10 июля 1949. г., № 19 (ПП

lyr ts ti ty Bay es

ИЖНЫГН,
	Ilo материалам зазеты
	«Культура Ш ЖИЗНЬ»
и ОА
	«ЗА ПЕРЕДОВОЕ СОВЕТСКОЕ
ЯЗЫКОЗНАНИЕ»:
	Ученый совет Института языка и мыш”с-
ния имени Н. Я, Марра и Ленинградского. от-
деления Института русского языка Академии
наук Союза ССР обсудил на открытом заседа-
нии статью «За передовое советское языко-
знание», опубликованную в газете «Культура
и жизнь» от 11 мая с. г. В принятой резолю-
ции отмечается, что в статье справедливо
указывается, что языковеды еще не извлекли
необходимых уроков из решений ЦК ВКП)
по вопросам идеологической работы, а также
из итогов философской и биологической дис-
куссий, Языковедческая работа нетерпимо от-
стает от практических задач культурного
строительства многонанионального Советско-
го Союза.

Институт языка и мышления имени H. A
Марра в последние годы ослабил разработку
коренных вопросов советского языкознания,
успешно разрабатывавшихся в течение ряда
лет основателем института Н. Я. Марром и
его’ последователями. Институт не вел в до-
статочной мере широкой пропаганды идей
нового учения о языке. Институт языка и
	’мьшления все еше недостаточно помогает
языковедам Советского‘ Союза в‘их практи-
	ческой работе по языковому строительству,
не обобщает и не освещает их опыта.
Институт русского языка неудовлетвори-
тельно занимается разрешением теоретиче-
ских проблем: проблемы советского’ общего
	языкознания на материалах русского я
	не разрабатываются, вследствие чего ряд ра-
бот по русскому языку изобилует грубейши-
ми ошибками методологического характера.
История русского литературного языка до
сих пор разрабатывается с чуждых нам фор-
малистических позиций, не изучается язык
писателей советской эпохи, крайне слабо изу-
чается язык современной колхозной деревни.
	Те большие темы, над которыми уже много
лет работает Институт русского языка (нор-
мативная грамматика, исторический словарь,
диалектологический атлас), ведутся  недопу-
стимо. медленными темпами, Нельзя также
мириться с темпами выхода в свет` Словаря
современного русского языка (издан всего
один том).

Ученый. совет решительно осудил антинат-
риотическую деятельность языковедов, стре-
мящихея сохранить о основные . положения.
буржуазного языкознания и ведущих откры-
тую или скрытую борьбу с материалистиче-
ским учением о языке Н. Я. Марра, и принял
ряд мер для усиления и повышения качества
языковедческой работы.
		«Труд м кепитал
	3. Tl. КОСТЫГОВА. Ленип-
ский призыв в ‘партию (1924
год). Государственное издатель-
ство политической литературы,
1949 г, тираж 20.000 экз.
79 стр., цена 1 руб:

Г. ПАРКС. История Мексики
(перевод с английского). Госу-
дарственное издательство ино-
странной литературы. 1949 г.
364. стр., цена 20 руб,

В. МАЯКОВСКИЙ. Владимир
Ильич Ленин. Поэма: (на баш-
кирском. языке). ‘Башкирское
государственное издательство,
Уфа. 1949 г. тираж 4.000 экз.
103 стр., weHa 3 py6 о)

А. КРАВЧЕНКО, Заводской

партийный кабинет. Tocynap-

ственное издательство ‘полити-
ческой литературы, 1949’ г., ти-
раж 10.000. экз., 40 стр. цена
	В. И. ЛЕНИН. Империализм,
как высшая стадия капитализ-
ма. Государственное издатель-
ство политической литературы.
1949 г. тираж 200.000 9K3.
120 стр., цена 1 руб. 50 коп.

В. И. ЛЕНИН. Сочинения.
Том 7 (на украинском языке).
Перевод с четвертого русского
издания, одобренный Komue-
euch ПК. КП(б)У. Украинское
	издательство политической лЛиИ-
	тературы. Киев, 1949 Г. ти?
	“aw

Pash оу, ЗАЗ ам Е
на, 6`руб.

В. И. ЛЕНИН. Карл. Маркс.
Государственное издательство

‘политической литературы.
1949 г., ‘тираж. 200.000 9K3.,
	40 стр., цена 50 коп.
‚ И. В. СТАЛИН. Сочинения.
Том 8 (на армянском. языке).
	Книга фактов об американском богатстве и американской нищете
	цев сбережений показывает, что свыше
60 проц. всех сбережений принадлежало
10 проц, населения с наиболее высоким до-
ходом:

и действительно; какие сбережения могут
быть у огромных массе трудового народа, ког-
да половина всего населения СПТА в 1945 го-
ду имела годовой доход от 2 тыс. долларов и
ниже, т. е. ниже голодного минимума. В том
же году 20 проц. всего населения (9,2 млн.
семей) получали менее тысячи долларов го-
дового дохода, Если учесть, что прожиточный
минимум рабочей семьи, по подсчетам так
называемого комитета Геллера, исчисляется
по крайней мере в 3,3 тые. долларов, можно
представить весь ужас положения многомил-
лионных масс трудящихся.

В книге приводятся яркие факты самого
гнусного и бессовестного попирательства ин-
тересов рабочего класса со стороны мононпо-
	листов и их верных слуг из правительствен-
	ных коугов. Свыше 200 антирабочих проек-
тов было внесено в конгресс после выборов
1946 года.

Как расправляются монополии с профсою-
зами, показывают запрещение судом заба-
стовки горняков в 1946 году и наложение
штрафа на профсоюз в 3,5 MAH. долларов,
впоследствии сниженного до 100 тыс. долла-
ров.

В сборнике даны цифры о забастовках,
	‘свидетельствующие о росте сил сопротивле-
	ния среди рабочего класса, об отпоре попыт-
кам монополий сломить волю рабочих к
борьбе.

Количество участников забастовок возрос-
ло с 2,1 млн. в 1944 году до 3,4 млн. в 1945 го-
ду и до 4,6 млн. в 1946 году.

Целая ‘глава книги посвящена положению
негритянского. населения в США. В сборни-
	ке приводятся потрясающие цифры о смерт-
	ности негров в США от различных болезнеи.
Умирающих ‘от пеллагры среди негров боль-
ше, чем среди белых, в 5 раз, от малярии —
в 9 раз. : у

Жуткие факты линчевания негров, описан-
ные в сборнике, буквалено напоминают про-
токолы о чудовищных зверствах гитлеров-
ues. B mae 1946 rogza негр-арендатор Лесн Мак-
тейки был ‘забит плетьми досмерти группой
фермеров. В августе 1946 года демобили-
зованный негр капрал Джоне был зверски
искалечен (отрублены кисти рук, сожжено
лицо) и затем убит. Таковы звериные нравы
в США.

Цифры о движении заработной платы, при-
веденные в ‘сборнике по данным официаль-
ной статистики, не соответствуют действи-
тельности. Официальная статистика при
определении средней заработной платы рабо-
чих, с одной стороны; включает высокоопла-
чиваемых служащих, с другой — она сбрасы-
вает со счетов как полностью, так и частично
безработных, что создает неверное предетав-
ление о‘якобы высоком жизненном уровне
американского ‘рабочего класса в целом. Ав-
торы сборника. используют также ‘подвергав-
птийся резкой критике со стороны професою-
зов индекс стоимости жизни. Этот индекс не
отражает действительной стоимости жизни.
Особенно сушественными моментами для
	‚ определения зарплаты являются уровень без-
	работицы и степень эксплоатации рабочих.
К назалу 1949 года в США насчитывалось
полностью безработных 5 млн. человек и око-
ло 10 млн. человек, работающих от одного до
34 часов в неделю.

О росте интенсивности труда свидетель-
ствует увеличение травматизма и числа не-
счастных случаев: в 1946 году около 16:500
рабочих погибли и свыше 2 млн. получили
увечья.

Все это говорит о том, что экономическое
положение рабочего класса в США вопреки
сказкам ученых и неученых прислужников
	американских монополии непрерывно и не-
	ублонно ухудшается.

Цифры и факты подтверждают еще раз,
насколько прав был великий Ленин, говоря
об Америке как об «одной из первых стран
по глубине пропасти между горсткой обнаг-
ле пих. захлебывающихся в грязи и в рос-
коши миллиардеров, с одной стороны, и мил-
лионами трудящихся, вечно живущих на
А нищеты, с другой».

A ВАСИЛЬЕВ.
	неправильную статью П. Изместьева (№ 3),
а также статью А. Белика и Н. Парсаданова
(№ 4), которая, несмотря на попытку авторов
привлечь новые факты и вскрыть истоки
космополитизма в советском литературоведе-
нии, написана поверхностно и бездоказа-
тельно.

Литературно-художественные журналы
должны вести борьбу се космополитизмом на
высоком идейном уровне. .
	К сожалению, мы можем назвать в наших
журналах слишком мало таких работ, кото-
рые давали острую партийную критику явле-
ний буржуазного космополитизма и эстетет-
ва. Критики, говоря о борьбе с низкопо-
клонством и эстетством, как правило; игнори-
руют узловые проблемы развития советской
прозы, поэзии, драматургии.

Заслуживает резкой оценки тот факт, что
со страниц наших журналов в текущем году
исчезли статьи, в которых была бы дана раз-
работка вопросов социалистической эстетики,
разработка проблем социалистического pean
лизма. Как известно, журнал «Октябрь» в
прошлые годы пыталея на своих страницах
развернуть нечто вроде «дискуссии» но во-
просам социалистического реализма. В ходе
ЭТОЙ «дискуссии» было высказано немало
грубо ошибочных взглядов, ничего общего
не имеющих с марксистско-ленинской эсте-
тикой (например, выступления Б. Бялика,
Т. Мотылевой и др.). Порочные положения
некоторых участников дискуссии были убе-
длительно опровергнуты в дальнейшем на
	странипах нашей центральной печати. Но на
		Издательство иностранной литературы вы-
пустило сборник «Труд и капитал в США».
Сборник представляет собою сохрашенный
перевод восьмого выпуска «Книги фактов»,
издаваемой Ассоциацией по исследованию
проблем труда в США.

Составители этого сборника не анализиру-
ют приводимый материал. Они берут данные
буржуазной статистики, беззастенчиво фаль-
сифицирующей, как известно, на каждом ша-
гу все, что касается отношений труда и капи-
тала.

Отсюда ряд существенных недостатков кни-
ги (отсутствие политических выводов. из уси-
ления концентрации‘ экономической мощи и
роста монополий, некритическое отношение
к официальным данным о безработице, реаль-
ной заработной плате, жизненном уровне
трудящихся и т. д.). Отсутствие данных за
последнее время (сборник вышел в 1941 году)
до некоторой степени компенсируется ‘содер-
жательным редакционным предисловием, до-
водящим ряд показателей“до 1948 года вклю-
чительно. /

Однако, несмотря на эти недостатки, книга
разоблачает американских буржуазных эконо-
мистов вроде Кинга, автора книги «Ключик
проиветанию», расписывающих прелести и со-
вершенства американской экономической си-
стемы, назойливо навязывающих всем наро-
дам американские порядки.

Вот цифры, которые, как удары молота,
разбивают все построения пропагандистов
«американизма».

Прибыли монополий до вычета налогов в
1945 году составляли 22 млрд., в 1941 году —
30 млрд. и в 1948 году—35,6 млрд. долларов.

В то время как сумма налогов от акцио-
нерных компаний выросла за 1939—1946 гг. в
4 раза, сумма индивидуального, подоходного
налога выросла в 19 раз, составляя в 1946 го-
ду почти половину всех налоговых постун-
лений Налоговый нажим на трудовое населе-
	ние усилился. Если в 1939 году удельный вес.
	имеющих менее
хода, составлял
	налогов, взимаемых с лиц, имею
5 тыс. долларов годового дохода,
	10 проц., то в 1942 году он достиг 99 проц.
	Монополисты же с 1946 года целиком а
бождены от налога на сверхприбыли.

Куда же идут эти гигантские суммы, вы-
жимаемые из трудящихся?

За поеледние 9 лет прямые военные рас-
ходы в бюджете США выросли в 11 раз, а
расходы на социальное страхование и обра-
зование ‘уменьшились вдвое. Удельный вес
расходов на общественное благоустройство в
бюджете США за это же время снизилея с
49 проц. до 10 проц;

И это немудрено, так как атомные громи-
лы и BCH монополистская знать в стране
доллара стремятся на всех ‘парах’ к новой
войне. Какое же дело банкирам, свиным и
пуговичным королям до миллионов детей
бедняков, лишенных возможности посещать
начальную школу и обреченных на негра-
мотность! 4

В июле 1946 года сенатский ‘подкомитет со-
	‘обтал, что в США только 3 проц. населения
	пользуются заранее оплаченной медицинекой
помощью, а 3+ всего населения почти совер-
шенно не обеспечены медицинской помощью.
Призыв в ‘армию в годы войны выявил по-
трясаютцую картину упадка в народном здра-
воохранении. От 8 до 9 млн, лиц призывного
возраста в 1945—1946 гг. были физически не
пригодны к военной службе,

Тяжела, беспросветна жизнь тружеников
американской деревни, в особенности негров.
Это показано воочию на материалах, взятых
из официальных источников, которые нельзя
заподозрить в охаивании американских по-
рядков. Фермеры стонут под бременем долгов.
Голько за шесть месяцев 1946. года ипотеч-
	‘ная задолженность выросла на 609 млн. дол-
	ларов, составив к 1 июля 5.160 млн. долларов.
Около половины всех фермеров не имеет
никаких средств на покупку инвентаря и на
удовлетворение других нужд, еле-еле сводит
концы с концами. .

Цифры, приведенные в книге, разоблачают
еше одну басню американских экономиетов—
басню об огромных сбережениях, будто бы
имеющихся у всех слоев населения СИТА.
Анализ ‘имущественного положения владель-
		Побежденные вершины, POA
1949. Ежегодник советского аль-
пинизма. Государственное изда-
тельство географической лите+
	Е В ый В м4
Армянское государственное из-
‘дательство. Ереван. 1949 г., ти-

раж 20.000`экз., 454 стр., цена

10 руб.
И. СТАЛИН. Анархизм или
социализм? Государственное

издательство политической ли-’
тературы. 1949 г., тираж 300.000

’ ратуры. 1949 г. тираж

10.009
экз, 633 стр. цена 13 руб.
50 коп.

Лю Шао-ци. Об интернацио-
нализме и национализме. Госу-
дарственное издательство поли-
тической ‘литературы. 1949 г.,
тираж 100.000 экз., 37 стр., це-

oo С а и:

60 коп.

Аири БАРБЮС. Мы обви-
няем! (перевод с французско-
го). Массовая серия. Государ-
ственное издательство художе-
ственной литературы. 1949 г.
тираж 150.000 экз., 168 crp.,
sratta 9 nv&. 5O ron.
		экз, 63 стр., цена 1 руб.

ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ _
	О безответственных работниках редакции
’академического журнала
	Разрешите через газету «Бультура и
жизнь» выразить возмущение той исключи-
тельной безответственностью и недобросо-
вестностью, с какой редактируется журнал
	«Известия Академии наук СССР. Отделение
	экономики и права» (редакционная коллегия
К. Островитянов, М, Аржанов, И. Михеев
и др.).

В последнем номере этого журнала за
1948 год (№ 6) помещена статья И. Михеева
в связи с десятилетием «Краткого курса
истории ВКИ(б)», посвященная такой важной
теме; как «Вопросы экономической теории в
«Кратком курсе истории ВКП(б)». Кстати,
т. Михеев несет ответственность за эту
статью и как автор, и как член редакционной
коллегии журнала.

И вот в этой статье И. Михеев преподно-

сит читателям такое утверждение:
_ «Индустриализация страны выступала как
‘основной рычаг разрешения противоречий,
унаследованных от старого способа производ-
ства, помещичье-капиталистического строя:
а} противоречия мёжду передовой концен-
трированной социалистической. промышлен-
ностью и отсталым индивидуальным мелко-
товарным крестьянским хозяйством, 6) про-
тиворечия между передовой государственной
властью и отсталой экономикой» («Известия
Академии наук СССР. Отделение экономики
и права». 1948 г., № 6, стр. 401).

По точному смыслу высказывания И. Ми-
хеева противоречие между крупной социали-
стической промышленностью и мелкотовар-
ным сельским хозяйством и противоречие
между самой передовой в мире советской
властью и отсталой экономикой были харак-
терны для «етарого способа производства, по-
	_меитичье-капиталистического строя» и были
	Унаследованы oT Hero Советской Россией.
Оказывается, передовая государственная
власть, советская власть... досталась нам в
наследство от помещичье-капиталистического
строя!

Вся статья И. Михеева производит такое
впечатление, как будто она не только не про-
ходила никакой редакции, но не подверга-
лась даже самой элементарной литературной
правке.

Такое же впечатление оставляют и другие
статьи этого номера журнала.

Ознакомимся, например, со статьей А. Суч-
кова «Электрификация сельского хозяйства
страны социализма». Прежде всего автор
приписывает беседы с Марксом о роли элек-
тричества К. Аибкнехту (там же, стр. 414,
примечание). Между тем известно, что Маркс
	‚умер, когда Карлу Либкнехту было не боль-
	утверждает. «кудожническая незрелость чув-
ствуется на каждом шагу». В чем эта «незре-
лость» состоит, Г. Колесникова не доказывает.
В результате убедительность рецензии крайне
сомнительна.

Г. Гор в рецензии на книгу Т. Семушкина

(«Звезда», № 4), обращаясь к художественной
стороне романа, ограничивается пустой фра-
зой: &
«Мы ничего не сказали о композиции, ©
языке романа Т. Семушкина, о пейзаже. Язык,
композиция, пейзаж в этом романе — сама
жизнь»,   .

Задача советских критиков состоит не толь-
ко в том, чтобы ‘подметить отдельные стили-
стические шероховатости или сюжетные нс-
увязки разбираемых романов, пьес, поэм, Это
тоже следует‘ делать, но это может иметь
лишь подсобное значение, Главное заключает-
ся в умении откровенно указать писателю, в
чем он еще слаб как художник, чего ему не-
хватает для полноценного и глубокого изобра-,
жения жизни советского общества.

Мы ценим наших писателей за высокую
идейность и патриотизм их творчества. Это
не значит, что критика может, как она это до
сих пор часто делала, игнорировать вопросы
мастерства. Наоборот, высокое идейное содер-
жание только тогда приобретает всю силу
эмоционального воздействия на читателей,
когда оно выражено в совершенной художе-
ственной форме, Именно теперь, когда под
руководством партии разгромлены устои фор-
мализма и буржуазного эстетства, настала по-
ра во весь голос заговорить об этих насущных
для советского искусства вопросах, заговорить
конкретно, во всеоружии знания техники сти-
ха, особенностей сюжетостроения, языка, ком-
позиции художественного произведения.

Отделы критики и библиографии в том ви-
де, как они ведутся ныне в наших литератур-
ных журналах, не могут удовлетворить чита-
теля. В «Новом мире» отдел критики и библио-
графии довольно птирок по охвату материала.
Хорошо, что в журнале печатаются рецензми
не только на художественную литературу, но
и на, книги по разным отраслям знания, что
журнал организует читательские конферен-
ции. Несомненной заслугой журнала являет-
ся заостренность ряда его статей и рецензий
против современной буржуазной литературы.
Однако «Новому миру» крайне нехватает чет-
кости и последовательности в проведении
принципиальной партийной линии в критике.
До недавнего времени редакция «Нового ми-
ра» терпимо относилась к ряду путаников и
врагов. советского искусства, печатая их ста-
тейки. До сих пор в отделе критики и биб-
лиографии печатается немело случайного, mo-
верхностного материала. Слаб стдел критики
и библиографии в «Октябре». Выше отмечены
многие его существенные ошибки и недостат-
ки. К этому надо добавить, что количество
новых произведсний, рецензируемых в «Ок-
	we 12 лет. И воспоминания о беседах с. Марк-
сом принадлежат, конечно, отцу Карла, Виль-
гельму Либкнехту.

Далее т. Сучков в своей статье искажает
цитируемый им важный документ о плане
электрификации.

Но и этим безответетвенным обращением
се важнейшим документом дело не ограничи-
вается. В той же статье Сучкова мы находим
еще более возмутительное обращение с доку-
ментами.

А. Сучков пишет:

«Ветряным двигателям Ленин придавал
особое значение в деле претворения в жизнь
плана электрификации. «Ветро- и гидроветро-
вым установкам я придаю,-— писал он,— гро-
мадное значение. Работы профессора Лакура
и нашего профессора Жуковского дают мне
уверенность, что, приложивши к этим теоре-
тическим исследованиям работу ‘инженера-
конструктора, мы за 10 лет можем получить
в пять раз больше энергии, чем по проекту
ГОЭЛРО, вне оазисов мощных станций» (там
же, стр. 421):

А. Сучков ссылается на Ленинский сбор-
ник ХХ, стр: 216, где будто бы помещены
эти высказывания В, И. Ленина. Однако в
указанном месте подобных высказываний
Ленина вовсе нет. Зато там есть письмо не-
коего П. Козьмина, в котором действительно
содержатся те мысли; которые Сучков при-
писывает В. И. Ленину. Сучков цитирует
Козьмина и приписывает приводимую им
цитату Ленину! В письме Козьмина много
вздорного, вплоть до предложения об орга
низации «Главсолнца». И самому Ленину на
письме Козьмина принадлежат только под-
черкивания и вопоосительные знаки (один
из них — как раз против того места, которое
Сучков приписывает Владимиру ‘Ильи-
чу)... Некоторые предложения Козьмина
В. И. Ленин сопровождает саркастическими
пометками, 1

И подобные письма Сучков ‚приписывает
Владимиру Ильичу!

Нельзя допускать, чтобы журнал Акаде-
мии наук СССР, вместо того чтобы серьезно
разрабатывать и пропагандировать ленин-
ско-сталинскую теорию, заполнял свои ‘стра-
ницы непродуманным мусором’ и допускал
грубейцтие искажения и ошибки. Совершон-
но нетерпимо безответственное отношение
редакции к важным партийным документам.
	А, КЛЯЧКО.
Кандидат экономических наук.
г. САРАТОВ,
Экономический институт,
	тябре», просто ничтожно. Большинство нови-
нок советской и зарубежной литературы не
находит отражения и на страницах журнала
«Знамя». Почти отсутствуют в нем и проблем-
ные статьи. Журналу «Знамя» еще предстоит
как следует наладить работу своего критико-
библиографического . отдела. Совершенно
неудовлетворительно ведется отдел критики и
библиографии в журнале «Звезда». Теорети-
ческая ‘путаница, язления формализма и
эстетства, бедные по мысли, штампованные
статьи и рецензии -— все это изобильно про-
цветает на страницах «Звезды».

Это не означает, конечно, что в наших жур-
налах нет хороших, дельных рецензий. Удач-
ны были в текущем году рецензии 3. Кедри-
ной на роман М. Ау «Абай», В. Смирно-
вой — на «Необыкновенное` лето» К. Федина,
В. Герасимовой — на «Лену». С. Антонова
(журнал «Новый мир»). Есть удачные статьи
и рецензии и в «Октябрб» (например, рецен-
зия И. Рябова на «Зарю» Ю. Лаптева) и в
«Знамени» (статья Л. Скорино «Философия
«обезьяны» — об английском мракобесе рома-
нисте Хаксли). Но, к сожалению, подобных
положительных примеров. немного.

Критика и библиография в литературных
журналах должны стать важнейшгим отделом.
Здесь из номера в номер, в каждой статье и
заметке должна вестись борьба за высоко-
идейную и высокохудожественную советскую
	литературу.
	Попрежнему сохраняет свою силу и значе-
ние постановление ЦК ВКП(б) о литератур-
ной критике и библиографии, принятое в
1940 году, в котором указывалось, что дитера-
турная критика и библиография, являющиеся
серьезным орудием пропаганды и коммуни-
стического воспитания, должны ‘быть одной
из главных задач наших газет и журналов,
	Литературная критика продолжает до сих
пор, несмотря на отдельные достижения, оста-
ваться одним из наиболее отстающих участ-
ков нашего идеологического фронта,

Комиссия по теории, литературе и крити-
Ke при Союзе советских писателей СССР
(председатель т. Ковальчик) замкнулась в
Узкий круг своих штатных работников и не-
которого количества профессиональных литс-
раторов. Работа комиссии носит замкнуто-ка-
бинетный характер. Боевых выводов о неудо-
влетворительном состоянии литературной
критики в нащих журналах комиссия не смог
ла. сделать. :

Руководство Союза советских писателей
Я покончить с таким положением EC-
щей. .

Союз советских писателей должен повее-
цневно руководить журналами, направлять
работу их отделов критики и библиографии,
Советские критики должны стать настоящими
пропагандистами коммунистической культу-
ры, верными помощниками партии в деле
борьбы за высокохудожественную и сысоко-
идеиную литературу.

Ан. ТАРАСЕНКОВ.

Е Е на x-vrwammmmnmr mee
	РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.
		«АПОЛИТИЧНАЯ КНИГА
ПО НОРЕЙШЕЙ ИСТОРИИ ТУРЦИИ»
	Дирекния и партийное ‘бюро Института
	истории Академии наук СССР выражают
	свое полное согласие с той острой и спра-
ведливой критикой, которой подвергнута ра-
бота проф. А. , Миллера «Очерки новей-
шей истории Турции» в статье «Аполитич-
ная книга‘ о новейшей истории Турции», по-
мешенной в газете «Культура и жизнь» от
		‚ Об’ективистские ошибки А. 9. Миллера
подвергались серьезной критике на партий-
ном собрании и расширенном заседании
Ученого совета института от 24—28 марта с. г.
Однако ‘дирекция и партийное бюро Инсети-
тута истории считают, что ошибки в трудах
проф. А. Ф. Миллера, как в упомянутой кни-
те, так и в других его работах, не подверг-
лись еще достаточно тщательному разбору и
	анализу в Институте истории. Поэтому в на-
	стоящее время дирекция института совмест-
но с партийной организацией подготовляет
развернутое критическое обсуждение работ
проф. А. Ф. Миллера на расширенном засе-
дании сектора новейшей истории.
	роман Первенцева относится, дескать, к при-
приключенческому жанру.

«Здесь, пишут Громов и Kocreasuen,—
вполне очевидна связь с традициями опреде-
ленного (т. е; авантюрно-приключенческого. —
А. Т.) литературного жанра. Смысл приема-—
показать каждого героя во времени».

Вместо того, чтобы раскрыть патриотиче-
	скую идею романа Первенцева, вместо того,
	чтобы показать, в чем его сила и слабость,
критики повторяют старые эстетеко-форма-
	.листекие рецепты.
	Труд и капитал в США, Сборник Фактов.
Перевод с английского. Издательство ино-
странной литературы, 1949.
	На всех этапах развития советской литера-
туры большевиетская партия придавала  ог-
ромное значение литературной критике. Ли-
тературная критика—это серьезное орудие
	пропаганды и коммунистического воспита-
	ния трудящилдся.

Руководствуясь указаниями партии, лите-
ратурная критика способствовала идейному и
художественному росту советской художест-
венной литературы. Советская литературная
критика имеет неоспоримые заслуги в деле
разгрома различных враждебных марксизму-
ленинизму литературно-эстетичееских теорий.

Ленинский принцип партийности ‘литераг
туры является основным принципом на-
wet критики, у которой нет и не может
быть других задач, кроме тех, которые стоят
перед партией и государством, перед всей со-
ветской литературой. Как и вся литература,
критика является одним из средств воспита-
ния советских людей в духе коммунизма.
Именно на этом основывается строгая и по-,
следовательная партийность советской лите-
ратурной критики. :

Как же справляются наши журналы с вы-
полнением тех задач, которые стоят перед
литературной критикой?

В начале этого года произошло важное
для всей нашей идейной жизни событие:
разгром буржуазного космополитизма и эс-
тетства способствовал решительному очище-
нию советского искусства от тлетворных
классово-враждебных влияний, усилению
идейности и партийности наишгих художников,
заставил их еще теснее почувствовать свою
связь с жизнью народа, с жизнью социалисти-
ческого государства, способствовал еще боль-
шему укреплению идей патриотизма в лите-
parype.

-3aKoHeH BOTIpoc: Kak помогала этому лите-
ратурная критика, какое место она заняла в
той ‘острой идейной борьбе, которая явилась
для нее достаточно серьезным испытанием?
Обратимся к журналам «Новый мир», «Ок-
тябрь»з, «Знамя» и «Звезда» за 1949 год.

Приходится отметить, что литературная
критика в этом важном деле. оказалась не на
высоте положения.

После пленума правления Союза’ советских
писателей, на котором был нанесен первый
удар безродным космополитам — театраль-
ным критикам, и выступлений партийной пе-
чати прошло полгода. За это время в журна-
ла «Новый мир» была напечатана большая
работа К. Симонова «Задачи советской дра-
матургии и театральная критика», в журнале
«Знамя» опубликовано выступление А. Соф-
ронова «За советский патриотизм в литера-
туре и критике» и статья Н. Грибачева «За
новый под’ем советской поэзии».

За исключением этих выступлений, крити-
ка буржуазного коемополитизма и эстет
ства на страницах наших литературно-худо-
жественных журналов не пошла дальше не-
больших поверхностных статей. К числу
таких статей относится, например, ‘статья
В. Друзина’и’ А. ‘Дементьева в. журнале
«Звезпа», Журнал «Октябрь» опубликовал
		В недавнем прошлом в ленинградских ву-
	зах и научных учреждениях, в Левинград-
	ском отделении Союза советских писателей
задавали тон формалисты и ученики Веселов-
ского. Судя по некоторым статьям, помещен-
ным в «Звезде» руководящими литературны-
ми работниками Ленинграда, они полны ре-
шимости до конца разгромить это формалиет-
ско-космополитическое охвостье. Но, к сожа-
лению, слова. расходятся с делом.
Некоторые редакции литературно-художе-
ственных журналов в текущем году дали тра-
диционные годовые обзоры литературы по
жанрам. Среди них можно отметить работы
М. Луконина «Проблемы: советской . поэзии»
(«Звезда», № 3) и В. Щербины «Вопросы со-
ветекой кинодраматургии» («Новый ‘ мир»,
№4). К сожалению, слабее статья К. Потапова
«Выдающиеся произведения советской лите-
ратуры» («Октябоь», № 5), Хотя она и содер-
жит ряд верных замечаний, в целом эта
статья является лишь беглым сводом аннота-

ций на книги, удостоенные Сталинских пре-
мий.
	рольшинство  печатающихсея в наших
журналах рецензий. не может  удовлет-
Борить читателя. (Основной недостаток
	подобного. рода статей заключается в том, что,
пересказав содержание рецензируемой книги,
указав на отдельные стилистические промахи
либо сюжетные неувязки и дав. общую ‚оцен-
ку книги, рецензенты, как правило, не умеют
глубоко дать идейный анализ произведения и
обходят важнейший вопрос о художественном
качестве. По такому нехитрому рецепту по-
строена, например, рецензия И. Кратта на
книгу С. Бытового «Камчатские встречи»
(«Звезда», № 2). Подробно излагая содержание
этой посредетвенной книги, рецензент не ску-
пится на похвалы. Он называет книгу Быто-
вого «правдивой, целеустремленной» и при-
знает ее удачей автора. О художественных
недостатках сказано только, что «часть опи-
саний сделана многословно и вяло» и что
эпилог выглядит «надуманным». К доказа-
тельствам автор рецензии не прибегает. Этим
и исчерпывается «критика» И. Кратта. Что
она может дать читателю и писателю? Или
возьмем для примера рецензию Г. Колеснико-
вой на «Сталь и шлак» В. Попова в № 2 жур-
нала «Октябрь». С одной стороны, Г. Колес-
	‘никова хвалит роман В. Попова, с другой, --
	Социалистический реализм, отображающий
жизнь советского общества в его революцион-
ном развитии и опирающийся на его новые
закономерности, является шагом вперед в
художественном развитии человечества. Пе-
ред советскими критиками стоит задача все-
сторонней разработки эстетики социалисти-
ческого реализма.

В нашей печати уже подверглась сокруши-
тельной критике лжетеория «квасного патри-
отизма», якобы присущая, по утверждению
безродного космополита Л. Субоцкого, совет
ской литературе.

‚ Надо на живых и конкретных примерах по-
казать советский патриотизм как новое ка-
чество социалистической литературы и куль-
туры. Серьезные историко-литературные и
теоретические работы подобного рода на стра-
ницах «Нового мира», «Октября», «Звезды»,
«Знамени», к сожалению, не появляются.
	Особенно следует отметить теоретическую
	-неразбериху в литературвно-критическом от
	‘деле журнала «Звезда». В № 1 «Звезды» опуб-
ликована путаная, формалистическая статья
Ц. Громова и Б. Костелянца «Литературное
обозрение». Авторы этой статьи разбирают,
например, «Честь смолоду», чтобы ‘доказать:
	Алрес редакции: Москва, Старая площадь, дом 4, комн. 258. Телефоны: K 6-63-60, 2 3-30-52. Типография газеты’ «Правда» имени. Сталина.