31 июля 1949 г., № 21 {113
	ПО СТРАНИЦАМ ТРАНСПОРТНЫХ ГАЗЕТ
ee eT ons
	Пропаганда передового опыта
	ния, в которых помещает подробные расска-
зы новаторов производства различных про-
	фессий о своем опыте работы. «Стахановские.
	чстверги» газеты «Железнодорожник Донбас-
са» и специальные выпуски приложений с
рассказами передовиков завоевали широкую
популярность среди железнодорожников.

В газете систематически публикуются ма-
териалы под рубрикой «Каждой углепогру-
зочной станции, каждому отделению и до-
роге — план ритмичной работы» Настойчиво
добивается газета четкой и слаженной рабо-
ты всех звеньев дороги, их ритмичного
взаимодействия. В одном из номеров газета
подробно рассказала об об`’единенном плане
ритмичной работы углепогрузочной станции
Антрацит-Карахаш и под’ездных путей тре-
ста «Боковантрацит».

Газета не только показывает положитель-
ный опыт, но и критикует тех, кто мешает
применению этого опыта, кто нарушает тру-
довую и производственную дисциплину, не
выполняет производственных планов. «ЖсС-
лезнодорожник Донбасса» пользуется среди
работников Ссверо-Донецкой дороги заслу-
женным авторитетом умелого популяризато-
ра передовых методов труда,
	ЗА высокую 2 КУЛЬТУРУ,
ЗА ` ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС!
	На страницах газеты «Ленинградский же-
лезнодорожник» (редактор т. В. Белянин) зна-
чительное место занимают вопросы культур-
ного строительства. Газета публикует статьи,
корреспонденции, материалы рабкоровских
рейдов, очерки, зарисовки, фельетоны, дает
разнообразную и яркую информацию о KYAbe
турной жизни железнодорожников.

Перед нами номер газеты за 10 июля. Пере-
довая статья посвящена вопросам организа-
ции партийной пропаганды и агитационной
работы в летние месяцы. В номере опубли-
кован ряд ярких материалов, рассказываю-
щих о культурной жизни железнодорожни-
ков дороги. Вот некоторые заголовки этих
материалов: «Путейцы слушают радио», «45
лет на транспорте», «С. научно-технической
конференции», «Ценная работа дорожной ла-
боратории», «Образцовые магазины и. столо-
вые», «Новый выпуск молодых командиров»,
«Практическая конференция санитарных ра-
ботников», «Туристские походы», «Книги для
линейных библиотек», «Маленькие хозяева
загородной дачи», «Письмо ученику от ака-
демика» и другие.

Под рубрикой «Смотр культурных ‘учреж-
дений дороги» газета рассказывает об опыте
работы клубов. Правда, здесь газета далеко
еще не полно использует свои возможности.
Ценно то, что газета не замыкается в кругу
узкой тематики, а систематически информи-
рует своих читателей о жизни и достиже-
ниях нашей страны на культурном фронте.

Большую и нужную кампанию ведет газе-
та за подзем технического прогресса во всех
звеньях дороги, настойчиво добивается
укрепления творческого содружества людей
науки и производства,

В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ —
	ХЛЕБНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ
	Умёньем находить главное, решающее в
работе магистрали обладает редакция  газе-
ты Одесской дороги «Черноморский гудок»
(редактор т. Болдырев). Исходя из большого
об’ема перевозок посевных и хлебных гру-
зоз, выполняемых Одесской дорогой, «Чер-
номорский гудок» неослабно держит в цент
ре своего внимания этот важнейший уча-
сток работы дороги.

С наступлением ранней весны газета орга-
низовала перекличку хлебопогрузочных
станций дороги под мобилизующим лозун-
rom: «Отлично подготовимся к перевозкам
урожая 1949 года!» Письмо-призыв коллек-
тива хлебопогрузочной станции Врадиевка
о соревновании нашло горячую поддержку
среди железнодорожников и заготовителей.

На станции стал поступать хлеб нового
урожая. Газета вводит на первой странице
«Дневник перевозок» и в нем из номера в
номер показывает ход отгрузки зерна и про-
	лвижения хлебных маршрутов.
		Сегодня, 31 июля, многомиллионная армия
железнодорожников вместе со всем совёт-
ским народом отмечает традиционный
праздник — сталинский День железнодорож-
ника.

Этот праздник железнодорожники встре-
чают новыми трудовыми успехами в борьбе

за досрочное выполнение послевоенной
сталииской пятилетки.
	Большую роль в под’еме работы железных
дорог» в идейно-политическом воспитании
хелезнодорожников играет транспортная пе-
чать, в частности дорожные газеты. Свыше
60 дорожных газет, издающихевя на транспор-
те, представляют собой серьезную силу в де-
лэ мобилизации железнодорожников на вы-
полнение стоящих перед транспортом задач.
Их сила как коллективных организаторов,
пропагандистов и агитаторов еше больше
возросла после создания на транспорте полит-
органов. Многие газеты, руководимые полит-
отделами, лучше и систематически стали
освещать партийно-политическую жизнь ‘на
транспорте, глубже вникать в производствен-
ную деятельность дорог и предприятий.
		Бсяческого одобрения заслуживает иници-
атива редакции газеты «Звезда» Северо-Кав-
казской дороги (редактор т. Н, Дурач), органи-
зовавшей на своих страницах широкий об-
мен опытом работы политотделов.

В номере за 3 марта газета поместила ста-
тью начальника политотдела  Тихорецкого
отделения дороги т, С. Тишкина «Актив-—опо-
ра политотдела». В этой статье т. Тишкин,
делясь первым опытом работы политотдела
по созданию широкого актива, писал:

«Политотделы на транспорте созданы не-
давно. Они только начинают накапливать
крупицы опыта. Каждый политотдел при-
меняет различные методы и формы орга-
низации агитационно-массовой, пропаган-
дистской работы, у каждого из них есть

что-то свое, новое, чего, может быть, нет у

других»,

Тов. Тишкин предложил организовать на
страницах газеты «Звезда» широкий обмен
опытом работы политорганов и партийных
организаций. Редакция горячо поддержала
это предложение и призвала партийных ра-
ботников поделиться опытом своей деятель-
ности,

Из номера в номер «Звезда» последователь-
но и всесторонне показывает опыт работы
политорганов и. партийных организаций.
22 партийных работника выступили за это
время в газете. Живо и умело рассказывает
газета о многогранной партийной жизни на
дороге, помогая тем самым политотделам
правильно строить партийную работу. Опыт
партийно-политической работы газета пока-
зывает не однобоко, а всесторонне. Она рас-
сказала о том, как партийные организации
руководят социалистическим соревнованием
на Шахтинском и Сальском отделениях,
осветила вопрос о работе с инженерно-техни-
ческими кадрами на Краснодарском отделе-
нии, о политической работе на полевых стан-
циях, Ставропольского отделения, о борьбе
партийных организаций по укреплению тру-.
довой дисциплины среди строительных ра-
бочих.

Газега ‘напечатала статьи © работе’ с ‘про-
пагандистами на Краснодарском и с агита-
торами — на Ростовском отделениях, о рабо-
те по укреплению производственной дружбы
железнодорожников с горняками, о руковод-
стве комсомольскими организациями, о: роли
партийного кабинета в политическом. само-
образовании коммунистов.

Используя различные формы подачи мате-
риалов — статьи, корреспонденции, беседы,
записи из дневника, информации, редакция
газеты «Звезда» вносит свой ценный вклад
в дело повышения партийно-политической и
идейно-воспитательной работы на ‘дороге.
	ГОВОРЯТ НОВАТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА
	Газета «Железнодорожник Донбасса» (ре
дактор т. К, Клименко) систематически зани-
мается распространением передовых методов
труда новаторов производства. Где бы на Се-.
веро-Донецкой угольной магистрали ни была
проявлена новая творческая инициатива, то
ли целого коллектива, то ли отдельного ста-
хановца-кривоносовца, эта инициатива свое-
временно будет замечена редакцией газеты
и горячо ею поддержана. Многие ценные на-
чинания, рожденные на других дорогах, в
промышленности, также находят свой отклик
в газете. Чувство нового — вот что характер-
но для «Железнодорожника Донбасса». Этим
замечательным качеством должна обладать
вся транспортная печать.

Редакция организовала и регулярно проводит
«Стахановские четверги», отчеты о которых
регулярно публикуются в газете. Кроме того,
редакция выпускает специальные приложе-
	Ilo материалам зазеты
	Фильм о народном поэте Латвии
		м»
В. ЛАЦИС

0 83
	чит за окнами редакции. Поэт слушает эту
песню.

Вот для такого дня стоило прожить

жизны

Царская власть огнем и мечом подавила
восстание. Разгромлена типография «Цини».
Партия уходит в подполье. Но борьба про-
должается. Нужно сберечь любимого нарсд-
Horo поэта, По решению партии Райнис
уезжает в Швейцарию. Именно там, в Швей-
царии, Райнис отвечает на вопрос, за какую
свободу он боролея‘и борется. B 1916 году
рядом швейцарских газет была опубликова-
на резолюция протеста против об’явления
аннексии Латвии. Этот документ принадле-
жит перу Райниса, который пишет:

«Мы, латыши, требуем освобождения, ко-
торое не означает отрыва от России, а сво-
бодное национальное развитие на основе ла-
TLINICKOrO языка и’ самобытности, и оно нам
мыслится в рамках политичеекой автономии
всей Латвии (Курляндии и латышских частей
Лифляндии и Витебской губернии) и в рос-
сийском государственном союзе... В единении
со всеми демократическими элементами, в
братской борьбе за эту грядущую свободную
Россию мы, латыши, уже в 1905 году вынесли
все ужасы контрреволюции, руководимой
немецко-балтийским дворянством; и теперь,
когда германское правительство включило
вожделения об’единенного балтийского и
прусского реакционного дворянства в свою
программу, мы эту борьбу лишь будем про-
должать. Лишь от этой борьбы, а не от того
или другого правительства, мы ждем освобо-
ждения, — ждем свободной Латвии в свобод-
ной, России».

Уже тогда Райнис хорошо понимал, что
истинную свободу латьшиский ‘народ может
обрести, только воссоединившись ‘с великим
русским народом. Только благодаря братской
помощи народов Созетского Союза латыши
изгнали захватчиков со своей земли, только
при огромной помоши союзного правителе-
ства ЦК ВКП(б) и лично товарища Сталина
добились больших успехов в мирном социа-
листическом строительстве.

&# ¢ хх
	Благородная тема фильма о народном. по-
эте Латвии Райнисе с предельным мастер-
ством и талантом развернута в сценарии
&. Рокпелниса и В. Крепса.

Авторам сценария удалось в высокоидей-
ном и политически остром фильме создать
яркие, убедительные художественные образы.

Режиссер-постановщиЕе Ю. Райзман превос-
ходно справился со своей задачей. Опытная
рука зрелого художника киноискусства вид-
на в каждом кадре кинофильма. С большой
любовью, с поэтической приподнятостью еня-
ты все эпизоды этого фильма. Операторы
фильма А. Шеленков и Чен Ю-Лан пре-
красно передали колорит латвийского пей-
зажа во всей его красоте. ,

Заглавную роль фильма блестяще исполнил
впервые снимающийся на экране артист Лие-
пайского музыкально-драматического теат-
ра Ян Грантинь. С чувством любви и боль-
шой симпатии воспринимается образ верного
сына латышского народа, пламенного рево-
люционера, человека благороднейшей души
и великого поэта = Яниса Райниса.

Трудная задача выпала на долю артистки
Мильды Клетниеце, исполняющей роль Ас
пазии. С большим тактом. и исключительной
тонкостью передала Клетниеце противоречи-
вость и ‘некоторую двойственность образа
Аспазии.

Улыбающийся, спокойный, даже своесбраз-
но «деликатный» тайный советник барон
фон Мейендорф с развитием фильма выпус-
кает свои когти верного’пса царского само-
державия. Эту роль замечательно сыграл в
латышском и русском варианте Ян Осис.

‘Композитор А. Скультэ, впервые дебюти-
рующий в кинематографии, написал интерес-
HYD музыку, отвечающую  поэтическому
строю фильма. Ему удалось удачно вплести
в музыкальную ткань фильма мелодию ла-
тышских народных пессн.

В работе над фильмом «Райнис» была одна,
по нашему мнению, важная особенность.
Коллектив, работавший над фильмом, стре-
мился создать такую картину, которая имела
бы равные художественные достоинства как
на латытиском, так и на русском языке. Это
ему блестяще удалось. В русском варианте
достигнуто полное совпадение звука с мими-
кой и игрой артистов.

Постановка такого значительного по сво-
ему художественному достоинству и мастита-
бу семок Фильма, как «Райнис», евидетеле-
ствует о большом росте культуры Советской
Латвии.

Создание фильма «Райнис» — это коупный
успех не только латвийской кинематогра-
фии, но и всего советского киноискусства.
	На днях мы отмечали знаменательную да-
ту — девятилетие советской власти в Латвии,
Славный путь борьбы и побед прошла моло-
дая советская республика за это время, Каж-
дый год приносит все новые и новые успехи
в области промышленности, транспорта, сель-
ского хозяйства. С исключительным под емом
и энтузиазмом борются трудящиеся Совет-
ской Латвии за досрочное выполнение
послевоенной сталинской пятилетки.

На просторных полях созрели хлеба. Кол-
хозники Латвии дружно снимают обильный
урожай — первые плоды радостного коллек-
тивного труда.

Небывало расцвела культура латьшиского
народа, национальная по форме и социали-
стическая по содержанию.

Одним из ярких проявлений этого замеча-
тельного роста культуры является создание
высокохудожественного кинофильма  «Рай-
нис», Не случайно молодая латвийская кине-
матография предложила вниманию советского
зрителя фильм 0б этом выдающемся чело-
веке. о
	Максим Горький в своей речи на Первом.
	Всесоюзном с’езде писателей в 1934 году на-
звал Райниса «мощным поэтом». Качество
таланта, сказал он, не зависит от числен-
ности народа, породившего талант. Янис
Райнис не только гениальный поэт и драма-
тург, не только блестящий переводчик
шедевров мировой литературы, талантливый
журналист, создатель современного латыш-
ского литературного языка,— он революцион-
ный общественный деятель, неутомимый 6о-
рец за свободу, за счастье народа.

Его пламенные стихи, полные уверенности
в победе, призывали трудящихся к борьбе
еще на заре революционного движения в
Латвии.

Вздымай валы, упрямая стихия.
Нет, не порвешь ты паруса тугие.
Рычи, свисти, вступая снова в бой,
Но мы достигнем дали голубой!

Парус тугой нё порвался. Мы достигли да-
ли голубой! Вот она, расцвеченная красными
знаменами Советская Латвия — член великой
семьи народов Советского Союза.

Алые знамена плещут :
Алым блеском — бдеском солнца!..
И в цветах сияют алых
Солнечные лина юных

Деятелей новой жизни.

Райнис был с нами в дни Великой Отече-
ственной войны. Книги Райниса были в ран-
цах бойцов, изгонявших немецких оккупан-
тов с советской земли.

Солнечная, жизнеутверждающая поэзия
Райниса с новой силой звучит и сейчас в
сердце народа, уверенным шагом идущего к
коммунизму,

Упорной борьбой завоевал свое счастье ла-
тышекий народ. Славный, но тернистый путь
революционной борьбы прошел пролетари-
зт — «основной класс», как его называет Рай-
HC, .

И великий поэт-революционер всей страст-
ностью своего таланта служил «основному
классу».

Класс основной, тебе
Служить бойцом,
Где честь найдется выше?

Латышская буржуазия и лжеискусствоведы
{в том числе‘и прозябающие за пределами
родины эмигранты), не смея умалчивать о
поэте, который получил всеобщую любовь и
уважение народа, пытались перелицевать
его, перекрасить в желтенького либерала,
выхолостить весь революционный смысл его
поззии, использовать его в своих целях. Но
они с треском провалились в своих затеях.
	Райнис был и есть с пролетариатом, против
	буржуазии. :

Кадр за кадром фильм раскрывает новые
славные страницы жизни поэта. Мы видим
его в редакции газеты так называемого «но-
вого тбчения» — «Диенас лапа» («Ежедневный
листок»).

Редактор журналист Плекшан пишет пол-
ную гнева облизительную статью прохив
гнета капиталистов и помещиков. Но если
статью подпишет он, газету закроют, а Плек-
шана как главного редактора арестуют.
Плекшан решает выбрать псевдоним. Свою
статью он подписывает «Райнис» — именем
одного из многих тысяч тружеников полей,
гнущих свою спину на барской земле, име-
нём крестьянина, «гордость которого была
больше, чем его беднота».

О стихах Райниса говорят повсюду — одни
с любовью и надеждой, другие со злобой и
негодованием,

Болышой талант, школа, Петербургского
университета, преемственность идей великих
русских писателей Белинского, Чернышев-
ского, Добролюбова и Писарева приводят
Райниса на путь зрелого мастера искусства.
	Райние в первых рядах революционного
движения Латвии. Одним из первых он всту-
пает в ряды Российской социал-демократиче-
ской рабочей партии.
	Попытки Аспазии, любимой женщины, уже
прославившейся поэтессы, которая первая
распознала великий талант Райниса и ока-
зала большое влияние на развитие его эсте-
тических вкусов, отвлечь Райниса от револю-
ционной борьбы не имели успеха, Он все
больше врастает в рабочее движение.

Вот на его даче на взморье тайная сходка.
Сюда приходят рабочис-передовики: Алексан-
дров с завода «Проводник», Преде с верфи
Вимбы и др. Здесь же Сергей Балашов —
профессиональный революционер и товарищ
Райниса по Петербургскому университету.

Сергей рассказывает о мыслях Ленина, уже
работающего над программой новой партии.

«Если партия рабочего класса станет резль-
ностью — я сочту за великую честь быть при-
нятым в эту партию», — говорит поэт,

Райнис становится агитатором и пропаган-
дистом партии передового клясса. В рабочие
бараки, на заводы, верфи несет он свое
боевое поэтическое слово.

Колонны мошной демонстрации заполни-
ли улицы Риги. Райнис под красными
	знаменами, в первых рядах демонстрантов.
	Беспомощно мечется по узкому переулку
старой Риги карета миллионера Вимбы. Нет
пути миллионеру — на улицу вышел рабо-
чий! С большим трудом Вимба пробирается
в губернаторский дворец.

«Что же это такое? Бунт? Революция?» —
спрашивает он барона Мейендорфа — тайно-
го советника, верного пса царизма.

«Пока это только прогулка на свежем воз-
духе. Это очень полезно, особенно для тех,
кто гуляет последний раз...»

Но это была не «последняя прогулка», это
было начало той бури, которая смела царизм,
смела власть буржуазии, которая расчистила
путь к построению коммунизма,

Райнис арестован. Сцена суда над Райни-
сом — одна из незабываемых сцен фильма.
С огромной силой звучит заключительное
слово поэта, оно звучит как грозный обвини-
тельный акт царизму:

Все загрохочет

И там и тут,

И вздрогнут зданья
И упадут.

а о а
Земля немая
Раскроет пасть,

И в серный пламень
Вам должно пасть, —
	гордо читает поэт строки своего знаменитого
стихотворения «День страшного суда».

Долгая ссылка не сгибает воли революцио-
нера-поэта. Многотысячная толпа радостно
встречает своего любимого поэта, вернувше-
гося в Ригу. Плоды его работы в ссылке —
новый сборник стихов «Посевы бури». Эта
книга вышла в свет в разгар событий 1905
года, года бурных революционных потрясе-
ний.

Экономические и политические стачки пе-
реплетались, превращаясь в массовые рево-
люционные стачки. В декабре, 1905 года они
достигли наибольшего напряжения. Всооб-
тая декабрьская стачка начала перерастать
в вооруженное восстание. Это была первая
буржуазная демократическая революция эпо-
хи империализма, и ее вождем был проле-
тариат.

Вместе с русским народом поднялся на
борьбу с царским самодержавием латышский
народ. В своей статье в юбилейный номер
	газеты «Циня» Владимио Ильич Ленин дал
	достойную оценку этой борьбе.

«Во время революции латьшиский пролета-
риат и латышская социал-демекратия зани-
мали одно из первых, наиболее важных мест
в борьбе против самодержавия и всех сил
старого строя».

В это время Райнис работает в редакции
«Цини» — боевого органа латышской социал-
демократической партии.

Так не останется, так оставаться

не может...
Все переменится в мире до самых
корней! —
пишет Райнис.

Ав этовремя рабочие Риги, Лиепаи, Вентс-
пилса по примеру трудящихся Москвы, Пе-
тербурга и других городов России выступили
с оружием, чтобы «все переменить до самых
‚ корней». Революционная песня Райниса зву-
			Мы отметили здесь инициативу лиить трех
	дорожных газет. Активную помощь в. реше-
нии стоящих перед транспортом задач ока-
зывают и многие другие газеты. Надо, чтобы
эта помощь изо дня в день усиливалась.
Сегодня, в День железнодорожника, работ-
ники железнодорожного транспорта обрати-
лись К товарищу Сталину с письмом, в ко-
тором взяли на себя новые конкретные со-
циалистические обязательства по досрочному
завершению сталинской послевоенной пяти-
лётки. Долг всей транспортной печати — еще`
выше поднять свою организующую роль в
мобилизации железнодорожников на выпол-
	нение этих обязательств.

А. ПОТЕМИН.
	«Культура и жизнь»
	 _Лилипут, принятый за Гулливера
	мости издать буквально все эти документы,
Ясно, что излаваться должны самые ценные
	документы, представляющие большой. науч-
ный интерес,

Есть разные ученые, разные изобретатели.
И документы; хранящиеся в архивах, имеют
разную ценность. Одни из них постоянно
пользуются вниманием ученых, а другие
преданы забвению ввиду их незначитель-
ности. Именно к последним отнозится пода-
вляющее большинство писем, опубликован-
ных в томе «Документы по истории изобре-
тения Фотографии». Письма, помещенные
в данном сборнике, в большинетве своем
не имеют никакого отношения к истории
фотографии. Так, на стр. 87 помещено пись-
мо, посвяшенное «проблеме»... «псовой охоты»;
на стр. 102, 103, 105, 215, 211, 457 и других
в письмах сообщается об изготовлении вино-
градных вин и взаимном обмене ими между
авторами писем; многие страницы занимает
переписка о безуспешной попытке изобретв-
ния вечного двигателя. В конце книги опу-
бликовано несколько писем, имеющих неко-
торое отношение к истории развития фото-
графии, но и они не представляют научной
ценности.

Н. Ниепе и Ж. Дагерр, имена которых во-
шли в историю фотографии, в действитель-
ности не были столь выдающимися мыели-
телями, чтобы издавать каждую строчку их
семейной переписки. Словом, они не были
Гулливерами в науке. Это были скорее лили-
путы = по своим идеям, по своим целям и
устремлениям. Они были типичными буржуа,
стремившимися к обогащению, — и только.

Но авторы и составители книги воздвигли
памятник не только вышеупомянутым лицам.
Они с ученым видом знатока подошли к 6бу-
маг, испачканной гусиными перьями ничем
He приметных людей, состоявших в Ce
мейном родстве с изобретателями. Мы нахо-
дим в книге письма старшего брата изобре-
тателя—Клода Ниепса. В книгу вошли и
нивьма сына Ниёнса—Исидора,

Русекий сатирик Щедрин нарисовал образ
помутившегося умом корчевекого мещанина
Презентова. Плодом помешательства этого
героя была Машина перпетуум-мобиле. ‘Клод
Ниепс, носившийся с идеей «вечного двига-
теля», похож на героя щедринской сатиры.
Но французу, помёшанному на перпе-
туз’м-мобиле, повезло больше, чем корчев-
кому горемыке, — его имя попало не в злую
	‘сатиру, а ‘в научный труд. В этот же труд
	попал Исидор Ниепс, о котором даже авторы
труда вынуждены сказать лить то, что «он
предстает нам как блестящий образец чело-
века, умеющего с огромным искусством из-
бегать какого бы тони было полезного дела».
	Наконец, и основной положительный герой
академического издания—господин Нисефор
Ниепс по своим моральным качествам нё за-
служивает, на наш взгляд, того памятника,
который воздвигнут ему издателями перепя-
ски, относящейся к истории изобретения фо-
то. Но «возвышенная кисть» способна преоб-
разить в искусстве ничтожнейший об’ект, —
и вот королевский холуй гримируется под
гуманиста девятнадцатого века.

,  Тотчас чудес о нем наскажут,
Опишут жизнь его в два дни,
И исторически докажут,
Что он Горацию сродни.
Полна хвалами биографья,
Где строчка каждая ложна,
И где жена его Агафья
 Агатой важно названа...
	Подобные превращения делаются TAK. ©

Кандидаты наук и члены-корреспонденты
извлекают из архива бумажки, покрытые
пылью и тронутые молью, и присваивают им
высокое звание — документ. И начинается
«труд» по превращению мухи в влона, лили-
пута в Гулливера. Так обыкновенная семей-
ная переписка преподносится как важный
и ценный научный документ. Эта переписка
воспроизводитея полностью, письма ипсчата-
ются одновременно на двух языках = фран-
цузском и русском,

«Документы» становятся исходным материа-
лом для предисловий, вводных статей, раз-
вернутых очерков, длинных монографий.

Авторы убнащают свои тексты цитатами,
датами, ссылками на авторитеты («Привыч-
ка водится за всем ученым миром сужденье
подкрепить То Данте, то Шекепиром»).

Написанное сдается в типографию. В типо-
графии оно тискается на самой лучшей бу-
маёе. Для переплета берется первосортный
колёнкор.

Так появляется на свет новая «научная»
книга.

Но научное обличье прикрывает пустоту,
безделицу..,

Глубокая философия разводится на мелком
месте.

Такова наша лаконизная рецензия на тол-
стую (509 страниц) книгу «Документы по
истории изобретения фотографии. Переписка
Ж. Н. Ниепса, Ж. М. Дагерра и других лиц».

Мы взяли на себя труд прочесть эту кни-
жищу.

Мы предостерегаем нашего читателя: воз-
держитесь от повторения нашей попытки,
берегите дорогое время!

И. РЯБОВ,
	He без благоговеиного трепета взяли мы в
руки только что выпущенный издательством
Акадёмии наук СССР толетый том «Докумен-
ты по Истории изобретения фотографии. Пе-
реписка Ж. Н. Ниепса, Ж. М. Дагерра и дру-
гих лин»,

Мы глубоко уважаем труды, посвященные
научным темам.

Не полагаясь на свои слабые силы, решили
мы, приступая к разбору академической кни-
ги, привлечь в помощь себе великого рус-
ского поэта Некрасова.

В известном споре издателя с читателем
симнатии Некрасова на стороне последнего.
Поэт поддерживает позицию читателя, вы-
ступающего с критикой научного отдела со-
лидного журнала:

Притом, какие вы трактуете предметы?

«Проказы домовых, пословицы, приметы,

«О роли петуха в языческом быту,

«Значенье кочеёрги, история ухвата...»

Нет, батюшка, таких статеек нам не надо.
	Издательство Академии наук может подо-
ждать с «историей*кочерги и ухвата».

Оно еще остается в долгу перед многими
темами большего масштаба и значения. Мы
ждем от. издательства книг, посвященных на-
шим великим соотечественникам, двигавшим
и двигающим вперед дело научного и техни-
ческого прогресса,

И вот сдается нам, что кандидат историче-
ских наук Н. М. Раскин, кандидат филологи-
ческих наук Л. С, Гордон, член-корреспондент
Академии наук СССР Т. П: Кравец и дирек-
тор Архива Академии наук СССР Г. А. Кня-
зев, усердию и трудам которых обязан своим
происхождением пухлый том,—все эти уче-
ные мужи очутились, так сказать, вне време-
ни и пространства.
	Они сочли весьма актуальными для совет-
ского читателя материалы, ‹..выявняющие
роль французского народа в изобретении Ффо-
тографии».

Они находят, что эти материалы с интере-
сом будут встречены «представителями ЗаА-
рубежных стран». .

И вот неугомонные авторы восполняют
«зияющий пробел» в истории науки о фото.

Разбираемая нами книга содержит матёри-
алы, извлеченные из Архива Академии наук.

Конечно, в архивах этого солидного науч-
ного учреждения имеется огромное количс-
ство документов, но нет никакой необхоли-
	«документы по истории изобретения фотогра-
фии. Переписка \. Н. Ниепса, Ж, М. Дагерра и
других лиц», Редакция и вводная статья члева-
корреспондента АН СССР Т, П, Кравца. Издатель»
ство Академии наук СССР, 1949 г. Стр. 509, тираж
3 000 экз. Цена 38 руб.
	«За высокое художественное мастерство и принципиальную
критику в литературе»
	ошибку и примет необходимые меры к тому,
чтобы в дальнейшем не повторять подобных
ошибок, повысить идейный, принципиаль-
ный характер выступлений газеты в области
литературы и искусств.

ee «se OR
	23 июля с. Г. «Литературная газета» и га-
зета «Советское искусство» опубликовали
редакционные статьи о серьезных нёдостат-
Kax и ошибках пьбсы В. Кожевникова
«Огненная река». В этих статьях редакция
«Литературной газеты» и редакция газеты
«Советское искусство» признали правильной
критику рансе опубликованных ими хвалеб-
ных рецензий на пьесу В. Кожевникова,
данную газетой «Культура и жизнь» в ре
дакционной статье от 21 июля «За высокое
художественное мастерство и принципиаль-
ную критику в литературе».
	оформлении книг»
	Редколлегия газеты «Комсомольская прав”
ца» обсудила опубликованную в газете «Куль-
тура и жизнь» от 21 июля 1949 года статью
«За высокое художественное мастерство и
принципиальную критику в литературе».

Признавая правильной, принципиально
важной и глубоко партийной критику пьес
«Карьера Бекетова» А. Софронова и «Огнен-
ная река» В. Кожевникова, а также критиче-
ские замечания в адрес газет, выступивших
в хвалебными рецензиями по поводу носта-
новки указанных пьес, редколлегия газеты
«Комсомольская правда» считает ошибкой по-
мешение рецензии М, Г. Семенова на спек-
такль «Огненная река» в театре имени Вах-
тангова («Слава труду», «Комсомольская
правда» от 10 июня 1949 г.).

Редколлегия ‘указала руководству отдела
литературы и искусства на допущенную им
	«0 художественном
	пополнен писателями, художниками, поли-
графистами и библиотечными работниками.
Намеёчены меры, обеспечивающие высокий
уровень оформления книг, выходящих боль-
шими тиражами по разделу советской лите-
ратуры. В ближайшее время будет пооведе-
но тпироков совещание издательского актива,
полиграфистов, писателей, художников; биб-
лиотекарей, посвященное обсуждению меро-
приятий Гослитиздата по улучшению рабо-
ты в области оформления классической и
советской литературы.

Директор Гослитиздата А. КОТОВ,
Секретарь партбюро В. ГРИГОРЕНКО.
Главный редактор С. БЫЧКОВ.
	Главный художник Н. ИЛЬИН.
	Обсудив письмо К. Семенова «О художе-
ственном оформлении книг», напечатанное в
газсте «Культура.и жизнь» от 21 июля 1949 Г.,
считаем, что автор письма правильно крити-
кует оформление книг, вышедших в Гослит-

издате.
Письмо в редакцию газеты «Культура и

жизнь» было обсуждено на совещании редак-
ционных и производственных работников.
Намёчен ряд мероприятий по улучшению ху-
дожественного оформления издаваемых книг.
К работе над оформлением книг привлека-
ются лучшие советские художники и графи-
ки; в целях улучшения работы с художни-
ками и критического отбора иллюстративно-
го и графического матезиала художествен-
но-тохнический совет Тослитиздата будет