21 июля 1949 в, № 20 (112)

В ПОМОЩЬ СЕЛЬСКОМУ АГИТАТОРУ
	(Специальный выпуск «Блокнота агитато

ge

ра» об уборке урожая)
	гУНЕТОоВ Очень невелики. Агитпункт при
Кашперовском складе Заготзерна. напри-
мер, расположился в палатке. Сюда’ провели
электричество и телефон. Здесь разместили
материалы наглядной агитации, газетные
витрины и литературу, вывесили. доски по-
казателей соревнования колхозов, транспорт-
ных бригад, шоферов и грузчиков.
Дежурные на агитпункте вели дневник, ку-
да записывали все ‘вопросы и сообщения ¢
мест. На агитпункте работала выездная ре-
дакция областной газеты, Она издавала ли-
стки и другие материалы и высылала их в
колхозы с попутными машинами, Активное
Участие в ‘работе принимали коммунисты и
комсомольцы, интеллигенция, ученики стар-
mux классов. Агитпункт обобщал и популя-
ризировал опыт лучших агитаторов и агит-
коллективов. Была издана «Памятка агитато-
ра». В результате всей этой работы графики
хлебосдачи систематически перевыполнялись.

Интересная подборка материала дана в
«Блокноте агитатора» под рубрикой «Исполь-
зуй в беседе». Здесь приведены факты и
цифры на тему «Большевиетская партия и со-
ветское правительство заботятся о колхозном
крестьянстве». 1

„Значительная часть «Блокнота» посвящена
опыту лучших колхозов и передовиков сель-
ского хозяйства ис советам специалистов.
	EEE EES EES

Имеется статья на международные темы. Но-
	мещены. произведения украинеких писателей
и поэтов для громкого чтения,
справочном отделе собран материал на
	тему «Нормы выработки и расценки работ на.
	EEE IDS MO Е,

уборке урожая». В конце «Блокнота» сооб-
щается о книжных новинках,

В каждой области, в районах, колхозах и сов-
хозах Украины накоплен немалый оныт по-
литико-воспитательной работы в массах. Фор-
мы и методы политической агитации разно-
образны. Изучение и обобщение всего ценно-
го, что имеется в организации агитационного
дела, широкое распространение передового
опыта способствует общему под’ему уровня
массово-политической работы. Отдел пропа-
ганды и агитации ЦК КП(б)У подготовил
брошюру, обобщающую опыт массово-полити-
ческой и культурно-просветительной работы
в Винницкой областной парторганизации.

Отдел” пропаганды и агитации ЦК киб)Уу
наметил также издать в ближайшее время в
помощь агитаторам «Библиотечку агитатора»,
обобщающую опыт агитационно-массовой ра-
боты всех парторганизаций республики. Уже
подготовляются к печати ‘брошюра об:емом
	6—1 печатных листов для агитаторов запал-.
	ных‘ областей Украины и брошюра в помопть
агитатору по трехлетнему плану развития об-
ественного животноводства.

. E. YECHOKOB.
	колхозницами. В зимние вечера или ненаст-
ные дни им рассылаются именные билеты с
приглашением в Дом культуры. `

Лучшей в районе считается лекторекая
группа села Криулино. Руководит ею дирек-
тор школы т. Чащихин. За три месяца участ-
ники этой групны прочли для колхозников
34 лекции, на которых присутствовало 2.500
человек, :

Активное Участие в работах лекторских
групп принимают многие председатели кол-
хозов района. Систематически читают докла-
ды и лекции председатели колхозов: Герой
Социалистичеекого Труда т. Бакулин, т. Ча-
щин, т. Чесноков, т. Савельевских и другие.
Они тшательно готовятея к публичным вы-
ступлениям, читают произведения Ленина и
Сталина, консультируются в парткабинехте.

Сейчас в Красноуфимском` районе ведут
активную пропагандистскую работу 250 ‘сель-
ских лекторов. Кроме того, в 65 агитколлек-
тивах об’единены 570 агитаторов. Эту боль-
цтую силу райком умело использует для по-
литического воспитания и просвещения кол-
хозных масс. ;

Постоянная забота районной партийной ор-
ганизации о политическом и культурном во-
спитании трудящихся дает замечательные
плоды. Красноуфимский район — один из пе
редовых районов Свердловской области. Он
добился немалых успехов в под’еме колхоз-
ного производства и в вультурном строитель-
	стве.
А. НЕКРАСОВ.
	— Воюйте — потому, что мы хотим грабить.

— Умирайте десятками тысяч каждый
день... потому, что’ мы еще не получили
своей доли добычи!..» (етр. 161).

Ленин 0с060 подчеркнул захватническую
сущность американского имцериализма, стре-
мление американских империалистов ‘к
мировому господству. В капиталистическом
мире, указывал Ленин, «сила определяется
количеством банков, там сила определяется
так, как определял один орган американских
миллиардеров е чисто американской откро-
венностью и чисто американским цинизмом:
Им было заявлено: «В Европе идет война из-
за господетва над миром. Для того, чтобы
господствовать над миром, нужно иметь две
вещи: доллары и банки. Доллары у нас есть,
банки мы сделаем и будем господствовать
над миром»» (стр. 359).

Ленин разоблачил захватнические планы
американского империализма, его устремле-
ния к мировому господству. Эта ленинекая
характеристика американского империализ-
ма весьма актуальна в современных усло-
виях. Баснословно нажившись на второй
мировой войне, американские империали-
сты пытаются подчинить ссбе разоренные
войной страны Европы; Угодливо брошен-
ные их «социалистическими» правителя-
ми к ногам заокеанеких толстосумов. Разве
не характерна для современного курса аме-
риканского империализма  разоблаченная
Лениным политика США, робудившая их
Бетупить в войну 1914—1918 годов. Высо-
кими идеалами борьбы за права малых на-
родностей монополисты США маскировали
тогда свои захватнические империалистиче-
ские цели. И сегодня под видом «помоши»
другим народам они опоясали земной шар
своими военными базами и стремятся закаба-
лить все свободолюбивое человечество. Зти
повадки американских империалистов давно
знакомы миру. ‘

Но другим стал мир. Фронт империализма
ныне уже не является единым, целостным и
незыблемым, Социалистическая революция в
нашей стране, призыв к которой прозвучал в
Апрельских тезисах Ленина и победа кото-
рой была организована партией большеви-
ков, расшатала господство империализма,
открыла новую эру в мировой истории — эру
социализма. Имнериализм все более слабеет.
Лагерь социализма и демократии во главе с
СССР все более растет и крепнет.
	. + @

Beccuepriue труды великого Ленина —
неисчерпаемый источник всепобеждающих
идей большевизма. Гигантский опыт больше-
вистской партии, освещенный гением Ленина
и Сталина, вдохновляет советский народ на
борьбу за торжество коммунизма, учит брат-
ские коммунистические партии всего мира,
трудящихся стран народной демократии, как
надо осуществлять социалистические преоб-
разования общества.
		Состоявшийся в конце июня пленум “UK
КП(б)У мобилизовал партийные организации
Украины на выполнение ностановления Со-
вета Министров СССР и ЦК ВКП(б) о прове-
ТАЗА Зо ани ооо
	ES NE NE nll Nl

TOTOBOK всю организационно-партийную и
массово-политическую работу на селе. Все
культурные силы и средства должны быть
использованы для проведения широкой аги-
тационной и культурно-просветительной ра-
боты непосредственно в полевых станах, на
токах, в бригадах, звеньях, на заготовитель-
ных пунктах.

Отдел пропаганды и агитации ЦК КП(б)у
проводит сейчае ряд мероприятий по оказа-
нию помощи сельским агитаторам в их рабо-
те в период уборки урожая и хлебозаготовок.
С этой целью изданы брошюры, плакаты об
уборке урожая, опубликованы статьи в pec
публиканских газетах 06 организации массо-
во-политической работы ереди сельского
населения. Нодготовлен и издан специаль-
ный выпуск «Блокнота агитатора», посвя-
щенный уборке урожая и заготовкам сель-
хозпродуктов. Тираж «Блокнота» —100 тысяч
экземпляров на украинском языке и Б0 ты-
сяч экземпляров на русском, Об`ем—6,5 пе-
чатного листа. Весь тираж разослан по рай-
онам. _

В специальном выпуске «Блокнота агитато-
ра» помещены передовая статья «Маесово-по-
литическая работа на решающем этапе борь-
бы за урожай», примерная разработка бесед
агитатора на такие темы, как «С честью вы-
полним обязательства, данные товарищу
Сталину», «С первых дней молотьбы развер-
нуть сдачу хлеба государству», «Борьба с по-
терями — важнейшее государственное дело»,
«Образцова организовать труд в звене, брига-
де», «Механизаторы на уборочной», «Моло-
тить хлеб днем и ночью», «Полностью обеспе-
чить кормами общественное животноводство»,
«Успешное проведение уборки и хлебосдачи-—
наш вклад в досрочное выполнение пятилет-
КИ», «Усилить уход за посевами семенников
многолетних трав, пропашных и технических
культур». ;

В разделе «Из опыта агитационной работы»
напечатаны интересные материалы о поста-
новке политической агитации в звёньях,
бригадах, клубах, в МТС ит. д. Так, в одной
из статей освещен опыт массово-политиче-
ской работы на государственных заготови-
тельных пунктах. {

На многих складах и элеваторах 3arorsep-
на Николаевской области в прошлом году,
рассказывается в статье, были созданы агит-
пункты. Затраты на организацию таких агит-.
	В колхозах Красноуфимского района
Свердловской области систематически чи-
таются лекции. Темы лекций для колхозни-
ков разнообразны: о международном положе-
нии, о перспективах развития сельского хо-
зяйства района, о великом русском поэте
А. С. Пушкине, о воснитавии детей, о про-
исхождении земли и др,

Чтобы удовлетворить стремление колхоз-
ников к политическим и научным знаниям,
трудно, конечно, рассчитывать на лекторекие
силы областного и районного центров. Это
своевременно учел Красноуфимский райком
партии. Уделяя большое внимание лекцион-
ной пропаганде, он воспитывает свои кадры
‚лекторов, м we .

В селе Нижне-Иргинек, расположенном за
десятки километров от районного центра, по-
литическим и’ культурным просвещением
трудящихся занимается ‘вся сельская интел-
лигенция. Здесь активно работает лекторская
группа. В селе работает постоянный лекто-
рий.

Член .лекторской группы учительница
т. Рябова выступает с лекцией на тему
«Ленин и Сталин - вдохновители и органи-
заторы наших побед». Участковый агроном
МТС т. Смирнов читает лекции на агротех-
нические темы. Инженер строительства гид-
ростанции т. Абакумов рассказывает об ус-
пехах и задачах электрификации сельского
хозяйства, Каждая лекция обычно привле-
кает большое количество влушателей.

НижнеИргинский Дом культуры приме-
няет удачную форму работы © пожилыми
	В. И. Ленин защищал и обосновн-
вал большевистекую программу по нацио-
нальному вопросу. В. И. Ленин доказывал
справедливость большевистекого лозунга о
праве наций на самоопределение, справедли-
вость линии большевиков на полное равно-
правие наций и уничтожение всех форм на-
ционального гнета и национального нерав-
ноправия. «Мы хотим братского союза всех
народов», — указывал Ленин (стр. 268).
	Во «Введении. к резолюциям‘ Апрельской
конференции РСДРП(б» \Владимир
Ленин писал* . к
	«Товарищи-рабочие: Приближается время,
когда от вас события потребуют нового и еше
большего героизма, = и притом героизма
миллионов и десятков миллионов,— чем в
славные дни февральской и мартовекой р=-
волюции. Готовьтесь...

Товариити-рабочие! Мы зовем вас к тяже-
лой, серьезной, неустанной работе, сплачива-
ющей сознательный, революционный проле-
тариат всех стран. Этот и только этот путь
ведет к выходу, к спасению ‘человечества от
ужасов войны, от ига кацитала» (стр. 283).

Вооруженные идеями Ленина и Сталина,
решениями Апрельской конференции, боль-
шевики развернули огромную работу по за-
воеванию масс, их боевому воспитанию и
подготовке к социалистической революции.

Статьи Ленина и Сталина, публиковавшие-
ся в тот период в большевистской «Правде»,
раз`ясняли массам смысл важнейших собы-
тий политической жизни и классовой борь-
бы, основных вопросов стратегии и тактики
партии пролетариата в период борьбы за пе
реход от революции буржуазно-демократиче-
ской к революции социалистической.

В 24-й том Сочинений вошли многочислен-
вые статьи и заметки Ленина, имеющие
огромное теоретическое и политическое значе-
ние. Ленин продолжал тогда, в частности, тео-
ретическую разработку вопросов имнериализ-
ма. Характеризуя его особенности, Ленин
показал, что эпоха империализма есть вме-
сте с тем эпоха социалистической револю-
ции. Ленин уделял много внимания анализу
буржуазной демократии в период империа-
лизма. Империализм ликвидирует всякое по-
добие «свобод». Буржуазная «демократия» в
период империализма — это жесточайшее
угнетение народов, доведенная до предела
система колониального трабежа и разбоя,
ликвидация национальной независимости и
суверенитета целых народов и стран..
	На конкретных примерах и фуоктах Ленин.
	разоблачил политику мирового империализма
в отношении  Роесии и русского народа,
стремление иностранных империалистов
использовать Временное правительство для
осуществления своих колонизатореких вож-
делений: «Капиталистам нужно ограбить
Турцию, Персию, Китай. Если по этому слу-
чаю придется уложить еще с десяток мил-
лионов каких-то там русских мужиков; — что
		Лекции в колхозах
		за высокое художествениое мастерство

(О пьесе В. Кожевникова
«Огненная река»)
	сертацию. Верните мне ее. Я считаю для се-
бя нечестным защищать ту дисбертацию, на-
учную идею которой пытаюсь опровергать.
Я сейчас работаю с Мещеряковым, его новый
метод противоречит вашему методу.

Павлищев: Так... А ну пойдите и вынь-
те вот с той полки четыре тома моей теории
металлургии и принесите сюда...

Шура (подносит книги Павлищеву): Вот
эти книги? .

Павлищев: А теперь будьте и дальше
так любезны, выбросите их на помойку.

Шура: Вы не смеете так говорить об этих
книгах.

Павлищев: Что такое? Я сейчас see
смею, Слышите вы? У меня есть на это пра-
во».
	Ясно, что подобные сцены ничего, кроме
	недоумения, у читателя и зрителя вызвать
не могут. Видный советский ученый, пред-
ставитель передовой науки, неразрывно свя-
занный с производством, а именно таким
пытался показать Павлищева автор в самом
начале пьесы, изображен человеком легко-
мысленным, который может быстро, единым
махом отказаться от всех своих научных
взглядов и убеждений. Очевидно, чувствуя
некоторую неловкость от столь стремительно-
го превращения передового ученого в кон-
серватора, а затем снова в страстного нова-
тора, автор пьесы вкладывает в уста акаде-
мика Павлищева такие невразумительные
«философические рассуждения»: «Гм... Ста-
рость, чорт бы ее драл. Впрочем, что такое
старость, а? Это то плохое, что человек тянет
за собой из прошлого, а возраст—это гор-
дость!» По меньшей мере странно OO ACHATE
отставание того или иного ученого от жизни
его возрастом, старостью;

Неправдоподобным, надуманным в пьесе
выглядит не только академик Павлищев.

Примитивным и чванливым показан в пье-
се, основной ее герой — старый произвол-
ственник Егор Гусев. Мастер Гусев много
говорит о своей скромности, но выглядит он
человеком тщеславным и хвастливым. С пер-
вого появления в пьесе Гусев начинает сам
себя расхваливать, а потом его хвалят по
очереди все окружающие.

Вот некоторые красноречивые самохарак-
теристики этого героя:

«Если я при старом режиме ‘мог лостичь
звания мастера, значит был я все-таки вы-
дающимся молодым человеком».

«Когда я у печи, я строгий, это верно. Пря-
мо на себя удивляюсь-—тихий человек, а в
какой трепет на производстве людей вгоняю».

«Если мой мозг, допустим, в микроскоп по-
глядеть, так он весь в мозолях».

«А слава? Разве она только шекочет? Она,
брат, и мучает. Она высоту любит. Если ч6-
	ловек на низ пошел-—вроде тяжелого груза
	давит», «Характер у него мой, металл» и т. п.
В образе Гусева мало обитего с подлинными
	зертами передового советекого рабочего. По-.
	роки своего героя автор пытается выдать за
добродетели. Таковы, например, неправиль-
ные рассуждения Гусева о славе, о соревно-
вании, его методы воспитания учеников ре-
месленного училища, Гусев поучает моло-
дых рабочих; «Всех в кулаке держать. надо.
Тогда душа может быть спокойной». .
Молодой мастер Мещеряков. во. многом по-
хож на своего учителя Гусева. При первом
же появлении Мещеряков ведет себя самона-
деянно и хвастливо. Совершенно неправдо-
подобно, что молодой рабочий, воспитанник
советской школы, нолучивший. закалку в ря-
дах Советской Армии, выступает в пьесе как
одиночка, Отсюда и его борьба за передовой
	метод

производстве для зрителей и чита-о
	телей пьесы кажется малоубедительной, вы-
зывающей сомнение в правильности его
предложений.
	Основное требование, пред’являемое к дра-
	де, указывал основоположник советской лите-
	ратуры М. Горький, состоит в том, что она
	должна быть. актуальна, сюжетна, насыщена
	действием. Пьеса «Огненная река» не отве-
	чает этому основному требованию; она не
имеет ясно разработанного сюжета и лишена
активного действия. Автор пьесы подменил
	деиствие героев скучными, однообразными
	рассуждениями и резонерскими поучениями.

Герои пьесы на большую общественную
тему оказались искусственно выключенными
из производственно-общественной среды и
втиснутыми в узкие рамки семейно-бытовой
жизни. Из одиннадцати картин пьесы в де-
вяти действие происходит в домашней обста-
нозке героев.

Такая композиция пьесы в значительной
мере предопределила ее риторический харак-
тер. Герои пьесы не показаны людьми дейст-
вующими, они ведут длинные домашние
взаимовосхваляющие разговоры о производ-
стве и своих подвигах, В пьесе не показаны
ни жизнь коллектива, ни творческий труд
действующих лиц. Это говорит о том, что
В. Кожевников пренебрег главным требова-
нием драматургии показывать человека. в
	действии, раскрывать черты его характера не
	толььо в словах, но и в поступках.
	В равной мере автору не удалось правди-
	во показать новый быт советских рабочих,
их взаимоотношения в семье. Кадровые ра-
бочие в пьесе представлены, как ссарички из
	‚дореволюционной сентиментальной. драмы. В
‘их уста нерелко вкладывается автором поп:-
	ловатая болтовня.
«Екатерина Петровна (поворачива-
ясь спиной) Застегни пуговки-то.
	Г. усев в (застегивая платье Екатерины Пет

gw КБ ТЕМ
	ровны): Шея-то у тебя какая молочная.
Екатерина Петровна: Ладно, не ще-
кочи только усами...»
И далее:
«Екатерина Петровна (правляя ua
	ХРОНИКА КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ
	se #

В Чебоксарах состоялось республиканское
совещание лучших сельских агитаторов по
вопросу о задачах агитаторов‘в период про-
восдения уборки урожая. и хлебозаготовок.

На совещании агитаторы обменялись’ опы-
том работы, а также прослушали лекцию о
международном положении.

ззз
	Созданная при Камышловеком краеведче-
ском музее научная библиотека уже насчиты-
вает более 4 тыс. книг. Среди них немало
редких изданий: первое издание словаря Да-
ля, записки Петра Т, летопись Нестора, жур-
нал «Отечественные записки».

she
	Дагестанском педагогическом институте
состоялся выпуск учителей для средних и
неполных средних школ республики.

В этом году институт окончили 190 чел.
Среди окончивших институт 87 предетавите-
лей коренных народностей Дагестана—лаков,
лезгин, кумыков, аварцев, татов и других,
	В этом году в институт будет принято
325 чел.
	маку 5 литературе
	1 усеве рубашку): Красивый ты сегодня, Егор.
Увлекательный! mo

Гусев: А ты бы, Катя, косы на голове вен-
ком уложила. :

Екатерина Петровна: Были у меня
косы, а теперь одни веревочки.

Гусев: Они у тебя, как лен, пушистые да
нежные. Обожди, я тебе пуговки застегну».

В то же время молодых людей, влюбленных
друг в друга, Сергея Мещерякова и Шуру
Гусеву, автор рисует как людей сухих, ли-
шенных человеческих чувств, присущих на-
шей жизнерадостной советской молодежи.

Вот как описывается первая встреча Шуры
и Сергея:

«Шура: Два года, Сергей, два года поеле
того, как ты вернулся из армии, ты ни разу
не захотел увидеть меня.

Сергей: Хотел, но не мог.

Шура: Почему?

Сергей: Я ‚должен был выполнить евое
слово, ты знаешь. Я тебя так хотел видеть,
так хотел видеть, что даже отпуск ‘решил не
брать, я не хотел откладывать на две недели
ради маленькой встречи большую, настоя-
щую встречу с тобой. А потом учился. Меч-
тал—приеду ‘и вручу тебе документ об окон-
чании техникума, а вот ты-—инженер.

Шура Сс дипломом, и не собираюсь тебя
им поражать. :

Сергей: Ничего, я тоже буду иметь такой,

Шура: Ты всегда был самоуверенным.

Сергей: Всегда». co

Трудно себе представить ‘более странный
‘разговор двух влюбленных молодых людей
после долгой разлуки. С
	5. Кожевников в своей пьесе не создал яр-
ких художественных образов, которые прав-
диво отображали бы Замечательные черты
характера, присущие миллионам советских
людей. Автор, видимо, не учел, что пьеса—
одна, из самых трудных форм художествен-
ной литературы, что в пьесе каждое дейст-
вующее лицо должно характеризоваться и
словом и делом, что в пьесе каждая фраза,
каждое действие должны иметь совершенно
ясный смысл. Мало выбрать актуальную те-
му, надо суметь правильно и глубоко ее раз-
работать и создать полноценное художествен-
ное произведение.

Серьезные недостатки ньесы «Огненная
река» усугубляются тем, что она написана
заумным, вычурным, трудно произносимым
языком. Иные страницы.  читаются,®как пло-
хой перевод с иностранного языка. Herpya-
но представить себе, какие большие затруд-
нения вынужден был - испытать кажлый
актер, которому пришлось бы выступить с
исполнением той или иной роли в этой пье-
се.

В самом деле, попробуйте, сознавая всю от-
ветственность перед зрителем, говорить на
таком языке: «.что ты там гавкаешь», «я те
бя; хоть ты и неукладный для других стано-
вишься, другим моблю», «Ведь он у нас вы-
дающийся доменщик, и если он на человека
какого глаз свой держит, значит должен этот
человек сам по себе быть от этого счастливым
и благодарным», «..не он ее до себя низит»,
«Тут ему не в магазине покупателей дурить»,
«Эх, и сказанул! У меня свой ум есть; но я
полагаю так: в нем кое-каких витков нехва-
тает, если я сам допереть не смог», «Я конеч-
	Но, волнуюсь, но скажу от всей дуипти; сердна
	0 ee

м так далее», «Ты меня за авторитет не тро-
гай, он у меня пухлый сталь, «Удобства своей
души соблюдают» и «Помочь надо, но я-то на
этом деле обееславлюсь», ТА тт:
	В: Кожевникову и другим писателям, не-

ана. р,
	брежно относящимся к русскому языку, сле-
дует помнить мудрый совет М. Горького, что
«Борьба за чистоту, за смысловую точность,
за остроту языка есть борьба за орудие куль-
туры, Чем острее это орудие, чем более точ-
но направлено-—тем оно побелоносней».

Пьеса В. Кожевникова «Огненная река» —
посредственное произведение, и не требуется
большого труда, чтобы обнаружить в ней су-
щественные недостатки и ошибки. Между тем
редакция журнала «Новый мир» поспешила
опубликовать эту пьесу, а Комитет по делам
искусств не замедлил широко рекомендовать
зе к ностановке театрам страны. Пьеса по-
ставлена в московском театре им. Евг. Вах-
тангова, в ленинградском. театре им. А. С.
Пушкина, в горьковском драматическом теа-
тре. В «Литературной газете», «Советском
искусстве» и в «Комсомольской правде» но-
явились хвалебные статьи, в которых нетре-
бовательные критики услужливо высказыва-
ли свои восторги по позоду этой посредет-
венной пьесы.

Поспешное опубликование сырых, посред-
ственных пьес «Огненная река» В. Кожев-
	  никова и «Карьера Бекетова» А. Софронова,
	постановка их в ряде театров, хвалебные ре-
цензии и рекламирование пьес, содержащих
серьезные недостатки и ошибки, свидетель-
ствуют о том, что среди некоторой части пи-
сателей, работников искусств и театральных
	критиков принципиальные отношения под
	меняются приятельскими отношениями.
Некоторые литераторы и критики, видимо,
до сих пор полностью не осознали той простой
истины, что произведения искусства. могут
успешно выполнить свою важную роль в де-
ле коммунистического воспитания, если они
будут созданы на высоком  идейном и худо-
жественном уровне. Наша критика призвана
помогать писателям и деятелям искусств со-
здавать нолноценные художественные пьесы
и спектакли, активно содействовать совершен-
ствованию художественного мастерства, сме-
ло выступать против посредетвенных и сла-
бых произведений литературы и искусства.
Факты, как видим, говорят о необходимо-
сти напомнить неоднократные указания ЦК
ВКН(б) о неуклонном повышении идейного
и художественного уровня произведений ли-
тературы и искусства, о дальнейшем совер-
шенствовании мастерства советских писате-
лей, драматургов и деятелей искусств, о раз-
вертывании принципиальной большевистской
литературной и театральной критики.
		и принципиальную кри
	В постановлении ЦК ВКП(б) «О. репертуа-
ре драматических театров и мерах по его
улучшению» перед нашими драматургами и
работниками театров’ была поставлена ‘боль-
шая и ответственная задача — создавать яр-
кие, полноценные в художественном отноцие-
нии произведения о жизни советского обще-
ства, о советском человеке, отображать в пье-
‚сах и спектаклях жизнь советского общества
в ее непрестанном движении вперед, веяче:
ски способствовать дальнейшему развитию
лучших сторон характера советских. людей.
	За три года, прошедшие после принятия
решения партии о репертуаре драматических
театров, драматурги создали немало хороших
пьес на современные темы. Широкую по-
пулярность получили отмеченные ‘Сталин-
скими премиями пьесы «Великая сила»
Б. Ромащова, «Хлеб наш насущный» Н. Вир-
ты, «Макар Дубрава» А. Корнейчука, «Мос-
ковский характер» А. Софронова, «Зеленая
улица» А. Сурова и другие, правдиво пока-
зывающие черты характера советских лю-
дей, их патриотические дела. :

Наши драматурги плодотворно разрабаты-
вают актуальные темы из жизни советского
	общества. Ежегодно театры страны получают
	новые значительные произведения, проник-
нутые боевым патриотическим духом.
	Но нельзя умолнать и о существенных не.
	достатках в развитии советской драматургии.
TY <

mee ee ЕСА т
	тт в т

Некоторые драматурги не проявляют должной
заботы о создании высокохудожествёенных
произведений, допускают поспешность и
вебрежность в своей работе, выпускают в
свет посредственные, недоработанные пьесы.
	Недавно наша печать подвергла серьез-
ной критике ‘новую пьесу А. Софронова
«Карьера Бекетова», вскрыв ее крупные идей-

оные и художественные недостатки. .

Почти одновременно с пьесой «Карьера Бе-
кетова» в журнале «Новый мир» (Ne 3 3a
1949 год) была опубликована пьеса В. Кожев-
никова «Огненная река».
	Каково содержание пьесы «Огненная река»?

В пьесе сделана попытка на примере од-
ного крупного металлургического завода по-
казать замечательных людей рабочего класса
нашей страны, их творческий труд в борьбе
за выполнение послевоенной пятилетки, со-
дружество рабочих и ученых, Главным ге-
роем пьесы является старый кадровик ма-
стер-доменщик Егор Гусев, призванный, ви-
димо, олицетворять передовые черты совет-
ских рабочих. Молодое поколение представ-
лено в пьесе образами мастера Сергея Ме-
щерякова и инженера Шуры, дочери Егора
Гусева. Мещеряков является учеником Efopa
Гусева, но он превосходит своего учителя
более глубоким знанием современной тех-
ники. Большое место в пьесе отводится роли
академика Павлищева — выдающегося учено-
го, крупнейщего знатока металлургии.

Кроме этих главных героев, в пьесе пока-
заны секретарь парторганизации завода Иван
Кондыба. мастер-доменщик Аполлинарий Cy-
хов, горновой Кузяков и жена Гусева Ека-
терина Петровна. Этот небольшой коллектив,
выведенный в пьесе, об единен, по утверж-
дению автора, одним стремлением — узели-
чить выплавку металла. Вокруг решения
этой задачи развертывается основной сюжет
пьесы, складываются взаимоотношения чей-
ствующих лиц, Как видим, автор избрал весь-
ма.важную и актуальную тему. Но известно,
что от замысла до создания полноненного
художественного произведения — дистанция
большого размера. Именно на этом пути ав-
тора пьесы «Огненнан. река»: постигла. неуда-
ча. В пьесе нет стройной и. ясной сюжетной
линии, слабо разработаны в художественном
отношении образы основных героев, беден
и невыразителен язык действующих лиц.

Главные герои пьесы — старый nponsson-
ственник Егор Гусев и академик Павлищев
связаны между собой многолетней совмест-
ной работой по развитию советской метал-
лургии. Академик Павлищев разработал и
внедрил в производство технологию: сухого
дутья при плавке чугуна, он борется за внед-
рение в доменное производство разработан-
ной им автоматики, Во время подготовки к
производственным испытаниям ‘на заводе
этого нововведения академика Павлищева
мастер-доменщик Сергей Мещеряков обра-
щается к академику с просьбой испытать но-

вый метод парового дутья. Павлищев отка-
зывается выполнить эту просьбу Мещеряко-
ва, так как предложенный им метод парового
дутья идет вразрез с учением Павлищева о
сухом дутьб.

Автор пьесы делает это столкновение двух
точек зрения основой конфликта во взаимо-
отношениях между своими героями -— стары-
ми рабочими и молодежью, между предста-
вителями науки и практиками. Но этот «сю-
	жетный стержень» пьесы является непра-.
	вильным. Дело в том, что метод «парового
дутья», пропагандируемый в пьесе как пос-
леднее слово передовой науки и техники, в
действительности не является таковым, его
нельзя признать ни передовым, ни новым.
Автор пьесы не изучил как следует дело, о
котором взялся писать пьесу, и допустил
серьезные ошибки.

Многие «драматические» ситуации в пьесе
надуманны. Сергей Мещеряков сзоей «нова-
торской» идеей изобличает «консерватизм»
старого доменщика Гусева и академика Пав-
	лищева.

Они чувствуют себя оскхорбленными,
	старый доменщик выгоняет из дома своего
ученика и воспитанника Мещерякова.

Потом внезапно все «прозревают», «пони-
мают» новаторскую идею Мещерякова, все
суетливо начинают ему помогать. Старый ма-
стер первым иеслытывает метод Мещерякова
и выводит при этом из строя доменную печь.
Академик Павлищев становится таким страст-
ным поклонником метода парового дутья, что
приказывает выбросить свои ‘труды по тес-
рии металлургии. Вот как неправдоподобно
представлена быстрая смена взглядов ака-
демика Павлищева,

«Шура; Петр Иванович! Я пришла вам
сказать, что я не буду защищать евою дис-
	31 августа исполняется 200 лет со дня рож-
дения Александра Николаевича Радищева. На
родине автора знаменитой книги «Путеше-
ствие из Петербурга в Москву» — в селе Верх-
нее Аблязово Кузнецкого района Пензенской
области — активно готовятся к юбилею. Ста-
ринное русское село, находящееся в 12 км. от
г. Кузнецка, благоустраивается. Заканчивает-
ся постройка сёльской электростанции, до-
страивается новый колхозный клуб, полно-
стью радиофицируетёя село.

Заново перестраивается экспозиция мемо-
риального музея А. Н. Радищева. Этот музей
основан пять лет назад при участии и боль-
шой помоши местного населения.

Готовятся к юбилею школы, библиотеки,
клубы, избы-читальни и музеи района и всей
Пензенской области. При облисполкоме рабо-
тает юбилейная комиссия. Намечено провести
литературные вечера и чтения, доклады и
беседы, посвященные жизни и творчеству
А. Н. Радищева. Создаются выставки. Мест-
ная печать начала публиковать материалы
о.Радищеве и ето. эпохе, о современном лицё
села Верхнее Аблязово и местном крае,
	р 7

Закончился учебный год в вечернем уни-
верситете марксизма-ленинизма при Петро-
заводском горкоме партии. Всего в этом го-
лу в университете и его филиалах обучалось
свыше 200 человек. В основном это. партийно-
советский актив, интеллигенция гор. Петро-
заводска. Университет дал городу новый от-
ряд квалифицированных пропагандистских
кадров.

=z + хж
	Работники искусств Краснодарского края
ведут регулярную работу по художественному
обслуживанию колхозников на полях, В пе-
риод весеннего сева театры края показали в
колхозах и совхозах 152 спектакля, в том чис-
ле «Московский характер», «Счастье», «На той
стороне», «Закон чести».

В настоящее время артисты краевого, Май-
ЕоПСкого и Новороссийского театров, концерт-
ные бригады Госфилармонии систематически
выезжают на село для художественного обелу-
живания колхозников на. уборке урожая, Ра-
ботники искусств не только выступают на
полях в составе художественных бригад, но и
руководят художественной самодеятельностью
колхозников.