11 августа 1949 г., № 22 (114)
	КУЛЬГУРА и ЖИЗНЬ
		Руководство райкома агитаторами.
	колхозников. Например, когда в колхозе им.
Фрунзе из-за низкой производительности
труда на уборке урожая замедлились темпы
хлебозаготовок, агитаторы  полеводческих
бригад выпустили «боевые листки». Критика
отстающих и показ передового опыта помог-
ли колхозу наверстать упущенное: хлеб на
ссыпной пункт пошел днем и ночью.

В Трудопольской МТС первенство на ком-
’байновой уборке держит комбайнер Михаил

Тырнов. За первые четыре дня он убрал. ком-
байном «Сталинец» в колхозе им. Свердлова
105 гектаров ржи, намолотив 1.154 центнера
зерна, В последующие дни он довел свою вы-
работку до 30 гектаров в день. Парторгани-
зация Трудопольской МТС рассказала o pa-
боте т. Тырнова через «боевые листки». Опыт
передового комбайнера райком партии pac-
пространил среди комбайнеров всех трех
МТС района. Сейчас с передовым комбайне-
ром соревнуются многие комбайнеры района.

Серьезную помощь районной парторгани-
зации в борьбе за сжатые сроки уборки уро-
жая и досрочное выполнение хлебозаготовок
оказывает районная газета «Сталинское зна-
мя». Она организовала обмен опытом лучших
комбайнеров, ‘машинистов молотилок, води-
телей автомашин. Газета своевременно вы-
ступила с передовыми статьями «Убрать уро-
жай в сжатые сроки и без потерь», «Поднять
на должный уровень политическую работу
в селе» и др. На страницах газет хорошо
освещен опыт звеньевой колхоза «Селькор»
т. Кулаковой, бригадира полеводческой
бригады колхоза «Зеленый гай» т. Прокофь-
ева, комбайнера Трудопольской МТС т. Тыр-
нова.

В проведении массово-политической работы
наши агитаторы постоянно используют ма-
териал газеты «Социалистическое земледе-
лие» и областной газеты «Коммуна». Област-
ная газета в этом году стала лучше осве-
щать методы и опыт работы передовых лю-
дей, воспитывает у колхозников чувство ком-
мунистического отношения к труду. Однако
У нас есть законные претензии к газете
«Коммуна». Она мало показывает авангард-
ную роль коммунистов на уборке урожая,
слабо передает опыт лучших агитаторов, поч-
ти совсем не публикует статей о стенной
печати. На страницах газеты редко появля-
ются материалы о партийной жизни.

Следует сказать и о газете «Социалистиче-
ское земледелие». Эта газета, к сожалению,
еще мало связана с широкими массами тру-
жеников сельского хозяйства, на ее страни-
цах редки статьи передовых людей колхоз-
ной деревни; газета больше говорит языком
своих корреспондентов.

ПТирок спрос в колхозной деревне на кни-
ги. Во время недавно закончившегося месяч-
ника книги колхозники района через кни-
гонош и агентство связи приобрели много
политической, сельскохозяйственной и худо-
жественной литературы. С большим успехом
прошла подписка на труды выдающихся co-
ветских ученых — Тимирязева, Вильямса,
Мичурина, Лысенко.

Большой размах в колхозах получило со-
циалистическое соревнование. Оно стало
массовым. :

В решающие дни уборки хлебов и поста-
вок зерна государству все силы районной
партийной организации направлены на то,
чтобы с честью выполнить задачу, стоящую
перед тружениками социалистических по-
лей, — дать Родине больше сельскохозяй-
	ственных продуктов.
С ГАИДУКОВ.
	Секретарь Бутурлиновского
райкома ВКП(б).
	‹Бутурлиновский район является крупнёй-
шим в Воронежской области. Свыше 50 ты-
сяч гектаров зерновых культур предстоит
убрать в нынешнем году трудящимся райо-
на. Болыше половины хлебов уже скошено и
убрано, сейчас идет массовая сдача зерна
государству.

В дни уборки урожая широкий размах
приняла в районе массово-политическая ра-
бота партийных организаций. Райком пар-
тии своевременно принял меры к тому, что-
бы глубоко раз`яснить широким массам тру-
жеников колхозной деревни‘ постановление
Совета Министров СССР и Центрального Ко-
митета ВКП(б) о проведении уборки урожая
и заготовок сельскохозяйственных продуктов
в 1949 году, поднял трудящихся района на
борьбу за досрочное выполнение обяза-
тельств воронежских колхозников, данных в
письме товарищу Сталину.

Агитационную работу в полеводческих и
тракторных бригадах, в звеньях, на токах, у
комбайнов и MOAOTMAOK ведут 800 агитаторов.

Перед началом уборки урожая райком
ВКП(б) провел инструктивное совешание ру-
коволителей агитколлективов. На совещании
были всесторонне обсуждены вопросы орга-
низации массово-политической работы в кол-
хозах, совхозах и МТС. После этого во всех
15 сельских Советах силами районного пар-
тийного актива были проведены двухднев-
ные семинары сельских агитаторов.

Каждая первичная парторганизация соста-
вила четкий план массово-политической ра-
боты на весь период уборки урожая и заго-
TOBOK сельскохозяйственных ` продуктов.
В планах была предусмотрена расстановка
сил агитаторов на решающих участках.

Вот несколько примеров того, как работают
наши агитаторы, как расставлены силы пер-
вичных парторганизаций.

В колхозе «Дунай» каждый коммунист про-
водит агитационно-массовую работу с опре-
деленной группой колхозников. Машинистом
на молотилке работает коммунист т. Доку-
чаев. Он же является здесь агитатором. В пе-
рерывах и при сменах молотильных бригад
т. Докучаев проводит беседы, читки‘ газет.
Недавно, прочитав в областной газете «Ком-
муна» статью об успехах знатного машини-
ста соседней, Таловской МТС Андрея Шопин-
ского, он обсудил ее с бригадой, обслуживаю-
щей молотилку. Бригада наметила мероприя-
‘тия по улучшению своей работы. Результаты
быстро сказались: повысилась дисциплина,
выросла производительность труда, бригада
стала намолачивать зерна значительно боль-
ше, чем раньше. Коммунист агитатор т. Ми-
шуков ведет работу среди косарей.

Большую массово-политическую работу
ведут партийные и партийно-комсомольские >
группы в полеводческих и тракторных брига-
дах и на молотильных агрегатах. В Тюни-
ковской МТС партгруппа, возглавляемая
т. Бражником, явилась организатором сорев-
нования колхозников, занятых на обслужи-
вании комбайнов, организовала выпуск «бое-
вых листков»,

Во многих колхозах партийные организа-
ции широко используют наглядную агита-
цию, В полевых станах, на токах вывешены
лозунги и плакаты, призывающие колхозни-
ков к самоотверженному труду, рассказываю-
щие об обязательствах колхоза, полеводче-
ских бригад, звеньев, учреждены колхозные
доски почета; результаты- работы передовых
людей доводятся до сведения всех колхозни-
ков.

Стенные газеты и «боевые листки» обоб-
щают и пропагандируют передовой опыт,
выступают с резкой критикой нерадивых
	Избранные философские сочинения
А: Н:. Радищева
	листических убеждений в решении важней-
ших философских вопросов. Он исходил из
признания об’ективности и бесконечности
природы, первичности материи и вторично-
сти сознания: «..бытие вещей, — утверждал
Радищев, — независимо от силы познания о
них и существует по себе».

Радищев сторонник материалистической
теории познания. Он придавал огромное зна-
чение опытному познанию в достижении
истины. Он был страстным пропагандистом
достижений современного ему естествозна-
ния и, в частности, великих открытий
М. В. Ломоносова.

Исключительно   большое значение для обо-
снования верности материалистической фи-
лософии Радищев придавал открытому Ac
моносовым принципу сохранения вещества
и энергии в природе. «...Природа, как то мы
	видели, — писал . Радищев, — ничего HE YH
	чтожает, и небытие или уничтожение есть
напрасное слово и мысль пустая». «..никакая
сила в природе не может пропасть, исчез-
нуть». Эти высказывания Радищева были
прямо направлены против господствовавшей
тогда религиозно-идеалистической филосо-
фии. Радищев материалистически истолковы-
вает вопрос о времени, пространстве, движе-
нии, рассматривая их как коренные свойства
самой материи, не отделимые от нее.

В философских произведениях Радищева
читатели найдут гениальные догадки о диа-
лектическом характере развития отдельных
сторон противоречивой жизни. Радищев ви-
дел некоторые слабые стороны метафизики,
господетвовавшей в философии и естество-
знании, но он не сумел и не мог выйти в це-
лом за пределы метафизического . материа-
лизма. На философском материализме Ради-
щева лежит печать некоторой непоследова-
тельности, выражающейся в. наличии в воз-
зрениях Радищева элементов деизма.

А..Н. Радищев развивал свои материали-
стические взгляды в борьбе против мистики
и идеализма, масонства и других видов мра-
кобесия, широко распространявшихея в сре-
де дворянской интеллигенции России в кон-
це ХУПТ века.

Радищев восставал против схоластики в
практике современного ему школьного обуче-
ния, когда «задачею любомудрия почиталося
и на решение исследователей истины отда-
вали вопрос, сколько на игольном острии мо-
жет уместиться душ».

В своем произведении «Беседа о том, что
есть сын отечества» Радищев выступает как
страстный патриот русского народа. Чувство
патриотизма, утверждает Радищев, не может
быть присуще крепостникам, чинушам, вер-
топрахам, бездельникам, нахлебникам и. ду-
птителям народа. Действительным патриотом
Радищев считает лишь того, кто движим по-
мыслами бескорыстного служения во славу
своего отечества и на благо своего народа.

Вслед за Ломоносовым Радищев выступил
против преклонения перед иностранщиной.
Он зло высмеивает пресмыкательство боль-
шинства русских образованных дворян перед
французским. «Кто не знает,— пишет Ради-
щев,— что за Русское произведение вешь у
нас охуждается; дай той вещи имя Француз-
ское и вещь конечно одобрена».
	А. Н. Радищев оставил глубокий след в ре
волюционно-освободительном движении, в
развитии прогрессивной русской культуры,
русской литературы, русской философии. По-
следователем вольнолюбивых идей Радищева
считал себя гениальный русский поэт А, С.
Пушкин, писавытий о себе: «Вслед Радище-
ву восславил я свободу». А. И. Герцен с гор-
достью отмечал, что идеалы Радищева-—«это
наши мечты, мечты декабристов». Великие
русские революционные демократы Белин-
ский, Чернышевский, Добролюбов считали
себя продолжателями революционных идей
Радищева.

Советским людям, свободным от гнета экс-
плоатации, дорого имя А. Н. Радищева, вы-
дающегося русского революционера и писа-
теля, всю жизнь боровшегося против нена-
вистного народным массам царизма и кре-
постничества.
	Выход в свет «Избранных философских со-
чинений» А. Н. Радищева будет с удовлетво-
рением встречен в нашей стране.
		ство? Скоро бы из среды. их исторгнулися
великие мужи для заступления избитого
племени, но были бы они других о себе
мыслей и права угнетения лишенны. Не
мечта сие, но взор проницает густую заве-
су времени, от очей наших будущее скры-
вающую; я зрю сквозь целое столетие
(стр. 116—177).

Радищев горячо приветствовал‘ француз-
скую революцию . 1189 года. В отличие от
французских просветителей ХУШ века, меч-
тавших о- государстве с «просвещенным»
монархом во главе, Радищев считал наиболее
совершенной формой государства демокра-
тическую республику.

В оде «Вольность» Радищев воспел свой
идеал демократической республики, устанав-
ливаемой CaAMHM восставшим народом:
	Возникла обща власть в народе, *
Соборной веех властей. удел.

ЕЙ общество во всем послушно;
Повсюду с ней единодушно;

Для пользы общей нет препо

Во власти всех своей зрю долю,
Свою творю, творя всех волю;
Родился в обществе закон (стр. 422),

По убеждению Радищева демократическая
республика обеспечивает людям равенство
политических прав, дает ‘возможность мел-
ким собственникам трудиться не на тунеяд-
цев-крепостников, а на себя. Радищев меч-
тает о ликвидации нищеты. народных масс,
является поборником просвещения народа,

Идея равенства, поднятая на щит Радище-
вым, на протяжении многих десятилетий бы-
ла идеей, революционизирующей массы.
«Идея равенства,— писал Ленин,— самая ре-
волюционная идея в борьбе с старым поряд:
ком абсолютизма вообще-и с старым кре-
постническим, крупнопоместным землевладе-
нием в особенности» (Соч., т. 13, стр. 214).

Радищев—непримиримый борец против ра-
сового и национального угнетения. В «Путе-
шествии из Петербурга в Москву» он заклей-
мил насильническую политику английских
и американских колонизаторов, которые по
жестокости обращения с невольниками-не-
грами превзошли рабовладельцев древности.

Радищев срывает с европейских «цивилиза-
торов» маску так называемого человеколюбия.
Смешно говорить о кротости и человеколю-
бии, пишет Радищев, когда «Заклав индийцев
единовремянно, злобствующие ‘европейцы,
проповедники миролюбия во имя бога истины,
учители кротости и человеколюбия, к корени
яростного убийства завоевателей прививают
хладкровное убийство порабощения при-
обретением невольников куплею. Сии-то не-
счастные жертвы знойных берегов Нигера и
Сенагала, отринутые своих домов и семейств,
преселенные в неведомые им страны, под
тяжким жезлом благоустройства‘ вздирают
обильные нивы Америки, трудов их гнуша-
ющейся» (стр. 126).

Радищев отстаивал идеал республики с
частной собственностью тружеников, но без
эксплоатации и угнетения. Он не видел и не
мог в ту пору видеть ограниченности отстаи-
ваемой им идеи демократической респуб-
лики. Подлинная демократия может быть
	установлена только трудящимися массами
	под руководством рабочего класса.
Революционные политические взгляды Ра-
дищева получили глубокое философское обо-
снование в его трудах. Антикрепостнический
характер классовой борьбы в России ХУШ
века определил не только революционный
Характер политических взглядов Радищева,
но также и материалистичевкую направлен-
ность его философских воззрений. К сожа-
лению, автор предисловия к настоящему од-
нотомнику избранных сочинений И. Я. Щи-
панов не подчеркнул эту важную сторону
дела в характеристике мировоззрения Ради-
щева. Философский материализм Радищева
является теоретическим обоснованием его
революционной политической программы.
	Первые две книги публикуемого в настоя-
щем сборнике философского труда Радищева
«О человеке, о его смертности и бессмертии»
показывают, что в своих философских воз-
зрениях Радищев во многом и далеко опе-
режал предшествовавших и современных
ему виднейших западноевропейских буржу-
	_‚азных мыслителей.
	Радищев придерживался твердых материа-
	3Т августа 1949 года исполняется двести
лет со дня рождения выдающегося русского
революционера и писателя А. Н. Радищева.
А. Н. Радищев является продолжателем ма-
териалистических и патриотических тради-
ций Ломоносова, зачинателем революционной
борьбы против царизма и крепостничества,
славным предшественником декабристов и
великих русских революционных демократов
прошлого столетия:

Велики заслуги Радищева в развитии ре-
волюционного сознания русской интеллиген-
ции, в развитии прогрессивной русской куль-
туры. Радищев смело и открыто выступил с
обличением всей мерзости и подлости само-
державно-крепостнического строя в России,
поднял знамя борьбы за свободу и вольность.

Великий Ленин, высоко ценя заслуги Ра-
дищева в истории русского освободительного
движения, писал в 1914 году: «Нам больнее
всего видеть и чувствовать, каким насилиям,
гнету и издевательствам` подвергают нашу
прекрасную родину царские палачи, дворяне
и капиталисты. Мы гордимся тем, что эти
насилия вызывали отпор из нашей среды, из
среды великоруссов, что эта среда выдвину-
ла Радищева, декабристов, революционеров-
разночинцев 10-х годов...» (Соч., т. 21, стр. 85).

Государственное издательство политиче-
ской литературы выпустило к 200-летию со
дня рождения А, Н. Радищева однотомник
его избранных философских сочинений +).

В однотомнике публикуются произведения
А. Н. Радищева: «Путешествие из Петербур-
га в Москву», ода «Вольность», «О человеке, о
его смертности и бессмертии», «Житие Федо-
ра Васильевича Ушакова», «Беседа о том, что
есть сын отечества», мелкие стихотворения
и другие произведения Радищева:

«Путешествие из Петербурга в Москву» и
ода «Вольность» широко известны советско-
му читателю, они вошли в золотой фонд рус-
ской классической литературы. «Путеше-
ствие из Петербурга в Москву» и ода «Воль-
ность» Радищева являются революционным
обвинительным актом ‘против самодержавно-
крепостнического строя, в защиту крепостных
крестьян. На этих произведениях воспитыва-
лись поколения русских революционеров,
	one «Вольность» Радищев обращает к
царю слова, полные гнева возмущенного
народа:
	Злодей, злодеев всех лютейший,
Превзыде зло твою главу,
Преступник, изо всех первейший,
Предстань, на суд тебя зову!
Злодействы все скопил в едино,
Да ни едина прейдет мимо
Тебя из казней, супостат.
В меня дерзнул острить ты жало.
Единой смерти за то мало,
Умри! умри ‘же ты сто крат!

(стр; 427—428).

Недаром Екатерина 11, ознакомившись с
одой «Вольность», с ужасом писала: «Ода со-
вершенно явно и ясно бунтовская, где царям
грозится плахою. Кромвелев пример приве-
ден с похвалою. Сии страницы суть крими-
нального намерения, совершенно . бунтов-
ские».

Крестьянская война под руководством
Емельяна Пугачева против крепостников-
помещиков оказала неизгладимое влияние на
мировоззрение Радищева, на все его творче-
ство. Радищев не был непосредственно свя-
зан с борьбой крепостного крестьянства, был
далек от народа, но он видел, что выступле-
ния крепостных крестьян подтачивали устои
царизма. Он видел, что крецостнический
строй ведет Россию к тупику и ‘что выход из
этого тупика—в уничтожении всей крепостни-
ческой системы вместе с царским самодер-
жавием. Радищев до конца своих дней оста-
вался убежденным революционером, певцом
народного восстания.

В «Путешествии из Петербурга в Москву»
Радищев пророчески писал:

«О! если бы рабы, тяжкими `узами
отягченные, яряся в отчаянии своем, раз-
били железом, вольности их препятствую-
щим, главы наши, главы бесчеловечных
своих господ и кровию нашею обагрили
нивы свои! что бы тем потеряло государ-
	) А. Н. Радищев. «Избранные философ-
ие сочинения». Госполитиздат, 1949 r.,
	ские сочинения». Госполитиздат,
558 стр., цена 10 руб.
	Фильмьг о сельском. хозяйстве.
	будет показано, как благодаря электричеству
совершенствуются производственные процес-
сы в колхозах и изменяется облик советской
деревни.

О грандиозных работах на Ирпене по пре-
вращению болотистой местности в долину
изобилия расскажет кинокартина «Ирпенская
пойма— мощная база пригородного овощевод-
ства и молочного скотоводства».

Кроме того, будет выпущен фильм о борь-
бе колхозов Украины за о осуществление
сталинского плана преобразования природы,
о создании лесозащитных полос, прудов
и водоемов.

Работа над созданием  сельскохозяйствен-
ных фильмов является важной и почетной
задачей работников украинской кинемато-
графии. Между киностудиями и с’емочными
группами развернулось соцсоревнование за
досрочную с’емку этих картин и за их вы-
сокий идейно-художественный уровень.

Активно работает над подготовкой научно-
популярных  сельскохозяйственных кино-
картин Киевская студия художественных
фильмов: в короткий срок эта студия подго-
товила все сценарии и начала с’емки всех
фильмов, предусмотренных планом.

Значительно хуже обстоит дело на Киев-
ской студии учебных фильмов, выпускающей
13 картин по вопросам сельского хозяйства.
Студия только в последнее время ре
ла к с’емке картин.

Выполняя поставленную задачу, кинора-
ботники Украины должны добиться, чтобы
в каждом фильме полноценно, на высоком
научном уровне отображался опыт колхозов
и колхозников-новаторов Украины.

Необходимо позаботиться, чтобы фильмы
на сельскохозяйственные темы были доведе-
ны до широких масс колхозников. В этом
направлении нами сделаны первые шаги. Во
многих областях республики было организо-
вано демонстрирование кинокартин по во-
просам агротехники на семинарах колхозно-
го актива и непосредственно в колхозах.
Это позволило ознакомить сотни тысяч кол-
хозников с новейшими достижениями сель-
скохозяйственной науки и опытами нова-
торов колхозного производства.

В Ракитнянском районе Киевской области
автокинопередвижка выезжает в села и де-
монстрирует агротехнические фильмы, перед
показом которых читаются лекции. Этот
опыт Ракитнянского района заслуживает вся-
ческого распространения. При каждом обла-
стном управлении кинофикации в республи-
ке будут организованы такие кинопередвиж-
	А. КУЗНЕЦОВ.
	Министр кинематографии
Украинской ССР.
	В 1949 году украинская кинематография
готовит к выпуску 23 кинофильма по вопро-
сам сельского хозяйства.

Центральный Комитет КП(б)У поставил пе-
ред работниками украинской кинематогра-
фии задачу — создать научно-популярные и
учебно-производственные фильмы, которые
должны помочь колхозникам овладеть. зна-
ниями передовой сельскохозяйственной нау-
ки, распространить опыт лучших колхозов и
передовиков — новаторов сельского хозяйства
республики, помочь колхозникам в их борь-
бе за новый под’ем социалистического сель-
ского хозяйства, за получение высоких уро-
жаев, за рост продуктивности общественно-
го животноводства.

Для написания сценариев фильмов Мини-
стерством сельского хозяйства и Мини-
стерством кинематографии УССР привлече-
на большая группа научных работников,
специалистов, писателей и журналистов.

В полнометражной кинокартине «Колхоз—
полная чаша» будет рассказано о разносто-
роннем опыте старейшего передового колхо-
за Украины «Здобуток Жовтня» Тальновско-
го района Киевской области.

Многие фильмы посвящаются вопросам со-
циалистического соревнования между кол-
хозами за получение высоких урожаев
зерновых культур, сахарной свеклы, хлопка,
кукурузы, опыту внедрения травопольной
системы земледелия. Большой интерес пред-
ставит фильм «Соревнование двух колхозов
за высокий урожай кок-сагыза», в котором
будет показан опыт каучуководов Черкас-
ского района Киевской области.

Часть создаваемых нами кинокартин дол-
жна рассказать об освоении колхозниками
Украины новых сельскохозяйственных
культур. Среди них фильм «Насаждение ци-
трусовых культур в колхозах южных обла-
стей Украины». Работа Бучанского опытно-
го поля будет показана в кинокартине «Изу-
чать и внедрять в производство новые сель-
скохозяйственные культуры».

Некоторые фильмы расскажут о достиже-
ниях колхозов республики в развитии обще-
ственного животноводства. Сейчас в колхо-
зе имени Особой Дальневосточной Красной
Армии, Селидовского района, Сталинской об-
ласти снимается полнометражная картина
«Что дают зеленый конвейер и стойловое со-
держание скота». В колхозе «Червона зоря»
Сумской области, где работает Герой Социа-
листического Труда тов. Савченко, снимает-
ся кинокартина «В чем секрет высоких удо-
ев».

Фильм «Электричество-на службу сель-
скому хозяйству» посвящается вопросу элек-
трификации колхозного села. В этом фильме
	ОРЕЛ. (Наш корр.). Орловское областное
управление кинофикации направило в рай-
оны 28 новых звуковых кинопередвижек, со-
провождаемых агитбригадами.

Колхозникам будут показаны лучшие со-
ветские художественные, документальные и
агротехнические кинофильмы: «Мичурин»,
«Суд чести», «Повесть о настоящем челове-
Kes, «Академик Иван Павлов», «Встреча на
Эльбе», «Мастера высоких урожаев», «Советы
агронома» и другие.

за
	В Таджикской республике насчитывается
сейчас 963 библиотеки C книжным фондом
2.466.300 экземпляров книг, 748 районных До-
мов культуры, клубов в колхозах, на пред-
приятиях, в учреждениях и учебных заве-
дениях. Только в 1948 году было вновь
открыто 254 библиотеки, 234 сельских и кол-
		Об’ективистское изложение буржуазной социологии
	Серьезным недостатком книги М. Баскина
является то, что в оней нет. борьбы. против
воинствующей идеологии современного им-
периализма, нет борьбы с космополитизмом.
Автор не разоблачает таких ‘от’явленных
космополитов, как Карр, Джоад, Коббэн, Бек-
кер, Эм. Ривс, не разоблачает космополити-
ческую пропаганду правых социалистов.
	В главе о современном расизме автор боль-
ше половины ее страниц посвящает воззре-
ниям давно умершего расиста Гумпловича,
а современных расистов оставляет в стороне,
не ведет с ними борьбы.

В главе своей книги «Поход реакциснных
англо-американских социологов против
страны Советов» т. Баскин собирает целый
букет различного рода антисоветских выска-
зываний буржуазных социологов и не дает
им решительного отпора. В конце этой
главы т. Баскин справедливо говорит, что
«задача советской науки — полностью разо-
блачить империалистических  мракобесов
Англии и США». Но ведь эта задача прежде
всего стояла перед самим т. Баскиным, раз
он взялся писать об англо-американской со-
циологии. И этой задачи т. Баскин не вы-
полнил.

Поверхностно сказано в книге об идеоло-
гии таких верных слуг империализма, ка-
кими являются лейбористы, правые социа-
листы. Вместо того чтобы основательно рас-
смотреть, как своими реакционными воззре-
ниями на государство, демократию и социа-
лизм лейбористы отравляют сознание широ-
ких трудящихся масс ядом буржуазной им-
периалистической идеологии, вместо того
чтобы разоблачить антинаучность и пороч-
ность лейбористской методологии, опираю-
щейся на самую пошлую метафизику и иде-
ализм, автор отделывается двумя-тремя стра-
ницами легковесных рассуждений по поводу
лейборизма. ,
	В книге проф. Баскина не воспроизведены
характеристики буржуазной философии, дан-
ные классиками марксизма-ленинизма. Руко-
водящие указания Ленина и Сталина не по-
ложены в основу разоблачения современной
империалистической социологии. Видимо,
чувствуя этот коренной порок своей книги,
проф. Баскин сделал попытку исправить его
в специальном заключении к книге, но эта
попытка осталась безуспешной. Никакое за-
ключение не может исправить книгу, пороч-
ную в своей основе.

Выпуск в свет поверхностной, об’ектавист
ской книжки проф. М. Баскина ‘свидетель-
ствует о том, что, видимо, еще не все фило-
софские работники поняли указания. партии,
данные на философской дискуссии, и не сде-
лали необходимых выводов в своей работе.
	Е. ПОМОГАЕВА.
П. ТРОФИМОВ.
	Например, говоря о так называемой пси-
хологической школе в современной амери-
канской социологии, М. Баскин старательно
перелагает взгляды ее представителей Рос-
са, Берди, Прессея, Блумера, Рейтера, Дасе-
нуса,

«В противовес Россу, выдвигается поэто-
му концепция Берди и Прессея, которые
видят задачу социологии в разрешении
психологической проблемы: поведение лич-
ности в процессе ее функционального при-
способления к окружающей обстановке.

Американский буржуазный социолог
Блумер провозглашает центральным во-
просом социологии психологическое исслёб-
дование личности. Он говорит о трудно-
стях этого исследования, но в то же время
не видит иных путей, кроме метода психо-
логической «робинзонады».

Этого же взгляда придерживается Рей-
тер, утверждающий, что, только изучив
психологию личности, Можно понять пси-
хологию общества. В свою очередь психо-
логия общества дает ключ к изучению об-
щественной экономики и политики.

Американский социолог Дасенус уделяет
специальное внимание изучению психоло-
гии нравственности. Познав индивидуаль-
ную мораль, доказывает он, можно понять
индивидуальное поведение людей, а затем
и их коллективное поведение» (стр. 121-—
422).
	Как видно, автор даже не пытается дать
марксистско-ленинскую оценку и критику
рассматриваемых им ‘учений буржуазных
социологов; он ограничивается простым со-
общением фактов. Подобные рассуждения,
свойственные всей книге проф. Баскина,
нельзя назвать иначе, как об’ективистским
подходом к буржуазной социологии.
	Автор допускает серьезную ошибку, не по-
казывая тесной связи социологии с совре-
менной англо-американской вульгарной по-
литической экономией, которую проповедуют
Карвер, Кларк, Митчелл, Кейнс. Если бы
автор рассматривал современную англо-аме-
риканскую буржуазную социологию не в
отрыве от конкретной исторической обста-
новки и борьбы классов в США и Англии,
то он нашел бы и раскрыл глубокую внут-
реннюю связь между современной буржуаз-
ной социологией и современной продажной,
вульгарной буржуазной политэкономией
США и Англии, находящейся на службе
американского и английского империализма.
	Проф. Баскина интересует не конкретно-
исторический анализ возникновения той
или иной социологической школы, а простая
связь идей; он старается прежде всего пока-
зать, Что заимствовали современные бур-
жуазные социологи из учений прошлого.
	Недавно Институт Философии Академии
наук СССР выпустил в свет книгу профес-
сора М. Баскина «Англо-американская социо-
логия на службе империализма» *. Нечего и
говорить о том, как нужна сейчас книга на
такую актуальную тему, остро разоблачаю-
щая реакционный характер писаний совре-
менных буржуазных социологов — слуг аме-
	’риканского и английского империализма. Но,
	к сожалению, книга’ проф. Баскина` этой за-
дачи не выполняет.

В книге проф. Баекина рассматривается
множество различных направлений буржуаз-
ной социологии, но рассмотрение этих на-
правлений ведется вне анализа конкретно-
исторических условий, в отрыве от борьбы
классов и партий в США и Англии, В книге
не показана борьба сил демократии с силами
реакции и империализма.

Проф. Баскин ориентирует читателя на да-
лекое прошлое буржуазной социологии. Зна-
чительная часть его книги посвящена со-
циологии ХПХ века. Здесь с равнодушием
бесстрастного описателя автор излагает уче-
ния Конта, Спенсера, Дрепера, Кетли, Тарда
и многих других идеалистов.
	Рассматривая взгляды философов давно
прошедшего времени, автор. подчеркивает,
ЧТО «буржуазная наука ничего не может при-
бавить к тому, что уже было сказано десят-
ки или даже сотни лет назад» (стр. 32). Проф.
Баскин забывает о партийных указаниях,
сделанных на философской дискуссии по
книге Г. Александрова «История западно-
европейской философии» о том, что совре-
менная буржуазная наука снабжает попов-
щину, фидеизм новой аргументацией, кото-
рую необходимо беспощадно разоблачать.
Чрезмерная любовь автора к копанию в фи-
лософских школках прошлого уводит его в
сторону от актуальных вопросов борьбы с
реакционной идеологией империализма.
	Проф. Баскин приводит в своей книге без
всякого разбора десятки имен буржуазных
ученых разных времен и излагает их взгля-
ды, хотя в этом нет никакой надобности. Та-
кой чести, например, удостоились в книге
граф Монталамбер, лорд Маннерс, фон Гар-
денберг-Новалис и apyrue им подобные
(стр. 15—18).

Автор не раскрывает перед читателем
реакционного характера взглядов современ-
ных англо-американских социологов. выпол-
няющих гнусную роль слуг и  лакеев импе-
риализма, он ограничивается только холод-
ным, об’ективистским изложением воззрений
этих социологов, не ведя против них борьбы.
	* Академия наук СССР. Институт филоео-
фии. Профессор М. П. Баскин. Англо-амери-
канская социология на службе империализ-
Ma. Crp. 178 Издательство Академии наук.
1949 г. Ответственный редактор М. Д. Кач-
мари.
	хозных клуба. Значительно выросла сеть
культурно-просветительных учреждений на
Памире. В высокогорных отдаленных райо-
нах Горно-Бадахшанской автономной обла-
сти сейчас насчитывается 95 библиотек и
62 учреждения клубного типа.
	Одесский русский драматический театр
им. А. Иванова за два месяца своего пребы-
вания на гастролях во Львове показал трудя-
щимся города и области свои постановки
пьес «Московский характер», «Анна Карени-
на», «Закон чести», «Особняк в переулке»
и др. :

Концертные бригады и отдельные артисты
театра выступали в клубах и Дворцах куль-
туры заводов и предприятий, рабочих посел-
ках, в колхозах. С участниками художествен-
ной самодеятельности города проведено свы-
ше 200 бесед и консультаций,