neu AT MU
	В Отделе проипанды u aiumayuu
ЦК ВКП)
	обсуждение докладов слушателей по теоре-
тическим вопросам и рефератов по отдель-
ным произведениям классиков марксизма-
ленинизма.

В университете не принимались необходи-
мые меры по укреплению учебной дисципли-
ны. Часть слушателей не посещала лекции
и особенно семинарские занятия. Более
80 человек вообще перестали посещать заня-
тия в университете.

В настоящее время начата подготовка к
новому учебному году. Горком ВКП(б) уста-
новил контингент нового набора слушателей
на первый курс. Всего будет принято в ве-
черний университет 440 человек. Для ком-
плектования первого курса вечернего уни-
верситета бюро горкома ВКП(б) создало ко-
миссию в составе секретаря горкома ВКП(б),
заведующего отделом пропаганды и агитации
горкома партии и работников университета.
	На совешании было рекомендовано руко-
	водству вечернего университета марксизма-
	ленинизма устранить выявленные в работе
недостатки, обратив в новом учебном году
главное внимание на качество проведения
лекций и семинарских занятий, улучшение
самостоятельной работы слушателей.
	Отделу пропаганды и агитации Калинин-
ского горкома ВКП(б) и университету мар-
ксизма-ленинизма` необходимо до начала
учебного года принять меры к обеспечению
слушателей учебными пособиями, обсудить
планы работы преподавателей и лекции, ко-
торые будут прочитаны в первые дни заня-
тий.

Рекомендовано также в ближайшие дни
закончить отбор и утверждение слушателей
с тем, чтобы с 1 сентября организованно
тачать занятия в университете.
	В Отделе пропаганды и агитации ЦБ
ВКП(б) состоялось совешание, на котором
был заслушан доклад директора вечернего
университета марксизма-ленинизма при Ка-
лининском горкоме ВКП(б) тов. Брук об ито-
гах учебного года в вечернем университете
марксизма-ленинизма и подготовке к новому
учебному году.

В 1948,49 учебном году на первом и вто-
ром курсах Калининского вечернего универ-
ситета обучалось 580 партийных, советских и
хозяйственных работников. учителей, врачей,
инженеров и техников, работников искусств.

В июне в университете марксизма-лениниз-
ма были проведены экзамены и зачеты. Бо-
лее 70 проц. слушателей сдали экзамены ¢
хорошими и отличными оценками. Свыше
150 человек успешно сдали экзамены за вто-
рой курс и получили удостоверение об окон-
чании Университета марксизма-ленинизма.

Однако, как отмечалось в докладе и высту-
плениях на совещании, в работе вечернего
университета марксизма-ленинизма имелись
серьезные недостатки.

Отдел пропаганды и агитации Калининско-
го горкома ВКП(б) и директор университета
не приняли еще всех необходимых мер по
обеспечению высокого качества лекций и се-
минарских занятий, не организовали дей-
ственного контроля за работой каждого пре-
подавателя. За весь учебный год было обсуж-
дено только 6 лекций.

Серьезные упущения имелись в проведе-
нии семинарских занятий. Контроль за ра-
ботой слушателей и помощь им были орга-
низованы слабо. В результате семинарские
занятия во многих случаях проводились не
в порядке живого, творческого обсуждения
‘изучаемых вопросов, а в вопросно-ответной
форме. На семинарах не практиковалось
	ОТЧЕТ ДИРЕКТОРА ВЕЧЕРНЕГО УНИВЕРСИТЕТА
	МАРКСИЗМА-ЛЕНИНИЗМА
	Своевременно
обеспечить
школу учебниками
	В 1949 году должно быть издано для на-
чальной и средней школы свыше 1714 млн. экз.
учебников против 121 млн. экз, выпущенных
в 1948 году.

Решением правительства было установле-
но, что не менее 70 проц. от общего тиража
школьных учебников должно быть сдано
книготоргующим организациям до 1 августа.

Полиграфисты Москвы, Киева, Ленингра-
да, Харькова, Львова и других городов на-
чали благородное дело, вступив в социали-
стическое соревнование за досрочную сдачу
учебников торгующим организациям. На
10 августа в стране было напечатано 150.480
тыс. экз. учебников, или 86,4 проц. плана, и
сдано в торговую сеть 133.304 тыс. экз., или
76,5 проц. Выполнили правительственное за-
дание: РСФСР (Учпедгиз), Украинская, Бело-
русская, Казахская, Узбекская, Эстонская,
Латвийская и Литовская ССР.

Вместе с тем нельзя забывать об отстава-
нии издания учебников в некоторых со-
юзных и автономных республиках РСФСР.

Серьезную тревогу вызывает ход издания
	учебников по русскому и родным языкам
	для школ ряда автономных республик и 06-
ластей РСФСР.

С 1 августа началась продажа учебников
в школах. Для издательств, книготоргующих
организаций и министерств просвещения
наступил самый ответственный период. К на-
чалу занятий во всех школах должны быть
учебники.

К 1 августа Главполиграфиздат для школ
РСФСР отправил 490,2 млн. экз. учебников.
Из них более 4,6 млн. экз. находится еще
на складах.
	Нерадиво относятся к торговле учебника-
ми некоторые местные органы Центросоюза.
Учебники в ряде случаев очень медленно до-
ставляются в сельские районы и с баз рай-
потребсоюзов в школы. В Кабардинской
АССР из 59 тыс. экз. учебников, поступивших
в потребкооперацию, отгружено B районы

только 20 тыс. экз. :
	Министерствам просвещения союзных
автономных республик, Главполиграфиздату
и Центросоюзу необходимо установить кон-
троль за своевременной доставкой учебников
в школы.

Многие отделы народного образования и
местные торговые организации плохо ведут
работу по закупке подержанных учебников.
По неполным данным на 15 июля, системами
Главполиграфиздата и Центросоюза план за-
купки учебников выполнен всего на 67 проц.
	До начала учебных занятий в школах оста-
лось мало времени. Партийным организациям
необходимо взять под неослабный контроль
снабжение школ учебниками и оказать необ-
ходимую помощь книготорговым организа-
циям и органам народного образования в
этом важном деле.
	СВОДКА
о ходе издания учебников
на 1949/50 учебный год
	(По данным на 19 августа)
	РЕСПУВ Отпе-
чатано
лики (тыс. энз.)
РСФСР 89930,0
а) Учпедгиз 85698,0
6) Автономные
республики /
и области * 4232,0

Украинская ССР 34009,0
Белорусская ССР 4416,0
Узбекская ССР * 5614,0
Казахская ССР * 3080,0
Грузинская ССР* 2155,0
Азербайджан-

ская ССР 1784,0
Литовская ССР 1108,0
Молдавская ССР 1219,0
Латвийская ССР 1149,0
Киргизская ССР 736,0
Таджикская ССР 1147,0
Армянская ССР 1850,0
Туркменская ССР 887,0

Эстонская ССР 1330,0
Карело-Фин-
ская ССР 26,0

итого: 150480,0

% вы-
полнения
плана

69,3
84,3
88,3
71,9
85,5
70,8

66,0
79,1
81,2
82,0
66,9
81,9
77,0
59,1
102,3

57,7
86,4

* Сведения даны на 1 августа.

Сдано
книго-
торг. орга-
низациям

(в %

80,6
82,4

)

53,3
14,5
75,5
70,7
75,8
61,2

44,4
68,0
70,7
55,1
65,8
68,4
28,5
85,3

20,0
76,5

» “ee = tr Oo @ @ @ @ @ Ge O&O ?Or@ Ot yb Oe eS
	ПРОПАГАНДА ОПЫТА СТАХАНОВЦЕВ
	Куйбышевская областная газета «Волж-
ская коммуна» систематически ведет про-
паганду стахановского опыта. Одной из дей-
ственных форм пропаганды опыта новаторов
производства является организованная на
страницах газеты переписка стахановцев про-
мышленных предприятий Куйбышевской об-
ласти со знатными стахановцами страны.
	С помощью газеты завязалась переписка
куйбышевского токаря-скоростника т. Васина
с ленинградским токарем лауреатом Сталин-
ской премии т. Борткевичем. Некоторые
рабочие, инженеры и техники г. Куйбышева
побывали в Ленинграде, где ознакомились
с методами ‘работы прославленных скорост-
ников. Переписка и встречи способствовали
птирокому внедрению скоростного резания
металла на куйбышевских предприятиях.
	«Когда я написал Вам первое письмо, —
сообщает т. Васин ленинградцу Борткеви-
чу, —у меня уже были успехи по скорост-
ному точению. В результате применения
инструмента новой геометрии мне удалось
в два раза повысить производительность
труда и досрочно закончить свою пятилет-
ку. Но это меня не удовлетворило. Хоте-
лось достигнуть новых, более высоких по-
казателей.

`Ваши советы, т. Борткевич, помогли мне
значительно повысить выработку.

Ваши письма помогли не только мне. Они
обсуждались на производственных совеща-
ниях в цехах, на участках, в группах и
бригадах. Сейчас только в нашем цехе на
скоростное точение переведено свыше ста
операций».
	Такие же плодотворные результаты принес-
ла организованная по инициативе газеты
товарищеская переписка мастера-стахановца
завода «Катэк» Николая Смирнова со стар-
шим мастером московского завода «Калибр»
лауреатом Сталинской премии Николаем Рос-
сийским. Эта переписка вызвала живой от-
клик на предприятиях области и способство-
вала распространению методов коллективно-
го. стахановского труда.

Второй год на страницах «Волжской комму-
ны» ведется обширная переписка куйбышев-
ских нефтяников с бакинскими мастерами.
Недавно один из мастеров треста «Ставро-
польнефть», орденоносец Хусаин Ишмаков,
обратился через газету с письмом к знатно-
му бакинскому мастеру Герою Социалистиче-
ского Труда Алексею Орлову, которому за
	выдающиеся достижения в бурении нефтя-
	ных скважин в текущем году присуждено
звание лауреата Сталинской премии.
	«В первом квартале, — писал ставрополь-
ский мастер, — моей бригаде за перевыпол-
нение плана было вручено переходящее
красное знамя Куйбышевского обкома
ВКП(б) и облисполкома. В апреле, мае и
июне мы продолжаем повышать производи-
тельность труда. Но ни я, ни другие масте-
ра нашего треста не достигли таких скоро-
стей бурения, каких достигла Ваша брига-
`да. Я обращаюсь к Вам с просьбой расека-
зать мастерам «Второго Баку» через печать
о своем опыте скоростного бурения. Это по-
может нам значительно улучшить работу, и
мы сумеем принести еще больше пользы
любимой Родине».

Просьба т. Ишмакова была удовлетворена:
в газете появилась статья, рассказывающая
o6 опыте скоростного бурения нефтяных
скважин,

Значительный интерес представляет пере-
писка куйбышевских стахановцев со знатным
московским текстильщиком Александром
Чутких. Как только в Куйбышев дошла весть
о почине т. Чутких, редакция организовала
совещание бригадиров предприятий города,
посвященное обсуждению вопросов борьбы за
высокое качество продукции. Участница со-
вещания бригадир группы пошивочного це-
ха фабрики «Красная звезда» т. Лукьянова
внесла предложение — организовать на стра-
ницах «Волжской коммуны» заочное совеща-
ние по качеству. «Много интересных и важ-
ных вопросов, — сказала она, — поставят ра-
ботницы, бригадиры, мастера. Желательно
попросить высказаться на страницах газеты
Александра Чутких — зачинателя движения
за отличное качество».

Это предложение т. Лукьяновой было под-
держано участниками совещания. Вскоре
«Волжская коммуна» получила из Москвы от-
вет знатного стахановца. Выступлением Але-
	ксандра Чутких редакция открыла на стра-
ние по качеству продукции.

На предприятиях области широко подхва-
чен замечательный почин купавинских ста-
хановок Марии Рожневой и Лидии Кононен-
	— Недавно бригадир Куйбышевекого трико-

Недавно
тажного комбината т. Аргунова и стахановка

Чапаевской швейной фабрики т. Королева
обратились через «Волжскую коммуну» с
письмами к купавинским текстильщицам. Ма-
рия Рожнева и Лидия Кононенко рассказали
на страницах газеты о своей работе и дали
ряд-ценных советов по экономии сырья.

На страницах газеты нашло отражение со-
ревнование каменщика третьего Стройупраг-
ления гор. Куйбышева Н. Устинова се про-
славленным московским каменщиком депута-
том Верховного Совета РСФСР Ф. Шавлюги-
ным. !
«В своем письме, — пишет 9. Шавлюгин

Н. Устинову, — Вы благодарите меня за со-
веты, оказавшие Вам помощь в деле скоро-
стной кирпичной кладки. Я рад, что стаха-
новский опыт москвичей находит практи-
ческое применение и дает положительные
результаты на куйбышевских стройках.

Работая в дни юности со своим отцом, я
не раз слышал от него и других каменщи-
ков такие слова: «Мастерство свое таить на-
до, потому что это наше единственное бо-
гатство, без него нам нет и цены». Эти и
подобные им дикие для советского человека
взгляды порождались волчьими законами
капитализма.

Теперь иное время. Мы давно стали сами
хозяевами своей жизни. В нашей стране
труд является делом чести, славы и герой-
ства. Все новое, что вносится стахановцами
в социалистическое соревнование, укреп-
ляет могущество нашей великой Родины,
Хорошего мастера уважают и ценят за то,
что он свои знания не таит, а рассказывает
о них товарищам по работе, передает их
молодежи. Нам мастерство таить неза-
чем!..»

Письма Николая Российского, Александра
Чутких, Федоса Шавлюгина и других нова-
торов, опубликованные на страницах «Волж-
ской коммуны», а также личные встречи с
ними способствовали росту творческой ини-
циативы стахановцев куйбышевской про-
мышленности.

Следуя почину Александра Чутких, стаха-
новец-маляр 11-го стройтреста г. Куйбышева
т. Скитев обратился через газету «Волжская
коммуна» к рабочим-строителям с предложе-
нием ввести на строительстве взаимный кон-
троль за качеством выполняемых работ меж-
ду бригадами смежных профессий. Он взял
на себя обязательство выполнять свою рабс-
ту только отлично.

«Я — простой советский человек, работаю-
щий на стройке маляром, -- говорил т. Ски-
тев на собрании партийно-хозяйственного ак-
тива треста.— Но я, как и все 200 миллионов
советских людей являюсь хозяином своей
страны и активным строителем коммунизма,
Мне, как и каждому советскому гражданину,
до всего есть дело. Когда я познакомилея с
методом Александра Чутких, то спросил себя,
что можно сделать для применения этого ме-
тода в строительной промышленности, ком-
рая по своему характеру резко отличается от
текстильной...

И вот я пришел к выводу: почему бы нам
на строительстве не установить систему
взаимного общественного контроля? Посовс-
товался по этому вопросу со своими товари-
шами и инженером т. Тутовым. Они призна-
ли мое предложение правильным и помогли
наметить ряд конкретных мероприятий».

Инициативу т. Скитева поддержали Куйбы-
шевский горком ВКП(б) и профсоюзные
организации. Доклады тт. Скитева и Тутова
были заслушаны на совещании стахановцев
и. инженерно-технических работников строи-
тельных трестов Москвы.

Система взаимного общественного контро-
ля, предложенная т. Скитевым, входит в прак-
тику строительного дела. Ее достоинство
заключается в том, что во всех звеньях про-
изводственного процесса — от ‘` подсобных
предприятий, изготовляющих строительные
материалы, до маляра, который последним
уходит из построенного здания, — устанавли-
вается сквозная цепь стахановского контроля
за качеством строительно-монтажных и сани-
тарно-технических работ. Каменщики прове-
ряют качество кирпича и раствора, изготов-
ленного рабочими кирпичных и бетонных за-
водов, штукатуры и плотники подмечают
недостатки кирпичной кладки и арматуры,
маляры строго оценивают работу плотников,
штукатуров, сантехников, электромонтеров,

Так газета «Волжская коммуна» способ“
ствует широкому распространению творче-
ской инициативы советских людей, выпол-
няет свою роль коллективного пропагандиста
	и организатора.
		В дальнейшем повышении качества учеб-
но-воспитательной работы школы серьезную
помощь учительству могут оказать и оказны-
вают комсомольские и пионерские организа-
ции. Они помогают учителю в осуществлении
задач коммунистического воспитания школь-
ников, в повышении их успеваемости, укре-
плении дисциплины, в об’единении и спло-
чении. всех учащихся в дружный коллектив.
Решения Х1 сезда ВЛКСМ о работе’ ком-
сомола в школе являются для учителей и ру-
ководителей школ, для работников органов
народного образования важным руководством
совместной работы с комсомолом по подня-
тию качества работы школы на новую, болёе
высокую ступень. Тот педагогический кол-
лектив, те учителя, которые недооценивают
значения комсомольской и пионерской орга-
низаций, не работают с ними в самом тесном
контакте и не оказывают им необходимой
педагогической помощи, затрудняют и обед-
няют свою собственную учебно-воспитатель-
ную работу.

Успех учебно-воспитательной работы шкс-
лы в решающей мере зависит от глубины
знаний учителя, от его педагогического ма-
стерства, от его идейно-теоретического уров-
ня. Повышение идейно-теоретического уров-
ня, научной и педагогической квалификации
учителя является одним из основных усло-
вий улучшения работы школы. Органы
народного образования под руководством
местных партийных организаций обязаны
оказать учителям всемерную помощь в овла-
дении марксистско-ленинской теорией.
	Министерство просвещения РСФСР и мест-
ные органы народного образования должны
глубоко изучать передовой опыт лучших
учителей, использовать его для дальнейшего
улучшения дела народного образования. Вся
работа Министерства просвещения РСФСР и
его местных органов должна строиться на
основе передовой советской педагогической
науки. Академии педагогических наук
РСФСР необходимо стать ближе к школе и
учителю, активнее помогать Министерству
просвещения в изучении и обобщении опыта
школы, научно разрабатывать центральные,
Узловые проблемы народного образования,
	В предстоящем учебном году учительство
РСФСР, работники народного просвещения
добьются новых успехов в обучении и во-
спитании советских школьников, выполняя
указания партии, правительства, товарища
Сталина о воспитании подрастающего поко-
ления пламенными советскими патриотами,
активными строителями коммунистического
	общества.
		В отделах пропаланды u awumayuu обкомов
	№ крайкомов ВЁ11 6)
	ПОДГОТОВКА К НОВОМУ УЧЕБНОМУ ГОДУ В СИСТЕМЕ ПАРТИЙНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ
		рых обучается 200 человек. С 20 августа будет
проведен второй созыв месячных курсов
сельских пропагандистов.

В июле при Куйбышевском и других горко-
мах партии начали работать курсы городских
пропагандистов.

Заканчивается комплектование сети пар-
тийного просвещения. При комплектовании
строго соблюдается принцип индивидуально-
го подхода к коммунистам. С ними проводят-
ся беседы, учитывается уровень их политиче-
ской и общеобразовательной подготовки. Сле-
дует отметить, что в этом году часть комму-
нистов будет заниматься в кружках по изу-
чению истории ВКП(б) повышенного типа. На-
много увеличивается количество кружков по
изучению биографий В. И. Ленина и
И. В Сталина.
	КРАСНОДАР
	‚ Развернув подготовку к новому учебному
тоду в системе партийного просвещения,
Смоленская областная партийная  орга-
низация в соответствии с постановлением ЦК
ВКП(б) сосредоточила свое внимание прежде
всего на решении главной задачи — обеспе-
чении всех политшкол и кружков квалифи-
цпированными пропагандистами.

На днях закончили свою работу курсы
сельских пропагандистов при обкоме партии.
На них получили подготовку 140 пропаганди-
стов сельских парторганизаций, территори-
ально отдаленных OT районных центров.
Курсы выполнили учебный план по всем раз-
делам. В заключение состоялось совещание
пропагандистов, на котором обсуждены оче-
`редные задачи по подготовке к новому учеб-
`ному году.

При всех горкомах партии Смоленской об-
ласти работают курсы городских пропаганди-
стов.

С 15 августа начинают заниматься постоян-
но действующие семинары при райкомах и
горкомах партии. Кроме того, организуются
семинары консультантов. Все это потребо-
вало от райкомов и горкомов ВКП(б) про-
явить особую заботу об обеспечении семина-
	ров пропагандистов квалифицированными
руководителями и лекторами,

КУЙБЫШЕВ
	Как в городских, так и в сельских партий-
ных организациях Куйбышевской области в
основном закончен подбор пропагандистов
для кружков и политшкол партийного про-
свещения. Вместе с тем парторганизации под-
бирают пропагандистов для комсомольских
кружков по изучению «Краткого курса
истории ВКП(б)» и кружков по изучению
биографий В. И. Ленина и И. В. Сталина.

При Куйбышевском обкоме ВКП(б) работа-
ют курсы сельских пропагандистов, на кото-
		По постановлению ЦК ВКП(б) «О проведе
нии в летнее время курсов подготовки про-
пагандистов» в Краснодарском крае должно
быть подготовлено на курсах при крайкоме
ВКП(б) 400 сельских пропагандистов. Эти кур-
сы работают на базе двухгодичной пар-
тийной школы в г. Геленджике в три очереди.
Первая очередь в числе 97 сельских пропа-
гандистов уже закончила учебу. С 1 августа
занимаются курсы второй очереди в числе 150
пропагандистов. 1 сентября будет созвано
на курсы еще 154 человека.

На трехмесячных курсах при горкомах пар-
тии, начавших работу 1 июля, занимается
около тысячи городских пропагандистов.
	Партийные организации с особой тщатель-
ностью подбирают кадры пропагандистов.
Число их в этом году возрастет. Ныне особен-
но сильно расширяется сеть кружков по
И. В. Сталина. В августе начнут работу по-
стоянно действующие семинары пропаганди-
стов.
		Народы Советского Союза под руководством
партии Ленина—Сталина ‘успешно решают
историческую задачу постепенного перехода
от социализма к коммунизму в нашей
стране.

Наши успехи и темпы продвижения вперед
по пути строительства коммунизма во мно-
гом зависят от коммунистической сознатель-
ности масс, от их политической активности.
	Советская школа является важнейшим зве-
ном в системе коммунистического воспита-
ния подрастающего поколения, проводником
идей коммунизма среди широчайших масс
трудящихся, активным участником борьбы с
пережитками капитализма в сознании людей.
	Партия Ленина — Сталина и советское пра-
вительство уделяют исключительное внима-
ние делу народного образования, работе шко-
лы. В последние годы значительно выросла
сеть школ и увеличились контингенты уча-
щихся. В стране стало больше педагогиче-
ских учебных заведений, выпускающих но-
вые кадры учителей. Издание учебников и
методической литературы превысило довоен-
ный уровень. Партия и правительство при-
няли ряд важнейших постановлений по во-
просам народного образования, которые во-
сружают школу и учительство боевой про-
граммой борьбы за улучшение качества обу-
чения и воспитания детей и молодежи, созда-
ют благоприятные условия для работы школ
и всех учебно-воспитательных учреждений.
Истекший 1948;49 учебный год характери-
зуется новыми достижениями в работе со-
ветской школы. Выполняя постановления
ЦК ВКП(б) по идеологическим вопросам, ре-
шения партии и правительства о школе, со-
ветское учительство достигло существенных
успехов в обучении и воспитании школьни-
ков. Повысился идейно-теоретический уро-
вень учебно-воспитательной работы. В пре-
подавании основ наук в школе стало больше
внимания уделяться осуществлению связи
теории с практикой. Улучшились содержание
и организация внеклассной воспитательной
работы. Возросло значение и усилилось влия-
ние комсомольских и пионерских организа-
ций в школе. Результаты весенних выпуск-
ных экзаменов и переводных испытаний сви-
детельствуют о повышении успеваемости
учащихся и улучшении качества их знаний.
В своей работе советское учительство, ру-
ководетвуясь принципом большевистской
партийности, стремится вооружить школьни-
ков прочными и систематическими знаниями
основ наук, дать им правильное научное по-
нятие о законах явлений природы и обще
ства, воспитать их в духе марксистско-ленин-
ского мировоззрения, в духе советского пат-
риотизма.
Под руководством партийных организаций
возросла политическая активность учитель-
	Ловысить качество работы
советской школы
	>
	И. КАИРОВ
	ства, его горячее стремление к глубокому
овладению марксистско-ленинской теорией,
к повышению научной и педагогической ква-
лификации.

Однако в работе школ имеется еще много
существенных недостатков. В минувшем
учебном году в некоторых областях и рай-
онах РСФСР народнохозяйственный план
по контингентам учащихся не вынолнен. В
ряде областей и районов имелся значи-
тельный отсев учащихся из школ. Не во всех
школах преподавание велось на достаточно
высоком идейно-теоретическом уровне. В не-

которых школах все еще велико количество
второгодников.
	Серьезные недостатки имелись в руковод-
стве школами. Министерство просвещения
РСФСР не опиралось в своей деятельности в
должной мере на советскую педагогическую
науку, на огромный практический опыт, на-
	‘копленный школой и учительством. Некото-
	рые жизненно важные для школы вопросы
не нашли в Министерстве просвешения до
последнего времени своего разрешения. Так
в первую очередь обстоит дело со школьны-
ми программами, не разгруженными еще от
второстепенного материала. Отрицательно
сказывалось на жизни школы нарушение
принципа стабильности школьных учебни-
ков, отсутствие должной методической по-
мощи учительству в его борьбе за преодоле-
ние второгодничества, недостаточное ин-
спектирование работы школ и органов народ-
ного образования.

Задача Министерства просвещения РСФСР,
местных органов народного образования и
учительства заключается в том, чтобы
устранить эти недостатки в работе и
добиться нового значительного повышения
качества обучения и воспитания подрастаю-
щего поколения, поднять всю работу школы
на новую, высшую ступень.

До начала нового учебного года остались
считанные дни. Это время должно быть
использовано для успешного завершения
подготовки школ Е началу занятий.
	Подготовка школ к новому учебному году
проходит в обстановке исключительного вни-
мания со стороны партийных и советских
организаций. Вопрос о подготовке ‘школ к
учебному году обсуждался на сессиях боль-
шинства областных, краевых и районных Со-
ветов депутатов трудящихся, в обкомах и
	прочные и глубокие знания основ наук.
Борьба за качество знаний учащихся, за их
высокую успеваемость должна быть в центре
внимания каждого учителя. В РСФСР уже
есть десятки тысяч учителей, обеспечиваю-
щих полную успеваемость учащихся и не
имеющих второгодников. В одной только
Москве таких учителей более трех тысяч, и
около двух тысяч в Ленинграде. Опыт этих
передовых учителей со всей очевидностью
показывает, что при надлежащей постановке
учебно-воспитательной работы второгодниче-
ство может быть преодолено.
	Задача учительства и органов народного
образования в предстоящем учебном году —
добиться дальнейшего повышения идейно-
теоретическога уровня преподавания. Неко-
торые руководители школ и учителя все еше
	пытаются решать идейно-воспитательные за-
	дачи школы неправильно, в отрыве от обуче-
ния учащихся основам наук, в отрыве от за-
дач повышения качества преподавания. В
действительности же коммунистическое во-
спитание детей прежде всего проводится в
процессе их обучения. Материал каждого
учебного предмета позволяет формировать
у учащихся марксистско-ленинское миро-
воззрение. Процесс обучения в школе необ-
ходимо построить так, чтобы учебный мате-
риал имел воспитательное значение. :

Основной формой обучения в школе яв-
ляется урок. Первейшая обязанность учите-
ля — серьезно готовиться к каждому уроку и
проводить его на высоком научном и ме
тодическом уровне. Следует уделять больше
внимания организации домашней работы
учащихся, всемерно развивать у школьника
навыки самостоятельной работы. Многие, учи-
теля, как показывает опыт, дают прекрасные
образцы содержательных, педагогически про-
думанных уроков. Опыт лучших педагогов
в проведении уроков должен стать достоя-
нием всего учительетва.

В учебно-воспитательной работе школы
исключительное значение имеют программы
и учебники. Органам народного образования
необходимо организовать серьезную и проду-
манную работу по усовершенствованию
школьных программ и учебников, разгрузке
их от второстепенного материала и приведе-
нию их в соответствие с современным состо-
янием советской науки.
	крайкомах партии. В результате энергич-
ной и настойчивой работы местных map-
тийных и советских организаций и отделов
народного образования подготовка школ к
новому учебному году во многих областях
успепштно заканчивается. Советская общест-
венность активно помогает в ремонте школь-
ных зданий и подвозе топлива. Так обстоит,
например, дело в Рязанской и Псковской
областях, в г. Свердловске. В Псковской обла-
сти успешно осуществляется школьное строи-
тельство; почти все школы здесь отремонти-
рованы; к 1 августа топливо было завезено

в школы в размере 72 проц. годовой потреб-
ности. .
	Но не везде дело с подготовкой школ.
	обстоит благополучно. Серьезную тревогу
вызывает, например, ход подготовки школ к
новому учебному году в Ярославской, Челя-
бинской и Кемеровской областях, где школь-
ное строительство ведется неудовлетвори-
тельно, ремонт школьных зданий и интерна-
тов проводится медленно. ;

Необходимо принять энергичные меры к
тому, чтобы ликвидировать имеющееся в неё-
которых областях отставание в подготовке
школ к новому учебному году, закончить ре-
монт школьных зданий и изготовление
школьной мебели, заготовить и завезти в
школы топливо.

Важнейшей задачей школы является осу-
ществление закона о всеобщем обязательном
обучении детей.
	1949/50 учебном году поставлена новая.
	задача — охватить обучением в пятых клас-
сах всех детей, окончивших в минувшем
учебном году четвертые классы, и тем самым
осуществить переход к всеобщему семилет-
нему обучению в сельской местности. Для
решения этой задачи необходимо учесть всех
детей школьного возраста и с первого дня
учебы начать се ними регулярные занятия
в школе, полностью сохранить контингенты
учащихся до конца учебного года, избежать

отсева учащихся до окончания срока обуче-
ния.
	Советская школа призвана павать детям