ной работы на факультетах и кафедрах в
1949/50: учебном году». Здесь же преподава-
тели готовятся к обсуждению докладов на
темы: «О партийности в науке», «О ведущей
роли русских и советских ученых в разви-
тии мировой науки и техники». Студенты
готовятся к обсуждению доклада «Каким
должен быть молодой советский специалист?».
В Институте механизации сельского хозяй-
ства имени М. И. Калинина среди‘ профес-
сорско-преподавательекого состава идет’ под-
готовка к обсуждению доклада «О’ роли: пре-
подавателей в воспитании студентов», ,

В 1949/50 учебном году областной комитет
партии намечает ежемесячно проводить для
студентов и работников вузов доклады на
текущие политические темы. С докладами
будут выступать секретари обкома, горкома
и райкомов партии, а также руководители
вузов. Намечается более широкое `` привлече-
ние преподавателей и научных’ работников
к массово-политической работе среди студен-
тов. Разработаны практические ‘ мероприя-
тия по усилению связи вузов с производ-
ством и привлечению ученых и студентов к
участию в решении народнохозяйственных
задач, стоящих перед сельским хозяйством
	и промышленностью области. :
Некоторое улучшение узебно-воспитатель-
ной работы вузов Саратова не дает никакого
права партийным и общественным организа-
циям высших учебных заведений ‚нашего
города успокаиваться на достигнутом. В ра-
боте вузов Саратовской области имеется еще
много крупных недостатков. Далеко не все
преподаватели активно участвуют в воспи-
тательной работе среди студенчества, лекции
многих преподавателей общественных и спё-
циальных дисциплин читаются еще на низ-
ком уровне, аполитично, сухо. Такие лекции
не отвечают требованиям воспитания совет-
ских специалистов, активных строителей
коммунистического общества.
	Прошедшие экзамены в вузах показали,
что среди студентов имеется еще немало от-
стающих, слабо усваивающих марксистско-
ленйнскую науку и специальные дисципли-
ны. В идейно-воспитательной работе некото-
рых вузов далеко еше не изжит формализм.
Слабо развертывается физкультурная. работа.
	На устранение недостатков в ‘учебной и
воспитательной работе’ высших учебных. за-
ведений в новом учебном году должно. быть
направлено внимание областного, городских
и районных комитётов партии, директоров. и
парторганизаций вузов нашей области. Мы
не сомневаемся в том, что, руководствуясь
постановлениями ЦК ВКП(б) по идеологиче-
ским вопросам, саратовские высшие учебные
заведения добьются в новом учебном году
дальнейших успехов в деле улучшения
качества преподавания и постановки (поли-
тико-воспитательной работы среди студентов.
	Газета Отдела пропаганды и агитации Центрального _ Комитета ВКП (6)
	РИКА
	Воскресенье,    сентября 1949 г.

Иосиф Виссарионович СТАЛИН.
	Министра Вооруженных Сил Союза ССР
11 сентября 1949 г. № 80 я

ry Maprrna
	Товарищи танкисты и танкостроители!
	Товарищи ‘солдаты, матросы, сержанты и
старшины!

Товарищи офицеры, генералы и адмиралы! в
Сегодня советский народ и его Вооруженные Си-
лы празднуют День танкистов и отмечают успехи
советских танкистов и работников танковой про-

мышленности в выполнении задач, поставленных
нашим вождем и учителем товарищем Сталиным.
	Приветствую и поздравляю Вас с праздником —
Днем танкистов.
	Желаю личному составу бронетанковых и механи-
зированных войск и всем работникам танковой про-
мышленности новых успехов в деле дальнейшего
развития бронетанковых и механизированных войск,
	направленных на укрепление боевой мощи Boopy-
женных Сил нашей Родины.

В ознаменование Дня танкистов приказываю:

Сегодня, 11 сентября 1949 года, произвести салют
в столице нашей Родины — Москве и в столицах
союзных республик — двадцатью артиллерийскими
залпами. _

Да здравствуют советские танкисты и танко-
строители!
_ Да здравствует героический советский народ и его
	Вооруженные Силы!
	Да здравствует наше Советское Правительство!
Да здравствует Всесоюзная Коммунистическая
партия большевиков!

Да здравствует наш вождь и учитель — Великий
Сталин! \
	Министр Вооруженных Сил Союза ССР
Маршал Советского Союза ВАСИЛЕВСКИЙ.
	ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНЧЕСТВА
	В решении великих задач строительства коммунисти-
ческого общества в нашей стране огромное значение
имеет подготовка молодых специалистов для различных
	отраслей промышленности, сельского хозяйства и куль-о
	туры, подготовка новых кадров советской интеллиген-
ции.

Благодаря неустанным заботам партии, правительства,
лично товарища Сталина в нашей стране создана много-
численная новая, советская интеллигенция, вышедшая
из народных масс и связанная с ними всеми своими
корнями, .

В формировании кадров советской интеллигенции
выдающуюся роль играет высшая школа. Высшее обра-
зование в нашей стране получило поистине невиданный
размах, какого не знало и не может знать ни одно бур-
жуазное государство.

Советская высшая школа призвана готовить всесто-
ронне развитых и марксистски образованных специа-
листов, преданных делу коммунизма, пламенных пат-
риотов своей великой социалистической Родины.

Для формирования кадров, вооруженных передовой
наукой, марксистско-ленинским мировоззрением, совет-
ская высшая школа имеет самые благоприятные воз-
можности. Она работает в условиях социалистического
строя, являющегося воплощением всепобеждающих идей
марксизма-ленинизма, Марксизм-ленинизм утвердился
в нашей стране как господствующая идеология, воспри-
нятая широчайшими народными массами. .

Марксистско-ленинская наука дает кадрам силу
ориентировки, позволяет предвидеть события. Товарищ
Сталин указывает, что знание марксистско-ленинской
науки обязательно для большевиков всех отраслей
науки:

sACHHHEL,—.TOBOPMT товарищ Сталин,— не может
быть только специалистом облюбованной им отрасли.

‘науки, — он должен быть вместе с.тем политиком-обще-

ственником, живо интересующимся судьбой своей
	страны, знакомым с законами общественного разви-.
	тия, умеющим пользоваться этими законами и стремя

щимся быть активным участником политического ру-

ководетва страной».

Идейно-политическое, марксистско-ленинское воспита-
ние советского студенчества должно занимать централь-
ное место во всей деятельности высших учебных заве-
дений.

На основе исторических эбетановлений WK вк)
по идеологическим вопросам высшие учебные заведения
добились известного улучшения идейно-политического
воспитания студенчества. Активизировали свою дея-
тельность кафедры общественных наук. Поднялся уро-
	вень преподавания основ марксизма-ленинизма, поли”.
	тической экономии и философии, повысилось качество
преподавания специальных наук, играющих важную
роль в выработке материалистического мировоззрения.

Но в преподавании общественных наук еще имеются
серьезные недостатки. Лекции и семинарские занятия
по основам марксизма-ленинизма иногда проводятся на
низком теоретическом уровне. В ряде случаев препода-
BATCAM превращают лекции в простой перечень собы-
	тий и фактов, не давая им теоретического освещения,
не увязывая преподавание марксизма-ленинизма с прак-
тическими задачами строительства коммунизма. Неред-
ко изучение марксистско-ленинской теории mpeKpa-
щается после ‘того, как заканчивается курс основ мар-
ксизма-ленинизма. Это нельзя считать правильным.
Идейное воспитание студентов — дело не одних кафедр
основ марксизма-ленинизма, а высшего учебного заве-
дения в целом, всех его кафедр. Преподаватели специ-
альных дисциплин: истории, литературы, биологии, фи-
зики и т. д. обязаны на материале своего учебного пред-
мета воспитывать студентов в духе марксистско-ленин-
ского мировоззрения.

Для того, чтобы вести преподавание специальных дис-
циплин на высоком идейном уровне, преподаватели
сами должны неустанно овладевать теорией марксизма-
ленинизма, систематически изучать произведения
Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина. Только при этом
условии они смогут на высоком уровне преподавать спе-
циальные дисциплины, вооружать студентов на борьбу
против враждебных теорий, учить тому, как надо приме-
нять марксистско-ленинскую теорию при решении прак-
тических задач.

Во многих вузах еще слабо поставлено руководство
работой преподавателей, не уделяется достаточного вни-
мания контролю за содержанием лекций и семинар-
ских занятий, плохо организована учебно-методическая
и научно-исследовательская работа кафедр обществен-
ных наук, далеко еще не все кафедры марксизма-
ленинизма выступают организаторами борьбы за высо-
кую идейность преподавания, за общий под’ем идейно-
теоретического уровня учебного процесса в вузе.

Министерство высшего образования, многие. дирек-.
тора вузов и руководители кафедр в прошлом учебном
году слабо руководили политичёским воспитанием сту-”
денчества, нередко проходили мимо фактов формального,
неглубокого изложения марксистско-ленинской теории,
мимо фактов аполитичности в преподавании  специаль-
ных дисциплин.

Министерству высшего образования необходимо ко-
ренным образом улучшить свое руководство делом пре-
подавания марксизма-ленинизма, делом организации.
всей политико-воспитательной работы в ‘вузах:

Повседневное внимание делу улучшения преподавания
общественных наук, всей воспитательной работы среди
студенчества должны уделять партийные организации.
Улучшение преподавания марксистско-ленинской теории.
в высших учебных заведениях —это кровное дело партий-
ных организаций. Борясь за повышение идейно-теорети-
ческого Уровня преподавания, партийные организации
обязаны всемерно усиливать проти НУЮ ра-
боту среди студенчества.

Министерство высшего образования, ИЕ орга-
	низации должны постоянно помогать высшим учебным
	заведениям в разрешении их ответственнейшей задачи
по воспитанию всесторонне образованных, марксистски
подготовленных специалистов, патриотов своей социа-
листической Родины, стойких борцов за великое дело
партии Ленина- Сталина.
	тико-воспитательной раооты в высших и
средних учебных заведениях.

Эти указания ЦК ВКП(б), а также поста-
новления по идёологическим вопросам, при-
нятые Центральным Комитетом партии за
последние годы, явились для областной пар-

$®>®

Г. БОРКОВ
Секретарь Саратовского обкома ВКП(б)

02086
	чить с оторванностью их от общественной
	жизни, добиться, чтобы все преподаватели
неустанно совершенствовали свое педагоги-
ческое мастерство, повеедневно. и глубоко
	изучали марксистско-ленинскую теорию, при?
	нимали активное участие в общественной
жизни. города и области. Обком ВКП(б) осо-
бо подчеркнул необходимость неуклонного
проведения принципа большевистской пар-
тийности в учебной работе, призвал препо-
давателей учить студентов умению приме-
нять творетические положения марксизма-
ленинизма к явлениям современной обще-
ственной жизни. Вся система учебной и по-
литико-воспитательной работы в универси-
тете должна быть направлена на формиро-
вание у студенческой молодежи марксистско-
ленинского мировоззрения, на воспитание
	студентов в духе советского патриотизма и.
	коммунистической сознательности.
	Партийному бюро и руководителям кафедр
было предложено установить систематиче-
ский контроль за качеством лекций и семи-
нарских занятий, повысить роль кафедр об-
щественных наук в организации идейно-
политической работы среди студентов и про-
фессорско-преподавательского состава, под-
нять уровень научной ‘работы в универси-
тете, создать условия для повышения квали-
фикации преподавателей.
	Решение обкома ВКП(б) обсуждалось на
партийном собрании университета. Острая
критика недостатков в работе кафедр
общественных наук на партийном собрании
помогла ректорату и парторганизации уни-
верситета значительно улучшить постанов-
ку преподавания общественных дисциплин.
Решение обкома ВКП(б) оказало положитель-
ное влияние ‘на организацию ‘учебно-воспи-
тательной работы и в других выеших учеб-
ных заведениях Саратова,
	Итоги 1948/49 учебного года показывают,
зто большинство студентов прочно усвоило
изучаемый материал, глубоко овладело тео-
рией марксизма-ленинизма, разбирается в
вопросах текущей политики и международ-
ного положения. Из 10.818 студентов, держав-
ших ‘госэкзамены в саратовских вузах,
успешно выдержали их 10.418 человек, или
94,7 проц.; 1.465 студентов сдали вое, экзамены
	тийной организации боевой программой по-
литической работы среди научных ‚работни-
ков и студенчества.

В 1948/49 учебном году обком ВКП(б) про-
вел глубокую проверку постановки препода-
вания общественных дисциплин в Саратов-
ском государственном университете. Про-
верка показала, что кафедры общественных
	‚наук университета еще не заняли ведущеи
	роли в идейно-политическом воспитании сту-
дентов. Некоторые преподаватели основ мар-
ксизма-ленинизма, диалектического и исто-
рического материализма, политической эко-
номии читают лекции на низком теоретиче-
ском и политическом уровне, не разоблачают.
реакционные буржуазные учения в биоло-
гии, физике, философии и политической
экономии. В лекциях недостаточно выяс-
няется коренная ‘противоположность  бур-
жуазного и пролетарского мировоззрений,

слабо раз’ясняются преимущества советского

социалистического строя перед капиталисти-
ческим строем, не подчеркивается роль co-
ветского народа в борьбе за прочный мир и
демократию, против империалистических под-
жигателей новой войны.

Партийная организация и руководетво
университета мало заботились о повышении
квалификации, расширении теоретического
и культурного кругозора преподавателей со-
циально-экономических наук. Многие препо-
даватели общественных наук, как правило,
не ийтересуются профилирующими дисцип-
линами соответствующих факультетов, на
которых они ведут занятия, не стремятся к
глубокому изучению вопросов истории. меж-
дународных отношений, литературы, искус
ства, новейших достижений науки и тех-
ники.

Серьезный недостаток в работе кафедр o6-
щественных наук университета состоял в
том, что они. плохо помогали преподавателям
совершенствовать методы преподавания,
недостаточно заботились 0 сознательном,
глубоком усвоении студентами марксистско-
ленинской теории.

Бюро областного комитета партии потребо-
вало от’ ректора университета т. Голуб-
кова и заведующих кафедрами марксизма-
ленинизма, диалектического и исторического
материализма и политической экономии ре-
шительно улучшить работу кафедр, покон-
	Большевистская партия и советское госу-
дарство придают оЁромное значение разви-
тию высшего образования, проявляют не
устанную заботу о политическом и культур-
ном воспитании студенчества. Высшая шко-
ла является кузницей подготовки новых, мо-
лодых кадров советской интеллигенции. Выс-

С С О Ань  авы <

заботливо гото

тико-воспитательной работы в высших и
средних учебных заведениях.
	шие учебные заведения страны готовят вы-
сококвалифицированных специалистов для
всех отраслей народного хозяйства, воспиты-
вают кадры, способные творчески развивать
и двигать вперед советскую науку, технику
и культуру, успешно решать поставленную
товарищем Сталиным задачу: «не только до-
гнать, но и превзойти в ближайшее время
достижения науки за пределами нашей
страны», .

Ответственные задачи по руководству ра-
ботой высших учебных заведений стоят пе-
ред Саратовской парторганизацией. За годы
советской власти Саратов стал поистине го-
родом вузов. Если до ‹Великой Октябрьской
социалистической революции в Саратове
было всего два высших учебных заведения,
то в настоящее. время имеется 11 вузов и
20 техникумов. В Саратовской области сей-
час имеется 13 высших учебных заведений
и 51 техникум, в которых обучается 28,5 тыс.
человек.
	В. саратовских вузах в. настоящее время
работает 1.300 научных работников. В их с0-
ставв насчитывается 100 профессоров и 315
	доцентов, 80 докторов наук и 3152 кандидатов.
	наук. Многие ученые своими научными тру?
дами известны далеко за пределами области.
	Центральный Комитет ВКП(б) и лично
товарищ Сталин уделяют большое внимание
высшим учебным заведениям Саратова.
В июле 1945 г. ЦК ВКП(б) принял постанов-
ление «О недостатках в преподавании основ
марксизма-ленинизма В Саратовском rocy-
дарственном университете имени H. T. Yep
ны В этом постановлении WK

КП(б) подверг резкой критике крупные не-

с ое А
	УР ИА осн: ксизма-
достатки в преподавании снов марксизма“
	a ee eee ee

ленинизма в университете, ЦК вкЦб) обя-
зал руководство Саратовского государствен-
ного университета обеспечить преподавание
марксизма-ленинизма на высоком идейно-
теоретическом, уровне, добиться глубокого
Усвоения студентами «Краткого курса исто-
рии ВКП(б)» и произведений классиков мар-
ксизма-ленинизма, изучение которых преду-
смотрено учебным планом вузов, решительно
Улучшить методы преподавания марксизма-
ленинизма, покончить с формализмом и шко-
лярством в преподавании марксистско-ленин-
ской теории, В ноябре 1948 г. Центральный
Комитет ВКП(б) отметил, что политико-вос-
питательная работа среди студентов вузов и
техникумов в Саратовской области поставле-
на плохо. ЦК ВКП(б) потребовал от Саратов-
ского обкома партии повысить уровень поли-
	Ть Надры мололых епеималметов.
	на отлично, 3.224 студента — на хорошо и
отлично. Таким образом, ,45,5 проц. студен-
тов показали на экзаменах высокую  успе-
ваемость. В Саратовском государственном
университете более 50 проц. студентов сдали
	экзамены с высокой оценкой успеваемости.
и показали - отличное и хороцее знание
	изучаемого материала.
	Вузы города Саратова своевременно закон-
	чили подготовку К новому учебному году и
1 сентября организованно’ приступили к
учебным занятиям. Партийные и комсомоль-
ские организации вузов накопили большой
опыт идейно-воспитательной работы‘ среди
преподавателей и студентов. В настоящее
время много внимания уделяется разверты-
	ванию идейно-политической работы среди.
студентов в учебных группах и общежитиях.
	Партийные организации университета и
институтов стали широко привлекать про-
фессорско-преподавательский состав к поли-
тико-воспитательной работе среди студен-
сества. В государственном университете аги-
тационно-массовую работу в учебных груп-
пах и студенческих ‘общежитиях ведут мно-
гие преподаватели. В медицинском инети-
туте в политико-воспитательной работе со
студентами во внеучебное время принимает
участие большинство профессорско-нреподя-
вательского состава. Ясно, что активное уча-
стие преподавателей в массово-политической
работе потребовало от них постоянного ‘со-
вершенствования своих политических зна-
ний.

Основной задачей, которую поставил o6xom
ВКП(б) перед вузовскими партийными орга-
низациями области на 1949/50 учебный год,
является всемерное усиление идейно-воспи-
тательной работы среди профессорско-препо-
давательского состава и студенчества, реши-
тельное улучшение всей постановки обуче-
ния в вузах с тем, чтобы обеспечить выпуск
политически подготовленных и идейно зака-
ленных кадров специалистов, непримиримых
к буржуазной идеологгл, проникнутых ду-
хом большевистской партийности и совет-
ского патриотизма.

В настоящее время во всех высших учеб-
ных заведениях области разработаны кон-
кретные мероприятия, направленные ‘на
улучшение учебной и массово-политической
работы. В. государственном университете
организуется чтение циклов лекций по исто-
рии отечественной науки, 0б ее успехах,
приоритете и роли в развитии мировой
науки и культуры. В автодорожном инсти-
туте в августе, на ‘ученом совете обсуждался
вопрос «О постановке политико-воспитатель-