СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
ЛАУРЕАТЫ СТАЛИНСКИХ ПРЕМИЙ

Г. Яцкевичуте
Артистка
	Ю. Рудзинскас
Артист
	А. Радзявичюс
  Артист
	еше раз показал, что у него имеется
немало талантливых исполнителей.
Из них, кроме Серебровского и Бес-
страшнова, о которых уже говори-
лось, в первую голову нужно отме-
тить С. Ивницкую (Аксинья) — певи-
цу с большим и красивым голосом и
к тому же обладающую несомнен-
ными актерскими данными. Она <903-
дает цельный, драматически  насы-
щенный образ Аксиньи. Хороший го-
лос у Т. Лилиной (Наталья). Надо
сказать, что образы индивидуальных
героев спектакля сделаны вообще
лучше, чем массовые сцены. Об’яс-
няется это отчасти тем, что за мало-
численностью хора театру приходит-
ся для массовых сцен приглашать
«разовых» сотрудников. А так как
состав, их на каждом спектакле зача-
стую меняется, то режиссеру трудно
бывает до конца разработать и закре-
пить массовые эпизоды. в спектакле.

Нельзя умолчать еше об одном су-
ществениом недостатке спектакля —
в нем немало натуралистических бы-
товых деталей. При этом, отметим,
что речь идет не только о сцениче-
ской интерпретации оперы, нои об ее
музыкальной трактовке. Актеры, ра-
зыгрывающие «Тихий Лон», порой,
кажется, забывают, что эни певцы,
что в опере нужно прежде всего чи-
сто и выразительно петь. Вместо это-
го-в саратовском спектакле, в погоне
за драматической экспрессией, испол-
нители пренебрегают широким мело-
дическим дыханием, поют каким-то
надсаженным, открытым звуком, явно
форсируя голоса (и оттого  детони-
руют!). Крикливость эту перенимает
и оркестр, и исполнение в ряде мо-
ментов обретаех в результате отте-
нок истеричности, чрезмерной «колю-
чей» остроты, натуралистической об-
наженности. Это весьма’ портит в це-
лом все же режиссерски и актерски
интересный и добротно сделанный
спектакль (прекрасное оформление к
нему сдёлано художником Б. Волко-
вым).

Третий спектакль, который нам до-
велось видеть на саратовской спене—
крайне неудачная постановка «Спящей
красавицы» Чайковского. Прежде
всего. балет поставлен в peck sepa oi
редакции. Спектакль разбит на ряд
эпизодов. Все фантастическое, сказо-
чно-романтическое в этих эпизодах HO
возможности тщательно «вытравле-
но». Балет Чайковского снижен до
малопонятной невразумительной бы-
товой пьесы. Это сказывается даже в
сугубо будничном оформлении спек-
такля. Мастерством классического
танца из исполнителей балета «Спя-
щая красавица» по-настоящему владе-
ет одна В. Урусова (Аврора), но и ее
Партия трактована в спектакле так.

что артистке негде в полной мере
применить свои способности. Вместе
с тем, хочется отметить несомненно
талантливых молодых артистов бале-
та Г. Полякову, Л. Лабутину и лр.,
которые при должной работе над ‹<о-
бой, три настоящем овладении клас-
сической техникой могли бы вырасти
в полноценных балетных актеров.

Таковы противоречивые  впечатле-
вия, которые оставляют три спектак-
ля Саратовского театра им. Черны-
шевского. По своему качеству эти
спектакли весьма неровны. Недавно
из-за совершенно недопустимого сос-
тояния, в которое пришел спектакль
«Евгений Онегин», его приньлось вов-
се снять с репертуара Саратовского
театра.

Чем же об’яснить подобный разно-
бой в качестве саратовских постачо-
BOK? Прежде всего. снижением
	Между тем, можно привести нема-
ло примеров, когда авторы проектов!
жилых домов стараются и
ролягь один другого в безулержном
стремлении к «обогащению» фаса-
дов. Все это приводит лишь к деше-
вой респектабельности, чуждой Нм
	советского градостроительства, к.
удорожанию стоимости строитель-
ства.
		Но эт0, видимо, еще не ясно за:
местителю начальника Управления
по делам архитектуры Мосгориснол-
кома А. Заславскому. На страницах
журнала «Архитектура и строитель-
ство» (№ 21-22 1946 г.), обращаясь к
московским архитекторам, он пишет:
«Мы обязаны (подчеркнуто нами —
П. В.) итти на некоторое повышение
стоимости жилых зданий, строящих-
ся на главных магистралях и площа-
дях, на применение дорогостоящих
естественных отделочных матерна-
лов.»
	Всем понятны особые требования
к качеству застройки главных маги-
стралей столицы, хотя и в этом слу-
чае вряд ли повышение стоимости
строительства является обязательным
требованием. Но тут невольно воз-
никает иной вопросе к Управлению
no делам архитектуры Мосгориспол-
кома, руководящим работником ко-
торого является т. Заславский: по-
чему же и на второстепенных улицах
города за последние годы появились
дома с дорогой и усложненной от-
делкой? И почему, наконец, о двух-
этажные дома на Хорошовском шос-
се; построенные по проектам Управ-
ления по делам архитектуры, обош-
лись государству в 1400 — 1500 руб-
лей за один квадратный метр жилой
площади, то-есть вдвое дороже
обычного массового жилищного. стро-
ительства?
	У многих архитекторов до сих пор
наблюдается пренебрежительное,
чванливое отношение к массовому
строительству. Они часто забываюг
о своих обязанностях по отношению
к многочисленным городам и рабо-
чим носелкам промышленных районов
страны, где производятся. основные
затраты государственных средсгв и
матерналов на жнлипито-гражланское
строительство. Приведем только одна
пример из практики работы проект:
ных и архитектурвых организаций.
Во Владимире, неподалеку от од-
ного из заводов, строится молодеж-
ный городок. Здесь предстоит -воз-
	К. Сергеев
Артист
	С. Мессерер
Артистка
	А. Мессерер
Артист -
	П. Симонов
Артист
	Б. Даугуветис
Режиссер
	В Кожич
	Воероссийское
совещание работникое
кинематографии
	На-лнях состоялось Вкероссийсков
совещание работников  кинематогра-
фии. Доклад о кинообслуживании Ha
селения и задачах органов кинофика.
ции слелал министр кинематографии
РСФСР А. Копытов.

— За годы войны, — сказал он, =
киносеть, главным образом на селе,
сократилась почти в два раза, К на-
чалу 1947 года государственная ки»
носеть достигла уже 91,4 процента
довоенного уровня, а после успешно:
го вынолнения плана шести месяцев
1947 года превысила его на 417 кино-
установок.

Особенно большюе развитие’ полу.
чила сельская киносеть. Только за
1946 год введено в эксплоатащию
2176 новых звуковых киноустановок,
из которых 1387 — вновь организо-
ванные колхозные кинотеатры. В этом
году сельские оайоны РСФСР полу-
чат еще 1818 новых звуковых кино-
передвижек и 1215 колхозных киноте.
атров. :

В период весеннего сева были про-
ведены кинофестивали, посвященные
посевной кампании. Кинематограф дви-
нулся в полевые станы. Так, в Алтай.
ском крае киномеханик т. Козлов лал
35 сеансов, обслужив около 2000 зрн.
телей. Киномеханик т. Слиш дал 58
сеансов, побывав во всех сельских со-
ветах Бийского района и обслужав
3200 зрителей. Хорошю поработали кн.
номеханики Новосибирской области,
За_5 месяцев 1947 года киномехаяик
т. Дьячков дал 208 сеансов вместо 100
запланированных, обслужив 12 тысяя
зрителей. Киномеханик т. Морозов за
5 месяцев дал 229 сеансов, обслужнв
18 тысяч зрителей.

Однако`в таких областях. как Яро:
славская (начальник Областного уп:
равления кинофикации т. А. Марулин),
Ивановская (начальник Областного
управления кинофикации т. М. Ни.
канов), и ряде других из-за медлей-
ного-фазвития киносети и слабого ис-
пользования оборудования население
обслуживается неудовлетворительно,
В Тамбовской. Курганской, Курской
областях и Башкирской АССР звуко:
вые кинопередвижжки работают с очень
большими простоями. в среднем 9—10
дней в месяц при. режиме работы-в
20 дней. В Томской области за 1946
год простои составили 43 процента
к общему числу рабочих дней.

В ряде областей не выполнен план
развития государственной кинокети,
нерегулярно составлялись репертуар-
ные планы, отсутствовала реклама;
недостаточно проводилась работа по
подготовке и воспитанию кадров.

С содокладами выступили” началь*
ник Управления кинофикации при ис.
	полкоме Московского областного Со.
	вета депутатов трудящихся т, П.
Климентов и начальник Управления
кинофикации при’ исполкоме Сверд.
ловского областного Совета депута-
тов трудящихся т. В. Дубин. В пре.
ниях приняли участие представители
городских, областных управлений ки.
нофикации и контор кинопроката

Были заслушаны выступления заме.
стителя министра кинематография
РСФСР С. Быкова. заместителя ми-
нистра кинематографии РСФСР Н;
Зурмухтишвали. прелседателя LIK ¢o-
03a кино-фотоработников 3 .Бриккера
и начальника Главкинопроката Г. Г ‘OP.
нова. :

В работе совещания принял участие
министр кинематографии СССР ‘tos.
И. Большаков. В своей речи он ука-
зал на то, что еще не все управле.
ния кинофикации перестроили свою
работу в соответствии с новыми трее
бованиями, которые ставят перед ра
ботниками кинематографии решения
ЦК ВКИ(б) по идеологическим Bor
росам ин, в частности, постановление
© кинофильме «Большая жизнь».
	— Наша задача, — сказал И
ышаков. — состоит в том, чтобы
добиться нового роста киносети как
в городе, так и в деревне. Мы долж
ны бороться за сплошную кинофикз-
цию целых областей и республик.
Ближайшая задача этого года-—энер-
ГИЧНО ВКЛЮЧИТЬСЯ в великое всена-
родное движение за досрочное вы-
полнение второго года послевоенной
сталинской пятилетки к 30-й годов.
щине Великой Октябрьской социали-
стической революции.

Совещание приняло решение о даль.
нейшем развитии и улучшении рабо-
ты киносети, особенно по обслужн-
ванию сельского населения, об усиле.
нии внимания органов кинофикации к
вопросам идейно_-политического Co
	ое И ЧЕКАКОГО 0 —- CO»
держания работы киносети,
улучшении качества кинопоказа. о

—
	подборе и воспитании кадров, а так-
же о повышении контроля над хозяй.
ственной и финансовой деятельно.
стью предприятий и киноустановок,
	В конце совещания выступил 38°
меститель председателя Совета Ми.
нистров РСФСР т. И. Далматов,
поставивший перел деятелями Кано
ряд практических задач.

В заключение своей работы совеща-
ние приняло обращение ко всем 2а-
ботникам кинематографии об органи-
зации в ноябре 1947 года Всесоюзно-
го кинофестиваля в честь 30-летия
	MeN ie ee’

Великой“ Октябрьской социалистиче.
ской революции.
	7 © orpomupim воодушевлением участ-
чки совещания обратились с привет-
ствнем к вдохновителю гранлиозиой

Fee Tee em а
	сослевоенной _ стройки — великому
вождю наролов И. В. Сталину.

Памятник
	Балерию Чкалову
	В мастерской скульптора И. Мен-
делевнча началось  изгоговление
скульптурной фигуры Валерия. Чка-
пова для памятника, который наме-
чено воздвигнуть великому летчику
в Москве на площади Курско-
го вокзала. Фигура высотой в 5,0 мет-
ра изображдет Чкалова в летном ко:
стюме. Вместе с лостаментом памяте
ник достигнет 11-метровой высоты,
		лодичны и очень вокальны, они ноль-
зуются заслуженной популярностью
не только у нашего народа, но
и среди трудящихся многих зарубеж-
ных стран. Такие песни, как «Свя-
щенная война», «Кантата о Сталине»,
—подлинные шедевры советского пес-
нетворчества. И не случайно, что в
ответственнейшем конкурсе  совет-
ских композиторов на сочинение му-
зыки Государственного гимна СССР
победителем вышел А. Александров.
В этом великая заслуга музыканта-
патриота перед своей Родиной,

В работе с ансамблем Александров
достиг огромных художественных
успехов. Необычная мощь, пламен-
ный темперамент, искренность и. про-
стота, прекрасный звук, отличное
слово—вот основные качества этого,
олного из лучших в стране, высоко-
кваляфицированного коллектива.

После смерти бессменного  руко-
водителя, естественно, может  воз-
никнуть сомнение: как нойдет работа
ансамбля в дальнейшем, сохранятся
ли его славные традиции? Проверкой
явился концертный сезон ансамбля
за год, после смерти Александрова.
Сейчас можно быть совершенно
спокойным за судьбу ансамбля. Алек-
	сандр Васильевич воспитал He толь-
	ко плеяду замечательных ансамбли-
стов, но и подготовил достойную
смену руководства коллективом.
Его сын Борис Александров принял
ансамбль и ведет его но верному пу-
ти. Качество новых программ, сде-
ланных в последчее время, говорит,
	что ансамбль работает, продолжая
традиции ero организатора. „Новый
руководитель — большой художник,
	судьба отличного ансамбля находится
в надежных руках.
А. СВЕШНИКОВ.
	евец своей
	~~
Прошел год со дня смерти прекра-
сного художника, лауреата Сталин-
ской премии, народного  артисга
СССР А. В. Александрова. Всю свою
жизнь Александр Васильевич посвя-
тил служению родному советскому
искусству. Он был подлинным пев-
цом великой сталинской эпохи, пев-
цом своей Родины, своего народа.
	Деятельность Александрова не-
обыкновенно многогранна и крэсоч-
на: талантливый композитор и вВ2-
калнст (он окончил Московскую кон-
серваторию как певен, по классу
проф. Мазетти, и как композитор, по
классу проф. Васильева), замечатель-
ный организатор, превосходный ди-
рижер и, наконец. талантливый и
вдумчивый педагог.

По инициативе Александрова, ра-
ботавшего с 1918 года педагогом в
Моккювской консерватории, здесь
был организован дирижерский хо-
ровой факультет. Его работой дол-
гое время руководил Александров,
оставив о себе, как педагоге, самые
лучшие воспоминания. ‘Студенты,
учившиеся ‘у него, действительно
знали свое дело.
	Создание ансамбля песни и пляски
ныне Краснознаменного им. А: В.
Александрова, ансамбля песни и ипля-
ски Советской Армии—дело огром-
ной важности и большая. заслуга
Александрова, значение которой труд-
но переоценить. Он высоко полнял
песенную культуру Советской Армии,
десятки ансамблей зазвучали в ар-
мейскнх частях.

Александров превосходно знал
народную песню и горячо любил. ее.
Сочинения композитора глубоко на-
ролны, правдивы и. патриотичны.
Песни Александрова чрезвычайно ме-
		требовательности театра к самому
себе, не до конца выветрившимся ду-
хом провинциализма. Но если и рань-
ше такому театру, как саратовский,
в биографии которого было столько
славных творческих страниц, негоже
было выпускать слабые, неполнопен-
ные спектакли, то ныне. после полу-
чёния Сталинской премии за спек-
такль «Золотой петушок», ему уже
никак не ‘пристало иметь в своем ре-
пертуаре постановки, вроде «Спящей
красавицы». Театру надлежит © го-
разло большей тщательностью и
принципиальной непримиримостью OT.
мести в своей работе все, что не <о-
ответствует тем высоким требованиям,
которые мы вправе пред’явить этому
театру.

Многое. здесь зависит, несомненно,
от самого театра. Бесспорно, однако,
и то, что Саратовский театр, и мно-
гие наши периферийные — русские
оперные театры нуждаются в серь-
езной, повседневной помощи Ko-
митета по делам искусств при Сове-
те Министров РСФСР. Они нуждают-
ся в квалифицированной режиссуре. в
актерском пополнении и т. д., им ну-
жна систематическая и постоянная
тзорческая поддержка.

В наших столичных музыкальных
театрах собраны кадры лучших та-
лантливых певцов. Нечего греха та-
ить — многие из них В театрах He
загружены. В то же время перифе-
рийные театры ощущают острую. не-
хватку в квалифицированных исполни-
телях. Давно уже пора’ более раци-
онально распределить исполвитель-
ские оперные и балетные силы по
всей сети музыкальных театров. Од-
ними чиста административными мера-
ми добиться этого, конечно, трудно.
Нужно создать стимулы, чтобы у са-
мих актеров появлялось желание по-
менять московскую или ленинград-
скую труппу на труппу в Саратове,
Свердловске, Куйбышеве и т. д. Речь
идет отнюдь не только о материаль-
ных стимулах. Подлинный артист
прежде всего жаждет и ищет твор-
ческой работы, активной сцениче-
ской деятельности. И немало сто-
личных оперных актеров, из сезона
в сезон остающихся «на простое», го-
товы были бы ехать работать на пе-
	‚риферию. Но, к сожалению, нередко
	бывает, что. в таких случаях. они. не
получают ни должной поддержки, ни
должного внимания.

`Большие обязанности ложатся в
этом отношении и на местные област-
ные и городские организации. Доста-
точно сказать, например, что пригла-
шение новых актеров, новых гворче-
ских работников в периферийный
олерный театр зачастую упирается в
отсутствие жилплощади. Ныне, когда
во всех городах нашего Союза раз-
вернуто больншюе жилищное строи.
тельство, местные организации долж-
ны учесть и нужды своих театров:
Как правило, коллективы этих теат-
ров, работают с энтузиазмом, с лю-
бовью, в них собраны прекрасные ак-
терские кадры’ И когда теперь, к
30-летию Великой Октябрьской со-
циалистической революции, мы под-
BORHM итоги огромного расцвета и
роста оперной культуры в нашей
стране, мы должны воздать должное
не только замечательным театрам
Москвы и Ленинграда, но и ценней-
шим оперным коллективам нашей пе-
риферин. Эти коллективы, эти теат-
ры требуют самого пристального на-
шего внимания и самой активной, ro-
рячей поддержки. Они этого вполне
	заслужили,
Саратов. М. СОКОЛЬСКИЙ.
т Wi on Prada ees
	двигнуть 18 одноэтажных  кирпич-
ных домов площадью 450 квадратных
метров каждый. Жилые дома эти со-
оружаются с печным отоплением,
без водопровода и канализации, хотя
имеются все условия для того,
чтобы обеспечить будущих жильцов
лучшими удобствами. Строительная
организация, He справляясь с
планом работ по возведению камен-
ных домов, распыляет свои материа-
	  vibt на возведение деревянных обще-
	житии временного тина. Вместо того
чтобы осуществлять строитёльство
удобных и экономичных двух-трех-
этажных домов, архитектор и строн-
тель направили силы. и средства на
возведение неэкономичных и небла-
гоустроенных жилых зданий. Вот к
каким извращениям экономики стро-
ительства можно притти, есля дать
	этому строительству неверное на-
правление!
	Проектная организация «Pocrpax-
данпроект», выполнявшая проект для
этого строительства, и главный архи-
тектор г. Владимнра, повидимому,
до сих пор не понимают своих гру.
бых ошибок. Приведенный нами при-
мер свидетельствует и о том, что
Управление по делам архитектуры
при Совете Министров РСФСР
еще поверхностно руководит работой
главных архитекторов городов.
	О работе Комитета по делам архи-
тектуры и его органов народ будет
судить не по декларациям их руко-
водителей о том, что надо сделать
для улучшения архитектуры и за-
стройки городов, а по тому, как го-
рода застраиваются.
	Руководители Союза советских
архитекторов уже не перзый год
призывают архитекторов повернуть-

ааа р www
	и щом-к массовому строительству.
Давно настала anne nanate. 2
	ое. Пора Nepeuta ot o6-
щих пожеланий к большевистской
критике недостатков строительной
	практики, к оказанию подлинной об.
	щественной помощи этому ‘зажней-

шему делу.
	Созываемый в ближайшие дни пле.
нум правления Союза советских ар-
хитекторов СССР, надеемся, скажет
НОВОЕ слово 0 том, как в годы по:
слевоенной сталинской пятилетки
должны работать советские зодчие и
как надо расставить наши творче-
ские кадры в. интересах дальнейше-.
го роста архитектуры.
	ОДИН.
	Годунова, кроме Додона мы видели
его в «Тихом Доне» в роли старого
Сашки, — образ, в котором комиче-
ские черты сочетаются с трогатель-
но-печальными и даже трагически-
	ми. Мы помним также Серебровско-
	гс-уморительного Базилио, 06уф-
фонную роль которого еще десять
Лет назад актер коздал < поистине
виртуозным блеском.

Додона мы всегда представляем
себе толстым, неуклюжим, ленивым
дураком. Додон Серебровского —
сухой, поджарый злобный старичок.
Он не только кемичен, туп и ленив,
— он страшен. Серебровский на-
деляет Додона хороню подмечен-
ными бытовыми стариковокими чер-
точками. Его Додон сворачивается
калачиком, когда ложится спать на
широченной постели, он благодушест-
Byer с Амелфой, ведет двойную
игру с царицей и Полканом. Быто-
вая достоверность в Додоне—Сере-
бровском уживается © откровенно
гротесковыми преувеличениями, ре-
альное —© ползой  фантасмагорней,
	Образ, создаваемый  Серебровским,
воспринимаешь, как обобщенный
символический. смешной и жуткай
	образ царского самодержавия. В ли-
це Серебровского советский omep-
ный театр имеет актера выдающего-
ся таланта и мастерства.

О. Калинина—певица, обладающая
	‘прекрасным и сочным колоратурным
	сопрано. Ее голос звучит ровно во
всех регистрах. Шемаханскую цари-
цу Калинина поет музыкально, тон-
ко обрисовывая все нюансы и смену
настроений злой, взбалмотшной, «не-
живой» восточной красавицы.

Из остальных исполнителей спек-
такля особо хочется отметить моло-
Horo талантливого артиста Н. Бес-
страшнова, еще ученика консервато-
рии (Звездочет). Бесстрашнов — не
только обладатель по-своему  унзи-
кального тенора-альтино, но и мно-
тообещающий актер. Об этом мы <у-
дим, может быть; че столько по роли
Звездочета, но главным образом по
Мишуку в «Тихом Доне», которого
Зэсстраигнов играет темпераментно н
ярко. Мы видели  Бесстрашнова,
правда, лишь в этих двух ролях, по
которым, может. быть, и нельзя ис-
чернывающе судить об артисте. Ho
все же мы не можем не выразить. ули-
вления по поводу того, что Саратов
не выставил Бесстрашнова на третий
тур проводимого сейчас всероссий-
ского смотра театральной молодежи.
Уже по своим редкостным вокальным
н несомненным актерским данным
Бесстрашнов заслуживал бы права
участвовать в третьем московском ту-
pe. .
«Золотой петушок» поставлен pe.
жиссером Я. Гречневым и дирижером
А. Сатановским, который ведет спек-
такль с чутким мастерством, прекра-
сно чувствуя своеобразный стиль
тончайней, узорчатой партитуры Рим-
ского-Корсакова.

Саратовский театр был одним из
первых. поставивших в CBOE время
оперу И. Дзержинского «Тихий Дон»
сейчас же вслед за Малеготом. Нало
сказать, что театр за все эти годы
осуществил постановки нескольких
советских опер; однако сейчас в его
репертуаре не оказалось ни одного
произведения созетского автора. Что-
бы восполнить этот пробел, театр не-
давно поставил в HOROK редакции
«Тихий Дон» (режиссер Б. Мордвн-
нов), поставил с большой тщательно-
стью и любовью. Спектакль получил-
ся интересным и в некотором отноше-
нии весьма примечательным. Театэ
	сооружения и его стоимость несет
архитектор, который не должен ки-
вать на заказчика, дающего непро-
думанное или преувеличенное зада-
ние на проектирование.
	За последнее время в Комитете по
делам архитектуры и в Союзе совет-
ских архитекторов обсуждался ряд
эскизных проектов общественных
зданий и архитектурных ссоружений,
намечаемых к строительству в. сто-
лицах союзных республик и в обла-
стных центрах (Рига, Петрозаводск,
Владимир и др.). В болынинетве
случаев на этих проектных предло-
жениях лежит печать чрезмерности и
нарочитости.

В одной из своих статей (<«Эконо-
мичность и красота») Н. Былинкин
писал: «Когда Воронихин строил
свой замечательный Казанский со-
бор, этот величественный монумент
эпохи 1812 года, он не мог исходить
только из лимитов кубатуры».
	Автор статьи оказывает плохую
услугу архитекторам и советской ар-
хитектуре, выступая с такими утвер-
ждениями. Судя по нашей творче-
ской практике, полезнее убеждать
архитекторов в том, чтобы они He
отрывались OT „реальной действи-
тельности и выдвигали в своих
проектах. содержательные по замы-
слу и выполнимые по средствам ар-
хитектурные задачи. ,
	Этому же учит нас и опыт исторни
зодчества. Как известно, широкие за-
мыслы Воронихина в проекте Казан-
ского собора (например, еще одна ко-
лоннада с. другой стороны здания
MoT. a.) остались нереализованными
полностью, главным образом по го-
сударственно-экономическим причи-
нам. Гакая же судьба постигла ранее
грандиозную затею Растрелли в
проекте Смольнинского монастыря и
большинство проектов Баженова,
	Факты истории учат: как бы ни
был талантлив зодчий, но если он не
считается с «презренной кубатурой»
и стоимостью сооружения, его твор-
ческие замыслы терпят’ поражение.

По государственному плану в теку-
шем году должно быть выстроено
13,8 миллиона квадратных метров
жилой площади. На жилищное стро-
	игельство ассигнованы огромные
средства,

Массовое строительство жилых
зданий, его удешевление требуют
наибольшей типизации проектных
решений, устранения всяких изли-
		Саратовский театр им. Чернышев-
ского — третий периферийный рус:
ский оперный театр, за последние
два года удостоенный Сталинской
премии.

Свердловский оперный театр во-
лучил высокую награду правитель-
ства за спектакль «Отелло» Верди,
Молотовский театр — за’ спектакль
«Севастопольцы» Кюваля,  Саратоз-
ский театр — за постановку «Золото-
го петушка»  Римского-Корсакова,
Какие разные спектакли и по “тема-
тике и по стилю! И вместе с тем
есть в них нечто общее: все три
спектакля свидетельствуют © воз-
росшей самостоятельности и зрело-
сти театров периферии, об их худо-
жественной смелости, творческой
инициативе.

Опера Римского-Корсакова «Золо-
той петунюк»—лебединая песня ве-
ликого русского ‘композитора-при-
надлежит не только к самым чудес-
ным созданиям русского музыкаль-
ного. гония, но и является одной из
сложнейших в Мировой оперной ли-
тературе партитур. Чтобы осущест-
вить постановку оперы, нужны и
первоклассный оркестр и перво-
классные певцы. Все партни—начи-
ная от Шемаханокой царицы, требу-
юшей от исполнительницы изошрен-
нейшей  виртуозной  колоратурной
техники, партии Звездочета, поед-
назначенной для редчайшего голоса
— тенора-альтино, и вплоть до коо-
хотной но вокально «каверзчойъ
роли воеводы Полкана, —  трудней-
шие для певнов.

Театр им. Чернышевского поставил
«Золотого петушка» и—надо признать
—< задачей своей справился в общем
отлично. Счастливая мысль пришла
театру— пригласить для оформления
спектакля художников - о пале-
шан. Насколько мы знаем, художни-
ки Палеха впервые в этом спектак-
ле выступают на театральных под-
мостках. И как превосходно найден
был об’ект для их театрального де-
бюта! Какое удивительное  «совпа-
дение» музыкального и живописно-
ro стилей, как великолепчо TOO +
шли палешанские лаки к корсаков-
ской музыкальной сказке!

Глядя в «Золотом петушке» на
	причудливый «стольный град» До-
донова царства, на  «иветовую
симфонию» — костюмов, ‘созданную
	неистощимой фантазией палехского
художника Н. Парилова, мысленно
восклицаешь;: «Да ведь именно так;
и только так нужно оформлять
сказку Римского-Корсакова!». А ка-
кой более высокой может быть
оценка произведения искусства,
когда. решение, данное художником,
кажется зрителю. единственно 863-
можным и как бы исключающим
любое другое! Синтез музыки и
живописи, в особенности в первом
и третьем актах, достигнут в сара-
TOBCKOM спектакле полностью. Ху-
	дожник Парилов тонко  почузство-
вал и перехал краски . партитуры
Римского-Корсакова ‘и чудесную
	иронию его музыки, В историю со-
ветского оперного ‘театра и совет-
ской декоративной живописи «Золо-
той петушок» в постановке Саратоз-
ского театра им. Чернышевского дол-
жен войти, как одно из самых приме-
чательных событий.

Мы могли бы назвать нынё не-
много актеров-басов, для которых
комическая опера была бы их пол-
линной стихией. Г. Серебровский —
один из них. Причем Серебровский
—актер вообще чрезвычайно разно-
стороннего таланта: он поет Богиеа
		Недавно в Краснознаменном, им.
Алёксандрова ансамбле песни и пля-
ски Советской Армии состоялось со-
вещание по вопросу создания новой
концертной программы, посвященной
30-летию советской власти и 30-й
годовшинё Советской Армии.
	В работе совещания приняли уча-
стие генёрал-лейтенант Шатилов, ру-
ководство ансамбля, поэты и комно-
зиторы — Долматовский, Михалков,
Сурков, Жаров, Алымов,  Хачатурян,
Белый, Новиков, Хренников. Блантер
и др. Участники совещания отмети-
ли, что’эта нервая носле войны твор-
ческая встреча композиторов и поз-
тов.с лучшим в стране хоровым кол-
лективом положит начало постоян-
ному творческому содружеству
ансамбля < лучшими  авторамн-
песенниками.
	На совешании был зачитан тема-
тический план произведений для
Краснознаменного ансамбля. Сюда
входят песни и кантаты, посвящен-
ные нашим великим вождям, органи-
заторам и  влохновителям наших
побед — Ленину и Сталину, произ-
ведения повествующие об истории
и славных традициях Советской Ар-
мии, о ее полководцах и героях Ве-
ликой Отечественной войны, песни о
партизанах, торжественные марши,
	величальные и здравицы, походные
и лирические солдатские песни
ит д.
	От ряда композиторов уже посту-
пили новые произведения для юби-
лейных концертов ансамбля. Три пес-
ни на стихи Исаковского и Фатьяно-
ва написая М. Блантер. В них рас-
сказывается о героических делах
партизан, о трудовых подвигах быв-
ших фронтовиков в колхозном HPOH3-
водстве. Большую сюиту из цикла
песен создал В. Соловьев-Седой на
текст Фатьянова. Близится к концу
работа Б. Алексанлрова и поэта
С. Алымова над сочинением шести-
частной кантаты в честь 30-летия
Советской Армии. Произведение ох-
ватывает основчые этапы истории
нашей армий, начиная от ее рожде-
ния до исторической сталинградской
битвы и взятия Берлина. Кантата за-
канчивается величальной великому
полководцу и организатору Красной
Армии товаришу Сталину.

Танцовальная группа ансамбля го-

товит две новые программы — сол-
датские пляски и танцы славянских
народов.

В ансамбле организована репер-
туарная комиссия, в которую входят
композиторы и поэты. Коллектив
приступил к разучиванию новых пе-
сен.
	ПЛЕНУМ ШК ПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВ ИСКУССТВ
	Состоялея первый пленум ЦК
профсоюза работников искусств.
нового состава. В президиум ЦК

профсоюза Рабис избраны семь че-
ловек: П. Тарасов, В. Ефремов, Н.
	Дорохин, 3. Нацкая, А. Ceprees,
И. Красавин, Я. Смолянский. Поед-
седателем ЦК профсоюза работаи-
ков искусств избран П. Тарасов, се-
кретарем В. Ефремов.
	НАКАНУНЕ ПЛЕНУМА ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА СОВЕТСКИХ АРХИТЕКТОРОВ СССР.
	В октябре прошлого года, выступая
с докладом на расширенном заседа-
нан президнума правления Союза
советских архитекторов, посвящен-
ном обсуждению исторических реше-
ний ЦК ВКП(б} по вопросам литера-
туры и искусства, ответственный
секретарь союза К. Алабян заявил:
«За носледние годы руководство со-
юза потеряло живой контакт с архи-
тектурными кадрами и не проявляло
настоящей большевистской заинтере-
сованности в судьбах советской ар-
хитектуры».
	В постановлении президиума отме-
чались существенные недостатки в
работе союза и его местных аргани-
заций. Указывалось, что московское
отделение не выдвигало предложе-
ний, направленных к улучшению за-
	стройки столицы и ее пригородов,
что местные организации союза в
крупных промышленных центрах
	(Урал, Кузбасс, Донбассе и др.} слабо
помогали архитекторам в застройке
городов, массовом жилищном строн-
тельстве.

За восемь месяцев, прошедших с
тех пор, в жизни Союза советских
архитекторов наступило некоторое
оживление. Был проведен Всесоюз-
ный смотр творчества молодых ар-
хитекторов, организованы выставки
и обсуждения проектов новых зда-
ний столицы, творческие вечера Н.
Колли, Л. Руднева. Союз провел
совещание, посвященное  строитель-
ству городов Урала и Сибири, твор-
ческую ‘встречу архитекторов Mock-
вы, Ленинграда и республик Прибал-
тики,

Однако приходится с сожалением
отметить, что Союз советских архи-
текторов и его местные организации
не перестронли по-настоящему своей
работы, не стали еще мошным рыча-
TOM развития нашей архитектуры,
подлинным центром идейного и твор-
ческого воспитания советских зод-
чих. До сих пор архитектурная об-
щественность часто проходит
мимо важнейших проблем, опреде-
ляющих основное направление твор-
ческой деятельности архитекторов.
Как и раньше, руководство союза
ограничивается по большей части
	ной критики. А знают ли дорогу на
Гранатный переулок мастера-строите-
ли, мастера мраморных, ленных, ли-
тейных и других отделочных работ,
труд которых с таким блеском пред-
ставлен, скажем, в станциях Мос-
ковского метро? К сожалению, мы
их не видим в Доме архитектора.
	Архитекторы любят жаловаться
(и зачастую вполне справедляво) на
бедность палитры строительно-отде-
лочных материалов, на плохое каче-
ство кирпича. Но бывают ли в Доме
архитектора встречи зодчих с инже-
нерами и мастерами, которые произ-
	водят. эти материалы? Нет, таких
встреч не бывает.

Скопление основных архитек-
	турных кадров в проектных конторах,
в исследовательских учреждениях
привело к резкому разрыву архитек-
торов со строительными организация-
ми и создало нездоровую обстановку
для творческого труда зодчих.

Плохая связь архитекторов со
стройками —_ давний И ‚крупный по-
рок творческой жизни наших зодчих:
Из двух тысяч членов Московского
отделения союза едва ли наберется
десятая доля архитекторов, повсе-
дневно работающих на строитель-
ства.
	Мы часто говорим о необходимости
установить авторский надзор архи-
тектора за стройкой. Но вместо того,
чтобы ясно сказать молодому архи-
тектору о необходимости WITH Ha
строительство и осуществлять в на-
туре свой проект, на деле ноошряют
его стремление задержаться в ‘про-
ектной мастерской, хотя бы и на от-
влеченном проектнровании.
	Нельзя больше мириться с непра-
вильным отношением ‘многих наших
архитекторов к интересам и нуждам
советского народа.
	Государство требует от всех
нас строжайшей экономии, а боль-
шинство архитекторов, проектируя
	даже среднее по величине здание, с
легким сердцем «округляет» его ку-
батуру на одну-две лишних тысячи
	кубических метров. Нужно понять,
наконен, что главную ответствен:
ность перед государством за размер
	жизни
	констатациями отрицательных явле-
ний архитектурной жизни, не доби-
ваясь их устранения.

Почему же так слаба действенная,
организующая роль Союза советских
архитекторов? Не потому ли, что
многие деятели союза отгораживают-
ся от жизненных вопросов строи-
тельства?

Сейчас, когда вся страна покры-
лась лесами строек, зодчий должен
занять одно из самых почетных месг
в осуществлении грандиозной строи-
	тельной программы послевоенной
пятилетки. Между тем, на любом
творческом совещании или при об-
	суждении проектов обычно очень ма-
ло говорится о работе архитектора
на стройке.
	Партия указызает работникам ис-
кусств, что быть верным принципам
социалистического реализма — это
значит стоять обеими ногами на поч-
ве социалистической действительно-
сти. А руководители архитектурных
организаций, вместо того чтобы бы-
стрее преодолеть существующий раз-
рыв с жизнью, ограничиваются pac-
суждениями об архитектурных жан-
рах, о категориях художественности
в архитектурном произведении и т. д:

Мы часто говорим о мастерах зод-
чества прошлых эпох и слишком
мало интересуемся современным со-
стоянием строительства горопов. Но
восторгаясь прошлым = архитекту-
ры, мы почему-то забываем сказать,
например, о том, что талантливейший
русский зодчий Казаков всю жизнь
занимался кипучей строительной ра-
ботой: Когда строительные материалы
стали препятствием на пути реализа-
ции его архитектурных замыслов, он
создавал под Москвой кирпичвые за-
воды и улучшал процесс их произ-
водства.

А как проходит творческая и обще:
ственная жизнь архитекторов? Об
этом можно судить по характеру
повседневной работы Центрального
дома архитектора. Будем откровен-
кы: общественный резонансе деятель-
ности союза редко распространялся
доселе за стены этого дома. На
творческих собраниях здесь редко
можнр услышать голос нелицеприят-