ Сталин показывает, что, неизбеж-
ность возникновения социалистического об-
щества вытекает из экономических законов
развития современного капиталистического
строя. .

«...социалистический строй с такой же не-
избежностью последует за капитализмом,

как за ночью последует день» (стр. 37).

История развития общества, пишет товарищ
Сталин, показывает, что тот класс или та со-
циальная группа, которая играет главную
роль в общественном производстве и которая
держит в своих руках главные функции про-
изводства, с течением времени неизбежно
должна стать хозяином этого производства.
В капиталистическом производстве главную
роль играют пролетарии, без них производ-
ство не может существовать ни одного дня.
	Капиталисты являются паразитическим клас-.
	Во второй главе книги «Анархизм или
социализм?» товарищ Сталин излагает и раз-
виваст основные вопросы материалистиче-
ской теории Маркса, показывает последова-
тельность марксистского материализма, его
значение для’ изучения явлений обществен-
ной жизни, для практической деятельности
партии. Материалистическая теория Маркса